О ПРИМЕНЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА РФ ОТ 18 ИЮНЯ 1993 Г. N 5215-1 "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"). Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 25.04.02 ШС-6-14/535

 
                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          25 апреля 2002 г.
                            N ШС-6-14/535

                                 (Д)

 
     Министерство Российской  Федерации  по налогам и сборам в связи с
поступающими   от   налоговых   органов   запросами    о    применении
ответственности за нарушение требований Закона Российской Федерации от
18.06.93 N 5215-1  "О  применении  контрольно  -  кассовых  машин  при
осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) сообщает
следующее.
     Пунктом 3  статьи 2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О
введении в действие кодекса Российской Федерации  об  административных
правонарушениях"   (далее   -  Федеральный  закон)  статья  7  Закона,
устанавливающая штрафные санкции  за  нарушение  требований  Закона  и
Положения  по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением, изложена в новой редакции.
     При этом   действующая   статья   7   Закона  регулирует  порядок
распределения сумм штрафов, взысканных за нарушение законодательства о
применении  контрольно  -  кассовых  машин  при осуществлении денежных
расчетов с населением, в федеральный и местный бюджеты.
     Внесенные Федеральным  законом  изменения  в  статью  7 Закона не
предусматривают ответственность предприятий (в  том  числе  физических
лиц,  осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица),  организаций,  учреждений,  их филиалов  и  других
обособленных   подразделений  (далее  -  Предприятия),  осуществляющих
денежные расчеты с населением,  за осуществление денежных  расчетов  с
населением  без применения контрольно - кассовых машин,  использование
неисправной контрольно - кассовой машины,  осуществление  предприятием
торговых   операций   (оказания   услуг)   после  приостановления  его
деятельности, невывешивание ценника на продаваемый товар (прейскуранта
на оказываемую услугу).
     Вместе с  тем  статья  2   Закона   предусматривает   обязанности
Предприятий по:
     регистрации контрольно - кассовых машин;
     использованию исправных   контрольно   -   кассовых   машин   для
осуществления денежных расчетов с населением;
     выдаче покупателю  (клиенту)  вместе  с  покупкой (после оказания
услуги) отпечатанного контрольно - кассовой машиной  чека  за  покупку
(услугу),  подтверждающего исполнение обязательств по договору купли -
продажи   (оказания   услуги)   между   покупателем    (клиентом)    и
соответствующим предприятием;
     обеспечению работникам налоговых органов и  центров  технического
обслуживания  контрольно - кассовых машин беспрепятственного доступа к
контрольно - кассовым машинам;
     вывешиванию в  доступном  покупателю  (клиенту) месте ценников на
продаваемые товары  (прейскурантов  на  оказываемые  услуги),  которые
должны  соответствовать документам,  подтверждающим объявленные цены и
тарифы.
     Кроме того, статья 6 Закона предусматривает обязанности налоговых
органов по:
     регистрации контрольно   -   кассовых   машин,   используемых  на
предприятиях,  в  соответствии  с  требованиями  настоящего  Закона  и
Положения  по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением;
     осуществлению контроля   за   соблюдением   правил  использования
контрольно -  кассовых  машин,  за  полнотой  учета  выручки  денежных
средств на предприятиях;
     проверке документов,  связанных  с   применением   контрольно   -
кассовых машин,  получению необходимых объяснений,  справок и сведений
по вопросам, возникающим при проверках;
     проведению проверок правильности выдачи чеков;
     наложению штрафов на предприятия,  а  также  на  физических  лиц,
виновных  в  нарушении  настоящего  Закона  и  Положения по применению
контрольно - кассовых машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением,  предусмотренных  Законом,  а  при  повторном  нарушении -
обращаться  в  суд  с  иском  о  ликвидации  данного   предприятия   с
одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными
расчетами с населением,  в том числе в виде  запрещения  распоряжаться
средствами на его счетах в банках.
     Таким образом,  в  настоящее  время  у  Предприятий,  которые   в
соответствии  со  статьей  1  Закона  должны  применять  контрольно  -
кассовые машины, сохраняется обязанность по соблюдению предусмотренных
статьей  2  Закона  требований,  а  у  налоговых органов - обязанность
обращаться в суд  с  иском  о  ликвидации  юридических  лиц,  повторно
нарушивших  требования  Закона  и Положения по применению контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
     Следовательно, при   выявлении   налоговыми   органами  повторных
нарушений Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин
при  осуществлении  денежных расчетов с населением у налоговых органов
сохраняется право обращаться в судебные органы с исками  о  ликвидации
юридических лиц.
     При обращении в судебные органы с исками о ликвидации юридических
лиц  Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рекомендует
учитывать письмо Высшего Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от
28.08.95  N  С1-7/ОП-506  "Об  отдельных  рекомендациях,  принятых  на
совещаниях по судебно - арбитражной практике" и Постановление  Пленума
Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации от 04.08.99 N 10 "О
некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации  "О
применении  контрольно  -  кассовых  машин  при осуществлении денежных
расчетов с населением",  в которых  разъясняются  положения  статьи  6
Закона.
     Между тем в соответствии со  статьей  2  Федерального  закона  до
01.07.2002  продолжает  действовать  Кодекс РСФСР "Об административных
правонарушениях" (далее - Кодекс).
     Статьей 146.5  Кодекса установлено,  что продажа товаров или иных
предметов на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а
равно   на   иных   предприятиях,  осуществляющих  реализацию  товаров
населению,   или   гражданами,    зарегистрированными    в    качестве
предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе,
поставщике или продавце,  а также без применения контрольно - кассовых
машин  -  влечет  наложение  штрафа  от  пятидесяти до ста минимальных
размеров оплаты труда.
     В соответствии  с  пунктом 7 Положения по применению контрольно -
кассовых машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с  населением,
утвержденного   Постановлением   Совета   Министров   -  Правительства
Российской  Федерации  от  30.07.93  N  745  (далее  -  Положение),  в
организациях  допускается  применение  только  исправных  контрольно -
кассовых  машин  с  долговременным   и   энергонезависимым   хранением
информации в фискальной (контрольной) памяти, которые:
     а) соответствуют техническим требованиям к контрольно -  кассовым
машинам;
     б) допущены к  использованию  в  соответствии  с  классификатором
контрольно - кассовых машин;
     в) имеют   в   случаях,   установленных   Комиссией,   прикладные
программы,  допущенные  Комиссией к использованию с конкретной моделью
контрольно - кассовой машины;
     г) оснащены   средствами  визуального  контроля  "Государственный
реестр" и "Сервисное обслуживание";
     д) находятся  на  техническом  обслуживании в центре технического
обслуживания контрольно - кассовых машин;
     е) зарегистрированы в налоговых органах.
     Следовательно, использование   предприятиями,   в    том    числе
физическими  лицами,  осуществляющими предпринимательскую деятельность
без образования юридического  лица,  контрольно  -  кассовых  машин  с
нарушением  требований,  установленных  пунктом  7  Положения,  должно
рассматриваться как осуществление денежных расчетов с  населением  без
применения контрольно - кассовых машин.
     Аналогичная позиция  изложена  в  Постановлении  Пленума  Высшего
Арбитражного  Суда  Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых
вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении
контрольно  -  кассовых  машин  при  осуществлении денежных расчетов с
населением".
     Статьями 203,   224.6   и   224.11   Кодекса  предусмотрено,  что
привлекать к административной ответственности,  установленной  статьей
146.5   Кодекса,   вправе  органы  внутренних  дел  (милиция),  органы
Государственной инспекции по торговле,  качеству товаров и защите прав
потребителей,  а  также  органы,  рассматривающие  дела  о  нарушениях
требований государственных стандартов, правил сертификации, требований
нормативных документов по обеспечению единства измерений.
     В соответствии  со  статьей  4  Закона  Российской  Федерации  от
21.03.91  N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые
органы решают поставленные  перед  ними  задачи  во  взаимодействии  с
федеральными органами исполнительной власти,  органами государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   и   органами    местного
самоуправления.
     На основании пункта 4 Указа Президента  Российской  Федерации  от
16.02.93 N 224 "Об обязательном применении контрольно - кассовых машин
предприятиями,  учреждениями и организациями всех  форм  собственности
при  осуществлении расчетов с населением" на налоговые органы возложен
контроль за полнотой учета наличных денежных средств при осуществлении
расчетов  с  населением  через  контрольно  - кассовые машины в местах
продажи товаров и оказания услуг.
     С учетом  изложенного налоговые органы вправе во взаимодействии с
органами внутренних дел (милицией), органами Государственной инспекции
по  торговле,  качеству  товаров  и защите прав потребителей,  а также
органами,    рассматривающими    дела    о    нарушениях    требований
государственных    стандартов,    правил    сертификации,   требований
нормативных документов по обеспечению  единства  измерений,  проводить
мероприятия  по  выявлению  нарушений  законодательства  о  применении
контрольно - кассовых машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением.
     Кроме того,  налоговым органам,  в  ходе  проведения  оперативных
мероприятий  собственными  силами,  при  выявлении фактов неприменения
контрольно  -  кассовых  машин,  необходимо  составлять  протоколы  об
административных  правонарушениях  и  своевременно  направлять  данные
протоколы в уполномоченные на  то  федеральные  органы  исполнительной
власти    для    привлечения   правонарушителей   к   административной
ответственности, предусмотренной статьей 146.5 Кодекса.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
                                                          С.Н. ШУЛЬГИН
25 апреля 2002 г.
N ШС-6-14/535