Страницы: 1 2 О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" 22 декабря 2005 г. N 2179р (Д) Объявляю для руководства Концепцию развития здравоохранения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период до 2010 года, утвержденную президентом ОАО "РЖД" Якуниным В.И. 9 декабря 2005 года. Вице-президент ОАО "РЖД" О.Ю.АТЬКОВ 22 декабря 2005 г. N 2179р УТВЕРЖДАЮ Президент открытого акционерного общества "Российские железные дороги" В.И.ЯКУНИН 9 декабря 2005 года КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Концепция развития здравоохранения ОАО "РЖД" разработана на основе Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и Стратегической программы развития ОАО "РЖД", утвержденной Советом директоров ОАО "РЖД" в 2004 году. 1. Состояние проблемы В настоящее время в системе здравоохранения ОАО "РЖД" работают 269 негосударственных учреждений здравоохранения ОАО "РЖД" (далее - НУЗ ОАО "РЖД"), из них 170 больниц, 85 поликлиник, 13 здравниц центрального подчинения и центр скорой и неотложной помощи. Основные направления в деятельности НУЗ ОАО "РЖД" отражают их значимость для компании. Это прежде всего медицинское обеспечение безопасности движения поездов и деятельности железнодорожного транспорта, оказание специализированной медицинской и санаторно-курортной помощи работникам ОАО "РЖД", членам их семей и пенсионерам железнодорожного транспорта, проведение мероприятия по ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. По данным на 01.01.2005 система здравоохранения ОАО "РЖД" обеспечивает медицинской помощью свыше 4124285 прикрепленного контингента, из них работников ОАО "РЖД" - 40%, членов семей работников ОАО "РЖД" - 15,8%, пенсионеров железнодорожного транспорта - 19,7%. Из числа прикрепленного контингента 24,5% составляет территориальное население. Около 30% работников ОАО "РЖД" и членов их семей проживает вне населенных пунктов (станции, полустанки), медицинская помощь которым оказывается в линейных лечебно-профилактических учреждениях и передвижными медицинскими модулями на железнодорожном транспорте. В некоторых населенных пунктах субъектов Российской Федерации НУЗ ОАО "РЖД" являются единственными организациями, в которых оказывается медицинская помощь, в том числе территориальному населению. В течение последних лет проводилась работа по оптимизации деятельности системы здравоохранения ОАО "РЖД": изменена структура управления здравоохранением, проведена реструктуризация сети НУЗ ОАО "РЖД" в соответствии с потребностью работников компании, членов их семей и пенсионеров, переведены на договорную основу взаимоотношения с ОАО "РЖД" на основе заключения договоров медицинского обеспечения безопасности движения поездов, добровольного медицинского страхования работников компании и приобретения путевок для работников ОАО "РЖД" в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения ОАО "РЖД". В соответствии с концепцией региональной политики ОАО "РЖД" в области здравоохранения медицинская помощь территориальному населению оказывается на основе возмещения затрат НУЗ ОАО "РЖД" за счет внекорпоративных финансовых средств. За период 2001 - 2004 годов число стационарных коек сократилось на 32,2%, что значительно превышает темпы реструктуризации в Российской Федерации, количество мест в дневных стационарах возросло в 2,4 раза. За 2000 - 2004 годы уменьшилась средняя длительность госпитализации с 14,7 дней до 12 дней (на 19%), на 26% возрос оборот койки (с 21,6 в 2000 году до 27,3 в 2004 году). Всего в 2004 году пролечено в стационарах 851818 человек (в 2003 году - 849654 человека). В пути следования медицинская помощь оказана 66107 пассажирам (на 20,5% больше, чем в 2003 г.), из них 6474 - снято с поездов по причине заболевания. Основной задачей НУЗ ОАО "РЖД" является медицинское обеспечение безопасности движения поездов и деятельности железнодорожного транспорта - экспертиза профессиональной пригодности. В настоящее время в НУЗ ОАО "РЖД" работают 249 врачебно-экспертных комиссий. Ежегодно ими проводится свыше 1 миллиона обязательных медицинских осмотров, в 2004 году проведено около 1,5 млн. осмотров. Осуществляются предрейсовые медицинские осмотры работников локомотивных бригад. Работает 1291 пункт предрейсового медицинского контроля, в которых ежегодно осуществляет около 25 миллионов осмотров машинистов и их помощников. Ежегодно отстраняется от рейсов от 17 до 22 тысяч работников. Значительно улучшена материально-техническая база НУЗ ОАО "РЖД". В последние годы введены в строй хирургический корпус больницы N 6, санаторий "Аквамарин", поликлиника на станции Ховрино, проведен капитальный ремонт дорожных больниц на станциях Иркутск, Красноярск, Новосибирск и др. НУЗ ОАО "РЖД" постоянно оснащаются современным медицинским оборудованием, вводятся новые методы профилактики, диагностики и лечения, внедряется автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад. Вместе с тем в настоящее время не сформирована эффективная система управления здравоохранением ОАО "РЖД". Несовершенство системы управления обусловлено, прежде всего, его фрагментацией, недостаточным развитием механизмов координации различных субъектов управления. Имеется дублирование функций управленческих структур различных уровней, что затрудняет своевременное принятие управленческих решений. Не завершена реорганизация негосударственных учреждений здравоохранения и фармацевтических подразделений ОАО "РЖД". При формировании сети НУЗ ОАО "РЖД" не всегда учитываются возможности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по оказанию медицинских услуг. В структуре здравоохранения ОАО "РЖД" велика доля маломощных больниц, оказывающих медицинские услуги, аналогичные предоставляемым муниципальным сектором здравоохранения. В недостаточных объемах оказываются наиболее востребованные работниками ОАО "РЖД", членами их семей и пенсионерами компании высокотехнологичные виды медицинской помощи. В развитии современных технологий обследования и лечения недостаточно прослеживается роль главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения и служб медицинского обеспечения на железных дорогах. В ряде НУЗ ОАО "РЖД" имеются значительные проблемы из-за неукомплектованности медицинских кадров. Не решены вопросы приобретения жилья и участия медицинских работников в ипотечном кредитовании. Необходимо совершенствовать работу по последипломной подготовке кадров. При наличии мощного информационного потенциала в ОАО "РЖД" в системе здравоохранения недостаточно широко используются современные информационные и медицинские технологии. В условиях возрастающей конкуренции недостаточно внимания уделяется формированию положительного имиджа негосударственных учреждений здравоохранения ОАО "РЖД". Все эти обстоятельства обуславливают необходимость разработки стратегии развития здравоохранения ОАО "РЖД". 2. Основная цель Повышение эффективности системы здравоохранения ОАО "РЖД" и совершенствование на этой основе медицинской помощи работникам ОАО "РЖД", членам их семей, пенсионерам компании. 3. Основные направления развития здравоохранения ОАО "РЖД" Совершенствование системы управления здравоохранением ОАО "РЖД"; оптимизация структуры медицинского обеспечения ОАО "РЖД"; совершенствование медицинского обеспечения безопасности движения поездов; развитие современных медицинских технологий, профилактика заболеваний; внедрение современных экономических методов мотивации деятельности НУЗ ОАО "РЖД" и медицинских работников; научное обеспечение; развитие современных информационных технологий; совершенствование подготовки медицинских кадров; формирование позитивного имиджа НУЗ ОАО "РЖД" на рынке медицинских услуг. 4. Совершенствование системы управления здравоохранением ОАО "РЖД" 4.1. Современное состояние системы управления здравоохранением ОАО "РЖД" Система управления здравоохранением ОАО "РЖД" претерпевает за последние годы значительные изменения, что обусловлено активным поиском наиболее эффективных управленческих решений. Существующая в настоящее время система управления здравоохранением ОАО "РЖД" (Приложение 1, схема 1) представлена: Департаментом здравоохранения, который является частью центрального аппарата ОАО "РЖД" (39 штатных единиц); Дирекцией медицинских учреждений - филиалом ОАО "РЖД" (331 штатная единица, в том числе обособленные структурные подразделения службы медицинского обеспечения на железных дорогах - 289 штатных единиц); Дирекцией оздоровительных учреждений - филиалом ОАО "РЖД" (45 штатных единиц); Дирекцией медико-технического и фармацевтического обеспечения - филиалом ОАО "РЖД" (3069 штатных единиц, в том числе обособленные структурные подразделения - 596 штатных единиц, обособленные подразделения (аптеки) - 2389 штатных единиц). При формировании системы управления здравоохранением ОАО "РЖД" была создана громоздкая управленческая структура в центре (Департамент здравоохранения и Дирекции). Такая система управления привела к дублированию части функций в различных управленческих структурах, увеличению численности управленческого аппарата, а также к ослаблению служб медицинского обеспечения на железных дорогах. Кроме того, недостатком существующей системы управления является отсутствие координации деятельности НУЗ ОАО "РЖД", медицинских складов и аптек. Указанные недостатки не позволяют достаточно эффективно решать задачи медицинского обеспечения компании. 4.2. Пути оптимизации системы управления здравоохранением ОАО "РЖД" Основными задачами по оптимизации системы управления здравоохранением ОАО "РЖД" являются: устранение дублирования функций в управляющих структурах; обеспечение координации деятельности различных подразделений системы здравоохранения ОАО "РЖД"; единообразие порядка отчетности учреждений здравоохранения перед собственником ОАО "РЖД"; проведение централизованной политики с федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации по компенсации затрат НУЗ ОАО "РЖД" по выполнению программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи; оптимизация численности управленческого аппарата. В плане краткосрочной перспективы (2005 - 2007 гг.) целесообразно создание на основе Дирекции медико-технического и фармацевтического обеспечения, как единственной Дирекции, в которой отсутствует дублирование с Департаментом здравоохранения, Дирекции медицинского обеспечения с возложением на нее функций Дирекции медицинских учреждений и Дирекции оздоровительных учреждений и последующей ликвидацией последних. При этом Департамент здравоохранения, являясь подразделением аппарата управления ОАО "РЖД", определяет основные приоритеты развития системы здравоохранения ОАО "РЖД", осуществляет координацию и контроль за деятельностью Дирекции медицинского обеспечения, НУЗ ОАО "РЖД", находящихся в непосредственном ведении Департамента, по вопросам медицинского обеспечения безопасности перевозочного процесса, организации оказания медицинской помощи, санаторно-курортного и лекарственного обеспечения работников ОАО "РЖД", членов их семей и неработающих пенсионеров, организации эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, внедрения новейших медицинских технологий. На Дирекцию медицинского обеспечения возлагаются функции управления хозяйственной деятельностью подведомственных НУЗ ОАО "РЖД" и фармацевтических подразделений, обеспечения потребностей НУЗ ОАО "РЖД" в лекарственных средствах, медицинском оборудовании, изделиях медицинского назначения, товарах аптечного ассортимента и другой продукции медицинского назначения, организация капитального и текущего ремонта в НУЗ ОАО "РЖД". Централизация медико-технического и фармацевтического обеспечения НУЗ ОАО "РЖД" и фармацевтических подразделений Дирекции медицинского обеспечения позволит: оптимизировать управленческие функции; создать экономически целесообразную структуру обеспечения НУЗ ОАО "РЖД" лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, медицинским оборудованием в необходимых и достаточных объемах; повысить ответственность выбранных контрагентов перед ОАО "РЖД"; проводить систематический анализ дистрибьюторского сектора фармацевтического рынка; снизить закупочные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения за счет эксклюзивных условий поставок; проводить закупки в рамках специализированных программ, например обеспечение препаратами фармакотерапевтических групп (онкологические и сопутствующие препараты, инсулины и сахароснижающие препараты, антибиотики и противомикробные препараты, иммунобиологические препараты, в т.ч. вакцины, дезинфицирующие средства); прогнозировать реальную потребность НУЗ ОАО "РЖД" в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения; контролировать качество закупаемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения; снизить риск использования фальсифицированных препаратов. Одновременно предлагается службы медицинского обеспечения на железных дорогах объединить со структурными подразделениями Дирекции медико-технического и фармацевтического обеспечения с присвоением им статуса обособленных структурных подразделений Дирекции медицинского обеспечения и наделением их управленческими и хозяйственными функциями по медицинскому обеспечению (Приложение 1, схема 2). При изменении структуры управленческого аппарата и высвобождении работников должно быть предусмотрено предоставление им установленных трудовым законодательством и компанией социальных гарантий. В среднесрочной перспективе (2008 - 2010 гг.) в связи с политикой компании по выведению непрофильных активов будет рассмотрена возможность создания на базе системы здравоохранения ОАО "РЖД" дочернего открытого акционерного общества "Железнодорожная медицина" (далее - ОАО "Железнодорожная медицина") (Приложение 1, схема 3). Вместе с тем при создании ОАО "Железнодорожная медицина" необходимо учитывать возможное влияние на его деятельность следующих основных групп рисков. 1. Экономические риски - поступательный рост цен на материальные и кадровые ресурсы, т.е. рост издержек производства медицинских услуг и, как следствие, рост цен на медицинские услуги для пациентов. Вероятность увеличения цен на материальные ресурсы (воду, тепло, электроэнергию) и кадровые ресурсы высокая в связи с высоким уровнем инфляции и аналогична степени влияния на существующую систему здравоохранения ОАО "РЖД". Имеется возможность минимизации экономических рисков - проведение ресурсосберегающих мероприятий (установка счетчиков потребления воды и тепла, ремонт сетей водо- и теплоснабжения и др.), проведение грамотной кадровой политики, включающей возможности профессионального роста и предоставление дополнительных социальных гарантий медицинским работникам. 2. Рыночные - уменьшение сбыта медицинских услуг НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина" по сравнению с уровнем их оказанием НУЗ ОАО "РЖД" высоких издержек и роста конкуренции со стороны других медицинских учреждений при освобождении занимаемых ранее рыночных ниш, как в системе добровольного медицинского страхования, так и при оказании платных медицинских услуг. Более высокие цены на медицинские услуги в НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина", чем в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, а также в НУЗ ОАО "РЖД" делают невыгодной их деятельность в системе обязательного медицинского страхования, вызывают сомнение в реальности заключения договоров с местными органами власти на совместное содержание НУЗ, а также делают вероятным в дальнейшем отказ основной компании (ОАО "РЖД") от услуг НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина" при наличии более "дешевых" муниципальных и государственных медицинских учреждений. Вероятность возникновения рыночных рисков высокая, возможные пути минимизации - заключение соглашения с ОАО "РЖД" о гарантированном в течение нескольких лет корпоративном заказе на мероприятия по обеспечению медицинской безопасности перевозочного процесса и оказанию медицинской помощи работникам ОАО "РЖД", членам их семей, пенсионерам компании, внедрение "эксклюзивных" методов диагностики и лечения, позволяющих занять доминирующее положение на рынке оказания медицинских услуг, проведение мероприятий, уменьшающих издержки производства медицинских услуг, оптимизация сети НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина", формирование позитивного имиджа НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина", проведение рекламных компаний. 3. Финансовые риски (кредитные, инвестиционные) - из-за меньшей привлекательности и устойчивости на рынке вновь созданной компании по сравнению с ОАО "РЖД", которая в соответствии с федеральным законодательством не отвечает по обязательствам дочернего общества. Вероятность возникновения риска средняя, возможности минимизации - сбалансированная финансовая политика ОАО "Железнодорожная медицина", страхование финансовых рисков, а также, возможно, создание совместных инвестиционных проектов с ОАО "РЖД". 4. Инновационные риски (риск недостижения результатов имеющихся инвестиционных программ и создания новых инвестиционных проектов в ОАО "Железнодорожная медицина") - из-за недостаточности собственных финансовых ресурсов и проблем в получении заемных финансовых средств. Вероятность возникновения риска средняя, пути минимизации - страхование финансовых рисков и создание совместных инвестиционных проектов с ОАО "РЖД". 5. Социальные риски (увеличение социальной напряженности в коллективах НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина") - из-за возможного уменьшения заработной платы и социального пакета ввиду возможной низкой доходности (или ее отсутствия) ОАО "Железнодорожная медицина". Вероятность возникновения риска средняя, возможности минимизации - обеспечение доходности ОАО "Железнодорожная медицина" или необходимость увеличения социальных расходов в ущерб другим направлениям финансирования НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина". 6. Политические риски (изменение законодательства в области здравоохранения, административные ограничения). В области последствий изменения законодательства, например в части определенных ограничений для негосударственных учреждений здравоохранения, вероятность риска минимальна как для НУЗ ОАО "РЖД", так и для НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина". Вместе с тем, учитывая ослабление "интересов" ОАО "РЖД" в области здравоохранения при образовании ОАО "Железнодорожная медицина", отсутствие соответствующих органов управления здравоохранением в ОАО "РЖД" и, как следствие, ослабление взаимодействия ОАО "РЖД" с региональными органами власти в сфере оказания медицинской помощи, возможно ужесточение дискриминационной политики органов власти субъектов Российской Федерации при включении НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина" в систему обязательного медицинского страхования и при определении объемов муниципального заказа. Вероятность возникновения риска средняя, метод реагирования - заключение соглашений ОАО "Железнодорожная медицина" с Администрациями субъектов Российской Федерации при участии ОАО "РЖД" по вопросам здравоохранения, привлечение к решению данного вопроса общественных организаций - профсоюзов и Советов ветеранов ОАО "РЖД". 7. Отраслевые риски (специфические риски здравоохранения) - во всем мире здравоохранение является затратной отраслью, дотируемой государством, за исключением незначительного количества медицинских организаций, оказывающих определенные виды помощи (косметологические, стоматологические и др.). Кроме этого, до настоящего времени в России отсутствует практика создания специализированных медицинских ОАО, имеющих в своем составе учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и, тем самым, осуществляющие государственную политику в области здравоохранения. В части населенных пунктов учреждения здравоохранения компании являются единственными. Учитывая прогнозируемые проблемы НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина" в области экономики, финансов, сложности в политической и социальной области, риск банкротства высокий. Пути минимизации - предоставление НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина" гарантированного корпоративного заказа, полноценное включение в территориальные программы ОМС и заключение с местными органами власти договоров на совместное содержание при оказании медицинской помощи территориальному населению. Рассматривая целесообразность создания НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина", необходимо принять во внимание проблемы, возникшие при создании системы здравоохранения ОАО "РЖД", которые также прогнозируются при создании НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина", в том числе: 1. Дополнительные финансовые расходы на обеспечение ликвидационных мероприятий НУЗ ОАО "РЖД" и лицензирование НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина" (расходы на обеспечение ликвидационных мероприятий ГУЗ МПС России и лицензирование НУЗ ОАО "РЖД" составили свыше 450 млн. руб.). 2. Уменьшение поступлений средств ОМС в связи с необходимостью заключения новых договоров на оказание медицинских услуг в рамках территориальных программ ОМС и с дискриминационной политикой местных органов власти при включении негосударственных учреждений здравоохранения в систему ОМС. Уменьшение поступлений средств ОМС в НУЗ ОАО "РЖД" за 6 месяцев 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года составило 100 млн. руб. за счет: неправомерного исключения из системы ОМС по решению местных органов власти НУЗ ОАО "РЖД", оказывающих медицинскую помощь по программам ОМС; оплаты оказанных медицинских услуг по тарифам, ниже применяемых на территории; неполного включения учреждений в муниципальный заказ. По данным за 6 месяцев 2005 года из системы ОМС были исключены 27 НУЗ ОАО "РЖД" (в 2004 году - 16 НУЗ ОАО "РЖД"). В полном объеме в муниципальный заказ включена лишь 1/3 часть НУЗ ОАО "РЖД", у 2/3 учреждений участие в муниципальном заказе составляет от 9% до 90%. Таким образом, учитывая прогнозируемые проблемы при создании ОАО "Железнодорожная медицина" и риски деятельности НУЗ ОАО "Железнодорожная медицина", в настоящее время создание ОАО "Железнодорожная медицина" требует дополнительного рассмотрения. 5. Оптимизация структуры медицинского обеспечения ОАО "РЖД" 5.1. Оптимизация структуры НУЗ ОАО "РЖД" В соответствии с основными направлениями реформирования отечественного здравоохранения медико-организационные аспекты реструктуризации предусматривают перенос акцентов в оказании медицинской помощи: из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинической помощи; из круглосуточного стационара в дневной стационар; от мелких диагностических подразделений к центрам специализированной лечебно-диагностической помощи; от мелких отделений больниц к крупным, оснащенным отделениям в центральных, дорожных и отделенческих больницах. Реструктуризацию сети НУЗ ОАО "РЖД" необходимо проводить по согласованию с Дорпрофсож, учитывая основные тенденции реформы здравоохранения в стране, особенности организации здравоохранения на железнодорожном транспорте, предоставляя установленные федеральным законодательством и компанией социальные гарантии высвобождаемым работникам. В настоящее время в системе здравоохранения ОАО "РЖД" функционирует 269 НУЗ ОАО "РЖД" с общей коечной мощностью свыше 35,5 тысяч коек, около 500 аптек и аптечных пунктов. Оптимизация структуры здравоохранения ОАО "РЖД" основана на принципе разумной достаточности и определяется необходимостью обеспечения медицинских аспектов безопасности движения поездов, оказания медицинской помощи работникам ОАО "РЖД" и членам их семей, пенсионерам компании, а также оказания медицинских услуг территориальному населению на основе возмещения затрат за счет внекорпоративных источников финансирования. На данном этапе основными показателями необходимости проведения реструктуризации сети являются: показатели экономической эффективности деятельности НУЗ ОАО "РЖД" и их подразделений (определяются по методике, утвержденной Департаментом здравоохранения ОАО "РЖД"); необходимость гарантированного предоставления медицинской помощи работникам компании, членам их семей и пенсионерам железнодорожного транспорта; показатели реализации обязательств государства по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. НУЗ ОАО "РЖД" в некоторых случаях дублируют деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, некоторые медицинские услуги оказываются в небольших объемах, что определяет их высокую стоимость. В настоящее время в стране наиболее сложно решается вопрос получения прикрепленным контингентом дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинских услуг, поэтому необходимо планировать развитие данных видов медицинской помощи в дорожных и центральных НУЗ ОАО "РЖД", а также привлекать для этих целей ведущие клиники страны. Поэтому при планировании сети необходимо подходить дифференцированно к различным видам медицинских услуг, учитывая возможность получения их в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В целях организации единого комплекса санаторно-курортных и оздоровительных учреждений ОАО "РЖД" необходимо передать в ведение Дирекции медицинского обеспечения региональные санатории-профилактории, что позволит повысить их управляемость, качество оказываемой медицинской помощи и эффективность использования коечного фонда. В настоящее время филиалы ОАО "РЖД" имеют в своем составе 67 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений. После проведения инвентаризации данных учреждений с учетом места их расположения, наличия природных лечебных факторов, материально-технической и медицинской базы, кадрового потенциала, с целью оптимизации их количества и создания условий для максимально эффективного использования с медицинской и экономической точки зрения предполагается разделение их на три группы с целью создания (Приложение 2): НУЗ ОАО "РЖД" - санаториев-профилакториев; НУЗ ОАО "РЖД" - центров восстановительной медицины и реабилитации; отделений восстановительной медицины и реабилитации как структурных подразделений НУЗ ОАО "РЖД" (больниц). Организация единого комплекса реабилитационных, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений ОАО "РЖД позволит создать эффективную вертикаль управления, оптимизировать структуру, существенно улучшить организацию и повысить экономическую эффективность работы учреждений, улучшить качество оказываемой в них медицинской помощи и сервисных услуг. Формирование системы реабилитационно-восстановительного лечения, включающей первичную и вторичную профилактику при оказании санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, предусматривает реализацию принципа преемственности на этапах стационар (поликлиника) - учреждение (отделение) восстановительного лечения - санаторий. Одновременно должна быть осуществлена передача в ведение Дирекции медицинского обеспечения центров реабилитации локомотивных бригад, которые в настоящее время обеспечивают медицинскую реабилитацию работников основной деятельности. Основные показатели структурной реформы здравоохранения ОАО "РЖД" (таблица 1): ------------------------------------------------------------------ | N | Наименование показателя |2000 г.|2005 г.|2007 г.|2010 г.| |п/п| | | | | | |---|----------------------------|-------|-------|-------|-------| |1. |Коечный фонд (тыс. коек) |52,3 |35,5 |33,0 |30,0 | |---|----------------------------|-------|-------|-------|-------| |2. |Дневные стационары (тыс. |1,7 |4,0 |6,0 |8,0 | | |коек) | | | | | ------------------------------------------------------------------ Финансово-экономические аспекты реструктуризации предусматривают расширение финансовой базы здравоохранения компании и более рациональное использование финансовых средств, включая снижение финансовой нагрузки на компанию за счет увеличения объемов платных услуг, использования средств обязательного и добровольного медицинского страхования (Приложения 3, 4). В целях снижения финансовой нагрузки на ОАО "РЖД" разработаны планы финансовых поступлений из внекорпоративных источников на лечение территориального населения (обязательное и добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги, договоры о совместном содержании НУЗ ОАО "РЖД"). Основные показатели поступления внекорпоративных источников финансирования в НУЗ ОАО "РЖД" (млн. руб.) (таблица 2): ------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование |Факт| Факт |Прогноз| План | |п/п| внекорпоративных |2003|2004 г.|2005 г.|------------------------| | | источников | г. | | |2006|2007|2008|2009|2010| | | финансовых | | | | г. | г. | г. | г. | г. | | | поступлений в НУЗ | | | | | | | | | | | ОАО "РЖД" | | | | | | | | | |---|---------------------|----|-------|-------|----|----|----|----|----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |---|---------------------|----|-------|-------|----|----|----|----|----| |1. | ОМС |2595|2979,1 |3000 |3100|3200|3300|3400|3500| |---|---------------------|----|-------|-------|----|----|----|----|----| |2. | ДМС |310 |608 |633 |675 |756 |837 |920 |1010| | | территориального | | | | | | | | | | | населения | | | | | | | | | |---|---------------------|----|-------|-------|----|----|----|----|----| | | Платные медицинские |1020|1501,5 |1608,0 |1750|1960|2170|2350|2500| | | услуги | | | | | | | | | |---|---------------------|----|-------|-------|----|----|----|----|----| |4. | Договоры о |123 |71 |59,0 |75 |84 |93 |105 |112 | | | совместном | | | | | | | | | | | содержании НУЗ ОАО | | | | | | | | | | | "РЖД" с местными | | | | | | | | | | | органами власти | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Финансовые поступления из средств обязательного медицинского страхования (ОМС) выросли в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 15% (2004 г. - 2979 млн. руб., 2003 г. - 2595 млн. руб.). На местах проводится работа руководителей служб медицинского обеспечения и НУЗ ОАО "РЖД", в основе которой обеспечение включения вопросов здравоохранения в Соглашения о взаимодействии между ОАО "РЖД" и субъектами Российской Федерации. Это позволит увеличить поступления средств ОМС в ближайшие годы в среднем на 3% в год. В 2005 году по сравнению с 2003 годом планируется увеличение поступлений по договорам добровольного медицинского страхования территориального населения на 100% (2003 г. - 310 млн. руб., прогноз 2005 г. - 633 млн. руб.), в дальнейшем - сохранение роста поступлений на 7 - 12% в год. В 2003 году доходы от оказания платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения железнодорожного транспорта составили 1019,9 млн. рублей, в 2005 году планируется увеличение до 1600 млн. руб. (на 50%) и в следующие годы рост в среднем на 10% в год. С 2003 года по настоящее время имеется снижение поступлений по договорам о совместном содержании НУЗ ОАО "РЖД" с местными органами власти, если в 2003 г. они составили - 123 млн. руб., в 2004 году - 71 млн. руб., то прогноз 2005 года - 59 млн. руб. С учетом проводимой на местах работы руководителей здравоохранения железных дорог планируется увеличение суммы заключенных договоров о совместном содержании на 27% в 2006 году и в последующем на 6 - 11% в год. 5.2. Оптимизация структуры фармацевтических подразделений ОАО "РЖД" В настоящее время происходит процесс реформирования ФГУП "Желдорфармация", в составе которой функционирует 12 медицинских складов, около 500 аптек и аптечных пунктов, в структуру фармацевтических организаций в составе Дирекции медико-технического и фармацевтического обеспечения. Основными причинами неэффективной деятельности ФГУП "Желдорфармация" являются неудовлетворительная материально-техническая база ряда аптек, недостаточная работа на оптовом рынке по обеспечению НУЗ ОАО "РЖД" лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, недостатки в маркетинговой деятельности. В свою очередь отсутствие крупных оптовых закупок не позволяет корпоративной фармацевтической сети поддерживать конкурентные цены и сформировать постоянную клиентскую базу. Оптимизация структуры фармацевтических подразделений ОАО "РЖД" будет производиться путем организации экономически эффективных складов, аптек и аптечных пунктов. Таким образом, на данном этапе основными показателями необходимости проведения реструктуризации фармацевтических подразделений являются: показатели экономической эффективности фармацевтических подразделений ОАО "РЖД", определяемые по совокупности оптовых и розничных поставок медикаментов и изделий медицинского назначения; объемы необходимых оптовых поставок медикаментов и изделий медицинского назначения для НУЗ ОАО "РЖД"; результаты проведенного аудита аптечной сети ОАО "РЖД" в 2004 - 2005 годах; необходимостью сохранения социально значимых аптек и аптечных пунктов для работников ОАО "РЖД", членов их семей и пенсионеров компании. Для оптимизации деятельности фармацевтических подразделений ОАО "РЖД" планируется: определить методом квалификационного отбора дистрибьюторов для поставок лекарственных средств общего ассортимента непосредственно в НУЗ ОАО "РЖД". Критериями отбора являются совокупный рейтинг компаний дистрибьюторов на Российском фармацевтическом рынке и предлагаемые условия поставки лекарственных препаратов в НУЗ ОАО "РЖД" (количество ассортиментных позиций, стоимость, оперативность службы логистики, опыт поставок и объемы продаж в НУЗ ОАО "РЖД"); создать единую автоматизированную систему заказов; принять единые в системе здравоохранения ОАО "РЖД" стандарты диагностики и лечения заболеваний, соответствующие международным стандартам. Основные показатели структурной реформы фармацевтических подразделений ОАО "РЖД" (таблица 3): ------------------------------------------------------------------ | N | Наименование | 2000 г. |2005 г. |2007 г. | 2010 г. | |п/п| | | | | | |---|----------------------|---------|--------|--------|---------| |1. |Аптечные склады (шт.) |17 |17 |16 |16 | |---|----------------------|---------|--------|--------|---------| |2. |Аптеки (шт.) |315 |225 |134 |115 | |---|----------------------|---------|--------|--------|---------| |3. |Аптечные пункты (шт.) |250 |207 |128 |175 | |---|----------------------|---------|--------|--------|---------| |4. |Аптечные киоски (шт.) |215 |129 |82 |100 | |---|----------------------|---------|--------|--------|---------| |5. |Объем товарооборота |620 |740 |1098 |1513 | | |(млн. руб.) | | | | | ------------------------------------------------------------------ 6. Совершенствование медицинского обеспечения безопасности движения поездов Медицинское обеспечение безопасности движения поездов является одним из наиболее важных направлений деятельности НУЗ ОАО "РЖД", обеспечивающим коренное отличие задач, стоящих перед общественным здравоохранением и железнодорожной медициной. Безопасность движения поездов зависит от надежности системы "человек - техническое средство - среда" и обеспечивается, в том числе, состоянием здоровья работника, его психологическими возможностями и особенностями. Медицинский профессиональный отбор железнодорожников является важнейшим звеном обеспечения безопасности движения поездов. Деятельность врачебно-экспертных комиссий требует оптимизации, усиления контроля за качеством экспертизы профессиональной пригодности всех уровней. Проведение предрейсовых (предсменных) медицинских осмотров работников локомотивных бригад на более высоком уровне актуально, требует дальнейшего развития и научно обоснованных решений. Внедрение автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра работников локомотивных бригад позволит значительно улучшить качество проводимых осмотров. Однако необходимо проведение научных исследований по установлению критериев для выявления лиц с признаками повышенного риска ухудшения состояния здоровья и внезапной смерти на рабочем месте, а также лиц с такими изменениями в состоянии здоровья, которые могут привести к снижению профессионально значимых функций при выполнении служебных обязанностей. Создание отделений (центров) восстановительной медицины и реабилитации в НУЗ ОАО "РЖД" обеспечит проведение мероприятий по сохранению и восстановлению психосоматических и профессионально значимых функций работников. Ситуация в стране, связанная со стремительным ростом употребления гражданами Российской Федерации наркотических и сильнодействующих лекарственных средств, носит угрожающий характер. До настоящего времени в компании не решен вопрос по организации контроля за употреблением наркотических и сильнодействующих лекарственных средств работниками ОАО "РЖД" и в первую очередь обеспечивающими безопасность движения поездов. Создание и развитие в русле профилактического направления единой психологической службы, сочетающей медицинскую и производственную психологию наиболее актуально. Внедрение научно обоснованных критериев психофизиологического тестирования лиц при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности позволит проводить мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте, связанных с человеческим фактором, организовать специальные обязательные программы оздоровления и реабилитации работников локомотивных бригад. Предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте также является одной из приоритетных задач здравоохранения. Ее решение связано с проведением медико-профилактических мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий. Практическая реализация данной задачи осуществляется в двух направлениях: разработка и реализация на практике медико-профилактических требований к безопасности пассажирских и грузовых перевозок и состоянию объектов массового сосредоточения людей; подготовка сил и средств корпоративного здравоохранения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и повышение эффективности проведения медико-профилактических мероприятий при чрезвычайных ситуациях. 7. Развитие современных медицинских технологий 7.1. Совершенствование организации медицинской помощи Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе НУЗ ОАО "РЖД", перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторно-поликлинический, совершенствование и развитие отделений восстановительной медицины и реабилитации. Шире использовать возможности оздоровительных и санаторно-курортных учреждений. Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса: интенсивное лечение, восстановительное лечение, длительное лечение больных хроническими заболеваниями, медико-социальная помощь. Шире использовать дневные формы пребывания пациентов в стационарах. Для улучшения качества и доступности медицинской помощи работникам ОАО "РЖД" необходимо обеспечить непрерывность и этапность медицинской помощи с разделением функций между различными типами НУЗ ОАО "РЖД". Шире развивать в поликлинических учреждениях консультативно-диагностические подразделения, на базе которых могут быть развернуты службы медико-социальной реабилитации и ухода (в том числе сестринского), дневные стационары и центры амбулаторной хирургии. Внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов в амбулаторно-поликлинических, стационарных и санаторно-курортных учреждениях будет способствовать повышению качества медицинской помощи. Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической и психофизиологической помощи работникам ОАО "РЖД". Требуют поддержки отрасли меры по внедрению современных медицинских технологий в кардиологии, кардиохирургии, онкологии, в диагностике и лечении профессионально обусловленных заболеваний, по профилактике внезапной смерти на рабочем месте. Требуется повысить роль научных и медицинских центров в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов профилактики, диагностики и лечения. Создание междорожных (дорожных) медицинских центров позволит сконцентрировать высокотехнологичные виды медицинской помощи в одном учреждении, обеспечить достаточный объем помощи и надлежащее их качество. Для улучшения качества и доступности медицинской помощи работникам ОАО "РЖД", проживающим в отдаленных районах, необходимо развивать передвижные лечебно-диагностические комплексы. На участках железных дорог, проходящих в отдаленных и труднодоступных местностях, целесообразно создавать передвижные консультативно-диагностические центры (поезда), позволяющие приближать специализированную медицинскую помощь к месту работы, в том числе с использованием телемедицины, проводить выездные врачебно-экспертные комиссии для экспертизы профпригодности работников, осуществлять отбор больных для госпитализации в НУЗы ОАО "РЖД". На железных дорогах, проходящих по более доступным территориям, необходимо создавать железнодорожные передвижные амбулаторные пункты для оказания медицинской помощи железнодорожникам на удаленных станциях, используя эти пункты в составе поездов "Милосердие", "Забота" или самостоятельно. На участках железных дорог, расположенных в центральных областях России с хорошо развитой сетью учреждений территориального здравоохранения, предусмотреть, по необходимости, создание выездных кабинетов (флюорографического, стоматологического), клинической лаборатории на базе автомобильных шасси. Создание в НУЗ ОАО "РЖД" центров (отделений) восстановительного лечения и реабилитации позволит своевременно проводить мероприятия по восстановлению утраченных в результате болезни функций организма и сохранить профессиональную трудоспособность работников. Для улучшения управления большими больницами целесообразно формировать внутрибольничные объединения на 200 - 250 коек и медицинские центры на 100 - 120 коек. В основе формирования каждого объединения и центра должен лежать комплексный подход к диагностике, лечению и профилактике заболеваний и травм одной определенной системы органов и тканей. 7.2. Основные направления профилактической деятельности Приоритетными задачами здравоохранения ОАО "РЖД" являются разработка и осуществление мер эффективной организации профилактики соматических, профессиональных и инфекционных заболеваний, внезапной смерти на рабочем месте работников, обеспечивающих движение поездов. Меры по первичной профилактике направлены на активное сохранение и/или восстановление здоровья здоровых (практически здоровых) работников ОАО "РЖД", в том числе имеющих функциональные нарушения или расстройства от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Для работников ОАО "РЖД", обеспечивающих движение поездов, осуществляющих деятельность в условиях воздействия вредных и опасных веществ и производственных факторов, необходимо проведение обязательных медицинских осмотров, динамическое наблюдение и оздоровление в центрах (отделениях) восстановительной медицины и реабилитации НУЗ ОАО "РЖД", санаторно-курортное лечение и оздоровление в здравницах Компании с рекомендуемой периодичностью не реже 1 раза в 2 года, осуществление мер по приведению условий труда в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических норм, контроль за их выполнением. Для других категорий работников ОАО "РЖД" - проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях, осуществление диспансерного наблюдения за состоянием здоровья, санаторно-курортное лечение и оздоровление, проведение пропаганды здорового образа жизни. Иммунизация работников ОАО "РЖД" является одной из наиболее надежных и экономически эффективных мер по предупреждению инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики. Снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами специфической иммунопрофилактики, достигается решением следующих задач: достижение высокого уровня охвата профилактическими прививками; внедрение новых медицинских технологий безопасной вакцинации; совершенствование гарантированной системы транспортировки и хранения иммунобиологических препаратов, обеспечивающей высокое качество используемых вакцин и сохранение их иммуногенности; совершенствование системы эпидемиологического мониторинга за инфекционными заболеваниями, в том числе применение современных диагностических тест-систем. Необходима также медицинская реабилитация работников ОАО "РЖД" с соматическими заболеваниями или функциональными расстройствами органов и систем, которые могут привести к утрате или снижению профессионально значимых функций. Медицинская реабилитация осуществляется по специальным программам при соблюдении единства принципов, включающих своевременное начало лечения, комплексное применение всех видов реабилитации (лекарственная терапия, физиотерапевтические методы лечения, психологический (психофизиологические) и др. методы), разработка и внедрение унифицированных технологий оздоровления, использование индивидуальных программ оздоровления и реабилитации, обеспечение координации деятельности НУЗ ОАО "РЖД" по проведению медицинских осмотров, восстановительного лечения, реабилитации и иммунизации, соблюдение принципа преемственности на всех этапах лечебно-диагностического процесса. Важная роль отводится работе психофизиологической, психологической и психотерапевтической деятельности по проведению психокоррекции с формированием мотивации на активное возобновление трудовой деятельности работников ОАО "РЖД". Целью психофизиологического обеспечения работников ОАО "РЖД", связанных с движением поездов (далее - ПФО), является повышение профессиональной надежности и работоспособности, сохранение профессионального здоровья и долголетия работников ОАО "РЖД". Психофизиологические обследования в центральных санаториях и санаториях-профилакториях осуществляются в целях профилактики заболеваний и оценки адаптационных возможностей организма и направлены на выявление дизадаптационных расстройств на ранних этапах развития патологического процесса, предупреждение развития психосоматической патологии, психических расстройств и расстройств поведения. Первоочередными задачами ПФО в области профилактики являются: создание психофизиологического подразделения в Дирекции медицинского обеспечения; формирование психофизиологических подразделений в центральных санаториях и на базе санаториев-профилакториев (соответствующих необходимым требованиям); определение специализации психофизиологических подразделений центральных санаториев, санаториев-профилакториев для различных профессиональных и возрастных групп, для различных видов функциональных расстройств и заболеваний; внедрение принципов "доказательной медицины" для повышения эффективности медицинских и медико-психологических технологий в оценке, коррекции состояния и реабилитации работников; научно-исследовательская разработка и внедрение эффективных комплексов средств и методов восстановительной медицины, медицинской психологии; апробация форм и методов ПФО, комплексов оснащения на базе центральных санаториев; маркетинговая разработка и обеспечение рентабельности проектов. 7.3. Развитие санаторно-курортной помощи Для успешного решения задачи сохранения и укрепления здоровья работников ОАО "РЖД", в целях реального снижения их заболеваемости и обеспечения безопасности движения поездов необходимо: создание в рамках здравоохранения ОАО "РЖД" эффективной системы санаторно-курортного, восстановительного лечения и оздоровления работников ОАО "РЖД", основанной на приоритетности профилактического направления в здравоохранении; организация единого комплекса санаторно-курортных и оздоровительных учреждений ОАО "РЖД" под руководством Департамента здравоохранения, предусматривающая, в том числе, поэтапный переход санаториев-профилакториев в ведение Дирекции медицинского обеспечения. Для успешного решения поставленных задач планируется: разработать оптимальную структуру здравниц компании (в части количества учреждений и их коечного фонда, медицинского профиля и т.д.) в целях обеспечения существующей потребности работников ОАО "РЖД", членов их семей и пенсионеров компании в санаторно-курортном лечении и оздоровлении; создать эффективную систему управления здравницами, оптимизировать структуру, существенно улучшить организацию и повысить эффективность их работы, обеспечить высокое качество оказываемой в них медицинской помощи и сервисных услуг; использовать единые требования к организации медицинской деятельности здравниц, включающие укомплектование их необходимым кадровым составом, организацию профессиональной подготовки и повышение квалификации работников, обеспечение необходимого уровня и контроля качества медицинской помощи, оказываемой в здравницах, внедрение в практику работы новых эффективных методик диагностики и лечения, медицинских технологий, обеспечение современным медицинским оборудованием; организовать единую систему направления нуждающихся в санаторно-курортном лечении по путевкам в здравницы ОАО "РЖД" в целях достижения максимальной эффективности их работы; разработать и эффективно использовать на практике оптимальную схему решения экономических и финансовых вопросов санаторно-курортных учреждений, используя значительные, в отличие от других НУЗ ОАО "РЖД", возможности получения доходов от предпринимательской деятельности; осуществлять эффективное организационно-методическое обеспечение здравниц; реализовать единый подход в комплексном решении вопросов сохранения и укрепления материально-технической базы здравниц; совершенствовать организацию деятельности здравниц ОАО "РЖД" путем использования в практике их работы единой информационной системы; создать эффективную систему реабилитационно-восстановительного лечения, предусматривающую реализацию принципа преемственности на этапах стационар (поликлиника) - учреждение (отделение) восстановительного лечения - санаторий. 7.4. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия Санитарно-эпидемиологическое благополучие является важнейшим условием сохранения, укрепления здоровья, профессионального долголетия работников ОАО "РЖД", при этом необходимо обеспечить: соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны труда в НУЗ ОАО "РЖД"; полноту и повышение качества проведения обязательных медицинских осмотров работающих во вредных и опасных условиях труда, направленных на раннюю диагностику и профилактику профессиональных заболеваний, своевременность выявления острых и хронических профессиональных заболеваний и отравлений; совершенствование деятельности инженерно-врачебных бригад по оздоровлению условий труда, снижению профессиональной заболеваемости и предупреждению производственного травматизма работников ОАО "РЖД", внезапной смертности на рабочем месте; проведение мероприятий по снижению воздействия неблагоприятных производственных факторов на работников НУЗ ОАО "РЖД"; совершенствование деятельности эпидемиологической службы в НУЗ ОАО "РЖД"; проведение эпидемиологического контроля при оздоровлении детей работников ОАО "РЖД" в летних оздоровительных учреждениях компании, при перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей к местам отдыха и обратно в период летних детских оздоровительных компаний; совершенствование мероприятий, направленных на предупреждение и снижение числа случаев внутрибольничных инфекций в НУЗ ОАО "РЖД", в том числе в санаторно-курортных учреждениях; проведение работы среди работников ОАО "РЖД" по популяризации здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения; внедрение новых научных разработок; усиление взаимодействия с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту и федеральным государственным учреждением здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту". 8. Внедрение современных экономических методов мотивации деятельности НУЗ ОАО "РЖД" и медицинских работников Одним из важнейших элементов реформирования системы здравоохранения ОАО "РЖД" является модернизация экономических принципов деятельности НУЗ ОАО "РЖД", основными направлениями которой являются: договорные отношения между ОАО "РЖД" и НУЗ ОАО "РЖД" при оказании медицинской помощи работникам ОАО "РЖД", членам их семей и пенсионерам железнодорожного транспорта; оказание медицинской помощи территориальному населению в соответствии с положениями региональной политики ОАО "РЖД" в области здравоохранения; экономическая мотивация деятельности НУЗ ОАО "РЖД"; финансирование затрат НУЗ ОАО "РЖД" за единицу объема и качество оказанных медицинских услуг, а также по подушевым нормативам; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации по вопросам увеличения компенсации затрат НУЗ ОАО "РЖД" при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования; дальнейшее вовлечение НУЗ ОАО "РЖД" в систему добровольного медицинского страхования; экономическая мотивация деятельности медицинских работников; мероприятия по снижению издержек производства медицинских услуг. Проделанная за последние годы работа по повышению экономической эффективности деятельности НУЗ ОАО "РЖД" обеспечила впервые в России создание системы здравоохранения, основанной на страховых принципах финансирования, что соответствует посланию Президента страны Федеральному Собранию. В настоящее время финансовые взаимоотношения НУЗ ОАО "РЖД" с компанией строятся на договорной основе: проведение освидетельствований по договорам медицинского обеспечения безопасности движения поездов и оказание медицинской помощи по договорам добровольного медицинского страхования работников ОАО "РЖД"; выделение финансовых средств за счет внереализационных расходов ОАО "РЖД" на оказание медицинских услуг членам семей работников и пенсионерам; выделение финансовых средств на оказание санаторно-курортных услуг; финансирование инвестиционной программы НУЗ ОАО "РЖД". Основной проблемой, требующей решения, является квотирование финансовых средств по всем источникам, что значительно снижает мотивацию к выполнению медицинских услуг большего объема и лучшего качества. Основой региональной политики ОАО "РЖД" в области здравоохранения является оказание медицинских услуг территориальному населению в НУЗ ОАО "РЖД" на основе возмещения затрат за счет внекорпоративных источников финансирования. Такими источниками являются средства обязательного медицинского страхования, средства по договорам с местными органами власти о совместном содержании отраслевых учреждений здравоохранения, средства по договорам добровольного медицинского страхования территориального населения, платные медицинские услуги. Необходимо обеспечить участие НУЗ ОАО "РЖД" в системе обязательного медицинского страхования на равных условиях с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. В настоящее время значительным резервом в деятельности НУЗ ОАО "РЖД" является перевод оказания части медицинских услуг из стационара в поликлиники или дневные стационары. Этот процесс сдерживается неразвитостью стационарзамещающих технологий, избытком стационарной сети, а также отсутствием механизмов экономической мотивации. Одной из наиболее сложных задач является создание экономической мотивации медицинских работников к оказанию медицинских услуг в больших объемах и с лучшим качеством. В настоящее время оплата труда медицинских работников производится в соответствии с утвержденным Положением об оплате труда медицинских работников, которое основано на оплате по тарифной сетке, и Положением о премировании медицинских работников, с помощью которого вводится дифференцированная оплата труда. Однако переменная часть заработной платы (премия) не всегда является преобладающей в общем размере оплаты труда и не имеет должного мотивирующего действия. Кроме этого, цены на медицинские услуги, рассчитанные на основе тарифной сетки, не создают условий для роста заработной платы. В целях повышения экономической мотивации медицинских работников НУЗ ОАО "РЖД" необходимо обеспечить рост переменной части заработной платы (премии) за счет получения дополнительных доходов и снижения издержек НУЗ ОАО "РЖД". Кроме этого, часть специалистов необходимо перевести на контрактную систему оплаты труда. При этом сдерживающим моментом являются цены на медицинские услуги в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которые являются конкурентами НУЗ ОАО "РЖД" на рынке медицинских услуг. Важным звеном в вопросах повышения экономической эффективности деятельности НУЗ ОАО "РЖД" являются мероприятия по снижению издержек производства медицинских услуг. Это достигается при сокращении расходов за счет установления оптимальной мощности НУЗ ОАО "РЖД", рационального использования коечного фонда. Значительным резервом в НУЗ ОАО "РЖД" является проведение ресурсосберегающих мероприятий (установка счетчиков тепла и воды, сдача в аренду излишних площадей и др.). 9. Научное обеспечение В настоящее время на базе НУЗ ОАО "РЖД" функционирует 186 кафедр образовательных и научных медицинских учреждений Минздрава России и Российской академии медицинских наук. В НУЗ ОАО "РЖД" работает 630 врачей, имеющих ученую степень, из них 83 доктора медицинских наук и 547 кандидатов медицинских наук. Большое значение имеет деятельность главных внештатных специалистов Департамента медицинского обеспечения. Основное внимание ученых железнодорожной медицины необходимо сосредоточить на: разработке новых подходов к обеспечению медицинской безопасности движения поездов; обобщении опыта оказания медицинской помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; разработке диагностических, лечебных и организационных вопросов, позволяющих приблизить специализированную медицинскую помощь к работникам компании; повышении эффективности диагностики и лечения профессиональных заболеваний; разработке и внедрении прогрессивных методов диагностики и лечения. Для существенного повышения уровня научно-исследовательской работы необходимо решить следующие основные задачи: повысить актуальность, научную новизну и практическую значимость проводимых исследований; активизировать научную работу путем привлечения к сотрудничеству кафедр медицинских ВУЗов и профильных научно-исследовательских учреждений; сформировать институт врачей-консультантов НУЗ ОАО "РЖД" центрального подчинения, непосредственно отвечающих за организацию и методическое обеспечение научной и учебной работы в лечебно-диагностических центрах; создать Ученый медицинский совет по трем секциям: терапевтической, хирургической и организации здравоохранения; создать медицинский учебно-научный центр ОАО "РЖД", работающий на договорной основе (Приложение 1, схема 4), который позволит обеспечить более высокий уровень организации научных исследований, а также координацию в планировании и использовании финансовых ресурсов, направляемых компанией на выполнение прикладных научных исследований. Целесообразность создания центра обусловлена особенностями проведения прикладных научных исследований в области железнодорожной медицины (вопросы обеспечения безопасности движения поездов, проблемы внезапной смерти и др.), различиями систем управления, структуры и финансирования железнодорожного и муниципального здравоохранения, а также (ввиду перечисленных особенностей) и необходимостью специальной подготовки и переподготовки специалистов в области железнодорожной медицины, членов врачебно-экспертных комиссий. 10. Развитие современных информационных технологий Эффективное управление ресурсами медицинских учреждений и вопросы планирования основываются на современном уровне информационного обеспечения Департамента. В настоящее время отсутствует стройная система информационного взаимодействия между медицинскими учреждениями ОАО "РЖД", а также с территориальными органами управления здравоохранением, внебюджетными фондами в субъектах Федерации, страховыми медицинскими организациями, работающими по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования, хотя необходимость в ней давно назрела. Основными направлениями использования современных информационных технологий в деятельности корпоративного здравоохранения являются: автоматизированная система сбора и обработки управленческой отчетности для обеспечения эффективного управления ресурсами и планирования; медицинские информационные системы лечебных и оздоровительных учреждений ОАО "РЖД"; телемедицинские технологии для дистанционных видеоконсультаций и телеконсилиумов больных и интерактивного телеобучения врачей; электронная карта здоровья железнодорожника; автоматизированная система предрейсового обследования. На современном этапе основными задачами в сфере информатизации системы медицинского обеспечения ОАО "РЖД" являются: создание с участием всех заинтересованных сторон и имеющихся нормативных документов концепции и нормативно-правовой базы единого информационного пространства здравоохранения ОАО "РЖД" с разработкой правил создания информационных ресурсов, доступа к медицинской и управленческой информации и вопросов обмена данными, решением задач защиты данных от несанкционированного доступа и введения системы "электронной подписи"; анализ эффективности использования информационных технологий в лечебных и оздоровительных учреждениях ОАО "РЖД" и уровня их Страницы: 1 2 |