О РАСХОДАХ НА ОПЛАТУ ТРУДА РАБОТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ СВЕРХУРОЧНО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.11.06 03-03-04/1/724

                О РАСХОДАХ НА ОПЛАТУ ТРУДА РАБОТНИКОВ,
                        РАБОТАЮЩИХ СВЕРХУРОЧНО

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           7 ноября 2006 г.
                           N 03-03-04/1/724

                              (ФР 06-46)


     Вопрос: 9   марта   2005   г.   Минфин   России  выпустил  Письмо
N 03-03-01-04/1/102. Вывод Письма заключается в том, что "оплата труда
работника  за  сверхурочную  работу  более  120  часов  в год не может
включаться в расходы налогоплательщика на  оплату  труда  и  уменьшать
налогооблагаемую прибыль, так как в данном случае нарушаются положения
ст. 99 ТК РФ".
     23  сентября  2005  г.  Федеральной  налоговой  службой  РФ  было
выпущено   Письмо   N   02-1-08/195@   "По  вопросу  учета  для  целей
налогообложения   прибыли   расходов  по  оплате  сверхурочных  работ,
превышающих   120   часов   в   год",   в  котором  изложена  позиция,
заключающаяся   в   возможности   отнесения   к   расходам   в   целях
налогообложения    прибыли   оплаты   труда   работников,   работающих
сверхурочно  (в  том  числе  если  количество  часов, отработанных ими
сверхурочно,  превышает  120  часов  в  год),  при условии, если такая
обязанность    предусмотрена   трудовым   договором,   заключенным   с
работником.  В  указанном  Письме дается ссылка на аналогичную позицию
Минфина  России  (Письмо  Департамента  налоговой и таможенно-тарифной
политики от 15.08.2005 N 03-03-02/62).
     Просим  подтвердить  возможность  отнесения  к  расходам  в целях
исчисления  налога  на  прибыль  оплаты  труда  работников, работающих
сверхурочно  (в  том  числе  если  количество  часов, отработанных ими
сверхурочно, превышает 120 часов в год).

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел ваше письмо и сообщает следующее.
     Согласно  статье  255  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
(далее   -   Кодекс)  в  расходы  налогоплательщика  на  оплату  труда
включаются  любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной
формах,   стимулирующие   начисления   и   надбавки,   компенсационные
начисления,  связанные  с режимом работы или условиями труда, премии и
единовременные   поощрительные   начисления,   расходы,   связанные  с
содержанием  этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской  Федерации,  трудовыми  договорами  (контрактами)  и  (или)
коллективными договорами.
     Пункт  3  статьи  255  Кодекса относит к расходам на оплату труда
начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные
с  режимом  работы  и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным
ставкам  и  окладам  за  работу  в ночное время, работу в многосменном
режиме,  за  совмещение  профессий,  расширение  зон  обслуживания, за
работу   в   тяжелых,   вредных,  особо  вредных  условиях  труда,  за
сверхурочную   работу   и   работу   в  выходные  и  праздничные  дни,
производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Порядок  привлечения  к  сверхурочной  работе предусмотрен ст. 99
Трудового  кодекса  РФ, согласно которой сверхурочные работы не должны
превышать  для  каждого  работника  четырех  часов в течение двух дней
подряд и 120 часов в год.
     Оплата   сверхурочной   работы   производится  в  соответствии  с
положениями статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации, которой
определен минимальный размер оплаты труда сверхурочной работы.
     При  этом  сверхурочная  работа должна быть оплачена в повышенном
размере   независимо  от  того,  соблюден  ли  порядок  привлечения  к
сверхурочным работам.
     По  заключению  Федеральной службы по труду и занятости нарушение
работодателем  порядка  привлечения  к  сверхурочной работе (например,
превышение  максимально  допустимого числа часов сверхурочной работы в
год)  не  должно  отразиться  на  реализации права работника на оплату
труда за сверхурочную работу.
     Таким    образом,    трудовым   законодательством   предусмотрена
обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд работника,
привлекаемого   к   работе   сверхурочно   с  нарушением  ограничений,
установленных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
     В  целях  налогообложения  прибыли  все расходы, признаваемые при
исчислении  налоговой  базы,  должны быть документально подтверждены и
обоснованны,  т.е.  экономически оправданны, и направлены на получение
дохода (пункт 1 статьи 252 Кодекса).
     По нашему мнению, оплату сверхурочной работы с согласия работника
следует рассматривать как обоснованный расход.
     Учитывая   изложенное,   расходы   на  оплату  труда  работников,
работающих   сверхурочно   (в   том   числе,  если  количество  часов,
отработанных  ими  сверхурочно,  превышает  120  часов в год), в целях
налогообложения  прибыли относятся к расходам на оплату труда согласно
пункту  3  статьи  255  Кодекса  при  условии,  если это предусмотрено
трудовым или коллективным договором.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов
Российской Федерации
                                                         С.В. Разгулин
7 ноября 2006 г.
N 03-03-04/1/724