ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2001 - 2005 ГОДЫ. Программа. Министерство образования РФ (Минобразование России). 05.03.01

               ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ
                СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                         НА 2001 - 2005 ГОДЫ

                              ПРОГРАММА

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           5 марта 2001 г.


                                (НЦПИ)



                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                Минобразованием России
                                                     5 марта 2001 года

                     Введение (паспорт Программы)

     Программа развития      воспитания     в     системе     среднего
профессионального  образования  (далее  -  Программа)  разработана   в
соответствии   с   Законом   Российской  Федерации  "Об  образовании",
Международной  конвенцией  о  правах  и  основных  свободах  человека,
Федеральной  программой  развития  образования  в  России,  Программой
развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001  годы,
Федеральной  программой  "Молодежь  России"  на  2001  -  2005  годы и
является важнейшим направлением реализации  принципов  государственной
политики  Министерства  образования  Российской  Федерации  в  области
среднего профессионального образования.
     Цель Программы  -  обеспечение  необходимых  научно-методических,
организационных,  кадровых,  информационных  и  других   условий   для
развития  воспитания в системе среднего профессионального образования,
обновление содержания и структуры воспитания на  основе  отечественных
традиций   и   современного   опыта,   обеспечение   многомерности   и
интегрированности  учебного  и  воспитательного   процессов,   баланса
государственного,  общественного  и семейного воспитания,  современных
механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных  учреждениях
среднего профессионального образования.
     Программа может служить основой для принятия  конкретных  решений
всеми    субъектами   управления   образованием   и   образовательными
учреждениями.
     Исполнители и    соисполнители   Программы:   органы   управления
образованием федеральных министерств (ведомств) и субъектов Российской
Федерации   (далее   -   органы   управления   образованием),  средние
специальные учебные заведения,  научные учреждения, учебнометодические
организации,  государственно-общественные  и  общественные организации
системы среднего профессионального образования,  субъекты  социального
партнерства.
     Срок реализации Программы: 2001 - 2005 гг.
     Организация выполнения   Программы   осуществляется   Управлением
среднего  профессионального  образования   Минобразования   России   и
органами  управления образованием федеральных министерств (ведомств) и
субъектов  Российской  Федерации.  Результаты  поэтапного   выполнения
Программы рассматриваются на заседаниях Совета по воспитанию в системе
среднего профессионального образования  при  Минобразовании  России  и
органах управления образованием субъектов Российской Федерации.
     Программа является документом,  открытым для внесения изменений и
дополнений.   Корректировка   Программы   осуществляется   ежегодно  в
соответствии   с   решениями   Федерального   совета    по    среднему
профессиональному образованию при Минобразовании России.
     Выполнение Программы  обеспечивается  как   объемами   финансовых
средств  бюджетов  всех  уровней,  необходимыми для функционирования и
развития  системы  среднего  профессионального  образования,   так   и
дополнительным   целевым  финансированием,  обеспечивающим  реализацию
мероприятий Программы.

          Современные тенденции воспитательной деятельности
            в образовательных учреждениях системы среднего
                    профессионального образования

     Воспитательная деятельность средних специальных учебных заведений
(далее  -  ссузов)  как неотъемлемая часть выполнения образовательными
учреждениями системы  среднего  профессионального  образования  своего
предназначения - удовлетворения образовательных потребностей личности,
подготовки  конкурентоспособных  специалистов   среднего   звена   для
отраслей  экономики  и социальной сферы современной России,  постоянно
изменяется под воздействием большого числа факторов,  как  внутренних,
так и внешних.
     К основным    из    них    могут     быть     отнесены:     общая
социальноэкономическая  ситуация  в России (снижение жизненного уровня
большинства населения,  неблагополучие многих семей,  высокий  уровень
безработицы,  ухудшение состояния здоровья молодежи, рост в молодежной
среде   наркомании,   алкоголизма,    преступности,    межнациональной
напряженности);   социально-психологические   особенности  выпускников
школ,  поступивших  для  продолжения  образования  в  ссузы;   уровень
подготовленности   педагогических   коллективов   ссузов   к   ведению
воспитательной работы;  отставание  материально-технической  базы  для
реализации   воспитательной   деятельности  от  современных  запросов;
недостаточный  уровень  научно-методической  обеспеченности   процесса
воспитания  в  системе  среднего  профессионального  образования и ряд
других.
     Эти факторы    порождают   различные   тенденции   воспитательной
деятельности в системе среднего профессионального образования.
     Анализ практики  воспитательной  деятельности ссузов и результаты
социологического опроса* позволили выявить  ряд  следующих  тенденций.
Общая   неблагополучная  социально-экономическая  ситуация  в  России,
выражающаяся  в  реструктуризации   экономики   и   свертывании   ряда
производств,  приводит к сокращению числа рабочих мест для выпускников
ссузов.  И как следствие на первый план для студентов выходят проблемы
материального благополучия и предстоящего трудоустройства.
     Это порождает   такую    тенденцию    как    усиление    защитной
ориентированности   воспитательной  деятельности  в  системе  среднего
профессионального  образования  в  целях  формирования  социальной   и
профессиональной   мобильности   выпускника.   Исходя   из  стремления
социально  защитить  своих   выпускников,   ссузы   предлагают   своим
абитуриентам    и   студентам   не   только   наиболее   перспективные
специальности, востребованные специализации и программы дополнительной
подготовки,  но  и  проводят  со  студентами специальные деловые игры,
социально-психологические   тренинги   по   поиску   работы,   ведению
переговоров с нанимателем и т. д.
     Формирование у выпускника ссуза  позиции  активного  "игрока"  на
рынке  труда  является  одной  из  современных  тенденций воспитания в
системе среднего профессионального образования.
     Сохранение демографического  неблагополучия  (низкая рождаемость,
распад семей),  снижение  роли  семьи  в  воспитании  заставляет  всех
работающих   с   молодежью   и  педагогических  работников  ссузов,  в
особенности,  уделять большое внимание вопросам социализации личности,
укрепления  и  сохранения  здоровья  студентов,  их  психологической и
материальной поддержки,  воспитанию у подрастающего поколения ценности
семьи,  полноценного родительства,  здорового образа жизни,  что может
рассматриваться как тенденция компенсации недостаточной роли  семьи  в
воспитательной деятельности ссузов.
     В то же время прослеживается роль  семьи  в  выборе  абитуриентом
специальности  и учебного заведения системы среднего профессионального
образования.  Каждый  третий  выпускник   общеобразовательной   школы,
поступающий  для  продолжения  своего  образования в ссуз,  осуществил
выбор специальности и учебного заведения с помощью родителей. При этом
потомственность профессии является важным фактором, определившим выбор
абитуриента.
     Одной из  тенденций  современной  воспитательной  деятельности  в
системе среднего  профессионального  образования  является  стремление
педагогов ссузов перевести процесс воспитания студентов в плоскость их
самовоспитания.  Педагогические  коллективы  работают  над   созданием
механизма   (системы   условий)   развития   способностей  студента  к
самоопределению, саморазвитию и самореализации. Современные студенты в
качестве  основных  направлений самовоспитания и саморазвития выбирают
информационную  культуру,  правовое   сознание,   языковую   культуру,
экономическое  сознание и физическое развитие.  Вместе с тем,  уровень
мотивации  к  достижению  поставленных  целей   у   студентов   ссузов
недостаточен.
     Следующая тенденция - это изменения  в  средствах  воспитательной
деятельности.  Новые  средства воспитательной деятельности,  такие как
Интернет   и   современные   компьютерные   технологии,    видео-    и
аудиопродукция,    нетрадиционная    печатная    продукция   расширяют
возможности студентов ознакомиться с самыми  противоречивыми  оценками
одного  и  того  же  события.  В  этих условиях готовность педагогов к
активному  диалогу  становится  важным  условием   эффективности   его
воспитательной  деятельности,  направленной  на  развитие  у студентов
критичности мышления,  умения анализировать поступки, факты, действия,
иметь и отстаивать собственную точку зрения.
     Оценивая уровень готовности педагогических коллективов  ссузов  к
реализации  воспитательной  деятельности  можно констатировать наличие
тенденции   смены   парадигмы   "коммунистического   воспитания"    на
вариативные гуманистические воспитательные системы.
     В ряде ссузов разрабатываются собственные  концепции  воспитания,
которые соотносятся с региональными концепциями воспитания, созданными
в ряде регионов  России.  В  концепциях  находят  отражение  признание
личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение
уникальности и своеобразия каждого студента.
     Однако в    подавляющем    большинстве    ссузов   проектирование
образовательной деятельности  осуществляется  посредством  составления
планов,   представленных  совокупностью  мероприятий,  приуроченных  к
юбилейным датам и событиям без учета интересов студентов.
     В качестве   негативных  тенденций  современного  этапа  развития
воспитательной  деятельности   в   ссузах   является   снижение   роли
самоуправления  как  формы воспитательной деятельности.  В то же время
участие  студентов  в  общественных  организациях  является  одним  из
факторов  социализации молодежи,  важнейшим инструментом,  позволяющим
эффективно решать сложные педагогические задачи.
     Наблюдается тенденция  несовпадения  между  готовностью студентов
быть   активными   субъектами   воспитательной   деятельности   и   их
удовлетворенностью   ее  организацией  в  ссузах.  В  настоящее  время
ухудшается состояние как материально-технической базы  ссузов,  так  и
социальной инфраструктуры города,  региона для организации молодежного
досуга.
     Резко уменьшилась   доступность   культурных   центров,   музеев,
выставок,  театров,  поездок по историческим  местам.  Образовательные
учреждения  не  имеют  необходимых  финансовых  средств на организацию
работы  строительных,  педагогических  отрядов  и  др.  Сегодня  можно
констатировать,   что   имеет   место   тенденция  сворачивания  видов
воспитательной  деятельности,  требующих   значительных   материальных
вложений.
     В штатном расписании ссузов не предусмотрены ставки медицинских и
социальных    работников,   практических   психологов,   педагогов   -
организаторов.
     Требует улучшения   обеспечение   ссузов  периодической  печатью,
подписными   изданиями,   информационными    и    научно-методическими
материалами по организации и проведению воспитательной деятельности. В
настоящее время этот процесс тоже тормозится из-за нехватки финансовых
ресурсов.
     В целом можно отметить,  что усиление  внимания  к  воспитанию  в
системе  среднего  профессионального  образования  потребует выработки
более четкого отношения и органов  управления  образованием,  и  самих
педагогов-воспитателей  к  проявляющимся тенденциям,  а также принятия
мер, способствующих достижению поставленных перед ссузами целей.

         Концептуальные основы развития воспитания в системе
                среднего профессионального образования

     В условиях  продолжающегося  реформирования  российского общества
система среднего профессионального образования играет значимую роль  в
удовлетворении  интересов  личности,  потребностей региональных рынков
труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.
     Основными достижениями   в  развитии  среднего  профессионального
образования  последних  лет   являются:   гибкость   и   вариативность
содержания    образования,   многоуровневость,   многопрофильность   и
многофункциональность средних специальных учебных заведений,  практика
инновационной  деятельности,  научный потенциал педагогических кадров,
налаживание связей с работодателями и другими  субъектами  социального
партнерства, международное сотрудничество и др.
     В настоящее время одним из ведущих направлений  развития  системы
среднего  профессионального  образования  признается совершенствование
воспитания    как    неотъемлемой    самоценной    части    целостного
образовательного    процесса    на    основе    следующих   принципов:
гуманистической направленности воспитания,  его природосообразности  и
культуросообразности,    эффективности   социального   взаимодействия,
концентрации  воспитания   на   развитие   социальной   и   культурной
компетентности личности.
     Под воспитанием  понимается  целенаправленный  процесс   создания
условий   для   развития,   саморазвития   и  самореализации  личности
воспитуемого.  При этом следует исходить из признания того, что только
совокупное  действие  (как  элементов  единой  воспитательной системы)
таких   условий   воспитания   как    создание    здоровьесберегающего
образовательного  пространства,  влияние  личности  воспитателя  и его
деятельности,  эффективная организация социальной  ситуации  развития,
личностное и социально-ролевое общение,  осуществление деятельностного
сотрудничества  в  коллективе,   активная,   творческая   деятельность
воспитуемых,  соотнесенная  с  особенностями  их социально-возрастного
периода развития, может дать положительный воспитательный эффект.
     Для социально-возрастного   периода   развития  студентов  ссузов
характерно  развитие  мотивационной  сферы  личности,  выражающейся  в
определении  своего  места  в жизни,  формировании мировоззрения и его
влияния  на  познавательную  деятельность,  самосознание  и  моральное
сознание.  В  юношеском  возрасте решающее значение придается динамике
"внутренней позиции" формирующейся личности,  которая складывается  из
того,  как  молодой  человек  на  основе своего предшествующего опыта,
своих возможностей,  своих ранее возникших потребностей  и  стремлений
относится  к тому объективному положению,  какое он занимает в жизни в
настоящее время и  какое  положение  он  хочет  занимать.  Именно  эта
внутренняя  позиция обусловливает определенную структуру его отношения
к действительности,  к окружающим и к самому себе.  Вместе  с  тем,  в
образовательном  процессе  происходит  формирование  познавательных  и
профессиональных интересов студента, его способности строить жизненные
планы  и  вырабатывать  нравственные  идеалы,  которые  в свою очередь
влияют на становление внутренней позиции личности студента.
     Средние специальные учебные заведения,  являясь важным институтом
социализации,   продолжают   вслед   за   общеобразовательной   школой
осуществлять  воспитательные  воздействия,  раскрывающие для студентов
новые грани общечеловеческих ценностей Жизни, Добра, Истины, Красоты.
     Среднее профессиональное  образование  имеет возможность показать
студентам пути реализации таких  качеств  человека  как  милосердие  и
сострадание  не  только  в  обыденной  жизни,  но и в профессиональной
деятельности - медицинской, социальной, педагогической, правовой и др.
     Средняя профессиональная  школа  позволяет  представить  ценность
познания,  разума,  понимания сущности бытия, мироздания не только как
абстрактный идеал,  но и как учебную и практическую деятельность,  как
процесс становления и самосовершенствования Профессионала.
     Ценности красоты  и  гармонии  могут  воплотиться  для  студентов
ссузов в конкретных продуктах их собственного труда,  типах  отношений
между сверстниками и сверстницами, которые складываются в студенческом
возрасте.
     Особый смысл   приобретает   на   этом   этапе   жизни   молодежи
формирование  их  активной  гражданской  позиции,  что  выражается   в
гражданском самосознании,  осознании прав и свобод человека,  правовой
культуре,  правовом поведении,  способности к диалогу,  толерантности,
ответственности   за   свои   поступки   и   свой   выбор,  социальной
справедливости.
     Для юношей-студентов   актуальным   остается  воспитание  их  как
будущих  защитников  Отечества,  и   одним   из   важных   направлений
воспитательной деятельности в ссузах должно стать создание условий для
подготовки к  военной  службе,  для  физического  развития  и  занятий
спортом,   более   глубокого  освоения  российской  культуры  в  общем
контексте мировой культуры,  что  наполнит  конкретным  патриотическим
содержанием воспитание у них гражданственности.
     Такие качества человека как ответственность,  целеустремленность,
самостоятельность  и  др.  формируются  у  студентов ссузов в условиях
стремительно расширяющегося  круга  их  делового  и  профессионального
общения.  У  юношей  и  девушек  появляется чувство ответственности не
только перед собой,  семьей,  конкретным преподавателем,  но  и  перед
потребителями    результатов    их    профессиональной   деятельности.
Целеустремленность  начинает  приобретать  конкретное   содержание   в
стремлении   так   освоить  получаемые  в  ссузе  знания,  чтобы  быть
конкурентоспособным на рынке труда.  Развитая самостоятельность должна
обеспечить выпускнику ссуза уверенность в себе,  в своих способностях,
соответствовать быстро меняющимся условиям жизни и работы.
     Воспитание в   системе   среднего  профессионального  образования
необходимо осуществлять на основе следующих принципов:
     - преемственности воспитательной деятельности,  осуществляемой на
предшествующих уровнях  системы  непрерывного  образования,  с  учетом
изменившихся   возрастных   и  социально-психологических  особенностей
обучаемых - студентов ссузов;
     - целенаправленного  управления  развитием  личности студента как
целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей,
а также профессиональной специфики;
     - личностного подхода, признающего интересы личности обучаемого и
его семьи;
     - гражданственности,  выражающейся в  соотнесении  воспитательной
деятельности с интересами общества и государства;
     - вариативности воспитательных систем,  предполагающих  различные
модели воспитательной деятельности;
     - компетентного использования  педагогическим  коллективом  ссуза
обоснованных  психолого-педагогической  теорией  и практикой подходов,
методов и приемов.
     Основными ориентирами  для  оценки  результативности воспитания в
системе среднего профессионального образования могут  быть  показатели
сформированности  у  студентов  и  выпускников  ссузов  таких качеств,
которые необходимы им для реализации своих гражданских прав и  свобод,
соблюдения требований общества,  государства,  выполнения обязанностей
члена семьи, трудового коллектива.
     В условиях   реализации   стратегических   задач  образования  на
передний  план  выходит  задача  развития  научных   исследований   по
важнейшим  проблемам  воспитания  и  распространения  их результатов в
системе среднего профессионального образования.
     Для целенаправленного     развития     и    повышения    качества
воспитательной деятельности в средних специальных  учебных  заведениях
важное значение имеет ее кадровое обеспечение,  готовность педагогов к
решению  проблем  и  современных  задач  воспитания.  В   этой   связи
актуальным    становится    материальное    и    моральное   поощрение
педагогических коллективов ссузов и  отдельных  педагогов-воспитателей
за успехи в воспитательной деятельности.
     Воспитание - сложный,  многоплановый и многоуровневый процесс,  в
котором   положительный   результат   достигается   путем   расширения
пространства   социального   партнерства,   развитием   согласованного
взаимодействия самого воспитуемого,  педагога-воспитателя,  коллектива
ссуза в целом,  органов управления образованием,  других организаций и
ведомств.  Лишь такое взаимодействие позволяет воспитателям эффективно
решать задачи обеспечения самоопределения личности,  создания  условий
для   ее   самореализации,   экономического  и  социального  прогресса
общества, укрепления и совершенствования правового государства.

           Направления развития воспитательной деятельности
           в системе среднего профессионального образования

       1. Содержание и организация воспитательной деятельности

     Задачи:
     - создание   условий   для  развития  личности  и  реализации  ее
творческой активности;
     - развитие  воспитательной  среды  и  воспитательных  систем,  их
вариативности в среднем профессиональном образовании.
     Основные направления:
     - создание  условий  для  становления  мировоззрения  и   системы
ценностных ориентаций студента;
     - формирование  профессиональной  направленности   воспитательной
деятельности;
     - воспитание культуры межнационального общения;
     - формирование здорового образа жизни и экологической культуры;
     - воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту,
обществе в целом;
     - развитие отношений сотрудничества студентов и преподавателей;
     - развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим
контекстом его будущей профессиональной деятельности;
     - развитие  досуговой,  клубной  деятельности  как  особой  сферы
жизнедеятельности учащейся молодежи;
     - организация отдыха студентов как специфической формы реализации
образовательного и оздоровительного процессов.**

              2. Управление воспитательной деятельностью

     Задачи:
     - формирование  эффективной  системы  управления   воспитательной
деятельностью на уровне региона и образовательных учреждений.
     Основные направления:
     - обеспечение  системности  воспитательной деятельности на этапах
планирования, реализации и подведения итогов;
     - развитие студенческого самоуправления и институтов коллективной
студенческой самоорганизации (общественных организаций  и  объединений
студентов);
     - обеспечение  взаимодействия  органов  управления   образованием
субъектов  Российской  Федерации  и  ссузов  в разработке и реализации
воспитательной деятельности;
     - координация  межведомственного взаимодействия в рассматриваемой
сфере.

         3. Кадровое обеспечение воспитательной деятельности

     Задачи:
     - развитие   воспитательного   потенциала    системы    кадрового
обеспечения среднего профессионального образования.
     Основные направления:
     - освоение   технологий   воспитания  (личностно-ориентированных,
личностно-деятельностных,  системно-ролевых и др.) в ходе подготовки и
повышения квалификации педагогов,  воспитателей,  кураторов, мастеров,
заместителей директоров и др. педагогических работников ссузов;
     - разработка  обучающих программ для всех категорий специалистов,
осуществляющих воспитательную деятельность в ссузах.

             4. Научное и учебно-методическое обеспечение
                     воспитательной деятельности

     Задачи:
     - развитие научных исследований по важнейшим проблемам воспитания
и распространение их результатов в системе среднего  профессионального
образования;
     - разработка  учебно-методического  сопровождения  воспитательных
систем,   отдельных   направлений   воспитания   в   системе  среднего
профессионального образования.
     Основные направления:
     - разработка и систематическое  обновление  перечня  приоритетных
направлений научных исследований в области воспитательной деятельности
и их осуществление в системе среднего профессионального образования;
     - определение концептуальных подходов к формированию инвариантной
составляющей   воспитательной   деятельности   в   системе    среднего
профессионального образования;
     - разработка  программ,  пособий,   рекомендаций   по   различным
направлениям воспитательной деятельности;
     - создание условий для апробации и научно-методической проработки
инновационных моделей воспитательной деятельности в ссузах.

       5. Социальное партнерство в воспитательной деятельности

     Задачи:
     - расширение   пространства   социального  партнерства,  развитие
различных форм взаимодействия его  субъектов  в  сфере  воспитательной
деятельности.
     Основные направления:
     - поддержка     инициатив     неправительственных    организаций,
общественных молодежных объединений в области воспитания молодежи;
     - распространение  опыта  и  совместное  проведение  конференций,
семинаров и других мероприятий по различным направлениям воспитания.

     Ожидаемые результаты

     Реализация Программы  развития  воспитания  в  системе   среднего
профессионального образования позволит обеспечить:
     - развитие воспитательного потенциала образовательных  учреждений
среднего   профессионального  образования  в  гражданском  воспитании,
профессиональном   самоопределении   и   творческой   самоактуализации
личности;
     - повышение качества подготовки специалистов среднего звена;
     - повышение уровня воспитанности студентов;
     - улучшение  социально-психологического  климата  в   коллективах
студентов и преподавателей ссузов;
     - повышение роли семьи в воспитании студентов ссузов;
     - повышение     образовательного    уровня    преподавателей    и
руководителей  средних  специальных  учебных   заведений   в   области
воспитания;
     - развитие  научной  и  инновационной  деятельности   в   области
воспитания в системе среднего профессионального образования;
     - повышение эффективности  сотрудничества  субъектов  социального
партнерства в воспитании молодежи.

----------------------------------------------------------------------
     * Социологическое   исследование   о   состоянии,   проблемах   и
перспективах развития воспитательной деятельности в  системе  среднего
профессионального  образования  было  проведено  Управлением  среднего
профессионального   образования   Минобразования   России   в   период
разработки  проекта  Программы  развития воспитания в системе среднего
профессионального образования на 2001 - 2005 годы.
     ** Перечни мероприятий не приводятся.