перевозок пассажиров и грузов; повышение эффективности механизмов регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система; проведение согласованной активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг; разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на базисных условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка отечественных перевозчиков; углубление интеграционных процессов в отношениях со странами СНГ, защита общих интересов стран СНГ на международном рынке авиаперевозок, расширение географии полетов и создание альянсов между авиапредприятиями, урегулирование взаиморасчетов, выработка общей коммерческой политики при осуществлении полетов в третьи страны; унификация норм транспортного права с учетом тенденций по заключению международных соглашений; создание эффективной государственной системы контроля за деятельностью российских авиакомпаний на международных рынках авиаперевозок и иностранных авиаперевозчиков в Российской Федерации; реализация мер по повышению уровня языковой подготовки в учебных заведениях гражданской авиации специалистов, в первую очередь летного и диспетчерского состава, в соответствии с требованиями ИКАО. VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ Необходимым условием реализации Стратегии является создание стабильной системы финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли. Финансирование из федерального бюджета Российской Федерации направляется на следующие цели: обеспечение функций государственного управления в транспортной сфере; поддержание в работоспособном состоянии и воспроизводство объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности; проведение фундаментальных научных исследований и реализацию инновационных научно-технических проектов, имеющих общегосударственное и общеотраслевое значение; реконструкцию и строительство важнейших объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих безопасное функционирование транспортной системы; выполнение и стимулирование мероприятий по поддержанию мобилизационной готовности средств, объектов транспорта и путей сообщения, а также мероприятий, осуществляемых в интересах национальной безопасности; обеспечение безопасности на транспорте; обеспечение безопасности транспортной системы. Кроме того, предоставление государственной поддержки может осуществляться в следующих формах: софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционными проектами и разработку проектной документации; предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие транспортной инфраструктуры; предоставление субсидий пользователям транспортных услуг или транспортным организациям, осуществляющим социально значимые перевозки; субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам транспортным организациям для финансирования расходов, связанных с приобретением транспортных средств; предоставление в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации государственных гарантий по привлекаемым отечественными организациями займам с целью реализации наиболее значимых инвестиционных проектов в сфере транспорта; направление средств в уставные капиталы юридических лиц; разработка предложений по упорядочиванию налоговых, таможенных и кредитных инструментов финансовой политики; разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление парка транспортных средств, в том числе содействие в развитии лизинга современных транспортных средств, страхования и кредитования перевозчиков; предоставление льгот при установлении условий аренды государственного имущества, землеотвода и землепользования; финансовая и организационная поддержка экспортеров транспортных услуг; расширение элементов платности пользования инфраструктурой для покрытия соответствующих эксплуатационных расходов. 5.1. Существующий объем финансирования транспортной системы Общий объем финансирования транспортной отрасли из всех источников составил в 2005 году 459 млрд. рублей (2,1% ВВП), в том числе 205,4 млрд. рублей (0,95% ВВП) - финансирование дорожного хозяйства. Государственные расходы (бюджеты всех уровней) - 248,2 млрд. рублей (1,15% ВВП). Финансирование из федерального бюджета составило 149,9 млрд. рублей (0,7% ВВП), в том числе 96,3 млрд. рублей (0,45% ВВП) - на инвестиции. Для сравнения с аналогичными показателями в зарубежных странах: по статистике МВФ государственные расходы стран ЕС только на инвестиции составляют около 1 процента ВВП. Государственные расходы в странах ЦВЕ и центральной Азии составляют около 2 процентов ВВП. Для стран-кандидатов на вступление в ЕС, которые при поддержке сообщества решают задачу "подтягивания" инфраструктуры, этот показатель составляет около 2,3 процента. Следовательно, объем финансирования транспортного сектора в размере менее 1 процента ВВП из федерального государственного бюджета представляется относительно очень низким. При сохранении текущего объема финансирования из федерального бюджета на уровне 2005 года не удастся улучшить работу государственного сектора транспортной отрасли (дорожное хозяйство, аэродромная инфраструктура, ледокольный флот, гидросооружения и т.д.) и создать нормальные условия для привлечения и увеличения доли частных внебюджетных инвестиций (как показывает анализ, каждый рубль инвестиций из федерального бюджета сопровождается двумя рублями внебюджетных инвестиций). Развитие транспортной системы в рамках такого финансирования можно охарактеризовать как экстенсивное, а сам уровень финансирования как - критичный. 5.2. Объем финансирования, необходимый для реализации Стратегии Сценарий достижения запланированных результатов Стратегии потребует привлечения значительных инвестиций в развитие транспортной отрасли. Сравнительные макроэкономические расчеты, выполненные российскими и зарубежными исследователями (Институт экономики Сибирского отделения РАН, СОПС РАН, Институт системных исследований РАН, Институт экономики переходного периода, эксперты Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития), показывают, что объем финансирования транспортной отрасли к 2010 году должен вырасти в 2,9 раза по сравнению с 2005 годом (Приложение N 5). На первом этапе (2006 - 2007 годы) общий объем средств, направляемых на финансирование транспорта общего пользования за счет всех источников в рамках всех федеральных и ведомственных программ должен составлять не менее 2,25 процента ВВП, из них финансирование из федерального бюджета - не менее 0,7 процента ВВП (2006 год - 184,8 млрд. рублей, 2007 год - 297,6 млрд. рублей). На втором этапе (2008 - 2010 годы) общий объем средств, направляемых на финансирование транспортной отрасли должен составлять не менее 3 процентов ВВП, в том числе из федерального бюджета не менее 1,2 процента ВВП. Важнейшим направлением, где необходим прирост инвестиций, является дорожное хозяйство, на его финансирование должно быть направлено не менее 1,0 процента ВВП. Это позволит частично решить проблему постоянного увеличения недоремонта и количества объектов незавершенного строительства. Одновременно сохраняется необходимость учитывать значимость финансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Выбор такой модели финансирования определен необходимостью ускорения модернизации транспорта и скорейшего преодоления накопленного недофинансирования в рамках общей идеологии приоритетного развития инфраструктуры. В этих условиях модернизированная транспортная система сможет, в свою очередь, способствовать ускорению роста экономики. Реализация Стратегии возможна на основе радикального улучшения инвестиционного климата. Главная тенденция - изменение соотношения бюджетных и внебюджетных инвестиций в пользу внебюджетных источников. В 2005 году объем бюджетного финансирования (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации) составлял 54 процента от общего объема финансирования (доля федерального бюджета - 32,7 процента). Предполагается, что в 2010 году доля федерального бюджета без учета инвестиционного фонда, может быть сокращена до 20 - 25 процентов, при сохранении объема финансирования из федерального бюджета примерно на уровне 1,0 процента ВВП (400,28 млрд. рублей). Основными направлениями повышения инвестиционной привлекательности отрасли являются: развитие государственно-частного партнерства. Приоритетными направлениями государственно-частного партнерства должны стать концессии в сфере платных автодорог и городского транспорта, портов и аэропортов, железнодорожных объектов. Внедрение концессионного механизма в транспортной инфраструктуре позволит к 2010 году достичь объемов 2 - 3 млрд. долларов США ежегодного участия частного инвестиционного капитала в российской дорожной отрасли; стимулирование инвестиционной активности транспортных предприятий. Условия для этого складываются благоприятные: экономический рост объективно повышает спрос на услуги транспорта и привлекательность транспортных проектов; привлечение грузоотправителей или пользователей инфраструктуры в проекты по модернизации отдельных ее объектов. Так, крупные судоходные компании уже сегодня готовы участвовать в софинансировании проектов модернизации гидроузлов, которые обеспечат повышение конкурентоспособности их бизнеса; обеспечение государственными гарантиями проектов с длительными сроками реализации и непривлекательными вследствие этого для коммерческих инвестиций. Государственные гарантии при этом не столько обеспечивают финансовые риски, сколько убеждают инвесторов и других участников проекта в его общественной важности и заключаются в заинтересованности государства обеспечить его успешную реализацию; создание свободных экономических зон и технопарков в крупнейших транспортных узлах для привлечения целевых инвесторов к их развитию. Вместе с тем, ожидания, что пользователи и частные инвесторы возьмут на себя значительную долю инвестиций, могут оказаться завышенными. Как показывает опыт развитых стран, транспорт и впредь останется частью программ государственных расходов. Привлечение средств из инвестиционного фонда позволит увеличить объем финансирования из федерального бюджета до уровня 1,0 процента ВВП. Средства инвестиционного фонда будут определяться по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов в соответствии с Положением об Инвестиционном фонде. Особой темой является совершенствование системы финансирования дорожной отрасли, в основу которой должен быть положен принцип оптимизации бюджетного финансирования, позволяющий укрепить стабильность и повысить эффективность финансирования дорожных проектов. Выполнение перечисленных требований должно сопровождаться разработкой и внедрением правовых и организационно-экономических механизмов, позволяющих: обеспечить привлечение внебюджетных средств в развитие автомобильных дорог на основе государственно-частного партнерства; расширить и стабилизировать ресурсную базу финансирования дорожного хозяйства, включая систему взимания дорожных сборов с большегрузных автомобилей; повысить эффективность использования уже имеющихся ресурсов путем совершенствования процедур проведения торгов и выбора подрядчика, улучшения системы ценообразования, повышения качества дорожных работ и внедрения современных технологий, обеспечивающих увеличение долговечности дорожных конструкций. Решение задачи приведения ведомственных дорог, фактически совмещающих функции технологических дорог, и автомобильных дорог общего пользования в сельских и лесных районах в нормативное техническое состояние для последующей их приемки в сеть дорог общего пользования должно осуществляться с активным привлечением средств заинтересованных предприятий и организаций. VII. МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ И КОНТРОЛЬ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Для реализации Стратегии на первом этапе предусматривается формирование соответствующего плана мероприятий, который будет являться основой для подготовки нормативных правовых актов, разработки и корректировки государственных и отраслевых программ, подготовки ежегодного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства транспорта Российской Федерации, а также проведения отдельных мероприятий, направленных на реализацию положений Стратегии. Положения Стратегии могут корректироваться с уточнением отдельных ее приоритетов и изменением социально-экономической ситуации. Корректировку редакции Стратегии целесообразно осуществлять по завершении трехлетнего периода бюджетного планирования. Основным инструментом реализации Стратегии являются федеральные и ведомственные целевые программы. Основным видом отчетности по реализации Стратегии является статистическая отчетность по определенным формам. Перечень показателей и порядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Контроль за исполнением мероприятий Стратегии в установленном порядке осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, заинтересованных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации программ и отдельных мероприятий Стратегии. По результатам проверок вырабатываются предложения для внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или их прекращения, о применении в случае необходимости санкций к участникам реализации программ. Основными критериями оценки является достижение конечных результатов, выполнение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств, привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. Приложение N 1 к Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ ------------------------------------------------------------------------ |1 | Наименование | Стратегия развития транспорта Российской | | | стратегии | Федерации на период до 2010 года | |--|----------------|--------------------------------------------------| |2 | Дата, номер и | Поручение Правительства Российской Федерации | | | наименование | от 21.08.2004 N МФ-П13-4805 | | | нормативного | | | | акта о | | | | подготовке | | | | стратегии | | |--|----------------|--------------------------------------------------| |3 | Разработчик | Министерство транспорта Российской Федерации | | | стратегии | | |--|----------------|--------------------------------------------------| |4 | Системная | Несоответствие между низким уровнем | | | социально- | развития, эффективностью и качеством | | | экономическая | функционирования транспортной отрасли и | | | проблема, | возрастающим спросом экономики и общества | | | решаемая | на транспортные услуги | | | стратегией | | |--|----------------|--------------------------------------------------| |5 | Целевые | Уровень транспортных издержек; | | | индикаторы | грузоемкость экономики; | | | | транспортная подвижность населения; | | | | показатель числа погибших на 1000 автомобилей; | | | | уровень доступности населения и хозяйствующих | | | | субъектов к основным транспортным | | | | коммуникациям; | | | | соотношение между индексом роста транспортных | | | | тарифов и темпами инфляции; | | | | объем экспорта транспортных услуг | |--|----------------|--------------------------------------------------| |6 | Задачи | Ликвидировать основные разрывы и "узкие места" | | | стратегии | в опорной транспортной сети; | | | | повысить эффективность системы товародвижения; | | | | реализовать транзитный потенциал России и | | | | повысить конкурентоспособность российских | | | | перевозчиков; | | | | повысить уровень доступности транспортных | | | | услуг для населения; | | | | повысить уровень безопасности и устойчивости | | | | функционирования транспортной системы | |--|----------------|--------------------------------------------------| |7 | Сроки и этапы | Срок - до 2010 года | | | реализации | I этап - 2006 - 2007 годы | | | стратегии | II этап - 2008 - 2010 годы | |--|----------------|--------------------------------------------------| |8 | Перечень | ФЦП "Модернизация транспортной системы | | | федеральных | России (2002 - 2010 годы)" и ее подпрограмм: | | | целевых | "Автомобильные дороги", | | | программ | "Гражданская авиация", | | | | "Единая система организации воздушного | | | | движения", | | | | "Внутренние водные пути", | | | | "Железнодорожный транспорт", | | | | "Морской транспорт", | | | | "Развитие экспорта транспортных услуг"; | | | | ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения | | | | в 2006 - 2012 годах"; | | | | ФЦП "Глобальная навигационная система" | | | | (ГЛОНАСС); | | | | ФЦП "Государственная граница Российской | | | | Федерации (2003 - 2010 годы)"; | | | | ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года"; | | | | ФЦП "Развитие общественного пассажирского | | | | транспорта (2008 - 2015 годы)" | |--|----------------|--------------------------------------------------| |9 | Объемы и | Объемы финансирования (в ценах соответствующего | | | источники | года): | | | финансирования | всего - 4866,2 млрд. рублей, | | | стратегии | в т.ч. по источникам: | | | | федеральный бюджет - 1594,07 млрд. рублей; | | | | инвестиционный фонд - 250,5 млрд. рублей; | | | | региональные бюджеты - 772,92 млрд. рублей; | | | | внебюджетные источники - 2248,71 млрд. рублей | ------------------------------------------------------------------------ Приложение N 2 к Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели |2003|2004|2005| Целевое | Показатели стран "второй группы" | Показатели стран "первой группы" | | <*> | | | | значение |-----------------------------------------------------------|--------------------------------------------| | | | | | | в |Испания|Республика|Греция|Венгрия|Чехия | в | США |Япония|Германия|Франция|Великобритания| | | | | | | среднем | |Корея | | | |среднем| | | | | | | | | | | | по группе| | | | | | по | | | | | | | | | | | | | | | | | |группе | | | | | | |--------------|----|----|----|-----------|----------|-------|----------|------|-------|------|-------|-----|------|--------|-------|--------------| | Грузоемкость |4,0 |3,5 |2,9 | 2,7 |2 - 3 | 1,5 -| 2,8 - | 2,5 | 2,2 |2,0 |0,5 - |0,6 | 0,5 -| 0,9 - | 1 - | 1,1 - | | экономики, | | | | | | 1,7 | 3,3 | | | |0,8 | | 0,6 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | | ткм/ВВП, в $ | | | | | | | | | | | | | | | | | | <**> | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------|----|----|----|-----------|----------|-------|----------|------|-------|------|-------|-----|------|--------|-------|--------------| | Подвижность, |4100|4300|4300| 5330 |6000 - | 8000 | 8500 | 6500| 7500 |7800 -|10000 -|12000| 12500| 11000 | 12500| 11500 | | км на 1 чел. | | | | |8000 | | | | |8000 |13000 | | | | | | |--------------|----|----|----|-----------|----------|-------|----------|------|-------|------|-------|-----|------|--------|-------|--------------| | Число |1,54|1,54|1,51| 1,35 |0,7 - | 0,8 | 0,6 | 0,9 | 0,7 |0,6 |0,3 - |0,6 | 0,3 | 0,35 | 0,5 | 0,6 | | погибших на | | | | <***> |0,9 | | | | | |0,6 | | | | | | | 1000 авт., | | | | | | | | | | | | | | | | | | чел. в год | | | | | | | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> В таблице представлены показатели, которые используются за рубежом. <**> При определении показателя использовано значение коммерческого грузооборота по отраслям Минтранса России. <***> Целевое значение показателя определяется на 1000 автомобилей, его значение значительно выше значения этого показателя по двум группам стран, ориентир 2020 год. Приложение N 3 к Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ ---------------------------------------------------------------------------------------------- | Задача, показатель, единица измерения |2005 |Первый этап| Второй этап |Целевое | | | |-----------|-----------------|значение| | | |2006 |2007 |2008 |2009 |2010 | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Задача 1. Ликвидация основных разрывов и | | | | | | | | | "узких мест" в опорной транспортной сети | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Строительство и реконструкция | | | | | | | | | федеральных автомобильных дорог, км | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |184 |585 |655 |725 |849 |868 |3515 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |184 |585 |482 |524 |529 |542 |2495 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Доля протяженности федеральных | | | | | | | | | автомобильных дорог, соответствующих | | | | | | | | | нормативным требованиям по транспортно- | | | | | | | | | эксплуатационным показателям, в общей | | | | | | | | | протяженности сети федеральных дорог, % | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант (старые значения) |37,2 |37,5 |38 |39 |40 |41 |41 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |37,2 |37,5 |37,6 |37,8 |38,4 |39,1 |39,1 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Доля протяженности федеральных автомобильных | | | | | | | | | дорог, обслуживающих движение в режиме | | | | | | | | | перегрузки, в общей протяженности сети | | | | | | | | | федеральных автомобильных дорог, % | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |28,2 |28,8 |27,5 |26,8 |26,2 |25,6 |25,6 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |28,2 |28,8 |29,1 |29,8 |30,3 |30,7 |30,7 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Доля объектов наземной инфраструктуры в | | | | | | | | | приоритетных аэропортах, соответствующих по | | | | | | | | | уровню технической оснащенности нормативным | | | | | | | | | требованиям | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |31,1 |37,8 |85,4 |100 |100 |100 |100 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |31,1 |37,8 |53,3 |75,6 |86,7 |100 |100 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Количество введенных в эксплуатацию | | | | | | | | | производственных объектов наземной базы | | | | | | | | | аэропортов, ед. | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |14 |17 |35 |42 |51 |58 |58 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |14 |17 |24 |31 |39 |45 |45 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Доля эксплуатируемых внутренних водных путей | | | | | | | | | с освещаемой и отражательной обстановкой от | | | | | | | | | общей протяженности ВВП по перечню, | | | | | | | | | утвержденному распоряжением Правительства | | | | | | | | | Российской Федерации от 19.12.2002 N 1800-р, | | | | | | | | | % | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |24,4 |23,7 |27,1 |29,9 |30 |30 |30 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |24,4 |23,7 |27,1 |27,1 |27,1 |27,1 |27,1 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Строительство новых железнодорожных путей | | | | | | | | | общего пользования, км | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |- |- |- |403 |- |390 |793 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |- |- |- |403 |- |390 |793 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Задача 2. Повышение эффективности системы | | | | | | | | | товародвижения | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Мощность терминально-логистических | | | | | | | | | комплексов, млн. тонн в год | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |- |6 |21,5 |24,1 |24,6 |24,6 |100,8 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |- |6 |21,5 |24,1 |24,6 |24,6 |100,8 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Поставки тягового подвижного состава | | | | | | | | | (тепловозов и электровозов), ед. | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |179 |281 |328 |400 |500 |555 |2064 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |179 |281 |328 |400 |500 |555 |2064 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Поставки грузовых вагонов (полувагонов) на | | | | | | | | | железнодорожном транспорте, тыс. ед. | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |8 |5,35 |5,9 |7,42 |8,2 |8,7 |35,6 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |8 |5,35 |5,9 |7,42 |8,2 |8,7 |35,6 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Задача 3. Реализация транзитного потенциала и | | | | | | | | | повышение конкурентоспособности российских | | | | | | | | | перевозчиков | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Прирост объема транзитных перевозок через | | | | | | | | | территорию России по отношению к 2004 году, | | | | | | | | | млн. т | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |4 |7 - 9|11 - |14 - |17 - |25 - |25 - | | | | |13 |16 |20 |30 |30 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |4 |5 |7 |10 |10 |10 |10 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Экспорт услуг транспортного комплекса, млрд. | | | | | | | | | долларов | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |7,5 |7,9 |9,6 |11,2 |12,5 |13,1 |13,1 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |7,5 |7,9 |9,6 |11,2 |11,2 |11,2 |11,2 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Доля российских автоперевозчиков на | | | | | | | | | российском рынке международных перевозок, % | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |39,4 |40 |42 |43 |45 |46 |46 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |39,4 |40 |40 |45 |48 |50 |50 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Доля современных воздушных судов в структуре | | | | | | | | | реализуемой провозной мощности парка | | | | | | | | | пассажирских самолетов, % | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |31 |35 |40 |46 |52 |60 |60 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |31 |34 |37 |40 |43 |46 |46 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Количество поставленных морских транспортных | | | | | | | | | судов, ед. | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |18 |21 |21 |21 |23 |26 |112 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |18 |16 |20 |21 |15 |15 |87 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Объем перевалки грузов в российских морских | | | | | | | | | портах, млн. тонн в год | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |407 |435 |462 |485 |510 |542 |542 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |407 |430 |455 |480 |510 |520 |520 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Задача 4. Повышение уровня доступности | | | | | | | | | транспортных услуг для населения | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Протяженность построенных и | | | | | | | | | реконструированных автомобильных дорог общего | | | | | | | | | пользования в субъектах Российской Федерации | | | | | | | | | и муниципальных образованиях, км | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |2135 |2645 |3053 |3290 |3527 |3764 |16279 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |2135 |2645 |2719 |2552 |2512 |2487 |12915 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Протяженность территориальных автомобильных | | | | | | | | | дорог, соответствующих нормативным | | | | | | | | | требованиям по транспортно-эксплуатационным | | | | | | | | | показателям, км; | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |136,2|143,8|149,5|155,3|162 |168,8|168,8 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |136,2|135,8|135,4|132,8|129,7|125,9|125,9 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Прирост количества населенных пунктов, | | | | | | | | | обеспеченных подъездами с твердым покрытием, | | | | | | | | | по сравнению с 2000 годом нарастающим итогом, | | | | | | | | | шт. | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |762 |998 |1334 |1591 |1947 |2570 |2570 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |762 |998 |1225 |1467 |1735 |1858 |1858 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Приобретение транспортных средств городского | | | | | | | | | пассажирского транспорта с использованием | | | | | | | | | государственной поддержки, ед. | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант | | | |1200 |1500 |1700 |4400 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант | | | |- |- |- |- | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Увеличение объема пассажирских перевозок | | | | | | | | | метрополитеном, млн. пасс./год | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант | | |10 |12 |13 |15 |50 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант | | |- |- |- |- |- | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Доля охвата населенных пунктов, расположенных | | | | | | | | | в районах Крайнего Севера, услугами | | | | | | | | | гражданской авиации, % | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |30 |52 |52 |52 |56 |68 |68 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |30 |33 |33 |35 |35 |35 |35 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Задача 5. Повышение уровня безопасности и | | | | | | | | | устойчивости транспортной системы | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Снижение количества дорожно-транспортных | | | | | | | | | происшествий на 1000 автомобилей, имеющих | | | | | | | | | своей причиной неудовлетворительное качество | | | | | | | | | дорог, по сравнению с 2000 годом, % | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |4,2 |4,5 |5 |6 |7 |8 |8 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |4,2 |4,2 |4,2 |4,3 |4,7 |5,1 |5,1 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Уровень оснащенности и укомплектованности | | | | | | | | | аварийно-спасательных служб на водном | | | | | | | | | транспорте, % | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | оптимистический вариант |70 |84 |87 |90 |95 |100 |100 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | базовый вариант |70 |75 |80 |85 |85 |85 |85 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Уровень охвата территории Российской | | | | | | | | | Федерации деятельностью | | | | | | | | | поисковоаварийно-спасательных служб на | | | | | | | | | воздушном транспорте, % | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | с учетом реализации стратегии |42 |42 |65 |77 |85 |100 |100 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | инерционная динамика |42 |42 |42 |42 |42 |42 |42 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Уровень оснащенности и укомплектованности | | | | | | | | | поисково-аварийно-спасательных служб на | | | | | | | | | воздушном транспорте | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | с учетом реализации стратегии |70 |84 |87 |90 |95 |100 |100 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | инерционная динамика |70 |75 |80 |85 |85 |85 |85 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | Доля аэропортов федерального и | | | | | | | | | межнационального значения, соответствующих | | | | | | | | | установленным требованиям по | | | | | | | | | антитеррористической защищенности, % | | | | | | | | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | с учетом реализации стратегии |50 |80 |89 |90 |95 |100 |100 | |-----------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|--------| | инерционная динамика |50 |50 |50 |50 |50 |50 |50 | ---------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 4 к Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ Реализация Стратегии предполагает осуществление ряда крупнейших проектов <1>, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения. -------------------------------- <1> Сметная стоимость проектов является ориентировочной и представлена в ценах соответствующих лет. 1. Строительство и реконструкция железнодорожных линий: 1.1. Строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск Стоимость проекта в 2007 - 2010 годах - 22,0 млрд. рублей. Цель проекта - снижение дотационности, улучшение социальных и экономических условий развития Республики Саха (Якутия) и обеспечение круглогодичного завоза грузов в республику, вовлечение в хозяйственный оборот страны минерально-сырьевых ресурсов и обеспечение национальной безопасности на северо-востоке страны. 1.2. Строительство совмещенного мостового перехода через р. Лена в районе г. Якутска Стоимость проекта - 14,9 млрд. рублей. Цель проекта - продление строящейся железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск непосредственно до столицы республики, обеспечение коренного улучшения транспортной связи Центральной Якутии с регионами России. Строительство моста позволит полностью избежать сезонности при завозе грузов и обеспечить экономию бюджетных средств от 2,5 до 5 млрд. рублей ежегодно. 1.3. Реконструкция Сахалинской железной дороги с переводом на общесетевую ширину колеи 1520 мм Стоимость проекта - 6,4 млрд. руб. Цель проекта - обеспечение перспективных объемов перевозок, снижение себестоимости перевозок, повышение эффективности работы и конкурентоспособности Сахалинской железной дороги. Вместе с тем, наряду с переходом железнодорожного транспорта на о. Сахалин на общесетевую колею, необходимо дальнейшее развитие сообщения между материком и островом как путем создания мостового перехода (прокладки тоннеля), так и на основе железнодорожно-паромных технологий с применением паромов нового поколения. 1.4. Реконструкция железнодорожной линии Санкт-Петербург - Бусловская и строительство новой линии Лосево (Петяярви) - Каменногорск для организации скоростного движения, что позволит сократить время следования поездов Санкт-Петербург - Хельсинки. Стоимость проекта - 29,1 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 8,9 млрд. рублей. Сроки реализации проекта - 2006 - 2010 годы. Цель проекта - организация скоростного движения пассажирских поездов, повышение качества транспортного обслуживания. 1.5. Строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Санкт-Петербург Стоимость проекта - 191,2 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 52,5 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение качественно более высокого уровня обслуживания пользователей на основе создания современной инфраструктуры и применения современных информационных технологий. Реализация проекта позволит существенно снизить издержки, повысить безопасность движения на направлении, входящем в состав международных транспортных коридоров, обеспечить ускоренное развитие международного аэропорта Шереметьево. 1.6. Строительство новой железнодорожной линии Кызыл - Курагино в Республике Тыва Стоимость проекта - 53,4 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 25,0 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение поставки высококачественного угля в объемах до 17 млн. тонн в год для отечественной металлургической промышленности и на экспорт. Строительство железной дороги имеет приоритетное значение для социально-экономического развития региона. 1.7. Строительство комплекса морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии Стоимость проекта - 7,4 млрд. рублей. Цель проекта - транспортное обслуживание быстровозрастающего грузопотока на страны Балтийского моря и обеспечение транспортной связи с анклавной Калининградской областью. 2. Строительство и модернизация автомобильных дорог: 2.1. Строительство автомобильной дороги Чита - Хабаровск Стоимость проекта: 1) полное развитие - 73,1 млрд. руб. 2) уровень поддержания системы - 48,7 млрд. руб. Цель проекта - завершение строительства магистрали, входящей в состав МТК "Транссиб" (основное направление TSA), обеспечение автодорожной связью западных регионов России и Дальнего Востока придаст импульс развитию региона, будет способствовать росту товарообмена между прилегающими краями и областями, развитию торговли с Китаем, Монголией и другими странами АТР. 2.2. Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга Стоимость проекта - 108,0 млрд. рублей. Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения транспорта, повышение безопасности населения и движения транспорта, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц Санкт-Петербурга за счет вывода из города транзитного транспорта, следующего по направлению международного транспортного коридора "Север - Юг" (NSA основное направление), а также части пригородных и внутригородских потоков. 2.3. Федеральная магистральная автодорога М-8 "Холмогоры" - от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на головном участке км 16 - км 47 в Московской области Стоимость проекта - 18,87 млрд. рублей. Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на перегруженном участке магистрали, входящей в состав МТК "Север - Юг" (ответвление NSA3), и являющейся связующим звеном автодорог "Золотого кольца", снижение отрицательного воздействия на окружающую среду ближнего Подмосковья. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. 3. Строительство мостовых переходов через крупные водные преграды: 3.1. Строительство мостового перехода через р. Волга (первая очередь обхода г. Ярославля) Стоимость проекта - 8,1 млрд. рублей. Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек при перевозке грузов и пассажиров, оздоровление экологической обстановки в г. Ярославле. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию. 3.2. Мостовой переход через р. Волга в г. Волгограде Стоимость проекта - 11,2 млрд. рублей. Цель проекта - повышение эффективности перевозок, содействие социально-экономическому развитию регионов Заволжья, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Волгоград и Волжский от транзитного и внутриобластного транспорта, обеспечение кратчайших надежных транспортных связей городов Волгограда и Волжский с рекреационной зоной Волго-Ахтубинской поймы. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию. 3.3. Мостовой переход через р. Волга у г. Ульяновска Стоимость проекта - 17,4 млрд. рублей. Цель проекта - обслуживание транспортных потоков по направлению Европа - Центральная Россия - Приволжье - Урал - Сибирь, снятие перегрузки с находящегося в аварийном состоянии существующего совмещенного с железной дорогой моста в г. Ульяновске, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию, а также поэтапный ввод в эксплуатацию по очередям и пусковым комплексам. 3.4. Мостовой переход через р. Кама на автомобильной дороге Казань - Оренбург у с. Сорочьи Горы Стоимость проекта - 4,6 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение бесперебойного сообщения с Уралом и Сибирью, круглогодичных автодорожных связей с районами Закамья, Оренбургской, Самарской, Челябинской областей, регионов Поволжья - с государствами Центральной Азии. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию. 3.5. Мостовой переход через р. Волга у с. Пристанное Стоимость проекта - 6,2 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение функционирования автодорожной составляющей транспортного коридора "Транссиб", содействие развитию экономики Саратовской области и юга России за счет повышения пропускной способности Саратовского транспортного узла, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Саратова и Энгельса от транзитного и внутриобластного транспорта. 4. Строительство обходов городов: 4.1. Обход города Сочи Стоимость проекта - 17,0 млрд. рублей. Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на маршруте, входящем в состав МТК "Север - Юг" (ответвление NSA2), разгрузка улично-дорожной сети города, вывод транзитного движения из городской черты, улучшение условий движения, сокращение отрицательного воздействия на окружающую среду и население, повышение рекреационной привлекательности региона. 4.2. Обход городов Краснокамск и Пермь с мостовым переходом через реку Кама на автодороге Санкт-Петербург - Киров - Пермь - Екатеринбург Стоимость проекта - 5,5 млрд. рублей. Цель проекта - создание нового автодорожного направления "Северо-Запад - Урал": Санкт-Петербург - Киров - Пермь - Екатеринбург, существенное снижение транспортных издержек; улучшение условий движения, повышение безопасности движения на автодороге, входящей в состав МТК "Транссиб" (ответвление TSA1); оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Краснокамска и Перми от транзитного и внутриобластного транспорта. 5. Строительство платных автомобильных дорог. Реализация проектов платных дорог будет осуществляться с привлечением внебюджетных источников финансирования с возвратом вложенных средств за счет взимания платы за проезд. В качестве источника инвестиций будут использоваться федеральные средства, в том числе инвестиционный фонд, и частные заемные средства, средства внутренних и внешних займов, собственные средства частных инвесторов. Осуществление таких проектов позволит перераспределить транспортные потоки и улучшить условия движения на перегруженных участках важнейших автомагистралей при существенной экономии бюджетных средств. В качестве платных дорожных объектов в Российской Федерации в планируемый период будут рассматриваться вновь создаваемые, находящиеся в незавершенном строительстве, а также существующие автомобильные дороги при условии их существенной модернизации. Большой эффект может достигаться за счет введения платности пользования вновь строящимися тоннелями и большими мостами через крупные водные преграды. 5.1. Скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург Стоимость проекта - 180 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 37,5 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение качественно более высокого уровня обслуживания пользователей дороги на основе создания современной инфраструктуры и применения современных информационных технологий. Существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на направлении, входящем в состав международных транспортных коридоров "Север - Юг" (NSA основное направление) и IX Панъевропейского транспортного коридора, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду в регионе крупнейших городов Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Великий Новгород, других городов, а также особоохраняемых природных территорий, расположенных вблизи федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия". Обеспечение ускорения развития международного аэропорта Шереметьево, улучшение обслуживания пассажиров, бесперебойная доставка грузов, связанных с деятельностью аэропорта, в условиях существенного роста пассажиро- и грузопотоков, следующих через аэропорт. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. 5.2. Новый выход на МКАД автомагистрали М-1 "Беларусь" по трассе северного обхода г. Одинцово Московской области Стоимость проекта - 12,1 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 6,2 млрд. рублей. Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на перегруженном участке магистрали, входящей в состав МТК "Транссиб" (TSA основное направление) и II Панъевропейского транспортного коридора Берлин - Брест - Минск - Москва - Нижний Новгород, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду ближнего Подмосковья. Будет достигнута разгрузка перегруженного Рублево-Успенского шоссе на 40 - 45 процентов за счет перераспределения транспортных потоков. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. 5.3. Автомобильная дорога "Подъезд к аэропорту Домодедово на территории Московской области" Стоимость проекта - 2,6 млрд. рублей. Цель проекта - содействие ускорению развития международного аэропорта Домодедово за счет реконструкции дороги. Существенное снижение транспортных издержек при обслуживании пассажиров и доставке грузов, связанных с деятельностью аэропорта, в условиях существенного роста пассажиро- и грузопотоков, следующих через него, а также значительного увеличения интенсивности движения на подъездной автодороге. Модернизация сети автомобильных дорог в районах Московской области, прилегающих к аэропорту Домодедово. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. Первый пилотный проект создания платной автомобильной дороги с целью отработки юридических, финансовых и организационных механизмов, предусматривающих возможность реализации коммерческих проектов по финансированию строительства и обеспечению эксплуатации крупных объектов транспортной инфраструктуры. 5.4. Автомагистраль "Западный скоростной диаметр (ЗСД)" в г. Санкт-Петербурге Стоимость проекта - 57,4 млрд. рублей. Цель проекта - создание новой скоростной автомобильной магистрали вдоль побережья Финского залива, связывающей северную, центральную и южную части города, обеспечивающей прямой выход из морского порта Санкт-Петербурга на федеральную сеть дорог и создающей удобную подъездную инфраструктуру к проектируемому пассажирскому морскому терминалу на Васильевском острове. Строительство магистрали позволит увеличить пропускную способность IX Панъевропейского транспортного коридора и МТК "Север - Юг", повысить эффективность работы морского порта Санкт-Петербурга и всего Санкт-Петербургского транспортного узла в целом, разгрузить улично-дорожную сеть Санкт-Петербурга, создать условия для развития туристической индустрии. 5.5. Центральная кольцевая автомобильная дорога на территории Московской области и создание "большого логистического кольца" в Московской области в привязке к Центральной кольцевой дороге Стоимость проекта - 228,5 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 66,5 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение коренного улучшения транспортного обслуживания в регионе Москвы и ближнего Подмосковья, снятие перегрузки с сети магистральных дорог вблизи Московского автодорожного узла за счет перераспределения потоков движения. Создание современной интермодальной транспортной и логистической системы Московского транспортного узла, снижение отрицательного воздействия автотранспорта на окружающую среду ближнего Подмосковья. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и бюджета Московской области, средств частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. 6. Модернизация аэропортов и формирование узловых аэропортов (хабов). Цель проектов - развитие аэропортовой инфраструктуры, создание сети пересадочных узлов (хабов), способных выполнять функции узловых распределительных центров воздушных перевозок и повысить качество обслуживания, обеспечить растущие потребности во внутренних и международных транзитных перевозках, а также повысить уровень безопасности и регулярности полетов. В приоритетные инвестиционные проекты по строительству и реконструкции аэропортов и аэродромов, с привлечением внебюджетных средств на основе инвестиционных договоров с применением форм государственно-частного партнерства, при разработке необходимой нормативной правовой базы вошли 24 аэропорта. Проекты разбиты на 4 направления - "Крупные проекты узловых аэропортов", "Пилотные проекты узловых аэропортов", "Пилотные проекты региональных аэропортов", "Пилотные проекты региональных аэропортов (местного значения)". 6.1. Развитие Московского авиаузла: создание аэропорта-хаба на базе аэропортов Домодедово, Шереметьево, Внуково Стоимость проекта - 40,2 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 18,3 млрд. рублей. Цель проекта - повышение конкурентоспособности российских транспортных коридоров. Проект предусматривает дальнейшее комплексное развитие аэропортов Домодедово, Внуково, Шереметьево, включающее развитие терминальных комплексов, подведение к терминалам автомобильных, железных дорог или линии метро, связывающих аэропорты с центральными частями города, и между аэропортами, обеспечение посадки пассажиров на все виды транспорта. 6.2. Развитие Красноярского грузового авиационного узла Стоимость проекта - 7,8 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 5,4 млрд. рублей. Цель проекта - повышение конкурентоспособности российских транспортных коридоров на основе формирования нового логистического продукта, транспортной инфраструктуры по развитию системы сетевой доставки грузов по территории России и СНГ. Развитие рынка грузовых авиаперевозок России и СНГ в МТК Европа - Азия. 6.3. Организация на базе аэропорта Кольцово крупного транспортно-логистического узла - хаба Стоимость проекта - 10,8 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 5,4 млрд. рублей. Цель проекта - развитие Европейско-Азиатского интермодального транспортного узла, обеспечение эффективного взаимодействия всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и региональных пассажирских и грузовых перевозок. Проект предполагает реконструкцию (восстановление) аэродрома (искусственные покрытия, светосигнальное и радиотехническое оборудование), реконструкцию аэровокзального комплекса и внедрение современных технологий по обслуживанию пассажиров и авиаперевозчиков, развитие инфраструктуры перевозок: гостинично-деловой комплекс, бортовое питание, общественное питание и торговля. 7. Строительство морских портов: 7.1. Комплексное развитие морского торгового порта Усть-Луга По переработке следующей номенклатуры грузов: уголь, минеральные удобрения, лесные грузы, генеральные грузы, скоропортящиеся грузы, грузы в контейнерах, грузы на паромах, наливные грузы общей мощностью - 34,5 млн. тонн. Стоимость проекта - 29,9 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 11,4 млрд. рублей. Цель проекта - создание мощных, высокопроизводительных комплексов для перевалки массовых грузов (угля, минеральных удобрений) на крупнотоннажные суда грузоподъемностью свыше 30 тыс. тонн. Переориентация российских внешнеторговых грузов с иностранных портов на российские порты. 7.2. Строительство специализированного морского порта Приморск по переработке нефти и нефтепродуктов проектной мощностью до 106 млн. тонн в год Стоимость проекта - 14,54 млрд. рублей. Цель проекта - освоение грузопотоков сырой нефти и нефтепродуктов, которые до настоящего времени идут через порты стран Балтии. 7.3. Строительство нового морского торгового порта у мыса Железный Рог с потенциальной проектной мощностью свыше 30,0 млн. тонн Предварительная стоимость - 7,8 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 1,8 млрд. рублей. Цель проекта - переключить на российский порт грузопоток российского аммиака из украинского порта Южный. 7.4. Строительство пассажирского комплекса на Васильевском острове пропускной способностью - 1,2 млн. пассажиров в год Стоимость проекта - 37,3 млрд. рублей, в том числе в объекты федеральной собственности - 7,3 млрд. рублей. Цель проекта - обеспечение заходов и обработка крупных круизных лайнеров и автопассажирских паромов, а также предоставление круизным и транзитным пассажирам всего комплекса сервисных и гостиничных услуг. 8. Повышение пропускной способности внутренних водных путей. Для решения задачи повышения пропускной способности внутренних водных путей необходимо ликвидировать узкие места, снижающие эффективность и безопасность судоходства на всем протяжении Единой глубоководной системы европейской части страны. 8.1. Строительство 2-й нитки шлюза Кочетовского гидроузла Стоимость проекта - 2,3 млрд. рублей. Цель проекта - установление на участке реки Дон (Кочетовский шлюз - Азов) гарантированной глубины 3,8 м для пропуска судов с осадкой 3,5 - 3,6 м с целью увеличения пропускной способности Кочетовского шлюза. Реализация проекта обеспечит подготовку к открытию важнейших внутренних водных путей для иностранных перевозчиков, позволит предотвратить кризис пропускных возможностей при вводе стандарта на применение двухкорпусных танкеров. 8.2. Строительство 2-й нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла Стоимость проекта - 6,0 млрд. рублей. Цель проекта - увеличение в 2,5 раза пропускной способности Волго-Балтийского водного пути, исчерпавшего свои проектные возможности. 8.3. Строительство на реке Волга выше Нижнего Новгорода (в районе пос. Большое Козино) низконапорного гидроузла с плотиной и судоходным шлюзом, совмещенного с автодорожным мостовым переходом на трассе Москва - Киров Стоимость проекта - 23,7 млрд. рублей. Цель проекта - устранение ступенчатости глубин на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации, увеличение пропускной способности на 50 процентов, разгрузка автомагистралей Нижнего Новгорода. 9. Создание терминально-логистических комплексов. Цель проектов - повышение эффективности системы товародвижения и реализация транзитного потенциала при мультимодальных перевозках экспортно-импортных грузов. Общее количество указанных комплексов, которое должно быть создано в 2005 - 2010 гг., составляет 72 (в том числе в Московском регионе - 5 комплексов, в регионе г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 3, далее по 1 комплексу на каждый субъект Российской Федерации, включая области, края и республики, примыкающие к международным транспортным коридорам). Срок создания 72 терминально-логистических комплексов (ТЛК) - 2005 - 2010 годы. Суммарная проектная мощность - 100,8 млн. тонн грузов в год. Мощность каждого терминально-логистического комплекса составляет от 0,4 до 2,5 млн. тонн в год. Стоимость проекта - 53,9 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). Приложение N 5 к Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 1. Сводная таблица (млрд. рублей, в ценах соответствующего года) (базовый вариант) ------------------------------------------------------------------------------------------------ | Источники финансирования | | Первый этап | Второй этап | Финансирование, | | | |-------------|---------------------| всего | | | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | (2006 - | | | | | | | | | 2010 гг.) | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | Объемы финансирования - |459 |572,87|698,31|798,25|996,14|1112,09| 4177,66 | | всего | | | | | | | | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | из них ФЦП |438,75|546,64|667,66|766,03|971,01|1086,96| 4038,3 | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | в том числе ФЦП "Модернизация |434,30|538,27|663,07|761,86|868,06|1081,01| 3912,27 | | транспортной системы | | | | | | | | | (2002 - 2010 годы)" | | | | | | | | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | в том числе по источникам | | | | | | | | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | - федеральный бюджет - |149,91|177,74|191,73|205 |211,36|230,29 | 1016,12 | | всего | | | | | | | | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | в том числе федеральный |129,66|151,51|161,08|172,78|186,23|205,16 | 876,76 | | бюджет, ФЦП | | | | | | | | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | из него федеральный бюджет |125,21|143,14|156,49|168,61|183,28|199,21 | 850,73 | | по ФЦП "Модернизация | | | | | | | | | транспортной системы | | | | | | | | | России (2002 - 2010 годы)" | | | | | | | | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | кроме того, Инвестиционный |- |22,00 |34,80 |44,90 |70,80 |78,00 | 250,50 | | фонд (ФЦП "Модернизация | | | | | | | | | транспортной системы | | | | | | | | | России (2002 - 2010 | | | | | | | | | годы)") | | | | | | | | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | - региональные бюджеты |98,30 |113,59|126,20|137,78|148,59|156,66 | 682,82 | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | итого из всех бюджетов, |248,21|320,41|349,43|386,62|434,14|464,98 | 1940,86 | | включая Инвестиционный | | | | | | | | | фонд | | | | | | | | |---------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------| | - внебюджетные источники |210,79|259,54|345,58|410,57|565,39|647,14 | 2228,22 | ------------------------------------------------------------------------------------------------ 2. Общий объем финансирования (млрд. рублей, в ценах соответствующего года) ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники финансирования | | Первый этап | Второй этап | Финансирование, | | | |-------------|---------------------+ всего | | | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Общий объем финансирования |459 |572,87|698,31|798,25|996,14|1112,09| 4177,66 | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Программа 1 |434,30|538,27|663,07|761,86|868,06|1081,01| 3912,27 | | ФЦП "Модернизация | | | | | | | | | транспортной системы России | | | | | | | | | (2002 - 2010 годы)" | | | | | | | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Задача 1. Ликвидация |144,00|180,61|213,78|244,12|253,28|269,46 | 1161,25 | | основных разрывов и "узких | | | | | | | | | мест" в опорной транспортной | | | | | | | | | сети | | | | | | | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Мероприятие 1 |65,88 |82,90 |97,09 |107,53|116,89|127,06 | | | Увеличение протяженности | | | | | | | | | федеральных автомобильных | | | | | | | | | дорог, соответствующих | | | | | | | | | нормативным требованиям по | | | | | | | | | транспортно-эксплуатационным | | | | | | | | | показателям | | | | | | | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Мероприятие 2 |9,91 |14,40 |16,99 |18,89 |20,95 |22,64 | | | Повышение технической | | | | | | | | | оснащенности наземной | | | | | | | | | инфраструктуры в приоритетных | | | | | | | | | аэропортах, включая | | | | | | | | | взлетно-посадочные полосы, | | | | | | | | | светосигнальное оборудование, | | | | | | | | | систему организации | | | | | | | | | воздушного движения, систему | | | | | | | | | управления авиаперевозками | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Мероприятие 3 |2,15 |1,58 |1,54 |2,66 |2,89 |3,15 | | | Поддержание и увеличение | | | | | | | | | протяженности внутренних | | | | | | | | | водных путей, пригодных | | | | | | | | | для эксплуатации и | | | | | | | | | соответствующих требованиям | | | | | | | | | безопасности | | | | | | | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Мероприятие 4 |66,06 |81,73 |98,16 |115,04|112,55|116,61 | | | Обеспечение комплексного | | | | | | | | | развития инфраструктуры | | | | | | | | | железных дорог | | | | | | | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Задача 2. Повышение |38,14 |75,01 |120,37|158,92|239,98|264,22 | 858,5 | | эффективности системы | | | | | | | | | товародвижения | | | | | | | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Мероприятие 1 |- |16,90 |32,99 |45,10 |76,40 |81,50 | | | Реализация комплекса проектов | | | | | | | | | по развитию транспортно- | | | | | | | | | технологической | | | | | | | | | инфраструктуры | | | | | | | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Мероприятие 2 |5,00 |24,20 |45,20 |58,50 |91,10 |100,60 | | | Реализация комплекса | | | | | | | | | инфраструктурных проектов | | | | | | | | | на условиях ГЧП <*> | | | | | | | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Мероприятие 3 |33,14 |33,91 |42,18 |55,32 |72,48 |82,12 | | | Обновление парка | | | | | | | | | транспортных средств | | | | | | | | |----------------------------------|------|------|------|------|------|-------|-----------------+ | Задача 3. Реализация |115,07|213,09|301,85|347,86|503,88|586,51 | 1953,19 | | транзитного потенциала и | | | | | | | | | повышение конкурентоспособности | | | | | | | | | российских | | | | | | | | | перевозчиков | | | | | | | | |