О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ И ЕСН ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОМПАНИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 20 ноября 2006 г. N 03-05-02-04/179 (ФР 06-48) Вопрос: Федеральное государственное учреждение (ФГУ) просит дать разъяснение по вопросу применения регрессивных ставок до Единому социальному налогу и взносам на обязательное пенсионное страхование, а также по вопросу предоставления стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.05.2006 г. N 719-р и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2006 г. N 149 ФГУ является правопреемником реорганизуемых путем присоединения в соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации нескольких учреждений. На дату окончания реорганизации сотрудники вышеуказанных учреждений становятся сотрудниками ФГУ. Налогооблагаемая база некоторых сотрудников, работающих в вышеуказанных реорганизуемых учреждениях, по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с начала 2006 года до момента реорганизации может превысить 280000 рублей, и, соответственно, при исчислении ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учреждения могут применять по этим сотрудникам регрессивную шкалу ставок налогообложения, установленную пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 НК РФ ФГУ является правопреемником реорганизованных вышеперечисленных юридических лиц при исполнении возложенных на него названной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов и на основании п. 2 ст. 58 ГК РФ пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков, а следовательно, по нашему мнению, вправе использовать право применения регрессивной шкалы налоговых ставок по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование нарастающим итогом с начала 2006 г. по сотрудникам, ставшим сотрудниками ФГУ в результате реорганизации путем присоединения вышеуказанных учреждений. На основании вышеизложенного ФГУ просит дать разъяснение по следующим вопросам: нужно ли учитывать стаж и заработную плату сотрудников до реорганизации: - при расчете отпускных и пособий по временной нетрудоспособности; - при применении регрессивных ставок налогообложения по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; - при предоставлении стандартных вычетов по НДФЛ? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 22.06.2006 N 152/Б-06 по вопросу применения регрессивных ставок единого социального налога и предоставления стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц организацией после реорганизации (в форме присоединения) и сообщает следующее. 1. Главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусмотрено специальных положений, регулирующих порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты единого социального налога организацией в случае ее реорганизации. В то же время часть первая Кодекса содержит ряд положений, регулирующих налоговые правоотношения, возникающие в связи с реорганизацией организации. Так, согласно пункту 2 статьи 50 Кодекса исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 50 Кодекса при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки. Следовательно, по смыслу статьи 50 Кодекса присоединяющая организация является правопреемником в части уплаты тех налогов, обязанность по которым не исполнена присоединенным юридическим лицом до завершения реорганизации. Правопреемства в части формирования налоговой базы, в частности, по единому социальному налогу, а также правопреемства в части применения пониженных ставок единого социального налога законодательством не предусмотрено. В соответствии со статьей 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Пунктом 3 статьи 55 Кодекса установлено, что если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Предусмотренные указанным пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Таким образом, налоговый период для присоединяемой организации заканчивается в день завершения реорганизации и с выплат и вознаграждений, начисленных данной организацией в пользу физических лиц в данном налоговом периоде, присоединяемая организация должна исчислить и уплатить единый социальный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода. Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Кодекса. Учитывая изложенное, в настоящее время нет правовых оснований для учета в налоговой базе по единому социальному налогу и базе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с целью применения регрессивной шкалы ставок налога и тарифов страховых взносов присоединившей организацией выплат и вознаграждений, начисленных работникам присоединившейся организации до ее реорганизации. 2. В соответствии со статьей 218 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов. Установленные данной статьей Кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода и действуют до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим стандартные налоговые вычеты, превысил установленный Кодексом размер дохода (20000 рублей, а при нахождении на содержании налогоплательщика детей, соответственно, 40000 рублей). Согласно пункту 3 статьи 218 Кодекса в случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Таким образом, при налогообложении заработной платы работников реорганизованных учреждений стандартные налоговые вычеты в размере 400 рублей и 600 рублей за каждый месяц налогового периода предоставляются с учетом сумм заработной платы, полученной ими с начала налогового периода. Стандартные налоговые вычеты в размере 3000 рублей и 500 рублей за каждый месяц налогового периода, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 218 Кодекса, предоставляются налогоплательщикам независимо от суммы дохода, начисленной с начала налогового периода. 3. Вопросы расчета отпускных и пособий по временной нетрудоспособности при реорганизации организации в компетенцию Минфина России не входят. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации С.В. Разгулин 20 ноября 2006 г. N 03-05-02-04/179 |