ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
Оглавление


Страницы: 1  2  


    
22 августа 1996 г. N 125-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

        О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
                       (Редакция на 18.07.2006)



   

     Принят Государственной Думой       19 июля 1996 года
     Одобрен Советом Федерации          7 августа 1996 года

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


              Статья 1. Правовое регулирование отношений
        в области высшего и послевузовского профессионального
                             образования

     1.   Правовое   регулирование   отношений  в  области  высшего  и
послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим
Федеральным  законом,  другими законами и иными нормативными правовыми
актами  Российской  Федерации,  а  также законами и иными нормативными
правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальными
правовыми актами.
     2.  Если международным договором Российской Федерации установлены
иные  правила,  чем  те,  которые  предусмотрены настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного договора.


         Статья 2. Государственная политика и государственные
         гарантии прав граждан Российской Федерации в области
       высшего и послевузовского профессионального образования

     1.  Государственная  политика в области высшего и послевузовского
профессионального  образования основывается на принципах, определенных
Законом  Российской  Федерации  "Об образовании", а также на следующих
принципах:
     1) утратил силу.
     2) непрерывность и преемственность процесса образования;
     3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального
образования  Российской Федерации при сохранении и развитии достижений
и   традиций   российской  высшей  школы  в  мировую  систему  высшего
образования;
     4)   конкурсность   и   гласность  при  определении  приоритетных
направлений  развития  науки,  техники, технологий, а также подготовки
специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
     5)    государственная    поддержка    подготовки    специалистов,
приоритетных  направлений  научных  исследований  в  области высшего и
послевузовского профессионального образования.
     2. Утратил силу.
     3.  Государство  обеспечивает  приоритетность  развития высшего и
послевузовского профессионального образования посредством:
     1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в
федеральных   государственных   образовательных   учреждениях  высшего
профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на
каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;
     2)  расширения  доступа  граждан  Российской  Федерации к высшему
образованию;
     3) утратил силу.
     4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам
и  другим  категориям обучающихся) в государственной системе высшего и
послевузовского    профессионального    образования    государственных
стипендий,   мест  в  общежитиях,  иных  мер  социальной  поддержки  в
соответствии с законодательством;
     5)   создания   условий   для   равной   доступности   высшего  и
послевузовского профессионального образования;
     6) утратил силу.
     4.  Гражданам  Российской  Федерации  гарантируется  получение на
конкурсной    основе    бесплатного    высшего    и    послевузовского
профессионального   образования   в  государственных  и  муниципальных
образовательных  учреждениях  высшего  профессионального образования в
пределах  государственных образовательных стандартов, если образование
данного уровня гражданин получает впервые.
     5.  Гражданам  Российской  Федерации гарантируется свобода выбора
формы    получения   высшего   и   послевузовского   профессионального
образования,  образовательного  учреждения  и  направления  подготовки
(специальности).
     Ограничения  прав  граждан на получение высшего и послевузовского
профессионального  образования  могут  быть  установлены исключительно
федеральным  законом только в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.


        Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего
        профессионального образования и академические свободы

     1.    Под    автономией   образовательного   учреждения   высшего
профессионального  образования  (далее  -  высшее  учебное  заведение)
понимается  его  самостоятельность  в  подборе  и  расстановке кадров,
осуществлении   учебной,   научной,   финансово-хозяйственной  и  иной
деятельности  в  соответствии  с  законодательством  и уставом высшего
учебного  заведения,  утвержденным  в  установленном законодательством
порядке.
     2.   Высшее  учебное  заведение  несет  ответственность  за  свою
деятельность  перед  личностью,  обществом и государством. Контроль за
соответствием   деятельности   высшего   учебного   заведения   целям,
предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции
учредитель  высшего  учебного  заведения  и уполномоченный федеральный
орган    исполнительной   власти,   выдавший   лицензию   на   ведение
образовательной деятельности (далее - лицензия).
     3.        Педагогическим        работникам        из        числа
профессорско-преподавательского    состава,   научным   работникам   и
студентам  высшего  учебного  заведения  предоставляются академические
свободы,   в  том  числе  свобода  педагогического  работника  высшего
учебного  заведения  излагать  учебный  предмет  по своему усмотрению,
выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами,
а  также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и
потребностям.
     Предоставляемые    академические    свободы   влекут   за   собой
академическую  ответственность  за  создание  оптимальных  условий для
свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

             Глава II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО
                    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


        Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского
                    профессионального образования

     Структура  системы  высшего  и  послевузовского профессионального
образования представляет собой совокупность:
     государственных     образовательных    стандартов    высшего    и
послевузовского   профессионального   образования   и  образовательных
программ высшего и послевузовского профессионального образования;
     имеющих  лицензии  высших  учебных  заведений  и  образовательных
учреждений    соответствующего    дополнительного    профессионального
образования независимо от их организационно-правовых форм;
     научных,      проектных,      производственных,      клинических,
медико-профилактических,  фармацевтических, культурно-просветительских
учреждений,  организаций и предприятий, ведущих научные исследования и
обеспечивающих  функционирование  и развитие высшего и послевузовского
профессионального образования;
     органов  управления  образованием,  а  также  подведомственных им
учреждений, организаций и предприятий;
     общественных     и     государственно-общественных    объединений
(творческих  союзов,  профессиональных  ассоциаций, обществ, научных и
методических советов и иных объединений).


         Статья 5. Государственные образовательные стандарты
       высшего и послевузовского профессионального образования
        и образовательные программы высшего и послевузовского
                    профессионального образования

     1.    Государственные   образовательные   стандарты   высшего   и
послевузовского   профессионального   образования   предназначены  для
обеспечения:
     1)   качества   высшего   и   послевузовского   профессионального
образования;
     2) единства образовательного пространства Российской Федерации;
     3)  основы  для  объективной  оценки деятельности образовательных
учреждений,    реализующих   образовательные   программы   высшего   и
послевузовского профессионального образования;
     4)    признания   и   установления   эквивалентности   документов
иностранных  государств  о  высшем  и  послевузовском профессиональном
образовании.
     2.    Государственные   образовательные   стандарты   высшего   и
послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и
национально-региональных компонентов.
     Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов
высшего  и  послевузовского  профессионального  образования включают в
себя:
     1) общие требования к основным образовательным программам высшего
и послевузовского профессионального образования;
     2)   требования  к  обязательному  минимуму  содержания  основных
образовательных  программ  высшего и послевузовского профессионального
образования,  к  условиям  их  реализации,  в  том  числе  к учебной и
производственной  практике  и  итоговой аттестации выпускников, уровню
подготовки    выпускников    по    каждому    направлению   подготовки
(специальности);
     3)  сроки  освоения  основных  образовательных программ высшего и
послевузовского  профессионального  образования  в  государственных  и
муниципальных  образовательных  учреждениях, не противоречащие срокам,
установленным   законодательством   Российской   Федерации   и   (или)
положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов;
     4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
     Национально-региональные        компоненты        государственных
образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального
образования  отражают  национально-региональные особенности подготовки
специалистов     по     соответствующим     направлениям    подготовки
(специальностям).
     3.   Порядок   разработки,  утверждения  и  введения  в  действие
государственных  образовательных  стандартов высшего и послевузовского
профессионального  образования  в  части, не урегулированной настоящим
Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.
     4.     Национально-региональные     компоненты    государственных
образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального
образования  определяются  высшим  учебным  заведением  по  инициативе
органа   исполнительной   власти   субъекта   Российской  Федерации  и
реализуются   высшим   учебным   заведением  на  договорной  основе  с
соответствующим  органом  исполнительной  власти  субъекта  Российской
Федерации.
     5.  Основные  образовательные программы высшего и послевузовского
профессионального      образования     разрабатываются     федеральным
государственным   органом  управления  образованием  и  ведомственными
государственными органами управления образованием и в части, выходящей
за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов,
выполняют   функции   примерных  образовательных  программ  высшего  и
послевузовского профессионального образования.
     6.  Перечень  направлений  подготовки  (специальностей) высшего и
послевузовского   профессионального   образования   устанавливается  в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.


             Статья 6. Ступени высшего профессионального
               образования, сроки и формы его получения

     1.  Основные  образовательные программы высшего профессионального
образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
     2.  В  Российской  Федерации  устанавливаются  следующие  ступени
высшего профессионального образования:
     высшее  профессиональное  образование, подтверждаемое присвоением
лицу,  успешно  прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени)
"бакалавр";
     высшее  профессиональное  образование, подтверждаемое присвоением
лицу,    успешно    прошедшему   итоговую   аттестацию,   квалификации
"дипломированный специалист";
     высшее  профессиональное  образование, подтверждаемое присвоением
лицу,  успешно  прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени)
"магистр".
     3.   Образование   лиц,   не  завершивших  обучение  по  основной
образовательной  программе  высшего  профессионального образования, но
успешно  прошедших  промежуточную аттестацию (не менее чем за два года
обучения),  признается неполным высшим профессиональным образованием и
подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
     Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы
высшего  профессионального образования, выдаются академические справки
установленного образца.
     4.  Сроки  освоения  основных  образовательных  программ  высшего
профессионального образования составляют:
     для  получения  квалификации  (степени)  "бакалавр"  не менее чем
четыре года;
     для  получения квалификации "дипломированный специалист" не менее
чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими
государственными образовательными стандартами;
     для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть
лет.
     5.  Лица,  получившие документы государственного образца о высшем
профессиональном  образовании  определенной  ступени,  имеют  право  в
соответствии  с  полученным  направлением  подготовки (специальностью)
продолжить    обучение    по    образовательной    программе   высшего
профессионального образования следующей ступени.
     6.  Получение  впервые  образования по образовательным программам
высшего    профессионального   образования   различных   ступеней   не
рассматривается   как   получение  второго  высшего  профессионального
образования.
     7.    Освоение    лицом    образовательной    программы   высшего
профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном
заведении,  имеющем  государственную аккредитацию, является основанием
для   занятия   им   в   государственной,   муниципальной  организации
определенной  должности,  получения  должностного  оклада и надбавок к
нему.   Для   лиц,   освоивших   образовательные   программы   высшего
медицинского  и  высшего фармацевтического образования, основанием для
занятия   ими   указанных   должностей   является  первичная  годичная
послевузовская      подготовка      (интернатура),      подтверждаемая
удостоверениями установленного образца.
     Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину
право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями
предусмотрено высшее профессиональное образование.
     Занятие   должностей  государственных  и  муниципальных  служащих
осуществляется  в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным
законом.
     8.  Основные  образовательные программы высшего профессионального
образования  обучающимися  могут  осваиваться  в  различных  формах  в
зависимости  от  объема обязательных занятий педагогического работника
высшего   учебного   заведения  с  обучающимися:  очной,  очно-заочной
(вечерней),   заочной,   в  форме  экстерната.  Допускается  сочетание
различных   форм   получения  высшего  профессионального  образования.
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение
высшего   профессионального  образования  в  очно-заочной  (вечерней),
заочной  формах  обучения  или  в  форме  экстерната  не  допускается,
устанавливается Правительством Российской Федерации.
     9.  Экстернат  -  самостоятельное  изучение обучающимся дисциплин
согласно  основной образовательной программе высшего профессионального
образования  по  избранному  направлению  подготовки (специальности) с
последующей   аттестацией   (текущей  и  итоговой)  в  высшем  учебном
заведении.
     Положение  об экстернате утверждается федеральным государственным
органом управления образованием.
     10.  Лица,  обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации
высших  учебных  заведениях  или успешно окончившие их, имеют право на
текущую   и  итоговую  государственную  аттестацию  в  высших  учебных
заведениях,   имеющих   государственную   аккредитацию,   на  условиях
экстерната.


            Статья 7. Документы о высшем и послевузовском
                     профессиональном образовании

     1.  Лицам,  завершившим  обучение  по  образовательным программам
высшего  и  послевузовского  профессионального образования и прошедшим
итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании.
     2.    Высшее    учебное    заведение,   имеющее   государственную
аккредитацию,  выдает выпускникам документы государственного образца о
соответствующем   образовании   с  официальной  символикой  Российской
Федерации.   Форма  документа  государственного  образца  утверждается
федеральным государственным органом управления образованием.
     3.    Устанавливаются   следующие   виды   документов,   которыми
удостоверяется   завершение   высшего   профессионального  образования
различных ступеней:
     диплом бакалавра;
     диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;
     диплом магистра;
     диплом   о   неполном   высшем  профессиональном  образовании  (в
соответствии с пунктом 3 статьи 6);
     справка    установленного    образца   о   незаконченном   высшем
профессиональном образовании.
     4.  Решение  государственной аттестационной комиссии о присвоении
выпускнику    квалификации    (степени)   и   выдаче   ему   документа
государственного  образца  о высшем профессиональном образовании может
быть   отменено   федеральным   государственным   органом   управления
образованием,  утвердившим председателя государственной аттестационной
комиссии,   только   в  случае,  если  по  вине  обучающегося  нарушен
установленный  порядок  выдачи  документов  государственного образца о
высшем профессиональном образовании.
     5.  По  результатам  защиты  диссертации  в установленном порядке
выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.


      Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура

     1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение,
учрежденное  и  действующее  на  основании законодательства Российской
Федерации   об   образовании,   имеющее  статус  юридического  лица  и
реализующее  в  соответствии  с  лицензией  образовательные  программы
высшего профессионального образования.
     2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:
     1)   удовлетворение  потребностей  личности  в  интеллектуальном,
культурном  и  нравственном  развитии  посредством получения высшего и
(или) послевузовского профессионального образования;
     2)  развитие  наук  и искусств посредством научных исследований и
творческой    деятельности    научно-педагогических    работников    и
обучающихся,  использование  полученных  результатов в образовательном
процессе;
     3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
с   высшим  образованием  и  научно-педагогических  работников  высшей
квалификации;
     4)  формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к
труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
     5)  сохранение  и приумножение нравственных, культурных и научных
ценностей общества;
     6)   распространение   знаний   среди  населения,  повышение  его
образовательного и культурного уровня.
     3.  Высшие  учебные заведения самостоятельны в формировании своей
структуры, за исключением их филиалов.
     Структурные   подразделения   высшего  учебного  заведения  могут
наделяться   по   доверенности  полностью  или  частично  правомочиями
юридического  лица в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного
заведения.   Статус   и  функции  структурного  подразделения  высшего
учебного  заведения  определяются  положением, утвержденным в порядке,
предусмотренном уставом высшего учебного заведения.
     Структурные   подразделения   высшего  учебного  заведения  могут
реализовывать  образовательные  программы начального общего, основного
общего,  среднего  (полного)  общего,  начального  профессионального и
среднего   профессионального   образования,  а  также  образовательные
программы  дополнительного  образования при наличии у высшего учебного
заведения соответствующей лицензии.
     Филиалами   высших   учебных   заведений   являются  обособленные
структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.
     Филиалы  федеральных  государственных  высших  учебных  заведений
создаются  учредителем  по  согласованию с федеральным государственным
органом    управления    образованием,    соответствующими    органами
исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органами
местного самоуправления по месту нахождения филиала.
     Типовое    положение    (положение)    о   филиалах   федеральных
государственных  высших  учебных  заведений  и  порядок их организации
разрабатываются  и  утверждаются  федеральным  государственным органом
управления образованием.
     Филиалы   высших  учебных  заведений  проходят  лицензирование  и
аттестацию  самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе
высшего учебного заведения.
     Филиалы  высшего учебного заведения, реализующего образовательную
программу  (образовательные  программы)  в  полном  объеме посредством
дистанционных  образовательных  технологий  (за  исключением некоторых
занятий)    в   этих   филиалах,   вправе   проходить   аттестацию   и
государственную  аккредитацию  в  составе  высшего учебного заведения,
обособленными структурными подразделениями которого они являются.

        Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений

     1.  В  Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших
учебных заведений: университет, академия, институт.
     2. Университет - высшее учебное заведение, которое:
     реализует  образовательные  программы  высшего  и послевузовского
профессионального   образования   по   широкому   спектру  направлений
подготовки (специальностей);
     осуществляет   подготовку,   переподготовку   и  (или)  повышение
квалификации     работников    высшей    квалификации,    научных    и
научно-педагогических работников;
     выполняет  фундаментальные  и  прикладные научные исследования по
широкому спектру наук;
     является  ведущим научным и методическим центром в областях своей
деятельности.
     3. Академия - высшее учебное заведение, которое:
     реализует  образовательные  программы  высшего  и послевузовского
профессионального образования;
     осуществляет   подготовку,   переподготовку   и  (или)  повышение
квалификации  работников  высшей квалификации для определенной области
научной и научно-педагогической деятельности;
     выполняет   фундаментальные  и  прикладные  научные  исследования
преимущественно в одной из областей науки или культуры;
     является  ведущим  научным и методическим центром в области своей
деятельности.
     4. Институт - высшее учебное заведение, которое:
     реализует  образовательные  программы  высшего  профессионального
образования,   а   также,   как   правило,  образовательные  программы
послевузовского профессионального образования;
     осуществляет   подготовку,   переподготовку   и  (или)  повышение
квалификации  работников  для  определенной  области  профессиональной
деятельности;
     ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
     5.  Статус  высшего учебного заведения определяется в зависимости
от  его  вида,  организационно-правовой  формы, наличия или отсутствия
государственной   аккредитации.   Статус  высшего  учебного  заведения
включается в его наименование.
     6.  Наименование  высшего  учебного заведения устанавливается при
создании  и  изменяется  в  обязательном  порядке  при  изменении  его
статуса.  В  случае,  если  в  наименовании высшего учебного заведения
употребляется  специальное  название  (консерватория, высшее училище и
другие  названия),  наряду  с  ним  указывается  вид  высшего учебного
заведения.


             Статья 10. Порядок создания и реорганизации
               высших учебных заведений, лицензирования
                    их деятельности и аккредитации

     1.  Вопросы  создания  и реорганизации высшего учебного заведения
регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании".
     Учредителем   высших   учебных   заведений,  реализующих  военные
профессиональные образовательные программы (военно-учебных заведений),
может быть только Правительство Российской Федерации.
     2.   Государственные  высшие  учебные  заведения,  находящиеся  в
ведении    Российской    Федерации,    создаются,   реорганизуются   и
ликвидируются Правительством Российской Федерации.
     Органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
вправе   осуществлять   управление   высшими   учебными   заведениями,
находящимися  в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на
31  декабря  2004  года,  реорганизацию  и ликвидацию указанных высших
учебных  заведений.  Такие  реорганизация  и ликвидация осуществляются
органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по
согласованию    с    федеральным    органом   исполнительной   власти,
осуществляющим   функции   по  выработке  государственной  политики  и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
     Муниципальные  высшие учебные заведения создаются, реорганизуются
и  ликвидируются  органами местного самоуправления городских округов в
соответствии    с    законодательством    в   порядке,   установленном
муниципальными правовыми актами.
     Негосударственные  высшие учебные заведения создаются учредителем
(учредителями)  в  порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
     3.     Право     юридического     лица     в     части    ведения
финансово-хозяйственной    деятельности,    предусмотренной   уставом,
возникает  у  высшего учебного заведения с момента его государственной
регистрации.  Право  на  реализацию образовательных программ высшего и
послевузовского  профессионального  образования  возникает  с  момента
выдачи ему лицензии.
     4.   Лицензии   на   ведение   образовательной   деятельности  по
образовательным программам высшего и послевузовского профессионального
образования выдаются уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти   на   основании   заключений   экспертной   комиссии,  которая
формируется  с  участием представителей органа управления образованием
субъекта  Российской  Федерации,  на  территории  которого расположено
высшее учебное заведение.
     Предметом   и   содержанием   экспертизы   является  установление
соответствия    условий   осуществления   образовательного   процесса,
предлагаемых    высшим   учебным   заведением,   требованиям   органов
государственной   власти   Российской  Федерации  и  органов  местного
самоуправления  к  обеспеченности  учебными  площадями,  санитарным  и
гигиеническим   нормам,   охране  здоровья  обучающихся  и  работников
образовательных    учреждений,    оборудованию    учебных   помещений,
оснащенности учебного процесса и образовательному цензу педагогических
работников.
     Лицензирование   образовательной  деятельности  высшего  учебного
заведения  по  новым для него направлениям подготовки (специальностям)
производится  на  общих  основаниях  независимо  от  наличия у высшего
учебного заведения лицензии.
     Лицензии  на  ведение  образовательной  деятельности  по  военным
профессиональным    образовательным    программам    выдаются   только
государственным  высшим  учебным  заведениям  в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
     Лицензии    высшим    учебным   заведениям   независимо   от   их
организационно-правовых    форм,    за   исключением   образовательных
учреждений  дополнительного  образования,  могут  быть выданы лишь при
наличии  у них на правах собственника, оперативного управления, аренды
или   самостоятельного  распоряжения  необходимой  учебно-материальной
базы.
     Особенности   предмета  и  содержания  экспертизы,  проводимой  в
отношении   высших   учебных   заведений,  использующих  дистанционные
образовательные  технологии  для  реализации  образовательных программ
частично    или   в   полном   объеме,   устанавливаются   федеральным
государственным   органом   управления   образованием,  если  иное  не
установлено федеральным законом.
     5.  Право  выдачи  документов государственного образца о высшем и
послевузовском   профессиональном  образовании  появляется  у  высшего
учебного   заведения   с  момента  его  государственной  аккредитации,
осуществляемой   уполномоченным   федеральным  органом  исполнительной
власти по результатам аттестации высшего учебного заведения.
     6.    Аттестация    высшего    учебного    заведения   проводится
государственной  аттестационной  службой по заявлению высшего учебного
заведения  или  по  инициативе  федерального  государственного  органа
управления    образованием,    органов   исполнительной   власти   или
исполнительно-распорядительных  органов  городских  округов, в ведении
которых находится высшее учебное заведение.
     Целью и содержанием аттестации является установление соответствия
содержания,  уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного
заведения   требованиям   государственных  образовательных  стандартов
высшего   профессионального  образования  по  направлениям  подготовки
(специальностям).
     Критерии  аттестации,  порядок  функционирования  государственной
аттестационной    службы    определяются   Правительством   Российской
Федерации.
     7.   Государственная   аккредитация  высшего  учебного  заведения
осуществляется   на   основе   аттестации   в  порядке,  установленном
Правительством Российской Федерации.
     Свидетельство   о   государственной   аккредитации  устанавливает
(подтверждает  на  очередной  срок) статус высшего учебного заведения,
перечень   направлений  подготовки  (специальностей),  которые  прошли
государственную  аккредитацию  и  по  которым высшее учебное заведение
имеет  право выдавать выпускникам документы государственного образца о
высшем   профессиональном   образовании,   а   также  ступени  высшего
профессионального образования и квалификации (степени).
     8.   Высшие   учебные   заведения   могут  получать  общественную
аккредитацию.  Общественной  аккредитацией  является  признание уровня
деятельности  высшего  учебного  заведения,  отвечающего  критериям  и
требованиям      соответствующих     общественных     образовательных,
профессиональных,  научных  и  промышленных  организаций. Общественная
аккредитация  не  влечет  за собой финансовых или иных обязательств со
стороны государства.



             Статья 11. Прием в высшее учебное заведение
                  и подготовка специалистов с высшим
            и послевузовским профессиональным образованием

     1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц,
имеющих   среднее   (полное)   общее   или   среднее  профессиональное
образование,   на   конкурсной  основе  по  результатам  вступительных
испытаний,  за  исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской  Федерации  об образовании. Порядок приема граждан в высшие
учебные  заведения  в  части, не урегулированной настоящим Федеральным
законом, определяется учредителем высшего учебного заведения.
     Условия  конкурса  должны гарантировать соблюдение прав граждан в
области   образования  и  обеспечивать  зачисление  граждан,  наиболее
способных   и   подготовленных  к  освоению  образовательных  программ
соответствующих уровня и (или) ступени.
     Высшее  учебное  заведение  вправе объявлять прием граждан только
при  наличии  лицензии.  Высшее  учебное  заведение обязано ознакомить
абитуриента  с  указанной  лицензией,  а  также  со  свидетельством  о
государственной  аккредитации  по  каждому  из  направлений подготовки
(специальности),  дающим  право  на  выдачу документа государственного
образца    о   высшем   профессиональном   образовании.   Ознакомление
абитуриента   со  свидетельством  о  государственной  аккредитации  по
выбранному   им   направлению   подготовки  (специальности)  или  факт
отсутствия  указанного свидетельства фиксируются в приемных документах
и заверяются личной подписью абитуриента.
     2. Направления подготовки (специальности) определяются лицензией.
Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки
(специальности),  сроки освоения образовательной программы высшего или
послевузовского   профессионального  образования  определяются  высшим
учебным  заведением  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации    об    образовании   и   соответствующим   государственным
образовательным стандартом.
     Общее  число  студентов, принимаемых для обучения за счет средств
федерального  бюджета,  и структура их приема устанавливаются ежегодно
федеральным   государственным   органом   управления   образованием  в
соответствии   с  нормативами,  установленными  настоящим  Федеральным
законом.
     Число   студентов,  принимаемых  для  обучения  за  счет  средств
федерального   бюджета,   и  структура  их  приема  в  высшие  учебные
заведения,  находящиеся  в  ведении федеральных органов исполнительной
власти,  устанавливаются  ими  ежегодно  по согласованию с федеральным
государственным органом управления образованием.
     3.   Лица,   окончившие  с  медалями  образовательные  учреждения
среднего    (полного)    общего   или   начального   профессионального
образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица,
окончившие    с    отличием    образовательные   учреждения   среднего
профессионального    образования,    которые   имеют   государственную
аккредитацию,  принимаются  в  высшее учебное заведение по результатам
собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной
направленности,   которые   могут   быть  установлены  высшим  учебным
заведением.
     Указанным  лицам,  не  прошедшим  собеседование,  предоставляется
право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.
     Победители   и   призеры   заключительного   этапа  Всероссийской
олимпиады  школьников  и  члены  сборных  команд Российской Федерации,
участвовавших   в   международных  олимпиадах  по  общеобразовательным
предметам  и  сформированных  в  порядке,  определяемом Правительством
Российской   Федерации,  принимаются  без  вступительных  испытаний  в
государственные  и муниципальные высшие учебные заведения для обучения
по  направлениям  подготовки (специальностям), соответствующим профилю
олимпиады.
     Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в
государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются:
     дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
     дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению
учреждения  Государственной  службы  медико-социальной  экспертизы  не
противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
     граждане  в  возрасте  до  двадцати  лет,  имеющие  только одного
родителя  -  инвалида  I  группы,  если среднедушевой доход семьи ниже
величины   прожиточного  минимума,  установленного  в  соответствующем
субъекте Российской Федерации;
     граждане,   уволенные   с   военной   службы   и   поступающие  в
соответствующие  высшие  учебные  заведения  на основании рекомендаций
командиров  воинских  частей,  участники  боевых  действий  и инвалиды
боевых действий.
     Преимущественным   правом  на  поступление  в  государственные  и
муниципальные  высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные
с военной службы.
     4.  В  аспирантуру государственных и муниципальных высших учебных
заведений,  научных  учреждений  (организаций)  на  конкурсной  основе
принимаются    граждане    Российской    Федерации,   имеющие   высшее
профессиональное  образование,  в соответствии с настоящим Федеральным
законом.    Обучение   в   аспирантуре   при   указанных   учреждениях
(организациях)  может  осуществляться  в  очной  или в заочной формах.
Обучение  в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных
заведений  не  может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме
четырех лет.
     5.  В  докторантуру  высших учебных заведений, научных учреждений
(организаций)   принимаются  граждане  Российской  Федерации,  имеющие
ученую степень кандидата наук.
     Срок пребывания в докторантуре указанных учреждений (организаций)
не может превышать трех лет.
     6.  Прием иностранных граждан в аспирантуру и докторантуру высших
учебных  заведений,  научных учреждений (организаций) осуществляется в
соответствии   с  международными  договорами  Российской  Федерации  и
межправительственными  соглашениями  Российской  Федерации,  а также в
порядке,  предусмотренном  пунктом 2 статьи 29 настоящего Федерального
закона.
     Прием  лиц  без  гражданства  в аспирантуру и докторантуру высших
учебных  заведений,  научных учреждений (организаций) осуществляется в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     7.   Для   лиц,   имеющих  среднее  профессиональное  образование
соответствующего  профиля,  по решению ученого совета высшего учебного
заведения  допускается получение высшего профессионального образования
по  сокращенной  или  по  ускоренной образовательной программе высшего
профессионального образования.
     Обучение  в  высшем  учебном  заведении  по  сокращенной  или  по
ускоренной  программе  допускается  также для лиц, уровень образования
или  способности  которых  являются  для этого достаточным основанием.
Решение об обучении лиц по указанной программе принимают ученые советы
высших учебных заведений.
     8.  Высшее  учебное  заведение  создает  обучающимся  необходимые
условия   для   получения   качественного   образования.   Запрещается
использование  антигуманных,  а  также  опасных для жизни или здоровья
обучающихся методов обучения.
     9.   Учебная   и   производственная   практика,   предусмотренная
государственными     образовательными     стандартами     высшего    и
послевузовского   профессионального   образования,  осуществляется  на
основе  договоров  между высшими учебными заведениями и предприятиями,
учреждениями  и  организациями,  в  соответствии  с которыми указанные
предприятия,    учреждения    и    организации    независимо   от   их
организационно-правовых   форм   обязаны   предоставлять   места   для
прохождения  практики  студентов  высших  учебных  заведений,  имеющих
государственную аккредитацию.
     10.  Требования  к государственной итоговой аттестации (выпускной
работе,    государственным    экзаменам,   диссертации)   определяются
государственными     образовательными     стандартами     высшего    и
послевузовского профессионального образования. Контроль за выполнением
указанных  требований осуществляется в установленном законодательством
порядке.


           Статья 12. Управление высшим учебным заведением

     1.   Управление   высшим   учебным  заведением  осуществляется  в
соответствии   с   законодательством   Российской  Федерации,  типовым
положением  об  образовательном  учреждении  высшего профессионального
образования  (высшем  учебном  заведении)  и  уставом высшего учебного
заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.
     Устав высшего учебного заведения (изменения устава и дополнения к
нему)   принимается   общим  собранием  (конференцией)  педагогических
работников,   научных   работников,   а  также  представителей  других
категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (далее -
общее собрание (конференция)).
     Военно-учебные   заведения   осуществляют   свою  деятельность  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     2.  Общее  руководство  государственным  или муниципальным высшим
учебным  заведением  осуществляет  выборный  представительный  орган -
ученый совет.
     В   состав   ученого   совета  входят  ректор,  который  является
председателем  ученого  совета,  и проректоры, а также президент, если
такая  должность  предусмотрена  уставом.  Другие члены ученого совета
избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.
     Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета
определяются  уставом высшего учебного заведения на основании типового
положения  об  образовательном  учреждении  высшего  профессионального
образования (высшем учебном заведении).
     Уставами   высших  учебных  заведений  может  быть  предусмотрено
создание попечительских советов.
     3.   Непосредственное   управление   высшим   учебным  заведением
осуществляется ректором.
     Кандидатуры    на    должности   ректоров   государственных   или
муниципальных   высших   учебных  заведений,  прошедшие  выдвижение  в
соответствии с их уставами, представляются на рассмотрение действующих
на   общественных   началах  аттестационных  комиссий  соответствующих
уполномоченных       органов       исполнительной      власти      или
исполнительно-распорядительных   органов  городских  округов.  Порядок
выдвижения  кандидатур  на  должность  ректора  должен предусматривать
возможность их самовыдвижения.
     4. Положения об аттестационных комиссиях и их состав утверждаются
соответствующими  уполномоченными  органами  исполнительной власти или
исполнительно-распорядительными  органами  городских округов. В состав
такой аттестационной комиссии включаются:
     1)  при  выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в
ведении  Российской  Федерации,  -  представители  федеральных органов
государственной  власти  (50  процентов),  представители  общественных
организаций   и   государственно-общественных  объединений  в  системе
высшего    и    послевузовского    профессионального   образования   и
представители   органов  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации, на территории которого расположены высшие учебные заведения
(50 процентов);
     2)  при  выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в
ведении   субъекта   Российской  Федерации,  -  представители  органов
государственной  власти  субъекта Российской Федерации (50 процентов),
представители  общественных  организаций и государственно-общественных
объединений  в  системе  высшего  и  послевузовского профессионального
образования (50 процентов);
     3)  при выборах ректоров муниципальных высших учебных заведений -
представители  органов  местного  самоуправления городских округов (50
процентов),      представители      общественных     организаций     и
государственно-общественных    объединений   в   системе   высшего   и
послевузовского профессионального образования (50 процентов).
     5.  Ректор  государственного  или муниципального высшего учебного
заведения  в  порядке,  установленном  уставом такого высшего учебного
заведения,   избирается   из   числа   кандидатур,   согласованных   с
аттестационной   комиссией   соответствующего  уполномоченного  органа
исполнительной   власти   или  исполнительно-распорядительного  органа
городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции)
на  срок  до  пяти  лет.  После  избрания  ректора между ним и органом
исполнительной   власти   или  исполнительно-распорядительным  органом
городского  округа,  в  ведении которых находится такое высшее учебное
заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.
     Повторные   выборы   ректора   проводятся   в   случае  нарушения
установленной  настоящим  Федеральным  законом и (или) уставом высшего
учебного  заведения  процедуры выборов ректора либо в случае признания
выборов ректора несостоявшимися или недействительными.
     6. В случае если государственное или муниципальное высшее учебное
заведение   в  целом  лишается  государственной  аккредитации,  ректор
высшего  учебного  заведения и отвечающие в пределах своей компетенции
за   качество   подготовки  выпускников  проректоры  освобождаются  от
занимаемых    должностей    органом    исполнительной    власти    или
исполнительно-распорядительным  органом  городского  округа, в ведении
которых  находится  такое  высшее  учебное  заведение.  Выборы ректора
высшего  учебного  заведения  в  этом  случае  не  допускаются,  и  он
принимается  соответствующим органом управления образованием на работу
по  трудовому  договору  на  срок  не  более чем пять лет. Учредителем
высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем органом
управления  образованием  по  представлению  ректора  высшего учебного
заведения утверждается новый состав ученого совета.
     7.   После  возобновления  государственной  аккредитации  высшего
учебного  заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения его
государственной   аккредитации)   в  таком  высшем  учебном  заведении
избирается  ученый совет в установленном настоящим Федеральным законом
порядке.
     8.   В   создаваемом   или   реорганизуемом  государственном  или
муниципальном  высшем  учебном  заведении  до  избрания ученого совета
устав  такого  высшего учебного заведения утверждается соответствующим
органом   исполнительной   власти  или  исполнительно-распорядительным
органом  городского  округа  на срок не более чем один год. С ректором
такого  высшего  учебного  заведения  заключается  трудовой договор на
указанный срок.


             Статья 13. Научно-исследовательские и другие
             организации и учреждения в системе высшего и
            послевузовского профессионального образования

     В системе высшего и послевузовского профессионального образования
в   соответствии   с   законодательством  Российской  Федерации  могут
создаваться   и   действовать   научно-исследовательские  и  проектные
институты, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, клинические
базы  образовательных  учреждений  медицинского  образования,  опытные
станции  и иные организации и учреждения, деятельность которых связана
с образованием и направлена на его обеспечение.


         Статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации,
              союзы) в системе высшего и послевузовского
                    профессионального образования

     1.    Образовательные    учреждения   высшего   профессионального
образования  независимо  от  их  организационно-правовых форм и другие
организации   и   учреждения,   действующие   в   системе   высшего  и
послевузовского  профессионального  образования,  вправе  создавать  и
вступать  в  объединения  юридических лиц (ассоциации, союзы), которые
могут  иметь  права  юридических  лиц и действовать на основании своих
уставов  или, не являясь юридическими лицами, действовать на основании
договоров о совместной деятельности.
     Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего
и     послевузовского     профессионального    образования    являются
некоммерческими  организациями, создаются и действуют в соответствии с
Гражданскими кодексом Российской Федерации.
     Наименование  объединения  юридических  лиц  (ассоциации,  союза)
должно  содержать  указание  на характер деятельности его участников и
включать слова "объединение", "ассоциация" или "союз".
     2 - 3. Утратили силу.
     4.  Управление объединением юридических лиц (ассоциацией, союзом)
в  системе  высшего  и  послевузовского  профессионального образования
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и   учредительными  документами  указанного  объединения  (ассоциации,
союза).


                 Статья 15. Общественные организации
             и государственно-общественные объединения в
                  системе высшего и послевузовского
                    профессионального образования

     1.   Общественные   организации   и   государственно-общественные
объединения  в  системе  высшего  и  послевузовского профессионального
образования  действуют  в  соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     2.   Интересы   обучающихся   высших   учебных   заведений  могут
представлять    общественные   организации   обучающихся.   Конкретные
взаимоотношения    администрации    высшего   учебного   заведения   и
общественных  организаций  обучающихся  определяются  уставом  высшего
учебного заведения и договором между его администрацией и общественной
организацией обучающихся.
     3.   В   системе   высшего  и  послевузовского  профессионального
образования   могут   создаваться   без  образования  юридических  лиц
государственно-общественные   объединения   типа   учебно-методических
объединений    высших    учебных    заведений,    научно-методических,
научно-технических и других советов и комиссий.
     4. Государственно-общественные объединения создаются федеральными
органами  исполнительной  власти  и  осуществляют  свою деятельность в
соответствии  с  положениями,  утверждаемыми  этими  органами  власти.
Типовые    положения    о   государственно-общественных   объединениях
утверждаются    федеральным    государственным    органом   управления
образованием.  В  состав  государственно-общественных  объединений  на
добровольных  началах  входят научно-педагогические и другие работники
высших   учебных   заведений,   работники  учреждений  и  организаций,
действующих  в  системе  высшего  и  послевузовского профессионального
образования.  Государственно-общественные объединения могут привлекать
к  участию  в  своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и
иностранных   юридических   лиц  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     5.  Органы  исполнительной власти, исполнительно-распорядительные
органы  городских  округов,  ученые  советы  высших  учебных заведений
рассматривают   и   учитывают   в   своей   деятельности  рекомендации
общественных  организаций  и государственно-общественных объединений в
системе высшего и послевузовского профессионального образования.
     6 - 7. Утратили силу.

          Глава III. СУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                 ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ


             Статья 16. Студенты высших учебных заведений

     1.   Студентом   высшего  учебного  заведения  является  лицо,  в
установленном  порядке  зачисленное  в  высшее  учебное  заведение для
обучения.
     Студенту    высшего   учебного   заведения   бесплатно   выдаются
студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.
     2.  Наряду  с  закрепленными  в  Законе  Российской Федерации "Об
образовании" правами студенты высших учебных заведений имеют право:
     1)    выбирать   факультативные   (необязательные   для   данного
направления  подготовки  (специальности))  и  элективные (избираемые в
обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом
и кафедрой;
     2)  участвовать  в формировании содержания своего образования при
условии    соблюдения   требований   государственных   образовательных
стандартов  высшего  профессионального  образования.  Указанное  право
может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом
высшего   учебного  заведения  и  физическим  или  юридическим  лицом,
оказывающим  ему  содействие  в  получении  образования  и последующем
трудоустройстве;
     3)  осваивать  помимо учебных дисциплин по избранным направлениям
подготовки   (специальностям)   любые   другие   учебные   дисциплины,
преподаваемые   в   данном   высшем   учебном  заведении,  в  порядке,
предусмотренном  его  уставом,  а  также преподаваемые в других высших
учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);
     4)   участвовать   в  обсуждении  и  решении  важнейших  вопросов
деятельности  высших учебных заведений, в том числе через общественные
организации и органы управления высших учебных заведений;

    

Страницы: 1  2  


Оглавление


Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru