О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ. Протокол. Центральная избирательная комиссия РФ. 27.09.06 187-4-4

Оглавление


Страницы: 1  2  3  



       О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА
       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
                      ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

                               ПРОТОКОЛ

                ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ

                         27 сентября 2006 г.
                              N 187-4-4

                                 (Д)


                              (Выписка)

     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:
     1. Одобрить Рекомендации по некоторым вопросам применения Кодекса
Российской     Федерации     об    административных    правонарушениях
избирательными комиссиями (прилагается).
     2.   Направить  Рекомендации  по  некоторым  вопросам  применения
Кодекса   Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях
избирательными   комиссиями   в   избирательные   комиссии   субъектов
Российской Федерации.
     3.   Опубликовать   настоящую   выписку  из  протокола  заседания
Центральной  избирательной  комиссии  Российской  Федерации  в журнале
"Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                          А.А.ВЕШНЯКОВ

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                        О.К.ЗАСТРОЖНАЯ
27 сентября 2006 г.
N 187-4-4


                                                            Приложение

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
               ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА
       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
                      ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

          I. Общие вопросы административной ответственности
             за нарушения избирательного законодательства

     Одним   из   наиболее   важных   вопросов   при   привлечении   к
административной  ответственности  является вопрос о лице, совершившем
правонарушение,  как  субъекте  административного  правонарушения.  Им
может  быть  как  физическое  лицо  (в  том  числе должностное), так и
юридическое лицо (организация). Выделяют общий и специальный субъекты.
     Согласно    статье    2.3   Кодекса   Российской   Федерации   об
административных  правонарушениях  (далее - Кодекс) ответственность за
административное  правонарушение  наступает с 16 лет. Здесь необходимо
учитывать  то,  что  в  соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального
закона  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме  граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)
участвовать    в    предусмотренных    законодательством   о   выборах
избирательных   действиях   вправе   гражданин  Российской  Федерации,
которому  исполнилось  либо исполнится на день голосования 18 лет. Эти
лица  могут быть привлечены к административной ответственности в общем
порядке,  если  не  указан  специальный субъект. Лица, которым на день
голосования   не   исполнится   18   лет,   могут  быть  привлечены  к
административной  ответственности  с  учетом  характера правонарушения
лишь  по  некоторым  статьям Кодекса (например, по статьям 5.11, 5.12,
5.14,  5.20,  5.56).  При  решении  вопроса о составлении протокола об
административном  правонарушении  по  статье  5.11 Кодекса в отношении
кандидата, избирательного объединения, их доверенных лиц, а также иных
лиц  необходимо  установить,  что  им  было  или могло быть известно о
несовершеннолетнем  возрасте  лица,  привлекаемого  ими  к  проведению
предвыборной агитации.
     Понятие должностного лица дано в примечании к статье 2.4 Кодекса.
Согласно   данному   определению   должностным  лицом  является  лицо,
постоянно,  временно  или  в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющее  функции  представителя  власти,  то  есть наделенное в
установленном   законом   порядке   распорядительными  полномочиями  в
отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно
лицо,       выполняющее       организационно-распорядительные      или
административно-хозяйственные   функции   в  государственных  органах,
органах  местного  самоуправления,  государственных  или муниципальных
организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других
войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
     При  этом  руководители  и  другие  работники  иных  организаций,
совершившие  административные  правонарушения  в  связи  с выполнением
организационно-распорядительных    или   административно-хозяйственных
функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без  образования  юридического  лица  (ПБОЮЛ),  несут административную
ответственность  как  должностные  лица,  если  законом не установлено
иное.
     Понятие   юридического   лица,   а   также  его  признаки,  виды,
правоспособность  определены  в  статьях  48 - 51 Гражданского кодекса
Российской   Федерации.   Юридическим  лицом  признается  организация,
которая  имеет  в собственности, хозяйственном ведении или оперативном
управлении  обособленное  имущество и отвечает по своим обязательствам
этим  имуществом,  может  от  своего  имени приобретать и осуществлять
имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, быть
истцом  и ответчиком в суде. Кроме того, юридические лица должны иметь
самостоятельный  баланс  или  смету,  а  также быть зарегистрированы в
порядке,   определенном   Федеральным   законом   "О   государственной
регистрации юридических лиц".
     От  имени  юридического  лица,  в  отношении  которого  составлен
протокол  об  административном  правонарушении, выступает его законный
представитель.  В соответствии с частью 2 статьи 25.4 Кодекса законным
представителем  юридического  лица  является его руководитель, а также
иное  лицо,  признанное  в  соответствии  с законом или учредительными
документами    органом   юридического   лица.   Полномочия   законного
представителя    юридического    лица    подтверждаются   документами,
удостоверяющими его служебное положение.
     В   случае   привлечения   к   административной   ответственности
специальных   субъектов   последние   указываются   в   самой  статье.
Специальными   субъектами  административного  правонарушения  являются
лица,  обладающие определенным статусом: кандидаты, зарегистрированные
кандидаты,  уполномоченные  представители избирательных объединений (в
том   числе   по   финансовым  вопросам),  а  также  лица,  замещающие
государственную   должность   Российской   Федерации,  государственную
должность   субъекта   Российской  Федерации,  выборные  муниципальные
должности, государственные или муниципальные служащие.
     Вопросы  определения  субъектов  административных правонарушений,
равно  как и иные вопросы применения Кодекса, отражены в Постановлении
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5
"О  некоторых  вопросах,  возникающих  у  судов при применении Кодекса
Российской  Федерации об административных правонарушениях" (приложение
N 6 - не приводится).
     Лицо,  в  отношении  которого  ведется  производство  по  делу об
административном  правонарушении,  считается невиновным, пока его вина
не  будет  доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена
вступившим  в законную силу постановлением судьи, органа, должностного
лица, рассмотревших дело (статья 1.5 Кодекса).
     Под  порядком  установления вины согласно Кодексу подразумевается
установление   наличия   в   действиях   (бездействии)   лица  состава
административного   правонарушения,  предусмотренного  соответствующей
статьей Кодекса.
     Лицо,  совершившее  административное  правонарушение,  может быть
признано виновным, если действовало с умыслом или по неосторожности.
     Также  возможно  совершение  административного  правонарушения по
неосторожности,  если  лицо,  его  совершившее, предвидело возможность
наступления  вредных последствий своего действия (бездействия), но без
достаточных    на    то   оснований   самонадеянно   рассчитывало   на
предотвращение   таких  последствий  либо  не  предвидело  возможности
наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
При  этом  наличие  или  отсутствие  в действиях тех или иных лиц вины
устанавливает суд.
     Необходимо    принимать   во   внимание,   что   административное
правонарушение  считается  оконченным  с  момента,  когда в результате
действия  (бездействия)  правонарушителя  имеются  все предусмотренные
законом  признаки  состава  административного правонарушения. В случае
если   в   соответствии   с  нормативным  правовым  актом  установлены
обязанность  и  срок, в течение которого такая обязанность должна быть
выполнена,   но   это   исполнено  не  было,  правонарушение  является
оконченным   с   момента  истечения  установленного  срока.  Указанное
обстоятельство   должно   обязательно   учитываться   при  составлении
протокола,  поскольку Кодексом предусмотрена возможность привлечения к
административной  ответственности только за оконченное правонарушение.
На  это  указывается в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5.
     Федеральным  законом  от  21  июля  2005 года N 93-ФЗ "О внесении
изменений  в  законодательные  акты  Российской  Федерации о выборах и
референдумах   и   иные  законодательные  акты  Российской  Федерации"
изменены  редакции ряда статей Кодекса. В частности, изменены редакции
23  статей  (статьи  5.6  - 5.9, 5.11 - 5.13, 5.15, 5.17 - 5.21, 5.24,
5.25, 5.27, 5.46 - 5.52), введено три новых состава, предусматривающих
административную   ответственность  за  нарушение  законодательства  о
выборах  (часть  2  статьи  5.3,  часть  2  статьи  5.5, статья 5.56).
Соответствующие изменения внесены в пункт 1 части 2 и в часть 5 статьи
28.3 Кодекса "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об
административных  правонарушениях",  а  также  в  часть  1 статьи 28.4
"Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором".
     Также   внесены   изменения   в  статьи,  определяющие  процедуру
составления   протоколов  об  административных  правонарушениях  и  их
рассмотрения.  Так,  в  статье  23.1  Кодекса перечень статей, дела по
которым рассматривают судьи, дополнен статьей 5.56 Кодекса.
     Кроме  того,  с  6  августа  2006 года утратили силу примечания к
статьям  5.8  и 5.50 Кодекса, поскольку Федеральным законом в редакции
Федерального  закона от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ не предусматривается
создание избирательных блоков.
     В  настоящее  время протоколы об административных правонарушениях
вправе составлять следующие должностные лица:
     по  статьям 5.3 - 5.5, 5.8 - 5.10, 5.12, 5.15, 5.17 - 5.20, 5.47,
5.50,  5.51,  5.56  Кодекса  -  члены  избирательных комиссий с правом
решающего  голоса,  уполномоченные  избирательными комиссиями (часть 5
статьи 28.3 Кодекса);
     по  статьям  5.6, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14 - 5.16, 5.22, 5.47, 5.49
Кодекса  -  должностные лица органов внутренних дел (милиции) (пункт 1
части 2 статьи 28.3 Кодекса);
     по статьям 5.5, 5.10, 5.11, 5.13, 5.51 Кодекса - должностные лица
органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации
(пункт 58 части 2 статьи 28.3 Кодекса);
     по  статьям  5.5,  5.10,  5.11,  5.13  Кодекса - должностные лица
органов,   уполномоченных   в   области  телевидения,  радиовещания  и
государственного  контроля  за техническим качеством вещания (пункт 60
части 2 статьи 28.3 Кодекса);
     по статье 5.21 Кодекса - инспектора Счетной палаты (абзац 3 части
5 статьи 28.3 Кодекса).
     Как  видно  из  приведенного  перечня, по ряду статей (5.5, 5.10,
5.12,   5.15,   5.47,   5.51)   право   на  составление  протокола  об
административном  правонарушении  имеют,  помимо уполномоченных членов
избирательных  комиссий,  и  другие  должностные  лица.  Однако данное
обстоятельство  не может служить основанием для избирательной комиссии
в  случае поступления к ней обращения с приведением фактов, содержащих
признаки  административного правонарушения, направлять такие обращения
иным должностным лицам для составления протокола, кроме случаев, когда
у  комиссии, в отличие от иного органа, уполномоченного на составление
протоколов  об  административных правонарушениях, отсутствуют правовые
средства   для  оперативного,  полного  и  всестороннего  установления
фактов,  свидетельствующих  о  правонарушении  (в  том числе в связи с
необходимостью проведения административного расследования).
     Дела   об   административных   правонарушениях,   предусмотренных
статьями  5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 Кодекса,
вправе   возбуждать   прокурор  (статья  28.4  Кодекса).  Кроме  того,
прокурором    может   быть   возбуждено   дело   об   административном
правонарушении, предусмотренном любой статьей Кодекса.
     Поводами  к  возбуждению дел об административных правонарушениях,
предусмотренных  статьями  5.1  -  5.25,  5.45  -  5.52, 5.56 Кодекса,
являются (часть 1 статьи 28.1 Кодекса):
     1)     непосредственное    обнаружение    должностными    лицами,
уполномоченными     составлять     протоколы    об    административных
правонарушениях,  достаточных  данных,  указывающих на наличие события
административного правонарушения;
     2)  поступившие  из правоохранительных органов, а также из других
государственных   органов,   органов   местного   самоуправления,   от
общественных  объединений материалы, содержащие данные, указывающие на
наличие события административного правонарушения;
     3)  сообщения  и  заявления физических и юридических лиц, а также
сообщения   в   средствах   массовой  информации,  содержащие  данные,
указывающие на наличие события административного правонарушения.
     Дело об административном правонарушении может быть возбуждено при
наличии  хотя  бы  одного  из поводов, предусмотренных частью 1 статьи
28.1  Кодекса,  и  достаточных  данных, указывающих на наличие события
административного правонарушения.
     При    поступлении    обращения,    содержащего    сведения    об
административном  правонарушении, в избирательную комиссию рекомендуем
в  целях  более  объективного подхода рассматривать такое обращение на
заседании  комиссии с принятием соответствующего решения и последующим
поручением  уполномоченному  члену  избирательной  комиссии,  комиссии
референдума  составить  протокол  об  административном  правонарушении
(приложения  1  и  2)  немедленно,  либо  при  необходимости выяснения
дополнительных  обстоятельств в течение двух суток с момента вынесения
указанного  решения,  либо вынести определение об отказе в возбуждении
дела   об   административном   правонарушении  (приложение  5).  Сроки
составления протокола об административном правонарушении предусмотрены
частями 1, 2 статьи 28.5 Кодекса.
     Как   показала  практика  применения  Кодекса,  особого  внимания
заслуживают  случаи, когда имеющие место, по мнению авторов обращений,
нарушения  не  находят  фактического  подтверждения, при этом согласно
требованиям Федерального закона авторам должны быть направлены ответы.
     Среди  таких  обращений  стоит  выделить  те,  в которых ставится
вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности в
связи    с    наличием,   по   мнению   авторов   обращения,   события
административного   правонарушения.  При  их  рассмотрении  необходимо
учитывать  требования  статьи  28.1 Кодекса, согласно которым в случае
отказа   в   возбуждении   дела   об  административном  правонарушении
должностным лицом, рассмотревшим соответствующие материалы, сообщения,
заявления, должно быть вынесено мотивированное определение об отказе в
возбуждении дела об административном правонарушении.
     При   применении   части   5   статьи  28.1  Кодекса  в  случаях,
перечисленных в статье 24.5, когда по заявлению, обращению должно быть
вынесено  определение об отказе в возбуждении дела об административном
правонарушении,   возникает  вопрос,  как  реагировать  на  заявление,
обращение,  если  заявителя  невозможно  отнести  к  лицам,  которые в
соответствии  со  статьями  25.1  -  25.5  Кодекса  вправе  обжаловать
определение.
     В   этих   случаях   необходимо   принимать   во   внимание,  что
избирательная  комиссия,  рассмотрев  поступившее  обращение,  обязана
принять  мотивированное  решение  по существу вопроса и дать заявителю
мотивированный  ответ,  приложив  определение  об отказе в возбуждении
дела  об  административном  правонарушении. Поэтому заявителю не может
быть  направлен  ответ,  информирующий лишь о результатах рассмотрения
его заявления. Отказ в направлении заявителю копии определения в связи
с  тем,  что он не относится к числу лиц, имеющих право на обжалование
вынесенного   уполномоченным   членом   комиссии  документа,  является
неправомерным,  поскольку  вопрос  о  том,  является ли лицо субъектом
обжалования,  вправе  решать  только суд при принятии или рассмотрении
жалобы   на   соответствующее   определение   избирательной  комиссии.
Аналогично  должен  быть  рассмотрен  вопрос  о  направлении заявителю
мотивированного  ответа в случае вынесения постановления о прекращении
дела  об  административном  правонарушении  в  соответствии с частью 6
статьи 28.7 Кодекса.
     Необходимо   принять   во   внимание   следующее.  При  вынесении
уполномоченным   избирательной   комиссии   определения  об  отказе  в
возбуждении дела об административном правонарушении либо постановления
о прекращении дела заявителям и заинтересованным лицам необходимо дать
разъяснения  о  порядке  обжалования  указанных актов, предусмотренном
главой  30 Кодекса. В частности, требуется обратить их внимание на то,
что жалоба подается в районный суд по месту рассмотрения дела (пункт 3
части 1 статьи 30.1 Кодекса) в пятидневный срок со дня получения копии
определения, постановления (часть 3 статьи 30.3 Кодекса).
     В  том  случае,  если  для реального привлечения виновного лица к
ответственности  у  избирательной комиссии нет всей полноты полномочий
(например,   для   привлечения   к   административной  ответственности
определенной   категории   лиц),   материалы  необходимо  направить  в
прокуратуру либо в другие компетентные органы.
     Срок  давности  привлечения к административной ответственности по
делам  о  нарушениях законодательства Российской Федерации о выборах и
референдумах составляет один год (часть 1 статьи 4.5 Кодекса).
     Срок  давности привлечения к ответственности исчисляется по общим
правилам  исчисления  сроков  -  со дня, следующего за днем совершения
административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
В  случае совершения административного правонарушения, выразившегося в
форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности
исчисляется   со   дня,   следующего   за   последним   днем  периода,
предоставленного  для  исполнения  соответствующей  обязанности.  Срок
давности    привлечения    к   административной   ответственности   за
правонарушения,  по которым предусмотренная нормативным правовым актом
обязанность  не  была  выполнена к определенному в нем сроку, начинает
течь с момента наступления указанного срока (абзацы второй и четвертый
пункта  14  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 24 марта 2005 года N 5).

               II. Возбуждение дела об административном
                  правонарушении и его рассмотрение

     Дело  об административном правонарушении считается возбужденным с
момента:
     составления  протокола  об  административном  правонарушении  или
вынесения    прокурором    постановления   о   возбуждении   дела   об
административном правонарушении;
     вынесения  определения  о  возбуждении  дела  об административном
правонарушении    при   необходимости   проведения   административного
расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса.
     В   протоколе   об  административном  правонарушении  обязательно
указываются:
     дата и место составления;
     должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
     сведения   о  лице,  в  отношении  которого  возбуждено  дело  об
административном правонарушении;
     фамилии,  имена,  отчества,  адреса места жительства свидетелей и
потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);
     место,    время    совершения    и    событие   административного
правонарушения;
     статья      Кодекса,      предусматривающая      административную
ответственность за данное административное правонарушение;
     объяснение   физического   лица   либо   законного  представителя
юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
     иные сведения, необходимые для разрешения дела.
     При  составлении  протокола  об  административном  правонарушении
физическому  лицу  или  законному  представителю  юридического лица, в
отношении  которых возбуждено дело об административном правонарушении,
а также иным участникам производства по делу (потерпевшим, свидетелям,
понятым),   разъясняются   их  права  и  обязанности,  предусмотренные
статьями  25.1  - 25.10 Кодекса, о чем делается запись в протоколе. Им
должна  быть  предоставлена  возможность  ознакомления с протоколом об
административном правонарушении, а также возможность дать объяснения и
замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
     Протокол  об административном правонарушении должен быть подписан
должностным  лицом,  его  составившим,  физическим  лицом или законным
представителем  юридического лица, в отношении которых возбуждено дело
об  административном  правонарушении. В случае отказа указанных лиц от
подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
     Физическому  лицу либо законному представителю юридического лица,
в  отношении  которых  возбуждено  дело,  а  также  потерпевшему по их
просьбе  вручается  под  расписку  копия протокола об административном
правонарушении.
     Необходимо     отметить,    что    составление    протокола    об
административном правонарушении не лишает избирательные комиссии права
на  обращение  в  случае  необходимости  в правоохранительные органы с
представлением  о  пресечении  правонарушений,  в  том  числе  и  тех,
составление  протоколов  по  которым  отнесено  к юрисдикции комиссий.
Указанные   органы  в  соответствии  с  возложенными  на  них  законом
полномочиями обязаны в установленные Федеральным законом сроки принять
меры   по   пресечению  нарушений  избирательного  законодательства  и
проинформировать о результатах обратившиеся комиссии.
     В  случае  уклонения физического лица, руководителя или законного
представителя  юридического лица, совершившего правонарушение, от явки
в  избирательную  комиссию  для  участия  в  составлении  протокола об
административном   правонарушении  по  обращению  члена  избирательной
комиссии,   уполномоченного   составлять   протокол,  они  могут  быть
доставлены  принудительно  должностным  лицом  органа  внутренних  дел
(милиции)  в  помещение  органа  внутренних  дел  (милиции) или органа
местного  самоуправления  сельского  поселения  (часть  1  статьи 27.2
Кодекса). После доставления член избирательной комиссии должен явиться
в  помещение  органа  внутренних дел или орган местного самоуправления
сельского  поселения  для  составления  протокола  об административном
правонарушении.
     При  этом  составление  протокола  в отсутствие лица, в отношении
которого было возбуждено дело об административном правонарушении, если
этому  лицу  было  надлежащим  образом  сообщено о времени и месте его
составления,  но  оно  не  явилось в назначенный срок и не уведомило о
причинах  неявки  или  причины  неявки  были признаны неуважительными,
Пленум  Верховного  Суда  Российской  Федерации  в Постановлении от 24
марта 2005 года N 5 не относит к существенным недостаткам.
     Однако  составление протокола в отсутствие виновного лица считаем
возможным лишь тогда, когда исчерпаны все средства для обеспечения его
явки  в избирательную комиссию, комиссию референдума, орган внутренних
дел  либо в орган местного самоуправления сельского поселения, и такие
меры не принесли результата.
     Протокол    об   административном   правонарушении   составляется
уполномоченным  лицом  немедленно  после  выявления  административного
правонарушения  (часть 1 статьи 28.5 Кодекса). В случае если требуется
дополнительное  выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом
лице,   либо   сведений   о  юридическом  лице,  в  отношении  которых
возбуждается   дело   об   административном  правонарушении,  протокол
составляется    в    течение    двух   суток   с   момента   выявления
административного правонарушения (часть 2 статьи 28.5 Кодекса).
     Вместе  с  тем  согласно  Постановлению  Пленума  Верховного Суда
Российской  Федерации  от  24  марта  2005  года  N 5 нарушение сроков
составления  протокола  об  административном  правонарушении,  а также
сроков   направления  его  для  рассмотрения  является  несущественным
недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными
и  не могут быть основанием для возвращения протокола составившему его
уполномоченному члену избирательной комиссии.
     На   основании   решения  избирательной  комиссии,  рассмотревшей
обращение  об административном правонарушении, лицо, уполномоченное ею
составлять  протокол  об  административном  правонарушении, немедленно
выносит   определение   о   возбуждении   дела   об   административном
правонарушении.  Если после выявления административного правонарушения
в  области  законодательства  о  выборах и референдумах осуществляется
экспертиза  или  иные  процессуальные действия, требующие значительных
временных  затрат, производится административное расследование (статья
28.7 Кодекса) (приложение 3).
     В    определении   о   возбуждении   дела   об   административном
правонарушении    и    проведении    административного   расследования
указываются:
     дата и место составления определения;
     должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
     повод для возбуждения дела об административном правонарушении;
     данные,   указывающие   на   наличие   события  административного
правонарушения;
     статья      Кодекса,      предусматривающая      административную
ответственность за данное административное правонарушение.
     Административное  расследование  проводится уполномоченным членом
избирательной    комиссии    по   месту   совершения   или   выявления
административного правонарушения (пункт 4 статьи 28.7 Кодекса).
     В  случае  если  по  какому-либо  обращению необходимо проведение
административного  расследования,  представляется  целесообразным,  не
возбуждая   дело   об   административном   правонарушении,  направлять
материалы  в  правоохранительные и иные органы для проверки и принятия
соответствующих  мер  реагирования.  Такая  возможность  предоставлена
избирательным комиссиям пунктами 4, 5 статьи 20 Федерального закона.
     Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24
марта  2005  года  N  5  специально  подчеркнул, что "административное
расследование   представляет  собой  комплекс  требующих  значительных
временных   затрат   процессуальных   действий...,   направленных   на
установление  всех  обстоятельств административного правонарушения, их
фиксирование,  юридическую  квалификацию  и процессуальное оформление.
Проведение административного расследования должно состоять из реальных
действий,  направленных на получение необходимых сведений, в том числе
путем  проведения  экспертизы,  установления  потерпевших, свидетелей,
допроса лиц, проживающих в другой местности".
     В    связи    с    этим   представляется   обоснованным   просить
правоохранительные и иные органы по вышеуказанным обращениям возбудить
дело об административном правонарушении.
     В  соответствии  с  частью  5 статьи 28.7 Кодекса срок проведения
административного  расследования  не  может  превышать одного месяца с
момента   возбуждения   дела  об  административном  правонарушении.  В
исключительных  случаях  по  письменному  ходатайству  уполномоченного
члена   комиссии,   в   производстве   которого   находится   дело  об
административном  правонарушении, указанный срок может быть продлен не
более  чем  на  один  месяц  вышестоящим  должностным лицом. По нашему
мнению,  таким  лицом  является  председатель  комиссии.  По окончании
административного     расследования     составляется    протокол    об
административном   правонарушении   либо   выносится  постановление  о
прекращении дела об административном правонарушении.
     Протокол  об  административном  правонарушении  в течение суток с
момента    его   составления   направляется   судье,   уполномоченному
рассматривать  дело  (статья  28.8 Кодекса). По общему правилу дела об
административных  правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25
и 5.45 - 5.52, 5.56 Кодекса, рассматриваются мировыми судьями по месту
совершения   правонарушения.  По  ходатайству  лица,  привлекаемого  к
административной ответственности, дело может быть рассмотрено по месту
его  жительства.  Дела об административных правонарушениях, по которым
проводилось  административное  расследование, рассматриваются по месту
нахождения  органа, проводившего административное расследование (части
1  и  2  статьи  29.5  Кодекса).  Дела,  по которым к административной
ответственности  привлечены  военнослужащие,  рассматриваются  судьями
гарнизонных   военных   судов,   а   дела,   по  которым  привлекаются
несовершеннолетние,  - комиссиями по делам несовершеннолетних (часть 1
статьи  23.2  Кодекса).  Кроме того, в случае отсутствия мировых судей
дела   об  административных  правонарушениях  рассматриваются  судьями
районных судов.
     На  практике  может  возникнуть  ситуация, когда административное
правонарушение  совершено  в  одном  регионе,  а субъект привлечения к
административной ответственности находится в другом регионе. Например,
редакция, выпустившая периодическое печатное издание с размещенным там
агитационным  материалом  с нарушением требований Федерального закона,
находится в Москве, а распространено это издание в Московской области.
В  таком  случае  после  обнаружения  факта  распространения следует в
Московской   области   привлечь   к  административной  ответственности
распространителя  с  учетом  его вины, после чего материал в отношении
редакции  газеты  направить  прокурору  того  региона,  где  совершено
административное   правонарушение   (выпуск  периодического  печатного
издания),  для привлечения редакции к административной ответственности
(в данном примере - прокурору Москвы).
     Как  показала  практика,  наиболее  распространенными нарушениями
являются    нарушения   правил   проведения   предвыборной   агитации.
Соответственно  наибольшее  количество  протоколов об административных
правонарушениях  составляется  по  статьям  Кодекса, предусматривающим
ответственность  за  данные нарушения, - 5.5, 5.8, 5.11, 5.12, 5.16. В
связи   с   этим  избирательным  комиссиям  тех  субъектов  Российской
Федерации,  на  территории  которых  зафиксировано  большое количество
таких  правонарушений,  рекомендуется  разработать наиболее адекватные
меры по предотвращению таких правонарушений.
     Необходимо  обратить внимание на особенность применения положений
Кодекса,  в  частности статьи 27.10, предусматривающей в качестве меры
обеспечения  производства  по  делу об административном правонарушении
изъятие вещей и документов.
     Ссылаясь  на  данную  статью, избирательные комиссии неоднократно
направляли в органы внутренних дел представления об изъятии тиража или
части  тиража  периодического  печатного  издания  в  том случае, если
устанавливали,  что публикация агитационных печатных материалов в этих
изданиях  была  осуществлена  с  нарушением  требований избирательного
законодательства.
     Вместе  с  тем  такая практика вызывает сомнения в ее законности.
Это  обусловлено  тем,  что в соответствии с частью 2 статьи 28 Закона
Российской  Федерации  от  27  декабря 1991 года "О средствах массовой
информации"   изъятие,  а  равно  уничтожение  тиража  или  его  части
допускается  не иначе как по вступившему в законную силу решению суда.
Однако  Кодекс  не  содержит  механизма  осуществления  изъятия такого
предмета   правонарушения,  как  тираж  либо  часть  тиража  печатного
издания.  Кроме  того,  необходимо  принимать  во  внимание  и то, что
изъятие  тиража  (части  тиража)  печатного  издания  может привести к
невозможности  его  реализации  в случае иной оценки действий редакции
газеты судом.
     Центральной    избирательной   комиссией   Российской   Федерации
совместно    с    Генеральной   прокуратурой   Российской   Федерации,
Министерством   внутренних  дел  Российской  Федерации,  Министерством
культуры  и  массовых  коммуникаций  Российской Федерации, Федеральной
службой  по  надзору  за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций  и охране культурного наследия, Федеральным агентством по
печати  и  массовым  коммуникациям была выработана изложенная в письме
ЦИК России от 5 июня 2006 года (исх. N 01-23/1572) правовая позиция по
некоторым  проблемам пресечения незаконной агитационной деятельности и
изъятия незаконных агитационных материалов.
     Пунктом 8 статьи 56 Федерального закона установлено, что в случае
распространения    подложных    печатных,   аудиовизуальных   и   иных
агитационных  материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10
статьи 54 Федерального закона, а также в случае нарушения организацией
телерадиовещания,    редакцией    периодического   печатного   издания
установленного  Федеральным  законом  порядка  проведения предвыборной
агитации,  агитации  по  вопросам референдума соответствующая комиссия
обязана   обратиться   в   правоохранительные   органы,   суд,   орган
исполнительной  власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в
сфере   массовых   коммуникаций,   с   представлением   о   пресечении
противоправной   агитационной   деятельности,  об  изъятии  незаконных
агитационных  материалов и о привлечении организации телерадиовещания,
редакции  периодического  печатного  издания, их должностных лиц, иных
лиц  к  ответственности  в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     При  применении  указанной нормы Федерального закона, аналогичных
норм  иных законов о выборах и референдумах комиссиям необходимо иметь
в виду следующее.
     Согласно  пункту  2.1  статьи  48  Федерального  закона действия,
совершаемые    при    осуществлении    представителями    организаций,
осуществляющих  выпуск  средств  массовой информации, профессиональной
деятельности   и   указанные  в  подпункте  "а"  пункта  2  статьи  48
Федерального  закона, признаются предвыборной агитацией в случае, если
эти  действия  совершены  с  целью  побудить избирателей голосовать за
кандидата,  кандидатов,  список  (списки)  кандидатов  или против него
(них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 статьи 48
Федерального  закона,  - в случае, если эти действия совершены с такой
целью неоднократно.
     При этом наличие или отсутствие агитационной цели во всех случаях
подлежит   установлению   судами   общей   юрисдикции  и  (или)  иными
правоприменителями  при  оценке  тех  или иных конкретных действий как
противозаконной предвыборной агитации.
     Кроме  того,  в  соответствии  со  статьями  25,  58,  60  Закона
Российской  Федерации  "О  средствах  массовой  информации"  ущемление
свободы  массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то
ни  было  форме  со  стороны  граждан, должностных лиц государственных
органов  и организаций, общественных объединений законной деятельности
учредителей,   редакций,   издателей   и  распространителей  продукции
средства  массовой  информации,  а  также  журналистов,  в  том  числе
посредством  незаконного  изъятия,  а равно уничтожения тиража или его
части, установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража
периодического    печатного    издания   не   допускается   и   влечет
ответственность   в   соответствии   с   законодательством  Российской
Федерации (в частности, в соответствии со статьей 13.16 Кодекса).
     В  случаях,  предусмотренных  законом,  распространение продукции
средства  массовой  информации  согласно  статье  25 Закона Российской
Федерации  "О  средствах  массовой  информации"  может быть прекращено
исключительно    по   решению   суда.   Вместе   с   тем   прекращение
распространения     продукции     средства     массовой     информации
законодательством  Российской  Федерации о выборах не предусмотрено. В
связи   с   этим  принятие  избирательной  комиссией  каких-либо  мер,
направленных на пресечение противоправной агитационной деятельности со
стороны   организации,   осуществляющей   выпуск   средства   массовой
информации,  и  ее  представителей,  заключающихся  в  ограничении или
прекращении   распространения   продукции   соответствующего  средства
массовой информации, недопустимо.
     Недопустимыми,  с учетом положений Закона Российской Федерации "О
средствах    массовой    информации",   представляются   и   меры   по
приостановлению   распространения  периодического  печатного  издания,
например  путем  ареста тиража в помещении редакции без его изъятия. В
соответствии  со  статьей  3  названного  Закона  Российской Федерации
наложение  запрета  на распространение сообщений и материалов является
цензурой массовой информации.
     С    учетом   изложенного,   действия   избирательной   комиссии,
направленные на пресечение противоправной агитационной деятельности со
стороны  организации,  осуществляющей выпуск СМИ, и ее представителей,
заключающиеся  в ограничении или прекращении распространения продукции
соответствующего СМИ, помимо обращения в суд, недопустимы.
     Полагаем,  что  в  рамках  существующего правового регулирования,
исходя из формулировки пункта 8 статьи 56 Федерального закона, в целях
пресечения   распространения   незаконных   агитационных   материалов,
размещенных  в периодическом печатном издании, избирательным комиссиям
следует обращаться с представлением об изъятии незаконных агитационных
материалов  в  суд  по  подсудности.  Соответствующий суд может решить
вопрос об изъятии тиража такого периодического печатного издания.
     Ввиду   скоротечности   периода   распространения  тиража  номера
периодического  печатного  издания  действия  по  изъятию тиража имеют
смысл,  только  если  они  осуществлены в максимально короткие сроки с
момента обнаружения наличия признаков административного правонарушения
(то есть с момента, когда у избирательной комиссии появились основания
полагать,  что  в  конкретном выпуске периодического печатного издания
содержится неправомерная предвыборная агитация).
     В  связи  с  этим избирательной комиссии, которая полагает, что в
конкретном   выпуске   периодического   печатного  издания  содержится
неправомерная предвыборная агитация, следует незамедлительно направить
в  суд  представление об изъятии тиража соответствующего выпуска этого
периодического   печатного   издания.   Суд   призван  незамедлительно
рассмотреть  поступившее  представление  избирательной комиссии и, при
наличии  на  то  оснований,  принять  судебный  акт,  в соответствии с
которым  правоохранительные органы обязаны незамедлительно осуществить
изъятие  тиража.  Одновременно  с  таким  представлением избирательная
комиссия  направляет в суд надлежащим образом составленный протокол об
административном   правонарушении,   а   суд   рассматривает  дело  об
административном  правонарушении  по существу. Исключение возможно при
проведении  административного  расследования.  В этом случае, с учетом
положения  части  3  статьи  28.5  Кодекса,  представление  может быть
направлено   в   суд  до  составления  протокола  об  административном
правонарушении.
     Особенно  важным  при  составлении протоколов об административном
правонарушении  является анализ фактов правонарушений и их юридическая
оценка.  При  этом  следует  выяснить,  насколько  полна  и достоверна
информация  о  правонарушении,  не  является  ли оно малозначительным,
подпадает ли под признаки правонарушения, предусмотренного Кодексом, а
также   не   истекли   ли   сроки,  установленные  для  привлечения  к
административной ответственности.
     Решения   по   фактам   административных   правонарушений  должны
приниматься   оперативно.   Бездействие   избирательных  комиссий,  не
отреагировавших  в  надлежащий срок на соответствующие правонарушения,
может  привести  к  росту  числа жалоб со стороны различных участников
избирательного процесса.
     Особо  следует  отметить,  что  эффективность работы по выявлению
фактов   административных   правонарушений,  объективность  и  полнота
анализа  информации,  необходимой  для принятия оперативных решений, а
также    результативность   деятельности   по   пресечению   нарушений
избирательного   законодательства   зависят   от   уровня  организации
взаимодействия  избирательных  комиссий  с  органами  внутренних  дел,
органами  прокуратуры,  территориальными  органами  Росохранкультуры и
Федерального  агентства  по  печати  и  массовым  коммуникациям, иными
органами, оказывающими содействие избирательным комиссиям в реализации
их  полномочий,  а также судами. При этом основополагающими звеньями в
организации  такого взаимодействия являются выработка плана совместных
действий   в   период   избирательной   кампании,   его  согласованное
последовательное   осуществление   и   постоянный   обмен  необходимой
информацией о правонарушениях и формах их пресечения.
     В     действующем    Кодексе    предусмотрена    административная
ответственность  членов  избирательных  комиссий  с  правом  решающего
голоса  (статьи  5.1,  5.6,  5.15,  5.21 - 5.25, 5.47, 5.56). В случае
привлечения  такого  члена  избирательной  комиссии к административной
ответственности   и  наложении  на  него  административного  взыскания
необходимо  иметь  в  виду, что вступление в законную силу в отношении
члена избирательной комиссии решения (постановления) суда о назначении
административного  наказания за нарушение законодательства о выборах и
референдумах   является   безусловным   основанием   для  немедленного
прекращения  данным  членом  избирательной  комиссии  своих полномочий
(подпункт  "б"  пункта  8  статьи  29  Федерального  закона).  Следует
обратить  внимание  на то, что при этом применяется пункт 18 статьи 29
Федерального   закона  о  необходимости  согласия  прокурора  субъекта
Российской  Федерации  на  привлечение  члена избирательной комиссии с
правом решающего голоса к административной ответственности.
     По   некоторым   статьям   Кодекса  предусмотрено  привлечение  к
административной    ответственности    и    других   лиц,   обладающих
неприкосновенностью.  Привлечение к ответственности таких лиц возможно
только  с  согласия  Генерального  прокурора Российской Федерации либо
прокурора  субъекта  Российской  Федерации. Такими субъектами являются
лица,  замещающие государственные должности или выборные муниципальные
должности, а также зарегистрированные кандидаты.
     Для   привлечения   к   административной   ответственности   лиц,
замещающих    государственные    должности    Российской    Федерации,
государственные  должности  субъектов  Российской Федерации и выборные
муниципальные    должности,    необходимо    согласие   соответственно
Генерального   прокурора   Российской  Федерации,  прокурора  субъекта
Российской  Федерации.  Для  назначения  административного наказания в
судебном  порядке в отношении зарегистрированных кандидатов необходимо
согласие  прокурора  соответственно уровню выборов, в отношении членов
избирательных  комиссий с правом решающего голоса - согласие прокурора
субъекта  Российской  Федерации, в отношении члена ЦИК России с правом
решающего   голоса,   председателя   избирательной  комиссии  субъекта
Российской Федерации - Генерального прокурора Российской Федерации.
     Понятие    "государственная   должность   Российской   Федерации"
определено  Федеральным  законом  "О  системе  государственной  службы
Российской  Федерации" от 27 июля 2004 года <*>. Как следует из статьи
1  данного  Закона,  государственные  должности  субъектов  Российской
Федерации  могут  быть  установлены  конституциями, уставами, законами
субъектов  Российской Федерации. К выборным муниципальным должностям в
соответствии  с  пунктом  2  статьи  1 Федерального закона "Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации" относятся депутаты, члены
выборных  органов  местного  самоуправления, выборные должностные лица
местного самоуправления.
--------------------------------
     <*>  В  настоящее  время  действует  Указ  Президента  Российской
Федерации  от  11  января 1995 года N 32 "О государственных должностях
Российской  Федерации",  утвердивший  Сводный перечень государственных
должностей Российской Федерации.

     При   этом   необходимо  иметь  в  виду,  что  к  государственным
должностям  субъектов  Российской  Федерации, к выборным муниципальным
должностям     относятся     соответственно     должности     депутата
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти
субъекта   Российской  Федерации,  депутата  представительного  органа
местного самоуправления независимо от того, работают они на постоянной
(штатной) либо не на постоянной основе.
     На  зарегистрированных  кандидатов  иммунитет  распространяется в
соответствии  с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона. Если согласие
прокурора    необходимо    для    привлечения    к    административной
ответственности,   материалы  по  выявленным  правонарушениям  следует
направлять   в   прокуратуру.   Если  такое  согласие  необходимо  для
назначения  административного  наказания в судебном порядке, материалы
следует  направлять  в  прокуратуру  после  составления уполномоченным
членом    избирательной   комиссии   протокола   об   административном
правонарушении.
     В   настоящее  время  отсутствует  законодательное  регулирование
реализации положения пункта 4 статьи 41 Федерального закона, в связи с
чем  ЦИК  России  в  письме от 7 октября 2005 года (исх. N 01-23/2910)
предложен следующий механизм.
     Рассмотрев  сообщение  о  факте  правонарушения, имевшем место со
стороны  зарегистрированного  кандидата,  и  усмотрев, что в действиях
указанных   лиц  имеются  признаки  административного  правонарушения,
предусмотренные  статьями  5.3,  5.8  - 5.10, 5.12, 5.17 - 5.19, 5.47,
5.50  Кодекса,  уполномоченный  член  избирательной комиссии, комиссии
референдума с правом решающего голоса в сроки, предусмотренные статьей
28.5 Кодекса, составляет протокол об административном правонарушении в
отношении виновного лица и в течение одних суток с момента составления
направляет протокол, а также другие материалы дела об административном
правонарушении в суд согласно подсудности, определенной Кодексом.
     С  учетом того, что частью 6 статьи 29.6 Кодекса для рассмотрения
дел   за   нарушения   избирательного   законодательства  предусмотрен
пятидневный  срок со дня поступления дела в суд, по истечении которого
дело   не   может   быть  рассмотрено,  представляется  целесообразным
одновременно  с  направлением  дела  в суд направить копии протокола и
материалов   дела  об  административном  правонарушении  прокурору,  в
компетенцию  которого  входит  рассмотрение  вопроса  о  даче согласия
подвергнуть зарегистрированного кандидата административному наказанию,
налагаемому  в судебном порядке. Сведения о том, что прокурор извещен,
целесообразно приложить к материалам дела, направленным в суд.
     Пунктом  4  статьи  41  Федерального  закона не предусматривается
извещение  прокурором  (соответственно  уровню  выборов) избирательной
комиссии  о  принятом  по  данному  вопросу решении. Отсутствие ответа
прокурора  на  момент  получения  судьей протокола об административном
правонарушении  в  отношении  зарегистрированного  кандидата,  а также
других материалов дела в соответствии со статьями 24.5, 28.9, пункта 4
части  1  статьи  29.4  Кодекса не является основанием для прекращения
производства  по делу либо основанием для возвращения судьей протокола
об административном правонарушении в избирательную комиссию.
     В случае если при подготовке к рассмотрению дела судья установит,
что протокол об административном правонарушении был составлен и другие
материалы  дела  были  оформлены неуполномоченным членом избирательной
комиссии  неправильно  либо  неполно  и  такая неполнота не может быть
восполнена  при рассмотрении дела, он в соответствии с пунктом 4 части
1  статьи  29.4 Кодекса выносит определение о возвращении протокола об
административном   правонарушении   и   других   материалов   дела   в
избирательную   комиссию   либо  уполномоченному  члену  избирательной
комиссии,  составившему  протокол.  Недостатки,  указанные  судьей,  в
соответствии  с  частью  2 статьи 28.8 Кодекса должны быть устранены в
срок  не  более  трех  суток и в течение одних суток со дня устранения
должны быть снова направлены судье.
     О    повторном    направлении   протокола   об   административных
правонарушениях  в  отношении  зарегистрированного  кандидата  и  иных
материалов  дела  в  суд  также необходимо проинформировать прокурора,
которому  ранее был направлен протокол. Сведения об этом целесообразно
приложить к материалам дела, направленным в суд.
     При  наличии  хотя бы одного из обстоятельств, указанных в статье
24.5  Кодекса, производство по делу об административном правонарушении
не  может  быть  начато,  а  по  начатому  делу  должностным  лицом, в
производстве   которого  находится  дело,  выносится  постановление  о
прекращении  производства по делу об административном правонарушении с
соблюдением   требований,   предусмотренных   статьей   29.10  Кодекса
(приложение 4). Такими основаниями могут быть:
     отсутствие события административного правонарушения;
     отсутствие  состава административного правонарушения, в том числе
недостижение  физическим  лицом  на  момент  совершения противоправных
действий   (бездействия)   возраста   привлечения  к  административной
ответственности,  или  невменяемость  физического  лица,  совершившего
противоправные действия (бездействие);
     действия лица в состоянии крайней необходимости;
     издание  акта  амнистии,  если  такой  акт  устраняет  применение
административного наказания;
     отмена закона, установившего административную ответственность;
     истечение   сроков   давности   привлечения   к  административной
ответственности;
     наличие  по  одному  и  тому  же  факту совершения противоправных
действий   (бездействия)   лицом,   в   отношении   которого   ведется
производство по делу об административном правонарушении, постановления
о   назначении   административного  наказания,  либо  постановления  о
прекращении  производства  по делу об административном правонарушении,
либо постановления о возбуждении уголовного дела;
     смерть   физического   лица,   в   отношении   которого   ведется
производство по делу об административном правонарушении.
     Обращаем    особое   внимание   на   то,   что   административная
ответственность  за некоторые правонарушения, предусмотренные статьями
5.16, 5.18, 5.20 и 5.46 Кодекса, наступает только в том случае, если в
действиях  виновных  лиц  не  содержатся признаки уголовно наказуемого
деяния. В частности, такими правонарушениями являются:
     подкуп избирателей, участников референдума (статья 5.16 Кодекса);
     использование     кандидатом,     избирательным     объединением,
инициативной   группой   по   проведению   референдума,  иной  группой
участников референдума при финансировании своей избирательной кампании
или   кампании   референдума  денежных  средств,  не  перечисленных  в
избирательный   фонд,   фонд   референдума,   или   денежных  средств,
поступивших  в  избирательный  фонд,  фонд  референдума  с  нарушением
законодательства о выборах и референдумах (статья 5.18 Кодекса);
     расходование   иными  лицами  в  целях  достижения  определенного
результата  на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных
в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.18 Кодекса);
     оказание  финансовой  поддержки избирательной кампании кандидата,
зарегистрированного     кандидата,     избирательного     объединения,
деятельности  инициативной  группы  по  проведению  референдума помимо
средств   избирательных   фондов,   фондов  референдума  (статья  5.20
Кодекса);
     связанные  с  проведением  выборов, референдума бесплатное или по
необоснованно    заниженным    (завышенным)    расценкам    выполнение
юридическими  лицами работ, оказание услуг, реализация товаров (статья
5.20 Кодекса);
     выполнение   оплачиваемых  работ,  реализация  товаров,  оказание
платных  услуг,  оказание кандидату, инициативной группе по проведению
референдума, иной группе участников референдума материальной поддержки
(статья 5.20 Кодекса);
     внесение  пожертвований  в  избирательный  фонд, фонд референдума
через подставных лиц (статья 5.20 Кодекса);
     подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых
в   поддержку   выдвижения   кандидата,   избирательного  объединения,
инициативы проведения референдума (статья 5.46 Кодекса);
     заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом,
осуществляющим  сбор  подписей  избирателей, либо уполномоченным лицом
(статья 5.46 Кодекса).
     Поскольку  избирательные  комиссии  не  обладают  компетенцией по
установлению   наличия   либо  отсутствия  в  действиях  виновных  лиц
признаков  уголовно  наказуемого деяния, материал по факту обнаружения
признаков  правонарушений,  предусмотренных статьями 5.16, 5.18, 5.20,
5.46  Кодекса,  необходимо направить прокурору для проведения проверки
<*>.   Административное  производство  может  быть  возбуждено,  когда
прокурором будет установлено, что в действиях виновных лиц отсутствует
состав   преступления,   но   содержатся   признаки  административного
правонарушения.  Моментом  обнаружения  правонарушения в данном случае
является  момент  получения  избирательной  комиссией соответствующего
постановления  прокурора  (если административное производство не будет
возбуждено самим прокурором).
--------------------------------
     <*>  Исключение  может  составлять  ответственность за финансовые
нарушения,   поскольку  статья  141.1  Уголовного  кодекса  Российской
Федерации   содержит   признак,   при   котором   наступает  уголовная
ответственность   -  крупный  размер  финансового  нарушения.  Понятие
крупного  размера  дано  в  примечании  к  указанной статье Уголовного
кодекса Российской Федерации.

     При  решении  вопроса о составлении протокола об административном
правонарушении   в   этом  случае  необходимо  принимать  во  внимание
положение  Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от  24  марта  2005  года  N  5  о  том,  что процессуальные действия,
совершенные  в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса
Российской   Федерации  в  рамках  предварительного  расследования  по
уголовному  делу,  возбужденному  в  отношении  лица,  привлекаемого к
административной  ответственности,  и  впоследствии  прекращенному, не
являются административным расследованием.
     Дела   об   административных   правонарушениях,   предусмотренных
статьями  5.1  -  5.25,  5.45  -  5.52  и  5.56  Кодекса,  должны быть
рассмотрены  в  5-дневный  срок  со  дня получения судьей протокола об
административном  правонарушении  и  других материалов дела. Продление
срока рассмотрения не допускается (часть 3 статьи 29.6 Кодекса).
     По    результатам    рассмотрения    дела   об   административном
правонарушении  судом  (судьей) выносится постановление в соответствии
со статьей 29.9 Кодекса.
     Жалоба  на  постановление суда (судьи) может быть подана лицом, в
отношении  которого  ведется  производство по делу об административном
правонарушении, потерпевшим, законными представителями физического или
юридического  лица,  защитником  и представителем потерпевшего (статьи
25.1 - 25.5 Кодекса) в вышестоящий суд (статья 29.1 Кодекса) в течение
5  дней со дня вручения или получения копии постановления суда (судьи)
(часть  3  статьи  30.3  Кодекса). Жалобы на постановления по делам об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25,
5.45 - 5.52, 5.56 Кодекса, рассматриваются вышестоящим судом в течение
5 дней с момента их поступления в этот суд со всеми материалами (часть
2 статьи 30.5 Кодекса).
     Вступившие   в   законную   силу   постановления   по   делам  об
административных  правонарушениях  могут  быть опротестованы в порядке
надзора прокурором. Такие протесты, принесенные Генеральным прокурором
Российской   Федерации  и  его  заместителями,  прокурорами  субъектов
Российской  Федерации,  их  заместителями,  рассматривают председатели
судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, их заместители,
а  также  Председатель  Верховного  Суда  Российской  Федерации  и его
заместители.
     Постановление   об   административном   наказании   не   подлежит
исполнению, если прошел один год со дня его вступления в законную силу
(статья 31.9 Кодекса).
     Постановление по делу об административном правонарушении не может
быть   вынесено   по   истечении   одного   года   со  дня  совершения
административного правонарушения (статья 4.5 Кодекса).
     Лицо  считается  не  подвергнутым  административному наказанию по
истечении    одного    года    после   исполнения   постановления   об
административном наказании (статья 4.6 Кодекса).

                III. Административная ответственность
            за правонарушения в сфере избирательного права

            1. Гарантии прав граждан Российской Федерации
           при регистрации (учете) избирателей, участников
            референдума, составлении списков избирателей,
          участников референдума, образовании избирательных
              округов, избирательных участков, участков
                             референдума

     Статья  5.1. Нарушение прав гражданина на ознакомление со списком
избирателей, участников референдума

     Нарушение   права   гражданина   на   ознакомление   со   списком
избирателей,    участников    референдума,   либо   нерассмотрение   в
установленный   законом  срок  заявления  о  неправильности  в  списке
избирателей,  участников  референдума,  либо  отказ  выдать гражданину
письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления
в список избирателей, участников референдума -
     влечет  наложение административного штрафа в размере от десяти до
пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

     Статьей  17  Федерального  закона,  статьями 15 - 17 Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации", статьями 26 - 28 Федерального закона "О выборах
Президента  Российской Федерации", аналогичными нормами других законов
о  выборах  и  референдумах  предусмотрен  порядок составления списков
избирателей,   участников   референдума,   включения   в   эти  списки
избирателей,  участников  референдума  и  ознакомление  их со списками
избирателей.    Согласно    установленному   порядку   соответствующая
избирательная   комиссия  составляет  списки  избирателей,  участников
референдума  на основании сведений, предоставленных ей уполномоченными
должностными   лицами,   и  передает  списки  избирателей,  участников
референдума  в  участковые  комиссии  за  20  дней до дня голосования.
Участковая  комиссия  не  позднее  чем  за  20 дней до дня голосования
обязана  предоставить  список  избирателей, участников референдума для
ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного
уточнения.
     Избиратель  вправе при обнаружении ошибки или неточности в списке
избирателей, участников референдума обратиться в участковую комиссию с
заявлением  об  устранении  неточности  (ошибки) или о включении его в
список  избирателей,  участников  референдума.  Поданное  заявление  и
подтверждающие    документы   должны   быть   рассмотрены   участковой
избирательной  комиссией  в течение 24 часов, а в день голосования - в
течение   двух   часов,   но  не  позднее  окончания  голосования.  По
результатам  участковая  комиссия должна принять решение об устранении
неточности  (ошибки),  включении  избирателя,  участника референдума в
список  избирателей,  участников  референдума  либо принять решение об
отклонении  заявления  с  указанием  причин  такого отклонения, вручив
заверенную копию этого решения заявителю.
     Нарушение установленного порядка влечет за собой административную
ответственность  по  статье 5.1 Кодекса. Данная статья предусматривает
три альтернативных состава, каждый из которых является самостоятельным
основанием   для   привлечения   виновного   лица  к  административной
ответственности по статье 5.1 Кодекса:
     нарушение   права   гражданина   на   ознакомление   со   списком
избирателей, участников референдума;
     нерассмотрение   в   установленный   законом   срок  заявления  о
неправильности в списках избирателей, участников референдума;
     непринятие решения об отклонении заявления о внесении исправления
в  список  избирателей  с указанием причин такого отклонения или отказ
выдать заявителю копию такого решения.
     Субъектом  правонарушения являются члены участковых избирательных
комиссий, которые обязаны рассматривать заявления граждан.
     Субъективная  сторона данного правонарушения может выражаться как
в форме умысла, так и в форме неосторожности (халатности).
     Возбуждать дело по данной статье вправе только прокурор.

     Статья   5.4.   Нарушение   порядка   представления  сведений  об
избирателях, участниках референдума

     Нарушение  установленного  законом порядка представления сведений
об    избирателях,    участниках    референдума   либо   представление
недостоверных   сведений   об   избирателях,   участниках  референдума
соответствующим  избирательным комиссиям должностным лицом, на которое
законом возложена эта обязанность, -
     влечет  наложение  административного  штрафа на должностных лиц в
размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

     Статья  включает  два  альтернативных  состава, каждый из которых
является  самостоятельным  основанием  для  составления  протокола  об
административном правонарушении:
     1)   нарушение   установленного   законом  порядка  представления
сведений   об   избирателях,  участниках  референдума  соответствующим
избирательным комиссиям;
     2)   представление   недостоверных   сведений   об   избирателях,
участниках референдума соответствующим комиссиям.
     Под   представлением   недостоверных  сведений  следует  понимать
представление не соответствующих действительности сведений. В качестве
примера  можно привести непредставление сведений об умерших гражданах,
а  также  сведений  для  формирования  и ведения регистра избирателей,
участников  референдума.  От  недостоверных  сведений следует отличать
неполные  сведения  об  избирателях.  Полнота  сведений об избирателях
устанавливается    в    соответствии    с   нижеприведенными   нормами
законодательства  о  выборах, а также пунктом 9 статьи 16 Федерального
закона.   Примером   неполноты  сведений  об  избирателях  могут  быть
отсутствие   каких-либо   персональных   данных  гражданина,  например
соответствующих реквизитов документа, удостоверяющего личность, и тому
подобное.
     Должностные лица, на которые возложена обязанность предоставления
сведений об избирателях, участниках референдума, установлены пунктом 9
статьи  16,  пунктом  6  статьи  17 Федерального закона, частями 2 - 5
статьи  15  Федерального  закона  "О выборах депутатов Государственной
Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации",  пунктами  2 - 5
статьи   26  Федерального  закона  "О  выборах  Президента  Российской
Федерации"  и  соответствующими  статьями законов субъектов Российской
Федерации,  согласно  которым  формирование  и  уточнение  сведений  о
зарегистрированных    избирателях    осуществляется   главой   местной
администрации     муниципального     района,     городского    округа,
внутригородской  территории города федерального значения, а в случаях,
предусмотренных   законом   субъекта  Российской  Федерации  -  города
федерального   значения,   -   руководителем  территориального  органа
исполнительной  власти  города  федерального  значения,  руководителем
организации,   в   которой   избиратели   временно  пребывают,  главой
администрации поселения (в труднодоступных и отдаленных местностях), а
в  отношении избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части,
и  членов  их  семей  - командиром воинской части. В целях составления
списков  избирателей, участников референдума эти сведения направляются
соответственно  в  территориальные  или  участковые комиссии (комиссии
муниципального  образования),  а  в случае, если указанные комиссии не
наделены соответствующим законом правом составлять списки избирателей,
участников  референдума,  - в окружные комиссии сразу после назначения
дня  голосования  или  после  образования этих комиссий. Установлены и
определенные  сроки  предоставления  таких сведений, нарушение которых
также     образует     состав     административного    правонарушения,
предусмотренного   статьей  5.4  Кодекса.  Действия  должностных  лиц,
являющихся  субъектами  данного правонарушения, должны быть виновными,
то есть совершенными как умышленно, так и по неосторожности.
     Например,  Е.,  являясь должностным лицом, в обязанности которого
входит   своевременная   подача   в   избирательную  комиссию  списков
избирателей    -    личного   состава   части   и   прикомандированных
военнослужащих,   не  передал  в  Избирательную  комиссию  Саратовской
области  сведения  о  временно  прикомандированном  к  войсковой части
рядовом К. Постановлением Саратовского гарнизонного военного суда от 7
июня  2004  года  он был подвергнут административному наказанию в виде
штрафа.
     Протоколы  об  административных правонарушениях вправе составлять
уполномоченные члены избирательных комиссий.

        2. Статус избирательных комиссий, комиссий референдума

     Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии
референдума.   Непредставление   сведений   и  материалов  по  запросу
избирательной комиссии, комиссии референдума

     1.   Неисполнение   решения   избирательной   комиссии,  комиссии
референдума, принятого в пределах ее компетенции, -
     влечет  наложение  административного  штрафа на должностных лиц в
размере  от  десяти  до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
     2.  Непредставление  государственными органами, органами местного
самоуправления,  общественными объединениями, организациями независимо
от  формы  собственности,  в  том числе организациями, осуществляющими
теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий,
а   также  должностными  лицами  указанных  органов  и  организаций  в
избирательную  комиссию,  комиссию  референдума сведений и материалов,
запрашиваемых  комиссией  в соответствии с законом, либо представление
таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока,
за  исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи
5.17 настоящего Кодекса, -
     влечет  наложение  административного  штрафа на должностных лиц в
размере  от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда.

     В  соответствии с пунктами 10 и 13 статьи 20 Федерального закона,
частью  3  статьи 8, частью 2 статьи 18 Федерального закона "О выборах
депутатов   Государственной   Думы  Федерального  Собрания  Российской
Федерации",  пунктом  3  статьи  7,  пунктом  3 статьи 12 Федерального
закона  "О  выборах  Президента  Российской  Федерации",  аналогичными
нормами   законов   субъектов   Российской   Федерации   о  выборах  и
референдумах  решения и иные акты комиссий обязательны для нижестоящих
комиссий,  исполнительных  органов  государственной  власти и местного
самоуправления,  кандидатов,  избирательных  объединений, организаций,
должностных  лиц  и  избирателей,  участников  референдума. Субъектами
правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.3 Кодекса, являются
юридические  лица  и  должностные  лица,  на  которых распространяется
юридическая сила решения избирательной комиссии.
     В  соответствии  с  пунктом  19  статьи  20  Федерального  закона
государственные  органы,  органы местного самоуправления, общественные
объединения,   организации   всех  форм  собственности,  в  том  числе
организации,  осуществляющие  теле-  и  (или)  радиовещание,  редакции
периодических  печатных  изданий,  а  также должностные лица указанных
органов  и  организаций  обязаны  предоставлять  комиссиям необходимые
сведения   и   материалы,   давать  ответы  на  обращения  комиссий  в
пятидневный  срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня
голосования  - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если
в  день  голосования  или  в  день,  следующий  за днем голосования, -
немедленно.  Указанные  сведения и материалы предоставляются комиссиям
бесплатно.
     Правонарушение,  предусмотренное  частью  2  статьи  5.3 Кодекса,
считается   совершенным,   если   комиссии   не   были   предоставлены
запрашиваемые   ею  сведения  и  материалы,  а  также  если  они  были
предоставлены   с   нарушением  установленных  законом  сроков.  Таким
образом,  протокол  может  быть  составлен лишь по истечении указанных
сроков.  Объективная  сторона  может  выражаться  как в противоправном
действии  (например,  отказ  в  предоставлении  необходимых сведений и
материалов),   так   и   в  противоправном  бездействии  (неисполнение
указанными  организациями  и  должностными  лицами  возложенных на них
законом обязанностей).
     Протоколы  составляют  уполномоченные члены тех комиссий, решение
которых  не  исполнено,  либо  которым  не  предоставлены  необходимые
сведения и материалы, либо их предоставление осуществлено с нарушением
установленных законом сроков.

     Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии
референдума,  наблюдателя,  иностранного (международного) наблюдателя,
доверенного   лица   или   уполномоченного   представителя  кандидата,
избирательного  объединения,  члена  или уполномоченного представителя
инициативной  группы по проведению референдума, иной группы участников
референдума либо представителя средства массовой информации

     1.   Нарушение   прав   члена  избирательной  комиссии,  комиссии
референдума,  наблюдателя,  иностранного (международного) наблюдателя,
доверенного   лица   или   уполномоченного   представителя  кандидата,
избирательного  объединения,  члена  или уполномоченного представителя
инициативной  группы по проведению референдума, иной группы участников
референдума   либо   представителя  средства  массовой  информации  на
осуществление  наблюдения  и  на  своевременное получение информации и
копий  избирательных  документов,  документов  референдума,  получение
которых предусмотрено законом, -
     влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -
от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
     2.  Выдача  председателем,  заместителем председателя, секретарем
или  иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом
решающего   голоса  лицам,  указанным  в  части  1  настоящей  статьи,
заверенной    копии   протокола   избирательной   комиссии,   комиссии
референдума   об   итогах   голосования,  о  результатах  выборов  или
референдума,  содержащей  данные,  которые  не  соответствуют  данным,
содержащимся  в  первом  экземпляре  соответствующего  протокола, либо
заверение  председателем,  заместителем  председателя,  секретарем или
иным  членом  избирательной  комиссии,  комиссии  референдума с правом
решающего    голоса   копии   протокола   с   нарушением   требований,
предусмотренных законом, -
     влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати
до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

     В статьях 29, 30 Федерального закона, статьях 24, 29 Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской  Федерации",  статьях 18, 23 Федерального закона "О выборах
Президента  Российской Федерации", аналогичных нормах других законов о
выборах  и  референдумах  определены  права  указанных  лиц. Нарушение
любого   из   перечисленных   в   этих  нормах  прав  образует  состав
правонарушения по части первой статьи 5.6 Кодекса.
     При  применении  части 1 статьи 5.6 Кодекса необходимо учитывать,
что   данный   состав  административного  правонарушения  образуют,  в
частности, те нарушения прав указанных лиц, которые совершены в период
осуществления  наблюдения,  а  также  при получении информации и копий
избирательных  документов. С учетом этого субъектами административного
правонарушения  по рассматриваемой части являются граждане, нарушающие
права  указанных  лиц,  а  также должностные лица, члены избирательных
комиссий, уполномоченные на совершение соответствующих действий.
     Рассматривая   часть  2  данной  статьи,  следует  отметить,  что
требования  к  протоколу  об итогах голосования установлены статьей 67
Федерального  закона,  а  также  аналогичными нормами других законов о
выборах и референдумах.
     Порядок  заверения  председателем,  заместителем председателя или
секретарем  комиссии  копий  протоколов  и  иных  документов определен
пунктом  12  статьи  30  Федерального  закона - лицо, заверяющее копию
документа,  на  указанной  копии  делает  запись:  "Верно"  или "Копия
верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время
заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.
     Таким  образом,  неуказание  в  копии  протокола  предусмотренных
законом  и имеющихся в первом экземпляре сведений и (или) несоблюдение
указанного  выше порядка заверения копий протоколов будет образовывать
состав  административного  правонарушения,  предусмотренного  частью 2
статьи 5.6 Кодекса.
     Субъекты  правонарушения  в  данном  случае прямо указаны в самой
норме  Кодекса  - председатель, заместитель председателя или секретарь
комиссии.
     Протоколы  вправе  составлять должностные лица органов внутренних
дел (милиции).

     Статья 5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах,
референдуме

     Отказ  работодателя  предоставить  предусмотренный законом отпуск
зарегистрированному  кандидату,  доверенному  лицу зарегистрированного
кандидата,  избирательного  объединения  для проведения агитационной и
иной  предусмотренной  законом  деятельности,  способствующей избранию
зарегистрированного   кандидата,  списка  кандидатов,  а  равно  отказ
работодателя  освободить  от  работы  в  установленном законом порядке
члена  избирательной  комиссии,  комиссии  референдума  для  участия в
подготовке и проведении выборов, референдума -
     влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати
до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

     В  данном  разделе  статья  5.7  Кодекса  рассматривается в части
отказа  работодателя  освободить  от  работы  в  установленном законом
порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия
в подготовке и проведении выборов, референдума.
     Гарантии,  связанные с освобождением члена избирательной комиссии
с  правом  решающего  голоса от основной работы на период подготовки и
проведения  выборов  и  сохранения  должности,  установлены пунктом 17
статьи 29 Федерального закона.
     Субъекты   -   лица,  обязанные  освободить  члена  избирательной
комиссии  с  правом  решающего  голоса  от  основной  работы на период
подготовки  и проведения выборов с сохранением должности (руководители

Страницы: 1  2  3  


Оглавление