КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 13 ЯНВАРЯ 2000 Г.) ЗАКОН ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР 20 июня 1984 г. (ГДФС) Представлен Правовым Управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ по договору с агентством INTRALEX (в ред. - Закона Российской Федерации от 01.07.93 г. N 5304-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1231; Закона Российской Федерации от 16.07.93 г. N 5451-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313; Закона Российской Федерации от 27.08.93 г. N 5668-1 - "Российская газета" от 09.09.93 г.; Федерального закона от 27.01.95 г. N 10-ФЗ; Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ; Федерального закона от 07.03.95 г. N 28-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346; N 6, ст. 453; N 11, ст. 939; Федерального закона от 28.04.95 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1594; Федерального закона от 19.06.95 г. N 89-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; Федерального закона от 18.07.95 г. N 105-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2861; Федерального закона от 18.07.95 г. N 109-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865; Федерального закона от 19.07.95 г. N 110-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2866; Федерального закона от 19.07.95 г. N 113-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2869; Федерального закона от 20.12.95 г. N 203-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 52, ст. 5111; Федерального закона от 02.01.96 г. N 2-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; Федерального закона от 27.05.96 г. N 56-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2593; Федерального закона от 15.06.96 г. N 73-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; Федерального закона от 30.07.96 г. N 103-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 32, ст. 3843; Федерального закона от 06.08.96 г. N 108-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 3964; Федерального закона от 26.11.96 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5496; Федерального закона от 20.01.97 г. N 20-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 4, ст. 487; Федерального закона от 29.01.97 г. N 24-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 612; Федерального закона от 07.03.97 г. N 46-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 10, ст. 1119; Федерального закона от 13.03.97 г. N 49-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1239; Федерального закона от 03.04.97 г. N 67-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 14, ст. 1603; Федерального закона от 10.06.97 г. N 88-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 24, ст. 2731; Федерального закона от 28.06.97 г. N 93-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2654; Федерального закона от 14.07.97 г. N 99-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3500; Федерального закона от 19.07.97 г. N 108-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3509; статьи 73 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.98 г. N 73-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2069; Федерального закона от 25.06.98 г. N 91-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3011; Федерального закона от 24.07.98 г. N 127-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3805; Федерального закона от 30.01.98 г. N 20-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 5, ст. 603; Федерального закона от 07.03.99 г. N 47-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1164; Федерального закона от 30.03.99 г. N 53-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1651; Федерального закона от 14.04.99 г. N 78-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 16, ст. 1936; Федерального закона от 30.12.99 г. N 224-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 7; Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N , ст. ) (См. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.98 г. N 8-П - Собрание законодательства, 1998, N 12, ст. 1458) Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи законодательства РСФСР об административных правонарушениях Законодательство РСФСР об административных правонарушениях имеет задачей охрану общественного строя СССР, социалистической собственности, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления, государственного и общественного порядка, укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции СССР, Конституции РСФСР и советских законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам социалистического общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом. Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР об административных правонарушениях Законодательство Союза ССР и РСФСР об административных правонарушениях состоит из Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, определяющих принципы и устанавливающих общие положения этого законодательства, и издаваемых в соответствии с ними законодательных актов СССР и постановлений Совета Министров СССР, настоящего Кодекса и иных законодательных актов РСФСР и постановлений Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР, постановления Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях до включения их в установленном порядке в настоящий Кодекс применяются на территории РСФСР непосредственно. Положения настоящего Кодекса распространяются и на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в настоящий Кодекс. Статья 3. Компетенция Союза ССР в области законодательства об административных правонарушениях В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях ведению Союза ССР в области законодательства об административных правонарушениях подлежат: определение принципов и установление общих положений законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях; установление административной ответственности за нарушение правил: по стандартизации и качеству продукции; выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими; учета и статистики; безопасности движения и пользования средствами железнодорожного, воздушного, морского и трубопроводного транспорта; воинского учета; режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима (в части режима территориальных и внутренних вод Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов); паспортной системы; правил приобретения, хранения и использования оружия, взрывчатых, радиоактивных веществ и других объектов разрешительной системы; правил по охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней; таможенных правил и правил по борьбе с контрабандой; правил обращения валюты; правил пребывания в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства (в ред. - Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453); определение, в случае необходимости, порядка рассмотрения дел об отдельных видах административных правонарушений, ответственность за которые устанавливается законодательством Союза ССР. Ведению Союза ССР подлежит также законодательство об административных правонарушениях и по другим вопросам, имеющим общесоюзное значение (в ред. Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 3, ст. 97.). Статья 4. Компетенция РСФСР в области законодательства об административных правонарушениях Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики подлежат: законодательство об административных правонарушениях по вопросам, не относящимся к ведению Союза ССР; установление круга вопросов, по которым местные Советы народных депутатов, кроме поселковых и сельских, могут принимать в пределах, определяемых законодательными актами, решения, за нарушение которых предусматривается административная ответственность. Статья 5. Компетенция АССР в области законодательства об административных правонарушениях Ведению автономной республики в области законодательства об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР подлежат: установление административной ответственности по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; установление правил, за нарушение которых наступает административная ответственность по статьям 85, 101, статье 111-2, частям второй и третьей статьи 111-3, статьям 111-4, 112-1 (в части судов, поднадзорных государственным инспекциям по маломерным судам, и баз (сооружений) для их стоянок), статьям 144, 149 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341). Статья 6. Полномочия местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов в области административных правонарушений Краевые, областные, Московский, Ленинградский городские Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов в пределах, определяемых законодательными актами, могут: принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статьям 85, 101, 144, 149 настоящего Кодекса. Устанавливать (кроме Советов народных депутатов автономных округов) также правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 111-2, частям второй и третьей статьи 111-3, статьям 111-4 и 112-1 (в части судов, поднадзорных государственным инспекциям по маломерным судам, и баз (сооружений) для их стоянок) настоящего Кодекса. Районные, городские, районные в городах Советы народных депутатов в пределах, определяемых законодательными актами, могут: принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 101 настоящего Кодекса. Исполнительные комитеты краевых, областных, Московского, Ленинградского городских Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, а также устанавливать в пределах их компетенции правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 101 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341). Статья 7. Предупреждение административных правонарушений Государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на воспитание граждан в духе высокой сознательности и дисциплины, строгого соблюдения советских законов. Советы народных депутатов, обеспечивая в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, координируют на своей территории работу всех государственных и общественных органов по предупреждению административных правонарушений, руководят деятельностью органов внутренних дел, административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и других подотчетных им органов, призванных вести борьбу с административными правонарушениями. Статья 8. Обеспечение социалистической законности при применении мер воздействия за административные правонарушения Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения социалистической законности. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством. Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами. Статья 9. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении. Раздел II АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 2 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Статья 10. Понятие административного правонарушения Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Статья 11. Совершение административного правонарушения умышленно Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Статья 12. Совершение административного правонарушения по неосторожности Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Статья 13. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Статья 14. Ответственность несовершеннолетних К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР. В случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 49, 114-122, 148, 158, 159, 165, 165-8, 172-175, 183, 183-1, 183-2, 183-3 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя дела в отношении указанных лиц (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 165 настоящего Кодекса) могут быть переданы, а предусмотренные статьей 49 настоящего Кодекса, как правило, подлежат передаче на рассмотрение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних (в ред. - Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). Несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут подлежать административной ответственности на общих основаниях и в других случаях, прямо предусмотренных законодательными актами СССР. Статья 15. Ответственность должностных лиц Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Статья 16. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами (в ред. - Федерального закона от 27.01.95 г. N 10-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346; Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях. В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей следующих административных правонарушений: работники железнодорожного транспорта - нарушений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи 103, статьями 104, 104-1 и частью первой статьи 126 настоящего Кодекса; работники морского транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 104-1, 109, 109-1, 110 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса; работники речного транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 104-1, 110-111-3 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса; работники гражданской авиации - нарушений, предусмотренных статьями 105-108 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. и Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 3, ст. 97). Статья 17. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства Находящиеся на территории РСФСР иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами СССР. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РСФСР иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам СССР пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Союза ССР и РСФСР, разрешается дипломатическим путем. Физические лица иностранных государств и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, подлежат административной ответственности на общих основаниях с физическими лицами Российской Федерации (часть вторая введена Федеральным законом от 27.05.96 г. N 56-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2593; с изменениями в ред. Федерального закона от 30.03.99 г. N 53-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1651). Статья 18. Крайняя необходимость Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Статья 19. Необходимая оборона Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Статья 20. Невменяемость Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Статья 21. Передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия. В отношении лиц, освобожденных по указанным в части первой настоящей статьи основаниям от административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 117, 120, 124, 147, 151, 160-163 настоящего Кодекса, материалы могут быть также переданы на рассмотрение комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях. О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьями 49, 117, 120, 124, 147, 151, 153, 158, 160-163 настоящего Кодекса, администрация, комиссия по борьбе с пьянством, образованная на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, товарищеский суд или общественная организация обязаны в десятидневный срок сообщить органу (должностному лицу), направившему материал (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398). Статья 22. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Глава 3 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ Статья 23. Цели административного взыскания Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Статья 24. Виды административных взысканий За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств) (в ред. - Федерального закона от 06.08.96 г. N 108-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 3964); 6) исправительные работы; 7) административный арест; 8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (в ред. - Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). Административные взыскания, перечисленные в пунктах 3-6, 8 настоящей статьи, могут быть установлены только законодательными актами Союза ССР и РСФСР, а административный арест - только законодательными актами СССР. В исключительных случаях, определяемых законодательными актами СССР, административный арест может устанавливаться и законодательными актами РСФСР (в ред. - Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). Законодательными актами Союза ССР и РСФСР могут быть установлены и иные, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий в соответствии с принципами и общими положениями Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. (Часть четвертая статьи исключена (в ред. - Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). Статья 25. Основные и дополнительные административные взыскания Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания, указанные в части первой статьи 24 настоящего Кодекса, могут применяться только в качестве основных (в ред. - Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Статья 26. Предупреждение Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, N 15, ст. 369). Статья 27. Штраф Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - минимальный размер оплаты труда) на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере, чем предусматривается в части второй настоящей статьи. (В ред. - Закона Российской Федерации от 01.07.93 г. N 5304-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1231). Статья 28. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Статья 29. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами СССР. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398). Статья 30. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (в ред. Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 3, ст. 97.). Статья 31. Исправительные работы Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей). Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР. Статья 32. Административный арест Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом (народным судьей). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. Статья 32-1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации (в ред. - Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). Глава 4 НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ Статья 33. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, настоящим Кодексом и другими актами об административных правонарушениях. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Статья 34. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) чистосердечное раскаяние виновного; 2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве. Статья 35. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; 3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; 4) совершение правонарушения группой лиц; 5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим. Статья 36. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Статья 37. Исчисление сроков административного взыскания Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - месяцами или днями, лишения специального права - годами, месяцами или днями. Статья 38. Сроки наложения административного взыскания Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Указанные в настоящей статье сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса СССР. Статья 39. Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Статья 40. Возложение обязанности возместить причиненный ущерб Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, исполнительный комитет поселкового, сельского Совета народных депутатов, комиссия по делам несовершеннолетних, народный судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает пятидесяти рублей, а районный (городской) народный суд - независимо от размера ущерба. В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства. II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Глава 5 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ (Название главы в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 января 1990 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1990, N 1, ст. 3). Статья 40-1. Нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума Нарушение членом избирательной комиссии, комиссии референдума права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, а равно нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, а равно отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума - влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (статья 40-1 в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1, N, ст. ). Статья 40-2. Вмешательство в работу избирательных комиссий, комиссий референдума Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей и по иным вопросам исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (статья 40-2 в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1, N, ст. ). Статья 40-3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции и связанного с обеспечением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (статья 40-3 в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1, N, ст. ). Статья 40-4. Нарушение порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума или списков избирателей, участников референдума Нарушение установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума или списков избирателей, участников референдума должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (статья 40-4 в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1, N, ст.). Статья 40-5. Нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов Нарушение средством массовой информации установленного законодательством о выборах и референдумах порядка опубликования документов и другой информации, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, - влечет наложение штрафа на главного редактора средства массовой информации, иное ответственное лицо в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (статья 40-5 в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1, N, ст.). Статья 40-6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, представителя средства массовой информации Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, представителя средства массовой информации, включая право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 28.04.95 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1594; в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме Отказ администрации (работодателя) предоставить предусмотренный законом отпуск для проведения агитационной и иной предусмотренной законодательством о выборах и референдумах деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), а равно отказ администрации (работодателя) освободить в установленном законом порядке от работы члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума - влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 28.04.95 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1594; в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-8. Нарушение правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание Нарушение предусмотренных законом правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, а равно оказание предпочтения в информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, какому-либо кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 28.04.95 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1594; в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-9. Нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах правил рекламирования коммерческой деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иных лиц и организаций, на рекламирование коммерческой деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные указанным законодательством, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 28.04.95 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1594; в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-10. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период, когда ее проведение запрещено федеральным законом, или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 28.04.95 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1594; в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-11. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 28.04.95 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1594; в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-12. Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума агитационных печатных, аудиовизуальных материалов без письменного подтверждения согласия соответствующего зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, а равно изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, не содержащих установленной законом информации об их тираже и о дате выпуска, о наименовании и об адресе организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего агитационные печатные, аудиовизуальные материалы, о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавшего изготовление этих агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, а равно изготовление агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно или неполно, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десятки до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 28.04.95 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1594; в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-13. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации Обнародование (опубликование) в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при отсутствии либо непредоставлении зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации в тех же теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, или в тех же периодических печатных изданиях опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 28.04.95 г. N 66-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1594; в ред. - Федерального закона от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-14. Умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму Умышленное уничтожение, повреждение информационных или агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а равно нанесение надписей или изображений на информационные или агитационные печатные материалы - влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-15. Нарушение установленного законом права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума Нарушение установленного законом права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-16. Подкуп избирателей, участников референдума, осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах Вручение кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами по проведению референдума, уполномоченными представителями и доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иными организациями или лицами, прямо или косвенно участвующими в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров, а равно безвозмездное или на льготных условиях оказание избирателям, участникам референдума услуг, вознаграждение избирателей, участников референдума, принимавших участие в избирательной кампании, подготовке и проведении референдума, предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, в зависимости от итогов голосования, а равно осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах - влечет наложение штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума Непредоставление кандидатом, зарегистрированным кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума, кредитным учреждением в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах поступлений (пожертвований) в избирательный фонд, фонд референдума и обо всех произведенных затратах на проведение выборов, референдума, либо предоставление неполного отчета, либо неполное предоставление таких сведений, либо предоставление недостоверных отчета, сведений - влечет наложение штрафа на кандидата, зарегистрированного кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, на руководителя избирательного объединения, руководителей избирательных объединений, входящих (входивших) в избирательный блок, уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, должностное лицо кредитного учреждения в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Непредоставление в установленный законом срок либо неполное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума или финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков - влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-18. Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума Использование денежных средств помимо собственного избирательного фонда, фонда референдума, а равно использование денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума от организаций и лиц, принятие пожертвований от которых запрещено законом, а равно превышение установленных законом предельных сумм расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда референдума, а равно расходование средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законом цели - влечет наложение штрафа на кандидата, зарегистрированного кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, на руководителя избирательного объединения, руководителей избирательных объединений, входящих (входивших) в избирательный блок, уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума в сумме, равной трехкратному размеру незаконно использованных денежных средств (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-19. Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума Использование в целях проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума помимо средств избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, а также анонимной материальной поддержки - влечет наложение штрафа на кандидата, зарегистрированного кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на руководителя избирательного объединения, избирательного блока, руководителей избирательных объединений, входящих (входивших) в избирательный блок, уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-20. Финансирование избирательной кампании, подготовки и проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов референдума, оказание иной запрещенной законом материальной поддержки Оказание финансовой или иной материальной поддержки избирательной кампании кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума помимо их избирательных фондов, фондов референдума - влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума Перечисление с нарушением установленных законом сроков федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями на перечисление средств, кредитным учреждением, отделением связи, избирательной комиссией, комиссией референдума средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-22. Изготовление неучтенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме Изготовление неучтенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, а равно сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-23. Незаконная выдача гражданам избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума, иным лицом гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, а равно выдача (передача) гражданину заполненного избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме - влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 40-24. Непредоставление сведений об итогах голосования Непредоставление в установленный законодательством о выборах и референдумах срок председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования - влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. То же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений или неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования - влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Нарушение, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное председателем окружной избирательной комиссии, а равно нарушение им сроков направления сведений или неполное предоставление сведений об итогах голосования, о результатах выборов в средства массовой информации для опубликования - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Нарушение, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное председателем избирательной комиссии, комиссии референдума субъекта Российской Федерации, - влечет наложение штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда. Нарушение, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, - влечет наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (статья введена Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 4-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N, ст.). Статья 41. Нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда Нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда - влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда (в ред. - Федерального закона от 18.07.95 г. N 109-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865). Статья 41-1. Ответственность за уклонение от участия в переговорах по коллективному договору, соглашению Уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения или нарушение сроков проведения указанных переговоров, необеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки - влекут наложение штрафа на лиц, уполномоченных на ведение переговоров, в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 18.07.95 г. N 109-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865). Статья 41-2. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения - влечет наложение штрафа на лиц, уполномоченных заключить коллективный договор, соглашение, в размере до ста минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 18.07.95 г. N 109-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865). Статья 41-3. Ответственность за невыполнение или нарушение коллективного договора, соглашения Невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению - влечет наложение штрафа на лиц, виновных в невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, в размере до ста минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 18.07.95 г. N 109-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865). Статья 41-4. Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, - влечет наложение штрафа на лиц, виновных в непредоставлении информации, в размере до трех минимальных размеров оплаты труда (введена Федеральным законом от 18.07.95 г. N 109-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865). Статья 41-5. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение Непредоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (статья 41-5 введена Федеральным законом от 10.06.97 г. N 88-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 24, ст. 2731). Статья 42. Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (См. сноску) Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (кроме правил и норм по охране атмосферного воздуха) - влечет наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и на должностных лиц - до пятидесяти рублей. ---------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 43. Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте (См. сноску) Нарушение установленных на железнодорожном, морском и речном транспорте санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил - влечет наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и на должностных лиц - от десяти до пятидесяти рублей. Нарушение установленных на воздушном транспорте санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил - влечет наложение штрафа на граждан в размере до тридцати рублей и на должностных лиц - от десяти до пятидесяти рублей (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341). --------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 44. Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача (См. сноску) Незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах - влечет наложение штрафа в размере до ста рублей либо исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в исключительных случаях, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до пятнадцати суток. Примечание. Лицо, добровольно сдавшее имевшееся у него в небольших размерах наркотическое средство, которое оно приобрело или хранило без цели сбыта, освобождается от административной ответственности за действия, предусмотренные настоящей статьей (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. и Закона РСФСР от 5 декабря 1991 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 27, ст. 961; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 52, ст. 1867). ----------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 45. Сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения (См. сноску) Сокрытие больными венерическим заболеванием источника заражения, а также лиц, имевших с ними контакты, создающие опасность заражения венерической болезнью, - влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей. ------------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Глава 6 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ СОБСТВЕННОСТЬ Статья 46. Нарушение права государственной собственности на недра (См. сноску) Самовольное пользование недрами, совершение сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на недра, - влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных лиц - до ста рублей. ----------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 46-1. Самовольная добыча янтаря Самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде, - влекут наложение штрафа в размере от трех до десяти ставок минимальной заработной платы, установленной законодательством, с конфискацией незаконно добытого (введена Законом Российской Федерации от 18 марта 1992 г. - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 894). Статья 47. Нарушение права государственной собственности на воды (См. сноску) Самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступка права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды, - влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных лиц - до ста рублей. ---------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 48. Нарушение права государственной собственности на леса (См. сноску) Самовольная переуступка права лесопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на леса, - влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных лиц - до ста рублей. ----------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 48-1. Нарушение права государственной собственности на животный мир (См. сноску) Самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на животный мир, а равно самовольное пользование объектами животного мира, на пользование которыми требуется получение разрешения, - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - до ста рублей (введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398). ------------------ Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 49. Мелкое хищение чужого имущества Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты - влечет наложение штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда. Примечание. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации (в ред. - Федерального закона от 30.01.98 г. N 20-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 5, ст. 603). Статья 49-1. Уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям (См. сноску) Уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям, лица, обязанного по приговору или решению суда возместить такой ущерб, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей или исправительные работы на срок до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка (введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 23, ст. 638). ------------------ Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 49-2. Нарушение правил закупки, хранения или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна для федеральных государственных нужд (федерального фонда) и региональных государственных нужд (региональных фондов) Нарушение правил закупки, хранения или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна для федеральных государственных нужд (федерального фонда) и региональных государственных нужд (региональных фондов) - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (статья 49-2 введена Федеральным законом от 07.03.99 г. N 47-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1164). Глава 7 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 50. Бесхозяйственное использование земель (См. сноску) Бесхозяйственное использование земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей. -------------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 51. Порча сельскохозяйственных и других земель (См. сноску) Порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их производственными и иными отходами и сточными водами - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей. ------------------ Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 52. Несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (См. сноску) Несвоевременный возврат временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению, - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до пятидесяти рублей. ----------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 53. Самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (См. сноску) Отступление без надлежащего разрешения от утвержденных в установленном порядке проектов внутрихозяйственного землеустройства - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до пятидесяти рублей. ----------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 54. Уничтожение межевых знаков (См. сноску) Уничтожение гражданами межевых знаков границ землепользований - влечет наложение штрафа в размере до десяти рублей. ----------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 55. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (См. сноску) Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, невыполнение правил охраны недр и требований по охране окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков - влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных лиц - до ста рублей. Выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при добыче, порча месторождений полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей. Утрата маркшейдерской документации, невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервации - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей. ---------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 56. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (См. сноску) Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений, - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей. ----------------- Сноска - Санкция статьи применяется с учетом Закона Российской Федерации от 14.07.92 г. N 3293-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1970 Статья 56-1. Незаконная выдача лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации (наименование статьи в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 53-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1651) Незаконная выдача лицензии на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, а также незаконная выдача лицензии (разрешения) на разведку и промысел живых ресурсов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, разведку и разработку неживых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (в ред. - Федерального закона от 30.03.99 г. N 53-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1651). Незаконная выдача разрешения на проведение буровых работ, создание искусственных островов, установок и сооружений, прокладку подводных кабелей или трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, а также проведение ресурсных или морских научных исследований, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации - влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда (в ред. - Федерального закона от |