ОБ УТОЧНЕНИИ ПЛАТЕЖА В БЮДЖЕТ ПРИ ОШИБОЧНОМ УКАЗАНИИ СТАТУСА ПЛАТЕЛЬЩИКА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 03.11.06 03-02-07/1-307

                    ОБ УТОЧНЕНИИ ПЛАТЕЖА В БЮДЖЕТ
              ПРИ ОШИБОЧНОМ УКАЗАНИИ СТАТУСА ПЛАТЕЛЬЩИКА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           3 ноября 2006 г.
                           N 03-02-07/1-307

                              (ФР 06-46)


     Вопрос: Просим Вас дать разъяснения по следующему вопросу.
     При  перечислении  НДС  в  бюджет  за март, апрель, июнь 2006 г в
платежном  поручении  работники  предприятия  неверно  указали  статус
налогоплательщика,  а  именно:  вместо  статуса 01 (налогоплательщик -
юридическое лицо) указали 02 (налоговый агент). При сверке с налоговой
инспекцией  получен  акт, в котором оплата НДС отражена соответственно
двумя   строками:   в  одной  задолженность  (недоимка),  в  другой  -
переплата. Кроме того, начислены пени по недоимке.
     Организацией  написано  письмо  в  ИФНС  с  просьбой о переброске
платежей  по  налогу  на  правильный  статус  без  начисления пеней со
ссылкой на   письмо   Министерства   финансов   РФ  от  27.09.2005  г.
N 03-02-07/1-245.  В  инспекции  перебросить  платеж  на  верный   код
отказались.  Инспектор  предложил  еще  раз заплатить налог и пени,  а
неверно зачисленную сумму пообещали  возвратить.  Правы  ли  работники
ИФНС?

     Ответ:  В  Департаменте  налоговой  и таможенно-тарифной политики
рассмотрено  ваше  письмо  от  07.09.2006  N  ЭСКО-1/635 по вопросу об
уточнении   платежа  по  налогу  на  добавленную  стоимость  в  случае
ошибочного указания статуса плательщика, и сообщается следующее.
     По общему правилу, согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс) обязанность по уплате налога
считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк
поручения  на  уплату соответствующего налога при наличии достаточного
денежного  остатка  на  счете налогоплательщика. Обязанность по уплате
налога  также  считается исполненной после вынесения налоговым органом
или  судом  в  порядке,  установленном  статьей  78 Кодекса, решения о
зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
     Обязанность  по  уплате  налога  прекращается  с  уплатой  налога
налогоплательщиком (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса).
     В  соответствии  с  порядком, предусмотренным статьей 78 Кодекса,
сумма  излишне  уплаченного  налога подлежит зачету в счет предстоящих
платежей  налогоплательщика  по  этому  или  иным  налогам,  погашения
недоимки либо возврату налогоплательщику.
     Статьей  78  Кодекса  не  установлен порядок осуществления зачета
сумм  излишне перечисленного налога организацией в качестве налогового
агента в счет погашения недоимки, возникшей в результате ненадлежащего
исполнения   этой   организацией   своих   обязанностей   в   качестве
налогоплательщика.
     Согласно   пункту  2  статьи  57  Кодекса  при  уплате  налога  с
нарушением  срока  уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и
на условиях, предусмотренных Кодексом.
     Пеней    признается   установленная   денежная   сумма,   которую
налогоплательщик  должен  выплатить в случае уплаты причитающихся сумм
налогов  или  сборов,  в  более  поздние по сравнению с установленными
законодательством  о  налогах  и  сборах  сроки  (пункт  1  статьи  75
Кодекса).
     Согласно  определению  Конституционного Суда Российской Федерации
от   04.07.2002   N   202-О  пеня  является  дополнительным  платежом,
направленным  на компенсацию потерь государственной казны в результате
недополучения налоговых сумм.
     Исходя   из   судебной   практики  следует,  что  при  разрешении
аналогичных  споров учитывается своевременность и полнота перечисления
налогоплательщиком  или  налоговым  агентом  сумм  НДС  в  федеральный
бюджет, не повлекшие потери государственной казны.
     Основываясь   на   том,   что  Кодексом  прямо  не  предоставлены
налоговому  органу  полномочия по принятию решения о проведении зачета
сумм  излишне  перечисленного  налога организацией-налоговым агентом в
счет  недоимки, образовавшейся у этой организации-налогоплательщика, а
также  не предоставлены полномочия по пересчету соответствующих пеней,
налоговый орган принимает решение, о котором указано в вашем письме.
     Кодекс   в   действующей   редакции  не  предусматривает  порядок
пересчета  пеней  в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган
заявления   об   исправлении  ошибок,  допущенных  им  при  оформлении
поручения на уплату налога.
     Согласно  пункту  7  статьи  45  Кодекса  в редакции Федерального
закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ на основании заявления налогоплательщика
и  акта  совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если
такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение
об  уточнении  платежа  на  день фактической уплаты налогоплательщиком
налога  в  бюджетную  систему  Российской Федерации на соответствующий
счет  Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет
пересчет  пеней,  начисленных  на  сумму  налога, за период со дня его
фактической   уплаты  в  бюджетную  систему  Российской  Федерации  на
соответствующий   счет   Федерального  казначейства  до  дня  принятия
налоговым органом решения об уточнении платежа.
     Федеральный  закон  от  27.07.2006  N  137-ФЗ вступает в силу с 1
января  2007  года,  за исключением положений, для которых установлены
иные сроки вступления в силу.
     В  силу пункта 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах
и   сборах,   устанавливающие   дополнительные  гарантии  защиты  прав
налогоплательщиков,   плательщиков   сборов,   налоговых  агентов,  их
представителей, имеют обратную силу.
     Полагаем,  что  положения  пункта  7 статьи 45 Кодекса в редакции
Федерального  закона  от 27.07.2006 N 137-ФЗ дополнительно гарантирует
защиту   прав  налогоплательщиков,  плательщиков  сборов  и  налоговых
агентов.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов
Российской Федерации
                                                         С.В. Разгулин
3 ноября 2006 г.
N 03-02-07/1-307