О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 05.07.2006). Закон. Мэр Москвы. 09.12.98 29

Оглавление


                             ГОРОД МОСКВА

                                ЗАКОН

               О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
                       (Редакция на 05.07.2006)



   


     Настоящий   Закон   в   соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации,   Гражданским   кодексом   Российской   Федерации,  Законом
Российской  Федерации  от  7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав
потребителей"   и   иными  нормативными  правовыми  актами  Российской
Федерации,   Уставом   города   Москвы   определяет   основы  торговой
деятельности в городе Москве.
     Действие   настоящего   Закона   распространяется   на   торговую
деятельность,   связанную   с   реализацией  товаров  потребительского
назначения и предоставлением услуг общественного (массового) питания.

                       Глава 1. Общие положения

                        Статья 1. Цель Закона

     Целью  настоящего Закона является регулирование отношений в сфере
торговой  деятельности  для  обеспечения  более полного удовлетворения
потребностей населения города в товарах и услугах.

               Статья 2. Принципы организации торговой
                     деятельности в городе Москве

     Основными  принципами  организации торговой деятельности в городе
Москве являются:
     - развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
     - создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
     - участие   государственных   органов  в  регулировании  торговой
деятельности,  включая  поддержку  социально  значимых  видов торговой
деятельности;
     - поддержка отечественных товаропроизводителей.


               Статья 3. Основные термины и определения

     Торговая  деятельность  -  вид  предпринимательской деятельности,
направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации
товаров    потребительского    назначения   и   предоставления   услуг
общественного (массового) питания.
     Торговая  политика  города  Москвы  (далее - торговая политика) -
совокупность  организационных,  правовых, экономических, контрольных и
иных  мер,  проводимых  органами  государственной власти города Москвы
совместно   с  общественными  организациями  и  предпринимателями  для
реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом.
     Уполномоченный  орган  -  отраслевой  орган исполнительной власти
города  Москвы,  осуществляющий  управление  и  регулирование  в сфере
торговой деятельности. Компетенция Уполномоченного органа определяется
Правительством Москвы.
     Товары  (услуги)  потребительского  назначения  - продукты труда,
обладающие   определенными   потребительскими   свойствами,   предметы
личного,  бытового,  семейного  потребления,  продукция  общественного
питания.
     Часть пятая исключена.
     Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере
торговли,  связанный с реализацией товаров потребительского назначения
непосредственно   потребителю   для   личного,   семейного,  домашнего
использования.
     Мелкорозничная   торговля  -  разновидность  розничной  торговли,
связанная  с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи,
через объекты мелкорозничной сети.
     Оптовая  торговля  - вид предпринимательской деятельности в сфере
торговли,   связанный   с   реализацией  товаров  производителями  или
торговыми  посредниками  для  дальнейшего  использования  в  розничной
торговле или профессионального использования.
     Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная
с  реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками
для  последующей  перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом
обороте.  Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может
быть  меньше,  чем  количество  единиц соответствующего товара в одной
упаковке производителя для розничной реализации.
     Общественное  (массовое)  питание - вид деятельности, связанной с
производством,  переработкой,  реализацией  и организацией потребления
продуктов питания.
     Стационарные  (капитальные)  торговые объекты - торговые объекты,
установленные  на заглубленных фундаментах, присоединенные к городским
инженерным коммуникациям.
     Нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные
без  заглубленных  фундаментов,  вне  зависимости  от  присоединения к
городским   инженерным   коммуникациям,   строительных  конструкций  и
габаритов.


             Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой
                             деятельности

     Субъекты  торговой  деятельности  -  юридические  лица  различных
организационно-правовых  форм,  осуществляющие  торговую деятельность,
объединения   субъектов   торговой  деятельности,  а  также  граждане,
осуществляющие  торговую деятельность (индивидуальные предприниматели)
и зарегистрированные в установленном порядке.
     Торговые   объекты   (торговые   предприятия)   -   имущественные
комплексы,   используемые   субъектами   торговой   деятельности   для
осуществления торговой деятельности.
     Торговые   объекты   могут   быть   отнесены   к  стационарным  и
нестационарным     в    зависимости    от    архитектурно-строительных
характеристик предприятия.
     Категории   торговых  объектов  (универмаг,  универсам,  торговый
комплекс  и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми
актами   Российской   Федерации   и  города  Москвы,  устанавливающими
требования   к   ассортименту   реализуемой   продукции,   технической
оснащенности  помещений, методам обслуживания, квалификации персонала,
качеству обслуживания, перечню предоставляемых услуг.
     Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная),
оптовая  (мелкооптовая)  торговля и предоставление услуг общественного
(массового) питания.

                Глава 2. Государственное регулирование
                        торговой деятельности


       Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации
            и города Москвы в сфере торговой деятельности

     В  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами,  Уставом  города  Москвы город Москва обладает всей полнотой
государственной  власти  по  определению порядка организации оптовой и
розничной    торговли    товарами    потребительского   назначения   и
предоставления   услуг  общественного  (массового)  питания  на  своей
территории.
     Органы  государственной  власти  города  Москвы  в пределах своих
полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством города Москвы:
     - принимают  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  города
Москвы,  регулирующие  осуществление  торговой  деятельности  в городе
Москве;
     - определяют  основные  направления и реализуют торговую политику
города  Москвы;  решают вопросы защиты прав потребителей, осуществляют
государственный контроль за качеством товаров (услуг) потребительского
назначения;
     - в  целях  защиты прав потребителей устанавливают дополнительные
ограничения,  специальные  защитные  меры  в  отношении  поступающих в
розничную  продажу  товаров  потребительского  назначения  в  пределах
компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;
     - отрабатывают   системы  сертификации  и  идентификации  товаров
потребительского назначения; устанавливают и отменяют городские налоги
и  сборы,  взимаемые  с  субъектов  торговой  деятельности, определяют
порядок предоставления льгот по ним;
     - устанавливают  штрафные  санкции и иные виды ответственности за
нарушение установленного порядка осуществления торговой деятельности;
     - осуществляют  лицензирование  отдельных  видов  деятельности на
территории  города;  контролируют  соблюдение законодательства в сфере
торговой деятельности;
     - определяют  порядок  размещения торговых объектов на территории
города;
     - определяют  требования к размещению и функционированию объектов
мелкорозничной сети на территории города Москвы;
     - осуществляют   иные   функции,   необходимые   для  обеспечения
потребностей населения в товарах и услугах.
     По  предметам  совместного  ведения,  установленным  нормативными
правовыми  актами  Российской Федерации в сфере торговой деятельности,
до  принятия  соответствующих  федеральных законов город Москва вправе
осуществлять  собственное  правовое  регулирование,  включая  принятие
законов   и   иных   нормативных  правовых  актов,  с  последующим  их
приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации.
     Органы  государственной власти города Москвы вправе участвовать в
осуществлении  полномочий  Российской  Федерации в области обеспечения
качества и безопасности пищевых продуктов посредством:
     принятия  в  соответствии  с федеральными законами законов и иных
нормативных правовых актов города Москвы;
     разработки,   утверждения   и   реализации   городских   программ
обеспечения    качества    и   безопасности   пищевых   продуктов   на
потребительском рынке;
     осуществления  совместно  с уполномоченными федеральными органами
исполнительной  власти контроля и надзора за качеством и безопасностью
пищевых продуктов.

           Статья 6. Методы государственного регулирования
                        торговой деятельности

     Методами  государственного  регулирования  торговой  деятельности
являются:
     - развитие  и  совершенствование нормативно-правового обеспечения
деятельности отрасли;
     - лицензирование   отдельных   видов   торговой   деятельности  в
установленном порядке;
     - сертификация   продукции   потребительского  назначения,  услуг
торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке;
     - реализация  государственной монополии на отдельные виды товаров
и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской
Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой
деятельности   в  пределах  компетенции  города  Москвы  как  субъекта
Российской Федерации;
     - поддержка  отечественных  товаропроизводителей в сфере торговой
деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
     - финансирование   в   установленном   порядке  инвестиционных  и
инновационных  проектов  за  счет  бюджетных, внебюджетных источников,
городских заимствований на конкурсной основе;
     - государственный  контроль за соблюдением требований нормативных
правовых актов Российской Федерации и города Москвы;
     - разработка  и реализация комплексной программы развития отрасли
и целевых городских программ в сфере потребительского рынка.


           Статья 7. Государственные информационные ресурсы
             города Москвы в сфере торговой деятельности

     В  целях  получения полной и достоверной информации о субъектах и
объектах торговой деятельности, реализации торговой политики, создания
условий  для защиты прав потребителей Уполномоченный орган формирует и
использует  государственные  информационные  ресурсы  города  Москвы в
сфере торговой деятельности.
     Правительство    Москвы    устанавливает    порядок   (регламент)
формирования  государственных  информационных ресурсов города Москвы в
сфере  торговой  деятельности  и определяет перечень документированной
информации, представляемой субъектами торговой деятельности.
     Плата  за  внесение  информации  в государственные информационные
ресурсы  города  Москвы  в  сфере  торговой  деятельности  с субъектов
торговой деятельности не взимается.


           Статья 8. Комплексная программа развития отрасли
                    и целевые городские программы

     В   целях   реализации  торговой  политики  Уполномоченный  орган
совместно  с  заинтересованными  органами исполнительной власти города
Москвы  разрабатывает  городскую  целевую программу в области торговой
деятельности.
     При  разработке  городской  целевой  программы в области торговой
деятельности  Уполномоченный орган взаимодействует с органами местного
самоуправления,     Московской    торгово-промышленной    палатой    и
общественными  организациями  в установленном законодательством города
Москвы порядке.
     Городская  целевая  программа  в  области  торговой  деятельности
разрабатывается  в  соответствии  с Генеральным планом развития города
Москвы,   основными  направлениями  социально-экономического  развития
города    и   приоритетными   направлениями   деятельности   в   сфере
потребительского  рынка  с  учетом текущего состояния, краткосрочных и
долгосрочных прогнозов.
     Часть исключена.
     Городская  целевая  программа  в  области  торговой  деятельности
разрабатывается,   утверждается   и   выполняется   в  соответствии  с
законодательством города Москвы о государственных целевых программах.


           Статья 9. Управление государственными торговыми
                            предприятиями

     Государственные    унитарные    предприятия   и   государственные
учреждения    отрасли    находятся    в    ведомственном    подчинении
Уполномоченного   органа,   который   осуществляет   контроль   за  их
хозяйственной деятельностью в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и города Москвы и уставом предприятия.
     Руководитель предприятия (учреждения) назначается и освобождается
от   должности   Уполномоченным   органом   в   порядке,  определяемом
Правительством Москвы.


                 Статья 10. Управление долями города

     В органы управления субъектов торговой деятельности, акции (доли,
паи) которых закреплены в государственной собственности города Москвы,
по  представлению  Уполномоченного  органа  назначаются  представители
города (управляющие пакетами акций, долями).
     Акции  (доли,  паи)  города  могут  быть переданы в доверительное
управление    хозяйствующим    субъектам   в   порядке,   определяемом
Правительством Москвы.


                 Статья 11. Крупные торговые объекты

     К  категории  крупных  торговых  объектов относятся принадлежащие
субъектам   торговой  деятельности  имущественные  комплексы  с  общей
площадью торговых помещений свыше 3100 квадратных метров.
     Решение  о  предоставлении  разрешения  на  строительство крупных
торговых  объектов  или  об отнесении действующих объектов к категории
крупных принимается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной
схемой размещения крупных торговых объектов.
     Часть третья исключена.

               Статья 12. Меры поддержки отечественных
                         товаропроизводителей

     Мерами   поддержки  отечественных  товаропроизводителей  в  сфере
торговой деятельности являются:
     - организация  московских  и  межрегиональных ярмарок, выставок -
продаж товаров отечественного производства;
     - учет  интересов  московской  промышленности  в  межрегиональных
соглашениях;
     - разработка  и  внесение  в  федеральные  органы  исполнительной
власти   предложений   по   вопросам  таможенной  политики  на  товары
потребительского назначения;
     - введение дополнительных мер контроля за качеством реализуемых в
городе товаров потребительского назначения;
     - предоставление    в    установленном    порядке   рекламной   и
информационной поддержки товаров московской промышленности;
     - регулирование  деятельности  крупных  торговых объектов в части
реализации товаров отечественного производства;
     - создание   оптовых   и   оптово-розничных  систем  при  участии
московских товаропроизводителей;
     - использование  мер  кредитно-финансовой  поддержки промышленных
предприятий  и предприятий торговли, реализующих товары отечественного
производства;
     - соблюдение ассортиментного минимума.
     Конкретные  меры  поддержки  определяются  Мэром и Правительством
Москвы.


            Статья 13. Изменение профиля торговых объектов

     Юридические   лица,   осуществляющие   торговую   деятельность  и
получившие   право  на  использование  торговых  объектов  в  процессе
приватизации  с  условием  сохранения  профиля  торговой деятельности,
сохраняют профиль до истечения срока, указанного в договоре.
     Согласованию с префектами административных округов подлежат:
     - изменение  профиля  торгового  объекта  при  переходе  из сферы
торговой деятельности в любую другую сферу деятельности;
     - изменение   профиля   специализированных   торговых   объектов,
реализующих   молочную,   овощную  продукцию,  хлебобулочные  изделия,
детское и диетическое питание.

                Глава 3. Ответственность за нарушения
                    в сфере торговой деятельности


          Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности

     Контроль  за  осуществлением  торговой деятельности на территории
города  Москвы  и  применение  ответственности  за  нарушения  в сфере
торговой деятельности осуществляются в соответствии с законодательными
и  иными  нормативными  правовыми актами Российской Федерации и города
Москвы.
     Абзацы второй - четвертый утратили силу.
     Действия  органов  и  лиц,  осуществляющих  проверку,  могут быть
обжалованы в судебном порядке.


                              Статья 15.

     Исключена.


                Статья 16. Ликвидация юридических лиц,
        осуществляющих торговую деятельность, по решению суда

     Юридическое  лицо,  осуществляющее  торговую  деятельность, может
быть ликвидировано по решению суда в случаях:
     - осуществления    деятельности    без   надлежащего   разрешения
(лицензии);
     - осуществления деятельности, запрещенной федеральными законами;
     - неоднократных    или    грубых    нарушений   правил   торговой
деятельности,   требований   нормативных   правовых  актов  Российской
Федерации  и нормативных правовых актов города Москвы в сфере торговой
деятельности.
     Требование   о   ликвидации  юридического  лица,  осуществляющего
торговую   деятельность,   предъявляется   в   порядке,  установленном
федеральным законодательством.

                 Глава 4. Труд и кадровое обеспечение


               Статья 17. Правовое регулирование труда
                         работников торговли

     Трудовые  отношения,  рабочее  время и время отдыха, охрана труда
регулируются трудовым законодательством Российской Федерации.
     Не  допускается  установление трудовыми договорами (контрактами),
заключаемыми  с работниками, условий труда, ухудшающих их положение по
сравнению с федеральными законами.
     Руководители    юридических    лиц,    осуществляющих    торговую
деятельность,   независимо  от  организационно-правовых  форм  и  форм
собственности  обязаны  заключать  коллективные  договоры  по  решению
трудового коллектива.
     Случаи  ограничения  занятий торговой деятельностью для отдельных
граждан   устанавливаются   административным,   уголовным  и  трудовым
законодательством.


            Статья 18. Требования к кадровому обеспечению

     Работодатель  обязан  проконтролировать  и  обеспечить  наличие у
работников,  непосредственно  связанных  с  обслуживанием потребителей
и/или  обеспечивающих  процесс  приготовления  продукции общественного
(массового) питания:
     - медицинских  документов, перечень которых определяется органами
санитарно-эпидемиологического надзора;
     - профессионального образования и профессиональной подготовки;
     - необходимых знаний в сфере техники безопасности.

                  Глава 5. Заключительные положения


           Статья 19. Социальная защита отдельных категорий
                  населения в торговом обслуживании

     Отдельным   категориям  граждан  предоставляются  преимущества  и
льготы в торговом обслуживании.
     Перечень   категорий   граждан   и   предоставляемые   льготы   и
преимущества  определяются  нормативными  правовыми  актами Российской
Федерации и города Москвы.
     Субъекты     торговой    деятельности    обязаны    предоставлять
установленные льготы.


              Статья 20. Рассмотрение обращений граждан
                  к субъектам торговой деятельности

     В целях защиты прав и законных интересов граждан в сфере торговой
деятельности  субъекты  торговой  деятельности  обязаны  рассматривать
устные   и   письменные   обращения   (заявления,   жалобы)   граждан,
предоставлять   соответствующую   информацию   об  их  рассмотрении  и
принимать  необходимые  меры в соответствии с Законом города Москвы от
18 июня 1997 года N 25 "Об обращениях граждан".
     Обращения  граждан по вопросам приобретения товаров ненадлежащего
качества  или  товаров, использование которых по назначению невозможно
по  иным  причинам, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

            Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.


     Статья 22. Приведение правовых актов органов исполнительной
       власти города Москвы в соответствие с настоящим Законом

     Нормативные  правовые  акты города Москвы должны быть приведены в
соответствие  с  настоящим  Законом  в течение 6 месяцев с момента его
вступления в силу.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

9 декабря 1998 г.
N 29

Оглавление