РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДБОРА, ФОРМИРОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ РУБКАМИ ГЛАВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОГРАММ ЛЕСНЫХ КОНКУРСОВ НА ПРАВО АРЕНДЫ ЭТИХ УЧАСТКОВ). Письмо. Федеральное агентство лесного хозяйства. 21.06.05 ВН-04-46/3243

Оглавление


                                ПИСЬМО

               ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

                           21 июня 2005 г.
                           N ВН-04-46/3243

                                 (Д)


     В  целях  обеспечения обоснованного выбора участков лесного фонда
для  передачи  в  установленном  порядке  в аренду и совершенствования
организации  лесных  конкурсов Федеральное агентство лесного хозяйства
направляет  Рекомендации по организации подбора, формирования участков
лесного  фонда  для  последующей  их  передачи  в аренду для заготовки
древесины  рубками  главного  пользования,  по  подготовке  конкурсной
документации   и  программ  лесных  конкурсов  на  право  аренды  этих
участков:
     Обеспечьте  представление на рассмотрение экспертной лесосырьевой
комиссии   Рослесхоза  программ  лесных  конкурсов  в  соответствии  с
указанными Рекомендациями.

Заместитель Руководителя
                                                          В.В.НЕФЕДЬЕВ
21 июня 2005 г.
N ВН-04-46/3243


                                                            Приложение

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
            ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДБОРА, ФОРМИРОВАНИЯ УЧАСТКОВ
          ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ
        ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ РУБКАМИ ГЛАВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ,
           ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОГРАММ
            ЛЕСНЫХ КОНКУРСОВ НА ПРАВО АРЕНДЫ ЭТИХ УЧАСТКОВ

     Настоящие   Рекомендации  по  организации  подбора,  формирования
участков  лесного  фонда  для  последующей  их  передачи  в аренду для
заготовки древесины рубками главного пользования и лесных конкурсов на
право  аренды этих участков (далее - Рекомендации) разработаны в целях
устранения  имеющихся  недостатков  в  организации лесных конкурсов на
право   аренды   участков   лесного  фонда  для  заготовки  древесины,
обеспечения   единого   подхода  к  данному  мероприятию  и  повышения
эффективности лесопользования.
     Рекомендации  основаны  на  действующем  лесном  законодательстве
Российской  Федерации  и  накопленном  опыте  подготовки  и проведения
лесных конкурсов.
     Рекомендации   предназначены   для  работников  агентств  лесного
хозяйства по субъектам Российской Федерации.

                      1. Подготовительные работы

     1.1. Прежде чем принять решение о передаче участков лесного фонда
в  аренду,  рекомендуется  провести  анализ фактического использования
лесосечного фонда по лесхозам за предыдущие 3 - 5 лет и установить:
     - процент использования расчетной лесосеки;
     - объем неиспользованного лесосечного фонда;
     - объем отпуска древесины на корню для краткосрочного пользования
(для      обеспечения      потребностей     бюджетных     организаций,
сельскохозяйственных   организаций   и   местного   населения,   объем
древесины, реализованной по результатам лесных аукционов);
     - объем  фактической  заготовки древесины и степень использования
установленного   ежегодного  объема  лесопользования  на  арендованных
участках лесного фонда;
     - тенденции    динамики    объемов   заготовки   древесины   (при
краткосрочном пользовании, аренде и в целом) за прошлые годы и прогноз
на последующие 2 - 3 года;
     - размещение  неиспользуемого лесосечного фонда, его структура по
хозяйствам, наличие лесных дорог и др.
     1.2.  Собрать  и  проанализировать  данные  о  лесопользователях,
осуществляющих  свою  деятельность на территории лесного фонда каждого
лесхоза,  а  также о возможных претендентах на аренду участков лесного
фонда:
     - фактический  годовой  объем  заготовки  древесины за предыдущие
годы,  степень  использования  переданного  в  пользование лесосечного
фонда, соблюдение правил лесопользования;
     - ежегодные потребности в древесине для полной загрузки имеющихся
производственных мощностей по ее переработке;
     - наличие  инвестиционных  проектов  по  развитию производства на
ближайшие 2 - 3 года;
     - годовая   потребность  в  древесине  для  обеспечения  развития
производства на перспективу;
     - финансовое состояние лесопользователя (по возможности).
     1.3.  По  данным  о  состоянии  использования  лесосечного  фонда
установить  целесообразность  и  возможности  предоставления  участков
лесного  фонда  в аренду для каждого лесхоза. При этом рекомендуется в
качестве  основных  критериев  оценки  этих  возможностей использовать
следующие:
     - объем  неиспользуемой  годичной  расчетной  лесосеки  превышает
возможный  в ближайшие годы объем краткосрочного пользования более чем
на величину его ежегодного роста;
     - неиспользуемый  лесосечный  фонд  имеет  компактное размещение,
позволяющее  передать  в  аренду не отдельные лесосеки или разобщенные
участки, а единые, транспортно доступные лесные массивы;
     - на  каждом  из участков лесного фонда, возможном для передачи в
аренду   (отвечающем   двум   предыдущим  условиям),  ежегодный  объем
заготовки   древесины   составляет  не  менее  5  тыс.  куб.  м,  срок
использования эксплуатационных запасов - не менее 5 лет.
     Передача  лесного  фонда  в  аренду  целесообразна в тех случаях,
когда   наличие  и  использование  ресурсов  древесины  отвечают  всем
указанным критериям.
     Если  хотя  бы одно из указанных условий не выполняется, передача
участков лесного фонда в аренду не рекомендуется.
     1.4. Организация долгосрочного лесопользования на условиях аренды
при   наличии   необходимых   ресурсов  экономически  целесообразна  и
рекомендуется   в   тех  случаях,  когда  имеются  лесопользователи  -
потенциальные   претенденты   на   аренду,  соответствующие  следующим
критериям:
     - имеющие  производственные  мощности для заготовки и переработки
древесины и стабильное финансовое состояние;
     - способные  ежегодно  заготавливать  не  менее  5  тыс.  куб.  м
древесины.
     При   отсутствии   лесопользователей,  соответствующих  указанным
критериям,    планирование    аренды   участков   лесного   фонда   не
рекомендуется.
     1.5.  В  целях  повышения эффективности лесопользования на основе
данных   маркетинговых   исследований  о  состоянии,  использовании  и
тенденциях  динамики  заготовки  древесины, о существующем состоянии и
перспективах   развития   лесопромышленных  предприятий  рекомендуется
разработка   перспективных   планов   организации  лесопользования  на
условиях аренды на ближайшие 3 - 5 лет.

        2. Формирование участков лесного фонда для выставления
                          на лесной конкурс

     2.1.  При  наличии  возможностей  и  целесообразности организации
долгосрочного   лесопользования   с   учетом  рекомендаций  раздела  1
проводится   подбор   и   формирование   участков  лесного  фонда  для
выставления на конкурс.
     2.2.  В  качестве  основных  критериев  для формирования участков
рекомендуются:
     - возможный  ежегодный  объем  заготовки древесины потенциальными
лесопользователями   (фактически  существующий  и  с  учетом  развития
производства на ближайшие 3 - 5 лет);
     - сроки аренды.
     2.3.  Участки  подбираются  и  формируются  под  производственные
мощности  потенциальных  арендаторов  таким  образом,  чтобы возможный
ежегодный    объем   заготовки   древесины   на   них   соответствовал
производственным    возможностям   лесопользователей   (с   различными
потребностями    в   лесосырьевых   ресурсах),   осуществляющих   свою
деятельность в данном регионе.
     Например,   если   в   регионе   действуют   лесопользователи   -
потенциальные  арендаторы,  ежегодно  заготавливающие от 5 до 100 тыс.
куб.  м древесины, то нельзя формировать участки для передачи в аренду
с  ежегодными объемами пользования более 100 тыс. куб. м, поскольку ни
один  из  будущих  арендаторов  не  сможет полностью использовать весь
имеющийся на них объем древесины, а выберет лучшую и оставит худшую. В
подобных случаях организатор конкурса своими непродуманными действиями
способствует  неэффективному  использованию лесных ресурсов и снижению
качества   оставляемого   лесосечного   фонда.   Поэтому,   исходя  из
производственных  возможностей  лесопользователей,  указанных в данном
примере,  целесообразно  подобрать  и  сформировать несколько участков
лесного  фонда для предприятий с различными ежегодными потребностями в
древесине,  например: 5 - 6 тыс. куб. м, 10 - 12, 20 - 25, 30 - 40, 50
- 60, 100 тыс. куб. м.
     Одним  из  вариантов  решения  вопроса о размере участков лесного
фонда,  формируемых для выставления на конкурс, может быть подбор этих
участков   по   предварительным   предложениям   лесопользователей   -
потенциальных  арендаторов при условии, что заявляемый ежегодный объем
пользования не превышает производственных возможностей заявителя.
     2.4.  Общий  размер  участка  для передачи в аренду рекомендуется
определять  исходя из установленного ежегодного объема лесопользования
и срока аренды.
     2.5.    Сроки    аренды    целесообразно   дифференцировать   для
лесопользователей с различными производственными возможностями:
     для   мелких   лесопользователей   с  возможным  годовым  объемом
заготовки древесины не более 10 тыс. куб. м - до 5 лет;
     для средних - с объемом заготовки древесины от 10 до 50 тыс. куб.
м в год, способных выполнять работы по ведению лесного хозяйства, - до
10 лет;
     для   крупных   предприятий,  особенно  развивающихся,  способных
обеспечить  транспортное  освоение  лесных  массивов и ведение лесного
хозяйства,  с ежегодным объемом заготовки древесины более 50 тыс. куб.
м - до 25 лет.
     Более длительные сроки аренды нежелательны, т.к. пока отсутствует
наработанный   опыт   арендных  отношений  и  лесное  законодательство
находится в стадии реформирования.
     2.6.  В  целях повышения качества работ по подбору и формированию
участков  лесного  фонда  для  их  проведения рекомендуется привлекать
лесоустроительные организации.

          3. Особенности подготовки конкурсной документации

     3.1.  При  подготовке  конкурсной  документации  особого внимания
требуют:   критерии   отбора   участников  конкурса,  критерии  оценки
конкурсных предложений и критерии отбора победителей конкурса.
     3.2.   Критерии  отбора  участников  конкурса  устанавливаются  в
соответствии  с  Порядком  организации  и проведения лесных конкурсов,
утвержденным  Приказом МПР России от 21.04.2005 N 103 (зарегистрирован
в Минюсте России 14.06.2005 N 6713).
     3.3.  В качестве основных критериев оценки конкурсных предложений
рекомендуются:
     - размер предложенной участником конкурса арендной платы;
     - размер  обязательств  участника  конкурса  по  ведению  лесного
хозяйства на арендованном участке;
     - размер   инвестиций   в   развитие  лесозаготовки,  переработки
древесины и социально-экономическое развитие региона.
     Конкурсной  комиссией могут устанавливаться и другие критерии, но
перечисленные целесообразно устанавливать в качестве главных.
     Для  каждого критерия оценки конкурсных предложений рекомендуется
устанавливать  балльную шкалу в зависимости от приоритетности критерия
и размера конкурсных предложений.
     Размер  начальной  арендной  платы  за  ежегодный объем заготовки
древесины   на   предложенном   в   аренду   участке   лесного   фонда
устанавливается  по  ставкам  лесных  податей  за  древесину на корню,
действующим  в  регионе на момент проведения конкурса, и указывается в
извещении  о  конкурсе. В сумму ежегодной арендной платы рекомендуется
включать  расходы  по  организации конкурса, исчисленные путем деления
общей  суммы этих расходов по конкретному участку на предлагаемый срок
аренды.
     В   условиях   конкурса   рекомендуется   предусматривать  подачу
претендентами   предложений   о   размере  арендной  платы  с  "шагом"
увеличения  ее  не  менее  чем  на  10%  от  начальной арендной платы,
объявленной  в  извещении  о  проведении  конкурса.  За  каждый  "шаг"
повышения  арендной  платы  целесообразно  устанавливать прогрессивную
балльную   шкалу  оценки  конкурсных  предложений.  Например,  за  10%
повышения арендной платы - 1 балл, за 20% - 3 балла, за 30% - 5 баллов
и т.п.
     В  условиях  конкурса  рекомендуется  предусматривать:  ежегодные
объемы мероприятий по охране, защите лесов, лесовосстановлению, рубкам
ухода  за  лесом  (по  видам)  и  санитарным  рубкам, предлагаемые для
выполнения  будущим  арендатором,  а  также нормативные затраты на эти
мероприятия.  Оценку  обязательств претендента по выполнению указанных
мероприятий  в  условиях  конкурса  целесообразно  предусматривать  по
принимаемым  им  на  себя  объемам  работ  в процентах от предложенных
организатором  конкурса, устанавливая определенное количество баллов в
зависимости от близости принимаемых обязательств к предложенным.
     Оценку  размера  инвестиций в развитие лесозаготовки, переработки
древесины  и  социально-экономическое  развитие  региона рекомендуется
проводить по величине предлагаемой участником конкурса суммы ежегодных
вложений  в  указанные  сферы  деятельности, устанавливая определенное
количество баллов в зависимости от размера инвестиций.
     3.4. Сроки аренды в условиях конкурса рекомендуется устанавливать
в соответствии с п. 2.5 настоящих Рекомендаций.
     3.5.   В  качестве  дополнительных  критериев  оценки  победителя
конкурса  рекомендуется  предусматривать  наличие у участника конкурса
производственных  мощностей  по  заготовке  и  переработке древесины в
данном   регионе   и  соблюдение  им  лесоводственных  требований  при
лесопользовании.
     3.6.  Выбор  победителя  конкурса  целесообразно  осуществлять по
наибольшей сумме баллов, набранной участником по всем критериям оценки
конкурсных предложений.

              4. Особенности подготовки договора аренды

     В   целях  повышения  ответственности  арендатора  за  выполнение
принимаемых  на  себя  по  договору  аренды обязательств и обеспечения
более  эффективного  использования  лесных  ресурсов  рекомендуется  в
указанном   договоре   кроме   условий,   прямо  установленных  лесным
законодательством РФ, предусматривать:
     - все  обязательства  победителя  конкурса,  принятые  им на себя
согласно конкурсной заявке;
     - начисление  пени  в  размере  0,5%  от суммы очередного платежа
арендной платы за каждый день просрочки платежей;
     - изменение   условий   договора   в   части   сокращения  объема
пользования    в    случае    неполного    использования   арендатором
предоставленных  ему ресурсов в течение года или невозможности полного
внесения арендной платы;
     - изменение  договора  в  связи  с  изменениями  лесного  и иного
законодательства,  требующего  соответствующих  изменений, в том числе
изменение арендной платы в связи с изменением ставок лесных податей;
     - условия и порядок изменения арендной платы;
     - прекращение  действия  договора в случае невнесения арендатором
арендной  платы  и  пени  за  просрочку платежей в течение 3 месяцев и
более (ст. 28 Лесного кодекса Российской Федерации);
     - прекращение  действия договора в случае систематического (более
двух  раз)  нарушения  арендатором  договорных  обязательств и лесного
законодательства РФ (ст. 28 ЛК Российской Федерации);
     - прекращение   действия   договора   в   случае  непредставления
арендатором  в  установленный срок плана рубок или проекта организации
рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендованном
участке.

          5. Подготовка программ проведения лесных конкурсов
          для рассмотрения экспертной лесосырьевой комиссией
                              Рослесхоза

     В  целях  обеспечения  необходимой  полноты и качества материалов
региональных  программ  проведения лесных конкурсов, представляемых на
рассмотрение    Экспертной    лесосырьевой   комиссии   Рослесхоза   в
соответствии   с   письмом  от  17.01.2005  N  ББ-03-46/67,  повышения
оперативности  и  обоснованности  принятия решений по ним предлагается
указанные программы представлять по приведенным ниже формам 1 - 4.
     Показатели   для  заполнения  форм  программы  конкурсов  следует
определять в соответствии с изложенными выше рекомендациями.
     К   программе  должна  прилагаться  схема  каждого  лесхоза,  где
намечается передача участков в аренду, с обозначением на ней условными
знаками  каждого  участка,  предлагаемого  к  выставлению на конкурс и
включенного в форму 3.

                                                               Форма 1

         Сведения о наличии и использовании лесосечного фонда

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Лесхозы |  Наличие лесосечного                 |    Расчетная                         |Использование лесосечного фонда                                          |
|         |   фонда на 1 января                  |  лесосека, тыс.                      |  за предыдущий год, тыс. кбм                                            |
|         |     текущего года,                   |       кбм                            |                                                                         |
|         |       тыс. кбм                       |                                      |                                                                         |
|         |--------------------------------------|--------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------|
|         | Всего| в том числе:                  |всего | в т.ч.       | %              | краткосрочное             |        аренда                               |
|         |      |                               |      | факт.        | использования  | пользование               |                                             |
|         |      |                               |      | рубка        |                |                           |                                             |
|         |      |                               |      | за           |                |                           |                                             |
|         |      |-------------------------------|      | предыдущий   |                |---------------------------|---------------------------------------------|
|         |      | не            | на            |      |              |                | разрешено   | фактическая | установленный | фактическая| % использования|
|         |      | использовано  | оставшиеся    |      |              |                |             | рубка       | годовой размер| рубка      | установленного |
|         |      | в предыдущие  | годы          |      |              |                |             |             | пользования   |            | ежегодного     |
|         |      | годы          | ревизионного  |      |              |                |             |             |               |            | размера        |
|         |      |               | периода       |      |              |                |             |             |               |            | пользования    |
|---------|------|---------------|---------------|------|--------------|----------------|-------------|-------------|---------------|------------|----------------|
|---------|------|---------------|---------------|------|--------------|----------------|-------------|-------------|---------------|------------|----------------|
|---------|------|---------------|---------------|------|--------------|----------------|-------------|-------------|---------------|------------|----------------|
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                               Форма 2

                 Сведения о потенциальных арендаторах

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование| Годовая         | Фактический    | Необеспеченная| Эффективность использования                        |
|             | потребность в   | годовой объем  | потребность,  | ранее арендованных участков                        |
|             | древесине для   | заготовки      | тыс. кбм      |----------------------------------------------------|
|             | полной загрузки | древесины, тыс.|               | установленный   | факт. рубка в   | % использования|
|             | имеющихся       | куб. м         |               | ежегодный       | предыдущем году,| установленного |
|             | производственных|                |               | отпуск, тыс. кбм| тыс. кбм        | объема         |
|             | мощностей, тыс. |                |               |                 |                 |                |
|             | куб. м          |                |               |                 |                 |                |
|-------------|-----------------|----------------|---------------|-----------------|-----------------|----------------|
|-------------|-----------------|----------------|---------------|-----------------|-----------------|----------------|
|-------------|-----------------|----------------|---------------|-----------------|-----------------|----------------|
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                               Форма 3

                 Сведения об участках лесного фонда,
             выставляемых на конкурс (по каждому участку)

-----------------------------------------------------------------------------------------------
|Лесхозы| Площадь | Общий объем    | Ежегодный размер| Срок         | Предлагаемый| Начальная |
|       | участка,| лесосечного    | пользования,    | использования| срок аренды,| арендная  |
|       | тыс. га | фонда, тыс. кбм| тыс. кбм        | общего объема| лет         |   плата   |
|       |         |                |                 | лесосечного  |             |-----------|
|       |         |                |                 | фонда, лет   |             |всего,|за 1|
|       |         |                |                 |              |             | тыс. |куб.|
|       |         |                |                 |              |             | руб. | м, |
|       |         |                |                 |              |             |      |руб.|
|-------|---------|----------------|-----------------|--------------|-------------|------|----|
|-------|---------|----------------|-----------------|--------------|-------------|------|----|
|-------|---------|----------------|-----------------|--------------|-------------|------|----|
-----------------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание: в форму 3 включаются только  те  лесхозы,  в  которых
предусматривается передача участков лесного фонда в аренду.

                                                               Форма 4

                    Сведения об условиях конкурса

------------------------------------------------------------------
|Критерии отбора|Критерии оценки|Критерии отбора |"Шаг" повышения|
|  участников   |  конкурсных   |  победителей   |арендной платы,|
|   конкурса    |  предложений  |    конкурса    |       %       |
|---------------|---------------|----------------|---------------|
|---------------|---------------|----------------|---------------|
|---------------|---------------|----------------|---------------|
|---------------|---------------|----------------|---------------|
------------------------------------------------------------------
Оглавление