к ответственности за нарушение таможенных правил, а также его адвоката и представителя при назначении экспертизы После окончания производства по делу о нарушении таможенных правил лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, а при рассмотрении такого дела также адвокат либо осуществляющий юридическую помощь представитель указанного лица вправе ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта, а также ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы. Лица, названные в части первой настоящей статьи, также имеют право: заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; представлять дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; присутствовать с разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту. В случаях удовлетворения таких ходатайств должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, соответственно изменяет или дополняет свое постановление о назначении экспертизы, поручает проведение экспертизы другому эксперту, а если имеются основания, предусмотренные частями шестой и седьмой статьи 326 настоящего Кодекса, назначает дополнительную или повторную экспертизу. При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, выносит мотивированное постановление, с которым вправе ознакомиться лицо, подавшее ходатайство, либо мотивы такого отказа излагаются в постановлении о наложении взыскания за нарушение таможенных правил. Статья 349. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве по делу о нарушении таможенных правил При производстве конкретных процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил, а также в случаях, предусмотренных статьями 330 и 331 настоящего Кодекса, составляются протоколы по формам, устанавливаемым Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Протокол составляется должностным лицом таможенного органа Российской Федерации как в ходе проведения конкретных процессуальных действий, так и непосредственно после их окончания. В протоколе указываются: его наименование; место и дата производства конкретного процессуального действия либо действия, предусмотренного статьями 330 и 331 настоящего Кодекса; время начала и окончания действия; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в указанном действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком; содержание действия, последовательность его проведения; выявленные при этом существенные для дела факты и обстоятельства. Если при производстве конкретного процессуального действия или действия, предусмотренного статьями 330 и 331 настоящего Кодекса, применялись фото- и киносъемка, видеозапись, звукозапись, использовались технические средства, то в протоколе об этом должно быть указано, а также отмечено, что перед использованием технических средств об этом были уведомлены лица, участвовавшие в производстве указанных действий. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к нему. Протокол подписывается составившим его должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, а также другими лицами, которые участвовали в производстве действия или присутствовали при его проведении. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и фонограммы, схемы, планы, чертежи, выполненные при производстве действия. В необходимых случаях установленная Государственным таможенным комитетом Российской Федерации форма протокола может быть заменена на произвольную форму. Протоколы произвольной формы должны быть составлены в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Статья 350. Обязательность вручения копии протокола Копия протокола о доставлении лица в таможенный орган Российской Федерации вручается под расписку доставленному лицу. Копия протокола административного задержания вручается под расписку лицу, подвергнутому административному задержанию. Копия протокола процессуального действия вручается под расписку или высылается физическому лицу, должностному лицу, руководителю или заместителю руководителя либо иным работникам предприятия, учреждения или организации, а также лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, у которых: проведено изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов; наложен арест на товары, транспортные средства и иное имущество; проведено таможенное обследование территории, помещений или принадлежащих им транспортных средств. Статья 351. Дополнительные требования, предъявляемые к протоколу опроса Если опрашиваемое лицо не хочет или не может собственноручно изложить свои объяснения по существу дела либо если должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, считает это необходимым, устные объяснения опрашиваемого лица заносятся в протокол, составляемый указанным должностным лицом. Объяснения опрашиваемого лица заносятся в протокол от первого лица и по возможности дословно. В необходимых случаях записываются заданные опрашиваемому лицу вопросы и его ответы. В протоколе опроса свидетеля, достигшего шестнадцатилетнего возраста, делается отметка, что свидетель предупрежден об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений, что удостоверяется подписью свидетеля. Такая отметка не делается в протоколе опроса свидетеля, если он является супругом или близким родственником лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. Если опрос производился с участием переводчика или специалиста, то в протоколе указывается, что переводчику либо специалисту разъяснены его права и обязанности. Если опрашивается физическое лицо, должностное лицо или лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, либо руководитель или заместитель руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, в протоколе указывается, что опрашиваемому лицу разъяснены его права на отвод специалиста, а также должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело, и отмечаются поступившие в связи с этим заявления опрашиваемого лица. По окончании опроса опрашиваемый знакомится с содержанием протокола и своей подписью удостоверяет правильность объяснений, изложенных им собственноручно, а также правильность записи объяснений, данных им устно. Опрашиваемый вправе требовать дополнения или изменения записи его устных объяснений. Такие дополнения или изменения вносятся в протокол. Если протокол составлен на нескольких страницах, опрашиваемый подписывает каждую страницу отдельно и протокол в целом. Присутствующие при опросе лица вправе знакомиться с протоколом опроса. Эти лица своей подписью подтверждают правильность записи устных объяснений опрашиваемого, а при наличии замечаний в отношении правильности и полноты такой записи излагают свои замечания собственноручно. В случае, если опрос производился с участием переводчика, специалиста или законного представителя физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, все эти лица подписывают протокол в целом, а переводчик подписывает также и каждую страницу протокола опроса, если он составлен на нескольких страницах. Опрашиваемый, который пользовался помощью переводчика, своей подписью в конце протокола подтверждает, что сделанный ему в устной форме перевод протокола соответствует данным им объяснениям. Если протокол опроса был переведен на другой язык в письменном виде, то переведенный протокол в целом и каждая его страница в отдельности должны быть подписаны переводчиком и опрашиваемым лицом. Статья 352. Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола Если лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, свидетель или другое лицо отказывается подписать протокол процессуального действия, в котором он принимал участие, либо протоколы, предусмотренные статьями 330 и 331 настоящего Кодекса, об этом делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа Российской Федерации, составившего протокол, а также подписями понятых, если они присутствовали при проведении процессуального действия. Отказавшемуся подписать протокол должна быть предоставлена возможность изложить мотивы своего отказа от подписания, которые заносятся в протокол либо приобщаются к нему. Если одно из лиц, указанных в части первой настоящей статьи, в силу физических недостатков или по другим причинам лишено возможности подписать протокол процессуального действия или протоколы, предусмотренные статьями 330 и 331 настоящего Кодекса, об этом делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа Российской Федерации, составившего протокол, и подписями понятых, если они присутствовали при проведении процессуального действия. Если лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, или свидетель не могут по причинам, названным в части третьей настоящей статьи, подписать протокол опроса, приглашается постороннее лицо, не заинтересованное в исходе дела, которое с согласия опрашиваемого лица удостоверяет своей подписью правильность записи его объяснений. Глава 46. ИЗДЕРЖКИ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ Статья 353. Издержки по делу о нарушении таможенных правил Издержки по делу о нарушении таможенных правил состоят: из сумм, выплачиваемых свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым; из сумм, израсходованных в связи с проведением ревизии, проверки и инвентаризации; из сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств; из иных расходов, понесенных таможенным органом Российской Федерации при производстве по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрении. Статья 354. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым Свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в таможенный орган Российской Федерации расходы на проезд, наем помещения и выплачиваются суточные. Эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению таможенного органа Российской Федерации, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей. За рабочими и служащими, вызываемыми в таможенный орган Российской Федерации в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, сохраняется за время их отсутствия в связи с явкой в таможенный орган Российской Федерации средняя месячная оплата труда по месту работы. Лица, не являющиеся рабочими и служащими, за отвлечение их от работы или обычных занятий получают денежное вознаграждение. Суммы, причитающиеся свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым, выплачиваются таможенным органом Российской Федерации по выполнении ими своих обязанностей. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются законодательством Российской Федерации. В случае вызова в качестве свидетеля, эксперта, специалиста для участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении лица, не проживающего или не находящегося на территории Российской Федерации, ему возмещаются расходы в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. На основании постановления начальника таможенного органа Российской Федерации или лица, его замещающего, лица, указанные в части шестой настоящей статьи, вправе оплачивать проживание на территории Российской Федерации и проезд по ее территории на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Статья 355. Возмещение издержек по делу о нарушении таможенных правил Издержки по делу о нарушении таможенных правил возлагаются на лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении взыскания, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета. При освобождении лица от ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 240 настоящего Кодекса, таможенный орган Российской Федерации, должностное лицо которого рассматривало дело о нарушении таможенных правил, вправе взыскать с правонарушителя издержки, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Если по делу о нарушении таможенных правил наложено взыскание на нескольких лиц, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело, определяет, в каком размере должны быть возложены издержки на каждого из них. В случае прекращения производства по делу о нарушении таможенных правил по основаниям, предусмотренным статьей 291 настоящего Кодекса (кроме случая, указанного в пункте 11 этой статьи), образовавшиеся издержки, а равно издержки, подлежащие взысканию с лица, признанного несостоятельным либо объявившего себя несостоятельным, а также издержки, связанные с выплатой сумм переводчику, относятся на счет федерального бюджета. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, а также должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее это дело, обязаны собрать и приобщить к делу документы, определяющие размеры издержек по делу. Глава 47. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ НА РАССМОТРЕНИЕ Статья 356. Направление дела о нарушении таможенных правил на рассмотрение Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, по окончании производства по делу передает материалы дела начальнику этого органа или его заместителю, а должностное лицо Государственного таможенного комитета Российской Федерации - уполномоченному должностному лицу этого комитета не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока наложения взыскания в отношении физического лица или должностного лица и не позднее месяца - в отношении предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Статья 357. Прекращение производства по делу о нарушении таможенных правил до передачи дела на рассмотрение При прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил в случаях, предусмотренных статьей 291 настоящего Кодекса, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве которого находилось дело о нарушении таможенных правил, выносит постановление, в котором излагаются существо дела, основания прекращения производства по этому делу и решается вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, документах и иных предметах, об имуществе, на которое наложен арест, о предмете залога либо о гарантии, вещественных доказательствах, а также об издержках по делу о нарушении таможенных правил. Такое постановление вступает в силу после его утверждения начальником этого таможенного органа Российской Федерации или его заместителем. Копия постановления о прекращении производства по делу в трехдневный срок со дня его вступления в силу вручается или высылается лицу, в отношении которого велось производство по делу, его представителю либо другим заинтересованным лицам в случае смерти физического лица либо ликвидации предприятия, учреждения или организации. Глава 48. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ Статья 358. Таможенные органы Российской Федерации, правомочные рассматривать дело о нарушении таможенных правил Дело о нарушении таможенных правил в случае привлечения к ответственности физического лица рассматривается таможенным органом Российской Федерации, должностное лицо которого вело производство по этому делу. Дело о нарушении таможенных правил в случае привлечения к ответственности должностного лица, предприятия, учреждения, организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, рассматривается таможней Российской Федерации, должностное лицо которой либо должностное лицо нижестоящего по отношению к которой таможенного поста Российской Федерации вело производство по этому делу. При необходимости таможня Российской Федерации может также принять к своему рассмотрению дело о нарушении таможенных правил в случае привлечения к ответственности физического лица, если производство по этому делу вело должностное лицо нижестоящего таможенного поста Российской Федерации. Региональное таможенное управление Российской Федерации может принять к своему рассмотрению любое дело, производство по которому вело должностное лицо таможенного органа данного региона, либо передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган региона с тем, однако, чтобы дела в отношении должностного лица, предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, рассматривались таможней Российской Федерации. Государственный таможенный комитет Российской Федерации может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, совершенном на территории Российской Федерации, либо передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган Российской Федерации с тем, однако, чтобы дела в отношении должностного лица, предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, рассматривались таможенным органом Российской Федерации не ниже таможни Российской Федерации. Статья 359. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации, правомочные рассматривать дело о нарушении таможенных правил Дело о нарушении таможенных правил рассматривается от имени Государственного таможенного комитета Российской Федерации уполномоченным должностным лицом этого комитета, а от имени иных таможенных органов Российской Федерации - их начальниками либо их заместителями. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, правомочное рассматривать дело о нарушении таможенных правил, получив на рассмотрение материалы дела, предварительно разрешает следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; соответствуют ли требованиям настоящего Кодекса протоколы и другие материалы дела о нарушении таможенных правил; не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение дела; достаточно ли собранных по делу материалов для его рассмотрения по существу и не подлежит ли оно возвращению для дополнительного производства; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; приняты ли меры по обеспечению взыскания штрафа, стоимости товаров и транспортных средств и их возможной конфискации; о ходатайствах лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя. Статья 360. Возвращение дела о нарушении таможенных правил для дополнительного производства Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, получив для рассмотрения дело о нарушении таможенных правил, возвращает это дело для дополнительного производства в случаях неполноты производства по делу, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, или наличия иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу. Решение о возвращении дела, принятое до его рассмотрения, составляется в письменной форме и направляется таможенному органу Российской Федерации либо должностному лицу таможенного органа Российской Федерации, которым поручается проведение дополнительного производства. Статья 361. Сроки рассмотрения дела о нарушении таможенных правил Дело о нарушении таможенных правил, совершенном физическим лицом, рассматривается в пятнадцатидневный срок, дело о нарушении таможенных правил, совершенном должностным лицом или иными лицами, - в месячный срок со дня получения правомочным должностным лицом таможенного органа Российской Федерации материалов, необходимых для разрешения дела. В случае поступления ходатайства от лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя о переносе даты рассмотрения дела срок, указанный в части первой настоящей статьи, может быть продлен должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, правомочным рассматривать данное дело, но в пределах общего срока наложения взыскания за нарушение таможенных правил, предусмотренного статьей 247 настоящего Кодекса. Статья 362. Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, приступив к рассмотрению дела о нарушении таможенных правил: объявляет, кто его рассматривает, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какой статьи настоящего Кодекса привлекается к ответственности; удостоверяется в явке лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их адвокатов или представителей либо исследует причины их неявки; принимает решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц или об отложении рассмотрения; устанавливает личность лица, привлекаемого к ответственности, и проверяет полномочия других лиц; разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; решает вопрос о приглашении переводчика; разрешает заявленные отводы и ходатайства. После этого должностное лицо таможенного органа Российской Федерации оглашает протокол о нарушении таможенных правил. Лицо, привлекаемое к ответственности, руководитель или заместитель руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их адвокаты или представители вправе ознакомиться со всеми материалами дела, представить предметы и документы, если они могут быть доказательствами по делу. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации рассматривает обстоятельства совершения нарушения таможенных правил, исследует доказательства по делу, заслушивает дополнительные объяснения лица, привлекаемого к ответственности, руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их адвокатов или представителей по существу рассматриваемого правонарушения. В необходимых случаях должностное лицо таможенного органа Российской Федерации назначает проведение экспертиз и проводит другие процессуальные действия с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом. Статья 363. Присутствие лица, привлекаемого к ответственности, руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил Дело о нарушении таможенных правил рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности , руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их адвокатов либо представителей. Таможенный орган Российской Федерации уведомляет лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, о месте и времени рассмотрения дела путем направления письменного извещения либо отметки в протоколе о нарушении таможенных правил, который вручается или высылается указанному лицу. В отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их адвокатов или представителей дело может быть рассмотрено только в случаях, когда имеются данные о своевременном извещении такого лица о месте и времени рассмотрения дела, но от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо данные о том, что ко времени рассмотрения дела лицо находится вне пределов Российской Федерации, а также в случаях, когда лицо, могущее быть привлеченным к ответственности за нарушение таможенных правил, не установлено, и в случаях нарушения таможенных правил при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях. Статья 364. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил обязано выяснить: было ли совершено нарушение таможенных правил; виновно ли физическое лицо или должностное лицо, привлекаемое к ответственности, в его совершении; подлежит ли лицо ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение таможенных правил; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Статья 365. Постановление таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушении таможенных правил Рассмотрев дело о нарушении таможенных правил, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации выносит одно из следующих постановлений: 1) о наложении взыскания; 2) о прекращении производства по делу; 3) о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации; 4) о направлении материалов в другие правоохранительные органы Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации; 5) о возвращении дела для дополнительного производства. Постановление о прекращении производства по делу выносится при освобождении правонарушителя от ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в случаях, когда при подготовке дела к рассмотрению или при рассмотрении дела выявлены признаки контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации. Постановление о направлении без возбуждения уголовного дела материалов, в которых усматриваются признаки контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, в другие правоохранительные органы Российской Федерации выносится в случае, когда органы предварительного следствия или прокурор затребуют эти материалы для рассмотрения по существу, а также в случае, когда нет необходимости в производстве неотложных следственных действий. Постановление о возвращении дела о нарушении таможенных правил для дополнительного производства выносится в случаях, предусмотренных частью первой статьи 360 настоящего Кодекса. Постановление по делу о нарушении таможенных правил должно содержать: наименование таможенного органа Российской Федерации, от имени которого вынесено постановление; должность, фамилию, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление; сведения о дате и месте рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривалось дело, если это лицо установлено; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на статью настоящего Кодекса, предусматривающую ответственность за совершенное нарушение таможенных правил; принятое по делу решение; сведения о сроках и порядке обжалования постановления. В постановлении должен быть решен вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, документах на них и иных предметах, об имуществе, на которое наложен арест, о залоге, гарантии, суммах, внесенных на депозит, вещественных доказательствах и об издержках по делу о нарушении таможенных правил. Постановление по делу о нарушении таможенных правил подписывается должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, рассматривавшим дело. Постановление объявляется по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи, вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, или его представителю в течение трех дней со дня вынесения постановления. Постановление считается врученным и в случаях, если лицо, которому было выслано постановление, не оказалось в указанном им месте нахождения, жительства или временного проживания либо это место было указано им неправильно. Статья 366. Предложения об устранении причин и условий, способствовавших совершению нарушения таможенных правил Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, при установлении причин и условий, способствовавших совершению такого правонарушения, вносит соответствующим государственным органам, учреждениям, предприятиям и организациям предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Государственные органы, учреждения, предприятия и организации обязаны в течение месяца со дня поступления предложений сообщить должностному лицу таможенного органа Российской Федерации, внесшему предложения о принятых мерах. Статья 367. Предъявление в суд исков Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, при выявлении в ходе производства по делу или его рассмотрения данных о противоправном характере сделок вправе предъявлять в суд, арбитражный суд иски о признании таких сделок недействительными (в ред. - Федерального закона от 16.11.97 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5341). Статья 368. Меры, принимаемые в отношении изъятия товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов, залога товаров и транспортных средств, гарантии, сумм, внесенных на депозит, имущества, на которое наложен арест При решении вопроса об изъятых товарах, транспортных средствах, документах на них и иных предметах, а также об имуществе, на которое наложен арест, являющихся вещественными доказательствами по делу, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, руководствуется положениями статьи 327 настоящего Кодекса. При решении вопроса об изъятых товарах, транспортных средствах, о залоге товаров и транспортных средств, гарантии, об имуществе, на которое наложен арест, являющихся средствами обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, руководствуется следующим. При обоснованных изъятии товаров и транспортных средств, их залоге или наложении ареста на имущество для обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств такие предметы возвращаются лицу, у которого они были изъяты, залогодателю или лицу, у которого они находились в момент наложения ареста, в течение двух месяцев после уплаты причитающихся сумм; гарантия, выданная для этих целей, после уплаты причитающихся сумм прекращает свое действие, а суммы, внесенные на депозит, используются для уплаты причитающихся платежей. Если предметы не будут востребованы указанными лицами после уплаты причитающихся сумм в течение двух месяцев со дня направления им соответствующего уведомления, такие предметы помещаются на склад временного хранения. При неуплате причитающихся сумм вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, о залоге или об имуществе, на которое был наложен арест, являющихся средствами обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств, а также об исполнении гарантии, выданной для этих целей, и использовании сумм, внесенных на депозит, решается в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При необоснованных изъятии товаров и транспортных средств, их залоге, внесении сумм на депозит или наложении ареста на имущество для обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств такие предметы и суммы после установления необоснованности указанных действий возвращаются соответственно лицу, у которого они были изъяты, залогодателю, плательщику или лицу, у которого они находились в момент наложения ареста, а гарантия, выданная для этих целей, прекращает свое действие с момента установления необоснованности требования о ее представлении. Если предметы не будут востребованы указанными лицами в течение двух месяцев со дня направления им соответствующего уведомления, они помещаются на склад временного хранения. Срок временного хранения в этом случае не может превышать шести месяцев со дня направления уведомления. Если предмет залога или имущество, на которое был наложен арест, оставались во владении залогодателя или лица, на чье имущество был наложен арест, все запреты и ограничения, установленные таможенным органом Российской Федерации на пользование и распоряжение такими предметами, теряют силу после уплаты причитающихся сумм либо после установления необоснованности залога или ареста. Статья 369. Обеспечение безопасности деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при производстве по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, при проведении по делу действий, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе требовать от органов внутренних дел Российской Федерации обеспечения личной безопасности и охраны общественного порядка. Должностное лицо органов внутренних дел Российской Федерации, которому адресованно требование, указанное в части первой настоящей статьи, обязано обеспечить его исполнение и принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению должностными лицами таможенных органов Российской Федерации своих служебных обязанностей по производству по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрению, если принятие таких мер не относится к компетенции самих таможенных органов Российской Федерации или не осуществляется временно ими. Глава 49. ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ Статья 370. Обжалование постановления таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания физическим лицом и должностным лицом Постановление таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за нарушение таможенных правил может быть обжаловано физическим лицом или должностным лицом, в отношении которого оно вынесено, либо его адвокатом, либо его представителем в течение двадцати дней со дня вынесения постановления. На постановление таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания жалоба может быть подана в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации или в районный (городской) народный суд по месту нахождения таможенного органа Российской Федерации, наложившего взыскание. В течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе вышестоящим таможенным органом Российской Федерации это решение и (или) постановление о наложении взыскания может быть обжаловано в районный (городской) народный суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание, или вышестоящего таможенного органа Российской Федерации, рассматривавшего жалобу. Решение суда является окончательным. В случае пропуска указанных в настоящей статье сроков по уважительным причинам эти сроки по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, его адвоката либо представителя могут быть восстановлены соответственно вышестоящим таможенным органом Российской Федерации. Статья 371. Обжалование постановления таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица Постановление таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за нарушение таможенных правил может быть обжаловано предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в отношении которых оно вынесено, или их адвокатами либо представителями в течение двадцати дней со дня вынесения постановления. На постановление таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания жалоба может быть подана в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации. В течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе вышестоящим таможенным органом Российской Федерации это решение и (или) постановление о наложении взыскания может быть обжаловано в установленном порядке. В случае пропуска указанных в настоящей статье сроков по уважительным причинам эти сроки по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, его адвоката или представителя могут быть восстановлены соответственно вышестоящим таможенным органом Российской Федерации или арбитражным судом (в ред. - Федерального закона от 16.11.97 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5341). Статья 372. Обжалование иных постановлений таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушению таможенных правил Постановления таможенного органа Российской Федерации о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил и о возвращении дела о нарушении таможенных правил для дополнительного производства могут быть обжалованы лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил, или его адвокатом либо представителем в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации в пятидневный срок со дня вынесения постановления. Решение вышестоящего таможенного органа Российской Федерации является окончательным. Постановления таможенного органа Российской Федерации о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, или о направлении материалов об этих преступлениях в другие правоохранительные органы Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела обжалуются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Статья 373. Рассмотрение вышестоящим таможенным органом Российской Федерации постановления по делу о нарушении таможенных правил в связи с жалобой или протестом прокурора, а также в порядке контроля Вышестоящий таможенный орган Российской Федерации при рассмотрении постановления по делу о нарушении таможенных правил в связи с жалобой лица, в отношении которого вынесено постановление, его адвоката либо представителя или в связи с протестом прокурора, а также в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении принимает одно из следующих решений: 1) оставляет постановление без изменений, а жалобу или протест без удовлетворения; 2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение или возвращает для дополнительного производства; 3) отменяет постановление и прекращает дело; 4) изменяет меру взыскания за нарушение таможенных правил с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено; 5) отменяет постановление о наложении взыскания за нарушение таможенных правил и выносит постановление, предусмотренное пунктом 3 или 4 части первой статьи 365 настоящего Кодекса. Решение вышестоящего таможенного органа Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 5 части первой настоящей статьи, принимается путем вынесения постановления. О принятом решении направляется письменное сообщение прокурору, принесшему протест, либо лицу, подавшему жалобу, а в случаях принятия указанных решений в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении - лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу о нарушении таможенных правил. Статья 374. Основания к отмене или изменению постановления о наложении взыскания за нарушение таможенных правил или о прекращении производства по делу Основаниями к отмене или изменению постановления о наложении взыскания или о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил являются: 1) односторонность или неполнота производства по делу либо его рассмотрения; 2) несоответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела; 3) существенное нарушение процессуальных требований настоящего Кодекса, а в части, не урегулированной им, - законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в вынесении постановления неправомочным должностным лицом таможенного органа Российской Федерации либо в безосновательном недопущении к участию в рассмотрении дела против их желания лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их адвокатов или представителей, либо в ином ущемлении законных прав участников производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, если такое ущемление помешало всесторонне рассмотреть дело и повлияло или могло повлиять на вынесение обоснованного постановления по делу; 4) неправильная квалификация содеянного, неприменение либо неправильное применение мер взыскания, предусмотренных настоящим Кодексом. Статья 375. Сроки рассмотрения вышестоящим таможенным органом Российской Федерации жалобы или протеста прокурора на постановление таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушении таможенных правил Жалоба на постановление таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушении таможенных правил рассматривается в течение месяца со дня поступления в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации, а не требующая дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня ее поступления. Сроки рассмотрения жалобы могут быть в порядке исключения продлены начальником вышестоящего таможенного органа Российской Федерации или его заместителем, а при рассмотрении жалобы Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - начальником соответствующего структурного подразделения этого комитета или его заместителем, но не более чем до трех месяцев, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу. Протест прокурора подлежит рассмотрению в течение десяти дней со дня его поступления в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации. Статья 376. Последствия подачи жалобы или принесения протеста Подача жалобы или принесение протеста не приостанавливает исполнение постановления таможенного органа Российской Федерации по делу о нарушении таможенных правил, за исключением постановления о наложении взыскания за нарушение таможенных правил. Подача жалобы или принесение протеста не приостанавливает исполнение постановления о наложении взыскания в виде предупреждения. Статья 377. Основания и сроки приостановления рассмотрения жалобы Рассмотрение жалобы вышестоящим таможенным органом Российской Федерации приостанавливается: 1) если материалы дела о нарушении таможенных правил, постановление по которому обжаловано, истребованы органами предварительного следствия в связи с возбуждением или расследованием уголовного дела; 2) если материалы дела о нарушении таможенных правил в порядке надзора рассматриваются прокурором. При наличии одного из обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее жалобу, выносит постановление о приостановлении рассмотрения жалобы, о чем сообщает лицу, подавшему жалобу. Рассмотрение жалобы возобновляется постановлением должностного лица таможенного органа Российской Федерации, рассматривающего жалобу, после того, как отпали основания для приостановления. Глава 50. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ Статья 378. Обращение постановление о наложении взыскания за нарушение таможенных правил к исполнению Постановление о наложении взыскания за нарушение таможенных правил обращается таможенным органом Российской Федерации, вынесшим постановление, к исполнению: по истечении срока его обжалования; в день принятия районным (городским) народным судом или арбитражным судом решение по жалобе на решение и (или) постановление таможенного органа Российской Федерации (в ред. - Федерального закона от 16.11.97 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N , ст. ). Таможенный орган Российской Федерации, вынесший постановление о наложении взыскания за нарушение таможенных правил, обращает его к исполнению самостоятельно либо путем направления финансовому органу, банкам или иным кредитным учреждениям, имеющим лицензию Центрального банка Российской Федерации, уведомления об обращении постановления к исполнению, либо через судебного исполнителя, если другим путем не представляется возможным исполнить постановление о наложении взыскания. Постановление о наложении взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение шести месяцев со дня вынесения, исполнению не подлежит. В случаях приостановления исполнения постановления о наложении взыскания в связи с подачей в установленный срок жалобы либо принесением протеста течение срока, предусмотренного частью третьей настоящей главы, прерывается до рассмотрения жалобы или протеста. Статья 379. Исполнение постановления таможенного органа Российской Федерации в части наложения штрафа и взыскания стоимости товаров и транспортных средств Сумма штрафа или стоимости товаров и транспортных средств должна быть уплачена лицом, совершившим нарушение таможенных правил, не позднее пятнадцати дней со дня вручения или направления ему постановления, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня вынесения решения об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Сумма штрафа или стоимости товаров и транспортных средств вносится лицом, совершившим нарушение таможенных правил, в таможенный орган Российской Федерации, вынесший постановление по делу, либо в банки и иные кредитные учреждения, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации, как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации. Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты суммы штрафа или стоимости товаров и транспортных средств. В случае, если сумма штрафа или стоимости товаров и транспортных средств не будет уплачена в установленные сроки физическим лицом или должностным лицом, она взыскивается из стоимости товаров и транспортных средств, изъятых для обеспечения этого взыскания, предмета залога или имущества, на которое наложен арест, путем предъявления гарантии к погашению, перечисления сумм, внесенных на депозит, либо в принудительном порядке из денежных доходов или денежных средств лица, совершившего нарушение таможенных правил. Если физическое лицо не работает или если взыскание суммы штрафа или стоимости товаров и транспортных средств из денежных доходов или денежных средств физического или должностного лица невозможно по другим причинам, взыскание суммы штрафа или стоимости товаров и транспортных средств производится на основании постановления таможенного органа Российской Федерации судебным исполнителем путем обращения взыскания на имущество такого лица либо на его долю в общей собственности. В случае, если сумма штрафа или стоимости товаров и транспортных средств не будет уплачена в установленные сроки предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, она взыскивается из стоимости товаров и транспортных средств, изъятых для обеспечения этого взыскания, предмета залога или имущества, на которое наложен арест, путем предъявления гарантии к погашению, перечисления сумм, внесенных на депозит, либо в принудительном порядке путем направления финансовому органу, банкам или иным кредитным учреждениям, имеющим лицензию Центрального банка Российской Федерации, уведомления об обращении постановления к исполнению. При отсутствии у предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, денежных средств, достаточных для уплаты суммы штрафа или стоимости товаров и транспортных средств, взыскание этой суммы производится на основании постановления таможенного органа Российской Федерации судебным исполнителем путем обращения взыскания на имущество такого лица. Если таможенный орган Российской Федерации не обращает постановление к исполнению самостоятельно, то такое постановление, по которому взыскание суммы штрафа или стоимости товаров и транспортных средств произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается таможенному органу Российской Федерации, вынесшему постановление. Сумма штрафа или стоимости товаров и транспортных средств вносится во внебюджетный Фонд развития таможенной системы Российской Федерации, предусмотренный статьей 403 настоящего Кодекса. Статья 380. Исполнение постановления таможенного органа Российской Федерации в части конфискации Товары, транспортные средства и иные предметы, в отношении которых вынесено постановление о конфискации, по истечении срока обжалования постановления таможенного органа Российской Федерации конфискуются. Конфискация производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет. Если товары, транспортные средства и иные предметы, указанные в части первой настоящей статьи, не изъяты таможенным органом Российской Федерации лицо, совершившее нарушение таможенных правил, или лицо, у которого находятся эти предметы, должно передать либо обеспечить передачу таких предметов таможенному органу Российской Федерации не позднее пятнадцати дней со дня вручения или направления ему постановления, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня вынесения решения об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. При невыполнении этого требования в указанный срок исполнение постановления таможенного органа Российской Федерации в части конфискации производится судебным исполнителем. Постановление о конфискации товаров, транспортных средств и иных предметов с отметкой об исполнении возвращается таможенному органу Российской Федерации, вынесшему постановление. При невозможности конфискации товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, с лиц, совершивших нарушение таможенных правил, взыскивается стоимость товаров и транспортных средств в порядке, предусмотренном статьей 379 настоящего Кодекса. Товары, транспортные средства и иные предметы (кроме валюты, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и предметов, запрещенных к обращению), изъятые у лица по делу о нарушении таможенных правил, до обращения к исполнению постановления об их конфискации с разрешения вышестоящего таможенного органа Российской Федерации могут быть выкуплены лицом, у которого они были изъяты, по двойной стоимости этих предметов на момент обнаружения правонарушения. Статья 381. Исполнение постановления таможенного органа Российской Федерации в части отзыва лицензии или квалификационного аттестата Постановление таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за нарушение таможенных правил в части отзыва лицензии или квалификационного аттестата обращается к исполнению таможенным органам Российской Федерации, вынесшим такое постановление, самостоятельно. Отозванные лицензия или квалификационный аттестат становятся недействительными с момента обращения к исполнению постановления таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за нарушение таможенных правил. Лицо, которому были выданы лицензия или квалификационный аттестат, отозванные таможенным органом Российской Федерации, должно передать их таможенному органу Российской Федерации не позднее пятнадцати дней со дня вручения или направления ему постановления, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня вынесения решения об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Невыполнение этого требования в указанный срок влечет ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом, за неповиновение распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Российской Федерации. Статья 382. Исполнение постановления таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за нарушение таможенных правил на лиц, которые проживают или находятся за пределами Российской Федерации и не имеют на территории Российской Федерации имущества Исполнение постановлений о наложении взысканий на лиц, проживающих или находящихся за пределами Российской Федерации и не имеющих на территории Российской Федерации имущества, определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации с государствами, где проживают или находятся эти лица, а также с государствами, где находится имущество лица, совершившего нарушение таможенных правил. Глава 51. УПРОЩЕННАЯ ФОРМА ПРИМЕНЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ Статья 383. Упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил При выявлении нарушений таможенных правил, предусмотренных статьями 249-253, частями второй и третьей статьи 254, статьями 255-265, 267-270, 272, частью второй статьи 279 и статьей 288 настоящего Кодекса, допускается использование упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил, если за совершение такого правонарушения налагается взыскание в виде предупреждения или штрафа. При использовании упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил дело о нарушении таможенных правил не заводится, протокол о правонарушении не составляется, процессуальные действия не проводятся, а взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения нарушения таможенных правил. Статья 384. Условия использования упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил Упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил может использоваться: в отношении физических лиц или должностных лиц в случае, когда они достигли восемнадцатилетнего возраста и не являются немыми, глухими, слепыми и не имеют других физических или психических недостатков, в силу которых не могут сами осуществить свое право на защиту; в отношении предприятий, учреждений или организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в случае, если в момент обнаружения правонарушения присутствует руководитель или заместитель руководителя предприятия, учреждения или организации, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо их уполномоченный на то представитель. При этом лица, указанные в части первой настоящей статьи, признают факт совершения нарушения таможенных правил, свою виновность (для физических лиц и должностных лиц), согласны с использованием упрощенной формы применения взыскания, а в случае наложения взыскания в виде штрафа выражают готовность и имеют реальную возможность уплатить штраф немедленно на месте. Статья 385. Порядок использования упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил После установления обстоятельств, предусмотренных статьями 383 и 384 настоящего Кодекса, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации составляет акт о наложении взыскания, который является документом строгой финансовой отчетности. Акт должен содержать: наименование таможенного органа Российской Федерации, должностным лицом которого составляется акт; дату его составления; фамилию и инициалы должностного лица, составившего акт; краткие сведения о лице, совершившем нарушение таможенных правил, и его представителе, если он имеется; краткое обозначение нарушения таможенных правил и указание на статью настоящего Кодекса, предусматривающую ответственность за это нарушение; вид взыскания, а в случае наложения штрафа - его размер и отметку об уплате штрафа. В специальной главе акта лицо, совершившее нарушение таможенных правил, или его представитель письменно подтверждает признание им факта совершения правонарушения, свою виновность (для физических лиц или должностных лиц), свое согласие с использованием упрощенной формы применения взыскания и выражают свою готовность уплатить штраф немедленно. Копия акта под расписку вручается лицу, совершившему нарушение таможенных правил, или его представителю. Форма акта о наложении взыскания устанавливается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Статья 386. Обжалование акта о наложении взыскания и рассмотрение его в порядке контроля Акт о наложении взыскания может быть обжалован начальнику или заместителю начальника таможенного органа Российской Федерации, должностное лицо которого составило указанный акт, в течение десяти дней со дня составления такого акта. Решение начальника или заместителя начальника таможенного органа Российской Федерации по жалобе является окончательным и дальнейшему обжалованию в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежит. Начальник или заместитель начальника таможенного органа Российской Федерации, должностное лицо которого составило акт о наложении взыскания, рассмотрев указанный акт в связи с жалобой или в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности, принимает одно из следующих решений: 1) оставляет взыскание без изменения, а жалобу - без удовлетворения; 2) своим постановлением отменяет акт о наложении взыскания и освобождает от ответственности лицо, на которое было наложено взыскание; 3) своим постановлением отменяет акт о наложении взыскания и выносит постановление о заведении дела о нарушении таможенных правил или возбуждает уголовное дело о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации; 4) своим постановлением изменяет меру взыскания за нарушение таможенных правил, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено. О принятом решении сообщается лицу, привлеченному к ответственности за нарушение таможенных правил. Раздел XI. ИНФОРМИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ Глава 52. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ ИНФОРМАЦИЕЙ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ТАМОЖЕННЫМ ВОПРОСАМ Статья 387. Получение информации о причинах принятого решения, действия или бездействия Лицо, в отношении которого принято решение таможенным органом Российской Федерации, совершено действие должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, а также лицо, в отношении которого решение не принято или требуемое действие не совершено в течение трехмесячного срока, вправе обратиться в этот таможенный орган в двухмесячный срок со дня принятия решения, совершения действия либо истечения срока их принятия или совершения с запросом о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права и законные интересы такого лица непосредственно и индивидуально. Запрос подлежит рассмотрению таможенным органом Российской Федерации в месячный срок. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменном виде. Статья 388. Опубликование правовых актов Акты законодательства Российской Федерации по таможенному делу, иные акты законодательства Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации общего характера подлежат опубликованию соответственно в печатных изданиях высших федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и изданиях Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает опубликование наиболее важных правовых актов по таможенному делу в иных средствах массовой информации, а также издание сборников правовых актов по таможенному делу. Статья 389. Информация о действующих правовых актах Информация о действующих правовых актах, указанная в статье 388 настоящего Кодекса, включая название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован, предоставляется всем заинтересованным лицам бесплатно. Краткие справки об основных положениях таможенного и иного законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации, предоставляются для общедоступного ознакомления в местах нахождения таможенных органов Российской Федерации. Статья 390. Предоставление текстов опубликованных правовых актов Тексты опубликованных правовых актов, указанных в статье 388 настоящего Кодекса, предоставляются всем заинтересованным лицам за плату, взимаемую в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Указанная плата не взимается в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, в том числе решениями Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Статья 391. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации Работники таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений Государственного таможенного комитета Российской Федерации консультируют по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. За консультации взимается плата в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Указанная плата не взимается, если правовой акт не опубликован, а также в иных случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, в том числе решениями Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Статья 392. Ответственность за недостоверную информацию Таможенные органы Российской Федерации, таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения Государственного таможенного комитета Российской Федерации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за достоверность информации, предоставляемой лицам в соответствии с положениями настоящей главы. Органы и учреждения, указанные в части первой настоящей статьи, не несут ответственности за убытки, причиненные вследствие искажения текста правового акта, опубликованного без их ведома и контроля, равно как за убытки, причиненные вследствие неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, не являющимися работниками этих органов и учреждений, уполномоченными на консультирование. Глава 53. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ Статья 393. Принятие предварительного решения Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления Российской Федерации, а также отдельные таможни Российской Федерации, определяемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, могут принять предварительное решение относительно классификации товаров, их таможенной стоимости и страны происхождения, размеров таможенных платежей и по другим вопросам применения актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции. За принятие предварительного решения взимается плата в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Статья 394. Запрос о принятии предварительного решения Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в таможенные органы Российской Федерации, указанные в статье 393 настоящего Кодекса, письменный запрос. Запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и иные документы, любые другие необходимые сведения в зависимости от характера запрашиваемого предварительного решения. Запрос отклоняется, если вынесение предварительного решения не представляется возможным. Отклонение запроса о принятии предварительного решения обжалованию не подлежит. Статья 395. Юридическое значение предварительного решения Предварительное решение является обязательным для таможенных органов Российской Федерации. Предварительное решение действует в течение одного года в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации заявителем. Статья 396. Аннулирование, изменение или отзыв предварительного решения Таможенные органы Российской Федерации могут аннулировать, изменить или отозвать предварительное решение, принятое ими либо нижестоящими таможенными органами Российской Федерации. Аннулирование или изменение предварительного решения производится, если такое решение принято на основе неполной или недостоверной информации, предоставленной заявителем, а также в случае изменения законодательства Российской Федерации, имеющего отношение к предварительному решению, и вступает в силу со дня принятия решения об аннулировании или изменении. Предварительное решение может быть отозвано, если имеются достаточные основания для этого. Решение об отзыве вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его принятия. При аннулировании или отзыве предварительного решения плата за его принятие возврату не подлежит, если заявитель воспользовался этим решением либо предоставил неполную или недостоверную информацию. Аннулирование, изменение и отзыв предварительного решения обжалованию не подлежат. Раздел XII. РАСПОРЯЖЕНИЕ ТОВАРАМИ И ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ Глава 54. РАСПОРЯЖЕНИЕ ТОВАРАМИ И ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ Статья 397. Обращение в собственность государства (федеральную собственность) Товары, транспортные средства и иные предметы, конфискованные в соответствии с настоящи Кодексом, в том числе по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, а также товары и транспортные средства, от которых лицо отказалось в пользу государства, обращаются в федеральную собственность. Порядок обращения товаров и транспортных средств в федеральную собственность определяется законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - Государственным таможенным комитетом Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации. Статья 398. Распоряжение товарами, транспортными средствами и иными предметами, обращенными в федеральную собственность Товары, транспортные средства и иные предметы, обращенные в федеральную собственность, подлежат реализации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, на таможенных аукционах, товарных биржах либо через торговые предприятия и организации, в том числе создаваемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Реализация товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность, производится по свободным (рыночным) ценам и в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. За участие в таможенных аукционах взимается плата в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Расходы по транспортировке, хранению и реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность, возмещаются за счет сумм, полученных от их реализации. Работники таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений Государственного таможенного комитета Российской Федерации, а также члены их семей не могут сами или через посредников приобретать товары, транспортные средства и иные предметы, обращенные в федеральную собственность. Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе безвозмездно передавать обращенные в федеральную собственность лекарственные средства, детское питание и другие предметы первой необходимости учреждениям сферы социального обслуживания, а предметы культа - религиозным организациям. Статья 399. Взыскание недостающих сумм Если суммы, полученные от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность, не покрывают расходов таможенных органов Российской Федерации, недостающая часть взыскивается с декларанта или иного лица, ответственного за уплату таможенных платежей. Статья 400. Распоряжение товарами, транспортными средствами и иными предметами, не реализованными либо не подлежащими реализации Перечень товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность, не подлежащих реализации, устанавливается законодательством Российской Федерации. Порядок распоряжения обращенными в федеральную собственность товарами, транспортными средствами и иными предметами, не реализованными либо не подлежащими реализации на таможенных аукционах, товарных биржах либо через торговые предприятия и организации, определяется законодательством Российской Федерации. Глава 55. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НАСТОЯЩИМ КОДЕКСОМ Статья 401. Средства от взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов Средства, полученные от взимания таможенными органами Российской Федерации таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов, вносятся в федеральный бюджет. Статья 402. Средства за предоставление информации и консультирование Средства, полученные за предоставление информации и консультирование по вопросам таможенного дела, используются на улучшение условий оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений Государственного таможенного комитета Российской Федерации в определяемом этим комитетом порядке. Статья 403. Иные средства Средства, полученные от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность на основании решений таможенных органов Российской Федерации либо судов (судей) по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, нарушении таможенных правил, таможенные сборы, штрафы и другие платежи, предусмотренные настоящим Кодексом, поступают во внебюджетный фонд развития таможенной системы Российской Федерации и используются на укрепление материально-технической базы и социальной сферы таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений Государственного таможенного комитета Российской Федерации, в том числе на увеличение фондов материального поощрения и социально-культурных мероприятий. Положение о внебюджетном фонде развития таможенной системы Российской Федерации и порядок расходования средств Фонда утверждается Правительством Российской Федерации. Раздел XIII. ОБЖАЛОВАНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Глава 56. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ Статья 404. Сфера применения настоящего раздела Положения настоящего раздела применяются во всех случаях обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, за исключением обжалования мер административной и уголовной ответственности. Статья 405. Право на обжалование Любое лицо имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы и если упомянутые решения, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально. Статья 406. Порядок обжалования Порядок обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц включает первоначальное обжалование и вторичное обжалование. Глава 57. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ Статья 407. Подача первоначальной жалобы На решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации, а также их должностных лиц первоначальная жалоба подается соответственно в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации либо вышестоящему должностному лицу. Первоначальная жалоба на решения, действия или бездействие Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его должностных лиц подается в этот комитет. Статья 408. Сроки для подачи первоначальной жалобы Первоначальная жалоба подается в течение трех месяцев со дня уведомления лица о решении либо совершения действия. При неуведомлении лица о принятом решении первоначальная жалоба может быть подана в течение шести месяцев с даты принятия решения. При бездействии первоначальная жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня истечения трехмесячного срока после получения соответствующими таможенными органами Российской Федерации либо их должностными лицами письменной просьбы о принятии решения. Статья 409. Сроки рассмотрения первоначальной жалобы Первоначальная жалоба может быть рассмотрена в течение месячного срока. Вышестоящий таможенный орган Российской Федерации либо Государственный таможенный комитет Российской Федерации может продлить сроки рассмотрения жалобы, но не более чем на два месяца. Статья 410. Восстановление сроков для подачи жалобы В случае пропуска указанных в статье 409 настоящего Кодекса сроков для подачи жалобы по уважительным причинам эти сроки по заявлению лица, подавшего жалобу, могут быть восстановлены соответственно вышестоящим должностным лицом, вышестоящим таможенным органом Российской Федерации либо Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Статья 411. Форма жалобы Жалоба подается в письменной форме и направляется соответствующему таможенному органу Российской Федерации либо должностному лицу. Статья 412. Последствия подачи жалобы Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения или действия, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи. Если таможенный орган Российской Федерации или должностное лицо, которым подана жалоба, имеют достаточные основания полагать, что обжалуемое решение или действие не соответствует законодательству Российской Федерации, они могут полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения или действия. Статья 413. Содействие лица, подавшего первоначальную жалобу Лицо, подавшее первоначальную жалобу, обязано оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации и их должностным лицам при рассмотрении ими обстоятельств дела. Статья 414. Изъятие или аннулирование первоначальной жалобы Лицо, подавшее первоначальную жалобу, может изъять или аннулировать ее в любой момент до принятия решения по жалобе. Изъятие или аннулирование жалобы производится по письменному заявлению указанного лица. Изъятие или аннулирование первоначальной жалобы лишает лицо права на повторную подачу первоначальной жалобы, за исключением случаев, когда откроются новые обстоятельства по делу. Повторная подача первоначальной жалобы производится в пределах сроков, установленных для подачи жалобы. Статья 415. Решение таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица по первоначальной жалобе Решение таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица по первоначальной жалобе принимается в письменной форме. Для лица, подавшего жалобу, решение может быть менее благоприятным, чем обжалуемое решение. Лицо, подавшее жалобу, уведомляется о решении по жалобе. Решение по жалобе, имеющее общее значение, подлежит опубликованию. Глава 58. ВТОРИЧНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ Статья 416. Подведомственность вторичной жалобы Вторичные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении (кроме обжалования постановлений таможенных органов Российской Федерации по таким делам и актов о наложении взыскания по упрощенной форме) и по другим вопросам, не затрагивающим экономической политики Российской Федерации, подаются в районный (городской) народный суд по месту нахождения таможенного органа Российской Федерации либо по месту работы должностного лица таможенного органа Российской Федерации, чьи решения, действия или бездействие обжалуются. Вторичные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц подведомственны арбитражному суду в соответствии с федеральными законами (в ред. - Федерального закона от 16.11.97 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N , ст. ). Вторичные жалобы на нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации, адресованные неопределенному кругу лиц, либо на правоприменительную практику, в деятельности таможенных органов Российской Федерации, затрагивающую экономическую политику Российской Федерации, подаются в Конституционный Суд Российской Федерации. Иные вторичные жалобы на решения, действия или бездействие Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его должностных лиц могут быть поданы Генеральному прокурору Российской Федерации. Статья 417. Порядок подачи, рассмотрения, разрешения вторичных жалоб и обжалования решений по ним Порядок подачи, рассмотрения, разрешения вторичных жалоб и обжалования решений по ним определяется соответствующим законодательством Российской Федерации. Глава 59. РАССМОТРЕНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СВЯЗИ С ПРОТЕСТОМ ПРОКУРОРА, А ТАКЖЕ В ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ Статья 418. Протест прокурора Протест прокурора подлежит рассмотрению таможенным органом Российской Федерации или его должностным лицом в течение десятидневного срока со дня поступления этого протеста в таможенный орган Российской Федерации. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору в письменной форме. Статья 419. Рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц вышестоящими таможенными органами Российской Федерации и вышестоящими должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в порядке контроля Вышестоящий таможенный орган Российской Федерации или вышестоящее должностное лицо таможенного органа Российской Федерации в любое время в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа Российской Федерации или нижестоящего должностного лица таможенного органа Российской Федерации, а также принять любые предусмотренные актами законодательства Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов Российской Федерации или нижестоящих должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Раздел XIV. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 60. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 420. (Утратила силу с 1 сентября 1997 года на основании Федерального закона от 21.07.97 г. N 114-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3586). Статья 421. (Утратила силу с 1 сентября 1997 года на основании Федерального закона от 21.07.97 г. N 114-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3586). Статья 422. Обязательность для исполнения законных распоряжений или требований должностного лица таможенного органа Российской Федерации Законные распоряжения или требования должностного лица таможенного органа Российской Федерации обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами и их должностными лицами и иными работниками, а также физическими лицами. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа Российской Федерации, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на это должностное лицо обязанностей, влекут ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации не несут ответственности за моральный, физический и имущественный вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Кодексом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия. Глава 61. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ Статья 423. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, должностные лица таможенных органов Российской Федерации имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное |