ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ. Постановление. Фонд социального страхования РФ. 01.02.02 10


Страницы: 1  2  



            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ
       НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК
      СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
                   И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                   ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

                          1 февраля 2002 г.
                                 N 10

                                 (Д)


     Фонд социального страхования Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  Методические   указания   о   порядке   назначения,
проведения   документальных   выездных   проверок   страхователей   по
государственному  социальному  страхованию  и  принятия  мер   по   их
результатам.
     2. Региональным   отделениям    Фонда    обеспечить    проведение
документальных  выездных  проверок  страхователей  по государственному
социальному страхованию в соответствии с Методическими указаниями.
     3. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя председателя Фонда Б.А.Дуденкова.

Председатель Фонда социального
страхования Российской Федерации
                                                          Ю.А. Косарев
1 февраля 2002 г.
N 10

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
23 апреля 2002 г.
N 3397


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                      постановлением Фонда социального
                                      страхования Российской Федерации
                                                от 1 февраля 2002 года
                                                                  N 10

                        Методические указания
       о порядке назначения, проведения документальных выездных
        проверок страхователей по государственному социальному
             страхованию и принятия мер по их результатам

                           Общие положения

     Настоящие Методические указания определяют  единые  требования  к
назначению,   проведению  отделениями  Фонда  социального  страхования
Российской Федерации  и  их  филиалами  (далее  -  отделения  (филиалы
отделений)  Фонда)  документальных  выездных проверок страхователей по
государственному  социальному  страхованию  -  плательщиков  страховых
взносов   и   единого   социального  налога  (далее  -  страхователи),
составлению и форме  актов  проверок,  а  также  к  порядку  вынесения
решений по их результатам.
     При назначении  и  проведении  документальных  выездных  проверок
страхователей  по  государственному  социальному страхованию отделения
(филиалы отделений) Фонда руководствуются Федеральным  законом  от  16
июля   1999  года  N  165-ФЗ  "Об  основах  обязательного  социального
страхования" (Собрание законодательства  Российской  Федерации,  1999,
ст.3686),   Положением  о  Фонде  социального  страхования  Российской
Федерации,  утвержденным   постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 12.02.94 N 101 (Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации,  1994,  N 8,  ст.599),  федеральными законами  о
бюджете   Фонда  на  соответствующий  год,  иными  законодательными  и
нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Фонда, а
также настоящими Методическими указаниями.

         Раздел I. Порядок назначения документальных выездных
       проверок страхователей, составления акта и принятия мер
                       по результатам проверок

              Порядок назначения документальных выездных
                        проверок страхователей

     1. Контроль  за правильностью расходования страхователями средств
на  цели  государственного  социального   страхования   осуществляется
отделением   (филиалом   отделения)   Фонда   посредством   проведения
документальных выездных проверок  страхователей  (далее  -  проверки),
истребования у страхователей документов,  получения от них объяснений,
проверки данных учета и отчетности.
     2. Проверки  проводятся  в  соответствии  с квартальными планами,
которые утверждаются руководителем отделения (филиала отделения) Фонда
(управляющим,  заместителем  управляющего отделения Фонда,  директором
филиала) (далее - руководитель отделения (филиала отделения) Фонда).
     При составлении  планов  учитываются  следующие  критерии  отбора
страхователей для проверки:
     периодичность проведения проверок - не реже 1 раза в 3 года;
     значительные расходы   на   цели   государственного   социального
страхования, произведенные страхователем в проверяемом периоде;
     нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по
средствам  Фонда социального страхования Российской Федерации (далее -
расчетная ведомость по средствам Фонда);
     значительные суммы  дотаций,  полученные  от  отделения  (филиала
отделения)  Фонда  в  возмещение  произведенных   расходов   на   цели
государственного социального страхования.
     Срок проверки    конкретного     страхователя     устанавливается
руководителем отделения (филиала отделения) Фонда с учетом численности
страхователя,  объема  произведенных  расходов   по   государственному
социальному страхованию, транспортных и иных условий.
     В необходимых случаях руководителем отделения (филиала отделения)
Фонда могут быть назначены внеплановые проверки страхователей.
     3. Проверка  назначается  и  проводится  на   основании   решения
руководителя отделения (филиала отделения) Фонда (приложение N 1).
     4. Проверки   проводятся    работниками    контрольно-ревизионных
отделов,   иными  работниками  отделения  (филиала  отделения)  Фонда,
уполномоченными на проведение проверок решением руководителя отделения
(филиала отделения) Фонда.
     5. В   день   начала   проверки   проверяющим(и)    предъявляются
страхователю  решение руководителя отделения (филиала отделения) Фонда
о проведении проверки и служебное удостоверение.
     6. Проверкой  могут  быть  охвачены  законченный  отчетный период
текущего года и два непосредственно предшествовавшие  ему  календарных
года  деятельности  страхователя (в общей сложности не превышающий три
года).
     7. Срок  проверки  исчисляется  в  календарных  днях  и  не может
превышать     двух     месяцев.      При      проведении      проверок
организаций-страхователей,  имеющих филиалы и представительства,  срок
проверки увеличивается на срок не более одного  месяца  на  проведение
проверки каждого филиала и представительства.
     8. Отделение  (филиал  отделения)  Фонда  не   вправе   проводить
повторные  проверки  одного  и  того же страхователя по одним и тем же
вопросам за уже проверенный период, за исключением случаев:
     а) реорганизация   или   ликвидации   организации  (обособленного
подразделения) - страхователя (приложение N 2);
     б) в  порядке  контроля  отделения Фонда за деятельностью филиала
отделения Фонда, проводившего проверку (приложение N 3).
     9. Подготовке к проведению проверки предшествует подготовительный
этап работы (не более двух дней),  предусматривающий сбор и  анализ  в
отделении (филиале отделения) Фонда следующей информации:
     расходы на   цели   государственного   социального   страхования,
произведенные страхователем в проверяемом периоде (по данным расчетных
ведомостей по средствам Фонда);
     установленный страхователю    норматив   на   санаторно-курортное
обслуживание  работников  и  оздоровление   детей   (на   2000   год);
утвержденные  страхователю ассигнования на санаторно-курортное лечение
и  оздоровление  работников  и  членов  их  семей  и  ассигнования  на
оздоровление детей (на 2001 год).
     10. По  окончании  проверки  проверяющий  составляет  справку   о
проведенной  проверке (приложение N 4),  в которой фиксируются предмет
проверки и сроки ее проведения.

            Порядок составления акта проверки страхователя
                    и требования к его оформлению

     11. По    результатам    проверки    организации   (обособленного
подразделения)  (здесь   и   далее   имеются   в   виду   обособленные
подразделения   организаций   ,  которые  исполняют  обязанности  этих
организаций по уплате единого социального налога) - страхователя  либо
физического   лица  -  страхователя  составляется  акт  документальной
выездной  проверки  страхователя   по   государственному   социальному
страхованию с индексом "с/с" (далее - акт) (приложение N 5).
     12. Акт должен быть составлен в ходе  проверки  либо  не  позднее
двух  месяцев  после  составления справки о проведенной проверке.  Акт
составляется в двух экземплярах,  один из которых остается на хранении
в отделении (филиале отделения) Фонда,  другой передается руководителю
проверяемой организации (обособленного подразделения)  -  страхователя
либо физическому лицу - страхователю (их представителям).
     13. Акт  должен  иметь  сквозную  нумерацию  страниц,  в  нем  не
допускаются  помарки,  подчистки  и  иные  исправления  за исключением
исправлений,  оговоренных  и  заверенных  подписями  лиц,  проводивших
проверку и подписывающих акт.
     14. Акт должен состоять из трех частей:  вводной,  описательной и
итоговой.
     15. Вводная часть акта (общие положения) представляет собой общие
сведения о проводимой проверке, страхователе и должна содержать:
     номер, который присваивается акту при его регистрации в отделении
(филиале отделения) Фонда;
     наименование места проведения проверки  (населенного  пункта,  на
территории которого она проводилась);
     дату подписания акта лицами, проводившими проверку;
     полное и   сокращенное   наименование   проверяемой   организации
(обособленного подразделения) -  страхователя  согласно  учредительным
документам   или   фамилия,   имя   и   отчество  физического  лица  -
страхователя;
     регистрационный номер и код подчиненности страхователя;
     наименование налогового  органа,  в  котором  состоит  на   учете
организация (обособленное подразделение) - страхователь или физическое
лицо - страхователь;
     ИНН/КПП организации  (обособленного подразделения) - страхователя
или ИНН физического лица - страхователя;
     фамилии, имена,  отчества лиц,  проводивших проверку, с указанием
должности и наименования отделения (филиала отделения) Фонда,  который
они представляют;
     дату и номер решения руководителя отделения  (филиала  отделения)
Фонда о проведении проверки;
     указание на цель проверки:  проверка расходования средств на цели
государственного социального страхования;
     период, за который проведена проверка;
     даты начала и окончания проверки.  Датой начала проверки является
день предъявления руководителю проверяемой организации  (обособленного
подразделения) - страхователя либо физическому лицу - страхователю (их
представителям) решения  руководителя  отделения  (филиала  отделения)
Фонда  о  проведении  проверки,  а  датой  окончания - день подписания
справки лицами, проводившими проверку;
     фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации
(обособленного подразделения) - руководителя, главного бухгалтера либо
лиц,  исполняющих  их  обязанности  в проверяемом периоде на основании
приказа.  В случае,  если в течение проверяемого  периода  происходили
изменения  в  составе вышеназванных лиц,  перечень этих лиц проводится
одновременно с указанием периода, в течение которого эти лица занимали
соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам
собраний учредителей или другим документам о назначении  и  увольнении
их с занимаемой должности;
     среднесписочную численность     работающих     в      организации
(обособленном подразделении) - страхователе на дату проверки;
     установленную дату выплаты заработной платы;
     сведения о  наличии  комиссии  (уполномоченного)  по  социальному
страхованию;
     сведения о  представлении  расчетной ведомости по средствам Фонда
за проверяемый период (с 01.01.01 - указывается также раздел расчетной
ведомости по средствам Фонда);
     сведения о  методе  проведения  проверки  по  степени  охвата  ею
первичных документов (сплошной,  выборочный) с указанием на то,  какие
вопросы проверены сплошным, а какие выборочным методом;
     перечень проверенных документов;
     перечень не представленных страхователем документов,  необходимых
для проверки расходования средств на цели государственного социального
страхования;
     иные сведения.
     16. Описательная   часть   акта   проверки    должна    содержать
систематизированное   изложение  документально  подтвержденных  фактов
выявленных нарушений в  расходовании  страхователем  средств  на  цели
государственного  социального  страхования либо указание на отсутствие
таковых.
     По каждому  отраженному  в  акте  проверки факту нарушения должны
быть четко изложены:
     период (месяц, год), к которому данное нарушение относится;
     оценка количественного и  суммового  расхождения  между  данными,
отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам Фонда,  и
фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских
и  иных  документов,  а также записей в регистрах бухгалтерского учета
(Главной книге и журналах-ордерах);
     характер нарушения    со    ссылками    на    конкретные    нормы
законодательных и иных нормативных правовых  актов,  которые  нарушены
страхователем;
     ссылки на  первичные  бухгалтерские  документы  (с  указанием,  в
случае  необходимости,  бухгалтерских  проводок  по  счетам  и порядка
отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и
иные доказательства, подтверждающие факт нарушения;
     соответствующие расчеты  должны  быть  включены  в  акт   или   в
приложения к нему;
     однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы, которые,
в зависимости от объема представленной в них информации,  включаются в
текст акта либо приводятся в приложениях.  Рекомендуемые формы  таблиц
приведены  в приложениях N N 1,  2,  3 к акту проверки страхователя по
государственному социальному страхованию.
     При наличии  приложений в описательной части акта делаются ссылки
на  прилагаемые  материалы  с  указанием  на  то,  что  они   являются
неотъемлемой частью акта.
     Акт не     должен     содержать     субъективных      предложений
проверяющего(их), не основанных на достаточных доказательствах.
     17. Итоговая часть акта (заключение) должна  содержать  следующие
данные (в случае их установления в ходе проверки):
     сведения о расходах,  произведенных  страхователем  с  нарушением
требований  законодательных  и  иных  нормативных  правовых  актов  по
государственному  социальному  страхованию  либо   не   подтвержденных
документами  в  установленном  порядке  (в  том числе произведенных до
01.01.01 и после  01.01.01)  и  не  принятых  к  зачету  на  основании
подпункта  3  пункта  1  статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999
года N 165-ФЗ  "Об  основах  обязательного  социального  страхования",
пунктов  18  и 25 Положения о Фонде социального страхования Российской
Федерации,  утвержденного  постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 12.02.94 N 101;
     сведения о не принятых к зачету расходах на  выплату  пособий  по
государственному социальному страхованию;
     сведения о не принятых к зачету расходах  на  оплату  путевок  на
санаторно-курортное  лечение  и  оздоровление  работников  и членов их
семей и оздоровление детей;
     сведения о суммах выявленных недоплат по пособиям.
     Предложения проверяющих:
     об оформлении  совместно  с отделением (филиалом отделения) Фонда
изменения к Акту  сверки  расчетов  плательщика  страховых  взносов  с
Фондом по состоянию на 1 января 2001 года, отнесении суммы не принятых
к зачету расходов,  произведенных до 01.01.01, к недоимке по страховым
взносам  и  отражении  этой  суммы  в  разделе  2  "Сальдовые остатки"
изменения к Акту сверки расчетов;
     о корректировке   суммы   расходов   на   цели   государственного
социального страхования путем отражения суммы  не  принятых  к  зачету
расходов,  произведенных  после  01.01.01,  в  бухгалтерском  учете  и
расчетной   ведомости   по   средствам   Фонда   и   представлении   в
территориальный  орган  МНС  России  уточненного  расчета по авансовым
платежам по единому социальному налогу;
     о доплате   по   неправильно  выплаченным  пособиям  и  отражении
расходов в расчетной ведомости по средствам Фонда за период, в котором
будет произведена доплата;
     об устранении выявленных нарушений в расходовании средств на цели
государственного социального страхования.
     18. К акту проверки прилагаются:
     копия решения  руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о
проведении выездной проверки;
     приложения к акту,  за исключением случаев,  когда все сведения и
расчеты приведены в тексте  акта.  Приложения  должны  быть  подписаны
проверяющим(и),   а   также   руководителем   проверяемой  организации
(обособленного подразделения) - страхователя либо физическим  лицом  -
страхователем (их представителями);
     иные материалы,  подтверждающие отраженные в акте факты нарушений
в   расходовании   средств   на   цели   государственного  социального
страхования.

        Подписание, вручение акта проверки и его рассмотрение
          руководителем отделения (филиала отделения) Фонда

     19. Акт   должен   быть  подписан  проверяющим(и),  руководителем
проверяемой организации (обособленного подразделения)  -  страхователя
либо физическим лицом - страхователем (их представителями).
     Акт вручается     руководителю     организации     (обособленного
подразделения) - страхователя либо физическому лицу - страхователю (их
представителям)   под   расписку   или   передается   иным   способом,
свидетельствующим    о   дате   его   получения   страхователем   (его
представителем).
     При наличии  возражений или замечаний по акту,  подписывающие его
должностные   лица   организации   (обособленного   подразделения)   -
страхователя  или  физическое  лицо  -  страхователь  делают  об  этом
оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или
замечания,  которые  приобщаются  к  материалам проверки и являются их
неотъемлемой частью.
     Об отказе  руководителя  проверяемой  организации  (обособленного
подразделения) - страхователя либо физического лица - страхователя (их
представителей)  подписать  акт  делается  соответствующая  запись  на
последней странице акта.
     Если указанные  лица уклоняются от получения акта,  об этом также
делается  соответствующая  запись  на   последней   странице   и   акт
направляется страхователю по почте заказным письмом или иным способом,
свидетельствующим о дате его получения.  При направлении акта по почте
заказным  письмом датой его вручения считается шестой день,  начиная с
даты его отправки.
     20. Страхователь   вправе   в   случае   несогласия   с  фактами,
изложенными в акте,  а также с выводами и предложениями проверяющих  в
двухнедельный срок со дня получения акта представить в соответствующее
отделение  (филиал  отделения)  Фонда  письменное  объяснение  мотивов
отказа  подписать  акт  или  возражения  по  акту  в  целом или по его
отдельным  положениям.  При  этом  страхователь  вправе  приложить   к
письменному  объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать
в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные  копии),
подтверждающие  обоснованность  возражений  или  мотивы  не подписания
акта.
     21. По  истечении  срока,  указанного  в пункте 20,  в течение не
более  14  дней  руководитель  отделения  (филиала  отделения)   Фонда
рассматривает  акт,  а  также  документы  и материалы,  представленные
страхователем.
     22. При  наличии  в материалах проверки письменных возражений или
замечаний материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных
лиц   организации   (обособленного   подразделения)   -  страхователя,
физического лица - страхователя (их представителей). О времени и месте
рассмотрения  материалов  проверки  отделение (филиал отделения) Фонда
извещает страхователя заблаговременно. В случае неявки должностных лиц
материалы   проверки   и   представленные   страхователем  возражения,
объяснения,  другие документы рассматриваются  в  их  отсутствие.  При
рассмотрении материалов проверки может быть составлен протокол.

            Вынесение решения по результатам рассмотрения
                   материалов проверки страхователя

     23. По результатам  рассмотрения  материалов  проверки  в  случае
выявления  в  ходе  проверки  расходов,  произведенных страхователем с
нарушением требований законодательных или  иных  нормативных  правовых
актов    по   государственному   социальному   страхованию   либо   не
подтвержденных  документами  в  установленном  порядке,   руководитель
отделения  (филиала  отделения)  Фонда  выносит решение о непринятии к
зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого
социального  налога  на  цели государственного социального страхования
(далее - решение о непринятии к зачету расходов) (приложение N 6).
     Решение о  непринятии  к зачету расходов принимается в течение 10
дней со дня  истечения  срока  рассмотрения  материалов  проверки.  По
проверкам, в ходе которых не выявлены нарушения в расходовании средств
на   цели   государственного    социального    страхования,    решение
руководителем отделения (филиала отделения) Фонда не принимается.
     24. Копия  решения  о  непринятии  к  зачету  расходов  вручается
страхователю  (его  представителю)  под  расписку  или  иным способом,
свидетельствующим   о   дате   его   получения   страхователем    (его
представителем). Если указанными выше способами вручить данное решение
страхователю (его представителю) невозможно, оно направляется по почте
заказным  письмом и считается полученным по истечении шести дней после
его отправки.
     25. При  несогласии  страхователя  с  решением отделения (филиала
отделения) Фонда о непринятии к зачету  расходов  по  государственному
социальному   страхованию   спор   подлежит   разрешению   в  порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
     26. На основании решения о непринятии к зачету расходов отделение
(филиал отделения) Фонда:
     оформляет совместно  со  страхователем  изменение  к  Акту сверки
расчетов плательщика страховых взносов с  Фондом  по  состоянию  на  1
января  2001  года.  При  этом  сумма  не  принятых к зачету расходов,
произведенных до 01.01.01, относится к недоимке по страховым взносам и
отражается  в  разделе  2  "Сальдовые остатки" изменения к Акту сверки
расчетов;
     предлагает страхователю  произвести  корректировку суммы расходов
на цели государственного социального страхования путем отражения суммы
не  принятых  к  зачету  расходов,  произведенных  после  01.01.01,  в
бухгалтерском  учете  и  расчетной  ведомости  по  средствам  Фонда  и
представления   в   территориальный   орган   Министерства  Российской
Федерации  по  налогам  и  сборам  уточненного  расчета  по  авансовым
платежам по единому социальному налогу.
     27. Решение  о  непринятии  к  зачету  расходов  страхователя   -
плательщика  страховых  взносов  и  единого социального налога на цели
государственного  социального  страхования  представляется  отделением
(филиалом  отделения)  Фонда  в  соответствующий территориальный орган
Министерства Российской Федерации по налогам и  сборам  в  течение  10
дней со дня его вынесения.
     В случае,  если в решении о непринятии к зачету расходов  указана
сумма расходов,  произведенных страхователем до 01.01.01, одновременно
с данным решением  в  территориальный  орган  Министерства  Российской
Федерации  по налогам и сборам представляется оформленное совместно со
страхователем изменение к Акту сверки расчетов в трех экземплярах.
     28. Сводная информация о не принятых к зачету расходах (в разрезе
каждого   страхователя)   представляется    территориальным    органам
Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам ежеквартально в
срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
     29. Сохранность  первичных  документов  по проверкам расходования
средств   на    цели    государственного    социального    страхования
обеспечивается   в   течение   пяти   лет.  Информация  по  конкретным
страхователям представляется по запросам налоговых органов.
     30. Регистрация    документов    по    проверкам    страхователей
производится  в  специальном  журнале  учета  назначения,   проведения
документальных  выездных  проверок  страхователей  по государственному
социальному страхованию и принятия мер  по  их  результатам,  страницы
которого  должны быть пронумерованы,  прошнурованы и скреплены печатью
отделения (филиала отделения) Фонда (приложение N 7).

       Раздел II. Проверка назначения и выплаты пособий за счет
           средств государственного социального страхования

             Виды пособий и других выплат за счет средств
               государственного социального страхования

     31. За  счет  средств  государственного  социального  страхования
выплачиваются следующие виды пособий:
     пособие по временной нетрудоспособности;
     пособие по беременности и родам;
     единовременное пособие  женщинам,  вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности;
     единовременное пособие при рождении ребенка;
     пособие при усыновлении ребенка;
     ежемесячное пособие  на  период  отпуска  по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет;
     социальное пособие   на   погребение  либо  возмещение  стоимости
гарантированного перечня услуг по погребению;
     оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами
и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.

          Проверка назначения и выплаты пособий по временной
             нетрудоспособности, по беременности и родам

     32. Право   на   пособия   по    временной    нетрудоспособности,
беременности и родам.
     Пособия по временной нетрудоспособности,  по беременности и родам
назначаются  и  выплачиваются  гражданам,  подлежащим государственному
социальному  страхованию,  т.е.  работающим  по  трудовому   договору.
Пособие   по   беременности  и  родам  выплачивается  также  женщинам,
уволенным в связи с  ликвидацией  организаций,  в  течение  двенадцати
месяцев,  предшествовавших  дню  признания  их в установленном порядке
безработными.
     Выплата пособий   производится  по  основному  месту  работы  или
органами социальной защиты населения.
     Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее
6 месяцев со  дня  восстановления  трудоспособности  или  установления
инвалидности,  окончания  отпуска  по  беременности и родам.  При этом
пособие по временной нетрудоспособности за прошлое время  выдается  не
более чем за 12 месяцев со дня обращения за пособием.
     33. Размер   пособия   по    временной    нетрудоспособности    и
продолжительность   его   выплаты   определяются   в   соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Размер пособия определяется на день наступления страхового случая
(нетрудоспособности) и зависит от:
     продолжительности непрерывного трудового стажа;
     социальной категории работника.
     Продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности
зависит от:
     причины нетрудоспособности;
     социальной категории работника.
     Размеры пособий   по   временной   нетрудоспособности   отдельным
категориям работников:
     лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к  ним
местностях, пособие выплачивается в размере полного заработка с учетом
районного  коэффициента  и  процентной  надбавки  (статья  24   Закона
Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц,  работающих и проживающих в  районах  Крайнего
Севера  и  приравненных  к  ним местностях" (Ведомости Съезда народных
депутатов и  Верховного  Совета  Российской  Федерации,  1993,  N  16,
ст.551));
     гражданам, подвергшимся    воздействию    радиации     вследствие
катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС  (а  также  приравненным  к  ним  в
законодательном порядке гражданам),  пособие выплачивается  в  размере
100 процентов среднего заработка.
     При этом необходимо иметь в виду следующее.
     В соответствии   с   Законом  Российской  Федерации  от  15.05.91
N 1244-1  "О  социальной  защите  граждан,  подвергшихся   воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда
народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации,  1991,  N
21, ст.699) финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот
участникам ликвидации аварии на ЧАЭС,  осуществляется за счет  средств
федерального бюджета.
     Таким образом,  за  счет  средств  государственного   социального
страхования  выплата  пособий  участникам  ликвидации  аварии  на ЧАЭС
осуществляется по общим нормам, установленным законодательными и иными
нормативными  правовыми  актами,  регулирующими  назначение  и выплату
пособий по государственному социальному  страхованию.  Суммы  пособий,
превышающие   размер   пособий,   назначенных   по  общим  основаниям,
возмещаются из федерального бюджета.
     Донорам, сдавшим  безвозмездно  в  течение  года кровь и (или) ее
компоненты в суммарном количестве,  равном двум максимально допустимым
дозам в течение года, пособие по временной нетрудоспособности при всех
видах  заболеваний  самого  донора  выплачивается  в  размере  полного
заработка  в  течение  года  со  дня  последней  сдачи  независимо  от
трудового стажа (статья 10 Закона  Российской  Федерации  от  09.06.93
N 5142-1  "О  донорстве  крови  и  ее  компонентов"  (Ведомости Съезда
народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации,  1993,  N
28,  ст.1064)).  При  уходе  за  больным членом семьи,  ребенком,  при
санаторно-курортном лечении,  карантине пособие донорам  выплачивается
по общим правилам.
     Гражданам, у  которых  временная  нетрудоспособность  связана   с
поствакцинальным осложнением,  пособие по временной нетрудоспособности
выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка независимо от
непрерывного  стажа  работы.  Одному из родителей либо иному законному
представителю     несовершеннолетнего     пособие     по     временной
нетрудоспособности     выплачивается     за    все    время    болезни
несовершеннолетнего,  связанной  с  поствакцинальным  осложнением,   в
размере 100 процентов от среднего заработка независимо от непрерывного
стажа работы (ст.21 Федерального  закона  от  17.09.98  N  157-ФЗ  "Об
иммунопрофилактике  инфекционных  болезней" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4736)).
     Инвалидам, работающим   в   организациях,  пособие  по  временной
нетрудоспособности,  кроме случаев заболевания туберкулезом,  выдается
до  четырех  месяцев  подряд или пяти месяцев в календарном году (Указ
Президента Российской Федерации от 02.10.92 N 1157  "О  дополнительных
мерах  государственной поддержки инвалидов" (Собрание актов Президента
и Правительства Российской Федерации, 1992, N 14, ст.1098)).
     Работающим инвалидам  Великой  Отечественной  войны  и  инвалидам
боевых  действий  выплата  пособия  по  временной   нетрудоспособности
производится  в  размере  100  процентов заработка независимо от стажа
работы и пособия по  временной  нетрудоспособности  вследствие  общего
заболевания   до   четырех  месяцев  подряд  или  до  пяти  месяцев  в
календарном году (статья 14 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ  "О
ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3,
ст.168)).
     34. Размер  пособия  по  беременности  и  родам  и период выплаты
установлены:
     Федеральным законом   от  19.05.95  N  81-ФЗ  "О  государственных
пособиях  гражданам,   имеющим   детей"   (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 1995, N 21, ст.1929) (статьи 7, 8);
     Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий
гражданам,  имеющим  детей,  утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от  04.09.95  N  883  (Собрание  законодательства
Российской Федерации, 1995, N 37, ст.3628).
     При этом в соответствии  со  статьей  5  Федерального  закона  от
19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
размеры пособия по беременности и родам в районах  и  местностях,  где
установлены  районные коэффициенты к заработной плате,  определяются с
применением этих коэффициентов,  которые  учитываются  при  исчислении
указанных  пособий  в случае,  если они не учтены в составе заработной
платы.
     35. Исчисление    пособий    по   временной   нетрудоспособности,
беременности и родам производится в соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     Проверяющий должен проверить правильность определения  заработка,
из которого исчисляются пособия, в связи с этим необходимо установить:
     систему оплаты труда, действую в организации;
     виды оплаты  труда,  включенные  в сумму заработка для исчисления
пособий;
     виды заработной платы, которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации не включаются в сумму  заработка  для  исчисления
пособий;
     правильность определения периода,  за который исчисляется средний
заработок;
     правильность определения среднедневного заработка.
     С 1  сентября  1997  года  фактический  заработок  для исчисления
пособий учитывался  в  сумме,  не  превышающей  двойного  должностного
(месячного) оклада или двойной тарифной ставки.
     При этом  ограничение  фактического  заработка  двумя   тарифными
ставками  (окладами)  не применялось при исчислении пособий в случаях,
установленных федеральными законами:
     по беременности  и  родам (во всех случаях),  поскольку статьей 8
Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ  "О  государственных  пособиях
гражданам,  имеющим  детей" пособие устанавливается в размере среднего
заработка (дохода);
     по временной  нетрудоспособности  работникам,  указанным в Законе
Российской  Федерации  "О  социальной  защите  граждан,   подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
     по временной   нетрудоспособности    работникам,    на    которых
распространяется    действие    Закона    Российской    Федерации   "О
государственных  гарантиях  и  компенсациях  для  лиц,  работающих   и
проживающих   в   районах   Крайнего   Севера  и  приравненных  к  ним
местностях";
     по временной     нетрудоспособности     донорам,    на    которых
распространяется  действие  ст.10  Закона  Российской   Федерации   от
09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
     Что касается пособий по временной  нетрудоспособности  работающим
инвалидам  Великой  Отечественной войны и инвалидам боевых действий на
территории    других    государств,    то    согласно     действующему
законодательству (Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах"),
названным категориям работников пособие исчисляется по общим правилам,
т.е.  с  применением ограничения двойным должностным окладом (тарифной
ставкой),  но  в  размере  100  процентов  заработка   независимо   от
непрерывного трудового стажа.
     С 18  марта  2000  года  в  соответствии  с   Указом   Президента
Российской  Федерации  от  15.03.2000  N  508  "О  размере  пособия по
временной нетрудоспособности" пособие по временной  нетрудоспособности
исчисляется  исходя  из фактического заработка работающих граждан и не
может превышать за полный календарный месяц сумму,  равную 85-кратному
минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.
     Пособие по  временной  нетрудоспособности  без  ограничения   его
максимального  размера  выплачивается  отдельным категориям работающих
граждан в случаях, установленных федеральными законами.
     В районах  и местностях,  где в установленном порядке применяются
районные коэффициенты к заработной плате,  максимальный размер пособия
по   временной   нетрудоспособности   определяется   с   учетом   этих
коэффициентов.  При  этом  сохранен  действующий  порядок   исчисления
среднего  заработка  и непрерывного трудового стажа работающих граждан
при назначении пособий по временной нетрудоспособности.
     Статьей 15  Федерального  закона  от  11  февраля 2002 N 17-ФЗ "О
бюджете  Фонда  социального  страхования  на   2002   год"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст.628) установлено,
что максимальный размер  пособия  по  временной  нетрудоспособности  и
максимальный   размер  пособия  по  беременности  и  родам  за  полный
календарный месяц не могут превышать 11 700 рублей.
     В районах  и местностях,  где в установленном порядке применяются
районные коэффициенты к заработной плате,  максимальный размер пособия
по  временной  нетрудоспособности  и  максимальный  размер  пособия по
беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
     Следует иметь  в  виду,  что в данном случае применяются районные
коэффициенты,  установленные Правительством  Российской  Федерации  по
конкретному субъекту Российской Федерации.
     36. Основанием    для    выплаты     пособий     по     временной
нетрудоспособности,     беременности    и    родам    служит    листок
нетрудоспособности (подлинник),  выданный в соответствии с Инструкцией
о     порядке     выдачи    документов,    удостоверяющих    временную
нетрудоспособность граждан,  утвержденной Минздравмедпромом  России  и
Фондом   социального  страхования  Российской  Федерации  от  19.10.94
N 206/21 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.94 N 713).
     37. Женщинами,  уволенными  в  связи  с ликвидацией организаций в
течение  двенадцати  месяцев,  предшествовавших  дню  признания  их  в
установленном  порядке безработными,  помимо листка нетрудоспособности
представляются:
     заявление о  назначении пособия по беременности и родам,  выписка
из  трудовой  книжки  о   последнем   месте   работы,   заверенная   в
установленном  порядке,  и  справка  из органов государственной службы
занятости населения о признании их безработными.
     В этом  случае  пособие  по  беременности  и  родам назначается и
выплачивается  органами   социальной   защиты   населения   по   месту
жительства.
     38. При  выплате  пособия  по  временной  нетрудоспособности  при
заболеваниях вследствие опьянения,  карантина,  операций по прерыванию
беременности,  по уходу за больным  ребенком  следует  учесть,  что  в
соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих
временную нетрудоспособность граждан,  листки  нетрудоспособности  при
заболеваниях вследствие опьянения, бытовой травмы, карантине, операции
по прерыванию беременности выдаются на все дни освобождения от работы.
     Назначение и   выплата   пособий   по   всем   указанным  случаям
производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Выплата пособий   по   временной  нетрудоспособности  в  связи  с
бытовыми травмами при наличии спорной  ситуации  должна  производиться
после выяснения обстоятельств, вследствие которых может быть назначено
пособие,  т.е.  должны  быть  затребованы  соответствующие   материалы
(справки  медицинских  учреждений,  органов  внутренних  дел  и  др.),
объяснительные записки пострадавших и свидетелей.  Ответственность  за
правильность   проведения  этих  действий  и  принятие  решений  несет
администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
     39. Проверяющие   должны   установить   за   проверяемый   период
соответствие общей суммы начисленных пособий по данным счетам "Расчеты
по социальному страхованию и обеспечению" отчетным данным, указанным в
расчетной ведомости по средствам Фонда.
     Выборочно (за   отчетный  период)  проверить  соответствие  сумм,
выплаченных по листкам нетрудоспособности, данным бухгалтерского учета
и отчетным данным, указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда.

              Проверка правильности назначения и выплаты
             единовременного пособия при рождении ребенка

     40. Размер пособия установлен статьей 12 Федерального  закона  от
19.05.95  N  81-ФЗ  "О  государственных  пособиях  гражданам,  имеющим
детей".
     До 1   января   2001   года   пособие   выплачивалось  в  размере
пятнадцатикратного минимального размера оплаты  труда,  установленного
федеральным  законом  на  день  рождения ребенка (Федеральный закон от
19.05.95 N 81-ФЗ).
     При этом  с изменением минимального размера оплаты труда с 1 июля
по 31 декабря 2000 года пособие выплачивалось,  исходя из минимального
размера оплаты труда,  действовавшего на 30 июня 2000 года, - 83 рубля
49 копеек.
     С 1  января  2001  года  в  соответствии с Федеральным законом от
07.08.2000 N 122-ФЗ  "О  порядке  установления  размеров  стипендий  и
социальных  выплат  в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации,  2000,  N 33,  ст.3348) пособие выплачивалось  в
размере 1500 рублей.
     В соответствии с Федеральным законом  от  28.12.01  N  181-ФЗ  "О
внесении  изменений  в  Федеральный  закон "О государственных пособиях
гражданам,  имеющим детей" с 1 января 2002 года единовременное пособие
при рождении ребенка выплачивается в размере 4500 рублей.
     При этом в соответствии  со  статьей  5  Федерального  закона  от
19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
размер указанного пособия в  районах  и  местностях,  где  установлены
районные  коэффициенты к заработной плате,  определяется с применением
коэффициентов,  установленных Правительством Российской Федерации  для
данной территории.
     41. Пособие выплачивается в соответствии с Положением  о  порядке
назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей,
утвержденным  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
04.09.95 N 883.
     42. Правильность  оформления,  учета  и  хранения  документов  по
назначению и выплате пособия.
     Вместе с  расходным  ордером  на  выплату  пособия   в   кассовых
документах должны быть подшиты:
     а) заявление о назначении пособия;
     б) справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСа;
     в) в случае,  если  оба  родителя  работают  (служат,  учатся)  -
справка  с  места работы (службы,  учебы) другого родителя о том,  что
такое пособие не назначалось;
     г) при   опекунстве   -   выписка   из  решения  органа  местного
самоуправления об установлении над ребенком опеки.
     43. При  проверке  проверяющие должны установить общее количество
назначенных пособий при  рождении  ребенка  за  проверяемый  период  и
соответствие   общей   суммы   выплат  данным  по  счету  "Расчеты  по
социальному страхованию и обеспечению" и отчетным данным,  указанным в
расчетной ведомости по средствам Фонда.

              Проверка правильности назначения и выплаты
           ежемесячного пособия на период отпуска по уходу
            за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет

     44. Размер  пособия  установлен статьей 15 Федерального закона от
19.05.95  N  81-ФЗ  "О  государственных  пособиях  гражданам,  имеющим
детей".
     До 1 января  2001  года  пособие  выплачивалось  в  размере  двух
минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом,
независимо  от  числа   детей,   за   которыми   осуществляется   уход
(Федеральный закон от 19.05.95 N 81-ФЗ).
     При этом с изменением минимального размера оплаты труда с 1  июля
по 31 декабря 2000 года пособие выплачивалось,  исходя из минимального
размера оплаты труда,  действовавшего на 30 июня 2000 года, - 83 рубля
49 копеек.
     С 1 января 2001 года в  соответствии  с  Федеральным  законом  от
07.08.2000  N  122-ФЗ  "О  порядке  установления  размеров стипендий и
социальных выплат в  Российской  Федерации"  пособие  выплачивалось  в
размере 200 рублей.
     В соответствии с Федеральным законом  от  28.12.01  N  181-ФЗ  "О
внесении  изменений  в  Федеральный  закон "О государственных пособиях
гражданам,  имеющим детей" с 1 января 2002 года ежемесячное пособие на
период  отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
выплачивается в размере 500 рублей.
     При этом  в  соответствии  со  статьей  5  Федерального закона от
19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
размер  указанного  пособия  в  районах и местностях,  где установлены
районные коэффициенты к заработной плате,  определяется с  применением
коэффициентов,  установленных  Правительством Российской Федерации для
данной территории.
     45. Согласно  Закону  Российской  Федерации  "О социальной защите
граждан,  подвергшихся воздействию радиации вследствие  катастрофы  на
Чернобыльской  АЭС"  (далее  -  Закон)  ежемесячное  пособие на период
отпуска по уходу  за  ребенком  до  достижения  им  возраста  1,5  лет
выплачивается в двойном размере следующим категориям граждан:
     постоянно проживающим на территории зоны проживания с  правом  на
отселение (п.4 ст.18 Закона);
     постоянно проживающим на территории зоны  проживания  с  льготным
социально-экономическим статусом (ст.19 Закона);
     постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие
районы (ст.20 Закона);
     переселившимся после  30  июня  1986  года  на  постоянное  место
жительства  в  зону  отселения  либо  в  зону  проживания  с правом на
отселение (ст.22 Закона).
     Суммы на   выплату   пособия,   произведенные   сверх   размеров,
предусмотренных  по  общим  основаниям,  возмещаются  из  федерального
бюджета.
     В связи с этим страхователь  при  осуществлении  выплаты  данного
пособия,  произведенной  сверх  установленной  нормы,  должен отразить
данную сумму в расчетной ведомости по средствам Фонда за 2000  -  2001
годы в размере 200 рублей, а с 1 января 2002 г. - в размере 500 рублей
(раздел 1).
     46. Правильность  оформления,  учета  и  хранения  документов  по
назначению и выплате пособия.
     В бухгалтерии    страхователя   должны   храниться   на   каждого
получателя:
     а) заявление  о  предоставлении  отпуска  по  уходу за ребенком и
выплате пособия;
     б) копия свидетельства о рождении ребенка;
     в) копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
     г) справка  с места работы (учебы,  службы) матери ребенка о том,
что она не использует указанный  отпуск  и  не  получает  ежемесячного
пособия  при оформлении отпуска по уходу за ребенком лицу,  фактически
осуществляющему уход вместо матери.
     47. Проверить      соответствие     даты     окончания     листка
нетрудоспособности по беременности и родам и даты  начала  отпуска  по
уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
     Ежемесячное пособие на период отпуска по  уходу  за  ребенком  до
достижения   им   возраста   полутора   лет   выплачивается   со   дня
предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку
возраста полутора лет.
     48. При проверке проверяющие должны установить  общее  количество
назначенных  пособий  за проверяемый период и соответствие общей суммы
выплат  данным  по  счету  "Расчеты  по  социальному   страхованию   и
обеспечению"  и  отчетным  данным,  указанным в расчетной ведомости по
средствам Фонда.

              Проверка правильности назначения и выплаты
          единовременного пособия женщинам, вставшим на учет
                     в ранние сроки беременности

     49. Размер  пособия  установлен статьей 10 Федерального закона от
19.05.95  N  81-ФЗ  "О  государственных  пособиях  гражданам,  имеющим
детей".
     До 1  января  2001   года   пособие   выплачивалось   в   размере
минимального размера оплаты труда,  установленного федеральным законом
на день предоставления отпуска по беременности  и  родам  (Федеральный
закон от 19.05.95 N 81-ФЗ).
     При этом с изменением минимального размера оплаты труда с 1  июля
по 31 декабря 2000 года пособие выплачивалось,  исходя из минимального
размера оплаты труда,  действовавшего на 30 июня 2000 года, - 83 рубля
49 копеек.
     С 1 января 2001 года в  соответствии  с  Федеральным  законом  от
07.08.2000  N  122-ФЗ  "О  порядке  установления  размеров стипендий и
социальных выплат в  Российской  Федерации"  пособие  выплачивалось  в
размере 100 рублей.
     В соответствии с Федеральным законом  от  28.12.01  N  181-ФЗ  "О
внесении  изменений  в  Федеральный  закон "О государственных пособиях
гражданам,  имеющим детей" с 1 января 2002 года единовременное пособие
женщинам,  вставшим  на  учет в медицинских учреждениях в ранние сроки
беременности, выплачивается в размере 300 рублей.
     При этом  в  соответствии  со  статьей  5  Федерального закона от
19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
размер  указанного  пособия  в  районах и местностях,  где установлены
районные коэффициенты к заработной плате,  определяется с  применением
коэффициентов,  установленных  Правительством Российской Федерации для
данной территории.
     50. Обратить   внимание,  что  единовременное  пособие  женщинам,
вставшим  на  учет  в   медицинских   учреждениях   в   ранние   сроки
беременности,  назначается  и  выплачивает  одновременно с пособием по
беременности и родам, если справка о постановке на учет представляется
одновременно  с  документами  для назначения пособия по беременности и
родам либо  в  течение  десяти  дней  после  представления  справки  о
постановке на учет в ранние сроки беременности, если указанная справка
представлена позже.
     Проверяющие должны   установить,   соответствует   ли  количество
выплаченных единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности,  количеству выплаченных тем же получателям пособий
по беременности и родам.
     51. Правильность  оформления,  учета  и  хранения  документов  по
назначению и выплате пособия.
     В бухгалтерии  должна  храниться на каждого получателя справка из
женской   консультации   либо   другого    медицинского    учреждения,
поставившего  женщину на учет в ранние сроки беременности (подшивается
вместе с листком нетрудоспособности).
     52. При  проверке  проверяющие должны установить общее количество
назначенных единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки  беременности,  за проверяемый период и соответствие общей суммы
выплат  данным  по  счету  "Расчеты  по  социальному   страхованию   и
обеспечению" и отчетным данным расчетной ведомости по средствам Фонда.

              Проверка правильности назначения и выплаты
          социального пособия на погребение либо возмещения
        стоимости гарантированного перечня услуг по погребению

     53. Размер   социального   пособия   на   погребение   (стоимость
гарантированного  перечня  услуг по погребению) и порядок назначения и
выплаты  установлены  Федеральным  законом  от  12.01.96  N  8-ФЗ   "О
погребении  и  похоронном  деле" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, N 3, ст.146).
     До 1  января  2001  года  социальное  пособие  на погребение либо
возмещение гарантированного перечня услуг по погребению  выплачивалось
в  размере,  не  превышающем десять минимальных размеров оплаты труда,
установленного федеральным законом и  действовавшего  на  день  смерти
(ст.10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении
и похоронном деле").
     При этом  с изменением минимального размера оплаты труда с 1 июля
по 31 декабря 2000 года пособие выплачивалось,  исходя из минимального
размера оплаты труда,  действовавшего на 30 июня 2000 года, - 83 рубля
49 копеек.
     С 1  января  2001  года  социальное  пособие  на  погребение либо
возмещение гарантированного перечня услуг по погребению  выплачивается
в  размере,  не  превышающем 1000 рублей (ст.13 Федерального закона от
07.08.2000 N 122-ФЗ  "О  порядке  установления  размеров  стипендий  и
социальных выплат в Российской Федерации").
     При этом в соответствии со статьями 9,  10 Федерального закона от
12.01.96  N  8-ФЗ  "О  погребении  и  похоронном  деле"  в  районах  и
местностях,  где установлены районные коэффициенты к заработной плате,
предел  указанного  пособия  определяется с применением коэффициентов,
установленных   Правительством   Российской   Федерации   для   данной
территории.
     54. Пособие выплачивается супругу,  близким  родственникам,  иным
родственникам,  законному  представителю  или иному лицу,  взявшему на
себя обязанность осуществить погребение умершего.
     55. Место выплаты пособия.
     За счет средств государственного социального страхования  пособие
выплачивается:
     а) на умершего работающего гражданина - по месту его работы;
     б) на  несовершеннолетнего  - по месту работы одного из родителей
или другого члена семьи.
     56. Правильность  оформления,  учета  и  хранения  документов  по
назначению и выплате пособия.
     В бухгалтерии    страхователя   должны   храниться   на   каждого
     получателя: а) заявление о назначении
пособия; б) справка о смерти (оригинал), выданная органами
ЗАГСа. Возмещение  стоимости  услуг   специализированной   службе   по
     вопросам
похоронного дела производится  организацией  на  основании  справки  о
смерти и соответствующего счета.
     57. При проверке проверяющие должны установить  общее  количество
назначений социальных пособий на погребение и соответствие общей суммы
выплат  данным  по  счету  "Расчеты  по  социальному   страхованию   и
обеспечению"  и  отчетным  данным,  указанным в расчетной ведомости по
средствам Фонда.

                Проверка правильности выплаты пособий
                       при усыновлении ребенка

     58. При проверке выплат следует руководствоваться:
     до 1 февраля 2002 года статьями 168,  238 и 240.1 КЗоТ Российской
Федерации (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст.1007);
     с 1  февраля  2002  года статьей 257 Трудового кодекса Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,  2002,  N 1
(ч.1), ст.З);
     до 26 октября 2001 года постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  30.07.99  N  865 "Об утверждении Порядка предоставления
отпуска работникам,  усыновившим ребенка"  (Собрание  законодательства
Российской Федерации, 1999, N 32, ст.4088);
     после 26   октября   2001   года   постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от  11.10.01  N  719  "Об  утверждении  Порядка
предоставления  отпуска  работникам,  усыновившим  ребенка"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст.4101).
     59. Пособие выплачивается  со  дня  усыновления  и  до  истечения
семидесяти  календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка,  а
при усыновлении двух и более детей - ста десяти  календарных  дней  со
дня их рождения.
     60. Пособие выплачивается в размере полного заработка в  порядке,
установленном для выплаты пособия по беременности и родам.
     61. Женщинам,  усыновившим ребенка, по их желанию, вместо отпуска
по   уходу   за   усыновленным  ребенком,  предоставляется  отпуск  по
беременности и родам  на  период  со  дня  усыновления  ребенка  и  до
истечения   семидесяти   календарных  дней  со  дня  рождения,  а  при
одновременном усыновлении двух и более детей - ста десяти  календарных
дней  со  дня  их рождения (п.4 постановления Правительства Российской
Федерации от 11.10.01 N 719  "Об  утверждении  Порядка  предоставления
отпуска работникам, усыновившим ребенка").
     62. Основанием для предоставления  женщине,  усыновившей  ребенка
(детей),   отпуска   по   беременности   и   родам   является   листок
нетрудоспособности,  который выдается в установленном порядке лечебным
учреждением  (п.5  постановления Правительства Российской Федерации от
11.10.01  N  719  "Об  утверждении  Порядка   предоставления   отпуска
работникам, усыновившим ребенка").
     63. При проверке правильности  выплаты  пособия  при  усыновлении
ребенка необходимо проверить наличие в бухгалтерии:
     приказа о предоставлении  работнику  отпуска  на  период  со  дня
усыновления и до истечении семидесяти календарных дней со дня рождения
усыновленного ребенка,  а при усыновлении двух и  более  детей  -  ста
десяти календарных дней со дня их рождения;
     копии решения суда об усыновлении ребенка (детей);
     копии свидетельства о рождении ребенка (детей);
     справки с места работы (учебы, службы) другого супруга о том, что
отпуск в связи с усыновлением ребенка (детей) им не используется.

         Проверка правильности оплаты четырех дополнительных
             оплачиваемых выходных дней в месяц одному из
         работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода
            за детьми - инвалидами и инвалидами с детства
                  до достижения ими возраста 18 лет

     64. При проверке выплат следует руководствоваться:
     до 1 февраля 2002 года статьей 163.1 КЗоТ Российской Федерации;
     с 1 февраля 2002 года статьей 262  Трудового  кодекса  Российской
Федерации;
     до 18  июня  2000  года  разъяснением  Минтруда  России  и  Фонда
социального  страхования  Российской  Федерации от 19.07.95 N 40/48 "О
порядке предоставления и оплаты четырех дополнительных выходных дней в
месяц  одному из работающих родителей (опекуну,  попечителю) для ухода
за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста
18 лет" (зарегистрировано в Минюсте России 21.07.95 N 910);
     с 18  июня  2000  года  разъяснением  Минтруда  России  и   Фонда
социального  страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 26/34 "О
порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней  в  месяц
одному  из  работающих  родителей  (опекуну,  попечителю) для ухода за
детьми-инвалидами" (зарегистрировано в  Минюсте  России  29.05.2000  N
2238).
     65. Необходимо при проверке установить  правильность  оформления,
учета и хранения документов по назначению и выплате пособия.
     В бухгалтерии   страхователя   должны   храниться   на    каждого
получателя:
     а) заявление о предоставлении дополнительных  выходных  дней  для
ухода за ребенком-инвалидом;
     б) справка органов социальной защиты  населения  об  инвалидности
ребенка  с  указанием,  что  ребенок  не  находится на государственном
обеспечении   (в   интернатном   или   ином   подобном    учреждении),
предоставляемая ежегодно;
     в) копия приказа о предоставлении  дополнительных  выходных  дней
для ухода за ребенком-инвалидом;
     г) справка  с  места  работы  другого  родителя,  что  на  момент
обращения   дополнительно   оплачиваемые   выходные   дни  в  этом  же
календарном месяце им не использованы;
     д) если  работающим  является один родитель - по месту его работы
предоставляется  копия  трудовой   книжки   либо   другие   документы,
подтверждающие  факт  отсутствия работы у другого родителя (справка из
органов государственной службы занятости населения и др.).
     В случае  документального  подтверждения  расторжения брака между
родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав
одного  из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода
(лишение свободы,  служебные командировки  свыше  одного  календарного
месяца   одного   из   родителей   и   т.п.)   работающему   родителю,
воспитывающему ребенка-инвалида,  четыре  дополнительных  оплачиваемых
выходных  дня  предоставляются без предъявления справки с места работы
другого  родителя.  В   таком   же   порядке   четыре   дополнительных
оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.
     е) если работающим по трудовому договору является один  родитель,
а  другой  родитель самостоятельно обеспечивает себя работой - наличие
документа  (копии),  подтверждающего,  что  другой  родитель  является
лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой.
     66. Вышеуказанные дни оплачиваются  из  средств  государственного
социального   страхования   в   размере  среднего  дневного  заработка
конкретного  работника,   определяемого   в   порядке,   установленном
Минтрудом  России  (постановление  Минтруда  России  от  22.01.99  N 2
(Зарегистрировано в Минюсте России  11.05.99  N  1780),  постановление
Минтруда  России от 17.05.2000 N 38 (зарегистрировано в Минюсте России
08.08.2000 N 2336)).
     При суммированном   учете   рабочего   времени   средний  дневной
заработок определяется путем умножения среднего часового заработка  на
количество  подлежащих  оплате  рабочих  часов,  исходя  из нормальной
продолжительности рабочего дня,  установленного законодательством  для
данного работника.
     67. При проверке проверяющие должны установить  общее  количество
предоставленных    дополнительных    выходных   дней   по   уходу   за
детьми-инвалидами и соответствие общей суммы выплат  данным  по  счету
"Расчеты  по социальному страхованию и обеспечению" и отчетным данным,
указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда.

        Раздел III. Проверка правильности расходования средств
           на оплату путевок на санаторно-курортное лечение
             и оздоровление работников и членов их семей

                     Подготовительный этап работы

     68. Проверке   страхователя  предшествует  подготовительный  этап
работы,  в ходе которого проверяющий анализирует плановые,  отчетные и
статистические  данные,  имеющиеся  в  отделении  (филиале  отделения)
Фонда:
     установленный страхователю    норматив   на   санаторно-курортное
обслуживание работников и оздоровление детей либо наличие общей  сметы
расходов   для   страхователей,  номер  документа,  которым  нормативы
доведены до страхователей (на 2000 год);
     утвержденные страхователю   ассигнования  на  санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников и  членов  их  семей,  даты,  номера
документов,  которыми  размеры  ассигнований  на  соответствующий  год
доведены до страхователей;
     установленная очередность        использования       ассигнований
страхователями,  у которых годовые  ассигнования,  рассчитанные  через
среднюю   обеспеченность  путевками  на  1000  работающих  в  регионе,
складываются ниже суммы,  необходимой  для  оплаты  одной  путевки  (в
пределах  нормы,  установленной федеральным законом о бюджете Фонда на
соответствующий год);
     наличие сводной   заявки   от  страхователя  на  оплату  путевок,
содержащей  наименования   санаторно-курортных   учреждений,   профили
лечения и его сроки;
     вид, количество,  стоимость койко-дня,  сроки путевок, полученных
страхователем  в  подотчет  от  отделения (филиала отделения) Фонда за
весь  период  проверки  (номера  путевок,   даты   накладных,   номера
доверенностей), в том числе:
     в счет централизованных средств отделения Фонда;
     за счет  средств федерального бюджета для работающих граждан и их
детей,  подвергшихся радиационному воздействию и получающих  льготы  и
компенсации   в   соответствии   с  Законом  Российской  Федерации  "О
социальной   защите   граждан,   подвергшихся   воздействию   радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

         Проверка приобретения путевок на санаторно-курортное
         лечение и оздоровление работников и членов их семей

     69. В 2000 году  приобретение  путевок  страхователями,  имеющими
право   на   самостоятельное  приобретение  путевок  за  счет  средств
обязательного социального страхования,  осуществлялось  на  конкурсной
основе  в  порядке,  установленном Фондом в соответствии с Федеральным
законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение  заказов
на   поставки   товаров,   выполнение   работ,   оказание   услуг  для
государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999,  N  19,  ст.2302)  и Указом Президента Российской Федерации от 8
апреля 1997 года N  305  "О  первоочередных  мерах  по  предотвращению
коррупции  и  сокращению  бюджетных  расходов  при организации закупки
продукции  для  государственных   нужд"   (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 1997, N 15, ст.1756).
     Размещение заказов осуществлялось следующими способами:
     открытый одноэтапный конкурс;
     запрос котировок (при условии,  что цена  договора  не  превышает
2500-минимального     размера     оплаты     труда,     установленного
законодательством Российской Федерации).
     При размещении  страхователями  заказа  на  приобретение  путевок
способом проведения открытого одноэтапного конкурса следует  проверить
наличие:
     извещения о  проведении  конкурса,  опубликованного  в   печатных
средствах  массовой  информации,  в  том  числе  бюллетене "Конкурсные
торги";
     конкурсной документации;
     конкурсных заявок;
     приказа (распоряжения)    об   утверждении   состава   конкурсной
комиссии;
     протокола проведения конкурса.
     При размещении  заказа  на  приобретение путевок способом запроса
котировок проверяется наличие:
     запросов котировочной цены (не менее трех);
     котировочных заявок;
     котировочной комиссии;
     протокола размещения заказа способом запроса котировок.
     При проверке  конкурсной  документации следует иметь в виду,  что
поставщиками могут являться:
     санаторно-курортное учреждение,  имеющее  лицензию на медицинскую
деятельность,  с приложением разрешенных конкретных видов деятельности
по  профилям,  сертификатов  соответствия  на  безопасное проживание и
питание;
     некоммерческие организации,    созданные     санаторно-курортными
учреждениями в форме фонда,  партнерства,  объединения и т.п., имеющие
свидетельство о регистрации,  устав,  учредительный договор, в которых
должны   быть  предусмотрены  переданные  им  учредителем  функции  по
реализации  путевок  в  конкретные  здравницы,   входящие   в   данную
организацию,   договоры-поручения  санаторно-курортных  учреждений  на
реализацию путевок по цене здравницы.
     70. В  соответствии  с Положением о приобретении,  распределении,
выдаче  путевок  на   санаторно-курортное   лечение   и   оздоровление
работников    и   членов   их   семей,   утвержденным   постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  21.04.01  N  309   (Собрание
законодательства Российской Федерации,  2001,  N 18, ст.1853) (далее -
Положение),  страхователь за счет  средств  обязательного  социального
страхования   осуществляет   самостоятельно   расходы  на  полную  или
частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение  или
оздоровление  работников  и  членов  их  семей  из  расчета  стоимости
пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки  и
продолжительности  пребывания,  установленных  федеральным  законом  о
бюджете  Фонда   на   соответствующий   год,   а   также   исходя   из
предусмотренных  отделением  (филиалом  отделения)  Фонда страхователю
ассигнований на эти цели (пункт 4 Положения).
     При этом следует иметь в виду, что статьей 10 Федерального закона
от 12.02.01 N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации   на   2001   год"   (Собрание  законодательства  Российской
Федерации,  2001,  N 7,  ст.612)  установлено,  что  за  счет  средств
обязательного социального страхования в 2001 году производятся расходы
на   полную   или    частичную    оплату    стоимости    путевок    на
санаторно-курортное  лечение и оздоровление для работников и членов их
семей в здравницы,  расположенные на территории Российской  Федерации,
из  расчета  в пределах 265 рублей на одного человека в сутки не более
чем на 24 дня пребывания в здравнице.
     С учетом изменений,  внесенных Федеральным законом от 28 мая 2001
года N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона  от
12  февраля  2001 года N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования
Российской  Федерации  на   2001   год"   (Собрание   законодательства
Российской   Федерации,   2001,   N   23,   ст.2281),  оплата  путевок
производится из расчета в пределах 350 рублей  на  одного  человека  в
сутки  не  более  чем  на  24  дня  пребывания  в  санаторно-курортном
учреждении (по путевкам,  отнесенным на  расходы  по  государственному
социальному  страхованию  31  мая  и  позднее)  (Федеральный  закон от
28.05.01 N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона
"О  бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001
год"" вступил в силу со дня  его  официального  опубликования  (данный
Федеральный закон опубликован 31.05.01 в "Российской газете" N 103)).
     Статьей 17 Федерального закона от 11 февраля 2002 года N 17-ФЗ "О
бюджете  Фонда  социального  страхования  Российской Федерации на 2002
год"  установлено,  что  за  счет  средств  обязательного  социального
страхования  в 2002 году финансируются расходы на полную или частичную
оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление
для  работников  и  членов  их семей в санаторно-курортные учреждения,
расположенные на территории Российской Федерации,  из расчета  до  420
рублей  на одного человека в сутки не менее чем за 14 дней пребывания,
но не более чем за 24 дня.  По отдельным видам лечения указанный  срок
пребывания  может  быть  продлен  до  45 дней в порядке,  определяемом
Правительством Российской Федерации.
     Максимальный размер   оплаты   на   одного  человека  в  сутки  в
санаторно-курортных учреждениях, расположенных в районах и местностях,
где  в  установленном  порядке  применяются  районные  коэффициенты  к
заработной плате, определяется с учетом этих коэффициентов.
     71. В связи с этим следует проверить:
     соответствие расходов на полную или  частичную  оплату  стоимости
путевок  нормам,  установленным федеральным законом о бюджете Фонда на
соответствующий год,  а  также  предусмотренным  отделением  (филиалом
отделения) Фонда страхователю ассигнованиям на эти цели;
     наличие решения   комиссии   (уполномоченного)   по   социальному
страхованию  о  предоставлении  застрахованному  путевки  в  санаторий
(санаторий-профилакторий, пансионат с лечением);
     наличие отрывного   талона   к   санаторно-курортной   путевке  и
соответствие   указанных   в    нем    сведений    решению    комиссии
(уполномоченного) по социальному страхованию;
     соответствие сроков    продолжительности     санаторно-курортного
лечения   в   санаторно-курортных  учреждениях  срокам,  установленным
Правительством   Российской   Федерации   на   момент   предоставления
застрахованному работнику санаторно-курортной путевки;
     соответствие приобретенных  путевок   заявлениям   работников   и
медицинским   заключениям,   выданным   соответствующими  учреждениями
здравоохранения (справка для получения путевки - ф.070у,  утвержденная
приказом  Минздрава России от 14.06.01 N 215 "О направлении больных на
санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение" (зарегистрировано
в Минюсте России 16.07.01 N 2800)),  а путевок в санатории для детей с
родителями - медицинским заключениям  на  санаторно-курортное  лечение
ребенка  (справка  для  получения  путевки  на  ребенка  - ф.070/д-85,
утвержденная  приказом  Минздрава  России  от  14.06.01   N   215   "О
направлении  больных  на  санаторно-курортное  и амбулаторно-курортное
лечение");
     правильность отнесения  расходов  по  оплате  санаторно-курортных
путевок  на  расходы  по  государственному  социальному   страхованию,
установленные действующим законодательством.

Страницы: 1  2