РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗЯЛА КРЕДИТ В КАЗАХСТАНСКОМ БАНКЕ. КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОЦЕНТНЫХ ДОХОДОВ, КОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЭТОМУ БАНКУ ПО ПРЕДОСТАВЛЕННОМУ КРЕДИТУ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 29 июня 2006 г. N 20-12/58294 (Д) В соответствии со статьей 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль в РФ. Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии с положениями статьи 309 НК РФ. На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходы от долговых обязательств любого вида, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем те, которые содержатся в российском налоговом законодательстве, то применяются правила и нормы международного договора (ст. 7 НК РФ). В отношениях между РФ и Республикой Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.96 (далее - Конвенция). В соответствии со статьей 11 Конвенции проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, согласно законодательству этого государства, но если получатель является фактическим владельцем процентов, то взимаемый таким образом налог не будет превышать 10% общей суммы процентов. Считается, что проценты возникают в Договаривающемся Государстве, если плательщиком является резидент этого государства. Термин "проценты" для целей применения Конвенции означает доход от долговых требований любого вида, в частности доход от долговых обязательств. При применении Конвенции Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в ней, будет иметь то значение, которое он имеет по законодательству этого государства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (п. 2 ст. 3 Конвенции). На основании пункта 1 статьи 269 НК РФ под долговыми обязательствами в целях главы 25 НК РФ понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Таким образом, проценты по кредиту, выплачиваемые российской организацией казахстанскому банку, могут облагаться у источника выплаты в РФ налогом на прибыль по ставке, предусмотренной статьей 11 Конвенции, то есть по ставке 10%. При этом для целей применения статьи 11 Конвенции при выплате российской организацией доходов казахстанскому банку должны быть выполнены следующие процедуры, предусмотренные налоговым законодательством РФ. Во-первых, следует учитывать, что лица, к которым применяются положения соответствующих статей соглашения об избежании двойного налогообложения, устанавливающих порядок налогообложения определенных видов доходов, должны иметь фактическое право на получение соответствующего дохода. Иностранная организация имеет фактическое право на доход при наличии правового основания для получения дохода, которым является факт заключения ею договора. Во-вторых, согласно требованиям пункта 1 статьи 312 НК РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства. В связи с тем, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве, в пункте 5.3 раздела II Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, разъясняются форма и порядок оформления и представления таких документов. Кроме того, пунктом 1 статьи 312 НК РФ предусмотрено, что подтверждение того, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 3 Конвенции компетентным органом для целей применения Конвенции в отношении Республики Казахстан является Министерство финансов Республики Казахстан или его уполномоченный представитель. Обратите внимание: такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве. Следовательно, при представлении казахстанским банком, имеющим право на получение процентного дохода, указанного выше подтверждения российской организации (налоговому агенту), выплачивающей ему такой доход, до даты выплаты дохода налогообложение такого дохода производится у источника выплаты в РФ по ставке 10%. Кроме того, в соответствии со статьями 24, 289 и 310 НК РФ налоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@. Инструкция по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275. Применение положений международных договоров, регулирующих вопросы налогообложения, не освобождает налогового агента от обязанности представления информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.Г. Луканина 29 июня 2006 г. N 20-12/58294 |