О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 01.08.06 03-05-02-04/121

       О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          1 августа 2006 г.
                          N 03-05-02-04/121

                                 (Д)


     Вопрос: ООО просит Вас разъяснить следующие вопросы.
     Наше   предприятие   занимается   грузо-  и  пассажироперевозками
внутренним  водным  транспортом  в  Пермском  крае  и  других регионах
России. Экипажи работают бригадным методом, находясь на судне по 20-25
дней.  Работники  проживают  в  Перми  и добираются до местонахождения
судна   и  обратно  на  отдых  самостоятельно.  Предприятие  применяет
упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы,
уменьшенные на величину расходов".
     1.  Можно  ли указанную форму организации работ признать вахтовым
методом?
     2.  Будет  ли  надбавка  за  вахтовый метод работы, установленная
предприятием,   облагаться   страховыми   взносами   на   обязательное
пенсионное  страхование,  налогом на доходы с физических лиц, взносами
на  обязательное  социальное  страхование  от  несчастных  случаев  на
производстве  и  профессиональных  заболеваний  и уменьшать полученные
доходы при применении УСН?
     3.  Нужно  ли  удерживать  налог  на  доходы  с  физических лиц с
компенсационных  выплат  по  проезду  работникам  и  уменьшают  ли эти
выплаты доходы при УСН?

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел письмо ООО от 22.03.2006 N 5 и сообщает следующее.
     1.  В  соответствии  со  статьей 297 Трудового кодекса Российской
Федерации  (далее - Трудовой кодекс) вахтовый метод представляет собой
особую  форму  осуществления  трудового процесса вне места постоянного
проживания  работников,  когда  не может быть обеспечено ежедневное их
возвращение к месту постоянного проживания.
     Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы
от   места   нахождения#   работодателя   в  целях  сокращения  сроков
строительства,  ремонта  или реконструкции объектов производственного,
социального  и  иного  назначения  в необжитых, отдаленных районах или
районах с особыми природными условиями.
     Работники,  привлекаемые  к  работам  вахтовым  методом, в период
нахождения  на  объекте  производства  работ  проживают  в  специально
создаваемых  работодателем  вахтовых  поселках,  представляющих  собой
комплекс   зданий   и   сооружений,  предназначенных  для  обеспечения
жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и
междусменного отдыха.
     Таким  образом, выполнение работ по перевозке грузов и пассажиров
не может считаться выполнением работы вахтовым методом. Соответственно
надбавки, производимые работникам, не могут рассматриваться в качестве
надбавок  за вахтовый метод работы, а являются, по существу, надбавкой
(доплатой)  к  заработной  плате  за  особый  режим и условия труда, и
подлежат  налогообложению  налогом  на  доходы физических лиц и единым
социальным налогом в общеустановленном порядке.
     2.  При  определении  налоговой  базы  в соответствии с пунктом 1
статьи  210  Налогового  кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
учитываются   все   доходы  налогоплательщика,  полученные  им  как  в
денежной, так и в натуральной форме.
     Согласно  пункту  2  статьи  211  Кодекса  к  доходам, полученным
налогоплательщиком  в натуральной форме, в частности, относится оплата
(полностью  или  частично)  за  него  организациями работ или услуг, а
также  выполненные  в  интересах налогоплательщика работы, оказанные в
интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе.
     При  этом,  в  соответствии  с  пунктом  3  статьи 217 Кодекса не
подлежат  налогообложению  налогом  на  доходы физических лиц все виды
установленных   действующим  законодательством  Российской  Федерации,
законодательными  актами  субъектов  Российской  Федерации,  решениями
представительных   органов   местного  самоуправления  компенсационных
выплат    (в   пределах   норм,   установленных   в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации),  связанных,  в частности, с
исполнением  налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд
на работу в другую местность).
     Как указывается в рассматриваемом письме, судовладелец оплачивает
проезд  членов  экипажей  судов  от  места их постоянного проживания к
месту нахождения судна и обратно.
     Трудовой   кодекс   не   устанавливает  обязанности  работодателя
оплачивать  проезд  работников к месту работы (в данном случае к месту
нахождения судна).
     Однако  оплату  проезда  работника  к  месту  нахождения  судна в
случае, если место фактического нахождения судна не совпадает с местом
нахождения порта приписки судна, по нашему мнению, можно рассматривать
в  качестве  возмещения  расходов  работника  при переезде на работу в
другую местность в соответствии со статьей 169 Трудового кодекса.
     Таким  образом,  суммы оплаты проезда работников в данном случае,
являясь  по сути компенсацией расходов при переезде на работу в другую
местность,  не  подлежат  налогообложению налогом на доходы физических
лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса.
     Оплата проезда работников к месту нахождения судна в случае, если
место  фактического  нахождения  судна,  к  которому следует работник,
совпадает  с  местом  нахождения  порта  приписки  судна,  является  в
соответствии   со  статьей  211  Кодекса  доходами  налогоплательщика,
полученными в натуральной форме.
     В   соответствии  с  вышеуказанной  статьей  210  Кодекса  доходы
налогоплательщика,  полученные им в натуральной форме, учитываются при
определении  налоговой  базы  и  подлежат  обложению налогом на доходы
физических лиц.
     3.  Согласно  подпункту  6  пункта  1  статьи  346.16 Кодекса при
определении объекта налогообложения по единому налогу налогоплательщик
уменьшает  полученные  доходы  на  расходы  на  оплату  труда, выплату
пособий    по    временной   нетрудоспособности   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Пунктом   2  статьи  346.16  Кодекса  установлено,  что  расходы,
указанные  в  пункте  1  названной  статьи, принимаются при условии их
соответствия  критериям,  указанным  в  пункте  1  статьи 252 Кодекса.
Расходы,  указанные  в  подпунктах 5, 6, 7, 9 - 21, 34 пункта 1 статьи
346.16  Кодекса, принимаются применительно к порядку, предусмотренному
для  исчисления  налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263,
264, 265 и 269 Кодекса.
     Установленный  статьей  255  Кодекса  перечень расходов на оплату
труда  не  является  закрытым  и  согласно  данной  статье  в  расходы
налогоплательщика   на   оплату   труда  включаются  любые  начисления
работникам  в  денежной  и  (или)  натуральной  формах,  стимулирующие
начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом
работы  или  условиями  труда,  премии  и единовременные поощрительные
начисления,   расходы,   связанные   с  содержанием  этих  работников,
предусмотренные   нормами   законодательства   Российской   Федерации,
трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     Учитывая  изложенное, расходы, связанные с компенсацией стоимости
проездных  билетов,  приобретаемых  работниками,  имеющими  разъездной
характер  работы,  и  надбавки  к  заработной  плате за особый режим и
условия  труда  могут  относиться к расходам на оплату труда в случае,
если  данные компенсации и надбавки предусмотрены трудовым договором и
(или) коллективным договором.
     Таким   образом,   организация,  применяющая  упрощенную  систему
налогообложения,   вправе  учитывать  при  исчислении  единого  налога
расходы,   связанные   с  компенсацией  стоимости  проездных  билетов,
приобретаемых  работниками,  имеющими  разъездной  характер  работы, и
суммы  надбавок  к заработной плате за особый режим и условия труда, в
случае   если   такие   расходы  предусматриваются  трудовым  и  (или)
коллективным.  договором  и  документально  подтверждены  (подпункт  6
пункта 1 статьи 346.16 Кодекса).
     Вопросы  уплаты взносов на обязательное социальное страхование от
несчастных  случаев  на  производстве  и  профессиональных заболеваний
относятся  к  компетенции  Фонда  социального  страхования  Российской
Федерации.

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Министерства финансов
Российской Федерации
                                                          А.И. Иванеев
1 августа 2006 г.
N 03-05-02-04/121