ОБ УЧЕТЕ И ПЕРЕЧИСЛЕНИИ В БЮДЖЕТ ПЛАТЫ ЗА АРЕНДУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕННОГО ЗА ФГУП. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.10.06 03-03-02/263

                ОБ УЧЕТЕ И ПЕРЕЧИСЛЕНИИ В БЮДЖЕТ ПЛАТЫ
       ЗА АРЕНДУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕННОГО ЗА ФГУП

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          26 октября 2006 г.
                            N 03-03-02/263

                              (ФР 06-45)


     Вопрос:  Во  исполнение  пункта  7  раздела  I  протокола Морской
коллегии   при  Правительстве  Российской  Федерации  Минтранс  России
совместно   с   Минэкономразвития   России   осуществляет   подготовку
межведомственного  нормативно-правового  акта  о  порядке  передачи  в
аренду  федерального недвижимого имущества в морских портах Российской
Федерации, закрепленного за ФГУП.
     Федеральное  государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП)
находится   в   ведении  Федерального  агентства  морского  и  речного
транспорта    и    имеет   обособленные   структурные   подразделения,
расположенные в ряде субъектов Российской Федерации.
     Одним из основных видов деятельности ФГУП является сдача в аренду
федерального  имущества,  находящегося  у него на праве хозяйственного
ведения  и  не  подлежащего  приватизации  (портовые  гидротехнические
сооружения).
     В   соответствии   с   постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от  25  сентября 2002 г. N 705 "О совершенствовании системы
государственного  управления  морскими торговыми и специализированными
портами"   имущество,   необходимое   предприятию   для  хозяйственной
деятельности,   было   передано   ему   в   хозяйственное  ведение  из
оперативного   управления  морских  администраций  портов,  являющихся
федеральными государственными учреждениями.
     При этом ранее заключенные договоры аренды федерального имущества
были  переоформлены  путем  замены  стороны  в  договорах  аренды, где
стороной  вместо  морских  администраций  портов стало выступать ФГУП.
Необходимо  отметить,  что в ряде случаев морские администрации портов
не  являлись  самостоятельными  арендодателями  по договорам аренды, а
выступали   на   стороне  арендодателя  совместно  с  территориальными
управлениями Минимущества России.
     Порядок  перечисления  арендной  платы  изменен  не был. Арендная
плата  от  сдачи  в  аренду  федерального  имущества,  находящегося  в
хозяйственном  ведении  ФГУП,  продолжает  перечисляться  арендаторами
непосредственно в федеральный бюджет, минуя арендодателя.
     При  этом  арендаторы федерального имущества выступают в качестве
налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость.
     В  целях подготовки типового договора аренды 17 августа 2006 г. в
Минтрансе    России    состоялось    совещание    с    представителями
Минэкономразвития России, Росимущества, Росморречфлота и ФГУП.
     Представитель  Росимущества  на  совещании  сообщил, что согласно
постановлению  Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N
685 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23
марта  2006 г. N 156) арендаторы федерального имущества, закрепленного
на  праве  хозяйственного ведения за ФГУП, должны перечислять арендную
плату   на   лицевые  счета  соответствующих  территориальных  органов
Росимущества.
     Минтранс России, Росморречфлот и ФГУП считают, что арендная плата
должна  перечисляться  на  расчетный счет арендодателя - ФГУП. В таком
случае,  у  арендатора  не возникает обязанностей налогового агента по
налогу на добавленную стоимость, а арендная плата подлежит включению в
налоговую  базу  ФГУП  при  определении  доли прибыли, приходящейся на
каждое  из обособленных структурных подразделений, и расчета налога на
прибыль.
     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  17 Федерального закона "О
государственных  и  муниципальных  унитарных предприятиях" собственник
имущества  государственного  унитарного  предприятия  имеет  право  на
получение  части  прибыли  от  использования имущества, находящегося в
хозяйственном  ведении  такого  предприятия  (положение  воспроизводит
норму пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации).
     Пунктом  6 постановления Правительства Российской Федерации от 25
сентября  2002  г. N 705 "О совершенствовании системы государственного
управления   морскими   торговыми   и   специализированными   портами"
установлено,  что  предприятие  осуществляет свою деятельность за счет
остающихся  в  его распоряжении доходов от использования закрепленного
за  ним  на  праве хозяйственного ведения имущества и портовых сборов,
которые направляются на содержание и развитие объектов, обеспечивающих
безопасность    мореплавания,    и   осуществление   другой   портовой
деятельности.
     В  связи с вышеизложенным Росморречфлот и ФГУП считают, что общий
порядок   планирования  и  перечисления  в  федеральный  бюджет  части
прибыли,  определяемой  в  соответствии с постановлением Правительства
Российской  Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228, применительно к ФГУП
должен  применяться  с  учетом  постановления Правительства Российской
Федерации от 25 сентября 2002 г. N 705, которое установило, что доходы
от  использования имущества, закрепленного за предприятием, остаются в
его распоряжении.
     Кроме  того,  Росморречфлот  и  ФГУП  считают, что арендная плата
после  уплаты  налогов не должна перечисляться в федеральный бюджет, а
должна учитываться в общих доходах предприятия.
     Минтранс  России считает, что законодательством (Бюджетный кодекс
Российской   Федерации,   Налоговый  кодекс  Российской  Федерации)  и
определением  Конституционного  суда Российской Федерации от 2 октября
2003  г.  N  384-О  предусмотрено  перечисление в бюджет сумм средств,
полученных  от сдачи государственного имущества в аренду, по нормативу
от  суммы,  оставшейся  после  уплаты  налогов и сборов, установленных
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Норматив на
2006 год составляет 100 процентов.
     Таким  образом,  арендная  плата после уплаты налогов должна быть
перечислена  в  бюджет. Реализация вышеуказанной схемы приведет ФГУП к
системным убыткам, что противоречит целям создания предприятия.
     Министерство   транспорта   Российской   Федерации   просит  дать
разъяснения по следующим вопросам:
     1.  Какова  методика  отражения в бухгалтерском и налоговом учете
поступлений  арендной  платы  при  определении  налоговой базы ФГУП по
налогу   на  добавленную  стоимость  и  налогу  на  прибыль  с  учетом
требований  глав  21  и  25  Налогового кодекса Российской Федерации и
специфики  определения  и  уплаты  в  бюджет  налога  на прибыль ФГУП,
имеющим  обособленные  подразделения  в  разных  субъектах  Российской
Федерации?
     2. Какими нормативными документами следует руководствоваться ФГУП
при  определении  и перечислении в федеральный бюджет части прибыли от
использования федерального имущества, сданного в аренду?
     3.  Является  ли  ФГУП  плательщиком  в федеральный бюджет других
платежей  от  использования  федерального  имущества  (арендной платы,
остающейся  после уплаты налогов, в 100%-ном размере), кроме как части
прибыли,   порядок   перечисления   которой  определен  постановлением
Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах
по   повышению  эффективности  использования  федерального  имущества,
закрепленного  в  хозяйственном  ведении  федеральных  государственных
унитарных предприятий"?

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел  ваше письмо от 25.08.2006 N ЕМ-15/5496 о налогообложении и
порядке  отражения в учете сумм арендной платы, получаемых Федеральным
государственным  унитарным  предприятием (ФГУП) при сдаче федерального
имущества в аренду, и в рамках своей компетенции сообщает.
     Как   следует   из   запроса,   ФГУП   осуществляет  операции  по
предоставлению  федерального  недвижимого имущества, переданного ему в
хозяйственное   ведение,  в  аренду  сторонним  организациям,  которые
перечисляют суммы арендной платы в федеральный бюджет.
     В  соответствии  со  статьей  113 Гражданского кодекса Российской
Федерации  имущество  государственного  или  муниципального унитарного
предприятия   находится,   соответственно,   в   государственной   или
муниципальной  собственности и принадлежит такому предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.
     Статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены
права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном
ведении.  Определено, в частности, что предприятие не вправе продавать
принадлежащее   ему   на   праве   хозяйственного  ведения  недвижимое
имущество,  сдавать  его в аренду или иным способом распоряжаться этим
имуществом  без  согласия  собственника.  Установлено, что собственник
имеет  право  на  получение  части прибыли от использования имущества,
находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
     Аналогичная  по  смыслу  норма  содержится  в  статье 17 "Порядок
реализации  собственником  имущества  унитарного  предприятия права на
получение   прибыли   от   использования   имущества,   принадлежащего
унитарному  предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О
государственных  и  муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того,
указанным  законом  установлено, что государственное или муниципальное
предприятие   перечисляет  в  соответствующий  бюджет  часть  прибыли,
остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных
платежей.
     В  соответствии  со  статьей  42  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации   к   неналоговым   доходам   от   использования  имущества,
находящегося   в   государственной  или  муниципальной  собственности,
учитываемым  в  доходах  бюджетов,  относятся,  в частности, средства,
получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное
владение   и  пользование  или  во  временное  пользование  имущества,
находящегося  в государственной или муниципальной собственности, после
уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и
сборах.
     Таким  образом,  законодательством  предусмотрено  перечисление в
бюджет    сумм   средств,   полученных   от   сдачи   государственного
(муниципального) имущества в аренду, по нормативу от суммы, оставшейся
после   уплаты   налогов  и  сборов,  установленных  законодательством
Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах.  Норматив  отчислений  в
федеральный бюджет от сумм доходов от сдачи государственного имущества
в    аренду,   остающихся   после   налогообложения   таких   доходов,
устанавливается  законом  о  федеральном  бюджете  на  соответствующий
финансовый год.
     При заключении договора аренды между организацией и ФГУП арендные
платежи     должны     уплачиваться    непосредственно    федеральному
государственному унитарному предприятию.
     В   соответствии   с  положениями  главы  25  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)  при  сдаче  в установленном
порядке   в  аренду  федерального  имущества,  находящегося  на  праве
хозяйственного  ведения, ФГУП обязано учитывать доходы в виде арендной
платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль
организаций в составе внереализационных доходов.
     Доходы от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по
налогу  на  прибыль  организации  наряду  со  всеми  другими  доходами
унитарного   предприятия,  учитываемыми  в  целях  налогообложения,  и
облагаются в общеустановленном порядке.
     При  этом,  такие доходы при определении налоговой базы по налогу
на   прибыль   организаций  могут  быть  уменьшены  ФГУП  на  расходы,
соответствующие критериям, предусмотренным статьей 252 Кодекса.
     Порядок  и  сроки перечисления в бюджет части прибыли, остающейся
после  налогообложения,  определены Правилами разработки и утверждения
программ   деятельности   и   определения  подлежащей  перечислению  в
федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных
предприятий,  утвержденными  постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  10.04.2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности
использования  федерального  имущества,  закрепленного в хозяйственном
ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
     Ответ по вопросу применения налога на добавленную стоимость будет
направлен в ваш адрес дополнительно.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов
Российской Федерации
                                                          А.И. Иванеев
26 октября 2006 г.
N 03-03-02/263