РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ДЕКАБРЯ 1991 Г. N 2030-1 "О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ" С УЧЕТОМ ВНЕСЕННЫХ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 16 июля 1993 г. 15 июля 1993 г. N НИ-6-04/234 N 86 (Д) ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ИНСПЕКЦИИ ПО РЕСПУБЛИКАМ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЯМ, ОБЛАСТЯМ, АВТОНОМНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ, ГОРОДАМ МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, МИНИСТЕРСТВАМ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФИНАНСОВЫЕ УПРАВЛЕНИЯ (ГЛАВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ, КОМИТЕТЫ, ДЕПАРТАМЕНТЫ, ОТДЕЛЫ) АДМИНИСТРАЦИЙ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ, ГЛАВНОЕ ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЭРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Предприятие не составляет баланс на 1-е число каждого месяца. Правильно ли это? Нет, не правильно. Согласно Положению о бухгалтерском учете и от- четности в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10, при введении бухгалтерского учета предприятие должно обеспечить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического уче- та на 1-е число каждого месяца и, как следствие этого, должно состав- лять месячный (сальдовый) баланс. Исходя из данной нормы указанного Положения Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Фе- дерации от 16 марта 1992 г. N 7 "О порядке исчисления и уплаты в бюд- жет налога на имущество предприятий" (с последующими изменениями и до- полнениями) установлен порядок исчисления среднегодовой стоимости иму- щества предприятий на основе данных ежемесячных балансов. 2. Подлежит ли налогообложению имущество бюджетных организаций, приобретенное за счет доходов от предпринимательской деятельности, а также бюджетных организаций, осуществляющих предпринимательскую дея- тельность? К бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирования по сме- те и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке предусмотрен- ном для бюджетных организаций. Бюджетные учреждения и организации не являются плательщиками на- лога на имущество предприятий, даже если они осуществляют предпринима- тельскую деятельность и приобретают имущество за счет доходов от этой деятельности. 3. Предприятие осуществляет мелиоративные работы за счет бюджет- ных средств. Подлежат ли эти средства исключению из налогооблагаемой базы? Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с последующими изменениями и допол- нениями) предусмотрен перечень счетов, остатки по которым исключаются из итога актива баланса для расчета налогооблагаемой базы. Исключение из этой базы бюджетных средств, поступивших на финансирование отдель- ных видов работ, Законом не предусмотрено. 4. Должны ли исключаться из налогооблагаемой базы валютные средства предприятий, поступившие на "замороженные" счета предприятий после 1 января 1992 г., и в какой оценке? При исчислении налога на имущество из налогооблагаемой базы иск- лючаются валютные средства предприятий, числящиеся на специальном (за- мороженном) валютном счете Внешэкономбанка и в банках корреспондентах Внешэкономбанка в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 января 1992 г. N 2172-1 "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР" с учетом их переоценки, включая валютные средства, поступившие на эти счета после 1 января 1992 года. 5. С какой периодичностью предприятия должны переоценивать валют- ные средства? В соответствии с п. 64 Положения о бухгалтерском учете и отчет- ности в Российской Федерации предприятия (в том числе предприятия с иностранными инвестициями) остатки средств по валютным счетам, другие денежные средства (включая денежные документы), ценные бумаги, деби- торскую и кредиторскую задолженность в иностранной валюте должны пере- оценивать ежемесячно по состоянию на последнее число месяца по курсу Центрального банка Российской Федерации. 6. Являются ли плательщиками налога на имущество управления (от- делы) вневедомственной охраны органы внутренних дел? Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 589 утверждено Положение о вневедомственной охране при орга- нах внутренних дел Российской Федерации. Согласно Положению органы вневедомственной охраны являются юридическими лицами, имеют самостоя- тельный баланс и расчетный счет, деятельность этих органов осуществля- ется на принципах самоокупаемости и самофинансирования. В соответствии с Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О нало- ге на имущество предприятий" (с последующими изменениями и дополнения- ми) указанные управления (отделы) вневедомственной охраны являются плательщиками налога на имущество в общеустановленном порядке. 7. Облагаются ли налогом на имущество гостиница УВД? Если гостиница - юридическое лицо по законодательству Российской Федерации, стоимость ее имущества подлежит налогообложению в общеуста- новленном порядке. Имущество гостиницы, находящейся на балансе предп- риятия, согласно статьи 5 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом не обла- гается. 8. Расчеты объединения с филиалами отражались на счете 79 "Внут- рихозяйственные расчеты". Следует ли при реорганизации объединений и создания на базе филиалов самостоятельных предприятий остатки по счету 79 списать на счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", если да, то в какой сумме? При реорганизации объединение обязано составить отчет по действу- ющим формам годового отчета за период с начала года до момента реорга- низации. Данные статей баланса должны быть обоснованы результатами тщательно проведенной инвентаризации в соответствии с письмом Ми- нистерства финансов СССР от 30 декабря 1982 г. N 179 "Об основных по- ложениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных цен- ностей, денежных средств и расчетов". После этого объединению следует составить разделительный баланс, а вновь созданным предприятиям - вступительные балансы, где указываются суммы ценностей, с которыми предприятия начинают хозяйственную деятельность. Списание со счета 79 производится в зависимости от видов имущества на соответствующие счета бухгалтерского учета, в том числе по дебиторской (кредиторской) задол- женности на счет 76. 9. Что включается в понятие исключаемой из налогооблагаемой базы балансовой стоимости объектов жилищно-коммунальной и социально-куль- турной сферы? Следует ли из налогооблагаемой базы исключать стоимость незаконченного строительства по указанным объектам? При применении льготы по налогу на имущество под балансовой сто- имостью объекта следует понимать стоимость имущества объекта, отражен- ную по всем статьям актива баланса. Льгота предоставляется по объек- там, принятым в эксплуатацию, при наличии отдельного (раздельного) бухгалтерского учета стоимости их имущества. В связи с принятием Закона Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 5093-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федера- ции "О налоге на имущество предприятий" по расчетам налога начиная с 1 июня 1993 г. из налогооблагаемой базы исключается стоимость незакон- ченного строительства (в том числе объектов жилищно-коммунально1 и со- циально-культурной сферы), осуществляемого как хозяйственным, так и подрядным способом, относящаяся к затратам на капитальные вложения. 10. Предприятия, осуществляющие содержание и развитие сети авто- мобильных дорог общего пользования, отражают в балансе средства терри- ториального дорожного фонда. Следует ли исключать эти средства из на- логооблагаемой базы? Средства территориального дорожного фонда, отражаемые на балансе указанных предприятий, подлежат налогообложению. 11. Следует ли облагать налогом на имущество средства незавершен- ного производства, числящиеся на балансе предприятий, осуществляющих содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования? Исключение из налогооблагаемой базы средств незавершенного произ- водства законодательством не предусмотрено. 12. Общественная организация осуществляла предпринимательскую де- ятельность в течение года только четыре месяца. За какой период в этом случае следует исчислять налог на имущество? Взимание налога на имущество с общественных организаций следует производить за период осуществления ими предпринимательской деятель- ности начиная с расчетов стоимости имущества в зависимости от даты на- чала этой деятельности. Например, если организация вступила в договорные отношения в пер- вой половине марта, то среднегодовая стоимость имущества рассчитыва- ется начиная с 1 марта, если во второй половине марта, то расчет нало- гооблагаемой базы начинается с 1 апреля. В аналогичном порядке следует определять дату окончания расчетов. 13. Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с последующими изменениями и до- полнениями) установлено, что налогом не облагается имущество органов государственной власти и управления. Какими документами следует руко- водствоваться при отнесении организаций к органам власти и управления? При решении вопроса об отнесении организаций к органам госу- дарственной власти и управления следует руководствоваться Конституцией и иными актами законодательства Российской Федерации об этих органах, а также документами (положениями, уставами и т.д.), определяющими их правовой статус. 14. В каком порядке исключается нормативный запас товарно-матери- альных ценностей по их досрочному завозу в районы Крайнего Севера если фактические остатки товаров в предприятиях оптовой торговли ниже раз- мера норматива, утвержденного местной администрацией по расчетам самой же этой торговой организации? В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Инструкции Государствен- ной налоговой службы Российской Федерации от 16 марта 1992 г. N 7 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с последующими изменениями и дополнениями) из налогооблагаемой базы при исчислении налога на имущество исключается фактическая стоимость товарных запасов, но не выше норматива, утвержденного органами госу- дарственной власти и управления. 15. Краевой Совет народных депутатов своим решением установил ль- готу на имущество отдельным категориям плательщиков. Эта льгота от- носится только к сумме налога, зачисляемого в доход краевого бюджета, или ко всей сумме налога на имущество предприятий? Согласно Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другим законодательным актам органы государственной власти, национально- и административно-территориальных образований могут предоставлять допол- нительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов (в том числе и налога на имущество предприятий), зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации только в их бюджеты. 16. Предприятия городского хозяйства (кроме жилищно-коммунально- го) освобождаются от уплаты налога на имущество по перечню, утвержден- ному местными Советами народных депутатов только в части платежей, поступающих в местный бюджет или полностью? На основании перечня, утвержденного местными органами власти, предприятия городского хозяйства полностью освобождаются от уплаты в бюджет налога на имущество предприятия, в том числе и в части плате- жей, зачисляемых в бюджет краев и областей. 17. Какой порядок отражения в учете и отчетности стоимости зало- говых вещей в ломбардах? Следует ли включать в имущество ломбардов стоимость залоговых вещей? Ломбарды (управления ломбардов) ведут бухгалтерский учет, состав- ляют и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке едином для всех предприятий, организаций, являющихся юридическими лицами по законода- тельству Российской Федерации, независимо от подчиненности и форм собственности, установленном Положением о бухгалтерском учете и отчет- ности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерством фи- нансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10. Что касается специфики учета в ломбардах вещей, принятых в залог под выданные ссуды, то их следует отражать за балансом на отдельном забалансовом счете. По истечению залогового периода указанные вещи подлежат оприходованию на балансовый счет 41 "Товары" и их стоимость включается при исчислении налога на имущество в налогооблагаемую базу. 18. Относятся ли к предприятиям по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции предприятия, занимающиеся заготовкой и переработкой пантов оленьих рогов? Согласно классификатору промышленной и сельскохозяйственной про- дукции, утвержденному Госкомитетом СССР по стандартам в 1985 г., к продукции сельского хозяйства относятся сырые продукты животноводства и растениеводства, не подвергнувшиеся переработке, в том числе и панты оленьих рогов. 19. Следует ли при исчислении налогооблагаемой базы исключать из актива баланса остаток по счету 93 "Кредиты банков для работников" только в пределах дебетового остатка по счету 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям?" При исчислении стоимости имущества из итога актива баланса исклю- чается кредитовый остаток по счету 93 "Кредиты банков для работников", отражаемый в пассиве баланса. 20. Исключались ли в 1992 году из налогообложения остатки по сче- ту 82 предприятиями перешедшими на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий? Предприятия, перешедшие на новый План счетов бухгалтерского уче- та, при расчете среднегодовой стоимости имущества корректировку нало- гооблагаемой базы на счет 82 не производят, поскольку аналогичный счет в новом Плане счетов отсутствует. 21. Освобождаются ли от уплаты налога на имущество предприятия, обслуживающие сельскохозяйственные предприятия? Согласно Закону Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" от уплаты налога освобожде- на стоимость имущества предприятий, осуществляющих производство, пере- работку и хранение сельскохозяйственной продукции. На предприятия, обслуживающие сельскохозяйственные предприятия, данная льгота не расп- ространяется, поэтому стоимость их имущества подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. 22. На какие научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации распространяется льгота, изложенная в пункте "м" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"? Согласно Закону Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с последующими изменениями и дополнениями) налогом не должно облагаться имущество только науч- но-исследовательских учреждений, предприятий и организаций, составляю- щих научно-исследовательскую (в том числе научно-производственную и экспериментальную) базу Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии образования. 23. Освобождаются ли от налога на имущество в 1992 году филиалы и другие аналогичные подразделения научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации, имеющие отдельный баланс и расчетный счет в банке, не вошедшие в перечень организаций, утверж- денный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 2399-р? Нет, не освобождаются. 24. Являются ли плательщиками налога на имущество комитеты по уп- равлению имуществом и фонды имущества? Государственный комитет Российской Федерации по управлению иму- ществом, комитеты по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и автоном- ных округов, районов, городов относятся к органам государственного уп- равления и в соответствии с пунктом "А" статьи 4 Закона Российской Фе- дерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предпри- ятий" (с последующими изменениями и дополнениями) плательщиками налога не являются. Что же касается Российского фонда федерального имущества, фондов имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и автономных округов, районов, городов, то освобождение их от уплаты названного налога, налоговым законодательст- вом не предусмотрено, поэтому их имущество подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. В соответствии с Законом Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 5093-1, внесшим изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", с 1 июня 1993 г. указанные фонды имущества освобождаются от уплаты налога на имущество в части средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущест- ва.25. В ряде филиалов Россельхозбанка вследствие убыточной их работы по причине задержки возмещения из бюджета разниц в процентах по льгот- ным кредитам налогооблагаемая база на 1-е число отдельных месяцев составила отрицательную величину. Следует ли на эту сумму уменьшать среднегодовую стоимость имущества банков при расчете налога на иму- щество? Полученная в результате расчета отрицательная величина стоимостью имущества не является, поэтому учитывать ее в расчетах среднегодовой стоимости имущества не следует. 26. При определении налога на имущество банков следует ли исклю- чать из налогооблагаемой базы отрицательные сальдо по счету 980? Отрицательные величины в расчете налогооблагаемой базы не участ- вуют. В перечне счетов бухгалтерского учета коммерческих банков, используемых для расчета налогооблагаемой базы налога на собственное имущество банков, приведенном в приложении N 1 к инструкции Госу- дарственной налоговой службы Российской Федерации от 16 марта 1992 г. N 7, в графе 2 по счету 980 "Прибыли и убытки" следует учитывать сумму прибыли (свернутое сальдо), отражаемую в пассиве баланса. Сумма убыт- ков в данной графе не указана. Заместитель Руководителя государственный советник налоговой службы 1 ранга Н.В.Иванов Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.В.Горбачев |