ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ (РАБОЧЕЙ СИЛЫ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ 13 ноября 2006 г. N 65 (Д) Федеральная служба государственной статистики постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Методологические положения по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы). 2. С введением указанных в п. 1 настоящего Постановления Методологических положений отменить ранее действовавшее Постановление Госкомстата России от 27.06.03 N 64 "Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения". Руководитель В.Л.СОКОЛИН 13 ноября 2006 г. N 65 УТВЕРЖДЕНО Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 13 ноября 2006 года N 65 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ 1. Общие положения Цель обследований 1. Выборочные обследования населения по проблемам занятости проводятся в частных домашних хозяйствах во всех республиках, краях, областях, автономной области и округах Российской Федерации с целью получения данных о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, экономически неактивного населения, уровне экономической активности, уровне занятости и уровне безработицы, продолжительности занятости и незанятости, способах поиска работы. Отчетный период 2. Обследования проводятся по состоянию на критическую (обследуемую) неделю. Критическая (обследуемая) неделя длится с понедельника по воскресенье. С 1999 г. обследование проводится один раз в квартал по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала, т.е. февраля, мая, августа, ноября. Единицы наблюдения 3. Единицами наблюдения являются частные домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет - члены этих домашних хозяйств. Минимальная и максимальная границы возраста обследуемого населения определены при проведении первого обследования в 1992 г. с учетом наличия экономически активного населения в этих возрастах. Домохозяйством считается: один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения и обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении; два человека или более, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или нескольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими. Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными домохозяйствами. Лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга) и проживающие в помещении своего работодателя, в составе домохозяйства своего работодателя не учитываются (независимо от того, что они за свой труд получают питание и проживание), а рассматриваются как отдельные домохозяйства. В составе домашнего хозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с членами домашнего хозяйства, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства). 4. При проведении обследования в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие по данному адресу, включая и тех лиц, которые в отчетный период и период обследования временно отсутствовали, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства). Постоянным местом жительства, как правило, считается тот населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проводит постоянно (обычно) большую часть своего времени. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). Если лицо имеет более одного адреса проживания, его следует учитывать по тому адресу, который оно рассматривает как свой основной адрес. При определении лиц, постоянно (обычно) проживающих по данному адресу, необходимо применять следующие правила. Взрослых детей в семье, т.е. в возрасте от 16 лет и старше, которые в связи с работой или учебой проживают вне дома и прибывают домой только во время каникул или отпуска, не следует учитывать по адресу родителей. Дети, проживающие в школах-интернатах, а также дети моложе 16 лет, проживающие вне дома в связи с временной учебой, учитываются по адресу родителей. Также по адресу родителей следует учитывать детей, проживающих по другому адресу у бабушек и дедушек (кроме тех случаев, когда бабушка или дедушка являются опекунами внука(чки)). Лица, постоянно проживающие в данном помещении и выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями или на учебу на срок до 1 года, а также выехавшие, независимо от срока, на отдых, в гости к родственникам, знакомым и т.п., учитываются по месту их постоянного жительства в Российской Федерации. Лица, выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями или на учебу на срок 1 год и более (независимо от того, сколько времени они там пробыли и сколько осталось до их возвращения), в данном помещении не учитываются. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства) и лица без гражданства учитываются по месту их жительства в общем порядке. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на работу по контрактам российских и иностранных организаций (кроме иностранных граждан, работающих в находящихся в Российской Федерации иностранных дипломатических и иных официальных представительствах, а также международных организациях, их филиалах и представительствах) или на учебу на срок 1 год и более, учитываются как постоянные жители России по тому адресу, где они обычно проживают в Российской Федерации. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран (включая государства - участники СНГ) на постоянное жительство в Российскую Федерацию, но еще не получившие разрешения на жительство, учитываются как постоянные жители Российской Федерации по тому адресу, где они проживали в период обследования. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран (включая государства - участники СНГ) или из другой территории Российской Федерации в поисках убежища, но еще не получившие разрешения на жительство, учитываются как постоянные жители по тому адресу, где они проживали в период обследования. В составе домашнего хозяйства по месту своего постоянного (обычного) жительства должны быть учтены: лица, уехавшие временно на заработки в другие населенные пункты на территории Российской Федерации; члены экипажей российских торговых и пассажирских судов, находящихся в дальнем плавании; находящиеся в местах предварительного заключения лица, арестованные в административном порядке, задержанные по подозрению в совершении преступления, находящиеся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу; лица, проходящие военную службу по призыву, а также заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, лица, призванные на военно-учебный сбор; лица, проходящие военную службу по контракту и проживающие на открытой территории. Не включаются в число лиц, постоянно (обычно) проживающих по данному адресу, лица, находящиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, а также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Не обследуются лица, проживающие в коллективных домашних хозяйствах: общежитиях, школах-интернатах, интернатах для престарелых и инвалидов и других институциональных заведениях, монастырях и прочих коллективных жилых помещениях. 5. При формировании региональных итогов население учитывается по месту проживания. Формирование выборки домашних хозяйств Основа (база) выборки 6. Основой выборки является совокупность счетных участков, сформированных на базе информационного массива микропереписи населения 1994 г. Совокупность счетных участков (папок) составляется для каждого региона отдельно по городскому и сельскому населению. В основу построения территориальной выборки домашних хозяйств для проведения обследований населения по проблемам занятости положена модель многомерной выборки. Ее основное назначение - сформировать представительную выборочную совокупность домашних хозяйств, адекватно отражающую социально-экономическую и демографическую структуру изучаемой совокупности, как в рамках выделенной системы показателей, так и в системе взаимосвязанных с ней других показателей. Информационной основой для построения годовой выборки домашних хозяйств на второй ступени является выборочная совокупность счетных участков, отобранная на первой ступени (отдельно по городскому и сельскому населению). Единицей отбора на первой ступени является счетный участок, на второй ступени - домашнее хозяйство (бланк микропереписи - БМ). Организация выборки домашних хозяйств 7. Отбор единиц наблюдения для опросов населения по проблемам занятости производится по схеме случайного включения единиц в выборку из типизированной основы выборки. Применяется двухступенчатая организация выборки. На первой ступени из основы выборки систематически отбираются счетные участки переписи (или микропереписи). Сформированная на этой ступени выборка представляет основу выборки по структурным соотношениям определенных показателей (пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения) и наибольшему числу их сочетаний. На второй ступени в отобранных счетных участках случайно отбираются домашние хозяйства. Домашние хозяйства, отобранные на второй ступени процедуры выборки, подлежат опросу и включаются в список, выдаваемый интервьюеру. В целях сохранения представительности выборки эти домашние хозяйства не могут быть произвольно заменены другими. Выборка единиц наблюдения для квартальных обследований строится таким образом, что в каждом квартале все единицы наблюдения отобранной совокупности предыдущего квартала заменяются новыми. Домашние хозяйства, участвующие в обследовании, могут повторно включаться в выборку по истечении двух лет. Объем выборки 8. Для проведения квартальных обследований населения по проблемам занятости годовой объем выборочного массива по России в целом устанавливается в размере свыше 270 тыс. лиц в возрасте 15 - 72 года (приблизительно 120 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,25% численности населения данного возраста. Ежеквартально в целом по России обследуются более 69 тыс. лиц в возрасте 15 - 72 года (около 30 тыс. домашних хозяйств), или 0,06% от численности населения данного возраста. По субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора с учетом относительной вариации по показателю "уровень безработицы", заданной степени относительной точности по этому показателю: не более 1,5% стандартная относительная ошибка выборки - в целом по России; 5% стандартная относительная ошибка выборки - по ряду крупных и средних регионов и 8% - 10% - для небольших по численности населения регионов. Размер квартальной выборки гарантирует получение представительных итогов в пределах заданной степени точности в целом по Российской Федерации и по разрезам разработки. По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность четырех квартальных выборок. 3. Инструментарий обследования Бланки форм обследования и инструктивные материалы 15. При проведении обследования используется следующий инструментарий: Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости; Порядок заполнения Анкеты выборочного обследования населения по проблемам занятости; Карточка на помещение, в котором проживает население, обследуемое по проблемам занятости; Карточка 1 (примеры видов деятельности для заполнения ответа на вопрос 72 Анкеты); Методическое пособие для интервьюеров (счетчиков) по проведению опроса населения по проблемам занятости; Листовка - обращение к населению; Удостоверение интервьюера; Пособие по кодированию материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости. 16. Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости содержит вопросы по учетным признакам, которые задаются в логической последовательности. Анкета обследования и Порядок ее заполнения утверждаются Постановлением Росстата. 17. Карточка на помещение ведется в территориальных органах Росстата и представляет собой список домохозяйств в пределах помещения с указанием количества членов домохозяйств (независимо от возраста, включая лиц моложе 15 и старше 72 лет), постоянно (обычно) проживающих в помещении, отобранном для проведения обследования. Согласно Приказу Госкомстата России от 20 февраля 2002 г. N 18 дсп "О введении в действие Перечня служебной информации ограниченного распространения" сведения, содержащиеся в "Карточке на помещение, в котором проживает население, обследуемое по проблемам занятости", являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению (распространению). Эти сведения используются только для проведения опроса граждан по отобранным для обследования адресам и формирования соответствующих агрегированных данных. 18. Обследование проводится путем опроса населения и записи сведений в Карточку на помещение и Анкету. Учетные признаки 19. В соответствии с целями обследования в Анкете собирается обезличенная информация по следующим основным учетным признакам: а) сведения о респондентах: пол; возраст; семейное положение; гражданство; уровень образования; профессия или специальность, полученная по окончании учебного заведения; общее число членов домохозяйства; родственные отношения в домохозяйстве; б) наличие оплачиваемой работы или доходного занятия: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась; в) признаки, характеризующие основную работу: вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; количество работников на предприятии; количество привлекаемых наемных работников работодателями; вид основной работы и условия найма; региональное месторасположение основной работы; нормальная и фактическая продолжительность рабочей недели; причины работы меньше нормальной продолжительности рабочей недели или временного отсутствия; г) сведения о второй работе: наличие дополнительной работы в обследуемую неделю или в предшествующий месяц; вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; вид работы и условия найма; количество фактически отработанного времени на дополнительных работах; д) готовность к дополнительной занятости: поиск дополнительной работы; пожелания по форме дополнительной занятости; возможная продолжительность (в часах) дополнительной занятости; способы поиска дополнительной работы; готовность приступить к дополнительной работе; е) поиск работы: поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю; способы поиска работы; готовность приступить к работе; характер работы, к которой незанятый готов приступить; продолжительность поиска работы; регистрация в службе занятости в качестве безработного; получение пособия по безработице; ж) прошлая деятельность лиц, не занятых в обследуемую неделю (безработных и экономически неактивных): наличие когда-либо ранее работы у незанятых; вид деятельности и занятие (профессия, должность) по последнему месту работы; продолжительность периода незанятости; причины, по которым незанятые оставили последнее место работы; з) дополнительные сведения об экономически неактивных лицах: социальный статус; причины отказа от поиска работы; причины неготовности приступить к работе; и) занятость производством товаров или услуг в домашнем хозяйстве: занятость в обследуемую неделю производством в домашних хозяйствах продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства (как для реализации, так и для собственного потребления); основной вид производимой продукции и отработанное время в обследуемую неделю на выполнении работ по производству этой продукции; занятость производством в домашнем хозяйстве промышленных товаров или услуг для получения дохода или обмена; основной вид производимых в домашнем хозяйстве промышленных товаров и услуг и отработанное время на выполнении этих работ. 20. Программа основного обследования может дополняться единовременным или периодическим сбором информации по блоку вопросов, характеризующих наиболее актуальные проблемы рынка рабочей силы. 4. Организация проведения обследований Методологическое и организационное обеспечение обследований 21. Методологическое сопровождение проведения обследований населения по проблемам занятости обеспечивается Росстатом. Росстат с участием подведомственных организаций (НИИ статистики, НИПИ статинформ, ГМЦ Росстата): разрабатывает инструментарий обследования; разрабатывает методологические и организационные положения по проведению обследования; разрабатывает методологию формирования выборки домашних хозяйств; разрабатывает методологию взвешивания и распространения результатов обследования; разрабатывает методологию формирования производных признаков обследования и построения базы индивидуальных данных; разрабатывает методическое пособие по кодированию материалов обследования; разрабатывает методические рекомендации для работников территориальных органов Росстата по подбору и инструктированию интервьюеров; разрабатывает методическое пособие для интервьюеров по проведению опроса населения; разрабатывает технологию компьютерной обработки материалов обследования и создание баз данных; разрабатывает методологическую документацию для пользователей базы микроданных; обеспечивает формирование выборки домашних хозяйств; обеспечивает тиражирование инструментария обследования и инструктивно-методических материалов. 22. Организация проведения обследования на региональном уровне осуществляется территориальными органами Росстата. Территориальные органы Росстата: систематически проводят актуализацию основы выборки; на основании сформированной на федеральном уровне выборки составляют списки адресов домохозяйств, отобранных для обследования; организуют выверку отобранных для обследования адресов на предмет их существования и факта проживания по ним граждан; проводят дополнительный отбор домашних хозяйств, вселившихся в течение года в новые дома; с учетом территориального расположения выборки и определенной нагрузки на одного интервьюера (счетчика) формируют счетные участки для каждого интервьюера (счетчика) и составляют для них перечень домохозяйств, подлежащих обследованию; ведут картотеку домашних хозяйств, участвующих в обследовании; организуют оповещение населения о предстоящем обследовании; проводят подбор и инструктирование интервьюеров; назначают интервьюеров-инструкторов, ответственных за работу группы интервьюеров; обеспечивают интервьюеров инструментарием и инструктивно-методическими материалами для организации работы по проведению опроса, перечнем домохозяйств, подлежащих обследованию, удостоверениями установленного образца; организуют обход населения интервьюерами (счетчиками); организуют выборочную проверку работы интервьюеров (счетчиков); проводят первичный контроль и кодирование Анкет обследования, ввод первичной информации. 23. Работа по организации опроса населения по проблемам занятости на региональном уровне проводится во взаимодействии с органами правопорядка и службы занятости. Опрос населения 24. Опрос населения начинается в первый понедельник после критической (обследуемой) недели и проводится интервьюерами в течение последующих двух недель путем непосредственного посещения домашних хозяйств. 25. При обследовании населения по проблемам занятости применяется метод ведения опроса по стандартизированному бланку Анкеты с готовым текстом вопросов. Это гарантирует, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы в одной и той же последовательности. Подобным образом стандартизированы способы записи ответов интервьюерами. Это гарантирует, что ответы на один и тот же вопрос от разных респондентов записаны сопоставимым методом. При непосредственном посещении домашнего хозяйства ответы на вопросы Анкеты могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домашнего хозяйства в случае отсутствия респондента в момент опроса. 26. Участие населения в обследовании является добровольным. Требования к интервьюерам 27. Подбор и инструктирование интервьюеров осуществляется в территориальных органах Росстата в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Росстатом России. К работе в качестве интервьюеров не должны привлекаться лица, которые в связи со своей профессиональной деятельностью или по другим причинам могут использовать полученные сведения в ущерб опрашиваемым гражданам. 28. Интервьюеры дают обязательство о сохранении конфиденциальности статистических данных, а также других сведений об опрошенных лицах, которые они получили при посещении домашних хозяйств. Обязательство остается в силе после окончания работы интервьюером. 29. При выполнении работы по опросу населения интервьюеры обязаны удостоверять свою личность предъявлением документа. На время работы интервьюеру выдается удостоверение установленного образца, которое подписывается руководителем администрации региона и территориального органа Росстата. Организация работы интервьюеров 30. Интервьюеры (счетчики): в период обследуемой недели (в отчетный период) проводят предварительный обход населения по отобранным для обследования адресам с целью оповещения о проводимом обследовании и согласования даты и времени проведения непосредственно интервью; в Карточке на помещение составляют списки домохозяйств в пределах помещения, в которых указывают количество членов домохозяйства (независимо от возраста, включая лиц моложе 15 и старше 72 лет), фактически постоянно (обычно) проживающих по включенным в выборку адресам, состав членов домохозяйства по возрастным группам в зависимости от количества полных лет, количество подлежащих опросу членов домохозяйства; проводят опрос лиц в возрасте 15 - 72 года по вопросам Анкеты и отмечают ответы на бланке Анкеты; после завершения опроса по данному адресу в Карточке на помещение по каждому домохозяйству заполняют следующие данные: фактически опрошено, всего; из них: длительно (1 год и более) отсутствующие, подлежащие опросу; находящиеся на срочной службе в Вооруженных Силах; отсутствующие на момент проведения опроса; отказались от ответа; проводят первичный логический контроль ответов на отдельные вопросы Анкеты в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения Анкеты; после завершения опроса граждан по всем отобранным для обследования адресам составляют Отчет о выполненной работе интервьюера (счетчика), в котором содержатся следующие сводные данные: количество первоначально установленных для обследования адресов; число первоначально установленных для опроса респондентов; количество фактически обследованных помещений; число фактически опрошенных респондентов; количество необследованных помещений с указанием причин; количество неопрошенных респондентов с указанием причин; передают интервьюеру-инструктору заполненный Отчет о работе интервьюера (счетчика), заполненные бланки Анкет, Карточки на помещение, возвращают удостоверение интервьюера и другие инструктивные материалы. 31. При проведении опроса интервьюеры (счетчики), в соответствии с приведенными в Анкете подсказами, последовательно зачитывают сформулированные вопросы. Изменение формулировки вопросов Анкеты не допускается. При необходимости интервьюеры (счетчики) могут дать пояснения к вопросам Анкеты, руководствуясь Порядком заполнения Анкеты. 32. Интервьюерам (счетчикам) не разрешается опрашивать население по адресам, не представленным в выборке. В своей работе интервьюеры (счетчики) руководствуются Методическим пособием по проведению опроса населения, которое разрабатывается Росстатом. 33. Среди интервьюеров назначаются интервьюеры-инструкторы, ответственные за работу группы интервьюеров. Интервьюер-инструктор: руководит работой группы интервьюеров и контролирует выполнение объема работ каждым интервьюером и в целом по инструкторскому участку; в период обследуемой недели (в отчетный период) проводит совместно с интервьюерами предварительный обход населения по отобранным для обследования адресам с целью оповещения о проводимом обследовании и согласования даты и времени проведения непосредственно интервью; при необходимости оказывает помощь интервьюерам (счетчикам) в установлении контактов с домашним хозяйством и в проведении опроса; принимает Анкеты от интервьюеров (счетчиков) и осуществляет контроль полноты и правильности заполнения Анкет; проводит выборочные проверки работы интервьюеров (счетчиков). 5. Обработка материалов обследования 34. Обработка данных обследования осуществляется для статистических целей при условии обязательного обезличивания персональных данных, полученных от каждого опрошенного лица. Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ, статья 3, часть 1). Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных, согласно Федеральному закону "О персональных данных" от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ, статья 3, часть 8. Обработка персональных данных осуществляется на основе принципов: 1) законности целей и способов обработки персональных данных; 2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных; 3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных; 4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных. Кодирование данных обследования 35. Кодирование видов экономической деятельности производится с применением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), принятого и введенного в действие с 1 января 2003 г. Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-СТ. Базовой статистической единицей для классификации видов экономической деятельности принимается подразделение хозяйственной единицы, в котором работал респондент, осуществляющее исключительно или главным образом один вид деятельности, или хозяйственная единица в целом (предприятие, организация), если респондент работал в хозяйственной единице без структурных подразделений. 36. Кодирование занятий производится с применением систематизированного Перечня занятий и Алфавитного словаря занятий, разработанных для Всероссийской переписи населения 2002 г. Группировки систематизированного Перечня занятий сопоставимы с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) и Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ-88). Алфавитный словарь занятий сопоставим с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). 37. Кодирование специальностей, профессий, полученных по окончании учебных заведений, производится с применением Перечня специальностей, профессий высшего, среднего и начального профессионального образования, разработанного на основе: Перечня профессий начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.1999 N 1362; Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-СТ. Схема компьютерной обработки данных 38. В территориальных органах Росстата производится: запись первичной информации с бланков Анкет на ПЭВМ и ее логический контроль на входе с использованием программы ввода и контроля данных, подготовленной Росстатом; формирование информационного массива по первичным признакам Анкеты и передача первичных записей на федеральный уровень для дальнейшей обработки; загрузка полученных с федерального уровня информационных массивов микроданных, содержащих учетные признаки обследования, производные показатели и весовые коэффициенты, в региональные базы микроданных; формирование публикационных материалов. 39. На федеральном уровне производится: контроль поступившей от территориальных органов Росстата информации и создание объединенного информационного массива первичных данных; расчет индивидуальных весов; автоматическая корректировка ответов на вопросы Анкеты для отдельных категорий опрошенных; формирование производных признаков для каждого обследованного лица; создание по итогам текущего обследования информационного массива микроданных, содержащего учетные признаки (обследования), производные показатели и весовые коэффициенты; формирование агрегированных данных в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации; подготовка оригинал-макета и выпуск публикационного бюллетеня; доведение до территориальных органов Росстата фрагментов информационных массивов микроданных текущего обследования; создание и ведение базы микроданных федерального уровня. 40. Автоматическая корректировка первичных ответов на вопросы Анкеты производится для следующих категорий опрошенного населения: лиц, указавших при проведении опроса, что они вообще не имели оплачиваемой работы или не имели дополнительной оплачиваемой работы или доходного занятия, но сообщивших о наличии занятости в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг для реализации; лиц, указавших при проведении опроса, что они отсутствовали на основной работе в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет или в связи с отпуском по инициативе администрации без сохранения заработной платы 6 месяцев и более. Корректировка первичных ответов на вопросы Анкеты производится с учетом следующих методологических положений: занятость в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг для реализации считается доходным занятием; не считаются "имеющими работу и временно отсутствующими" и не учитываются в числе занятого населения: лица, отсутствующие в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет; лица, длительно отсутствующие на работе в связи с отпуском без сохранения содержания по инициативе администрации, если период отсутствия на работе составлял 6 месяцев и более. 41. В процессе компьютерной обработки материалов обследования создаются следующие базы данных: на региональном уровне: база микроданных обследованных лиц; база данных домашних хозяйств, участвующих в обследовании; база регламентных таблиц и публикационных бюллетеней; на федеральном уровне: база микроданных обследованных лиц; база регламентных таблиц и публикационных бюллетеней. 42. База микроданных обследований населения по проблемам занятости содержит фонды микроданных по результатам обследований, начиная с 1992 года. Единицей хранения в базе микроданных являются данные по каждому респонденту. Система показателей базы микроданных включает: а) первичные показатели, полученные в ходе опроса как ответы на вопросы Анкеты; б) производные показатели (интегрированные показатели), полученные при обработке результатов обследования на основе: сочетания нескольких последовательных ответов на вопросы Анкеты; агрегирования значений первичного показателя в группировки более высокого уровня (группировки видов деятельности и занятий, группировки по возрасту, отработанному времени); в) весовые коэффициенты, исчисленные при обработке результатов обследования, для обеспечения получения оценок статистических характеристик на основе микроданных. Расчет индивидуальных весов и распространение данных 43. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой отдельной единице наблюдения - персоне. 44. Расчет индивидуальных весов производится методом итеративного взвешивания выборки с использованием в качестве генеральной совокупности внешних данных о численности населения на начало года (текущие оценки численности населения). При взвешивании данных наблюдения единиц выборочной совокупности (обследованных персон) в феврале и мае используются демографические данные на начало предыдущего года, при обработке результатов обследования за август и ноябрь - данные на начало текущего года. Процедура взвешивания заключается в распределении выборочной совокупности обследованных персон, распределенной по группам с учетом половозрастной и региональной характеристик на генеральную совокупность населения в возрасте 15 - 72 года, распределенной по этим же характеристикам. 45. При расчете индивидуальных весов взвешивание в первой итерации производится последовательно в три этапа. На первом этапе производится расчет базовых весов выборки в целом по России без учета регионального разреза отдельно по мужчинам и женщинам и 38 возрастным группам: с 15 до 24 лет - однолетним, с 25 до 49 лет - пятилетним, с 50 до 72 лет - однолетним: ------------------------------------------------------------------ | | Мужчины | Женщины | |-------------------------------------|------------|-------------| |В целом по Российской Федерации | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |Лица в возрасте, лет: | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |однолетние группы: | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |15 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |16 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |17 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |... и т.д. | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |24 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |пятилетние группы: | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |25 - 29 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |30 - 34 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |35 - 39 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |40 - 44 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |45 - 49 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |однолетние группы: | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |50 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |51 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |52 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |... и т.д. | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |72 | | | ------------------------------------------------------------------ Расчет базовых весов производится путем деления общей численности населения в целом по России (по сумме регионов, проводивших обследование), распределенной по указанным выше характеристикам, на численность обследованных лиц, распределенных по этим же характеристикам. На данном этапе мужчины в определенной возрастной группе, как в городской, так и в сельской местности, во всех регионах России будут иметь одинаковый вес, соответственно, женщины в определенной возрастной группе также будут иметь во всех регионах России одинаковый вес. На втором этапе производится расчет первого корректирующего коэффициента на основе учета распределения промежуточных распространенных данных первого этапа (полученных в результате умножения количества обследованных лиц на базовый вес) и всей совокупности населения на группы по следующим характеристикам: регион (субъект Российской Федерации), вид поселения (город, село), пол (мужчины, женщины): ------------------------------------------------------------------ | | Мужчины | Женщины | | |-------------|-------------| | | город |село |город | село | |------------------------------------|-------|-----|------|------| |По субъектам Российской Федерации | | | | | |------------------------------------|-------|-----|------|------| |Белгородская область | | | | | |------------------------------------|-------|-----|------|------| |Брянская область | | | | | |------------------------------------|-------|-----|------|------| |Владимирская область | | | | | |------------------------------------|-------|-----|------|------| |и т.д. | | | | | ------------------------------------------------------------------ Расчет корректирующего коэффициента производится путем деления общей численности населения, распределенной по указанным выше характеристикам, на промежуточные распространенные данные первого этапа, распределенные аналогичным образом. При этом на данном этапе для каждого субъекта Российской Федерации разный корректирующий коэффициент будет исчислен для каждой из следующих совокупностей: мужчины в сельской местности, мужчины в городской местности, женщины в сельской местности, женщины в городской местности. На третьем этапе производится расчет второго корректирующего коэффициента на основе распределения промежуточных распространенных данных второго этапа (полученных в результате умножения количества обследованных лиц на базовый вес и на первый корректирующий коэффициент) и всей совокупности населения на группы по следующим характеристикам: регион, пол и 11 пятилетних возрастных групп: ------------------------------------------------------------------ | | Мужчины | Женщины | |-------------------------------------|------------|-------------| |По субъектам Российской Федерации | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |Белгородская область | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |лица в возрасте, лет: | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |15 - 19 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |20 - 24 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |25 - 29 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |30 - 34 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |35 - 39 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |40 - 44 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |45 - 49 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |50 - 54 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |55 - 59 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |60 - 64 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |65 - 72 | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |Брянская область | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |лица в возрасте, лет: | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |Владимирская область | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |лица в возрасте, лет: | | | |-------------------------------------|------------|-------------| |и т.д. | | | ------------------------------------------------------------------ Расчет корректирующего коэффициента производится путем деления общей численности населения на промежуточные распространенные данные второго этапа по соответствующим половозрастным группам. На данном этапе в рамках одного региона рассчитывается 22 различных по значению корректирующих коэффициента. При этом в рамках одного региона и одной возрастной группы мужчины (или женщины), как в городской, так и в сельской местности, имеют одинаковый корректирующий коэффициент. 46. Во второй итерации последовательно производятся операции по расчету корректирующих коэффициентов и промежуточных распространенных данных по тем же признакам, что и для трех этапов первой итерации. 47. На окончательном этапе весовой коэффициент (индивидуальный вес) для каждой стратификационной группы представляет собой произведение первоначального (базового) веса, рассчитанного на первом этапе взвешивания в первой итерации, и всех корректирующих коэффициентов, полученных в первой и второй итерациях. 48. Индивидуальные веса, рассчитанные для квартального выборочного массива единиц наблюдения, используются при формировании агрегированных данных по соответствующему кварталу. Распространенные данные, полученные на основе квартальной выборки, представительны для федерального уровня. 49. Для увеличения объема анализируемой выборочной совокупности и повышения представительности по субъектам Российской Федерации вводится процедура объединения массива четырех последовательных независимых квартальных выборок и расчета индивидуальных весов для этих объединенных массивов. Индивидуальные веса для объединенного массива четырех последовательных квартальных опросов исчисляются путем деления на 4 значений весовых коэффициентов, рассчитанных для каждой квартальной выборки. Индивидуальные веса, рассчитанные для объединенного массива четырех квартальных опросов, используются при формировании агрегированных (распространенных) данных по признакам соответствующей объединенной совокупности обследованных лиц как по субъектам Российской Федерации, принимавшим участие в обследовании, так и по России в целом. Объединение выборочных массивов четырех последовательных опросов и формирование на их основе распространенных результатов обследования производится ежеквартально по принципу расчета "скользящей средней". Эти данные являются средними за соответствующий период и представляют величину показателя, в которой в определенной степени устранено влияние сезонных колебаний. 50. Индивидуальный вес, рассчитанный для каждой отдельной единицы наблюдения - персоны, вводится в базу микроданных в качестве производного признака и используется при оценке статистических характеристик, т.е. при формировании распространенных данных на всю численность населения обследуемого возраста по любым показателям программы обследования. Точность оценивания статистических характеристик 51. В качестве показателей точности оценивания статистических характеристик по результатам квартальных обследований населения по проблемам занятости, т.е. количественной меры возможного отклонения оценки от действительного значения параметра, используются показатели, в основе которых лежит стандартная ошибка выборки (корень квадратный из дисперсии оценки): стандартная ошибка выборки - мю, которая показывает величину возможного отклонения оценки от параметра; стандартная относительная ошибка выборки - Vмю, которая показывает в процентах величину возможного отклонения оценки от параметра; величина доверительного интервала - tмю, представляющая диапазон, в котором заключен неизвестный параметр; t - квантиль нормального распределения, соответствующий желательной доверительной вероятности. 52. При подготовке публикационных материалов по результатам обследований населения по проблемам занятости производится расчет показателей точности оценивания статистических характеристик по следующей системе признаков: а) в целом по России - стандартная ошибка выборки, стандартная относительная ошибка выборки, величина доверительного интервала для следующих характеристик: численность занятого населения; уровень занятости; численность безработных; уровень безработицы; численность экономически активного населения; уровень экономической активности; численность экономически неактивного населения; уровень экономической неактивности; численность экономически неактивных граждан, не выразивших желание иметь работу; численность экономически неактивных граждан, выразивших желание иметь работу; б) по регионам России - стандартная относительная ошибка выборки для следующих характеристик: численность занятого населения; уровень занятости; численность безработных; уровень безработицы; численность экономически активного населения; численность экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте. 53. Выбор модели расчета показателей точности базируется на принятом способе вычисления оценок. Исходя из того, что оценка статистических характеристик по результатам обследования населения по проблемам занятости основывается на микроданных и индивидуальных весовых коэффициентах, при расчете точности оценивания статистических характеристик применяется модель расслоенной выборки с произвольным размещением, где каждый слой представляет одну из комбинаций выделенной системы признаков. В разрезе каждого субъекта Российской Федерации количество областей изучения, являющихся составной частью уравнения дисперсии оценки, равно 176, в целом по России оно составляет 15488. Хранение информации 54. Бланки Анкет с ответами опрошенных лиц на бумажном носителе сохраняются в течение двух лет после периода опроса и затем уничтожаются. 55. Карточки на помещения, обследованные по проблемам занятости, хранятся на бумажных носителях до момента изменения основы выборки и затем уничтожаются в установленном порядке. 6. Понятия и определения При разработке итогов обследования населения по проблемам занятости каждый опрашиваемый классифицируется как занятый, безработный или экономически неактивный. При классификации населения по экономической активности используются понятия и определения, соответствующие рекомендациям Международной организации труда (МОТ), резолюциям Международных конференций статистиков труда. Экономически активное население 56. Экономически активное население - часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (раздел 1. п. 3), обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В численность экономически активного населения включаются лица, занятые экономической деятельностью, и безработные. Различают "население, активное в данный период (рабочая сила)" и "обычно активное население". Население, активное в данный период (рабочая сила), включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые удовлетворяют требованиям отнесения к занятым и безработным в течение краткого периода времени, например недели (текущая активность). При измерении текущей активности населения отнесение лиц к занятым, безработным и экономически неактивным в данном периоде (обследуемой неделе) производится с применением правил приоритетности: занятости отдается предпочтение перед безработицей, а безработице - перед отсутствием экономической активности. Показатель "обычно активное население" относится к преобладающему статусу лиц в течение более длительного периода времени, например года. Обычно активное население включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, у которых в течение отчетного года суммарная продолжительность занятости и безработицы была 26 недель и более. При этом определение вида активности лица в каждую конкретную неделю производится в рамках концепции измерения текущей активности, и неделей занятости считается работа хотя бы один час в неделю. Обычно активных лиц можно отнести или к занятому населению, или к безработным в зависимости от того, были ли они преимущественно занятыми или преимущественно безработными в течение периода, когда считались активными. К числу лиц, основным видом активности которых в течение года была занятость, относятся все обычно активные лица, у которых количество недель занятости было больше количества недель без работы. К числу лиц, основным видом активности которых в течение года была безработица, относятся все обычно активные лица, у которых количество недель безработицы было больше количества недель занятости. В случаях, когда в течение года периоды занятости и безработицы равны, следуя правилу приоритетности, предпочтение отдается занятости. 57. К лицам, занятым экономической деятельностью, относятся лица, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю): выполняли работу (хотя бы один час в неделю) по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода независимо от сроков получения вознаграждения или дохода за свою деятельность; временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни, работы по специальному графику, нахождения в резерве, установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, отпуска с сохранением содержания по инициативе администрации, отпуска без сохранения содержания по инициативе администрации (длительностью менее 6 месяцев), забастовки, других подобных причин; работали в качестве помогающих на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику. Занятыми экономической деятельностью считаются также лица, занятые в домашнем хозяйстве выполнением работ по производству товаров или услуг, в том числе продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и ее переработкой, если производимая продукция предназначена для реализации на рынке. Лица, владеющие собственным предприятием или собственном делом и работающие на нем, но в рассматриваемый период на работе отсутствующие по любой причине, считаются занятыми, если в период их отсутствия предприятие (дело) продолжало функционировать. Лица, участвующие по направлениям центров занятости в оплачиваемых общественных работах, считаются занятыми. Не считаются "имеющими работу, но временно отсутствующими" и не учитываются в числе занятого населения: помогающие члены семьи, участвующие в деятельности семейного предприятия, но в рассматриваемый период не выполнявшие на предприятии никакой работы; сезонные работники, у которых истек срок трудового договора; лица, у которых есть договоренность о начале работы, но еще не приступившие к реальной работе; лица, у которых нет устойчивых трудовых отношений с организацией или работодателем (выполняли случайные эпизодические работы) и которые не выполняли оплачиваемую работу в течение обследуемой недели; лица, отсутствующие в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет; лица, длительно отсутствующие на работе в связи с отпуском без сохранения содержания по инициативе администрации, если период отсутствия на работе составлял 6 месяцев и более. Не считается оплачиваемой работой или доходным занятием: учеба в военной академии, аспирантуре, докторантуре дневной формы обучения; работа по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для собственного конечного использования; работа в собственном домашнем хозяйстве по уборке дома, приготовлению пищи для членов домашнего хозяйства, пошиву, ремонту и содержанию в чистоте одежды для членов домашнего хозяйства, воспитанию детей, уходу за пожилыми или больными членами домашнего хозяйства; услуги, оказываемые добровольно без оплаты для различных лиц или благотворительных организаций, родительских комитетов, комитетов ветеранов, больниц, детских домов или домов престарелых и др.; владение акциями какого-либо предприятия или общества без непосредственного участия данного лица в экономической деятельности этой организации; попрошайничество (даже если оно приносит доход). 58. К безработным <*> относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям: -------------------------------- <*> Существуют методологические различия в определении общей численности безработных в соответствии с рекомендациями МОТ и безработных, официально признанных в органах службы занятости. Безработные, зарегистрированные в органах службы занятости, - это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Безработными в соответствии с законодательством о занятости не могут быть признаны граждане: - не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости), за выслугу лет; - отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды; - не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный им для регистрации в качестве безработного. не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы - обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. При проведении обследования населения по проблемам занятости и измерении безработицы критерий отсутствия работы относится к обследуемой неделе, критерий поиска работы распространяется на четыре недели, предшествующие обследуемой неделе, критерий готовности приступить к работе относится к обследуемой неделе. Несмотря на то, что указанные критерии имеют разные временные пределы, показатель безработицы относится к обследуемой неделе. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период: не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после рассматриваемого периода) и не продолжали дальнейшего ее поиска; не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц. 59. Для лиц, организующих собственное дело, периодом поиска работы считается деятельность до регистрации предприятия. Деятельность после регистрации предприятия считается занятостью на собственном предприятии. В случаях, когда коммерческая деятельность организуется без формальной регистрации, моментом перехода от поиска работы к самой работе является готовность получить и выполнить первый заказ или момент поступления финансовых ресурсов, или момент окончания подготовки производственной среды. 60. Уровень экономической активности - отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах. 61. Уровень занятости - отношение численности занятого населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах. 62. Уровень безработицы - отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах. 63. Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) - промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы. Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает время с момента начала поиска работы до момента трудоустройства, и продолжительность незавершенной безработицы - время с момента начала поиска работы до рассматриваемого периода. При проведении обследований населения по проблемам занятости изучается продолжительность незавершенной безработицы. Средняя продолжительность безработицы (среднее время поиска работы) рассчитывается как средневзвешенная величина для рассматриваемого состава безработных. Экономически неактивное население 64. Экономически неактивное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода. Различают "население, не активное в данный период" - применительно к краткому периоду времени (неделе) и "население, обычно неактивное" - применительно к более длительному периоду, например году. Население, не активное в данный период, включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в данный период (обследуемую неделю) не включены в состав рабочей силы. Население, не активное в данный период (обследуемую неделю) и не входящее в состав рабочей силы, в зависимости от соответствия критерию поиска работы и критерию готовности приступить к работе группируется следующим образом: лица, которые выразили желание иметь оплачиваемую работу, ищут работу в рассматриваемый период, но не готовы приступить к работе; лица, которые выразили желание иметь оплачиваемую работу, но в рассматриваемый период не ищут работу, из них отчаялись найти работу; лица, которые не выразили желание иметь оплачиваемую работу. Население, обычно неактивное, включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, основным статусом которых в течение отчетного года не была ни занятость, ни безработица, т.е. лиц, у которых количество недель неактивности в отчетном году превышало 26 недель. Экономически неактивное население, исходя из социального статуса, делится на следующие категории: студенты и учащиеся дневной формы обучения; пенсионеры по возрасту, выслуге лет и на льготных условиях; пенсионеры по инвалидности; получатели дохода от собственности или капитала; домашние хозяева или родственники, отвечающие за уход за домом и детьми; прочие (все остальные лица, не попадающие ни под одну из перечисленных выше категорий). Незанятое население 65. Незанятое население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в течение рассматриваемого периода не считались занятыми экономической деятельностью. В численность незанятого населения включаются безработные и экономически неактивное население. Статус занятых 66. Объектом при классификации статуса занятых является работа, выполняемая лицами в рассматриваемый период времени. Работы классифицируются с учетом явного или подразумеваемого трудового договора лица с другими лицами или организациями. Основными критериями при определении групп служат характер экономического риска, элементом которого является прочность связей лица с его работой, характер власти над предприятием и другими работниками, которую лица имеют или будут иметь. Предусматривается следующая группировка занятых по статусу: работающие по найму; работающие не по найму; из них: работодатели; самостоятельно занятые; члены производственных кооперативов; помогающие члены семей. Группы определены исходя из различия между "работой по найму" и "работой на собственном предприятии" с учетом одного или нескольких аспектов экономического риска или характера власти, которую явный или подразумеваемый трудовой договор дает лицам или которой договор обязывает подчиняться. 67. Лица, работающие по найму, или наемные работники, - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа по найму". Работа по найму - это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает. Основные фонды, некоторые или все инструменты, помещение, которые использует лицо в процессе труда, могут принадлежать другим лицам. Деятельность работника может осуществляться под непосредственным контролем владельца или лиц, определенных владельцем и работающих у него по найму. Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками. К наемным работникам также относятся лица, проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел, проходящие заменяющую военную службу альтернативной гражданской службой. В зависимости от характера договора наемные работники делятся на следующие группы: работники, принятые по письменному трудовому договору на неопределенный срок; работники, принятые по письменному трудовому договору на определенный срок; работники, выполняющие работу по договору подряда или другим договорам гражданско-правового характера; работники, работающие на основе устной договоренности. 68. Работающие не по найму - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа на собственном предприятии". Эта группа объединяет работодателей, самостоятельно занятых лиц, помогающих членов семей, членов производственных кооперативов. Работа на собственном предприятии (собственном деле) - это работа, при которой вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лицо принимает производственные решения, относящиеся к деятельности предприятия (собственному делу), или делегирует эти полномочия, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия (собственного дела). Работодатели - это лица, которые работают самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами на собственном предприятии (в собственном деле) и в этом качестве нанимают на постоянной основе для работы на своем предприятии наемных работников. Все деловые партнеры в этом случае являются работодателями. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства. К работодателям также относятся лица, занятые коммерческой деятельностью без образования юридического лица, профессиональной деятельностью или ремеслом на индивидуальной основе и постоянно использующие труд наемных работников. К работодателям могут быть отнесены лица, работающие в акционерном обществе, где они самостоятельно или совместно с другими членами семьи, либо с одним или несколькими работающими в этом акционерном обществе партнерами располагают решающей долей собственности, и имеющие право от имени организации заключать договоры с другими организациями, нанимать или увольнять лиц, работающих по найму в этой организации. Самостоятельно занятые - это лица, самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не нанимающие наемных работников на постоянной основе. Все деловые партнеры в этом случае являются лицами, самостоятельно занятыми. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства. Члены производственных кооперативов - лица, работающие на собственном предприятии - кооперативе, производящем товары и услуги, где каждый имеет равные с другими членами права при решении вопросов организации производства, инвестирования и распределения дохода между членами организации. В соответствии со статьей 107 Гражданского кодекса Российской Федерации "производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов". К помогающим членам семей относятся лица, которые работают в качестве помогающих на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику (как проживающему, так и не проживающему в одном с ними домашнем хозяйстве), и не могут рассматриваться в качестве партнеров, так как степень их участия в работе предприятия несопоставима по сравнению с участием главы предприятия. 69. Лица, выполняющие работы по договорам подряда и другим гражданско-правовым договорам, которые они заключили с юридическим или физическим лицом, могут быть отнесены к наемным работникам, если выполняемая ими работа может быть классифицирована как "работа по найму", или к самостоятельно занятым или работодателям - если, исходя из характера и условий выполнения, работа в большей степени соответствует "работе на собственном предприятии". 70. Классификацию статуса занятых можно условно применять к безработным. В данном случае критерием для классификации является характер прежней выполняемой работы, если она имелась, или характер работы, которую безработный ищет. Основная и дополнительная работа 71. Для лиц, занятых экономической деятельностью и имеющих в рассматриваемом периоде более одной работы (доходного занятия), определяется основная работа и дополнительная работа. Имеющим более одной работы считается тот, кто на обследуемой неделе кроме основной работы выполнял другую работу или имел другое доходное занятие (или временно отсутствовал). Это может быть совместительство любого рода, выполняемое на постоянной, временной, сезонной основе, другая работа по контракту или случайные, разовые работы, работа на индивидуальной основе, предпринимательская деятельность без образования юридического лица, работа по найму у отдельных граждан, индивидуальных предпринимателей. 72. Основная работа (основное доходное занятие), или первая работа, - это та работа, которую лицо само считает для себя основной. Другая работа, которую данное лицо имело в рассматриваемом периоде, считается дополнительной работой. Если респондент работал по основному месту работы больше часов, чем установленная нормальная продолжительность для данного вида работ, т.е. полторы или две ставки, то в этом случае основной считается работа в пределах нормальной продолжительности для данного вида работ. Работа, выполняемая сверх нормальной продолжительности рабочего времени, т.е. дополнительная ставка, рассматривается как вторая работа. Если респондент наряду с основной выполнял дополнительную работу в пределах рабочего времени основной работы и эта дополнительная работа не была связана с трудовыми функциями основного занятия, то респондент считается имеющим более одной работы и эта дополнительная работа рассматривается как вторая работа. 73. Второй, или дополнительной, работой не считается: работа на другом предприятии в случаях, предусмотренных родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировка, выполнение сельскохозяйственных работ по направлению предприятия и т.п.; работа по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для собственного конечного использования; работа в собственном домашнем хозяйстве по уборке дома, приготовлению пищи для членов домашнего хозяйства, пошиву, ремонту и содержанию в чистоте одежды для членов домашнего хозяйства, воспитанию детей, уходу за пожилыми или больными членами домашнего хозяйства; услуги, оказываемые добровольно без оплаты для различных лиц или благотворительных организаций, родительских комитетов, комитетов ветеранов, больниц, детских домов или домов престарелых и др.; владение акциями какого-либо предприятия или общества без непосредственного участия данного лица в экономической деятельности этой организации; попрошайничество (даже если оно приносит доход). Занятые в неформальном секторе экономики 74. Население, занятое в неформальном секторе, включает всех лиц, которые в течение обследуемого периода были заняты, по меньшей мере, в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от их статуса и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной. В качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица. Предприятиями неформального сектора считаются предприятия домашних хозяйств или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица. К предприятиям неформального сектора не относятся: финансово-промышленные группы, паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц независимо от того, что эти организации не имеют прав юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в качестве юридических лиц. С учетом этих положений в численность населения, занятого в неформальном секторе, включаются: граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или на индивидуальной основе, независимо от того, имеют они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя; лица, работающие в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц; лица, занятые оказанием профессиональных или технических услуг (врачи, нотариусы, аудиторы и др.), независимо от того, имеют они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица; лица, занятые оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние секретари и т.п.); лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей; лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров или услуг, в том числе продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и их переработкой, если производимая продукция предназначена для реализации на рынке. 75. В численность занятых в неформальном секторе экономики не включаются: лица, занятые в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного использования; работники, задействованные в неформальных отношениях в производственных единицах, являющихся юридическими лицами, или в их обособленных подразделениях. 76. При классификации населения, занятого в неформальном секторе, по видам экономической деятельности, занятиям, статусу информация по указанным трем классификационным характеристикам относится к одной и той же работе. Если член домашнего хозяйства в течение отчетного периода был в качестве работающего владельца занят несколькими видами деятельности в неформальном секторе, то все виды деятельности, выполняемые одновременно одним членом домашнего хозяйства, считаются частями одного предприятия (а не отдельными предприятиями). В этом случае классификация по видам экономической деятельности, занятиям, статусу производится по основному виду деятельности, которым индивид был занят в отчетном периоде. В случае, когда разные виды деятельности, выполняемые членом домашнего хозяйства в отчетном периоде, связаны с различными стадиями процесса производства и сбыта товаров и услуг, при определении основного вида деятельности работам, относящимся к процессу производства, отдается предпочтение перед другими работами, например, связанными со сбытом тех же товаров, их транспортировкой. При учете отработанного времени по основному виду деятельности отражается не только время, затраченное членом домашнего хозяйства в отчетном периоде на выполнении работ, связанных с производством, но и на других выполняемых им работах по транспортировке, сбыту товаров и услуг и т.п. Если при проведении обследования населения респондент указал на наличие двух работ, которые в соответствии с установленными критериями относятся к работе в неформальном секторе, то при классификации этого индивида (как занятого в неформальном секторе) по статусу, виду экономической деятельности, занятию он относится к той группе, которая соответствует основной работе респондента. Использование рабочего времени 77. При проведении обследований населения по проблемам занятости изучается нормальная и фактическая продолжительность рабочей недели. Нормальной продолжительностью рабочей недели являются часы работы, установленные законодательством, правилами, коллективными договорами для данного вида работ и категорий работников. Если респондент выполнял работу на условиях внутреннего совместительства, нормальная продолжительность рабочей недели определяется только по основной должности (работе). Дополнительная ставка рассматривается как вторая работа. Там, где не установлена нормальная продолжительность рабочей недели законами или правилами, коллективными договорами, используется понятие обычной продолжительности рабочей недели. Рабочее время обычное относится к типичной ситуации и характеризует, сколько часов респондент отрабатывает по данному виду деятельности в течение типичной недели. 78. Фактически отработанное время включает: время работы в течение нормального рабочего времени; время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего времени; время, проведенное на рабочем месте для его обслуживания и подготовки к работе; время простоя на рабочем месте не по вине работника; время, отведенное для коротких перерывов в работе для отдыха. В фактически отработанное время не включается оплаченное, но не отработанное время, например, ежегодный отпуск или время болезни. 79. В зависимости от количества отработанного времени занятые граждане распределяются на следующие группы: лица, работавшие больше часов по сравнению с нормальной или обычной продолжительностью рабочей недели; лица, работавшие меньше часов по сравнению с нормальной или обычной продолжительностью рабочей недели; лица, работавшие столько же часов, как и нормальная или обычная продолжительность рабочей недели; лица, не работавшие на обследуемой неделе. |