О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 30.12.2006). Закон (Федеральный конституционный). Федеральное Собрание РФ. 28.06.04 5-ФКЗ

Оглавление


Страницы: 1  2  3  4  5  


агитационной группы;
     5) о результатах выдвижения инициативы проведения референдума;
     6)  о  назначении на должность председателя комиссии референдума,
об избрании заместителя председателя и секретаря комиссии референдума;
     7)  по  вопросам  финансового обеспечения подготовки и проведения
референдума;
     8)  о  принятии  инструкций  и иных нормативных актов по вопросам
единообразного  применения  настоящего  Федерального  конституционного
закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума;
     9) об установлении итогов голосования, об определении результатов
референдума;
     10)   о   проведении   повторного   подсчета  голосов  участников
референдума;
     11) о признании референдума несостоявшимся или о признании итогов
голосования на отдельных участках референдума, результатов референдума
недействительными;
     12)  об отмене решения нижестоящей комиссии референдума и (или) о
принятии решения по существу вопроса.
     3.  Решения  комиссии референдума по вопросам, не предусмотренным
частью   2  настоящей  статьи,  принимаются  большинством  голосов  от
количества  присутствующих  на заседании членов комиссии референдума с
правом решающего голоса.
     4.  Участковая  комиссия  собирается  на свое первое заседание не
позднее  чем  через  два  дня  после сформирования при условии, что ее
состав   сформирован   не   менее  чем  наполовину  от  установленного
количества членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Члены
участковой  комиссии  должны быть письменно извещены о дате, времени и
месте  проведения первого заседания не позднее чем за один день до дня
его проведения.

            Статья 29. Статус членов комиссий референдума

     Статус  членов  комиссий  референдума с правом решающего голоса и
статус  членов  комиссий  референдума  с  правом совещательного голоса
устанавливаются  законодательством  Российской  Федерации  о выборах и
референдумах.

           Статья 30. Полномочия Центральной избирательной
                    комиссии Российской Федерации

     Центральная  избирательная  комиссия Российской Федерации в целях
реализации настоящего Федерального конституционного закона:
     1)  организует  подготовку  и  проведение  референдума, руководит
деятельностью нижестоящих комиссий референдума;
     2)  осуществляет  контроль  за  соблюдением  права  на  участие в
референдуме;
     3)  обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального
конституционного  закона,  федеральных  законов  в  части,  касающейся
подготовки и проведения референдума;
     4)  принимает  инструкции  и  иные  нормативные  акты по вопросам
единообразного  применения  настоящего  Федерального  конституционного
закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума;
     5)   оказывает   нижестоящим   комиссиям   референдума  правовую,
методическую, организационно-техническую и иную помощь;
     6)   рассматривает  жалобы  (заявления)  на  решения  и  действия
(бездействие)  избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и
их  должностных  лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные
решения;
     7)   заслушивает  сообщения  представителей  федеральных  органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органов местного самоуправления по вопросам,
связанным с подготовкой и проведением референдума;
     8)  распределяет  средства, выделенные из федерального бюджета на
подготовку   и   проведение  референдума,  на  обеспечение  полномочий
комиссий   референдума,  а  также  осуществляет  контроль  за  целевым
использованием этих средств;
     9)  регистрирует  инициативную группу по проведению референдума и
выдает ей регистрационное свидетельство;
     10)  регистрирует  инициативные  агитационные  группы и выдает им
регистрационные свидетельства;
     11)   дает   разрешение  на  открытие  специального  счета  фонда
референдума  в  филиале  Сберегательного  банка  Российской Федерации,
регистрирует  уполномоченных  представителей  по  финансовым  вопросам
инициативной    группы   по   проведению   референдума,   инициативной
агитационной   группы,   осуществляет   контроль   за  финансированием
деятельности указанных инициативных групп;
     12)   осуществляет  контроль  за  соблюдением  порядка  и  правил
проведения агитации по вопросам референдума, информирования участников
референдума на территории Российской Федерации;
     13)  утверждает  формы (в том числе машиночитаемые) документов, а
также    определяет    способы   защиты   бюллетеня,   открепительного
удостоверения  для голосования (далее - открепительное удостоверение),
а  при  необходимости  способы  защиты списка участников референдума и
других документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
     14) утверждает форму и текст бюллетеня на русском языке;
     15) утверждает образцы печатей комиссий референдума;
     16)   устанавливает   порядок  доставки  в  комиссии  референдума
документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, а также
определяет   по  согласованию  с  федеральным  органом  исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому  регулированию  в  сфере  архивного дела, порядок
хранения,  передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения
указанных документов;
     17)  информирует  участников  референдума  о  вопросе  (вопросах)
референдума, о порядке и сроках его подготовки и проведения;
     18)   контролирует  и  обеспечивает  соблюдение  единого  порядка
подсчета   голосов   участников   референдума,   установления   итогов
голосования и порядка их опубликования (обнародования);
     19)   определяет   результаты   референдума   и  осуществляет  их
официальное опубликование;
     20)  осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с настоящим
Федеральным конституционным законом, федеральными законами.

        Статья 31. Полномочия избирательной комиссии субъекта
                         Российской Федерации

     Избирательная   комиссия   субъекта   Российской   Федерации  при
подготовке и проведении референдума:
     1)  осуществляет  контроль  за  соблюдением  права  на  участие в
референдуме на территории субъекта Российской Федерации;
     2)  координирует деятельность нижестоящих комиссий референдума на
территории  субъекта  Российской Федерации, оказывает им методическую,
организационно-техническую и иную помощь;
     3) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии
Российской   Федерации  с  органами  государственной  власти  субъекта
Российской Федерации;
     4)   распределяет   средства,   выделенные  ей  на  подготовку  и
проведение референдума, в том числе между территориальными комиссиями,
а  также  осуществляет контроль за целевым использованием этих средств
на территории субъекта Российской Федерации;
     5)  заслушивает  сообщения  представителей органов исполнительной
власти субъекта Российской Федерации и представителей органов местного
самоуправления  по  организационно-техническим  вопросам  подготовки и
проведения референдума;
     6) регистрирует региональные подгруппы;
     7)   обеспечивает   единообразное   использование  на  территории
субъекта  Российской Федерации ГАС "Выборы" в соответствии с порядком,
установленным    Центральной    избирательной   комиссией   Российской
Федерации;
     8)  обеспечивает  соблюдение порядка хранения, передачи в архив и
уничтожения  по  истечении  сроков  хранения  документов,  связанных с
подготовкой и проведением референдума;
     9)  контролирует и обеспечивает соблюдение на территории субъекта
Российской  Федерации  единого  порядка  подсчета  голосов  участников
референдума,    установления   итогов   голосования   и   порядка   их
опубликования (обнародования);
     10)   устанавливает  единую  нумерацию  участков  референдума  на
территории субъекта Российской Федерации;
     11)   контролирует  своевременность  и  правильность  составления
списков участников референдума;
     12)   осуществляет   контроль   за  финансированием  деятельности
инициативной   группы   по   проведению   референдума  и  инициативных
агитационных групп на территории субъекта Российской Федерации;
     13)  осуществляет  контроль  за  соблюдением  порядка  проведения
агитации    по   вопросам   референдума,   информирования   участников
референдума на территории субъекта Российской Федерации;
     14)  информирует  участников  референдума  о  вопросе  (вопросах)
референдума, о порядке и сроках подготовки и проведения референдума;
     15)  в  случаях  и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным
конституционным законом, утверждает текст бюллетеня на государственном
языке  республики  в  составе  Российской Федерации, на языках народов
Российской Федерации на территориях их компактного проживания;
     16)   обеспечивает   в   соответствии   с  решениями  Центральной
избирательной  комиссии Российской Федерации изготовление бюллетеней и
их передачу в территориальные комиссии;
     17)  обеспечивает  передачу  в  нижестоящие  комиссии референдума
открепительных   удостоверений,   других   документов,   связанных   с
подготовкой и проведением референдума;
     18)   устанавливает   итоги  голосования  в  субъекте  Российской
Федерации   и   передает   их  в  Центральную  избирательную  комиссию
Российской Федерации;
     19)  опубликовывает  (обнародует)  итоги  голосования  в субъекте
Российской Федерации в региональных государственных средствах массовой
информации;
     20)  рассматривает  жалобы  (заявления)  на  решения  и  действия
(бездействие) территориальных комиссий, их должностных лиц и принимает
по ним мотивированные решения;
     21)  осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с настоящим
Федеральным конституционным законом, федеральными законами.

         Статья 32. Полномочия территориальной и специальной
                 территориальной комиссий референдума

     1.   Территориальная   комиссия   при   подготовке  и  проведении
референдума:
     1)   осуществляет   контроль   за   подготовкой   и   проведением
референдума,   соблюдением   права   на   участие   в  референдуме  на
соответствующей территории, информирует население о месте нахождения и
номерах телефонов территориальной и участковых комиссий;
     2)  составляет  отдельно  по  каждому  участку референдума списки
участников    референдума    по   форме,   установленной   Центральной
избирательной   комиссией   Российской  Федерации,  и  передает  их  в
соответствующие   участковые   комиссии,   за   исключением   случаев,
предусмотренных  частями  4  -  7  статьи  42  настоящего Федерального
конституционного закона;
     3) формирует участковые комиссии и назначает их председателей;
     4)  координирует  работу  участковых  комиссий на соответствующей
территории,  рассматривает  жалобы  (заявления)  на решения и действия
(бездействие)  этих  комиссий  и  принимает  по  жалобам  (заявлениям)
мотивированные решения;
     5)   заслушивает   сообщения   представителей   органов  местного
самоуправления  по  вопросам,  связанным  с  подготовкой и проведением
референдума;
     6)  распределяет  средства, выделенные на подготовку и проведение
референдума,  в  том  числе  между  участковыми  комиссиями,  а  также
осуществляет контроль за целевым использованием этих средств;
     7)  организует  доставку  в участковые комиссии бюллетеней и иных
документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
     8) выдает участникам референдума открепительные удостоверения;
     9)  оказывает  методическую,  организационно-техническую  и  иную
помощь  участковым  комиссиям  в  организации  голосования на участках
референдума;
     10)  осуществляет  контроль  за  соблюдением  на  соответствующей
территории  порядка  проведения  агитации  по  вопросам  референдума и
информирования участников референдума;
     11)  обеспечивает на соответствующей территории использование ГАС
"Выборы"   в   соответствии   с  порядком,  установленным  Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации;
     12)  контролирует  и  обеспечивает  соблюдение на соответствующей
территории    порядка   подсчета   голосов   участников   референдума,
установления итогов голосования;
     13)    устанавливает   итоги   голосования   на   соответствующей
территории,  сообщает  их  средствам  массовой  информации  и передает
протокол  об  итогах  голосования  в  избирательную  комиссию субъекта
Российской Федерации;
     14)  обеспечивает  передачу документов, связанных с подготовкой и
проведением   референдума,  в  вышестоящую  комиссию  референдума  или
архивное   учреждение   субъекта   Российской   Федерации  в  порядке,
утвержденном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации,
или уничтожает указанные документы по истечении сроков их хранения;
     15)  информирует  участников  референдума  о  вопросе  (вопросах)
референдума, порядке и сроках подготовки и проведения референдума;
     16)  осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с настоящим
Федеральным конституционным законом, федеральными законами.
     2.    Специальная   территориальная   комиссия   обладает   всеми
полномочиями  территориальной  комиссии,  за  исключением  полномочий,
предусмотренных   пунктами   3   (в   части   полномочий   специальной
территориальной  комиссии  референдума,  указанной в части 2 статьи 25
настоящего  Федерального  конституционного  закона), 5, 8 и 15 части 1
настоящей статьи.

              Статья 33. Полномочия участковой комиссии

     1. Участковая комиссия:
     1)  информирует  население  о  месте нахождения и номере телефона
участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте
проведения голосования;
     2)  уточняет  список  участников  референдума по соответствующему
участку референдума, а в случаях, предусмотренных частями 4 - 7 статьи
42  настоящего  Федерального  конституционного  закона,  составляет  и
уточняет указанный список;
     3)   знакомит   участников   референдума  со  списком  участников
референдума, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в этом
списке, вносит в него соответствующие изменения;
     4) выдает участникам референдума открепительные удостоверения;
     5)   контролирует   соблюдение   правил  размещения  агитационных
материалов на территории участка референдума;
     6)  обеспечивает  подготовку  и надлежащее оборудование помещения
для голосования;
     7)  обеспечивает  информирование участников референдума о вопросе
(вопросах)   референдума   на   основании   сведений,   полученных  от
вышестоящей комиссии референдума;
     8)   определяет  необходимое  количество  переносных  ящиков  для
проведения  досрочного  голосования  и  голосования  вне помещения для
голосования;
     9)   организует   на   участке  референдума  голосование  в  день
голосования, а также досрочное голосование;
     10)    проводит    подсчет    голосов   участников   референдума,
устанавливает  итоги  голосования  на  участке  референдума,  а  также
составляет   протокол   об   итогах   голосования  и  передает  его  в
соответствующую вышестоящую комиссию референдума;
     11)  рассматривает  жалобы  (заявления)  на  нарушения настоящего
Федерального конституционного закона и принимает по ним мотивированные
решения;
     12)   обеспечивает   сохранность  и  передачу  в  соответствующую
вышестоящую комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и
проведением референдума;
     13)  обеспечивает на территории участка референдума использование
ГАС  "Выборы"  в  соответствии  с  порядком, установленным Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации;
     14)  осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с настоящим
Федеральным конституционным законом, федеральными законами.
     2.  Срок  полномочий  участковой  комиссии истекает через 10 дней
после  дня  голосования,  если  в  вышестоящую комиссию референдума не
поступили  жалобы  (заявления)  на  решения  и  действия (бездействие)
данной участковой комиссии, в результате которых были нарушены порядок
голосования  либо порядок подсчета голосов участников референдума, или
если  по  данным  фактам не ведется судебное разбирательство. В случае
обжалования итогов голосования на соответствующем участке референдума,
соответствующей  территории  либо  результатов  референдума полномочия
участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией
референдума  решения  либо со дня вступления в законную силу судебного
решения по жалобе (заявлению).

       Статья 34. Гласность в деятельности комиссий референдума

     1.  На  всех  заседаниях  любой комиссии референдума, а также при
подсчете    голосов    участников    референдума    и    осуществлении
соответствующей   участковой,   территориальной  комиссией  работы  со
списками   участников   референдума,  с  бюллетенями,  открепительными
удостоверениями,   протоколами  и  со  сводными  таблицами  об  итогах
голосования,  о  результатах  референдума  вправе присутствовать члены
вышестоящих    комиссий    референдума,    член   или   уполномоченный
представитель  инициативной  группы  по  проведению  референдума.  Для
присутствия  на  заседаниях  комиссии референдума при осуществлении ею
работы  с  указанными  документами  перечисленным  лицам  не требуется
дополнительное разрешение комиссии референдума. На заседаниях комиссии
референдума  при  осуществлении  ею работы с указанными документами, а
также    при    подсчете   голосов   участников   референдума   вправе
присутствовать также представители средств массовой информации.
     2.     Комиссия     референдума    обеспечивает    информирование
непосредственно   вышестоящей  комиссии  референдума,  уполномоченного
представителя  инициативной группы по проведению референдума о времени
и  месте  проведения заседаний комиссии референдума, а также свободный
доступ лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, на эти заседания и в
помещение,   в   котором   проводится   подсчет   голосов   участников
референдума,  осуществляется  работа  с указанными в части 1 настоящей
статьи документами.
     3.   С   момента   начала   работы  участковой  комиссии  в  день
голосования,  в  том числе в день проведения досрочного голосования, и
до  получения  сообщения  о принятии вышестоящей комиссией референдума
протокола  об  итогах  голосования,  а  также  при  повторном подсчете
голосов   участников   референдума   на  участках  референдума  вправе
присутствовать   лица,   указанные   в   части   1  настоящей  статьи,
наблюдатели,  иностранные  (международные)  наблюдатели.  Наблюдатели,
иностранные  (международные)  наблюдатели  вправе  присутствовать  при
установлении   иными   комиссиями   референдума   итогов  голосования,
определении  результатов референдума, составлении протоколов об итогах
голосования, о результатах референдума, а также при повторном подсчете
голосов участников референдума.
     4.  Всем  членам  комиссии  референдума,  иным лицам, указанным в
части  3  настоящей  статьи,  должен быть обеспечен доступ в помещение
участковой    комиссии,   сформированной   на   участке   референдума,
образованном         в         воинской         части,        закрытом
административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме
отдыха,  местах  содержания  под  стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении  преступлений  и  в  других  местах  временного  пребывания
участников  референдума,  а  также доступ в помещение для голосования,
помещение,   в   котором   проводится   подсчет   голосов   участников
референдума.
     5. В случаях, когда настоящим Федеральным конституционным законом
предусмотрена  выдача  лицам,  указанным  в  части 3 настоящей статьи,
заверенных  копий  протоколов  об  итогах  голосования,  о результатах
референдума,  иных  документов  референдума, заверение указанных копий
производится  председателем,  заместителем председателя или секретарем
соответствующей  комиссии референдума. При этом лицо, заверяющее копию
документа,  на  указанной копии делает запись: "Верно", расписывается,
указывает  свои  фамилию  и  инициалы, дату и время заверения копии, а
также ставит печать соответствующей комиссии референдума.

             Статья 35. Содействие комиссиям референдума
                      в реализации их полномочий

     1.   Государственные   органы,   государственные  учреждения,  их
должностные  лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в
реализации их полномочий в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     2.  Организации, в уставном (складочном) капитале которых на день
официального  опубликования  решения  о  назначении  референдума  доля
(вклад)  Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации  или
муниципальных   образований  составляет  более  30  процентов,  органы
местного   самоуправления,   их  должностные  лица  обязаны  оказывать
комиссиям   референдума   содействие  в  реализации  их  полномочий  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     3.  Государственные  и  муниципальные организации, осуществляющие
теле-  и  (или) радиовещание, редакции государственных и муниципальных
периодических   печатных   изданий   обязаны  предоставлять  комиссиям
референдума  бесплатное  эфирное  время  для информирования участников
референдума    в    порядке,   установленном   настоящим   Федеральным
конституционным  законом,  федеральными  законами,  а также бесплатную
печатную  площадь  для  опубликования нормативных актов и иных решений
комиссий  референдума,  размещения  иной печатной информации. При этом
расходы  организаций,  осуществляющих  теле-  и  (или) радиовещание, и
редакций  периодических  печатных изданий, связанные с предоставлением
бесплатного  эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся
на результаты деятельности этих организаций и редакций.
     4.   Государственные   органы,  органы  местного  самоуправления,
политические  партии  и  иные  общественные  объединения,  организации
независимо   от   форм   собственности,   в   том  числе  организации,
осуществляющие   теле-  и  (или)  радиовещание  (далее  -  организации
телерадиовещания),  редакции  периодических  печатных изданий, а также
должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять
комиссиям  референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы
на  обращения  комиссий  референдума в пятидневный срок, на обращения,
поступившие за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня,
предшествующего   дню   голосования,  а  в  день,  предшествующий  дню
голосования, и в день голосования - немедленно.
     5.  Комиссии  референдума  вправе  обращаться  с представлением о
проведении  проверки  и  пресечении  нарушений настоящего Федерального
конституционного  закона,  иных  федеральных  конституционных законов,
федеральных  законов  в  части,  касающейся  подготовки  и  проведения
референдума,  в  правоохранительные  органы,  которые  обязаны принять
установленные  законом меры по пресечению этих нарушений в пятидневный
срок,  при  получении  представления  за  пять  и  менее  дней  до дня
голосования  -  не позднее дня, предшествующего дню голосования, а при
получении представления в день, предшествующий дню голосования, в день
голосования  или  в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Если  факты,  содержащиеся  в  представлении,  требуют  дополнительной
проверки,  указанные  меры  принимаются не позднее чем в десятидневный
срок.  Указанные  органы  незамедлительно  информируют  о  результатах
проверки  и  принятых  мерах  обратившуюся  с  представлением комиссию
референдума.

      Глава 4. СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, ИНОСТРАННЫХ (МЕЖДУНАРОДНЫХ)
       НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

                        Статья 36. Наблюдатели

     1.   Наблюдателей   вправе   назначить   инициативная  группа  по
проведению   референдума,  политические  партии,  иные  общероссийские
общественные   объединения,   зарегистрированные   в   соответствии  с
федеральным  законом,  а  также  инициативные  агитационные  группы. В
пределах  территории  субъекта  Российской  Федерации,  муниципального
образования     наблюдателя     вправе    назначить    соответствующее
межрегиональное,      региональное      общественное      объединение,
зарегистрированное  в  установленном  федеральным  законом  порядке. В
пределах  территории  муниципального  образования  наблюдателя  вправе
назначить    соответствующее    местное    общественное   объединение,
зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке.
     2.   Наблюдателем  может  быть  гражданин  Российской  Федерации,
достигший возраста 18 лет, обладающий правом на участие в референдуме.
Наблюдателями   не   могут   быть  выборные  должностные  лица,  лица,
находящиеся   в   их   непосредственном  подчинении,  а  также  судьи,
прокуроры.
     3.  Полномочия  наблюдателя должны быть удостоверены в письменной
форме    в   направлении,   выданном   уполномоченным   представителем
инициативной    группы   по   проведению   референдума,   инициативной
агитационной   группы,   политической   партией,   иным   общественным
объединением.  В  направлении  указываются  фамилия,  имя  и  отчество
наблюдателя,  адрес  его  места жительства, номер участка референдума,
наименование  комиссии референдума, в которую он направляется, а также
делается  запись  об  отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2
настоящей   статьи.  Указание  каких-либо  дополнительных  сведений  о
наблюдателе   не   требуется.   В   случае   направления   наблюдателя
инициативной   группой   по   проведению   референдума,   инициативной
агитационной  группой  не требуется и проставление печати. Направление
действительно   при   предъявлении   паспорта   или  иного  документа,
удостоверяющего  личность  наблюдателя.  Предварительное уведомление о
направлении наблюдателя не требуется.
     4.  Указанное  в  части 3 настоящей статьи направление может быть
предъявлено  в  участковую  комиссию  в  любое время со дня ее первого
заседания  и  до  окончания  работы по составлению протокола об итогах
голосования,   в  иную  комиссию  референдума  -  в  период  с  начала
голосования на участках референдума до окончания работы по составлению
протокола  об  итогах  голосования,  о  результатах референдума, в том
числе   о   результатах   повторного   подсчета   голосов   участников
референдума.
     5. В каждую участковую комиссию инициативная группа по проведению
референдума,  инициативная  агитационная  группа, политическая партия,
иное  общественное объединение могут назначить несколько наблюдателей,
которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для
голосования.  Не  допускается  одновременное  осуществление полномочий
наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования
двумя   и   более   наблюдателями,   представляющими   интересы  одной
инициативной  группы  по  проведению  референдума,  одной инициативной
агитационной   группы,   одной   политической   партии,  одного  иного
общественного объединения.
     6. Наблюдатель вправе:
     1) знакомиться со списком участников референдума;
     2)   находиться  в  помещении  для  голосования  соответствующего
участка референдума в день голосования, в дни досрочного голосования в
любое  время  в  период,  указанный  в  части  3  статьи 34 настоящего
Федерального конституционного закона;
     3) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;
     4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
     5) наблюдать за подсчетом числа участников референдума, внесенных
в списки участников референдума, числа бюллетеней, выданных участникам
референдума,   погашенных  бюллетеней,  открепительных  удостоверений,
голосов  участников  референдума  на  расстоянии и в условиях, которые
обеспечивали  бы  ему  возможность  видеть  содержащиеся  в бюллетенях
отметки участников референдума;
     6)   визуально   знакомиться   при  подсчете  голосов  участников
референдума   с   любым   заполненным  или  незаполненным  бюллетенем;
наблюдать  за  составлением  комиссией референдума протокола об итогах
голосования  и иных документов в период, указанный в части 3 статьи 34
настоящего Федерального конституционного закона;
     7)   обращаться   с   предложениями  и  замечаниями  по  вопросам
организации голосования к председателю участковой комиссии, а в случае
его отсутствия к лицу, его замещающему;
     8)  знакомиться  с протоколами комиссии референдума, в которую он
направлен,   и   протоколами   непосредственно   нижестоящих  комиссий
референдума  об  итогах  голосования,  о  результатах  референдума,  с
документами,  приложенными  к  протоколам  об  итогах  голосования,  о
результатах   референдума,   получать   от   соответствующей  комиссии
референдума  заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним
документов,  а  также  иных  документов, поступивших в соответствующие
комиссии  референдума  либо  составленных  этими  комиссиями в период,
указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного
закона,   в   том   числе   копии  списка  лиц,  присутствовавших  при
голосовании,  либо  изготавливать  копии  указанных  протоколов и иных
документов,  при  этом  по требованию наблюдателя комиссия референдума
обязана заверить указанные копии;
     9)  обжаловать  решения  и  действия (бездействие) участковой или
иной  комиссии  референдума, в которую он направлен, в непосредственно
вышестоящую комиссию референдума или в суд;
     10)  присутствовать  при  повторном  подсчете  голосов участников
референдума в соответствующих комиссиях референдума;
     11)  носить  нагрудный  знак  с  обозначением  своего  статуса  и
указанием  своих фамилии, имени и отчества. Если наблюдатель направлен
инициативной   группой   по   проведению   референдума,   инициативной
агитационной группой, это также может быть указано на нагрудном знаке.
Если  наблюдатель  направлен  политической  партией, иным общественным
объединением,  на  нагрудном  знаке  может  быть  указано наименование
политической партии, иного общественного объединения.
     7. Наблюдатель не вправе:
     1) выдавать участникам референдума бюллетени;
     2)  расписываться  за  участника  референдума, в том числе по его
просьбе, в получении бюллетеня;
     3)  заполнять  за  участника  референдума,  в  том  числе  по его
просьбе, бюллетень;
     4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
     5)  принимать  непосредственное  участие  в  подсчете бюллетеней,
проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса;
     6)    совершать    действия,   препятствующие   работе   комиссии
референдума;
     7) проводить агитацию среди участников референдума;
     8) участвовать в принятии решений комиссией референдума.

          Статья 37. Иностранные (международные) наблюдатели

     1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на
въезд  в  Российскую  Федерацию  в порядке, установленном федеральными
законами,  и  при  наличии приглашения, указанного в части 3 настоящей
статьи,  аккредитуются  Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации.
     2.    Деятельность   иностранных   (международных)   наблюдателей
регулируется    настоящим    Федеральным    конституционным   законом,
федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
     3.  Приглашения  могут  быть  направлены  Президентом  Российской
Федерации,   Советом   Федерации   Федерального   Собрания  Российской
Федерации,  Государственной  Думой  Федерального  Собрания  Российской
Федерации,  Правительством  Российской  Федерации,  Уполномоченным  по
правам  человека  в  Российской  Федерации,  Центральной избирательной
комиссией   Российской   Федерации  после  официального  опубликования
решения   о   назначении   референдума.   Предложения   о  направлении
приглашений   могут   быть   поданы   международными  и  национальными
правительственными   и  неправительственными  организациями,  а  также
частными  лицами,  имеющими признанный авторитет в области защиты прав
человека.   Государственная   Дума  Федерального  Собрания  Российской
Федерации направляет приглашения в соответствии с предложениями каждой
из политических партий, федеральные списки кандидатов которых допущены
к  распределению  депутатских  мандатов  на  последних  предшествующих
референдуму   выборах   депутатов  Государственной  Думы  Федерального
Собрания  Российской  Федерации.  Центральная  избирательная  комиссия
Российской  Федерации  направляет  приглашения  избирательным  органам
иностранных    государств,   а   также   международным   организациям,
специализирующимся   по  вопросам  избирательного  законодательства  и
выборов,  референдумов,  защиты  прав  граждан  на участие в выборах и
референдумах.
     4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает
иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного
образца в соответствии с представленными им документами (заявлением об
аккредитации  в  качестве  иностранного  (международного) наблюдателя,
копией приглашения, полученного от любого органа или лица, указанных в
части  3 настоящей статьи, а также документом, удостоверяющим личность
иностранного  (международного)  наблюдателя).  Указанное удостоверение
дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою
деятельность в период, указанный в части 5 настоящей статьи.
     5.  Срок  полномочий  иностранного  (международного)  наблюдателя
начинается   со  дня  его  аккредитации  в  Центральной  избирательной
комиссии  Российской  Федерации  и  заканчивается  в день официального
опубликования результатов референдума.
     6. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на
территории   Российской   Федерации   находится  под  покровительством
Российской  Федерации.  Комиссии  референдума,  органы государственной
власти,  иные  государственные органы, органы местного самоуправления,
должностные   лица  обязаны  оказывать  иностранному  (международному)
наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.
     7.  Иностранный  (международный)  наблюдатель  осуществляет  свою
деятельность   самостоятельно   и  независимо.  Материально-финансовое
обеспечение  деятельности  иностранного  (международного)  наблюдателя
осуществляется  за  счет средств стороны, направившей наблюдателя, или
за счет его собственных средств.
     8.  Иностранные  (международные) наблюдатели вправе встречаться с
членами  и  уполномоченными  представителями  инициативной  группы  по
проведению    референдума,    инициативных   агитационных   групп,   с
наблюдателями, представителями политических партий и иных общественных
объединений.
     9. Иностранные (международные) наблюдатели вправе после окончания
времени  голосования  на всей территории Российской Федерации публично
излагать   свое  мнение  о  законодательстве  Российской  Федерации  о
референдуме,   о   подготовке   и  проведении  референдума,  проводить
пресс-конференции  и  обращаться  к  представителям  средств  массовой
информации.
     10.    Иностранные    (международные)   наблюдатели   не   вправе
использовать  свой статус для осуществления деятельности, не связанной
с наблюдением за подготовкой и проведением референдума.
     11.   Центральная  избирательная  комиссия  Российской  Федерации
вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя
в  случае  нарушения им общепризнанных принципов и норм международного
права,   настоящего   Федерального   конституционного   закона,   иных
федеральных конституционных законов, федеральных законов.

         Статья 38. Представители средств массовой информации

     1.  Представители средств массовой информации, принимая участие в
информационном освещении подготовки и проведения референдума, вправе:
     1) присутствовать на заседаниях комиссий референдума;
     2)   знакомиться  с  протоколом  участковой  комиссии  об  итогах
голосования, а также с протоколами иных комиссий референдума об итогах
голосования, о результатах референдума;
     3)   изготавливать  либо  получать  от  соответствующей  комиссии
референдума  копии  указанных  в пункте 2 настоящей части протоколов и
приложенных  к  ним  документов.  По требованию представителя средства
массовой   информации  соответствующая  комиссия  референдума  обязана
заверить   копию   протокола  об  итогах  голосования,  о  результатах
референдума;
     4)  присутствовать  на  агитационных  мероприятиях,  освещать  их
проведение;
     5)  находиться  в помещении для голосования в день голосования, а
также в дни досрочного голосования.
     2.   Представителям   средств   массовой  информации  запрещается
участвовать  в  освещении  референдума  в  случае,  если  они являются
членами  или  уполномоченными  представителями  инициативной группы по
проведению референдума, инициативной агитационной группы.

                     Глава 5. ОКРУГ РЕФЕРЕНДУМА.
                   ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА

                     Статья 39. Округ референдума

     Округ  референдума  включает  в  себя  всю  территорию Российской
Федерации.  Участники референдума, проживающие за пределами территории
Российской Федерации, считаются приписанными к округу референдума.

             Статья 40. Образование участков референдума

     1.  Для  проведения  голосования  и  подсчета  голосов участников
референдума образуются участки референдума на основании данных о числе
участников     референдума,    зарегистрированных    на    территориях
муниципальных    образований    в    соответствии    с   требованиями,
предусмотренными  законодательством  Российской  Федерации о выборах и
референдумах.
     2.    Участки    референдума   образуются   по   согласованию   с
соответствующей   территориальной   комиссией   главой  муниципального
образования  (если  уставом муниципального образования такая должность
не  предусмотрена,  -  лицом,  уполномоченным  на  то представительным
органом   местного   самоуправления),   командиром   воинской   части,
руководителем   дипломатического  представительства  или  консульского
учреждения  Российской  Федерации  не  позднее  чем  за 50 дней до дня
голосования  с  учетом местных и иных условий, исходя из необходимости
создания максимальных удобств для участников референдума.
     3.  При  образовании  участков  референдума на территории каждого
участка   референдума  должно  быть  зарегистрировано  не  более  3000
участников референдума.
     4.   В   местах   временного  пребывания  участников  референдума
(больницах,  санаториях,  домах  отдыха, местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и в других местах
временного  пребывания),  в труднодоступных или отдаленных местностях,
на  судах,  которые будут находиться в день голосования в плавании, на
полярных  станциях  участки  референдума  могут образовываться в срок,
установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по
согласованию  с  вышестоящей комиссией референдума - не позднее чем за
пять  дней  до  дня  голосования. На судах, которые будут находиться в
день  голосования в плавании, на полярных станциях участки референдума
могут  образовываться  территориальной  комиссией  по  согласованию  с
капитаном судна, начальником полярной станции.
     5.  Военнослужащие  голосуют  на  общих  участках референдума. На
территориях  воинских  частей участки референдума могут образовываться
по   решению  избирательной  комиссии  субъекта  Российской  Федерации
командирами  воинских  частей в срок, установленный частью 2 настоящей
статьи,  а  в  исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до
дня голосования.
     6.  Участки  референдума  для  проведения  голосования и подсчета
голосов   граждан   Российской  Федерации,  находящихся  за  пределами
территории  Российской Федерации, образуются не позднее чем за 50 дней
до дня голосования руководителями дипломатических представительств или
консульских  учреждений  Российской  Федерации  на  территории  страны
пребывания  граждан.  Положение  части  3 настоящей статьи, касающееся
числа  участников референдума, не применяется при образовании участков
референдума за пределами территории Российской Федерации. Руководители
дипломатических представительств или консульских учреждений Российской
Федерации  сообщают  в  Центральную  избирательную комиссию Российской
Федерации  об  образовании  участков  референдума не позднее чем за 40
дней до дня голосования.
     7.  В  случае,  если  участки  референдума не образованы в сроки,
указанные  в  частях 2, 4 и 5 настоящей статьи, решение об образовании
участков   референдума   принимает   избирательная  комиссия  субъекта
Российской Федерации.

        Статья 41. Порядок доведения до участников референдума
             сведений об образовании участков референдума

     1.  Списки  участков  референдума с указанием их номеров и границ
(если  участок  референдума  образован на части территории населенного
пункта)  либо  перечня  населенных  пунктов  (если участок референдума
образован   на   территориях   нескольких  населенных  пунктов),  мест
нахождения  участковых  комиссий,  помещений для голосования и номеров
телефонов   участковых   комиссий   должны  быть  опубликованы  главой
муниципального  образования  (если  уставом муниципального образования
такая  должность  не  предусмотрена,  -  лицом,  уполномоченным  на то
представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 45
дней до дня голосования.
     2.  Информация  об  участках  референдума,  образованных  позднее
срока,   указанного  в  части  2  статьи  40  настоящего  Федерального
конституционного закона, должна быть опубликована не позднее чем через
три дня после их образования.
     3.  При  опубликовании  указанных  в  части  1  настоящей  статьи
сведений об участках референдума, образованных на территориях воинских
частей,  текст  публикуемого  материала  согласовывается с командирами
соответствующих воинских частей.
     4.  Вопросы  опубликования  указанных  в части 1 настоящей статьи
сведений об участках референдума, образованных за пределами территории
Российской    Федерации,   решаются   руководителями   соответствующих
дипломатических представительств или консульских учреждений Российской
Федерации с учетом местных условий.

                Глава 6. СПИСКИ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА

                Статья 42. Порядок составления списков
                        участников референдума

     1.  Списки  участников  референдума составляются соответствующими
комиссиями  референдума  отдельно  по  каждому  участку референдума по
форме,  установленной  Центральной  избирательной комиссией Российской
Федерации.
     2.  Списки  участников  референдума  составляются территориальной
комиссией  не  позднее  чем за 21 день до дня голосования на основании
сведений  о  гражданах  Российской  Федерации,  представляемых  главой
муниципального  образования  (если  уставом муниципального образования
такая  должность  не  предусмотрена,  -  лицом,  уполномоченным  на то
представительным органом местного самоуправления), командиром воинской
части,  руководителем  организации,  в  которой  участники референдума
временно пребывают.
     3.  При  выявлении  территориальной  комиссией  (территориальными
комиссиями)  факта  включения гражданина Российской Федерации в списки
участников   референдума  на  разных  участках  референдума  указанная
комиссия   (указанные   комиссии)   до   передачи  списков  участников
референдума  в  участковые  комиссии  проводит  (проводят)  работу  по
устранению ошибки или неточности в списках.
     4.   Список   участников   референдума  по  участку  референдума,
образованному в труднодоступной или отдаленной местности, составляется
участковой комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в
исключительных   случаях   -  не  позднее  чем  в  день  сформирования
участковой  комиссии  на основании сведений об участниках референдума,
представляемых   главой   муниципального   образования  (если  уставом
муниципального  образования такая должность не предусмотрена, - лицом,
уполномоченным     на    то    представительным    органом    местного
самоуправления).
     5.  По  участку референдума, образованному на территории воинской
части,  список  участников референдума - военнослужащих, находящихся в
воинской  части, членов их семей и других участников референдума, если
они  проживают  в  пределах  расположения воинской части, составляется
участковой комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в
случае,  предусмотренном  частью  4  статьи 26 настоящего Федерального
конституционного  закона,  -  не  позднее  чем  в  день  сформирования
участковой  комиссии  на основании сведений об участниках референдума,
представляемых командиром воинской части.
     6.   Списки   участников  референдума  по  участкам  референдума,
образованным  в  местах  временного  пребывания участников референдума
(больницах,  санаториях,  домах  отдыха, местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и в других местах
временного  пребывания),  на  судах,  которые  будут находиться в день
голосования   в   плавании,   на   полярных   станциях,   составляются
соответствующими    участковыми    комиссиями    не    позднее    дня,
предшествующего  дню  голосования, на основании сведений об участниках
референдума,   представляемых  руководителем  организации,  в  которой
участник  референдума временно пребывает, капитаном судна, начальником
полярной станции.
     7.   Список   участников   референдума  по  участку  референдума,
образованному    за   пределами   территории   Российской   Федерации,
составляется   соответствующей   участковой  комиссией  по  обращениям
граждан  Российской  Федерации,  постоянно  проживающих  за  пределами
территории   Российской   Федерации   либо  находящихся  в  длительных
заграничных  командировках,  в  соответствии  с  частью  5  статьи  43
настоящего Федерального конституционного закона.
     8.  Сведения  об  участниках  референдума собираются и уточняются
должностными  лицами,  указанными  в  частях 2 - 6 настоящей статьи, в
порядке,   предусмотренном   положением   о   Государственной  системе
регистрации    (учета)    избирателей,   участников   референдума,   и
представляются в территориальные комиссии не позднее чем за 55 дней до
дня  голосования,  а  если  список участников референдума составляется
участковой  комиссией,  -  в соответствующие участковые комиссии сразу
после их сформирования.
     9.   При   составлении   списка   участников   референдума  может
использоваться ГАС "Выборы".
     10.  Сведения  об  участниках  референдума,  включаемых  в список
участников  референдума,  располагаются  в алфавитном или ином порядке
(по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке участников
референдума   указываются   фамилия,  имя  и  отчество,  год  рождения
участника  референдума (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц
рождения),   адрес   его   места  жительства.  В  списке  должно  быть
предусмотрено  место  для  проставления  серии  и  номера паспорта или
документа,  заменяющего  паспорт  гражданина,  для  подписи  участника
референдума  за  полученный  им  бюллетень  (подписей за полученные им
бюллетени), для подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень
(бюллетени)  участнику  референдума,  а  также  для  особых  отметок и
внесения  суммарных  данных  по  каждому  листу списка. Допускается по
решению   Центральной   избирательной  комиссии  Российской  Федерации
вносить  в  список  участников  референдума  серию  и  номер  паспорта
участника референдума или документа, заменяющего паспорт гражданина, с
использованием  ГАС  "Выборы". В этом случае член участковой комиссии,
выдающий   бюллетень   (бюллетени)   участнику   референдума,  сверяет
внесенные   сведения   с   соответствующими   записями   в  документе,
предъявляемом   участником   референдума   при   получении   бюллетеня
(бюллетеней).
     11.   Список   участников   референдума   составляется   в   двух
экземплярах.  Первый  экземпляр  списка изготавливается в машинописном
виде,  второй  экземпляр  -  в  машиночитаемом  виде. В исключительных
случаях  допускается  составление  списков  участников  референдума  в
рукописном виде.
     12. Первый экземпляр списка участников референдума, составленного
в  соответствии  с  частью  2  настоящей  статьи, передается по акту в
соответствующую  участковую  комиссию за 21 день до дня голосования, а
второй  экземпляр  в  машиночитаемом  виде  хранится в территориальной
комиссии   и   используется   в   порядке,  установленном  Центральной
избирательной   комиссией   Российской  Федерации.  Список  участников
референдума  подписывается  председателем и секретарем территориальной
комиссии  с  указанием  даты  внесения  подписей  и заверяется печатью
территориальной    комиссии.   При   составлении   списка   участников
референдума  с  использованием  ГАС  "Выборы"  к нему прилагается лист
подсчета  итоговых  данных по участку референдума. Форма данного листа
устанавливается   Центральной   избирательной   комиссией   Российской
Федерации.
     13.   Список   участников  референдума,  составленный  участковой
комиссией   в   соответствии   с  частями  4  -  7  настоящей  статьи,
подписывается   председателем   и  секретарем  участковой  комиссии  и
заверяется печатью участковой комиссии.
     14.  Участковая  комиссия  после получения или составления списка
участников  референдума  выверяет  его  и  вносит  в  него необходимые
изменения  на основании обращений граждан в соответствии со статьей 44
настоящего   Федерального   конституционного  закона,  соответствующих
документов   органов  местного  самоуправления,  их  должностных  лиц,
органов,  осуществляющих  регистрацию  актов  гражданского  состояния,
органов  регистрационного  учета граждан Российской Федерации по месту
пребывания  и  по  месту  жительства  в пределах Российской Федерации,
сообщений  вышестоящей  комиссии  референдума  о  включении  участника
референдума   в   список  участников  референдума  на  другом  участке
референдума.  Выверенный и уточненный список участников референдума не
позднее  чем  в  день,  предшествующий  дню голосования, подписывается
председателем  и  секретарем  участковой  комиссии  с  указанием  даты
внесения подписи и заверяется печатью участковой комиссии.
     15.  Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка
участников  референдума  на  отдельные  книги.  Каждая  такая книга не
позднее  чем  в  день,  предшествующий  дню  голосования,  должна быть
снабжена  титульным  листом  с  указанием  порядкового  номера книги и
общего   количества   отдельных   книг,  на  которые  разделен  список
участников  референдума,  и сброшюрована (прошита), что подтверждается
печатью    соответствующей   участковой   комиссии   и   подписью   ее
председателя.
     16.  Лица,  представляющие  сведения  об  участниках референдума,
несут   ответственность   за  достоверность,  полноту  соответствующих
сведений и своевременность их представления.
     17.    Списки   участников   референдума   могут   использоваться
территориальными   комиссиями  для  составления  перечня  изменений  в
сведениях   об   избирателях,  участниках  референдума  и  направления
соответствующих  сообщений  лицам,  осуществляющим  регистрацию (учет)
избирателей, участников референдума в соответствии с законодательством
Российской Федерации о выборах и референдумах.

           Статья 43. Порядок включения в список участников
            референдума и исключения из списка участников
               референдума граждан Российской Федерации

     1.  Все  граждане  Российской  Федерации,  обладающие  правом  на
участие   в   референдуме  в  соответствии  со  статьей  5  настоящего
Федерального   конституционного   закона,   за   исключением   случая,
предусмотренного  частью  5  настоящей  статьи,  включаются  в  списки
участников референдума.
     2.  Гражданин  Российской  Федерации  может быть включен в список
участников референдума только на одном участке референдума.
     3.  Основанием  для  включения  гражданина Российской Федерации в
список   участников  референдума  на  конкретном  участке  референдума
является  факт  нахождения  его  места  жительства на территории этого
участка  референдума,  установленный  органами  регистрационного учета
граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства
в  пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом,
регулирующим  порядок  реализации прав граждан Российской Федерации на
свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания  и места жительства в
пределах Российской Федерации.
     4. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских
частей, включаются в списки участников референдума по месту жительства
на  общих  основаниях.  Основанием  для  включения в список участников
референдума  военнослужащих,  находящихся  в воинской части, членов их
семей   и   других  участников  референдума,  проживающих  в  пределах
расположения   воинской  части,  является  факт  нахождения  их  места
жительства   в   пределах   расположения   воинской   части,   который
устанавливается  соответствующей  службой  воинской части или органами
регистрационного   учета   граждан   Российской   Федерации  по  месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо
приказ  командира  воинской  части  о зачислении в штат воинской части
граждан, проходящих военную службу по призыву.
     5.  Основанием  для  включения  в  список  участников референдума
гражданина  Российской Федерации, проживающего за пределами территории
Российской   Федерации   или  находящегося  в  длительной  заграничной
командировке,  является  его письменное заявление, поданное не позднее
чем   в   день,  предшествующий  дню  голосования,  в  соответствующую
участковую   комиссию,   либо   устное   обращение,  поданное  в  день
голосования.
     6.  Участники  референдума, обучающиеся по очной форме обучения и
зарегистрированные   по   месту   пребывания  в  общежитии  (по  месту
нахождения   образовательного   учреждения),   включаются   в   список
участников референдума по месту нахождения общежития (образовательного
учреждения). Территориальная либо участковая комиссия сообщает об этом
в   участковую  комиссию  участка  референдума,  где  данный  участник
референдума   включен   в   список  участников  референдума  по  месту
жительства.   Участковая  комиссия  в  соответствующей  строке  списка
участников  референдума делает отметку: "Исключен из списка участников
референдума  Российской  Федерации  в  связи  с  включением  в  список
участников   референдума   на   участке  референдума  N"  с  указанием
наименования субъекта Российской Федерации.
     7.  Участники  референдума,  находящиеся  в  день  голосования  в
больницах,  санаториях,  домах  отдыха,  местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и в других местах
временного  пребывания,  включаются в список участников референдума на
основании  паспорта  или  документа, заменяющего паспорт гражданина, и
открепительного удостоверения.
     8.   Участники   референдума,  находящиеся  в  местах  временного
пребывания   и   не   имевшие   возможность   получить  открепительное
удостоверение,  решением  участковой  комиссии  могут  быть включены в
список   участников  референдума  по  личному  письменному  заявлению,
поданному в территориальную либо участковую комиссию не позднее чем за
семь дней до дня голосования. Территориальная либо участковая комиссия
сообщает об этом в участковую комиссию участка референдума, где данный
участник  референдума включен в список участников референдума по месту
жительства.   Участковая  комиссия  в  соответствующей  строке  списка
участников  референдума делает отметку: "Исключен из списка участников
референдума  Российской  Федерации  в  связи  с  включением  в  список
участников   референдума   на   участке  референдума  N"  с  указанием
наименования субъекта Российской Федерации.
     9.   Граждане   Российской   Федерации,  признанные  вынужденными
переселенцами  либо  обратившиеся  в  федеральный орган исполнительной
власти,  ведающий вопросами миграции, или в его территориальные органы
с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в
список  участников  референдума  по  месту их временного проживания на
основании  паспорта  или  документа, заменяющего паспорт гражданина, а
также соответствующих документов, выданных указанными органами.
     10. Граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в
референдуме,   находящиеся   в  иностранных  государствах  по  частным
приглашениям,   в   служебных,   деловых   и  туристических  поездках,
включаются  в  список  участников  референдума  при  явке  в помещение
участковой  комиссии  на основании паспорта или документа, заменяющего
паспорт   гражданина,   и   открепительного  удостоверения.  Указанные
граждане,    не    имевшие    возможность    получить   открепительное
удостоверение,  включаются  участковой  комиссией  в список участников
референдума  при  их  явке  в  день голосования в помещение участковой
комиссии.
     11.  Граждане  Российской  Федерации, зарегистрированные по месту
жительства  на  территории  участка  референдума  после  представления
списка участников референдума для ознакомления участникам референдума,
а  также  граждане,  по какой-либо иной причине не включенные в список
участников  референдума, дополнительно включаются участковой комиссией
в  список  участников референдума на основании паспорта или документа,
заменяющего  паспорт  гражданина,  а  при  необходимости и документов,
подтверждающих  нахождение  места  жительства участника референдума на
территории данного участка референдума.
     12.   Исключение   гражданина   Российской  Федерации  из  списка
участников референдума после его подписания председателем и секретарем
территориальной  комиссии  (в случае, предусмотренном частью 13 статьи
42  настоящего Федерального конституционного закона, - председателем и
секретарем  участковой  комиссии)  производится  только  на  основании
официальных  документов, а также в случае выдачи участнику референдума
открепительного   удостоверения  в  порядке,  установленном  настоящим
Федеральным  конституционным  законом.  При  этом  в списке участников
референдума указываются дата исключения гражданина из списка и причина
исключения.  Эта  запись  заверяется  подписью председателя участковой
комиссии,  а  при  выдаче открепительного удостоверения подписью члена
участковой   комиссии,   выдавшего  удостоверение,  с  указанием  даты
внесения указанной подписи.
     13.  Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума
после  окончания  голосования  и  начала  подсчета  голосов участников
референдума запрещается.

            Статья 44. Ознакомление участников референдума
                  со списками участников референдума

     1.   Списки   участников  референдума  представляются  участковой
комиссией  участникам  референдума  для ознакомления и дополнительного
уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
     2. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в
референдуме,  вправе  обратиться  в участковую комиссию с заявлением о
невключении  его  в  список участников референдума, о любой ошибке или
неточности в сведениях о нем, внесенных в указанный список.
     3.  В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов
с  момента  обращения,  указанного  в  части 2 настоящей статьи, но не
позднее  момента  окончания  голосования  участковая  комиссия обязана
проверить сообщаемые заявителем сведения и представленные им документы
и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный
ответ с указанием причин отклонения заявления.
     4.  Решение  участковой  комиссии  о  включении  или  невключении
гражданина  Российской Федерации в список участников референдума может
быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в суд (по месту
нахождения  участковой  комиссии),  которые обязаны рассмотреть жалобу
(заявление)  в  трехдневный  срок,  а  за  три  и  менее  дня  до  дня
голосования  и в день голосования - немедленно. В случае, если принято
решение  об  удовлетворении  жалобы  (заявления), исправление в списке
участников референдума производится участковой комиссией немедленно.
     5.  Каждый  гражданин  Российской  Федерации  вправе  сообщить  в
участковую  комиссию  об  изменении  указанных  в  части  10 статьи 42
настоящего Федерального конституционного закона сведений об участниках
референдума,   включенных   в   список   участников   референдума   на
соответствующем участке.

             Глава 7. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА.
                          ФОНДЫ РЕФЕРЕНДУМА

             Статья 45. Финансовое обеспечение подготовки
                       и проведения референдума

     1.  Расходы,  связанные  с подготовкой и проведением референдума,
обеспечением  полномочий  комиссий референдума, осуществляются за счет
средств,  выделенных  на  эти  цели  из  федерального бюджета. Главным
распорядителем  средств,  предусмотренных  в  федеральном  бюджете  на
подготовку    и    проведение    референдума,   является   Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации.
     2.  Финансирование  Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации  на проведение референдума осуществляется в пятидневный срок
со дня официального опубликования решения о назначении референдума.
     3.  Средства,  выделенные  из  федерального бюджета на проведение
референдума,   поступают   в  распоряжение  Центральной  избирательной
комиссии  Российской  Федерации,  которая не позднее чем за 45 дней до
дня   голосования   распределяет  эти  средства  между  избирательными
комиссиями  субъектов  Российской  Федерации.  Избирательные  комиссии
субъектов  Российской Федерации распределяют полученные средства между
территориальными   комиссиями  не  позднее  чем  за  25  дней  до  дня
голосования.   Средства   на   проведение   референдума   на  участках
референдума,  образуемых в порядке, установленном частями 5 и 6 статьи
40   настоящего   Федерального  конституционного  закона,  Центральная
избирательная   комиссия   Российской   Федерации  распределяет  между
государственными   органами,   в  ведении  которых  находятся  вопросы
регистрации  и  учета  участников  референдума  на  указанных участках
референдума, а также между специальными территориальными комиссиями не
позднее  чем  за 15 дней до дня голосования. В случае несвоевременного
или не в полном объеме финансирования проведения референдума указанные
комиссии распределяют средства по мере их поступления.
     4. До официального опубликования решения о назначении референдума
комиссиями  референдума  за  счет  средств, выделенных из федерального
бюджета  на  подготовку референдума, производятся расходы, связанные с
приемом  документов  и подписных листов, проведением проверки подписей
участников   референдума,   а   также  с  осуществлением  контроля  за
источниками  поступления,  правильным  учетом и использованием средств
фондов  референдума,  проверкой финансового отчета инициативной группы
по    проведению    референдума.    Средства    на    указанные   цели
предусматриваются  для  Центральной  избирательной комиссии Российской
Федерации  в  федеральном  законе  о  федеральном бюджете на очередной
финансовый  год и выделяются в десятидневный срок со дня регистрации в
соответствии  с  пунктом  1 части 14 статьи 15 настоящего Федерального
конституционного закона первой региональной подгруппы.
     5.  Порядок  открытия  и  ведения  счетов,  учета,  отчетности  и
перечисления  средств,  выделенных из федерального бюджета Центральной
избирательной   комиссии   Российской   Федерации,   другим  комиссиям
референдума  на  подготовку  и проведение референдума, устанавливается
Центральной    избирательной   комиссией   Российской   Федерации   по
согласованию  с  Центральным  банком Российской Федерации. Средства на
подготовку   и   проведение   референдума   перечисляются   на  счета,
открываемые  комиссиям  референдума  в  учреждениях Центрального банка
Российской   Федерации,   а  в  случае  их  отсутствия  -  в  филиалах
Сберегательного банка Российской Федерации.
     6.  Плата  за  услуги  по открытию счетов комиссиям референдума и
проведению  операций по этим счетам не взимается, проценты по остаткам
средств на этих счетах не начисляются и не уплачиваются.
     7.  Председатели  комиссий  референдума распоряжаются средствами,
выделенными   из  федерального  бюджета  на  подготовку  и  проведение
референдума,   и  несут  ответственность  за  соответствие  финансовых
документов  решениям  комиссий референдума по финансовым вопросам и за
представление  отчетов  о  расходовании  указанных средств в порядке и
сроки,   которые  установлены  настоящим  Федеральным  конституционным
законом.
     8.  Средства,  выделенные из федерального бюджета на подготовку и
проведение  референдума и не израсходованные комиссиями референдума на
начало  очередного финансового года, возвращаются в доход федерального
бюджета  и  используются  в  порядке  и на цели, которые предусмотрены
бюджетным законодательством Российской Федерации.

        Статья 46. Финансовое обеспечение комиссий референдума

     1.  Расходование  средств,  выделенных из федерального бюджета на
подготовку   и   проведение   референдума,   а  также  на  обеспечение
деятельности  комиссий  референдума,  производится этими комиссиями на
цели, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом.
     2.  За  счет средств федерального бюджета финансируются следующие
расходы комиссий референдума:
     1)   на   дополнительную  оплату  труда  (вознаграждение)  членов
комиссий  референдума  с правом решающего голоса, работников аппаратов
комиссий  референдума, выплату компенсаций членам комиссий референдума
с  правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период
подготовки  и  проведения  референдума,  а  также на выплаты гражданам
Российской   Федерации,   работающим   в   комиссиях   референдума  по
гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы
в составе контрольно-ревизионных служб при комиссиях референдума;
     2)   на   изготовление   печатной   продукции   и   осуществление
издательской деятельности;
     3)  на  приобретение,  доставку  и  установку оборудования (в том
числе  технологического),  других  материальных ценностей, необходимых
для   проведения   референдума  и  обеспечения  деятельности  комиссий
референдума;
     4) транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в
труднодоступных или отдаленных местностях;
     5)  на  доставку и хранение документов, связанных с подготовкой и
проведением  референдума,  подготовку  их  к  передаче  в архив или на
уничтожение;
     6)  на  командировки  и  другие  цели,  связанные с подготовкой и
проведением  референдума, а также с обеспечением деятельности комиссий
референдума;
     7)   на   использование  и  эксплуатацию  средств  автоматизации,
повышение правовой культуры участников и организаторов референдума.
     3.  Члену  комиссии  референдума  с правом решающего голоса может
производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в
комиссии  референдума в период подготовки и проведения референдума. За
членом  комиссии  референдума с правом решающего голоса, освобожденным
от  работы  на  указанный  период  на основании представления комиссии
референдума,  сохраняется  место работы (должность), ему выплачивается
компенсация за период, в течение которого он был освобожден от работы.
Порядок  выплаты  и  размеры компенсации и дополнительной оплаты труда
(вознаграждения)  устанавливаются  Центральной избирательной комиссией
Российской  Федерации  за  счет  и  в  пределах средств, выделенных из
федерального бюджета на подготовку и проведение референдума.
     4.  Оплата  труда  членов комиссии референдума с правом решающего
голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата
комиссии  производится  в пределах средств, выделенных из федерального
бюджета  на подготовку и проведение референдума, в порядке и размерах,
определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
     5.  Участковая  комиссия  не  позднее  чем  через  10 дней со дня
голосования  представляет территориальной комиссии отчет о поступлении
участковой  комиссии  средств,  выделенных  из федерального бюджета на
проведение референдума, и о расходовании этих средств. Территориальная
комиссия  не позднее чем через 20 дней со дня голосования представляет
избирательной   комиссии   субъекта   Российской   Федерации  отчет  о
поступлении    территориальной   комиссии   средств,   выделенных   из
федерального  бюджета на проведение референдума, и о расходовании этих
средств.
     6.   Избирательная  комиссия  субъекта  Российской  Федерации  не
позднее  чем через 50 дней со дня голосования представляет Центральной
избирательной   комиссии  Российской  Федерации  отчет  о  поступлении
избирательной  комиссии  Российской  Федерации  средств, выделенных из
федерального  бюджета на проведение референдума, и о расходовании этих
средств.
     7.  Центральная  избирательная  комиссия  Российской Федерации не
позднее  чем  через  три  месяца  со  дня  официального  опубликования
результатов  референдума  представляет  в палаты Федерального Собрания
Российской  Федерации  отчет  о  расходовании  средств,  выделенных из
федерального  бюджета  на  проведение  референдума, а также сведения о
поступлении и расходовании средств фондов референдума. Указанные отчет
и   сведения   должны   быть  опубликованы  Центральной  избирательной
комиссией  Российской  Федерации  в  ее  официальном печатном органе и
переданы  редакциям  других средств массовой информации не позднее чем
через  один  месяц  со  дня  их  представления  в  палаты Федерального
Собрания Российской Федерации.

               Статья 47. Контрольно-ревизионные службы

     1.  Для  осуществления контроля за целевым расходованием средств,
выделенных  из  федерального  бюджета  на  проведение  референдума, за
источниками  поступления,  правильным  учетом и использованием средств
фондов   референдума,   а   также   для  проверки  финансовых  отчетов
инициативной    группы   по   проведению   референдума,   инициативных
агитационных  групп  при Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации и при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации
создаются контрольно-ревизионные службы.
     2.   Контрольно-ревизионные   службы   создаются  с  привлечением
специалистов, в том числе руководителей, государственных органов, иных
органов  и организаций, включая Центральный банк Российской Федерации,
Сберегательный   банк   Российской   Федерации,   главные   управления
(национальные   банки)   Центрального  банка  Российской  Федерации  в
субъектах  Российской  Федерации.  Указанные  органы  и организации по
запросу соответствующей комиссии референдума не позднее чем через один
месяц   со   дня   официального  опубликования  решения  о  назначении
референдума   обязаны   откомандировать  специалистов  в  распоряжение
комиссии референдума на срок не менее пяти месяцев.
     3. На период работы в контрольно-ревизионных службах специалисты,
указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от работы, за ними
сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады
и  иные  выплаты  по  месту работы. Указанным специалистам также может
выплачиваться  вознаграждение  за  счет  средств комиссий референдума,
выделенных   из   федерального  бюджета  на  подготовку  и  проведение
референдума.
     4.   Положение   о   контрольно-ревизионной  службе  утверждается
соответствующей  комиссией  референдума.  Организационное,  правовое и
материально-техническое            обеспечение            деятельности
контрольно-ревизионной службы осуществляется соответствующей комиссией
референдума.
     5.  Контрольно-ревизионная  служба  по  поручению соответствующей
комиссии референдума:
     1)  проверяет финансовые отчеты инициативной группы по проведению
референдума,  инициативных  агитационных  групп,  нижестоящих комиссий
референдума;
     2)  запрашивает  и  получает от инициативной группы по проведению
референдума,  инициативных  агитационных  групп,  комиссий референдума
информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
     3)  контролирует соблюдение установленного порядка финансирования
инициативной   группой   по   проведению   референдума,  инициативными
агитационными  группами  проведения  агитации по вопросам референдума,
осуществления иных мероприятий;
     4)  обращается  в  федеральные органы исполнительной власти, иные
государственные  органы, организации независимо от форм собственности,
а    также   к   гражданам   по   вопросам,   отнесенным   к   ведению
контрольно-ревизионной  службы,  запрашивает  необходимые  сведения  и
материалы,  связанные с финансовым обеспечением референдума. Ответы на
обращения  контрольно-ревизионной  службы и запрашиваемые ею материалы
представляются  в  десятидневный  срок,  а за пять и менее дней до дня
голосования и в день голосования - немедленно;
     5)    составляет   документы   о   нарушениях,   допущенных   при
финансировании референдума;
     6)  ставит  перед соответствующей комиссией референдума вопросы о
применении  мер  ответственности  к  гражданам  и юридическим лицам за
нарушения,  допущенные  ими при финансировании референдума, реализации
инициативы  проведения  референдума,  проведении  агитации по вопросам
референдума;
     7)   привлекает   экспертов  к  проведению  проверок,  подготовке
заключений и экспертных оценок.
     6.  При  осуществлении  своих  полномочий  контрольно-ревизионная
служба может использовать ГАС "Выборы".


                     Статья 48. Фонды референдума

     1.  Инициативная группа по проведению референдума обязана создать
собственный  фонд референдума. Каждая инициативная агитационная группа
также обязана создать собственный фонд референдума.
     2.  Средства  фонда референдума инициативной группы по проведению
референдума имеют целевое назначение и используются:
     1)    на    финансовое   обеспечение   организационно-технических
мероприятий по сбору подписей участников референдума;
     2)  на  проведение  агитации  по вопросам референдума, а также на
оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
     3)  на  оплату  других  работ  (услуг),  выполненных  (оказанных)
гражданами  и  юридическими лицами, а также иных расходов, связанных с
подготовкой и проведением референдума.
     3.  Средства  фонда  референдума инициативной агитационной группы
имеют целевое назначение и используются:
     1)  на  проведение  агитации по вопросам референдума, указанным в
ходатайстве  инициативной  агитационной  группы  при ее регистрации, а
также  на  оплату  работ  (услуг)  информационного и консультационного
характера;
     2)  на  оплату  других  работ  (услуг),  выполненных  (оказанных)
гражданами  и  юридическими лицами, а также иных расходов, связанных с
проведением  агитации по вопросам референдума, указанным в ходатайстве
инициативной агитационной группы при ее регистрации.
     4.  Инициативной  группе  по проведению референдума, инициативной
агитационной  группе  запрещается использовать иные средства на оплату
организационно-технических  мероприятий  по  сбору подписей участников
референдума,  а  также на проведение агитации по вопросам референдума,
осуществление   другой   деятельности,   направленной   на  достижение
определенного  результата на референдуме, кроме средств, поступивших в
их  фонды  референдума.  При  этом  инициативная  группа по проведению
референдума,  инициативная  агитационная  группа  вправе  использовать
только   те   средства,   которые   перечислены  на  специальный  счет
соответствующего  фонда  референдума  до  дня  голосования  в порядке,
установленном    настоящим    Федеральным   конституционным   законом,
федеральными законами.
     5. Фонд референдума может создаваться за счет:
     1)  собственных средств членов соответственно инициативной группы
по проведению референдума, инициативной агитационной группы, которые в
совокупности  для  каждого  члена  инициативной  группы  по проведению
референдума,  инициативной  агитационной  группы  не могут превышать 1
процент   от   предельной   суммы   всех  расходов  из  средств  фонда
референдума;
     2)  добровольных  пожертвований политических партий в размере, не
превышающем  для каждой политической партии 50 процентов от предельной
суммы всех расходов из средств фонда референдума;
     3)   добровольных  пожертвований  граждан  и  юридических  лиц  в
размере,  не  превышающем  для  каждого  гражданина, юридического лица
соответственно  1  процента  и  7  процентов  от предельной суммы всех
расходов из средств фонда референдума.
     6. Предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума не
может превышать 250 миллионов рублей.
     7.  Предельная  сумма всех расходов из средств фонда референдума,
установленная  частью  6  настоящей  статьи,  а также размеры средств,
указанные в части 9 статьи 52 настоящего Федерального конституционного
закона,  ежегодно  начиная с 1 января 2006 года индексируются с учетом
уровня инфляции на соответствующий год.
     8.  Право  распоряжаться средствами фонда референдума принадлежит
создавшей  соответствующий  фонд  инициативной  группе  по  проведению
референдума, инициативной агитационной группе.
     9. Запрещается вносить пожертвования в фонд референдума:
     1)  гражданам  Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет
на день внесения пожертвования;
     2)  органам государственной власти, иным государственным органам,
органам местного самоуправления;
     3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и
муниципальным унитарным предприятиям;
     4)   воинским   частям,   военным   организациям  и  учреждениям,
правоохранительным органам;
     5)  юридическим  лицам,  в уставном (складочном) капитале которых
доля  (вклад)  Российской  Федерации,  субъектов Российской Федерации,
муниципальных  образований  превышает  30  процентов  на  день  начала
кампании  референдума  (для  открытых  акционерных  обществ  - на день
составления  списка  лиц,  имеющих  право  участвовать в годовом общем
собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
     6) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля
(вклад)  иностранного  участия  в  их  уставном  (складочном) капитале
превышает  30  процентов  на  день  начала  кампании  референдума (для
открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих
право  участвовать  в  годовом общем собрании акционеров за предыдущий
финансовый год);
     7) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до
дня начала кампании референдума;
     8)  организациям,  учрежденным  государственными органами и (или)
органами  местного самоуправления (за исключением акционерных обществ,
учрежденных   в   порядке   приватизации);  организациям,  учрежденным
юридическими  лицами,  указанными  в  пунктах  5  и 6 настоящей части;
организациям,  имеющим  в  своем  уставном  (складочном) капитале долю
(вклад)  юридических  лиц,  указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части,
превышающую  30  процентов  на  день  начала кампании референдума (для
открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих
право  участвовать  в  годовом общем собрании акционеров за предыдущий
финансовый год);
     9)  благотворительным  организациям,  религиозным объединениям, а
также учрежденным ими организациям;
     10)   анонимным   жертвователям.   Под   анонимным  жертвователем
понимается  гражданин,  который  не  указал  в  платежном документе на
внесение  пожертвования  любое  из  следующих сведений: фамилию, имя и
отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения о
себе,  либо  юридическое  лицо,  о  котором  в  платежном документе на
внесение   пожертвования  не  указано  любое  из  следующих  сведений:
идентификационный  номер  налогоплательщика,  наименование, банковские
реквизиты - или указаны недостоверные сведения;
     11) иностранным государствам;
     12) иностранным юридическим лицам;
     13) иностранным гражданам;
     14)   международным  организациям  и  международным  общественным
движениям;
     15) лицам без гражданства;
     15.1)  некоммерческим  организациям,  получавшим  в течение года,
предшествующего   дню   внесения  пожертвования  в  фонд  референдума,
денежные средства либо иное имущество от:
     а)  иностранных государств, а также от указанных в пунктах 1 - 4,
7,  9, 10, 12 - 15 настоящей части органов, организаций или физических
лиц;
     б) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля
(вклад)  Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации и (или)
муниципальных  образований  превышала  (превышал) 30 процентов на день
перечисления  этих денежных средств либо передачи иного имущества (для
открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих
право  участвовать  в  годовом общем собрании акционеров за предыдущий
финансовый год);
     в)  российских  юридических лиц с иностранным участием, если доля
(вклад)  иностранного  участия  в  их  уставном  (складочном) капитале
превышала  (превышал)  30 процентов на день перечисления этих денежных
средств  либо  передачи  иного  имущества  (для  открытых  акционерных
обществ  - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в
годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
     г)  организаций,  учрежденных  государственными  органами и (или)
органами  местного самоуправления (за исключением акционерных обществ,
учрежденных в порядке приватизации);
     д)  организаций,  учрежденных  юридическими  лицами, указанными в
подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
     е)  организаций,  в  уставном  (складочном) капитале которых доля
(вклад)  юридических  лиц, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего
пункта,  превышала  (превышал)  30 процентов на день перечисления этих
денежных   средств   либо   передачи  иного  имущества  (для  открытых

Страницы: 1  2  3  4  5  


Оглавление