3.4. Внешнеэкономическая политика Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период будет направлена на обеспечение: наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки; эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы; доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено); благоприятного платежного баланса страны; повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств. Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства. Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами. В ближайшей перспективе необходимо достичь решающего прогресса на переговорах с целью выхода на принципиальные договоренности с основными торговыми партнерами России по будущим обязательствам в области тарифов, услуг и сельского хозяйства и перехода к постатейному утверждению разделов Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО и Протокола о присоединении (основных документов, оформляющих присоединение к ВТО). Конечные сроки присоединения будут зависеть от характера требований, предъявляемых к России во время переговоров, и возможности их учета с точки зрения обеспечения необходимого уровня защиты отечественных операторов. В интересах России завершить процесс присоединения в сроки, позволяющие принять полномасштабное участие в новом раунде торговых переговоров в ВТО, начало которых, по некоторым оценкам, возможно в 2002 году. Вместе с тем присоединение к ВТО и выполнение обязательств, с этим связанных, могут создать и определенные сложности, вызывающие необходимость укрепления мер защиты внутреннего рынка. С учетом возрастающей открытости национального хозяйства усилится роль единой торговой политики в развитии российской экономики, укреплении ее конкурентоспособности и обеспечении эффективной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции. Выгоды от присоединения России к ВТО будут возрастать по мере увеличения в экспорте страны удельного веса товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому в ближайшей перспективе особую значимость приобретут вопросы реализации эффективной государственной политики содействия экспорту, направленной на его рост, диверсификацию и улучшение товарной структуры. В 2002 - 2004 годах в целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия: усилить межведомственную координацию в сфере содействия экспорту и сосредоточить основные функции в этой области в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти; обеспечить эффективное функционирование системы государственного страхования; обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов; активизировать работу по привлечению российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности; улучшить транспортное обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений и т.п.; осуществлять меры государственной поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли при транспортировке внешнеторговых грузов; обеспечить запуск системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные массивы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых представительств России, обеспечивая доступ к ней в режиме реального времени заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности; обеспечить более широкое привлечение к работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно сотрудничающих со странойпартнером; активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах. Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки. В этой связи необходимо: добиваться признания за Россией статуса страны с рыночной экономикой; активизировать работу по отмене дискриминационных ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах в отношении российского экспорта, в том числе на основе принципа взаимности. Для этих целей следует также эффективнее использовать возможности членства России в международных экономических организациях. Российская экономика, характеризуемая сравнительно низкой конкурентоспособностью, еще длительное время будет нуждаться в разумной протекционистской политике. Поэтому принятие Россией обязательств по облегчению доступа на внутренний рынок товаров и услуг должно сопровождаться мерами по повышению конкурентоспособности отечественного производства и совершенствованию механизмов защиты национальных товаропроизводителей. Для решения поставленных задач намечается: принять новую редакцию федерального закона о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами; применять в соответствии с действующим законодательством специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры; обеспечить последовательную реализацию базовых принципов формирования таможенного тарифа в соответствии с приоритетами промышленной и структурной политики; осуществлять снижение ставок ввозных пошлин на не производимые в России машины и оборудование, комплектующие изделия, а также отдельные виды сельскохозяйственного сырья при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий; совершенствовать структурный профиль импортного тарифа путем уточнения специфических составляющих комбинированных ставок с целью приведения в соответствие таможенных платежей в евро к адвалорной составляющей в привязке к мировым ценам на соответствующие товары и курсам валют; расширить использование в Таможенном тарифе Российской Федерации сезонных пошлин и тарифных квот для сельскохозяйственных товаров; координировать таможенно-тарифную политику с Республикой Белоруссия и со странами Евразийского экономического сообщества. Реализация указанных мер должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности. В этой связи большое значение имеет повышение эффективности таможенного администрирования. Важным фактором, способным оказать положительное влияние на качество деятельности таможенных органов, должна стать их информатизация, внедрение современных информационных и инфокоммуникационных технологий. Соответствующие предложения необходимо подготовить уже в ближайшее время. Стержнем внешнеэкономической политики в предстоящий период будет формирование международных региональных приоритетов. Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ останутся приоритетными в соответствии с основными направлениями развития отношений России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств на современном этапе будут развиваться по следующим направлениям: формирование зоны свободной торговли государств СНГ, предусматривающей неприменение во взаимной торговле ограничений и переход при этом на единый принцип взимания косвенных налогов; сохранение доступа к необходимым для российской промышленности сырьевым ресурсам в государствах СНГ; достижение более тесной интеграции России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в экономической области в рамках Таможенного союза; развитие взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества со странами СНГ с целью привлечения капиталовложений этих стран в отечественную экономику, а также стимулирование вложения российского капитала в экономику стран Содружества; ускорение развития инновационного сотрудничества со странами СНГ, в том числе в области выработки общих научнотехнических приоритетов, а также транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры; ускорение процесса унификации нормативно-правовой базы стран СНГ, регулирующей внешнеэкономическую и налоговую сферы. Экономическое сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества и Союзного государства призвано обеспечить долгосрочные экономические интересы России, обеспечить подъем экономик стран - участников и на этой основе - повышение уровня жизни и благосостояния граждан. Программой действий Российской Федерации и Республики Белоруссия по реализации положений Договора о создании Союзного государства предусмотрено последовательное формирование единого экономического пространства. В его ходе должны быть осуществлены меры по сближению основных социальных и макроэкономических показателей и по валютной интеграции на основе введения единой денежной единицы Союзного государства. Процессы сближения основных социальных и макроэкономических показателей стран - участниц Договора анализируются и корректируются при подготовке прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, регулярная разработка которых начата с прогноза на 2001 год. В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится около 35 процентов внешнеторгового оборота Российской Федерации и 25 процентов иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки европейских стран в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы. Расширение ЕС на Восток будет сопровождаться принятием новыми членами единого таможенного тарифа ЕС, а также других единообразных правил и норм, регулирующих хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность. Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений со странами - членами ЕС необходимо реализовать следующие мероприятия торговополитического характера: активизировать работу по выполнению Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом; совершенствовать систему валютно-финансовых расчетов со странами ЕС с учетом введения единой европейской валюты; развивать стратегическое сотрудничество в ЕС в области энергетики на взаимовыгодной основе; рассмотреть возможность формирования зоны свободной торговли с ЕС; обеспечить дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и систем связи. Страны - участницы Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле (ЦЕССТ) - исторически сложившаяся сфера интересов России, которая играет большую роль в обеспечении экономической безопасности. Поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ - важнейшее направление российской торговополитической деятельности в этом регионе. В этой связи необходимо: в рамках совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества усилить работу по обеспечению для Российской Федерации максимально благоприятного доступа на рынки стран региона, принимая во внимание их взаимные обязательства в рамках ЦЕССТ и по договорам с ЕС; обеспечить привлечение российских предприятий к строительству новых и реконструкции действующих промышленных объектов, в первую очередь тех, возведение которых было осуществлено ранее при российском участии; добиться от стран ЦЕССТ максимально возможных компенсирующих уступок в торгово-политическом режиме сотрудничества с ними в процессе переговоров этих стран о вступлении в ЕС. Одним из приоритетов в развитии внешнеэкономических связей России станет обеспечение ее экономических и политических интересов в странах Юго-Восточной Европы и, прежде всего, в государствах, находящихся на территории бывшей СФРЮ. В этих условиях России потребуется: использовать имеющийся экспортный потенциал для восстановления югославских промышленных объектов в энергетике и нефтехимической промышленности, а также при развитии различных форм военно-технического сотрудничества; обеспечить поставки российских энергоресурсов, прежде всего нефти и природного газа, и в том числе на условиях, предусматривающих их оплату путем участия России в приватизации промышленных объектов Союзной Республики Югославии. Предметом пристального внимания станут торговоэкономические отношения со странами Балтии. На американском континенте важнейшим торговым партнером России являются Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. В рассматриваемый период необходимо добиться: предоставления России режима нормальных торговых отношений на постоянной основе; прекращения применения дискриминационных по отношению к России положений американского антидемпингового законодательства, препятствующих экспорту российских товаров в США или грозящих вытеснению их с американского рынка, а также ограничивающих доступ России к американским товарам и технологиям. Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями развития российского экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно возросший производственноэкономический потенциал этого региона. Эти страны останутся традиционными поставщиками на российский рынок продовольственных товаров. Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными возможностями для улучшения товарной структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта российской высокотехнологичной продукции, включая вооружения и военную технику, наличием значительного инвестиционного потенциала. Для укрепления позиций России в странах этого региона в рассматриваемый период целесообразно: активизировать торгово-экономические связи с традиционными партнерами России, такими, как Китай, Индия, Республика Корея, Япония путем расширения регионального и приграничного сотрудничества, совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий по производству необходимой России продукции, в том числе в счет погашения задолженности; расширять сотрудничество с динамично развивающимися странами Юго-Восточной Азии, предъявляющими растущий спрос на многие виды отечественной продукции и предлагающими широкий ассортимент качественных, но сравнительно недорогих товаров, представляющих потенциальный интерес для российского внутреннего рынка; использовать членство в АТЭС для содействия на многосторонней основе расширению российского экспорта и привлечения в Россию капиталов из этого региона. Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику и вооружения. Ряд государств этого региона привлекательны как потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики России. Рынок стран Африки останется в ближайшей перспективе одним из самых благоприятных для России с устойчивым и повышающимся спросом на российскую продукцию гражданского и оборонного комплексов и особенно на строительные услуги и технологии в различных отраслях экономики. Кроме этого, наличие значительных запасов разнообразных природных ресурсов в странах континента определяет целесообразность и направления сотрудничества в целях обеспечения наших потребностей в необходимом сырье, сохранения собственных ресурсов и экологической среды. 4. ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Исторически сложившаяся неоднородность социальноэкономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром. В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социальноэкономических преобразований. Хотя территориальные социальноэкономические диспропорции во многом порождаются объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций. 4.1.Проблемные регионы Современное экономическое пространство Российской Федерации включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями - проблемные регионы. Это регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественнополитических конфликтов (Чеченская Республика), экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушения накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения. К группе отсталых (слаборазвитых) регионов относятся субъекты Российской Федерации, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется мало диверсифицированной структурой промышленности, а также слаборазвитой инфраструктурой и социальной сферой. К этой категории относятся ряд республик Северного Кавказа, республики Алтай и Тыва, большинство автономных округов (за исключением нефтегазодобывающих), некоторые области в различных частях страны. Этим субъектам Российской Федерации государство вынуждено будет помогать еще длительное время, стимулируя процесс саморазвития на основе использования конкурентных преимуществ, в первую очередь природных и трудовых ресурсов. К депрессивным регионам России, характеризующимся устойчивым и глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, относятся локальные зоны старопромышленных, аграрно-промышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т.д. Однако ряд регионов с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки. В группу проблемных регионов входит также значительная часть северных территорий, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т.п.) в настоящее время не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.). Бедственное положение ряда регионов Крайнего Севера (свертывание основных и обслуживающих производств, значительная безработица, низкие доходы населения, трудности с завозом топлива и продовольствия) требуют специальных мер государственной помощи. 4.2. Интеграция экономического пространства Дезинтеграция экономического пространства Российской Федерации в 90-х годах происходила вследствие ослабления многих прежних экономических связей (особенно между отдаленными регионами) и вытеснения межрегиональных связей внешнеэкономическими. Объем межрегионального товарообмена снизился существенно больше, чем объемы производства. Значительно сократился межрегиональный пассажирооборот. Преодоление дезинтеграционных тенденций связано в первую очередь с возобновлением экономического роста (особенно в обрабатывающей промышленности и инвестиционной сфере), процессом импортозамещения и политикой регулирования транспортных тарифов. С 1999 года наблюдается опережающий рост межрегионального товарообмена по отношению к росту ВВП. Возобновление интеграционной тенденции не станет реинтеграцией в том смысле, что начнут восстанавливаться все прежние экономические связи периода 1980-х годов. Новая межрегиональная интеграция будет строиться в соответствии с критериями рыночной эффективности, задачами социальной политики и геостратегическими интересами страны. Специфика геоэкономического и геополитического положения Российской Федерации в современном мире заключается в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками. Различные приграничные зоны будут испытывать разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной части Сибири главное пространство внешнеэкономического сотрудничества - это АзиатскоТихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам, - от Северного Кавказа до Восточной Сибири - это соседи по СНГ (а за ними - страны мусульманского мира) и Китай. Соседство с развитыми и быстро развивающимися странами дает для приграничных регионов определенные экономические преимущества, но и создает немало проблем, связанных с конкурентоспособностью местного производства, трансграничной миграцией, предотвращением контрабанды, защитой природных ресурсов и др. Наряду с позитивными последствиями глобализация будет иметь и негативный эффект для развития регионов с моноотраслевой структурой экономики при неблагоприятной мировой конъюнктуре на производимую продукцию. Противодействием этому служит развитие региональных экономик на основе диверсификации. Процесс интеграции в мировое пространство необходимо использовать для усиления внутренней экономической интеграции. С этой точки зрения особое значение имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций, проходящих через территорию России. Роль трансконтинентальных и других международных магистралей не может ограничиться только транзитом, а должна воздействовать на развитие экономики регионов, включая освоение новых природных ресурсов, размещение производств по переработке перемещаемых грузов, обеспечение строительства и функционирования транспортных путей. Большое значение для России, имеющей самую протяженную в мире границу и самое большое число стран-соседей, будет иметь развитие приграничных и прибрежных регионов. 4.3. Основные направления развития макрозон 4.3.1. Северо-Запад (Северный и Северо-Западный экономические районы) Для развития экономики регионов Северо-Запада ключевое значение имеет использование их уникального положения на транспортных путях всероссийского и международного значения с выходом на Балтийское море и Северный Ледовитый океан, реализация потенциала приграничного сотрудничества с Финляндией, Норвегией, Швецией и странами Балтии. Сохранится значение регионов Европейского Севера как одного из крупнейших поставщиков на внутренний и внешний рынки энергоносителей и минерального сырья, продукции металлургической, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности, отдельных видов продукции машиностроения. Существенный вклад будет вносить регион в развитие наукоемких производств. Вовлечение в эксплуатацию нефтегазовых ресурсов западной части Арктической зоны Российской Федерации - новый фактор, который повлияет на перспективы развития региона и обеспечение хозяйства России углеводородным сырьем. Стратегически важное значение имеет строительство новых и реконструкция действующих портовых комплексов. Надежная транспортная связь со странами Европейского союза, позволяющая освоить грузопотоки в направлениях ВостокЗапад и Запад-Юго-Восток, освободит Россию от тотальной зависимости от транзита через территории третьих стран, будет способствовать усилению экспортной специализации производств региона, развитию деловых и туристических связей. Одной из стратегических задач является активизация Северного морского пути - основной транспортной артерии, соединяющей северные регионы России и в перспективе обеспечивающей кратчайший водный путь из Европы в ЮгоВосточную Азию. Экспортная направленность многих производств при одновременном росте внутреннего потребления будет являться важным фактором развития экономики. Стратегия развития Калининградской области будет определяться важностью ее геополитического и геоэкономического значения и особой ролью в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе. Основными целями будут являться: обеспечение интеграционных связей с другими регионами России при компенсации издержек ее эксклавного положения; создание условий для устойчивого социально-экономического развития, сопоставимого с уровнем развития сопредельных стран; создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для интеграционного сближения России и Европейского сообщества. Особая острота социальных и демографических проблем в регионе вызывает необходимость разработки комплексной программы развития социальной сферы Калининградской области. Решение экологических проблем необходимо осуществлять через международные и национальные программы. 4.3.2. Европейский Центр (Центральный и Центрально - Черноземный экономические районы) Европейский центр образует собой экономическое ядро государства, основу его производственного и научнотехнического потенциала и современного экономического уклада. Исторически сложившаяся ведущая роль региона находит выражение в параметрах социально-экономического развития: здесь сосредоточено около половины экономического потенциала России (более 2/5 ВВП и основных фондов, более 1/3 всего объёма промышленной продукции). На территории региона существует развитая инфраструктурная система, в том числе крупнейшие аэропорты, железнодорожные и автомобильные магистрали. Характерная особенность региона заключается в том, что это староосвоенная территория. Поэтому одной из основных задач его экономического развития является перестройка структуры экономики, определение новых приоритетов индустриальноинвестиционной политики. Для чернозёмной зоны необходимо восстановление уровня и доходности сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Для Нечерноземья одним из направлений развития сельского хозяйства должно стать восстановление традиционных отраслей специализации, таких, как льноводство, а для территорий, расположенных рядом с крупными центрами, - пригородное сельское хозяйство. Ключевыми проблемами региона являются энерго- и водообеспечение. Здесь потребляется значительная часть всей производимой в России электроэнергии, в то время как имеющихся генерирующих мощностей недостаточно. Поставки электроэнергии с больших расстояний увеличивают стоимость производимой продукции. В связи с этим актуальным является ограничение энергоёмких производств и внедрение энергосберегающих технологий. Центральные и южные области региона имеют крайне напряжённый водный баланс, особенно по качественной питьевой воде. Требуется реконструкция существующих водохранилищ, повышение использования подземных вод, а также ограничение развития водоёмких отраслей и осуществление мероприятий водоохранного и водосберегающего характера. Значительной проблемой остаётся наличие на территории региона большого количества моноотраслевых городов, развитие которых может быть обеспечено только путем реструктуризации производства. В регионе сосредоточено большинство наукоградов страны, потенциал которых в значительной мере определяет возможности повышения конкурентоспособности и перехода России на постиндустриальную ступень развития. Учитывая высокую степень зависимости науки от госзаказа, необходим особый подход к перспективам каждого из этих городов. Демографические проблемы в областях Центрального региона имеют сложный характер. Кроме повышения рождаемости и повышения продолжительности жизни населения, необходимо решать проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев как из других районов России, так и из стран СНГ. Кроме того, все острее становится проблема нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья (в первую очередь с Ближнего Востока и ЮгоВосточной Азии), использующих территории региона в качестве транзитного коридора для проникновения в Западную Европу. Экологические проблемы характерны для крупных городов, а также городов, в которых расположены предприятия металлургии, химической и горнодобывающей промышленности. Поэтому в качестве одной из важнейших задач развития Центрального региона выступает охрана окружающей среды и совершенствование природопользования, включая воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, усиление контроля за основными источниками загрязнения. 4.3.3. Поволжский регион (Волго-Вятский и Поволжский экономические районы) Поволжский регион благодаря своему выгодному транспортногеографическому положению и мощному экономическому потенциалу выполняет важные стратегические функции в социальноэкономическом развитии России. Благоприятные предпосылки для развития имеют здесь агропромышленный комплекс, высокотехнологичное и наукоемкое машиностроение, предприятия химико - лесного, топливно-энергетического комплексов. Наличие в регионе мощной научной базы и десятков высших учебных заведений различной специализации создают условия для масштабной реструктуризации промышленного производства и преобразований всего хозяйственного комплекса на передовой инновационной основе. Основными задачами экономического развития региона в перспективе являются: повышение плодородия почв, наращивание сельскохозяйственного производства на новой технологической основе, освоение и рациональное использование ресурсов ВолгоАхтубинской поймы; оздоровление экологической обстановки; совершенствование машиностроительного комплекса с учетом складывающейся на внутреннем и внешнем рынках структуры спроса, в том числе развитие авиационного машиностроения и развитие совместно с зарубежными партнерами автомобилестроения; активизация использования транспортного фактора в развитии региона. В перспективе Поволжский регион будет входить в число лидеров по темпам экономического роста. Исключительно велика его роль и в решении проблем укрепления федеративных отношений как с позиций интеграции межрегиональных экономических связей, так и с точки зрения формирования стабильных межэтнических отношений. 4.3.4. Северный Кавказ Северо-Кавказский регион занимает особое место в стратегии территориального развития. Это обусловлено прежде всего его современным геополитическим положением, историей освоения и исключительно сложным этническим составом населения. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство укрепления экономики России в целом, упрочения ее позиций в Каспийском регионе, ликвидации очагов политической напряженности. Природные ресурсы, сложившийся экономический потенциал и транспортно-географическое положение Северного Кавказа предопределяют следующие основные задачи его социальноэкономического развития: восстановление и дальнейшее развитие рекреационного хозяйства будет во многом определять перспективу и роль региона в территориальном разделении труда, позволит улучшить здоровье и демографические показатели населения всей России, обеспечить сохранение и развитие уникальной рекреационной зоны, рациональное использование ценнейших природных лечебнооздоровительных факторов и ресурсов, повышение общего уровня санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособность на международном рынке, явится важным фактором обеспечения занятости населения. Необходимая структурная перестройка Северо-Кавказского рекреационного комплекса требует привлечения в эту сферу инвестиций; развитие транспортного комплекса региона. Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций между странами двух континентов и обладающий достаточно развитой инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом Северный Кавказ имеет возможности для использования своего выгодного экономико-географического положения для укрепления экономики всей страны посредством организации транзитного пропуска международных транспортных потоков, а также активизации других традиционных форм внешнеэкономической деятельности. Важным условием развития региона является включение его в международную систему грузопотоков, создания направлений, связывающих транспортные сети России и стран Средней и Центральной Азии через территории Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и др., в том числе с использованием паромных переправ через Каспий. Основными задачами экономического развития региона являются: реализация транзитных функций Северного Кавказа; освоение нефтяных ресурсов Каспия; дальнейшее развитие сельского хозяйства; снижение уровня безработицы, повышение занятости населения, упорядочивание процессов внутренней и внешней миграции 4.3.5. Урал Стратегическая роль Урала исторически связана с развитием черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения и военно-промышленного комплекса. В регионе сконцентрирован громадный промышленный потенциал. Однако его производственная структура нуждается в коренном обновлении вследствие значительной степени износа основных фондов. В перспективе регион должен стать одним из лидеров во внедрении наукоемких технологий, в развитии прогрессивных производств. Для этого имеются такие предпосылки, как крупнейшая научная и проектная база, высококвалифицированные кадры, большой массив передовых технологий в институтах и предприятиях ВПК. Использование потенциала оборонных предприятий дает возможность создать в отраслях специализации производственно-экономические корпорации, гибко реагирующие на изменения конъюнктуры рынка и выпускающие конкурентоспособную продукцию. Реализация перспективных задач предполагает: реструктурирование и технологическое обновление имеющегося промышленного потенциала, прежде всего машиностроительного и металлургического комплексов на основе ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; выпуск конкурентоспособного оборудования для добывающих отраслей с целью повышения их технического уровня и расширения их экспортных возможностей; реализацию комплекса мер по охране окружающей среды и по переработке техногенных отходов. Урал сохранит роль одного из основных производителей (и экспортеров) черных и цветных металлов, продукции топливной промышленности. Развитие металлургической промышленности будет происходить по пути перехода на энерго- и материалосберегающие технологии, выпуск продукции из высококачественных металлов и сплавов. Дальнейшее развитие получит также горнодобывающая промышленность. Большое влияние на развитие региона будет оказывать повышение его роли в межрегиональной интеграции по направлениям: Урал-Сибирь-Дальний Восток, Урал-Крайний Север, Урал-Казахстан-Средняя Азия. 4.3.6. Сибирь (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы) Место Сибири в экономике страны в первую очередь определяется ее уникальными природно-сырьевыми ресурсами. Региону принадлежит решающая роль в формировании общероссийского баланса топлива и электроэнергии, в производстве цветных металлов и лесопродукции. Все возрастающее значение планетарного характера приобретают водные ресурсы. Сибирь занимает срединное положение на карте России, что создает условия для включения региона как в европейский, так и в азиатский рынки. Сибирь при любых вариантах развития останется основным поставщиком топливноэнергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов как на внутренний рынок, так и на экспорт. Приоритеты среди других отраслей будут определяться возможностями развития высокотехнологичных и наукоемких производств в наиболее развитых промышленных узлах и увеличения выпуска продукции потребительского назначения в районах концентрации населения. Предполагается, что начавшаяся реструктуризация машиностроения, оборонной, пищевой промышленности в сочетании с увеличением доли высокотехнологичных и наукоемких производств в нефтехимии, лесопереработке, металлургии позволит в отдаленной перспективе смягчить чрезмерную сырьевую направленность в развитии экономики Западной Сибири. Приоритетными будут следующие задачи: обновление производственного аппарата ТЭК и усиление межрегиональной кооперации; освоение новых месторождений нефти и газа в Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия), создание единой трубопроводной и энергетической системы с Северным Китаем, Кореей, Японией; развитие и повышение эффективности нефтепереработки и нефтехимии, газопереработки, газохимии и гелиевой промышленности; развитие углубленной переработки угля и углехимии в угольной промышленности; использование потенциала ВПК в части применения высоких технологий для модернизации и развития других отраслей промышленности (в частности, разработка технологий и производство импортозамещающего оборудования для добычи и переработки минерального сырья). 4.3.7. Дальний Восток Из геостратегических проблем, влияющих на развитие страны в целом, выделяются своим масштабом и значением для сохранения территориальной целостности российской экономики проблемы Дальнего Востока. Дальний Восток выполняет особые геостратегические функции, являясь форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который в XXI веке может занять ведущее положение в мировой экономике. Дальний Восток, будучи самым редконаселенным и самым удаленным регионом страны, отличается наибольшей спецификой условий хозяйствования и социально-экономического развития. Устойчивое функционирование хозяйственного комплекса района и решение его социальных проблем зависят от проведения такой государственной политики, которая исходит из учета особой роли Дальнего Востока в обеспечении экономических и стратегических интересов России, что требует реализации на федеральном и региональном уровнях комплекса мероприятий по преодолению дезинтеграционных процессов и выводу экономики региона из кризиса. Главными направлениями развития региона являются: структурная перестройка экономики, усиление взаимовыгодного сотpyдничества и использование транспортного взаимодействия со стpанами Азиатско-Тихоокеанского региона. Будет переработана федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Основные ресурсы будут сконцентрированы на приоритетных направлениях развития хозяйства региона: решение энергетической проблемы и ослабление зависимости района от ввоза топлива; развитие транспортной инфраструктуры для создания условий активизации деловой активности и усиления интеграции регионов Дальнего Востока с другими регионами России; совершенствование деятельности рыбохозяйственного комплекса с развитием промышленной марикультуры и обеспечением охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов; развитие нефтегазового комплекса на шельфе о.Сахалин и в Республике Саха (Якутия); повышение конкурентоспособности продукции и интенсивное вхождение на рынки сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными направлениями развития топливно-энергетического комплекса будут: стабилизация и снижение размеров тарифов на тепловую и электрическую энергию, ликвидация чрезмерной разницы цены за энергию для производителей и потребителей. В транспортном комплексе основными направлениями развития будут: создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного коридора Европа - Азия, увеличение объема перевозок грузов (в т.ч. транзита контейнеров), реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры и совершенствование транспортных тарифов. 4.4. Экономический федерализм и федеральная региональная социально-экономическая политика Меры по модернизации экономики и реформированию социальной сферы будут осуществляться с учетом региональных особенностей и региональных интересов на основе следующих принципов федеративных экономических отношений: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы; разграничение компетенции между уровнями государственной власти, соответствие ресурсов полномочиям; согласованное формирование и осуществление единой экономической политики Российской Федерации и ее субъектами; создание равных условий экономического развития субъектов Российской Федерации и равных условий в конкурентной среде и получении государственной помощи; транспарентность отношений. 4.4.1. Реформа межбюджетных отношений Основными целями реформирования межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе являются: экономическая эффективность - создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти и управления проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат; бюджетная ответственность - управление общественными финансами при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий, прозрачность и подотчетность налогово-бюджетной политики; социальная справедливость - обеспечение равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям вне зависимости от места их проживания; политическая консолидация - достижение общественного согласия по вопросам распределения между уровнями бюджетной системы и регионами финансовых ресурсов, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества. Для достижения этих целей должны быть созданы правовые и финансово-экономические механизмы, повышающие ответственность региональных и местных властей за результаты проводимой ими политики, в том числе обеспечивающие единое экономическое пространство, формирование условий равной конкуренции между регионами. Для реализации этой стратегии необходимо решить следующие первоочередные задачи в рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года: законодательно закрепить четкое и стабильное разграничение расходных полномочий по всем их составляющим между уровнями бюджетной системы; ликвидировать нефинансируемые федеральные и региональные "мандаты"; повысить роль собственных доходов в формировании региональных и местных бюджетов за счет закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы на долгосрочной основе в Налоговом и Бюджетном кодексах доходных источников и налоговых полномочий, прежде всего за счет закрепления за региональными и местными бюджетами прямых налогов с немобильной и равномерно размещенной налогооблагаемой базой. За каждым уровнем бюджетной системы должны быть законодательно закреплены доходные источники, соответствующие возложенным на них функциям и достаточные для финансирования этих функций; перейти к стабильной, объективной и прозрачной методологии выравнивания бюджетной обеспеченности, позволяющей субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям самостоятельно рассчитывать на среднесрочную перспективу объем финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и создающей стимулы к проведению ответственной бюджетной политики на региональном и местном уровнях; упорядочить правовые основы межбюджетных отношений на уровне местного самоуправления в части разграничения расходных и налоговых полномочий местных бюджетов различного уровня и в сфере бюджетного выравнивания; создать механизм федерального регулирования управления региональными и местными финансами, основанный на обязательных, рекомендуемых и дополнительных стандартах; законодательно установить формализованные критерии и процедуры осуществления более жесткого контроля за бюджетным процессом и временного ограничения налогово-бюджетных полномочий региональных и местных властей; завершить переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов. 4.4.2. Федеральная региональная социально - экономическая политика Для достижения стратегических целей территориального развития России в среднесрочном периоде необходима активная федеральная региональная политика, которая должна формироваться в соответствии с основными принципами федеративных экономических отношений. Основными задачами федеральной региональной экономической политики на период до 2004 года являются: усиление процесса межрегиональной интеграции и улучшение качества экономического пространства; снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов; обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по всей территории Российской Федерации; создание равных условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов; обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи; развитие экономических основ местного самоуправления. Обеспечение государственной и территориальной целостности страны требует последовательной реализации конституционных принципов построения федеративных отношений в экономике, укрепления единства вертикали исполнительной власти, повышения ответственности всех уровней власти за реализацию закрепленных за ними функций и полномочий по предметам исключительного и совместного ведения. Будут законодательно определены принципы и формы участия субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мероприятий общегосударственной экономической политики на основе прогнозов и программ, общие условия определения регионов, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны Правительства Российской Федерации, принципы предоставления государственной помощи и основы федеративных экономических отношений. Ограниченные инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять в первую очередь на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям федерации, но не являются столь же важными или не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей. С этой точки зрения приоритетной сферой федеральной инвестиционной политики является производственная инфраструктура федерального значения: магистральный транспорт, единая энергетическая система, сети телекоммуникаций. Только федеральный центр может определять стратегию развития базовой инфраструктуры и аккумулировать необходимые для ее реализации собственные и привлекаемые финансовые ресурсы. Межрегиональной экономической интеграции способствует развитие и совершенствование не только материальной инфраструктуры, но и денежно-кредитной, платежно-расчетной систем. Для поддержания и стимулирования межрегиональной интеграции особое значение будет иметь политика в области энергетических и транспортных тарифов. Регулирование тарифов особенно важно для сохранения и развития связей между Дальним Востоком, Сибирью и центральными регионами страны. Осуществление мероприятий федеральной политики по гарантированию минимальных социальных стандартов, повышению минимальной заработной платы и пенсий, увеличению занятости в социально напряженных регионах и повышению пособий по безработице, а также законодательное закрепление за каждым уровнем бюджета сбалансированных доходных и расходных полномочий должно повысить бюджетную самодостаточность регионов и снизить межрегиональную социальную дифференциацию. Резкие различия в уровне социально-экономического развития регионов и их бюджетной обеспеченности, обусловленные в том числе и причинами объективного характера, предполагают осуществление мер финансовой помощи субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета. Реализация этой системы мер будет направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов при одновременном создании стимулов для проведения на региональном уровне рациональной ответственной налогово-бюджетной политики и повышении эффективности бюджетных расходов. Сглаживанию межрегиональных различий в развитии производственной и социальной инфраструктур будет способствовать Фонд регионального развития, за счет средств которого будет осуществляться инвестирование проектов по улучшению энергообеспеченности, теплообеспеченности, водообеспеченности, газообеспеченности регионов, развитию социальной инфраструктуры, определенных федеральными целевыми программами регионального развития. Эти меры будут способствовать улучшению качества экономического пространства России в целом и позволят создать условия для привлечения инвестиций за счет внебюджетных источников в большее число регионов страны. Одной из важнейших задач федерального центра является фактическое выполнение конституционных норм о свободном перемещении товаров, услуг и рабочей силы по всей территории Российской Федерации, недопущении фрагментации экономического пространства в виде внутренних таможенных границ и административных барьеров, в виде запретов и ограничений на вывоз - ввоз товаров в различных явных и скрытых формах. Единое экономическое пространство подразумевает также обеспечение для всех граждан равного доступа к социальным гарантиям и бюджетным услугам, снятие ограничения на передвижение активного населения, создание реальных условий для свободного выбора места проживания, в том числе упрощение и отмену порядка регистрации по месту жительства. Необходимо усилить контроль за недопущением осуществления субъектами Российской Федерации прямых или косвенных методов дополнительного налогообложения или создания специальных условий уплаты налогов за продукцию других субъектов Российской Федерации. Для обеспечения конституционных норм необходимо осуществить запрет на введение количественных ограничений на ввоз товаров на территорию субъекта Российской Федерации и любые иные меры, приводящие к аналогичным последствиям, в отношениях между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Все хозяйствующие субъекты, действующие на внутреннем рынке Российской Федерации, должны пользоваться равными правами в своих отношениях с государственными органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Необходимо усилить контроль за экономической концентрацией как на федеральном рынке, так и на отдельных межрегиональных рынках, не допуская любые соглашения между субъектами экономической деятельности, которые могут повлиять на объемы торговли между регионами Российской Федерации и направленные на нарушение конкуренции в рамках единого экономического пространства. Будут упорядочены условия и механизм предоставления государственной помощи отдельным хозяйствующим субъектам, имея в виду разработку как законодательной базы, так и механизма ее реализации, исходя из следующих принципов: если субсидия предоставляется какому-либо хозяйствующему субъекту, другие хозяйствующие субъекты, находящиеся в таких же условиях, как и хозяйствующий субъект, получивший субсидии, могут требовать получение такой же субсидии; помощь должна выделяться не просто данному предприятию, а для решения определенной, четко сформулированной в конкретных экономических показателях задачи, выполнение которой поддается количественной оценке. Временной интервал предоставления помощи также должен быть четко определен; критерии государственной поддержки должны соответствовать стратегическим направлениям развития Российской Федерации и стратегии развития данного региона; необходимо внедрение конкурсных процедур в сферу распределения средств государственной помощи. В первую очередь, конкурсные процедуры должны активнее внедряться в сферу государственного инвестирования. Претенденты на получение государственной поддержки должны представлять, на основе каких критериев выносится решение, кто является получателем поддержки и какова ее эффективность; необходимо обеспечение принципа прозрачности как при вынесении решений о предоставлении государственной помощи, так и при контроле за ее использованием на всех уровнях. Предстоит совершенствовать принципы выделения из федерального бюджета средств на региональное развитие. Количество федеральных целевых программ существенно сократится. Будет продолжена реализация федеральных целевых программ по Дальнему Востоку и Забайкалью (с выделением программы по Курильским островам), по Северному Кавказу (с выделением программы по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики), по Калининградской области. Вместе с тем каждый субъект Российской Федерации может разрабатывать свою программу социально-экономического развития (в соответствии с типовым макетом и по единой методике) с включением ряда мероприятий и проектов федеральной значимости с соответствующим их финансированием за счет средств федерального бюджета после одобрения Правительством Российской Федерации. Предусматривается повышение роли и ответственности регионов в реализации программ, аккумуляции финансовых средств для осуществления программных мероприятий. 4.4.3. Особенности социально-экономической политики развития районов Крайнего Севера Для повышения эффективности использования природноресурсного и производственного потенциала Крайнего Севера, создания достойных условий жизни его населения необходим пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий. Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям: адаптация экономики регионов Севера к современным условиям хозяйствования и повышение конкурентоспособности базовых отраслей и предприятий; концентрация населения в более перспективных и более благоприятных для жизни населённых пунктах, консервация нежизнеспособных поселений, стимулирование миграции избыточного населения из северных регионов и более широкое использование вахтового метода организации работ; реформирование системы социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в регионах Севера России; поддержка традиционных форм природопользования коренных малочисленных народов Севера и иных связанных с этой сферой хозяйствования групп населения; совершенствование механизма сезонного завоза продукции (товаров) с одновременным созданием условий для перехода территорий на энергонезависимость за счет развития местной ресурсной базы; надежное функционирование хозяйственного комплекса Арктической зоны, включая поддержку и укрепление Северного морского пути. Намечается перевести на договорные формы найма всех новых работников бюджетного (федерального и регионального) сектора по согласованию с соответствующими органами государственной службы занятости в регионах и городскими, районными центрами занятости населения. Хозяйствующим субъектам регионов Севера будет рекомендовано применять договорные формы найма новых работников. Использование договорных форм найма и вахтового метода организации работ позволит привлекать работников оптимального половозрастного состава и профессионально-квалификационного уровня. Будет осуществлена адресная государственная поддержка приоритетных групп слабозащищенного населения (неработающие инвалиды, пенсионеры, малообеспеченные и неполные семьи, семьи, имеющие более двух детей, другие категории населения со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума) в форме денежных субсидий в размере, учитывающем факторы проживания на Севере. Применение районных коэффициентов к заработной плате будет гарантироваться только для бюджетного сектора. Государственная поддержка поставок энергоносителей и продовольствия на Север будет осуществляться дифференцированно по регионам с учетом значительных различий в объемах собственных доходов региональных бюджетов, транспортногеографических условий и энергопотенциалов каждого северного субъекта Российской Федерации. Постепенно акцент будет смещаться от частной проблемы завоза на создание современной транспортной инфраструктуры, новых технологий использования местных энергоресурсов и развития северного коммунального хозяйства. Четкое определение южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования, позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий. Особое внимание будет уделяться обеспечению экологической безопасности в Арктике, особенно при эксплуатации, консервации и утилизации судов с ядерными силовыми установками, а также решению проблемы обращения с радиоактивными отходами, возникающими в результате деятельности атомных ледоколов, подводных лодок и электростанций. Требуется установление особого режима природопользования, гарантирующего сохранение арктических территорий как мирового экологического ресурса. Будут приняты меры по защите коренных малочисленных народов, сохранению системы медицинского обслуживания национальных сел и бригад оленеводов, стимулированию занятости и самозанятости, прежде всего через укрепление товарного оленеводства и традиционного жизнеобеспечения, создание новой системы подготовки и переподготовки национальных кадров. Приоритетный объект государственной поддержки в Арктике - Северный морской путь. Наличие самого мощного в мире ледокольного флота создает реальные предпосылки использования этого пути для транзитного судоходства в продленные сроки навигации и круглогодично - в западной части. Необходима стратегия технико-технологической модернизации и развития ледокольного и транспортного арктического флота. 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Все намеченные в программе преобразования должны быть увязаны со среднесрочными параметрами государственного бюджета. Исходя из этого, основной целью бюджетной политики является обеспечение условий для устойчивого экономического роста на основе повышения эффективности участия государства в перераспределении финансовых ресурсов в экономике. Основными задачами бюджетной политики в среднесрочной перспективе являются: повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры; обеспечение достаточного для поддержания среднесрочной финансовой стабильности профицита государственного бюджета; усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной активности; повышение качества управления государственными активами и пассивами; совершенствование управления государственным долгом; совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур, в том числе: обеспечение прозрачности процедур выработки и реализации бюджетной политики, делающей ее открытой и понятной; обеспечение единства и взаимоувязанности бюджетного процесса и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы; повышение качества планирования, исполнения бюджета и обеспечение их соответствия обязательствам, принятым на всех уровнях бюджетной системы; уточнение разграничения расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы; реорганизация системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений с целью снижения стоимости и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Основные направления бюджетной политики: 1. Создание эффективной системы управления и регулирования государственных финансов. Это, прежде всего, предполагает: внедрение механизма учета всех обязательств, принимаемых бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами; разработка и введение в действие процедур определения порядка и направлений расходования дополнительных доходов бюджета, поступивших в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой; завершение процесса инвентаризации активов и пассивов государственного сектора и подготовка к переводу бюджетной отчетности с кассового метода на метод начислений; выработка критериев финансирования обязательств, принятых до 1 января 2001 года. 2. Совершенствование бюджетной политики в области доходов, включающее: обеспечение эффективного функционирования налоговой системы; повышение эффективности управления государственным имуществом; оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности; В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, направленных на повышение прозрачности внешнеэкономических операций. В целях совершенствования фискальной и регулирующей функции таможенной системы планируется последовательное снижение средневзвешенной и максимальной импортной пошлины, укрупнение товарных групп, будет усилен таможенный контроль. 3. Формирование эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение эффективного использования бюджетных средств. Основные принципы бюджетной политики в области расходов в среднесрочной перспективе включают: осуществление комплекса мер по обеспечению полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными органами власти, а также органами местного самоуправления; ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов; приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления экономической политики; конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, совершенствование системы государственных закупок, обеспечивающей реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд; открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы; определение объема расходов государственного бюджета исходя из реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для инвестиционной и инновационной деятельности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития страны; соответствие четким критериям эффективности; использование программно-целевых принципов при планировании и исполнении бюджета. Бюджетная политика в области государственных расходов будет связана со снижением доли непроцентных расходов в ВВП и сохранением ее на уровне не выше 12 процентов ВВП в части федерального бюджета при росте непроцентных расходов в реальном выражении, а также с замещением неэффективных бюджетных субсидий и дотаций адресными расходами на базовые социальные услуги и развитие инфраструктуры. Бюджетная политика в области расходов будет осуществляться по следующим направлениям: 1) обеспечение проведения структурных реформ по следующим направлениям: а) социальная сфера, в том числе: обеспечение доступности для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном снижении помощи обеспеченным семьям; увеличение финансирования науки при приоритетной поддержке фундаментальных исследований. В решении этих задач бюджетная политика будет исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности в стране и ориентироваться на приоритетность отраслей социального блока, создание социально-экономических условий для обеспечения реализации конституционных прав граждан; б) судебная система, в том числе: увеличение численности и улучшение материальной обеспеченности судей; улучшение материально-технической базы судебной системы; в) национальная оборона. Финансовые аспекты проведения военной реформы будут отражать, в первую очередь, приоритетное финансирование расходов на оборонные научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки. Предстоит продолжить реструктуризацию военно-промышленного комплекса при сохранении финансирования наиболее ценных его элементов, включая процесс разработки новейших образцов оружия как основу модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации; 2) совершенствование структуры бюджетных обязательств, сокращение избыточных, в большинстве случаев нефинансируемых обязательств; 3) повышение эффективности использования бюджетных средств, в том числе: сокращение до минимума или ликвидация низкоэффективных и неэффективных государственных расходов по всем отраслям бюджетного сектора; оптимизация расходов по всем отраслям бюджетного сектора; реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений. 4. Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур, в том числе: совершенствование отчетности и обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы; установление объективных ориентиров для определения ассигнований, в частности, переход к нормативам минимально необходимого финансирования предоставления государственных и муниципальных услуг от нормативов содержания сети учреждений социальной сферы, а в дальнейшем и по иным видам бюджетных расходов; введение принципа подушевого финансирования; перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней, совершенствование механизмов казначейского исполнения и контроля за расходованием средств; урегулирование и сокращение имеющейся бюджетной дебиторской и кредиторской задолженности. 5. Переход к активному управлению государственным долгом для обеспечения безусловного выполнения долговых обязательств. Это предполагает: выработку процедур анализа и минимизации процентных и валютных рисков; утверждение программы мероприятий по улучшению имиджа Российской Федерации в качестве заемщика на международных рынках. Управление государственным долгом предполагает снижение долгового бремени, сокращение расходов на его погашение и обслуживание, оптимизацию рисков, связанных со структурой государственного долга. В среднесрочной перспективе будет продолжена политика сокращения привлечения связанных кредитов. 6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация основных факторов оживления экономики обеспечит темпы роста ВВП не ниже 4 процентов в год к 2004 году. Это позволит увеличить объем ВВП примерно на 15 процентов (в сравнении с 2000 годом). В долларовом эквиваленте объем ВВП, рассчитываемый по текущему обменному курсу, увеличится примерно в 1,6 раза. Валовые накопления к 2004 году составят 21 процент от ВВП, так что потенциал роста будет оставаться высоким в течение всего периода. Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал. Другим источником финансирования роста будут прямые иностранные инвестиции, которые к 2004 году должны составлять не менее 6 млрд. долларов США в год. Однако ощутимый приток иностранного капитала будет возможен только после того, как активность отечественных инвесторов приобретет устойчивый характер. Реализация программы позволит добиться постепенного преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения и помимо общего увеличения реальных располагаемых доходов (в среднем около 5 процентов в год) позволит увеличить суммарную долю доходов среднедоходных групп населения. Тем самым будет создана основа для устойчивого массового внутреннего спроса и перехода к качественно иной траектории роста, когда динамика потребления начнет обгонять динамику инвестиций. Существенно, что в ближайшие годы будет происходить укрепление рубля в реальном выражении, приближение рыночного курса к паритету покупательной способности, что будет способствовать росту импорта, который к 2004 году возрастет примерно в 1,3 раза по сравнению с 2000 годом. Сокращение чистого экспорта и, как следствие, сокращение сальдо счета по текущим операциям может начаться уже с 2001 года. К 2004 году сальдо торгового баланса сократится почти до 37-42 млрд. долларов США, а сальдо счета текущих операций - до 22-27 млрд. долларов США. Доля потребления в ВВП сохранится практически неизменной до 2004 года. В настоящий момент структура российской экономики такова, что динамика ВВП в ближайшие годы будет в существенной мере определяться динамикой промышленного производства. В 2001-2004 годах прогнозируется поддерживать темп роста промышленного производства на уровне 3,2-4 процентов, прирост составит 16 процентов к уровню 2000 года. Производство первичных энергоресурсов в 2004 году возрастет до 1465-1500 млн. т в условном эквиваленте, или на 3,9-6,5 процента к уровню 2000 года. Общие объемы производства в электроэнергетике и топливной промышленности возрастут соответственно на 9-10 и 6-9 процентов. Удельная энергоемкость ВВП снизится на 7-8 процентов. Выработка электроэнергии на период до 2004 года ориентирована на увеличение спроса основных потребителей. В соответствии с балансовыми расчетами, потребление на внутреннем рынке увеличится по сравнению с 2000 годом более чем на 10 процентов, а экспортные её поставки возрастут более чем в 1,5 раза. В этой связи выработка электроэнергии прогнозируется в объеме 973 млрд. кВт. ч, или 109,6-111,1 процента к уровню 2000 года. Объем добычи нефти в 2004 году может составить 107,4-109 процентов к уровню 2000 года. Добыча газа планируется в объеме 618,1 млрд. куб. м, что на 34 млрд. куб. м выше факта 2000 года. Это позволит удовлетворить потребность в газе российских потребителей и поставить газ на экспорт в объеме 190-204 млрд. куб. м. К 2004 году фонд заработной платы увеличится до 2950-3050 млрд. рублей и составит 22 процента от ВВП. Переход к адресному принципу назначения социальных пособий и социальной помощи (за исключением некоторых видов социальных льгот ветеранам Великой отечественной войны и другим категориям населения) позволит увеличить долю средств, получаемых малообеспеченными домохозяйствами. Расходы населения с доходом ниже прожиточного минимума на образование и здравоохранение в период 2001-2004 годов будут постепенно снижаться за счет сокращения неформальных платежей населения в этих сферах. Расходы на эти цели лиц со средними и высокими доходами будут расти быстрее за счет приобретения более качественных платных услуг образования и здравоохранения. Основные показатели прогноза социально-экономического развития России на 2001-2004 годы --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | Инфляция, прирост в процентах к | 20,2 | 14-16 | 10-13 | 10-13 | 8-10 | | предыдущему году | | | | | | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | ВВП, прирост в процентах к предыдущему | 8,3 | 5,0 | 3,5 | 2,6 | 4,0 | | году | | | | | | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | Продукция промышленности, прирост в | 9,0 | 5,0 | 3,0 | 3,2 | 4,0 | | процентах к предыдущему году | | | | | | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | Продукция сельского хозяйства во всех | 5,0 | 3,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | | категориях хозяйств, прирост в | | | | | | | процентах к предыдущему году | | | | | | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | Инвестиции в основной капитал, прирост в процентах | | | | | | | к предыдущему году | 17,4 | 7,0 | 6,0 | 4,5 | 7,0 | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | Иностранные инвестиции (прямые), млрд.долл.США: | 4,4 | 4,5 | 5,0 | 5,2 | 6,0 | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | Экспорт товаров, млрд.долл. США | 105,6 | 105,5 | 96,1 | 93,0 | 94,6 | | Импорт товаров, млрд.долл. США | 44,9 | 50,3 | 53,1 | 53,2 | 57,5 | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | Уровень безработицы в процентах к численности | | | | | | | экономически активного населения (среднегодовой) | | | | | | | общей | 10,5 | 10,9 | 10,9 | 10,9 | 10,8 | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | официально зарегистрированной | 1,5 | 1,5 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | Реальные располагаемые доходы населения, в | 109,1 | 105,0 | 105,0 | 104,5 | 106,0 | | процентах к предыдущему году | | | | | | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | Расходы федерального бюджета, в процентах от | 13,5 | 15,4 | 14,7 | 14,1 | 13,8 | | ВВП | | | | | | |----------------------------------------------------|----------|-----------|----------|----------|-----------| | Расходы консолидированного бюджета, в | 26,5 | 29,8 | 28,9 | 27,6 | 26,6 | | процентах от ВВП | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |