О СМЕНЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УС Н ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 13 ноября 2006 г. N 03-11-04/2/235 (ФР 06-47) Вопрос: Просим дать разъяснения по вопросу об особенностях применения упрощенной системы налогообложения, поскольку мнения ИФНС и предприятия ООО разделились. Суть проблемы состоит в следующем. Предприятие ООО применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения "Доходы") с 2004 года. В 2005 году предприятие стало участником договора простого товарищества. При этом объектом налогообложения оставались "Доходы". Поскольку Законом РФ от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ в Налоговый Кодекс внесены изменения, вступавшие в силу с 1 января 2006 г. в ноябре 2005 г., мы подали заявление о смене объекта налогообложения на "Доходы минус расходы" в Инспекцию ФНС РФ. 1 декабря 2005 г. нами получено уведомление о возможности применения УСН с объектом налогообложения "Доходы минус расходы" с 1 января 2006 г., на основании которого нами исчислялся и уплачивался единый налог в 2006 году. Однако 27 мая 2006 г. года ИФНС выставила нам требование об уплате единого налога с объектом налогообложения "Доходы", на что мы оформили письменные возражения, но согласия не получили. Наша точка зрения следующая: 1. Буквальное прочтение ст. 346.14 Налогового кодекса РФ гласит, что все налогоплательщики, кроме указанных в п. 3, т.е. участников простого товарищества, самостоятельно выбирают объект налогообложения и не могут менять его в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ). Таким образом, у участников простого товарищества нет выбора - законодатель предписал им применять максимальную ставку единого налога 15 % вместо 6 % (как было предусмотрено до 1 января 2006 г.), а п. 3 введен законодателем для того, чтобы подчеркнуть особую ситуацию в отношении участников простого товарищества и увеличить поступление единого налога в бюджет. Именно поэтому законодателем введено ограничение для участников простого товарищества при выборе ставки налога. Инспекция ФНС считает, что мы не имеем право применять УСН с объектом налогообложения "Доходы минус расходы" и должны выйти из участников простого товарищества и исчислять налог с "Доходов" либо перейти на общую систему налогообложения. Однако принудительный переход налогоплательщика-упрощенца на общий режим налогообложения (налог на прибыль) также определен Налоговым кодексом. Статья 346.13 п. 4 в качестве обязательных условий утраты права применения УСН называет только: а) превышение доходов налогоплательщика (15 млн. руб.); б) несоответствие требованиям п. 3 и п. 4 ст. 346.12 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ). Таким образом, Налоговый кодекс не содержит указаний обязательного перехода участников простого товарищества - упрощенцев на общий режим налогообложения. Кроме того, в постановлении ВАС РФ от 14.01.2003 N 9506/02 отмечено, что "...простое товарищество в числе плательщиков налога на прибыль не значится", т.к. не является юридическим лицом. Обобщая вышеизложенное, приведем в таблице все свои аргументы: /--------------------------------------------------------------------|Применение УСН по срокам (ст. 346.14 НК РФ) | \--------------------------------------------------------------------/ 1. Bce организации /--------------------------------------------------------------------- |3 года и более |Менее 3-х лет |---------------------------------|----------------------------------- |Дано право на смену объекта |Не дано право на смену объекта, |---------------------------------|кроме участников простого |а) "Доход" на "Доход минус |товарищества |расход" | |---------------------------------| |б) "Доход минус расход" на | |"Доход" | |--------------------------------------------------------------------|2. Участники простого товарищества | |--------------------------------------------------------------------/ |а) не могут выбрать вариант 1б |а) не имеют право на "Доход" |---------------------------------|----------------------------------- |б) принудительно применяют только|б) принудительно переходят на |вариант 1а (остаются на нем, если|вариант "Доходы минус расходы" |применяли и меняют, если не | |применяли) | |--------------------------------------------------------------------- |Т.о., независимо от срока применения УСН оба участника простого |товарищества могут применять только объект "Доходы минус расходы" и |максимальную ставку единого налога 15%. \--------------------------------------------------------------------- В противном случае вариант начисления налога у предприятий-упрощенцев был бы следующий: 1-е предприятие (более 3-х лет) переходит (имеет право) на "Доходы". Налог 6%. 2-е предприятие (менее 3-х лет) "Доходы" - не меняет (не имеет права). Налог 6%. Вывод: применение минимальной ставки 6% обоими предприятиями. База для налогообложения одна и та же - прибыль от совместной деятельности. Суммы поступлений в бюджет с обоих предприятий в сумме: а) 15 + 15 = 30% (см. таблицу) - наш выбор; б) 6 + 6 = 12% (альтернативный вариант). Просим дать письменный ответ. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 17 августа 2006 г. N 32 по вопросу порядка применения с 1 января 2006 года упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, являющимися участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступившим в силу с 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, обязаны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В то же время, согласно пункту 2 статьи 346.14 Кодекса объект налогообложения не может меняться налогоплательщиками в течение трех лет с начала применения указанной системы налогообложения. Кроме того, пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ налогоплательщикам, перешедшим на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года и выбравшим объект налогообложения в виде доходов, предоставлено право с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 года. Таким образом, если налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов с 1 января 2003 года, то он вправе был с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов, и являться участником простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. В случае, если налогоплательщик начал применять упрощенную систему налогообложения после 1 января 2003 года, то есть на 1 января 2006 года у него не истек трехлетний срок применения упрощенной системы налогообложения, то он может изменить объект налогообложения только с начала нового налогового периода по истечении налогового периода, в котором истек трехлетний срок применения объекта налогообложения. Поэтому если у налогоплательщика, являющегося участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, выбравшего объект налогообложения в виде доходов, на 1 января 2006 года не истек трехлетний срок применения указанного объекта налогообложения, он должен был с 1 января 2006 года прекратить участие в договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности) или договоре доверительного управления имуществом или перейти на общий режим налогообложения. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации С.В. Разгулин 13 ноября 2006 г. N 03-11-04/2/235 |