О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ К ДОГОВОРУ АРЕНДЫ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 20.11.06 03-06-03-04/96

            О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ
       РЕГИСТРАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ К ДОГОВОРУ АРЕНДЫ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          20 ноября 2006 г.
                           N 03-06-03-04/96

                              (ФР 06-48)


     Вопрос:  Предприятие  2  октября 2002 г. заключило Договор аренды
нежилых  муниципальных  помещений  с  Комитетом  по учету и управлению
муниципальным  имуществом.  В  Договоре  аренды  есть  Приложение N 1,
которое  является  неотъемлемой  частью Договора - Акт передачи-приема
нежилого   муниципального   помещения,   в   котором  изначально  была
неправильно  определена  площадь  помещения  -  600,9  кв. м. Решением
Арбитражного  суда  от 17.03.2006 г. подтверждена правильная площадь -
397 кв. м. Актом определено, что на момент сдачи в аренду помещение не
соответствует   виду  деятельности,  имея  ненадлежащее  внутреннее  и
внешнее  состояние,  а  также  техническое  обустройство,  а  именно -
помещение находится в руинном состоянии.
     Так  как  данное помещение является памятником истории и культуры
регионального  значения Краснодарского края ООО в обязательном порядке
заключило  Охранный  договор  с  Комитетом  по  охране,  реставрации и
эксплуатации  историко-культурных  ценностей.  Приложением к Охранному
договору также относится Акт осмотра технического состояния памятника,
который   тоже   подтверждает  состояние  памятника  -  руинированное,
состояние  аварийное,  однако  износ  определен 70%. Также к Охранному
договору приложен расчет взноса на охранные мероприятия.
     На  основании  заключений по Актам нашему предприятию было выдано
письмо  Комитетом  по  учету  и  управлению  муниципальным  имуществом
Администрации      города     и     Разрешение     на     производство
ремонтно-реставрационных  работ  по  памятнику  Комитетом  по  охране,
реставрации историко-культурных ценностей.
     9   июля   2003   г.   с   Комитетом   по   охране,   реставрации
историко-культурных   ценностей   заключен   Договор   на   проведение
государственного надзора.
     Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города
выдано Заключение на реконструктивные мероприятия.
     На основании разработанной проектной документации были составлены
смета  и акты на общестроительные работы, водоснабжение с канализацией
и  благоустройство,  утвержденные  Комитетом  по охране, реставрации и
эксплуатации историко-культурных ценностей на общую сумму - 5377131-78
руб.
     11  января  2006  г.  Администрация  города  выдала  согласие  на
заключение  договоров с коммунальными службами по производству услуг и
эксплуатационное обслуживание.
     Восстановительно-реставрационные    работы   на   данный   момент
продолжаются (подключение газа).
     Однако:
     1.  С  2  октября  2002 г. с момента заключения Договора аренды к
нашему   предприятию   при   расчете   арендной  платы  применяют  все
коэффициенты,  как  к обыкновенному полноценному, приносящему доход от
реализации  помещению,  а  не  к  руинам,  которые  охранялись  только
бомжами,  совершенно не учитывая даже то, что к памятникам применяются
совершенно  другие  расчеты  (Приказ от 14 сентября 1992 г. N 209 п.п.
3.6.4.).
     Федеральный закон РФ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ глава III ст. 14 п.
1: ...юридические лица, владеющие на праве аренды объектом культурного
наследия  или  муниципальной  собственности, вложившие свои средства в
работы  по  сохранению  объекта ... имеют право на льготную аренду ...
установленными  государственной  властью  субъектов  РФ  или  органами
местного   самоуправления...  .  Каждый  год  согласно  решению  Главы
администрации  города  ставки арендной платы повышаются, тем более что
применялась неправильная площадь - 600,9 кв. м.
     2.   На   основании   Решения   Арбитражного   суда   по  делу  N
А-32-27694/2005-44/338,  от  17.03.2006  г. составлено Изменение N 1 к
Договору  аренды  с  правильной  площадью  -  397,0  кв.  м и расчетом
арендной  платы  начиная  с 17 марта 2006 г. с теми же коэффициентами,
только измененной площадью (по вине Администрации города).
     Правильность  площади пришлось доказывать нашему предприятию, так
как  на момент заключения Договора аренды внутренних перегородок, стен
и  вообще всего внутреннего не было и обмер был произведен снаружи, да
еще и с ошибками. Однако Заместитель начальника отдела для регистрации
Изменения  N  1  к  договору  аренды  на  основании  Арбитражного суда
настаивает  на  ставку  Государственной  пошлины в размере 7500= руб.,
аргументируя  ГК  РФ  п.  1  ст.  452, как регистрация первоначального
договора  аренды,  т.е. как сделка об обременении, хотя наше изменение
подпадает  под  статью 450 п. 2 пп. 1. ГК РФ и размеры государственной
пошлины  составляют  -  300=  руб.  НК  РФ  ст.  333.33.  п. 1 пп. 21.
Регистрация   приостановлена,  и  в  случае  отказа  от  оплаты  нашим
предприятием  суммы  7500= руб. в регистрации Изменения N 1 к договору
аренды  нам  будет отказано. Но ведь ошибка в размерах площади не вина
нашего  предприятия  и  оплату  при  регистрации  Договора  аренды  мы
уплатили сами и в полном объеме.
     3.   Охранный  договор  был  составлен  с  Комитетом  по  охране,
реставрации     и     эксплуатации    историко-культурных    ценностей
Краснодарского  края  с  фиксированной  суммой  в  п.  1.2, раздела 1,
согласно  приложенному  расчету  к  Охранному договору в размере 3218=
руб.,  что  составляло 0,25 - поправочный коэффициент - при заключении
охранных  договоров  (Постановление Главы Администрации Краснодарского
края  от 5 июля 1994 г. N 373 п. 6). Также в Законе от 28 декабря 2004
г.  N  818-КЗ  п. 5 говорится о том, что юридические лица отчисляют на
специальный  счет краевого органа охраны объектов культурного наследия
фиксированные    платежи,   устанавливаемые   в   отношении   объектов
культуры...
     Наше  предприятие  по настоящее время ежемесячно платило охранные
взносы,   ежегодно   получало   акты   сверки   из   г.  Краснодара  с
подтверждением  начислений  и  оплаты, и вот в письме от 23.10.06 г. N
1278  от  Управления  по  охране,  реставрации и эксплуатации наследия
Краснодарского  края  нам сообщают о задолженности в размере 192026=06
руб.  со  сроком  гашения  до 15.11.2006 г. либо дело будет передано в
суд.
     Вообще  не  обращая  внимания на свой же договор раздел 7 п. 7.3,
где   ...   вложенные   средства  в  ремонтно-реставрационные  работы,
обусловленные    актом    технического   состояния   здания-памятника,
засчитываются в счет взноса... . (Сметы и акты Ф-2 утверждены ими же.)
     Также   нет   подтверждающих   законов   и   пунктов  в  договоре
одностороннего  изменения  взносов,  не  сообщается  о причине таковой
пользователю.
     Переписка  ООО  с  Администрацией  города и МУ Комитетом по учету
муниципального  имущества и земельным отношениям с постоянной просьбой
об  изменении  площади  и  неприменении  к  нашему  объекту каких-либо
повышающих  коэффициентов  привела  к  тому,  что в последнем письме N
6.111/6334  от  26.10.2006  г.  было  вынесено, по-видимому, последнее
решение:  ...нет  никаких  оснований для повторного перерасчета (после
Решения  Арбитражного  суда  по  площади с 600,9 кв. м на 397 кв. м по
вине МУ КУМИиЗО с 17.03.2006 г.), и тем более расчетов коэффициентов.
     На  данный  момент  наше  предприятие  вложило  на восстановление
помещения-памятника  -  5.377.131-78  руб.  Выплатило арендной платы -
990.848=  руб.  Охранные  взносы  -  155813= руб. Всего - 6.523.792-78
руб.,  не  получив  никакой  прибыли  от  "аренды"  данного помещения,
понимания или помощи, кроме угроз судами.
     Как  же  можно  развиваться  малому  бизнесу, увеличивать валовый
доход, пополнять местный и краевой бюджеты налогами от прибыли и т.п.?
     А   ведь  такое  помещение-памятник  один  в  нашем  городе-герое
Новороссийске,  которое  мы  своими силами, без привлечения каких-либо
инвестиций и помощи восстановили.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел  ваше обращение о порядке уплаты государственной пошлины за
государственную   регистрацию   дополнительного   соглашения  к  ранее
зарегистрированным  договорам  аренды  недвижимого имущества (нежилого
помещения),  связанных# с изменением (уменьшением) площади переданного
в  аренду  нежилого  помещения, а также с уточнением вида деятельности
арендатора и сообщает.
     Согласно   статье   4   Федерального  закона  "О  государственной
регистрации  прав  на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97
г.  N  122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) ограничение# (обременения) прав
на  недвижимое  имущество, возникающие на основании договора либо акта
органа государственной власти или акта органа местного самоуправления,
подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных данным
законом.
     В    соответствии   с   пунктом   67   Правил   ведения   Единого
государственного  реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
утвержденными# Постановлением Правительства Российской Федерации от 18
февраля   1998  г.  N  219  "Об  утверждении  Правил  ведения  Единого
государственного  реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(далее  - Правила ведения ЕГРП) лист записи об изменениях используется
для  внесения  в  Единый  государственный  реестр прав таких сведений,
которые  не  влекут  за собой существенного изменения объекта, а также
прекращения   или  перехода  права  на  него.  К  таким  сведениям,  в
частности,  относится смена фамилии, имени, отчества, места жительства
физического  лица, наименование юридического лица или его юридического
адреса,   уточнение  площади  объекта,  изменения  при  незначительной
реконструкции объекта и т.п. Данный перечень является открытым.
     При  этом  следует  учитывать,  что  изменения могут быть внесены
только в уже существующие записи ЕГРП.
     Дополнительное  соглашение  к  ранее зарегистрированному договору
аренды  недвижимого  имущества,  в  т.ч.  нежилого  помещения, которое
изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но
не влечет изменения объекта, а также прекращения или перехода права на
него,   является   неотъемлемой  частью  договора  аренды  недвижимого
имущества.   Данная  позиция  изложена  в  Постановлении  Федерального
арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 июня 2005 г. Дело N
АЗЗ-20264/04-С2Ф02-2254/05-С2, Постановлении Федерального арбитражного
суда  Уральского  округа  от  20  марта  2006 г. Дело N Ф09-963/06-С6,
Постановлении  Федерального  арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 июня 2006 года Дело N А05-17873/2005-24.
     Согласно  подпункту  21 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса
Российской   Федерации   за   внесение   изменений  в  записи  Единого
государственного  реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
за   исключением   юридически   значимых   действий,   предусмотренных
подпунктом  25  данного  пункта,  государственная пошлина уплачивается
организациями в размере 300 рублей.
     Таким    образом,    за   государственную   регистрацию   каждого
дополнительного соглашения к ранее зарегистрированному договору аренды
недвижимого   имущества   (нежилого   помещения),   предусматривающего
внесение   изменений   в   записи   ЕГРП,   но   которое   не  требует
перерегистрации   данного   договора   аренды,   должна   уплачиваться
государственная  пошлина в размерах, определенных подпунктом 21 пункта
1  статьи  333.33  Налогового  кодекса Российской Федерации, поскольку
данное   дополнительное   соглашение  к  договору  аренды  недвижимого
имущества  не  является самостоятельным основанием возникновения права
аренды, но влечет необходимость внесения изменений в записи ЕГРП.
     При    этом,    если    дополнительное    соглашение    к   ранее
зарегистрированным    договорам    содержит    перечень   сведений   о
произведенных  изменениях,  которые  вносятся  в ЕГРП в соответствии с
пунктом   67   Правил   ведения   ЕГРП,   то  государственная  пошлина
уплачивается   однократно  вне  зависимости  от  количества  внесенных
изменений в ЕГРП.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов
Российской Федерации
                                                         С.В. Разгулин
20 ноября 2006 г.
N 03-06-03-04/96