Страницы: 1 2 конференциях, симпозиумах; 6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения; 7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. 3. Студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения (далее - студенты очной формы обучения) и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 500 рублей с 1 апреля 2005 года и 600 рублей с 1 сентября 2005 года в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, - размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации. Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения. Студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета. Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения. Абзацы третий - четвертый утратили силу. По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием. Абзац утратил силу с 1 июля 2006 года. Студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель. Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитий (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению. С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор, типовая форма которого утверждается федеральным государственным органом управления образованием. Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом высшего учебного заведения. 3.1. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки студентов высших учебных заведений, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). 4. Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения. 5. Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации. 6. Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования. 7. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения. 8. Студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития. 9. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. 10. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного или муниципального высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, не имеющего государственной аккредитации, определяется уставом этого высшего учебного заведения. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 17: редакция 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ @ Статья 17. Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой 1. Лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для: сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно по сорок календарных дней, на последующих курсах соответственно по пятьдесят календарных дней; подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца; сдачи государственных экзаменов один месяц. 2. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются: лицам, допущенным к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения, пятнадцать календарных дней; слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов пятнадцать календарных дней; студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов пятнадцать календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца; для сдачи государственных экзаменов один месяц. 3. Студентам, обучающимся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы). 4. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других гарантий, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которые имеют государственную аккредитацию, утверждается федеральным государственным органом управления образованием. 5. Для работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные меры поддержки. 6. Утратил силу. 7. При обучении студента, совмещающего учебу с работой одновременно в двух высших учебных заведениях, указанные выше гарантии и компенсации могут иметь место только по одному из этих высших учебных заведений (по выбору студента). Статья 18. Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования 1. Слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования являются лица, обучающиеся в: высших учебных заведениях на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников; другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование; ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений. 2. Статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 19: редакции 4 - Федеральный закон от 07.08.00 N 122-ФЗ, 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ, 17 - Федеральный закон от 06.07.06 N 104-ФЗ @ Статья 19. Докторанты, аспиранты и соискатели 1. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. 2. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. 3. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. 4. Положения о докторантах, об аспирантах и о соискателях утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 5. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы. 6. Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. 7. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы. К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы. Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации. 8. Утратил силу с 1 июля 2006 года. 9. Докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца. За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежние места работы. 10. Аспиранты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций). 11. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий. 12. Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях. 13. Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. За соискателями, переведенными на должности научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 20: редакции 8 - Федеральный закон от 25.06.02 N 71-ФЗ, 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ @ Статья 20. Работники высших учебных заведений 1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала. К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. 2. Замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается федеральным государственным органом управления образованием. Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Заключению трудового договора с деканом факультета и заведующим кафедрой предшествуют выборы, порядок которых определяется уставом высшего учебного заведения. Указанный порядок распространяется на замещение должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры. 3. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. Для других должностей, предусмотренных настоящим пунктом, продление указанного срока до достижения возраста семидесяти лет может осуществляться ректором по представлению ученого совета высшего учебного заведения. 4. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право: 1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения; 2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения; 3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором; 4) определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования; 5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса; 6) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке; 7) на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности. 5. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: 1) обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; 2) соблюдать устав высшего учебного заведения; 3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; 4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности; 5) систематически заниматься повышением своей квалификации. 6. Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса. Научные работники обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения. 7. Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 21: редакции 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ @ Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников 1. Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений (организаций), а также путем прикрепления к указанным учреждениям (организациям) соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. 2. Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц. 3. Порядок, виды и формы повышения квалификации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 22. Ученые звания 1. В Российской Федерации устанавливаются ученые звания профессора и доцента. 2. Ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования. 3. Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в высших учебных заведениях. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 23: редакция 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ @ Статья 23. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях 1. Под признанием документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях в настоящем Федеральном законе понимается согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации. 2. Установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях в настоящем Федеральном законе означает предоставление соответствующими органами государственной власти обладателям указанных документов тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям документов Российской Федерации государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях. 3. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании не освобождают обладателей указанных документов от соблюдения общих требований приема в образовательные учреждения или на работу (в том числе от условия знания государственного языка), которые установлены соответствующими положениями. 4. Решение о признании и об установлении эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях принимается федеральным государственным органом управления образованием на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации. 5. Порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдачи свидетельств об установлении эквивалентности документов определяется федеральным государственным органом управления образованием. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях подтверждаются свидетельствами, выдаваемыми федеральным государственным органом управления образованием. Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 24: редакции 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ @ Статья 24. Компетенция Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования 1. К компетенции Федерального Собрания Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся: 1) разработка законопроектов, принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним; 2) - 3) утратили силу. 4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования; 5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. К компетенции Правительства Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся: 1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области; 2) - 3) утратили силу. 4) разработка законопроектов и принятие в соответствии с ними нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования; 5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации; 6) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования; 8) определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования. 3. К компетенции федерального государственного органа управления образованием относятся: 1) утратил силу. 2) утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях; 3) разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий; 4) осуществление полномочий учредителя подведомственных государственных высших учебных заведений; 5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования; 6) лицензирование деятельности высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм и государственных образовательных учреждений соответствующего дополнительного образования, а также их государственная аккредитация; 7) установление формы документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании, осуществление признания и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях; 8) определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдача свидетельств об установлении эквивалентности указанных документов; 9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений, учреждений, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных учреждений (организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных учреждений; 10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетного финансирования, направляемого на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов финансирования соответствующих образовательных учреждений; 11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области; 12) установление общего приема и структуры приема на обучение в высшие учебные заведения и учреждения системы высшего профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов; 13) открытие аспирантуры и докторантуры государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) независимо от их ведомственной принадлежности, за исключением учреждений, действующих в системе Российской академии наук и отраслевых академий наук и имеющих государственный статус, утверждение положений о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников; 14) установление порядка приема граждан в высшие учебные заведения и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое; 15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования; 16) организация участия высших учебных заведений и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации; 17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда; 18) финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных заведений, учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; 19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов; 20) осуществление по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, полномочий по распоряжению государственным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования; 21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала; 22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов; 23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов; 24) заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. К компетенции государственной аттестационной службы относятся: 1) контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм; 2) научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждых уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования; 3) рассмотрение представлений и принятие решений о направлении высшему учебному заведению рекламаций на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта; 4) утратил силу. 5. Разграничение компетенции между федеральным органом управления образованием и иными федеральными органами исполнительной власти устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия учредителя высшего учебного заведения после его создания. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 25: редакция 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ @ Статья 25. Утратила силу. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 26: редакции 3 - Федеральный закон от 10.07.00 N 92-ФЗ, 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ @ Статья 26. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования 1. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на финансирование системы высшего и послевузовского профессионального образования. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в этой области. 2. Контроль за соблюдением высшим учебным заведением условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, обеспечивается федеральным государственным органом управления образованием с участием органа управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено высшее учебное заведение. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию. Решение об изъятии лицензии принимается федеральным государственным органом управления образованием. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке. 3. Имеющее государственную аккредитацию высшее учебное заведение независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности не реже чем один раз в пять лет проходит аттестацию, проводимую государственной аттестационной службой. Глава V. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 27: редакции 5 - Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.00 N 13-П, 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ @ Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования 1. За высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, учредитель закрепляет на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. 2. Негосударственные высшие учебные заведения могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. За высшим учебным заведением закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки. 4. Высшие учебные заведения вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества. 5. Использование высшим учебным заведением природных ресурсов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 6. Утратил силу. 7. Высшие учебные заведения, закрепленные за ними на правах оперативного управления либо находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, а также жилые помещения, расположенные в сельской местности, общежития, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, в том числе во владении, пользовании и (или) распоряжении, учреждения, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, приватизации (разгосударствлению) не подлежат. Примечание. Пункт 7 признан не соответствующим Конституции РФ в части, содержащей запрет на приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 28: редакции 8 - Федеральный закон от 25.06.02 N 71-ФЗ, 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ @ Статья 28. Финансирование высших учебных заведений 1. Финансирование образовательной деятельности высших учебных заведений за счет средств соответствующих бюджетов осуществляется федеральным государственным органом управления образованием или федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников. Высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах таких заданий (контрольных цифр), финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования. Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, установленные Правительством Российской Федерации, расходы определяются с учетом этих коэффициентов и надбавок. Абзац утратил силу. 2. Утратил силу. 3. Научные исследования, проводимые высшими учебными заведениями, финансируются федеральным государственным органом управления образованием и (или) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности. 4. Высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. 5 - 6. Утратили силу. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 29: редакции 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ @ Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения 1. Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности. Платная образовательная деятельность высшего учебного заведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем высшего учебного заведения. 2. Высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которого это высшее учебное заведение находится. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 30: редакция 4 - Федеральный закон от 07.08.00 N 122-ФЗ, 11 - Федеральный закон от 05.04.03 N 41-ФЗ, 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ @ Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения 1. Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)). 2. Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высшего учебного заведения за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). 3. Высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. 4. Утратил силу. 5. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере: сорока процентов за должность доцента; шестидесяти процентов за должность профессора; 900 рублей за ученую степень кандидата наук; 1500 рублей за ученую степень доктора наук. 6 - 9. Утратили силу. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 31: редакция 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ @ Статья 31. Утратила силу. Статья 32. Учет, отчетность и контроль в высших учебных заведениях 1. Высшие учебные заведения в установленном порядке осуществляют оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведут статистическую и бухгалтерскую отчетность. 2. Должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение государственной отчетности. 3. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины в высших учебных заведениях осуществляют органы законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий. Глава VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 33: редакции 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ @ Статья 33. Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования 1. Высшие учебные заведения вправе участвовать в международном сотрудничестве Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования посредством: 1) участия в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками; 2) проведения совместных научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий; 3) осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц; 4) участия в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования. 2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в Российской Федерации, преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты осуществляются по межгосударственным договорам, договорам между федеральным государственным органом управления образованием или федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и соответствующими органами управления образованием иностранных государств, а также по прямым договорам, заключенным высшими учебными заведениями с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами. 3. В целях участия в международной деятельности Российской Федерации высшие учебные заведения имеют право: вступать в неправительственные международные организации; заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности, которые не могут рассматриваться как международные договоры Российской Федерации; создавать с участием иностранных партнеров структурные подразделения (центры, лаборатории, технические парки и другие подразделения). 4. Высшие учебные заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью, предусмотренной уставами высших учебных заведений и направленной на выполнение задач, которые определены настоящим Федеральным законом, а также на развитие международных контактов. 5. Утратил силу. Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Порядок присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий сохраняется до принятия соответствующих федеральных законов. 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ ---------------------------------------------------------------------- Юридическое информационное Агентство INTRALEX: Текст подготовлен с учетом изменений, внесенных в первоначальную редакцию (Федеральный закон от 22.08.96 N 125-ФЗ) на основе следующих нормативных актов: РЕДАКЦИЯ 2 - Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.99 N 19-П РЕДАКЦИЯ 3 - Федеральный закон от 10.07.00 N 92-ФЗ РЕДАКЦИЯ 4 - Федеральный закон от 07.08.00 N 122-ФЗ РЕДАКЦИЯ 5 - Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.00 N 13-П РЕДАКЦИЯ 6 - Федеральный закон от 27.12.00 N 150-ФЗ РЕДАКЦИЯ 7 - Федеральный закон от 30.12.01 N 194-ФЗ РЕДАКЦИЯ 8 - Федеральный закон от 25.06.02 N 71-ФЗ РЕДАКЦИЯ 9 - Федеральный закон от 24.12.02 N 176-ФЗ РЕДАКЦИЯ 10 - Федеральный закон от 10.01.03 N 11-ФЗ РЕДАКЦИЯ 11 - Федеральный закон от 05.04.03 N 41-ФЗ РЕДАКЦИЯ 12 - Федеральный закон от 07.07.03 N 119-ФЗ РЕДАКЦИЯ 13 - Федеральный закон от 23.12.03 N 186-ФЗ РЕДАКЦИЯ 14 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ РЕДАКЦИЯ 15 - Федеральный закон от 21.04.05 N 35-ФЗ РЕДАКЦИЯ 16 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ РЕДАКЦИЯ 17 - Федеральный закон от 06.07.06 N 104-ФЗ Перейти в текущую или промежуточные редакции из этого текста можно по корреспондентским связям между документами в системе (см. карточка ЮИАИ N Ю1 от 14.07.00), либо используя контекстное меню - режим поиск из текста по дате и номеру. Страницы: 1 2 |