Страницы: 1 2 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2000-2001 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 14 февраля 2000 г. N 121 (НТЦС) В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства и в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Одобрить прилагаемую Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы (далее именуется - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. 3. Направить Программу на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации. 4. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2001 год предусмотреть выделение средств на финансирование Программы. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществить разработку и реализацию региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, предусматривая выделение на эти цели средств в соответствующих бюджетах. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин ОДОБРЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 121 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 2000 2001 годы ПАСПОРТ Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы ______________________________________________________________________ Наименование Программы |- Федеральная программа государственной | поддержки малого предпринимательства в | Российской Федерации на 2000 2001 годы _________________________|____________________________________________ Наименование решения |- Федеральный закон "О государственной о разработке Программы | поддержке малого предпринимательства в | Российской Федерации" _________________________|____________________________________________ Государственный заказчик |- Федеральный фонд поддержки малого Программы | предпринимательства _________________________|____________________________________________ Основные разработчики |- Министерство Российской Федерации по Программы | антимонопольной политике и поддержке | предпринимательства Федеральный фонд | поддержки малого предпринимательства _________________________|____________________________________________ Цель Программы |- обеспечение благоприятных условий для | развития малого предпринимательства на | основе повышения качества и | эффективности мер государственной | поддержки на федеральном уровне _________________________|____________________________________________ Задачи Программы |- создание благоприятных условий для | устойчивой деятельности малых | предприятий; _________________________|____________________________________________ | преодоление административных барьеров | на пути развития малого | предпринимательства; _________________________|____________________________________________ | разработка и внедрение прогрессивных | финансовых технологий поддержки малого | предпринимательства, консолидация | средств для финансирования приоритетных | направлений малого предпринимательства, | интеграция финансовых механизмов малого | предпринимательства в общую | кредитно-финансовую систему России; _________________________|____________________________________________ | создание новых рабочих мест; _________________________|____________________________________________ | создание условий для производства | импортозамещающей продукции; _________________________|____________________________________________ | привлечение малых предприятий для | выполнения государственного заказа; _________________________|____________________________________________ | предоставление адресной методической, | информационной, консультационной, | образовательной и правовой поддержки | малым предприятиям в рамках | инфраструктуры поддержки малого | предпринимательства; _________________________|____________________________________________ | расширение внешнеэкономической | деятельности малых предприятий, | привлечение зарубежных инвестиций в | сектор малого предпринимательства _________________________|____________________________________________ Сроки реализации |- 2000-2001 годы Программы | _________________________|____________________________________________ Основные направления |- нормативно-правовое обеспечение малого Программы | предпринимательства; | развитие прогрессивных финансовых | технологий поддержки малого | предпринимательства; _________________________|____________________________________________ | реализация приоритетных направлений | развития малого предпринимательства; | повышение эффективности использования | созданной инфраструктуры поддержки | малого предпринимательства и | информационных систем обеспечения | малого предпринимательства; _________________________|____________________________________________ | научно-методическое и кадровое | обеспечение малого предпринимательства; | взаимодействие со средствами массовой | информации в области пропаганды | предпринимательской деятельности; | международное сотрудничество в сфере | малого предпринимательства _________________________|____________________________________________ Ответственные за |- Министерство Российской Федерации по исполнение | антимонопольной политике и поддержке программных мероприятий | предпринимательства Федеральный фонд (головные исполнители) | поддержки малого предпринимательства | Министерство экономики Российской | Федерации Министерство финансов | Российской Федерации Министерство труда | и социального развития Российской | Федерации Министерство по делам | федерации и национальностей Российской | Федерации Министерство Российской | Федерации по налогам и сборам | Министерство юстиции Российской | Федерации Министерство сельского | хозяйства и продовольствия Российской | Федерации Министерство науки и | технологий Российской Федерации | Министерство образования Российской | Федерации Министерство транспорта | Российской Федерации Государственный | комитет Российской Федерации по | строительству и жилищно-коммунальному | комплексу Государственный комитет | Российской Федерации по статистике | Российское дорожное агентство органы | исполнительной власти субъектов | Российской Федерации | Торгово-промышленная палата Российской | Федерации (по согласованию) Ассоциация | крестьянских (фермерских) хозяйств и | сельскохозяйственных кооперативов | России _________________________|____________________________________________ Объемы средств и |- средства федерального бюджета в 2001 источники | году - 90 млн. рублей (сумма будет финансирования Программы | уточнена при формировании федерального | бюджета на 2001 год) средства | Федерального фонда под-держки малого | предпринимательства 80 млн. рублей, из | них в 2000 году 40 млн. рублей и 2001 | году 40 млн. рублей средства | Государственного фонда занятости | населения Российской Федерации 160 млн. | рублей, их них в 2000 году 80 млн. | рублей и 2001 году 80 млн. рублей _________________________|____________________________________________ Ожидаемые конечные |- к концу 2001 года в результате результаты | выполнения программных мероприятий реализации Программы | мерами государственной поддержки должны | быть охвачены от 200 до 250 тыс. малых | предприятий. _________________________|____________________________________________ | Выполнение мероприятий Программы | позволит обеспечить условия для | сохранения действующих и создания новых | малых предприятий, что даст возможность | увеличить число рабочих мест в сфере | малого предпринимательства до 8,5 млн. | Предполагается, что по завершении | мероприятий Программы общий вклад | малого предпринимательства в валовой | внутренний продукт увеличится до 12 | процентов _________________________|____________________________________________ Система управления и |- Министерство Российской Федерации по контроля | антимонопольной политике и поддержке | предпринимательства федеральные органы | исполнительной власти, ответственные за | реализацию мероприятий Программы _________________________|____________________________________________ 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. от 25 до 35 процентов малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда. Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия Программы (приложение N 1) направлены прежде всего на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как: несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.); ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей; организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами; административные барьеры на пути развития малого предпринимательства. 2. Основные цели и задачи Программы. Направления решения поставленных задач Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства, интеграции финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему России; ускоренном создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения, создании условий для экономического роста, пополнении бюджетов всех уровней с использованием гибких форм кредитования, государственного заказа, новых финансовых технологий, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; практическом содействии созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей, расширении информационного поля для малого предпринимательства. Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства решаются по следующим направлениям: I. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства; II. Развитие прогрессивных финансовых технологий; III. Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства; IV. Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем; V. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности; VI. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства. Актуальной задачей является разработка проекта федерального закона о защите прав и законных интересов предпринимателей. Для решения проблем, вызванных несовершенством налогообложения малых предприятий, необходимо разработать предложения о внесении изменений в налоговое законодательство. Для решения проблем финансирования малых предприятий необходимо четко определить механизмы и сферы ответственности всех участников финансовой системы, а также разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий межбюджетные отношения при планировании и исполнении бюджетных ассигнований на финансирование государственной поддержки малого предпринимательства. В условиях отсутствия четко регламентированной системы кредитования предпринимателей, а также в связи с ограниченными финансовыми возможностями регионов в создании новых гарантийных фондов наибольшее значение принимает разработка нормативно-методических рекомендаций для структур, обладающих правом предоставлять гарантии по кредитам и займам и по работе с малыми предприятиями на основе механизмов с применением финансовых гарантий. Кроме того, необходимо сформировать систему управления, обеспечивающую скоординированную работу всех звеньев кредитно-гарантийной схемы, что в итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы гарантийных механизмов поддержки малого предпринимательства. При решении проблем доступа малых предприятий к имуществу реструктурируемых предприятий необходимо законодательно закрепить нормы по обязательному привлечению малых предприятий к торгам, создать перечень малых предприятий, способных по своим экономическим и производственным показателям участвовать в размещении заказов на поставки продукции для государственных нужд. А введение аккредитации позволит выделить определенное количество добросовестных партнеров и закрепить их в этом качестве официально. Для обеспечения определенного уровня защиты интересов работников малых предприятий необходимо разработать и внести изменения и дополнения в трудовое законодательство, учитывающие специфику правоотношений в деятельности малых предприятий. В рамках подготовки предложений по преодолению административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, необходимо предусмотреть: составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды проверок деятельности субъектов малого предпринимательства; разработку соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения проверок (право доступа в помещение малого предприятия, ознакомление с документами и получение информации; обязанности вручения предписания, ордера или иного документа, удостоверяющего право на осуществление контрольных функций); ознакомление с результатами проверки; обеспечение права предпринимателя обжаловать результаты проверки; установление четких полномочий должностных лиц. Необходимо усилить методическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, поскольку представители малого бизнеса слабо владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры. Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки малого предпринимательства необходимо скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей: открытость как при формировании государственной политики поддержки малого предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку малого предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов; учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости; постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения; значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки малого предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства; ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования; развитие схем кредитования малых предприятий с обеспечением кредитов личными средствами учредителей этих предприятий, а также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми предприятиями; использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малого предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры; формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка; организация систематических исследований по проблемам малого предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки малого предпринимательства; существенное улучшение системы учета и государственной статистики малого предпринимательства; обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур; организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности сектора малого предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях. 3. Сроки и этапы реализации Программы Реализация Программы рассчитана на 2000-2001 годы и предполагает два этапа. При этом результаты выполнения некоторых мероприятий Программы, например, по финансовым схемам и технологиям, могут быть достигнуты и после окончания периода ее реализации. Первый этап предусматривает создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий. Второй этап предусматривает реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов. 4. Система программных мероприятий Система программных мероприятий представлена шестью направлениями (разделами). Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи. Направление I содержит перечень мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, и анализу регионального законодательства. Направление II определяет условия, источники, участников и технологии реализации приоритетных мероприятий, предусмотренных в рамках направления III. Учитывая дефицитность бюджетов всех уровней, основной акцент в данном разделе сделан на развитие прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов. Таким образом закладывается основа, позволяющая после 2001 года создать условия для ресурсного обеспечения малого предпринимательства за счет внебюджетных источников. В качестве приоритетных направлений в данном разделе выделены: новые (посткризисные) схемы работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающие содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов; гарантийные механизмы кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, предусматривающие создание национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса, их экономическую защиту; различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций; системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование; франчайзинг; участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и в инвестиционных конкурсах, финансируемых из Бюджета развития Российской Федерации. Направление III определяет следующие приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых на период реализации Программы будет стимулироваться развитие малого предпринимательства: агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции; малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления; малая строительная индустрия; транспорт и транспортно-экспедиционная деятельность; дорожное хозяйство и придорожный сервис; почтово-информационный сервис; инновационная сфера; общественное питание и сфера услуг. Этот выбор обусловлен тремя основными причинами. Во-первых, статистические данные свидетельствуют о том, что структура малого бизнеса как в России, так и во всем мире представлена именно этими отраслями (торговля, общественное питание, строительство, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, наука и связь), в то время как в других сферах экономики малый бизнес не так привлекателен. Во-вторых, предлагаемая структура хорошо согласуется со структурой платежеспособного спроса населения. В-третьих, специфика данных приоритетов позволяет создать наибольшее количество рабочих мест при дефиците времени и ресурсов. Каждое из представленных направлений подлежит уточнению в процессе планирования и согласования с государственными заказчиками соответствующих федеральных целевых программ. По своей сути настоящее направление Программы носит межпрограммный и межведомственный характер, так как представленные мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства могут осуществляться в качестве составных частей федеральных целевых и межведомственных программ. Направление IV нацелено на пересмотр существующей институциональной системы: мониторинг действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, преодоление необоснованного дублирования деятельности государственных и пользующихся финансовой поддержкой государства субъектов инфраструктуры, их перепрофилирование с целью более рационального использования. В этой связи становится актуальным распространение в регионах Российской Федерации наиболее передового регионального опыта по развитию системы поддержки малого предпринимательства (гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Великий Новгород, Екатеринбург, Самара, Томск, Казань и др.). Кроме того, реализация мероприятий предусматривает интеграцию и взаимодействие уже существующих информационных систем обеспечения малого предпринимательства. Направлением V предусмотрены мероприятия по научно-методическому и кадровому обеспечению, а также взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности. Помимо мероприятий, носящих адресный характер (в соответствии с приоритетными направлениями), предусмотрены мероприятия, имеющие межведомственный и межпрограммный характер (например, мероприятия Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы). Направление VI. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по международному сотрудничеству в сфере поддержки малого предпринимательства. В Программу включены мероприятия по выполнению Межгосударственной программы поддержки малого предпринимательства в рамках Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в г. Ялте 8 октября 1999 года, а также мероприятия, способствующие привлечению иностранных инвестиций в сферу малого предпринимательства и расширению экспортных возможностей малых предприятий через участие в деятельности межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. Кроме того, реализация отдельных мероприятий Программы предполагает взаимодействие с Европейским Союзом (Программа ТАСИС), Всемирным банком и другими международными организациями поддержки предпринимательства (приложение N 2). 5. Ресурсное обеспечение Программы Средства, планируемые Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства к рефинансированию, составляют 40 млн. рублей ежегодно. В 2001 году предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в объеме 90 млн. рублей. Эта сумма будет уточнена при формировании федерального бюджета на 2001 год. Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - по 80 млн. рублей ежегодно - направляются на поддержку предпринимательских инициатив безработных граждан, обеспечение их занятости. Кроме того, реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства. Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы. В связи с этим при разработке Программы объем привлеченных средств предварительно не планируется. Объем привлеченных финансовых средств будет зависеть от успеха применения разработанных в рамках Программы финансовых технологий. В числе потенциальных участников долевого инвестирования в проекты малого бизнеса Программой предусмотрены государственные заказчики других федеральных (межведомственных) программ. В ходе реализации Программы финансовые технологии позволят привлечь к инвестициям внебюджетные ресурсы, а производственная деятельность субъектов малого предпринимательства не только окупит инвестиции в относительно сжатые сроки, но и позволит получить на рынке более устойчивый малый бизнес с собственным капиталом и налаженными схемами доступа к заемным средствам на рынке. Распределение ассигнований из федерального бюджета и из внебюджетных фондов на реализацию Программы (млн. рублей) ____________________________________________________________________________ | | Средства | Средства Разделы |Ассигнования из| Федерального | Государственного программных |федерального | фонда | фонда занятости мероприятий |бюджета | поддержки | населения | | малого | Российской | | предпринимательства| Федерации ____________________|_______________|____________________|__________________ | 2000 | 2001 | 2000 | 2001 | 2000 | 2001 | год | год | год | год | год | год ____________________|_______|_______|_______|____________|________|_________ I. Нормативно - | - | - | - | - | - | - правовое | | | | | | обеспечение | | | | | | ____________________|_______|_______|_______|____________|________|_________ II. Развитие | - | 29,8 | 20 | 20 | - | - прогрессивных | | | | | | финансовых | | | | | | технологий | | | | | | ____________________|_______|_______|_______|____________|________|_________ III. Реализация | - | 41,5 | 20 | 20 | - | - приоритетных | | | | | | направлений | | | | | | развития | | | | | | ____________________|_______|_______|_______|____________|________|_________ IV. Повышение | - | 1 | - | - | - | - эффективности | | | | | | инфраструктуры | | | | | | и информационных | | | | | | систем | | | | | | ____________________|_______|_______|_______|____________|________|_________ V. Научно - | - | 16,4 | - | - | 80 | 80 методическое | | | | | | и кадровое | | | | | | обеспечение | | | | | | ____________________|_______|_______|_______|____________|________|_________ VI. Международное | - | 1,3 | - | - | - | - сотрудничество | | | | | | в сфере малого | | | | | | предпринимательства | | | | | | ____________________|_______|_______|_______|____________|________|_________ Всего | | 90* | 40 | 40 | 80 | 80 ____________________|_______|_______|_______|____________|________|_________ _________________ * Сумма уточняется при формировании федерального бюджета на 2001 год. 6. Организация управления Программой и механизм ее реализации Государственный заказчик Программы - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства - совместно с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства размещает государственный заказ, подготавливает обоснования, соглашения, договоры и проводит необходимые мероприятия по их выполнению в соответствии с методической документацией, регламентирующей порядок реализации Программы. Межведомственную и межгосударственную координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Оперативное управление и координацию в ходе выполнения Программы осуществляют рабочие группы по разделам Программы, в состав которых входят представители Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, а также министерств, ведомств и организаций, подписавших соглашения и договоры на участие в выполнении мероприятий Программы. При необходимости государственный заказчик по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства может создать иные органы управления Программой. С целью повышения ответственности федеральных органов исполнительной власти за реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, проводимой в рамках принятых федеральных целевых программ, государственные заказчики этих программ в своих бюджетных заявках на очередной год отдельно выделяют ассигнования из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства. Основным механизмом реализации Программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий. Исполнители работ (услуг) определяются на конкурсной основе. Для этих целей государственный заказчик Программы совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями разрабатывает регламент проведения конкурсного отбора по той или иной тематике. Выделение средств из федерального бюджета исполнителям работ в рамках мероприятий Программы будет осуществляться на конкурсной основе. Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ. Параллельно с этим осуществляется реализация мероприятий направления II, связанных с практическим внедрением прогрессивных финансовых технологий, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и осуществлять финансирование программных мероприятий, снижая тем самым нагрузку на бюджеты различных уровней. Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях правления и попечительского совета Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и расширенных заседаниях коллегии Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 7. Оценка эффективности от реализации Программы К концу 2001 года после выполнения программных мероприятий мерами государственной поддержки должны быть охвачены от 200 до 250 тыс. малых предприятий. В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и вновь созданных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 8,5 млн., обеспечив при этом источниками доходов до 30 млн. человек. Предполагается, что по завершении мероприятий Программы общий вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится до 12 процентов. Приложение N 1 к Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ по реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы ____________________________________________________________________________________________________________________ | | | |Срок |Стоимость N | Наименование мероприятия | Результативность | Исполнитель |исполнения |(млн. п/п | | | мероприятия |нения |рублей) | | | |мероприятия|___________________ | | | |приятия |2000|2001 | | | | |год | 1 | | | | | |год ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ | I. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства | | | ______|_____________________________________________________________________________|___________|____|______________ I.1. | Анализ законодательных | разработка предложений | МАП России |2000- | | | актов Российской | по совершенствованию | Минэкономики |2001 | | | Федерации, нормативных | нормативно-правовой базы | России |годы | | | правовых актов | поддержки малого | Минфин России | | | | федеральных органов | предпринимательства, | Федеральный фонд | | | | исполнительной власти в | разработка концепции | поддержки | | | | части, касающейся | формирования правового | малого | | | | государственной | поля государственной | предпринимательства| | | | поддержки малого | поддержки малого | | | | | предпринимательства | предпринимательства | (далее ФФПМП) | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.2. | Разработка проектов | | | | | | федеральных законов: | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.2.1.| о защите прав и законны| определение статуса | МАП России |2000 | | | интересов | общественных | Минэкономики |год | | | предпринимателей | организаций, | России | | | | | обеспечивающих поддержку | Минфин России | | | | | малого | Минтранс России | | | | | предпринимательства, | Минсельхозпрод | | | | | закрепление их прав и | России | | | | | обязанностей, | Миннауки России | | | | | предоставление им прав | ФФПМП | | | | | представлять интересы | Торгово- | | | | | субъектов малого | промышленная | | | | | предпринимательства в | палата Российской | | | | | государственных органах | Федерации | | | | | и органах судебной | (по | | | | | системы, обеспечение их | согласованию) | | | | | участия в реализации | (далее - ТПП | | | | | антимонопольной политики | России) | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.2.2.| об обществах взаимног| обеспечение условий | МАП России |2000 | | | кредитования | микрокредитования малого | Минэкономики |год | | | | и среднего | России | | | | | предпринимательства, | Минфин России | | | | | снижение уровня залогов | Минсельхозпрод | | | | | и процентных ставок по | России | | | | | кредитам, стимулирование | ФФПМП | | | | | вовлечения частных | ТПП России (по | | | | | средств в процесс | согласованию) | | | | | кредитования малого | | | | | | предпринимательства, | | | | | | расширение кредитной | | | | | | базы за счет | | | | | | использования | | | | | | собственных средств | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.2.3.| об обществах взаимног| создание правовых | МАП России |2000 | | | страхования | условий для страхования | Минэкономики |год | | | | рисков | России | | | | | предпринимательской | Минфин России | | | | | деятельности | Минсельхозпрод | | | | | | России | | | | | | ФФПМП | | | | | | ТПП России (по | | | | | | согласованию) | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.2.4.| о фондах поддержк| регламентирование | МАП России |2000 | | | малого | функций фондов поддержки | Минэкономики |год | | | предпринимательства | малого | России | | | | | предпринимательства на | Минфин России | | | | | федеральном, | ФФПМП | | | | | региональном и | ТПП России (по | | | | | муниципальном уровнях, | согласованию) | | | | | законодательное | | | | | | закрепление и расширение | | | | | | их прав и обязанностей, | | | | | | унификация | | | | | | организационно-правовых | | | | | | форм с целью более | | | | | | эффективного управления | | | | | | системой региональных | | | | | | фондов | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.2.5.| об инновационной | обеспечение льготных | Миннауки России |2000 | | | деятельности | условий осуществления | Минэкономики |год | | | | высокорискового малого | России | | | | | бизнеса с использованием | МАП России | | | | | интеллектуальной | ФФПМП | | | | | собственности; создание | ФКЦБ России | | | | | условий и реализация | ТПП России (по | | | | | схем привлечения, | согласованию) | | | | | аккумулирования и | | | | | | направления средств | | | | | | частных инвесторов на | | | | | | развитие малого | | | | | | предпринимательства; | | | | | | содействие продвижению | | | | | | ценных бумаг малых | | | | | | предприятий на фондовый | | | | | | рынок | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.3. | Разработка предложений | | | | | | по внесению изменений и | | | | | | дополнений в нормативные | | | | | | правовые акты: | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.3.1.| дополнения в трудово| обеспечение защиты | Минтруд России |2000 | | | законодательство в част| интересов работников и | МАП России |год | | | регулирования трудовы| создание условий для | Минэкономики | | | | отношений в сфере малог| возникновения и развития | России | | | | предпринимательства | субъектов малого | Минфин России | | | | | предпринимательства, | ФФПМП | | | | | формирования новых | ТПП России (по | | | | | рабочих мест | согласованию) | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.3.2.| внесение поправок | совершенствование льгот, | Минфин России |2000 | | | проект Налоговог| упрощение порядка | МНС России |год | | | кодекса Российско| ведения субъектами | МАП России | | | | Федерации (часть II)| малого | ФФПМП | | | | касающихся упрощенно| предпринимательства | ТПП России (по | | | | системы налогообложения| учета расходов и | согласованию) | | | | учета и отчетност| доходов, форм | | | | | субъектов малог| отчетности, | | | | | предпринимательства | представляемой в | | | | | | налоговые органы и | | | | | | упрощение контроля | | | | | | налоговыми органами | | | | | | правильности обложения | | | | | | налогами доходов этих | | | | | | субъектов, снижение | | | | | | затрат на содержание | | | | | | бухгалтерии | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.3.3.| изменения и дополнения | приведение закона в | МАП России |2000- | | | Федеральный зако| соответствие с | Минэкономики |2001 | | | "О государственно| Гражданским кодексом | России |годы | | | поддержке малог| Российской Федерации и | Минфин России | | | | предпринимательства | другими федеральными | ФФПМП | | | | Российской Федерации" | законами; уточнение | Минтранс России | | | | | критериев отнесения | ТПП России (по | | | | | предприятий к субъектам | согласованию) | | | | | малого | | | | | | предпринимательства; | | | | | | определение функций и | | | | | | полномочий федерального | | | | | | органа исполнительной | | | | | | власти, осуществляющего | | | | | | государственную политику | | | | | | поддержки малого | | | | | | предпринимательства, | | | | | | Федерального фонда | | | | | | поддержки малого | | | | | | предпринимательства и | | | | | | региональных фондов, | | | | | | порядка разработки и | | | | | | выделения финансовых | | | | | | средств на Федеральную | | | | | | программу | | | | | | государственной | | | | | | поддержки малого | | | | | | предпринимательства | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.3.4.| изменения и дополнения | снижение налогового | Минэкономики |2000- | | | Федеральный закон "| бремени на | России |2001 | | | едином налоге н| предпринимателя, | Минфин России |годы | | | вмененный доход дл| оптимизация системы | МАП России | | | | определенных видо| обложения налогами | МНС России | | | | деятельности" в части| субъектов малого | ТПП России (по | | | | предоставления | предпринимательства, | согласованию) | | | | налогоплательщику прав| создание стимулирующих | | | | | добровольного выбора| условий для развития | | | | | системы налогообложения| действующих и создания | | | | | | новых субъектов малого | | | | | | предпринимательства, | | | | | | расширяющих | | | | | | налогооблагаемую базу | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.3.5.| уточнение проект| создание благоприятных | Минсельхозпрод |2000- | | | федерального закона | условий для активизации | России |2001 | | | развитии личны| сельских | Ассоциация |годы | | | подсобных хозяйств | предпринимателей | крестьянских | | | | | | (фермерских) | | | | | | хозяйств и | | | | | | сельскохозяйст-ых | | | | | | кооперативов | | | | | | МАП России | | | | | | ФФПМП | | | | | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ I.4. | Подготовка предложений и | комплексная унификация | МАП России |2000- | | | рекомендаций по | регионального | ФФПМП |2001 | | | совершенствованию | законодательства, | органы |годы | | | законодательства | влияющего на развитие | исполнительной | | | | субъектов Российской | малого | власти субъектов | | | | Федерации, регулирующих | предпринимательства в | Российской | | | | правоотношения в сфере | Российской Федерации; | Федерации | | | | малого | обеспечение соответствия | общественные | | | | предпринимательства | федерального | объединения | | | | | законодательства и | предпринимателей | | | | | законодательства | | | | | | субъектов Российской | | | | | | Федерации | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ | | | Финансирование по | | | | | | разделу I: | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ | | | средства федерал-го| | |- | | | бюджета | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ | | | средства ФФПМП | | |- ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ | | | внебюджетные | | |- | | | источники | | | | | | (отечественные и | | | | | | зарубежные) | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ | II. Развитие прогрессивных финансовых технологий | | | | поддержки малого предпринимательства | | | | | | | ______|_____________________________________________________________________________|___________|____|______________ II.1. | Разработка и применение | формирование группы | ФФПМП |2000- | |5 | современных форм | банков, финансовых | МАП России |2001 | | | сотрудничества с | компаний, инвестиционных | Минфин России |годы | | | отечественными и | фондов, работающих с | ФКЦБ России | | | | зарубежными банками и | субъектами малого | с участием Банка | | | | инвестиционными фондами | предпринимательства, | России | | | | в области финансирования | создание условий для | | | | | малого | удешевления кредитных | | | | | предпринимательства | ресурсов для развития | | | | | | малого | | | | | | предпринимательства, | | | | | | содействие вовлечению | | | | | | средств частных | | | | | | инвесторов в развитие | | | | | | малых предприятий, | | | | | | развитие малых | | | | | | предприятий в форме | | | | | | акционерных обществ, | | | | | | содействие продвижению | | | | | | ценных бумаг малых | | | | | | предприятий на фондовый | | | | | | рынок | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.2. | Создание системы | разработка и создание | ФФПМП |2000- | |10 | финансирования малого | системы финансирования | Минфин России |2001 | | | предпринимательства на | субъектов малого | МАП России |годы | | | основе предоставления | предпринимательства на | | | | | гарантий | основе предоставления | | | | | | гарантий в целях | | | | | | широкого привлечения | | | | | | внебюджетных ресурсов в | | | | | | сферу малого | | | | | | предпринимательства, | | | | | | охватывающей все звенья | | | | | | кредитно-гарантийной | | | | | | схемы | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.2.1| разработка | | | | | | нормативно-методических| | | | | | рекомендаций для| | | | | | организаций, обладающих| | | | | | правом предоставления| | | | | | гарантий по кредитам | | | | | | займам, с целью| | | | | | применения форм| | | | | | финансирования малых| | | | | | предприятий | | | | | | применением банковских| | | | | | гарантий | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.2.2| формирование группы| | | | | | небанковских кредитных| | | | | | организаций, фондов | | | | | | других субъектов| | | | | | инфраструктуры поддержки| | | | | | малого | | | | | | предпринимательства, | | | | | | обладающих правом| | | | | | предоставлять гарантии | | | | | | выступать поручителями| | | | | | по кредитам и займам| | | | | | предоставляемым малым| | | | | | предприятиям | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.2.3| проведение семинаров | | | | | | конференций по вопроса| | | | | | реализации системы| | | | | | гарантий для малых| | | | | | предприятий | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.3. | Расширение практики | осуществление | МАП России |2000- | |5 | применения различных | технического | Минэкономики России|2001 | | | форм лизинга в малом | перевооружения малых | Миннауки России |годы | | | предпринимательстве | предприятий на основе | ФФПМП | | | | | лизинга, создание | | | | | | условий для реализации | | | | | | приоритетных направлений | | | | | | развития малого | | | | | | предпринимательства | | | | | | (раздел III) с | | | | | | использованием лизинга | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.3.1| подготовка документации| | | | | | регламентирующей | | | | | | применение различных| | | | | | форм лизинга в малом| | | | | | предпринимательстве, для| | | | | | специализированных | | | | | | лизинговых компаний | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.3.2| формирование групп| | | | | | специализированных | | | | | | лизинговых компаний для| | | | | | работы с малыми| | | | | | предприятиями | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.3.3| проведение семинаров | | | | | | конференций по вопросам| | | | | | применения лизинга | | | | | | малом | | | | | | предпринимательстве для| | | | | | специалистов лизинговых| | | | | | компаний | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.4. | Развитие механизмов и | создание условий для | МАП России |2000- | |5 | структур | микрокредитования и | ФФПМП |2001 | | | микрокредитования, | самофинансирования малых | Минфин России |годы | | | взаимного финансирования | предприятий, | Минсельхозпрод | | | | и страхования малых | аккумулирование средств | России | | | | предприятий | малых предприятий в | | | | | | специализированных | | | | | | структурах, деятельность | | | | | | которых осуществляется | | | | | | на принципах взаимности | | | | | | и субсидиарной | | | | | | ответственности | | | | | | участников | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.4.1| подготовка методических| | | | | | рекомендаций по| | | | | | микрокредитованию, | | | | | | взаимному финансирования| | | | | | и страхованию малых| | | | | | предприятий | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.4.2| техническое | | | | | | организационное | | | | | | содействие создания| | | | | | структур для| | | | | | осуществления | | | | | | микрокредитования, | | | | | | взаимного финансирования| | | | | | и страхования | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.4.3| проведение семинаров| | | | | | конференций и т. д. по| | | | | | микрокредитованию, | | | | | | взаимному финансированию| | | | | | и страхованию малых| | | | | | предприятий | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.5. | Развитие франчайзинга | содействие | ФФПМП |2000- | |4,8 | для малых предприятий | распространению опыта | МАП России |2001 | | | | успешно работающих по | |годы | | | | системе франчайзинга | | | | | | малых предприятий, | | | | | | создание условий для | | | | | | реализации приоритетных | | | | | | направлений развития | | | | | | малого | | | | | | предпринимательства | | | | | | (раздел III) с | | | | | | использованием системы | | | | | | франчайзинга, | | | | | | активизация процесса | | | | | | интеграции малых и | | | | | | крупных предприятий | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.5.1| подготовка методических| | | | | | рекомендаций по| | | | | | использованию системы| | | | | | франчайзинга в малом| | | | | | предпринимательстве | | | | | | | | | | | ______|__________________________|_____________________________|____________________|___________|____|______________ II.5.2| тиражирование малых| | | | | | предприятий | | | | | | использованием системы| | | | | | франчайзинга и развития| | | | | | франчайзинговых центров| | | | | Страницы: 1 2 |