ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ УПЛАТОЙ В ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПЛАТЫ ЗА КАЖДОГО НЕТРУДОУСТРОЕННОГО ИНВАЛИДА (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПЛАТА ЗА КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ)? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 12 сентября 2006 г. N 20-12/81148 (Д) В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли (за исключением расходов, поименованных в статье 270 НК РФ) признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В статье 13 Закона РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ). Согласно статье 21 Закона N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов РФ (часть 3 статьи 21 Закона N 181-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года). При этом частью 4 статьи 21 Закона N 181-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) было определено, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов РФ. В данном случае Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) устанавливаются основы квотирования рабочих мест в Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. На основании пункта 3 статьи 2 Закона N 90 выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается: - либо трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2 Закона N 90, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней; - либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы. Вместе с тем в соответствии с пунктом 20 статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ часть 4 статьи 21 Закона N 181-ФЗ, предусматривающая внесение работодателями обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, признана утратившей силу с 1 января 2005 года. Таким образом, расходы, связанные с обязательной платой в связи с невозможностью исполнения условия квотирования, с 1 января 2005 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организацией не учитываются. Основание: письма ФНС России от 28.07.2006 N 02-1-07/65 и от 05.09.2006 N 02-1-08/182@. Руководитель Управления советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Н.В. Синикова 12 сентября 2006 г. N 20-12/81148 |