ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА 21 июня 2005 г. N ВН-04-46/3243 (Д) В целях обеспечения обоснованного выбора участков лесного фонда для передачи в установленном порядке в аренду и совершенствования организации лесных конкурсов Федеральное агентство лесного хозяйства направляет Рекомендации по организации подбора, формирования участков лесного фонда для последующей их передачи в аренду для заготовки древесины рубками главного пользования, по подготовке конкурсной документации и программ лесных конкурсов на право аренды этих участков: Обеспечьте представление на рассмотрение экспертной лесосырьевой комиссии Рослесхоза программ лесных конкурсов в соответствии с указанными Рекомендациями. Заместитель Руководителя В.В.НЕФЕДЬЕВ 21 июня 2005 г. N ВН-04-46/3243 Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДБОРА, ФОРМИРОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ РУБКАМИ ГЛАВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОГРАММ ЛЕСНЫХ КОНКУРСОВ НА ПРАВО АРЕНДЫ ЭТИХ УЧАСТКОВ Настоящие Рекомендации по организации подбора, формирования участков лесного фонда для последующей их передачи в аренду для заготовки древесины рубками главного пользования и лесных конкурсов на право аренды этих участков (далее - Рекомендации) разработаны в целях устранения имеющихся недостатков в организации лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда для заготовки древесины, обеспечения единого подхода к данному мероприятию и повышения эффективности лесопользования. Рекомендации основаны на действующем лесном законодательстве Российской Федерации и накопленном опыте подготовки и проведения лесных конкурсов. Рекомендации предназначены для работников агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации. 1. Подготовительные работы 1.1. Прежде чем принять решение о передаче участков лесного фонда в аренду, рекомендуется провести анализ фактического использования лесосечного фонда по лесхозам за предыдущие 3 - 5 лет и установить: - процент использования расчетной лесосеки; - объем неиспользованного лесосечного фонда; - объем отпуска древесины на корню для краткосрочного пользования (для обеспечения потребностей бюджетных организаций, сельскохозяйственных организаций и местного населения, объем древесины, реализованной по результатам лесных аукционов); - объем фактической заготовки древесины и степень использования установленного ежегодного объема лесопользования на арендованных участках лесного фонда; - тенденции динамики объемов заготовки древесины (при краткосрочном пользовании, аренде и в целом) за прошлые годы и прогноз на последующие 2 - 3 года; - размещение неиспользуемого лесосечного фонда, его структура по хозяйствам, наличие лесных дорог и др. 1.2. Собрать и проанализировать данные о лесопользователях, осуществляющих свою деятельность на территории лесного фонда каждого лесхоза, а также о возможных претендентах на аренду участков лесного фонда: - фактический годовой объем заготовки древесины за предыдущие годы, степень использования переданного в пользование лесосечного фонда, соблюдение правил лесопользования; - ежегодные потребности в древесине для полной загрузки имеющихся производственных мощностей по ее переработке; - наличие инвестиционных проектов по развитию производства на ближайшие 2 - 3 года; - годовая потребность в древесине для обеспечения развития производства на перспективу; - финансовое состояние лесопользователя (по возможности). 1.3. По данным о состоянии использования лесосечного фонда установить целесообразность и возможности предоставления участков лесного фонда в аренду для каждого лесхоза. При этом рекомендуется в качестве основных критериев оценки этих возможностей использовать следующие: - объем неиспользуемой годичной расчетной лесосеки превышает возможный в ближайшие годы объем краткосрочного пользования более чем на величину его ежегодного роста; - неиспользуемый лесосечный фонд имеет компактное размещение, позволяющее передать в аренду не отдельные лесосеки или разобщенные участки, а единые, транспортно доступные лесные массивы; - на каждом из участков лесного фонда, возможном для передачи в аренду (отвечающем двум предыдущим условиям), ежегодный объем заготовки древесины составляет не менее 5 тыс. куб. м, срок использования эксплуатационных запасов - не менее 5 лет. Передача лесного фонда в аренду целесообразна в тех случаях, когда наличие и использование ресурсов древесины отвечают всем указанным критериям. Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, передача участков лесного фонда в аренду не рекомендуется. 1.4. Организация долгосрочного лесопользования на условиях аренды при наличии необходимых ресурсов экономически целесообразна и рекомендуется в тех случаях, когда имеются лесопользователи - потенциальные претенденты на аренду, соответствующие следующим критериям: - имеющие производственные мощности для заготовки и переработки древесины и стабильное финансовое состояние; - способные ежегодно заготавливать не менее 5 тыс. куб. м древесины. При отсутствии лесопользователей, соответствующих указанным критериям, планирование аренды участков лесного фонда не рекомендуется. 1.5. В целях повышения эффективности лесопользования на основе данных маркетинговых исследований о состоянии, использовании и тенденциях динамики заготовки древесины, о существующем состоянии и перспективах развития лесопромышленных предприятий рекомендуется разработка перспективных планов организации лесопользования на условиях аренды на ближайшие 3 - 5 лет. 2. Формирование участков лесного фонда для выставления на лесной конкурс 2.1. При наличии возможностей и целесообразности организации долгосрочного лесопользования с учетом рекомендаций раздела 1 проводится подбор и формирование участков лесного фонда для выставления на конкурс. 2.2. В качестве основных критериев для формирования участков рекомендуются: - возможный ежегодный объем заготовки древесины потенциальными лесопользователями (фактически существующий и с учетом развития производства на ближайшие 3 - 5 лет); - сроки аренды. 2.3. Участки подбираются и формируются под производственные мощности потенциальных арендаторов таким образом, чтобы возможный ежегодный объем заготовки древесины на них соответствовал производственным возможностям лесопользователей (с различными потребностями в лесосырьевых ресурсах), осуществляющих свою деятельность в данном регионе. Например, если в регионе действуют лесопользователи - потенциальные арендаторы, ежегодно заготавливающие от 5 до 100 тыс. куб. м древесины, то нельзя формировать участки для передачи в аренду с ежегодными объемами пользования более 100 тыс. куб. м, поскольку ни один из будущих арендаторов не сможет полностью использовать весь имеющийся на них объем древесины, а выберет лучшую и оставит худшую. В подобных случаях организатор конкурса своими непродуманными действиями способствует неэффективному использованию лесных ресурсов и снижению качества оставляемого лесосечного фонда. Поэтому, исходя из производственных возможностей лесопользователей, указанных в данном примере, целесообразно подобрать и сформировать несколько участков лесного фонда для предприятий с различными ежегодными потребностями в древесине, например: 5 - 6 тыс. куб. м, 10 - 12, 20 - 25, 30 - 40, 50 - 60, 100 тыс. куб. м. Одним из вариантов решения вопроса о размере участков лесного фонда, формируемых для выставления на конкурс, может быть подбор этих участков по предварительным предложениям лесопользователей - потенциальных арендаторов при условии, что заявляемый ежегодный объем пользования не превышает производственных возможностей заявителя. 2.4. Общий размер участка для передачи в аренду рекомендуется определять исходя из установленного ежегодного объема лесопользования и срока аренды. 2.5. Сроки аренды целесообразно дифференцировать для лесопользователей с различными производственными возможностями: для мелких лесопользователей с возможным годовым объемом заготовки древесины не более 10 тыс. куб. м - до 5 лет; для средних - с объемом заготовки древесины от 10 до 50 тыс. куб. м в год, способных выполнять работы по ведению лесного хозяйства, - до 10 лет; для крупных предприятий, особенно развивающихся, способных обеспечить транспортное освоение лесных массивов и ведение лесного хозяйства, с ежегодным объемом заготовки древесины более 50 тыс. куб. м - до 25 лет. Более длительные сроки аренды нежелательны, т.к. пока отсутствует наработанный опыт арендных отношений и лесное законодательство находится в стадии реформирования. 2.6. В целях повышения качества работ по подбору и формированию участков лесного фонда для их проведения рекомендуется привлекать лесоустроительные организации. 3. Особенности подготовки конкурсной документации 3.1. При подготовке конкурсной документации особого внимания требуют: критерии отбора участников конкурса, критерии оценки конкурсных предложений и критерии отбора победителей конкурса. 3.2. Критерии отбора участников конкурса устанавливаются в соответствии с Порядком организации и проведения лесных конкурсов, утвержденным Приказом МПР России от 21.04.2005 N 103 (зарегистрирован в Минюсте России 14.06.2005 N 6713). 3.3. В качестве основных критериев оценки конкурсных предложений рекомендуются: - размер предложенной участником конкурса арендной платы; - размер обязательств участника конкурса по ведению лесного хозяйства на арендованном участке; - размер инвестиций в развитие лесозаготовки, переработки древесины и социально-экономическое развитие региона. Конкурсной комиссией могут устанавливаться и другие критерии, но перечисленные целесообразно устанавливать в качестве главных. Для каждого критерия оценки конкурсных предложений рекомендуется устанавливать балльную шкалу в зависимости от приоритетности критерия и размера конкурсных предложений. Размер начальной арендной платы за ежегодный объем заготовки древесины на предложенном в аренду участке лесного фонда устанавливается по ставкам лесных податей за древесину на корню, действующим в регионе на момент проведения конкурса, и указывается в извещении о конкурсе. В сумму ежегодной арендной платы рекомендуется включать расходы по организации конкурса, исчисленные путем деления общей суммы этих расходов по конкретному участку на предлагаемый срок аренды. В условиях конкурса рекомендуется предусматривать подачу претендентами предложений о размере арендной платы с "шагом" увеличения ее не менее чем на 10% от начальной арендной платы, объявленной в извещении о проведении конкурса. За каждый "шаг" повышения арендной платы целесообразно устанавливать прогрессивную балльную шкалу оценки конкурсных предложений. Например, за 10% повышения арендной платы - 1 балл, за 20% - 3 балла, за 30% - 5 баллов и т.п. В условиях конкурса рекомендуется предусматривать: ежегодные объемы мероприятий по охране, защите лесов, лесовосстановлению, рубкам ухода за лесом (по видам) и санитарным рубкам, предлагаемые для выполнения будущим арендатором, а также нормативные затраты на эти мероприятия. Оценку обязательств претендента по выполнению указанных мероприятий в условиях конкурса целесообразно предусматривать по принимаемым им на себя объемам работ в процентах от предложенных организатором конкурса, устанавливая определенное количество баллов в зависимости от близости принимаемых обязательств к предложенным. Оценку размера инвестиций в развитие лесозаготовки, переработки древесины и социально-экономическое развитие региона рекомендуется проводить по величине предлагаемой участником конкурса суммы ежегодных вложений в указанные сферы деятельности, устанавливая определенное количество баллов в зависимости от размера инвестиций. 3.4. Сроки аренды в условиях конкурса рекомендуется устанавливать в соответствии с п. 2.5 настоящих Рекомендаций. 3.5. В качестве дополнительных критериев оценки победителя конкурса рекомендуется предусматривать наличие у участника конкурса производственных мощностей по заготовке и переработке древесины в данном регионе и соблюдение им лесоводственных требований при лесопользовании. 3.6. Выбор победителя конкурса целесообразно осуществлять по наибольшей сумме баллов, набранной участником по всем критериям оценки конкурсных предложений. 4. Особенности подготовки договора аренды В целях повышения ответственности арендатора за выполнение принимаемых на себя по договору аренды обязательств и обеспечения более эффективного использования лесных ресурсов рекомендуется в указанном договоре кроме условий, прямо установленных лесным законодательством РФ, предусматривать: - все обязательства победителя конкурса, принятые им на себя согласно конкурсной заявке; - начисление пени в размере 0,5% от суммы очередного платежа арендной платы за каждый день просрочки платежей; - изменение условий договора в части сокращения объема пользования в случае неполного использования арендатором предоставленных ему ресурсов в течение года или невозможности полного внесения арендной платы; - изменение договора в связи с изменениями лесного и иного законодательства, требующего соответствующих изменений, в том числе изменение арендной платы в связи с изменением ставок лесных податей; - условия и порядок изменения арендной платы; - прекращение действия договора в случае невнесения арендатором арендной платы и пени за просрочку платежей в течение 3 месяцев и более (ст. 28 Лесного кодекса Российской Федерации); - прекращение действия договора в случае систематического (более двух раз) нарушения арендатором договорных обязательств и лесного законодательства РФ (ст. 28 ЛК Российской Федерации); - прекращение действия договора в случае непредставления арендатором в установленный срок плана рубок или проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендованном участке. 5. Подготовка программ проведения лесных конкурсов для рассмотрения экспертной лесосырьевой комиссией Рослесхоза В целях обеспечения необходимой полноты и качества материалов региональных программ проведения лесных конкурсов, представляемых на рассмотрение Экспертной лесосырьевой комиссии Рослесхоза в соответствии с письмом от 17.01.2005 N ББ-03-46/67, повышения оперативности и обоснованности принятия решений по ним предлагается указанные программы представлять по приведенным ниже формам 1 - 4. Показатели для заполнения форм программы конкурсов следует определять в соответствии с изложенными выше рекомендациями. К программе должна прилагаться схема каждого лесхоза, где намечается передача участков в аренду, с обозначением на ней условными знаками каждого участка, предлагаемого к выставлению на конкурс и включенного в форму 3. Форма 1 Сведения о наличии и использовании лесосечного фонда ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Лесхозы | Наличие лесосечного | Расчетная |Использование лесосечного фонда | | | фонда на 1 января | лесосека, тыс. | за предыдущий год, тыс. кбм | | | текущего года, | кбм | | | | тыс. кбм | | | | |--------------------------------------|--------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------| | | Всего| в том числе: |всего | в т.ч. | % | краткосрочное | аренда | | | | | | факт. | использования | пользование | | | | | | | рубка | | | | | | | | | за | | | | | | |-------------------------------| | предыдущий | |---------------------------|---------------------------------------------| | | | не | на | | | | разрешено | фактическая | установленный | фактическая| % использования| | | | использовано | оставшиеся | | | | | рубка | годовой размер| рубка | установленного | | | | в предыдущие | годы | | | | | | пользования | | ежегодного | | | | годы | ревизионного | | | | | | | | размера | | | | | периода | | | | | | | | пользования | |---------|------|---------------|---------------|------|--------------|----------------|-------------|-------------|---------------|------------|----------------| |---------|------|---------------|---------------|------|--------------|----------------|-------------|-------------|---------------|------------|----------------| |---------|------|---------------|---------------|------|--------------|----------------|-------------|-------------|---------------|------------|----------------| ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Форма 2 Сведения о потенциальных арендаторах ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование| Годовая | Фактический | Необеспеченная| Эффективность использования | | | потребность в | годовой объем | потребность, | ранее арендованных участков | | | древесине для | заготовки | тыс. кбм |----------------------------------------------------| | | полной загрузки | древесины, тыс.| | установленный | факт. рубка в | % использования| | | имеющихся | куб. м | | ежегодный | предыдущем году,| установленного | | | производственных| | | отпуск, тыс. кбм| тыс. кбм | объема | | | мощностей, тыс. | | | | | | | | куб. м | | | | | | |-------------|-----------------|----------------|---------------|-----------------|-----------------|----------------| |-------------|-----------------|----------------|---------------|-----------------|-----------------|----------------| |-------------|-----------------|----------------|---------------|-----------------|-----------------|----------------| ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Форма 3 Сведения об участках лесного фонда, выставляемых на конкурс (по каждому участку) ----------------------------------------------------------------------------------------------- |Лесхозы| Площадь | Общий объем | Ежегодный размер| Срок | Предлагаемый| Начальная | | | участка,| лесосечного | пользования, | использования| срок аренды,| арендная | | | тыс. га | фонда, тыс. кбм| тыс. кбм | общего объема| лет | плата | | | | | | лесосечного | |-----------| | | | | | фонда, лет | |всего,|за 1| | | | | | | | тыс. |куб.| | | | | | | | руб. | м, | | | | | | | | |руб.| |-------|---------|----------------|-----------------|--------------|-------------|------|----| |-------|---------|----------------|-----------------|--------------|-------------|------|----| |-------|---------|----------------|-----------------|--------------|-------------|------|----| ----------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание: в форму 3 включаются только те лесхозы, в которых предусматривается передача участков лесного фонда в аренду. Форма 4 Сведения об условиях конкурса ------------------------------------------------------------------ |Критерии отбора|Критерии оценки|Критерии отбора |"Шаг" повышения| | участников | конкурсных | победителей |арендной платы,| | конкурса | предложений | конкурса | % | |---------------|---------------|----------------|---------------| |---------------|---------------|----------------|---------------| |---------------|---------------|----------------|---------------| |---------------|---------------|----------------|---------------| ------------------------------------------------------------------ |