ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство образования и науки РФ. 26.10.06 262

Оглавление

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
      О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
        МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          26 октября 2006 г.
                                N 262

                                 (Д)


     В  соответствии  с  Положением о Министерстве образования и науки
Российской   Федерации,   утвержденным   Постановлением  Правительства
Российской  Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, и в связи с изменением
структуры  центрального  аппарата  Министерства, утвержденной Приказом
Минобрнауки  России  от  13  сентября  2006 г. N 270/к "Об утверждении
структуры  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации",
приказываю:
     1.     Утвердить    прилагаемое    Положение    о    Департаменте
научно-технической и инновационной политики Министерства образования и
науки Российской Федерации.
     2.  Признать  утратившим  силу  Приказ Министерства образования и
науки  Российской  Федерации  от  4  марта  2005  г.  N 58 "О внесении
изменений   в  Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской
Федерации  от  24  сентября  2004  г. N 77 "Об утверждении Положения о
Департаменте  государственной  политики  в  сфере  науки,  инноваций и
интеллектуальной   собственности   Министерства  образования  и  науки
Российской Федерации".

Министр
                                                            А.ФУРСЕНКО
26 октября 2006 г.
N 262


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                           Приказом Минобрнауки России
                                               от 26 октября 2006 года
                                                                 N 262

                              ПОЛОЖЕНИЕ
      О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
        МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          I. Общие положения

     1. Департамент научно-технической и инновационной политики (далее
-   Департамент)   является  структурным  подразделением  Министерства
образования  и  науки  Российской  Федерации (далее - Министерство) по
выработке     государственной    политики    и    нормативно-правовому
регулированию в научной, научно-технической и инновационной сфере.
     2.  Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской    Федерации,   федеральными   конституционными   законами,
федеральными   законами,  актами  Президента  Российской  Федерации  и
Правительства    Российской   Федерации,   международными   договорами
Российской  Федерации,  Положением  о Министерстве образования и науки
Российской   Федерации,   утвержденным   Постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  15  июня  2004  г. N 280, а также настоящим
Положением.
     3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
федеральными  службами  и  федеральными  агентствами,  находящимися  в
ведении  Министерства,  другими  федеральными  органами исполнительной
власти и структурными подразделениями Министерства.

                            II. Полномочия

     4. Департамент осуществляет следующие полномочия:
     4.1. Осуществляет функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической
и   инновационной  деятельности,  создания  и  развития  инновационной
инфраструктуры,  интеграции  научной  и  образовательной деятельности,
подготовки  научных  и  научно-педагогических кадров, интеллектуальной
собственности, правовой охраны, использования и хозяйственного оборота
результатов  научной и научно-технической деятельности (далее - РНТД),
созданных за счет средств федерального бюджета.
     4.2.  Осуществляет  организацию  и  координацию, а также проводит
анализ  реализации  государственной  политики  в  установленной  сфере
деятельности;
     осуществляет организацию и координацию деятельности по реализации
Стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации на период до
2015  года,  Основ  политики  Российской  Федерации в области развития
науки  и  технологий  на период до 2010 года и дальнейшую перспективу,
Основных  направлений политики Российской Федерации в области развития
инновационной  системы  на  период  до  2010  года  и связанные с этим
вопросы;
     осуществляет разработку совместно со структурными подразделениями
Министерства,   находящимися   в   ведении  Министерства  федеральными
службами  и  федеральными  агентствами,  предложений  в части научной,
научно-технической  и инновационной сфер деятельности в проекты планов
действий    Правительства    Российской    Федерации   по   реализации
среднесрочных  программ  социально-экономического  развития Российской
Федерации на соответствующий период и по реализации ежегодных посланий
Президента Российской Федерации.
     4.3.  Организует  работу по подготовке проекта доклада Президенту
Российской  Федерации Правительством Российской Федерации о проблемных
вопросах  развития  науки, технологий и техники, и по реализации Основ
политики  и  доклада  Правительства  Российской  Федерации  Президенту
Российской  Федерации  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от 23
августа  1996  г.  N  127-ФЗ, готовит Доклад о социально-экономическом
развитии   Российской   Федерации   в   части   научно-технической   и
инновационной сфер деятельности.
     4.4.  Координирует работы по повышению эффективности деятельности
государственного   сектора   науки,   модернизации   академического  и
вузовского  секторов науки, подготовке научных и научно-педагогических
кадров.
     4.5.  Обеспечивает  работу по реализации приоритетных направлений
развития  науки,  технологий  и техники Российской Федерации и Перечня
критических технологий федерального значения и готовит рекомендации по
их  реализации  в  рамках  действующих  и  планируемых  федеральных  и
ведомственных целевых программ.
     4.6.  Подготавливает  предложения  по  корректировке приоритетных
направлений   развития   науки,  технологий  и  техники  в  Российской
Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации;
     готовит   прогноз  социально-экономического  развития  Российской
Федерации в сфере науки и инноваций;
     разрабатывает   предложения   в   план  работы  и  по  прогнозным
показателям деятельности Министерства в части науки и инноваций.
     4.7.  Готовит  проекты  федеральных законов, нормативных правовых
актов  Президента  Российской  Федерации  и  Правительства  Российской
Федерации  и другие документы, по которым требуется решение Президента
Российской   Федерации   или  Правительства  Российской  Федерации,  и
обеспечивает   самостоятельное   принятие   Министерством  нормативных
правовых   актов,   а   также  проводит  рассмотрение  и  согласование
нормативных  правовых  актов,  подготавливаемых  другими  федеральными
органами    исполнительной   власти   по   вопросам,   относящимся   к
установленной сфере деятельности.
     4.8. Осуществляет нормативно-правовое регулирование и координацию
мероприятий в сфере научно-исследовательской работы студентов.
     4.9.  Подготавливает  предложения  по  осуществлению  Минобрнауки
России  правового регулирования в научно-технической сфере и в области
интеллектуальной   собственности  и  хозяйственного  оборота  РНТД  по
вопросам:
     организационно-финансовых и правовых механизмов охраны и введения
в   гражданский   и  хозяйственный  оборот  объектов  интеллектуальной
собственности  и  других  результатов научно-технической деятельности,
созданных за счет бюджетных средств;
     порядка  и механизмов распоряжения правами на результаты научной,
научно-технической    деятельности,    созданные   за   счет   средств
федерального бюджета;
     порядка  и  механизмов осуществления партнерства и взаимодействия
государства,  предпринимательского  сектора  экономики и корпоративной
науки по обмену результатами научно-технической деятельности.
     4.10.  Подготавливает  предложения  по  осуществлению Минобрнауки
России правового регулирования по:
     выработке государственной политики в сфере государственного учета
результатов научно-технической деятельности;
     порядку  взаимодействия  научных  организаций  с образовательными
организациями,  предпринимательским  сектором,  корпоративной наукой в
интересах  интеграции  науки и образования и ускоренного использования
достижений науки и технологий.
     4.11.  Разрабатывает нормативные правовые документы, регулирующие
функционирование  Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, и
участвует в разработке номенклатуры специальностей научных работников.
     4.12.  Обобщает  практику  применения законодательства Российской
Федерации    в   установленной   сфере   деятельности,   разрабатывает
предложения по его совершенствованию.
     4.13.     Подготавливает     заключения    в    части    научной,
научно-технической   и  инновационной  деятельности,  интеллектуальной
собственности  и  хозяйственного  оборота  РНТД  и проекты официальных
отзывов  Правительства  Российской  Федерации  по проектам федеральных
законов, внесенным на рассмотрение в Государственную Думу Федерального
Собрания   Российской   Федерации   субъектами  права  законодательной
инициативы  и  направляемым  в установленном порядке в Министерство на
согласование;
     подготавливает  предложения  по  отмене  в  установленном порядке
противоречащих   федеральному   законодательству   решений,   принятых
находящимися   в   ведении   Министерства   федеральными   службами  и
федеральными агентствами.
     4.14.  Формирует  план  организации  законопроектной деятельности
Министерства  в  научно-технической и инновационной сферах и в области
интеллектуальной   собственности   и   хозяйственного   оборота  РНТД,
разрабатывает   нормативно-правовую  базу  осуществления  контроля  за
использованием  прав  Российской  Федерации на РНТД, созданные за счет
средств федерального бюджета.
     4.15.  Обеспечивает  деятельность  Минобрнауки России по вопросам
компетенции:
     Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике;
     Совета   по   конкурентоспособности   и  предпринимательству  при
Правительстве Российской Федерации;
     Межведомственного    научно-технического   совета   по   проблеме
нанотехнологий и наноматериалов;
     Межведомственной    комиссии    по   проблемам   генно-инженерной
деятельности;
     Межведомственной   рабочей  группы  по  вопросам  воспроизводства
кадров в научно-образовательной сфере;
     обеспечивает   координацию   деятельности   федеральных   органов
исполнительной   власти   по  вопросам  компетенции  Правительственной
комиссии   по  противодействию  нарушениям  в  сфере  интеллектуальной
собственности, ее правовой охране и использованию.
     4.16.   Осуществляет   координацию   по  вопросам  организации  и
проведения  научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ с
целью содействия развитию высокотехнологичных производств, организации
трансфера   технологий,   в   том  числе  между  оборонно-промышленным
комплексом и гражданскими отраслями промышленности.
     4.17. Организует и координирует разработку долгосрочного прогноза
научно-технологического развития и перспективного среднесрочного плана
фундаментальных  исследований  по  приоритетным  направлениям развития
науки, технологий и техники.
     4.18.   Подготавливает  аналитические  материалы  и  справки  для
руководства   Министерства   к  заседаниям  коллегии  Министерства,  к
заседаниям  Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в
компетенцию Департамента.
     4.19.  Формирует  доклад  о  результатах  и основных направлениях
деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования в части
научной, научно-технической и инновационной сфер деятельности.
     4.20.   Вырабатывает   предложения   по   координации  реализации
государственной  политики  в  части  финансирования НИОКР гражданского
назначения.
     4.21.   Разрабатывает   и   вносит   в  установленном  порядке  в
Департамент   прогнозирования   и   организации   бюджетного  процесса
бюджетные  проектировки по финансированию научной деятельности главных
распорядителей  бюджетных  средств,  для которых Министерство является
субъектом бюджетного планирования;
     согласовывает  бюджетные  проектировки  перед  направлением  их в
Минфин России.
     4.22. Участвует в рассмотрении Минфином России и другими органами
власти  бюджетных  проектировок Министерства по финансированию научной
деятельности  главных  распорядителей  бюджетных  средств, для которых
Министерство является субъектом бюджетного планирования;
     участвует    в   формировании   разделов,   подразделов   проекта
федерального    бюджета   по   финансированию   научной   деятельности
находящихся  в  ведении  Министерства  федеральных служб и федеральных
агентств,  а  также  по  главным распорядителям бюджетных средств, для
которых Министерство является субъектом бюджетного планирования;
     участвует  в согласовании с Минфином России материалов, расчетов,
обоснований,   нормативных   документов   по  определению  направлений
бюджетных средств, выделяемых на научные исследования.
     4.23.  Подготавливает  предложения  по  исполнению  действующих и
включению  в  федеральный  бюджет  принимаемых  обязательств  в рамках
среднесрочного финансового планирования в сфере науки.
     4.24.   Разрабатывает  систему  показателей  оценки  деятельности
научных  организаций,  научной  работы  вузов, результативности работы
научных  сотрудников,  научной  работы профессорско-преподавательского
состава вузов.
     4.25.  Разрабатывает  предложения  по  реализации государственной
политики по реформированию и управлению государственной собственностью
научных организаций.
     4.26. Осуществляет координацию деятельности находящихся в ведении
Министерства   федеральных   служб  и  федеральных  агентств  в  части
реализации  государственной  политики  по  реформированию и управлению
государственной собственностью научных организаций;
     подготавливает   для  представления  в  Правительство  Российской
Федерации    в   установленном   порядке   предложения   о   создании,
реорганизации   и   ликвидации  государственных  научных  организаций,
находящихся в ведении подведомственных федеральных служб и федеральных
агентств.
     4.27.    Формирует    предложения   по   совершенствованию   форм
статистической  отчетности в сфере науки, инноваций и интеллектуальной
собственности.
     4.28.  Координирует  работу  по обеспечению находящихся в ведении
Министерства   федеральных  служб  и  федеральных  агентств,  а  также
отдельных   наиболее   значимых   бюджетных  организаций  утвержденной
проектно-сметной  документацией  по объектам сферы науки, включенным в
Федеральную адресную инвестиционную программу, согласовывает титульные
списки строек.
     4.29.  Проводит  анализ  инвестиционной  деятельности организаций
находящихся  в  ведении  Министерства  федеральных служб и федеральных
агентств,   учреждений  и  организаций,  а  также  отдельных  наиболее
значимых   бюджетных   учреждений   образования   и   науки   в  сфере
ответственности Департамента.
     4.30. Осуществляет координацию деятельности находящихся в ведении
Министерства   федеральных  служб  и  федеральных  агентств,  а  также
наиболее  значимых  бюджетных учреждений в сфере науки по формированию
объемов государственных капитальных вложений в рамках перечня строек и
объектов Федеральной адресной инвестиционной программы.
     4.31.   Участвует   в   разработке   механизмов  государственного
стимулирования  инвестиционной  активности в сфере науки и инноваций с
привлечением   бюджетных,   внебюджетных   источников   и  иностранных
инвестиций.
     4.32.  Участвует  в организации проведения конкурсов и заключения
государственных  контрактов на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских  работ  для государственных нужд и осуществляет
контроль за соблюдением условий выполнения контрактов.
     4.33.  Осуществляет  мониторинг государственного учета и контроля
использования  результатов НИОКТР гражданского назначения, в том числе
осуществляемые   находящимися   в  ведении  Министерства  федеральными
службами и федеральными агентствами.
     4.34.  Принимает  участие  в  анализе  и  планировании ресурсного
обеспечения программ и проектов, а также иных форм бюджетных расходов,
в   установленной   сфере   деятельности,  реализуемых  Министерством,
находящимися    в    ведении   Министерства   федеральными   службами,
федеральными  агентствами  и  иными главными распорядителями бюджетных
средств,   для  которых  Министерство  является  субъектом  бюджетного
планирования.
     4.35.   Устанавливает   порядок  и  координирует  формирование  и
реализацию   федеральных   целевых   программ,  ведомственных  целевых
программ  Минобрнауки России, находящихся в ведении Минобрнауки России
федеральных  служб  и  федеральных агентств в части НИОКР гражданского
назначения.
     4.36.  Устанавливает  порядок  формирования и осуществляет анализ
эффективности  реализации  тематических  планов  научных  исследований
научных организаций и вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России,
подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.
     4.37.   Осуществляет  мониторинг  федеральных  целевых  программ,
ведомственных  целевых  программ,  предлагаемых  к  финансированию  из
средств федерального бюджета, в части НИОКР гражданского назначения.
     4.38.     Координирует     реализацию     Федеральной     целевой
научно-технической    программы    "Исследования   и   разработки   по
приоритетным  направлениям  развития  науки  и техники" на 2002 - 2006
годы  и  Федеральной  целевой  программы "Исследования и разработки по
приоритетным  направлениям  развития научно-технологического комплекса
России на 2007 - 2012 годы";
     координирует  реализацию  "Программы  координации работ в области
нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации";
     координирует  реализацию  Федеральной целевой программы "Развитие
инфраструктуры  наноиндустрии  в  Российской Федерации" на 2007 - 2010
годы после ее утверждения Правительством Российской Федерации;
     4.39.   Обеспечивает   организационно-методическое  сопровождение
аналитической   Ведомственной  целевой  программы  "Развитие  научного
потенциала высшей школы" (2006 - 2008 годы).
     4.40.  Координирует  выработку механизмов государственно-частного
партнерства  в  сфере  развития  сектора  исследований  и разработок и
технологической модернизации отраслей экономики.
     4.41.  Обеспечивает  работы по подготовке предложений по вопросам
функционирования  системы  государственных  научных центров Российской
Федерации,    их    нормативно-правового    обеспечения,    присвоения
организациям   статуса  государственного  научного  центра  Российской
Федерации или сохранения этого статуса, присвоения статуса федеральных
центров науки и высоких технологий.
     4.42.    Координирует   методическое   обеспечение   деятельности
наукоградов,  в том числе перечней мероприятий по развитию и поддержке
их инфраструктуры.
     4.43.  Обеспечивает  реализацию  функций Министерства по вопросам
деятельности  фондов  поддержки  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности.
     4.44.  Обеспечивает  деятельность  Министерства  в  инновационной
сфере по:
     совершенствованию    механизмов   функционирования   национальной
инновационной   системы,   порядка  формирования  и  совершенствования
взаимодействия ее федерального, региональных и отраслевых сегментов;
     формированию  и  развитию  федеральных, региональных и отраслевых
элементов инновационной инфраструктуры;
     совершенствованию  механизма  формирования и реализации важнейших
инновационных проектов государственного значения;
     разработке   комплекса   экономических   показателей   в  области
инновационной  деятельности и методологию их расчета, создания системы
мониторинга  инновационного  потенциала  и  инновационной активности в
экономике Российской Федерации;
     разработке  системы мониторинга и управления деятельностью фондов
прямых  инвестиций и венчурных фондов в инновационной сфере, созданных
с  участием  государства,  в том числе с участием субъектов Российской
Федерации;
     формированию   и  развитию  системы  информационного  обеспечения
инновационной деятельности.
     4.45.  Участвует  в  разработке государственного образовательного
стандарта  послевузовского  профессионального  образования  и  порядка
аттестации программ послевузовского профессионального образования.
     4.46.  Осуществляет  координацию работ по оптимизации действующей
сети  аспирантур,  докторантур и реструктуризации сети диссертационных
советов.
     4.47.  Координирует  работу  по  установлению федеральным органам
исполнительной  власти,  другим  распорядителям  федерального  бюджета
контрольных  цифр  приема  в  аспирантуру  и докторантуру для граждан,
обучающихся за счет средств федерального бюджета.
     4.48.  Координирует  деятельность  Минобрнауки  России  в области
государственной  поддержки  молодых  российских ученых, включая гранты
Президента  Российской Федерации для государственной поддержки молодых
российских  ученых  -  кандидатов  наук  и  их  научных руководителей,
молодых   российских   ученых   -   докторов   наук   и   средств  для
государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации.
     4.49. Осуществляет координацию выставочно-ярмарочной деятельности
Министерства на территории Российской Федерации.
     4.50.  Обеспечивает  деятельность  Министерства  в  международном
сотрудничестве по вопросам, входящим в его компетенцию, в том числе:
     координация  участия  российских  научных  организаций  и вузов в
научных программах Европейского союза;
     координация  реализации  международных  программ "Фундаментальные
исследования  и  высшее  образование", "Межрегиональные исследования в
общественных науках", "Михаил Ломоносов", "Иммануил Кант".
     4.51.  Готовит предложения в пределах своей компетенции по защите
сведений, составляющих государственную тайну.
     4.52.   Готовит   предложения   по  профессиональной  подготовке,
переподготовке,   повышению   квалификации   и  стажировки  работников
Департамента.
     4.53.   Обеспечивает  в  рамках  своей  компетенции  рассмотрение
обращений  организаций и граждан и направление ответов в установленный
законодательством Российской Федерации срок.
     4.54.  Департамент  осуществляет  иные полномочия в установленной
сфере  деятельности,  если такие полномочия предусмотрены федеральными
законами,   нормативными   правовыми   актами   Президента  Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации.
     5.  Департамент  в  целях  реализации  полномочий в установленной
сфере деятельности имеет право:
     5.1.  Запрашивать  и  получать  в установленном порядке сведения,
необходимые   для   принятия   решений  по  отнесенным  к  компетенции
Департамента вопросам.
     5.2.  Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов,
отнесенных   к   сфере   деятельности  Министерства,  научные  и  иные
организации, ученых и специалистов.
     5.3.  Созывать  и  проводить  совещания  по  вопросам, входящим в
компетенцию  Департамента,  с  участием  при  необходимости работников
структурных  подразделений  Министерства  и  специалистов организаций,
находящихся в ведении Минобрнауки России.
     5.4.  Создавать  экспертные  группы, советы в установленной сфере
деятельности Департамента.
     5.5.  Вести служебную переписку с органами государственной власти
и   управления,   органами   местного   самоуправления,  общественными
объединениями  и  организациями  по  вопросам,  входящим в компетенцию
Департамента.
     6.  Департамент  в  установленной  сфере  деятельности  не вправе
осуществлять  полномочия  по  контролю  и  надзору  и  руководствуется
положениями пункта 7 Положения о Министерстве.

                    III. Организация деятельности

     7.  Департамент  возглавляет директор, назначаемый на должность и
освобождаемый  от  должности  Министром образования и науки Российской
Федерации.
     Директор   несет   персональную   ответственность  за  выполнение
возложенных  на  Департамент  полномочий  и реализацию государственной
политики в установленной сфере деятельности.
     Директор   имеет   заместителей,   назначаемых   на  должность  и
освобождаемых  от  должности  Министром образования и науки Российской
Федерации.
     Количество заместителей директора устанавливается Министром.
     8.  Структурными  подразделениями Департамента являются отделы по
основным направлениям деятельности Департамента.
     9. Директор:
     9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
     9.2.  Утверждает положения о структурных подразделениях (отделах)
Департамента и должностные регламенты работников.
     9.3.  В установленном порядке готовит предложения о назначении на
должность и освобождении от должности работников Департамента.
     9.4.  Готовит  предложения  по  структуре  и  штатному расписанию
отделов   Департамента   в   пределах   установленных   Правительством
Российской  Федерации  фонда  оплаты  труда  и  численности работников
Министерства.
     9.5. Готовит проекты приказов, имеющих нормативный характер, а по
оперативным   и   другим  текущим  вопросам  организации  деятельности
Департамента - ненормативного характера.
     9.6. Подчиняется непосредственно заместителю Министра образования
и   науки   Российской   Федерации  в  соответствии  с  распределением
обязанностей.
     10. Департамент имеет печать и бланки установленного образца.
Оглавление