В КАКОМ ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, А ИМЕННО ДОСТАВЛЕНИЕ И ПРИВОД? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 30 августа 2006 г. N 22-08/76354@ (Д) В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.6 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются в том числе сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. При этом указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна предоставляться возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, под расписку вручается копия протокола об административном правонарушении. Согласно части 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Вместе с тем на основании части 1 статьи 28.7 КоАП РФ в случаях если после выявления административного правонарушения, в том числе законодательства о защите прав потребителей (неприменение ККТ), в области налогов и сборов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления статьей 27.1 КоАП РФ предусмотрены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе доставление и привод. Согласно части 1 статьи 27.2 КоАП РФ доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции). Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении. При этом в части 2 статьи 27.2 КоАП РФ не установлено конкретного срока исполнения обращения уполномоченных должностных лиц о доставлении физического лица, а лишь содержится указание на то, что доставление должно осуществляться в возможно короткий срок. Поскольку направление поручения о доставлении, выяснение фактического местонахождения лица, подлежащего доставлению, и осуществление доставления могут потребовать временных затрат, не позволяющих составить протокол в предусмотренные частями 1 и 2 статьи 28.5 КоАП РФ сроки, поэтому необходимость осуществления доставления физического лица либо законного представителя юридического лица в целях составления протокола может являться основанием для возбуждения административного расследования. Таким образом, в случае обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в области налогов и сборов, в области защиты прав потребителей (неприменение ККТ), производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при отсутствии законного представителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя, подлежащего привлечению к административной ответственности, налоговый орган направляет по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя письменное уведомление о необходимости явиться данному лицу в налоговый орган для составления протокола с указанием времени и места. В случае неявки указанного лица налоговый орган направляет письменное обращение в орган внутренних дел для его доставления. В соответствии с частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Согласно статье 27.15 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Привод осуществляется органом внутренних дел (милиции) на основании определения должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. В части 3 статьи 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что в случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительных причин лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, должностное лицо, рассматривающее дело, выносит определение о приводе указанных лиц. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен статьей 29.7 КоАП РФ. При этом, в частности, устанавливается факт неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. На основании пункта 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выносится определение о приводе лица, участие которого признано обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 КоАП РФ. Следовательно, мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - привод применяется на стадии рассмотрения дела, то есть после передачи протокола об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Заместитель руководителя Управления действительный государственный советник налоговой службы II ранга С.Х. Аминев 30 августа 2006 г. N 22-08/76354@ |