на договорной основе. Оплата услуг управляющей организации по организации выполнения работ по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства и озеленению территории города (за исключением придомовой территории), уборке, содержанию и ремонту дорог должна осуществляться отдельно и независимо от деятельности по управлению жилищным и нежилым фондом. Стоимость этой деятельности управляющей организации должна устанавливаться в договорах с префектурой административного округа или управой района в стоимостном выражении. Мероприятие 2.1.7. Установить размер вознаграждения управляющей организации за деятельность по управлению жилищным фондом. Рекомендации по выполнению: Вознаграждение управляющих организаций за деятельность по управлению жилищным и нежилым фондом должно быть поставлено в зависимость от достижения установленного качества обслуживания, а также мер экономического поощрения и штрафных санкций, которые могут быть применены к управляющей организации в соответствии с договором на управление. Основанием для такого порядка расчетов должны быть согласованные друг с другом условия договоров управляющей организации с уполномоченным органом исполнительной власти города и с физическими и юридическими лицами, имеющими в собственности жилые и нежилые помещения в домах, управляемых управляющей организации . Установление размера вознаграждения управляющей организации в договорах на управление жилищным и нежилым фондом позволит определять и обосновывать стоимость самой управленческой деятельности управляющей организации в составе платы за техническое обслуживание, а также снижать размер вознаграждения управляющей организации за некачественное выполнение своих обязательств и применять к ней имущественные санкции за нарушение условий договоров. Кроме того, это устранит причину нарушений расходования целевых бюджетных ассигнований. Управляющая организация получит возможность получать часть своего вознаграждения "живыми" деньгами и не зависеть от поступления ассигнований из бюджета. Экономия, полученная при выполнении подрядчиками работ по содержанию жилищного фонда, когда фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работ, сохраняет управляющей организации право на оплату работ по цене, предусмотренной договором, при условии, что полученная экономия не повлияла на качество выполненных работ и их соответствие установленным стандартам и нормативам эксплуатации жилищного фонда. В договоре на управление должно быть предусмотрено распределение между сторонами полученной управляющей организацией экономии. В этом случае часть сэкономленных средств, причитающихся управляющей организации, используется ею самостоятельно, а часть средств, переходящая к городу, может направляться на увеличение объемов работ по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда, переданного в управление управляющей организации. Мероприятие 2.1.8. Разработать систему экономической мотивации деятельности управляющих организаций. Рекомендации по выполнению: Система экономической мотивации должна быть направлена на: - снижение задолженности потребителей, в том числе, нанимателей, арендаторов, владельцев и собственников по платежам за жилищно-коммунальное, эксплуатационное и иное обслуживание, - повышение качества жилищно-коммунального и иного обслуживания потребителей, - рациональное ресурсопотребление путем формирования механизмов ресурсосбережения и пообъектного учета потребления тепловой энергии и воды. Это не только обеспечит развитие ресурсосбережения в жилищном фонде, переориентирует расходы по содержанию жилищного фонда с текущих на капитальные, но и, в конечном счете, повысит устойчивость теплоснабжения. Мероприятие 2.1.9. Разработать и утвердить систему показателей и порядок контроля за деятельностью управляющей жилищной организации (независимо от организационно-правовой формы) по договору управления. Рекомендации по выполнению: Одна из важных функций собственника в процессе управления имуществом состоит в осуществлении контроля за деятельностью организации по управлению жилищным фондом и качеством предоставляемых ею услуг. Это необходимо для реализации таких важных задач, как: - четкая регламентация процедуры контроля за выполнением управляющей компанией - победителем конкурса взятых на себя обязательств (в соответствии с условиями договора); - получение собственником оперативной информации о техническом состоянии жилищного фонда, переданного в управление; - оценка качества работы управляющей организации на основе предварительно согласованных критериев оценки; - информирование управляющей организации относительно направлений ее деятельности, которые, с точки зрения собственника, нуждаются в улучшении; Вышеперечисленные задачи могут быть решены только на основе эффективной программы контроля со стороны собственника за работой управляющей организации (в соответствии с условиями договора на управление). Мероприятие 2.1.10. Определить критерии оценки и требования к качеству работы управляющей организации и условия ее ответственности, подлежащие отражению в договоре на управление. Рекомендации по выполнению: Критериями качества работы управляющей организации должны выступать: - сбор платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги; - своевременное осуществление платежей согласно заключенным договорам с подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями; - снижение задолженности перед подрядными и ресурсоснабжающими организациями; - наличие и исполнение подомовых перспективных и текущих планов работ по содержанию и эксплуатации жилищного фонда; - контроль за качеством и количеством поставляемых жилищнокоммунальных и прочих услуг; - снижение количества жалоб от населения на содержание и обслуживание жилищного фонда. Размер вознаграждения управляющей организации за период, в котором были зафиксированы нижеперечисленные факты, уменьшается в случае: - нанесения любых видов ущерба переданному жилищному и нежилому фонду; - увеличения задолженности по выполненным работам, предоставленным услугам в соответствии с заключенными договорами; - возрастания количества жалоб населения и расположенных в нежилых помещениях арендаторов, владельцев и собственников на деятельность организаций, предоставляющих жилищные (эксплуатационных) и коммунальные услуги и самой управляющей организации по сравнению с установленным в договоре; - отсутствия или непредоставления управляющей организацией текущих планов работы по управлению жилищным и нежилым фондом, непредоставления по запросам города другой документации и сведений, предусмотренных договором на управление. Вознаграждение управляющей организации должно снижаться за несоблюдение договорных обязательств по стандартам качества услуг по управлению жилищным и нежилым фондом: - за отсутствие связи с диспетчерской службой; - за несоблюдение сроков устранения аварий; - за несоблюдение сроков выполнения работ по подготовке жилищного и нежилого фонда, переданного в управление, к сезонной эксплуатации, сроков планово-предупредительных и капитальных ремонтов (при наличии финансирования); - за несоблюдение стандартов качества технического и санитарного состояния жилищного и нежилого фонда, переданного в управление; - за несоблюдение режима оказания услуг по водо-, теплоснабжению и водоотведению; - за непредоставление или отсутствие документов, фиксирующих качество выполнения работ по управлению жилищным и нежилым фондом. - за использование имущества, переданного в управление управляющей организации, не по назначению - за образование задолженности управляющей организации перед подрядными и ресурсоснабжающими организациями. - за уменьшение процента сбора платежей за жилищные (эксплуатационные) и коммунальные услуги с населения и прочих потребителей по сравнению с зафиксированным уровнем на момент передачи жилищного и нежилого фонда в управление. Мероприятие 2.1.11. Повысить хозяйственную самостоятельность управляющих жилищных организаций. Рекомендации по выполнению: Для обеспечения большей хозяйственной самостоятельности управляющих организаций необходимо предоставить возможность их руководителям самостоятельно определять штатную численность и размер оплаты и поощрения работников в соответствии с уставами предприятий, трудовым законодательством и результатами своей хозяйственной деятельности. Все нормативные акты по данному вопросу должны носить рекомендательный характер и применяться для планирования затрат. Для повышения хозяйственной самостоятельности управляющих организаций также необходимо провести следующие мероприятия. Внести в уставы управляющих организаций дополнения и изменения, позволяющие им осуществлять деятельность, которая может приносить дополнительных доходы. Определить перечень нежилых помещений, предоставляемых жилищным организациям под служебные цели и не подлежащих сдаче в аренду. Обеспечить соблюдение установленного порядка предоставления предприятиям и организациям, занятым на работах в жилищном фонде, независимо от их правового статуса, нежилых служебных помещений без взимания арендной платы и без права выкупа - для производственных и иных хозяйственных целей на время действия договора подряда, при условии оплаты ими эксплуатационных и коммунальных услуг. Прекратить практику лицензирования управляющих жилищных организаций как деятельности по эксплуатации инфраструктуры городов и населенных пунктов, которая осуществляется иными (специализированными подрядными) организациями. Внести в законодательные и нормативные акты г. Москвы положения, запрещающие требования лицензирования тех видов деятельности, которые не предусмотрены законами Российской Федерации. Совершенствовать механизм возмещения жилищным организациям убытков от содержания, а ресурсоснабжающим организациям от отопления незаселенной жилой площади и нежилых помещений за счет бюджета г. Москвы или средств иных собственников. Снять с жилищных организаций ответственность за содержание данных помещений до момента выделения необходимых средств из бюджета. Ускорить оборудование многоквартирных домов приборами учета расхода тепловой энергии, холодной и горячей воды на домовых водах или на группу близлежащих домов, имеющих сходные эксплуатационные характеристики. Мероприятие 2.1.12. Разработать положение и перейти к страхованию гражданской ответственности организаций при выполнении работ по управлению жилищным и нежилым фондом и объектами внешнего благоустройства. Рекомендации по выполнению: Проблема сокращения расходов бюджета на непроизводительные затраты, связанные с возмещением ущерба при выполнении работ по управлению жилищным и нежилым фондом, организации содержания должна быть решена за счет внедрения в жилищно-коммунальное хозяйство страхования гражданской ответственности управляющих организаций. Эффективность страхования заключается в значительно более высоком страховом покрытии, чем уплаченная премия. Мероприятие 2.1.13. Осуществить акционирование государственных жилищных организаций. Рекомендации по выполнению: На заключительном этапе возможно в целях качественного улучшения деятельности по управлению жилищного фонда поэтапное преобразование государственных унитарных жилищных предприятий в открытые акционерные общества, 100 % акций которых находятся в государственной собственности. В последующем возможна продажа части акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе или работникам предприятия. Такие меры могут способствовать созданию нормальных развитых рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом города, качественному улучшению жилищно-коммунального обслуживания в условиях постепенного перехода к его полной оплате населением, а также созданию условий для привлечения частного капитала в эту деятельность, сокращению вмешательства государственных органов управления и власти в деятельность управляющих организаций и переходу от командно-административных методов управления к экономическим методам регулирования. Созданные на базе государственных жилищных предприятий открытые акционерные общества будут способны нести реальную ответственность перед городом, подрядчиками и потребителями за результаты своей деятельности (ныне государственные жилищные предприятия как унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не имеют договорных оснований, средств и имущества для подобной ответственности). Город будет управлять принадлежащими ему акциями, а также осуществлять права участника в создаваемых обществах через своих представителей в их органах управления или будет привлекать для этого профессиональных доверительных управляющих. В последнем случае передача акций в доверительное управление должна производиться на конкурсной основе после оценки квалификации и предложений доверительных управляющих о целях управления, способах их достижения, порядке отчетности, контроля за ними и их ответственности. Вознаграждение и возмещение затрат доверительных управляющих должно быть поставлено в зависимость от достижения установленного качества обслуживания и определенных финансовых результатов организации. Дивиденды по городскому пакету акций должны направляться на цели капитального ремонта городского жилищного фонда. Дивиденды других акционеров должны использоваться ими без ограничений. Задача 2.2. Совершенствование договорных отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Мероприятие 2.2.1. Привести действующие договоры жилищных организаций с ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями в соответствие с законодательством Российской Федерации и г. Москвы. Рекомендации по выполнению: Для приведения действующих договоров жилищных организаций с ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями в соответствие с законодательством Российской Федерации и г. Москвы необходимо в первоочередном порядке инициировать процедуру внесения изменений и дополнений в действующие договоры управляющих жилищных организаций с ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями, приводящие их в соответствие с законодательством Российской Федерации и обеспечивающие защиту прав и интересов потребителей: - исключение из договоров положений из отмененных или прекративших действие нормативных актов; - исключение из договоров положений, противоречащих законодательству о защите прав потребителей; - изменение условий о несоразмерно высоких неустойках; - исключение из договоров условий о полном или частичном прекращении подачи электрической и тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды, не предусмотренных законодательством Российской Федерации; - исключение из договоров условий об определении количества потребленной воды по пропускной способности сетей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации; - исключение из договоров условий о порядке определения фактического потребления питьевой воды и (или) сброса сточных вод по среднемесячному показателю потребления, не предусмотренных законодательством Российской Федерации; - включение в договоры условий о порядке расчетов в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета; - включение в договоры условий о стимулировании снижения задолженности потребителей и других пользователей; - включение в договоры условий о перерасчете стоимости услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения при временном отсутствии граждан по месту постоянного жительства (при отсутствии индивидуальных приборов учета), при нарушении нормативных параметров подачи ресурсов, а также при нарушении их объемов или качества; - включение или исключение иных условий в целях достижения целей качественного и полного жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Поскольку для изменения условий договоров необходимо согласие сторон (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации), а у управляющих организаций мало возможностей влиять на локальных монополистов, то таким предложениям должны предшествовать проверки и экспертизы действующих договоров, органами прокуратуры г. Москвы, антимонопольными органами, другими компетентными организациями или независимыми экспертными и консалтинговыми организациями. Предварительному анализу необходимо подвергнуть все протоколы разногласий, направляемые управляющими организациями своим контрагентам, отвергнутые ими предложения и условия. При недостижении согласия с ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями изменение договоров осуществляется в судебном порядке. Мероприятие 2.2.2. Совершенствовать договорные отношения управляющих организаций с ресурсоснабжающими, ремонтно - эксплуатационными и специализированными организациями. Рекомендации по выполнению: Для совершенствования договорных отношений с ресурсоснабжающими и подрядными организациями необходимо: - разработать примерные условия или формы договоров, отражающих особенности поставки ресурсов, выполнения работ и оказания услуг ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями управляющим организациям, которые не являются непосредственными их потребителями, а действуют в интересах населения, при соблюдении баланса интересов производителей и потребителей. При выработке примерных форм договоров необходимо использовать опыт приведения действующих договоров в соответствие с законодательством Российской Федерации и г. Москвы (мероприятие 2.2.1). Так как управляющие организации заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения коммунальными услугами населения, их положения о качестве, ответственности сторон, информации и другие должны соответствовать законодательству о защите прав потребителей; - утвердить примерные условия или формы договоров и опубликовать их в печати; - указывать в договорах на содержание и ремонт жилищного фонда стоимость выполнения определенных видов работ и устанавливать гарантированный срок службы восстанавливаемых в процессе ремонта конструкций и инженерного оборудования, а также процедуру оплаты данных работ. Мероприятие 2.2.3. Совершенствовать договорные отношения с потребителями услуг. Рекомендации по выполнению: Для совершенствования договорных отношений с потребителями необходимо: - внести изменения и дополнения в примерные формы договоров социального и коммерческого найма и в соглашения об общем владении строением и долевом участии в расходах по его содержанию и ремонту, касающиеся: а) установления ответственности перед потребителями за предоставление жилищно-коммунальных услуг наймодателя или жилищной организации (соответственно для нанимателей или собственников жилых помещений); б) перечня параметров качества жилищно-коммунальных услуг и порядка снижения оплаты в случае их нарушения или ссылки на устанавливающий их нормативный акт; в) перечня организаций, осуществляющих контроль за соблюдением параметров качества жилищно-коммунальных услуг и распределением их полномочий; г) порядка защиты прав и законных интересов потребителей перед исполнителем, порядка выявления и устранения ненадлежащего качества жилищно - коммунальных услуг; д) порядка оплаты потребителями жилищно-коммунальных услуг; е) установления ответственности квартиросъемщиков, арендаторов, владельцев и собственников помещений за неоплату жилищных, коммунальных и эксплуатационных услуг, за сдачу жилья в поднаем или аренду без уведомления об этом управляющей организации; ж) других условий, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, правилами предоставления жилищных и коммунальных услуг; - привести условия соглашения об общем владении строением и долевом участии в расходах по его содержанию и ремонту в соответствие с конструкцией договоров социального и коммерческого найма. После изменения договоров управляющей жилищной организации с собственниками жилых помещений исполнителем коммунальных услуг для них должна стать сама управляющая жилищная организация; - заключить договоры найма и соглашения об общем владении строением и долевом участии в расходах по его содержанию и ремонту со всеми потребителями жилищных и коммунальных услуг, с которыми договоры не заключены или которые приобретают право владения жилым помещением. Осуществить переоформление договоров со всеми потребителями, имеющими договоры по старым формам при их обращении в управляющие жилищные организации с заявками или за справками, а также в соответствии с утвержденными планами; - систематически контролировать и анализировать ход переоформления договоров с потребителями жилищно-коммунальных услуг. Мероприятие 2.2.4. Усилить контроль за качеством жилищно - коммунального обслуживания населения. Рекомендации по выполнению: Для усиления контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, необходимо: - внести изменения и дополнения в условия снижения населению платы за жилищные и коммунальные услуги и порядок расчета ее размера, соответствующие действующим стандартам и нормативам.Включить в договоры с потребителями отсылки к действующим стандартам, строительным и санитарным нормам и правилам; - уполномоченным организациям проверять фактический объем и качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг (в том числе совместно с другими органами и/или организациями), полноту устранения недостатков, указанных в актах предыдущих проверок, а также проверять своевременность и качество устранения аварий, повреждений, недостатков, указанных в обращениях потребителей; - уполномоченным организациям систематически (но не реже одного раза в год) проверять соответствие договоров жилищных организаций с ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями гражданскому законодательству Российской Федерации и законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей с публикацией отчетов в средствах массовой информации. Мероприятие 2.2.5. Совершенствовать систему расчетов за жилищно - коммунальные услуги. Рекомендации по выполнению: Для совершенствования расчетов за жилищно-коммунальные услуги необходимо: - завершить переход на прямые расчеты за коммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и собственниками (владельцами) отдельно стоящих и пристроенных нежилых помещений в жилищном фонде (при наличии отдельных вводов коммунальных сетей); - установить в договорах и нормативных актах города порядок расчетов между жилищными и ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями только за реально предоставленные объемы ресурсов, полное и своевременное выполнение работ и оказание услуг, при соблюдении установленных параметров качества. Данные платежи должны осуществляться управляющей организацией только после проверки полноты и своевременности выполнения своих обязательств производителями жилищных и коммунальных услуг; - установить в договорах ответственность за полноту и своевременность осуществления платежей ресурсоснабжающим, ремонтно-эксплуатационным и специализированным организациям; - установить в трудовых договорах (контрактах) личную ответственность руководителей управляющих организаций за полноту и своевременность осуществления платежей ресурсоснабжающим, ремонтно-эксплуатационным и специализированным организациям; - рассмотреть возможность установки приборов учета расхода ресурсов в жилых помещениях с привлечением для этого средств граждан в зависимости от совокупного семейного дохода. Задача 2.3. Создание конкурентных отношений в сфере управления, содержания и обслуживания жилищного фонда Мероприятие 2.3.1. Проводить работу по созданию активной конкурентной среды в сфере содержания и обслуживания жилищного фонда. Рекомендации по выполнению: Разработать систему стимулирования управляющих организаций в соответствии с результатами проведения конкурсов подрядных работ. Для этого необходимо пересмотреть условия материального стимулирования работников управляющих организаций, поскольку средства фонда заработной платы, учитываемые в смете на содержание управляющих организаций для премирования работников, не зависят от конкретных результатов работы управляющей организации. В случае проведения конкурсов подрядчиков на выполнение работ по обслуживанию жилищного фонда и снижения цен на выполнение этих работ в результате конкурса часть средств, образующихся как разница между стартовой ценой и конечной конкурсной ценой (например, 20%), должна поступать в распоряжение управляющей организации. На остальные сэкономленные средства управляющая организация должна заказать дополнительные объемы работ по текущему ремонту жилищного фонда, переданного ей в управление. При определении объема работ по договорам подряда, заключаемым управляющими организациями с победителями конкурсов, необходимо учитывать условия финансирования. В случае снижения стоимости работ по сравнению со стартовой ценой необходимо заказывать работы по стоимости, предложенной победителем конкурса (что должно быть зафиксировано в протоколе конкурсной комиссии и не может быть произвольно изменено ни одной из сторон). Внести уточнения в порядок проведения и организации конкурсов на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. Установить порядок определения платы и суммы задатка за участие в конкурсе, а также подготовить рекомендации о периодичности проведения конкурсов. Обеспечить условия равного доступа для организаций любых форм собственности к участию в конкурсах на выполнение подрядных работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. В целях эффективной организации проведения конкурса на право выполнения подрядных работ необходимо привлекать максимальное число участников конкурса, чтобы выбрать из них наилучшего подрядчика. В данной ситуации следует рекомендовать управляющим организациям осуществлять официальное опубликование сведений о проводимых ими конкурсах, а также об их результатах в журнале "Московские торги". Публикации в этом журнале имеют статус официальных сообщений Правительства Москвы и осуществляются на безвозмездной основе. Обязать организаторов конкурсов соблюдать утвержденный порядок организации и проведения конкурсов (установление стартовой цены, применение критериев балльной оценки участников конкурса, привлечение к работе в составе конкурсных комиссий представителей ТСЖ, ЖСК). Мероприятие 2.3.2. Обеспечить формирование конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом. Рекомендации по выполнению: Развитие конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом позволит создать рыночные основы работы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечит оптимальное соотношение между стоимостью и качеством жилищно-коммунальных услуг. Одна из основных задач состоит в том, чтобы от существующего монополизма перейти к развитому рынку предоставления услуг в сфере управления жилищным фондом. Провести конкурсы на управление жилищным фондом во всех административных округах г. Москвы. Установить четкие и ясные критерии отбора управляющих организаций по результатам конкурса. Основными критериями выбора победителя должны быть: опыт работы организации (или ее сотрудников) в жилищной сфере; заявленная стоимость выполнения работ; предложенный бизнес-план осуществления деятельности по управлению жилищным фондом. Разработать комплекс первоочередных мер по обеспечению начала работы частной компании по управлению жилищным фондом. Относить к таким мероприятиям: проведение инвентаризации кредиторской задолженности перед подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями по жилищному и нежилому фонду; определение порядка и условий погашения долгов. Задача 2.4. Создание условий для эффективной деятельности товариществ собственников жилья и других объединений граждан в жилищной сфере. Мероприятие 2.4.1. Обеспечить реализацию Федерального закона "О товариществах собственников жилья" в части передачи земельных участков в собственность домовладельцев в кондоминиумах. Рекомендации по выполнению: Успешное решение "земельного" вопроса должно значительно продвинуть развитие самоуправления в кондоминиумах в Москве. Необходимо принять и утвердить - постановлением Мэра г.Москвы либо Постановлением Московской городской Думы - принципиальное решение о передаче земельных участков в собственность домовладельцев, а также разработать порядок этой передачи. Следует совершенствовать работу по формированию института "Старший по дому, старший по подъезду". Мероприятие 2.4.2. Разработать систему формирования и технического учета (регистрации) земельно-имущественных комплексов с последующей передачей их в управление товариществам собственников жилья. Рекомендации по выполнению: Обеспечить разработку системы мер по защите прав домовладельцев на имущество в составе кондоминиума, принадлежащее им на праве общей долевой собственности. Обеспечить безусловное выполнение всех мероприятий по формированию земельно-имущественных комплексов в соответствии с Комплексной городской программой формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690, а именно, взаимодействие городских структур по: - выделению и описанию замельного участка; - составление технического паспорта кондоминиума; разработку и выпуск нормативных документов, утверждающих имущественный состав кондоминиума; - выработку и выпуск нормативных документов, утверждающих имущественный состав кондоминиума; - технический учет (регистрацию) кондоминиума в органах БТИ и внесение сведений о зарегистрированных кондоминиумах в Единый Государственный реестр прав. Обеспечить в полном объеме целевое использование финансовых средств, предусмотренных бюджетом города на формирование земельно-имущественных комплексов. Обеспечить разработку и внедрение в городе порядка передачи кондоминиумов в управление товариществам собственников жилья, особо обозначив передачу городского имущества, входящего в состав кондоминиума. Районным Управам - основному звену администрации города по осуществлению работ, связанных с формированием и учетом кондоминиумов - более активно привлекать жителей многоквартирных жилых домов к участию в мероприятиях по реализации программы реформы жилищно-коммунального хозяйства в городе. С этой целью: - развернуть широкую информационно-агитационную работу с привлечением средств массовой информации на основе принятой в городе Концепции информирования населения по вопросам управления в жилищной сфере; - обеспечить выполнение мероприятий по доведению до каждого жителя района целей и задач, связанных с реформой жилищно-коммунального хозяйства; - не реже одного раза в квартал проводить в районных Управах встречи жителей округа с администрацией района по вопросам, связанным с формированием кондоминиумов и объединения жителей с целью управления многоквартирными домами; - проводить конкурсы по содержанию домов и прилегающей територии, в том числе в рамках Программы "Мой двор, мой подъезд", выявляя неиболее активных граждан, которые в дальнейшем могли бы стать старшими по подънздам, членами домовых комитетов, войти в инициативные группы по организации товариществ собственников жилья. НАПРАВЛЕНИЕ 3.ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Цель направления: реформирование системы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, позволяющей определять и поддерживать баланс интересов производителей, бюджета города и потребителей, а также создать условия, при которых регулируемые предприятия были бы заинтересованы в повышении своей эффективности. Задача 3.1. Определение и постановка целей и задач регулирования коммунальных предприятий - естественных монополистов. Регулирование коммунальных предприятий - локальных естественных монополистов, находящихся в собственности г. Москвы, необходимо начинать с определения и формализации целей и задач их деятельности. Применительно к коммунальным предприятиям, находящимся в частной собственности (ОАО "Мосэнерго") необходимо использовать методы регулирования, отличные от регулирования государственных предприятий. Основными целями мэрии г. Москвы по отношению к создаваемым ею жилищным и коммунальным предприятиям являются: - обеспечение населения г. Москвы жилищными и коммунальными услугами; - воспроизводство государственного имущества регулируемых предприятий в необходимом объеме и с заданными качественными характеристиками. Следует формализовать цели и задачи деятельности коммунальных предприятий и исходить из них при формировании и утверждении тарифов. Первоначально формализация целей и задач деятельности регулируемых предприятий должна осуществляться в виде производственной и инвестиционной программы предприятия, которые оно должно реализовать в течение срока действия тарифов. Со стороны мэрии г. Москвы необходимо обязать все регулируемые государственные предприятия одновременно с подачей документов на пересмотр тарифов представлять производственные и инвестиционные программы. При этом основное содержание инвестиционной программы регулируемого предприятия должен составлять перечень мероприятий, которые предполагается осуществить в течение регулируемого периода с целью обновления и воспроизводства основных средств. Тарифы (в совокупности с бюджетными поступлениями, если таковые имеются) должны обеспечить регулируемому предприятию объем финансовых потребностей, достаточный для реализации утвержденных производственных и инвестиционных программ. В дальнейшем постановку целей и задач надлежит осуществлять в рамках договора на управление имущественным комплексом, находящимся в настоящее время в ведении государственных унитарных предприятий. С юридической точки зрения Мэрия г. Москвы имеет право обособить имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия (например, путем реорганизации предприятия), и отдать его в управление (на основании договора на управление) специализированной управляющей компании, оговорив при этом ряд условий и взяв на себя определенные обязательства. Сторонами данного договора должны стать мэрия г. Москвы, с одной стороны, и специализированная управляющая компания, с другой стороны. При этом первоначально управляющую компанию следует создать на базе органов управления регулируемого государственного предприятия. В договоре, на основании которого управляющая компания будет управлять государственным имуществом, должна быть зафиксирована цель проведения модернизации части имущества и обязательство проведения со стороны регулирующего органа соответствующей тарифной политики. Создание специализированной управляющей компании и заключение договора на управление требует проведения большого объема необходимой нормативно-правовой работы. Задачей, которую необходимо решать немедленно, является формализация целей деятельности государственных жилищных и коммунальных предприятий и определение их производственных и инвестиционных программ. Мероприятие 3.1.1. Разработать порядок представления регулируемыми государственными предприятиями производственных и инвестиционных программ собственнику имущества. Рекомендации по выполнению: Для каждого из регулируемых государственных предприятий необходимо разработать и зафиксировать в соответствующих нормативно-правовых актах требования к производственной и инвестиционной программам, определить порядок согласования данных программ в органах исполнительной власти г. Москвы. Для каждого из регулируемых предприятий необходимо определить структурные подразделения мэрии, которые будут участвовать в процессе согласования производственной и инвестиционной программ. Мероприятие 3.1.2. Обязать государственные коммунальные предприятия сформировать производственные и инвестиционные программы и согласовать их в соответствии с разработанным порядком Рекомендации по выполнению: Формирование производственных и инвестиционных программ следует производить одновременно с определением финансовых потребностей предприятия при составлении заявки на пересмотр тарифа. При формировании производственной и инвестиционной программ на очередной период регулирования следует учитывать, что в силу технологических причин существуют определенные минимальные требования к производственной и инвестиционной программам, недостижение которых (в случае снижения тарифов со стороны регулирующего органа) приведет к непропорциональному ухудшению состояния имущества коммунального предприятия либо к нарушению санитарных и экологических требований. Мероприятие 3.1.3. Разработать договор на управление государственным имуществом коммунальных предприятий. Рекомендации по выполнению: Основными требованиями к договору на управление должны быть следующие. Договор на управление должен быть срочным. Срок действия договора необходимо привязать к сроку окупаемости инвестиционных проектов, реализуемых в рамках данного договора. В этом случае управляющая компания, привлекая для реализации данных проектов заемные средства либо финансируя данные проекты за счет своих средств, должна иметь гарантии их возврата. Принцип срочности договора на управление будет стимулировать развитие конкуренции в сфере управления государственным имуществом коммунальных предприятий (конкуренция за рынок). В рамках долгосрочного договора на управление надлежит определить периодичность пересмотра тарифов, а также перечень оснований для внеочередного пересмотра. Пересмотр тарифа необходимо увязать с формулировкой тактических целей собственника имущества на очередной период регулирования, то есть формулировкой новой производственной и инвестиционной программы предприятия на данный срок. При заключении договора на управление необходимо формулировать стратегические долгосрочные цели, которые собственник имущества хочет достичь в течение срока действия договора. Эти цели должны быть привязаны к стратегическим планам развития г. Москвы. Одновременно с формулировкой стратегических целей управления государственным имуществом при заключении договора на управление необходимо формулировать более детальные планы деятельности предприятия на ближайший период регулирования - производственную программу. При этом последняя должна быть разработана управляющей компанией и одобрена собственником имущества. В договоре необходимо зафиксировать обязательство собственника имущества проводить такую тарифную политику, которая позволит достичь установленные стратегические цели на весь период действия договора. Должны быть оговорены действия сторон в случае, если регулирующий орган не устанавливает тарифы на уровне, достаточном для выполнения производственной или инвестиционной программы (например, снижение качества обслуживания населения либо отказ от проведения наименее приоритетных мероприятий инвестиционной программы). В договоре на управление необходимо предусмотреть санкции к сторонам договора в случае нарушения ими своих обязательств. Основное требование к управляющей компании - обеспечивать потребителей коммунальными услугами надлежащего качества (либо поставлять ресурсы в заданном объеме и с определенными параметрами качества) и выполнять программу по развитию имущественного комплекса г. Москвы. Требование к органам исполнительной власти г. Москвы - обеспечивать финансовые потребности предприятия, необходимые для реализации поставленных в договоре целей, прежде всего методами тарифной политики. Соответственно, если управляющая компания не обеспечивает требуемое качество жилищных и коммунальных услуг, то регулирующий орган должен иметь право пересмотреть тарифы. И, наоборот, если установленный уровень тарифов недостаточен для обеспечения надлежащего качества коммунальных услуг, управляющая компания должна иметь право на снижение качества оказываемых ею услуг либо на отказ от выполнения части поставленных в договоре на управление целей (например, отказ от модернизации государственного имущества). Мероприятие 3.1.4. Разработать порядок согласования производственных и инвестиционных программ для частных коммунальных предприятий. Рекомендации по выполнению: Подход к регулированию частных коммунальных предприятий должен быть отличен от методики регулирования государственных предприятий. В частности, регулирующий орган должен устанавливать тарифы, позволяющие частному предприятию покрывать свои издержки и получать прибыль, определяемую исходя из стоимости ее капитала. Величина прибыли должна позволять владельцам предприятия (акционерам) получать доходность, сопоставимую с доходностью вложений с таким же уровнем риска. Задача 3.2. Реформирование системы пересмотра и утверждения цен и тарифов на эксплуатационные и коммунальные услуги. Система тарифного регулирования должна рассматриваться как средство для достижения поставленных собственником имущества государственных регулируемых предприятий целей, т.е. тарифы должны обеспечивать предприятиям необходимый им для реализации производственных и инвестиционных программ объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие изложенные ниже принципы: - Полное возмещение затрат всем участникам процесса предоставления эксплуатационных и коммунальных услуг конечным потребителям. Регулируемое предприятие должно получать финансовые ресурсы в объеме, достаточном для компенсации всех произведенных им обоснованных издержек. Основанием являются мероприятия по реализации утвержденных собственником имущества производственных и инвестиционных программ. - Принцип оптимизации интересов всех сторон. Одна из основных задач системы тарифного регулирования - обеспечить в ходе установления тарифа учет и сбалансированность интересов сторон (собственника имущества, регулируемого предприятия, потребителей, инвесторов). Сам процесс формирования тарифа на эксплуатационные и коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей. - Последовательность и прогнозируемость изменения тарифов. Система регулирования должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования). Это требование преследует выполнение трех целей. Во-первых, это создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него. Во-вторых, в течение регулируемого периода предприятие может проводить мероприятия по снижению издержек, а полученную экономию расходовать по своему усмотрению. В-третьих, данная мера будет способствовать росту экономической определенности для потребителей коммунальных услуг. - Принцип публичности и открытости. Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для того, чтобы достичь доверия со стороны потребителей эксплуатационных и коммунальных услуг, а также способствовать достижению баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность системы должна обеспечить необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу. - Снижение политизированности ценообразования. Проблема снижения политизированности ценообразования должна быть решена за счет принятия соответствующих принципов и процедур тарифного регулирования, в первую очередь - за счет повышения открытости процесса формирования и утверждения тарифов. Это позволит повысить обоснованность принимаемых решений, а также сглаживать социальные последствия роста тарифов, привлекая потребителей к процессу обсуждения и формирования их величины. Система тарифного регулирования должна рассматриваться как система, формирующая по отношению к регулируемым предприятиям необходимые условия, в которых они могут реализовывать задачи, поставленные перед ними собственником имущества и зафиксированные в производственной и инвестиционной программах регулируемого предприятия. Необходимо разработать методики составления заявки регулируемых предприятий на пересмотр тарифов (методики определения финансовых потребностей предприятия). Необходимо разработать мероприятия по реформированию процедуры определения тарифов. Процедура установления тарифов должна быть прозрачной и понятной для всех заинтересованных сторон. Для унификации методики регулирования и обеспечения единства процедур регулирования целесообразно передать полномочия по регулированию тарифов на эксплуатационные и коммунальные услуги единому органу, обеспечивающему государственное регулирование цен и тарифов на услуги государственного заказа. Мероприятие 3.2.1. Разработать методику составления заявки на пересмотр цен и тарифов. Рекомендации по выполнению: Заявка регулируемого предприятия на пересмотр цен и тарифов должна обосновывать его потребности в финансировании, необходимом для выполнения согласованной с собственником имущества производственной и инвестиционной программ в течение очередного периода регулирования. Методика по составлению заявки предприятия на пересмотр цен и тарифов необходима для того, чтобы сформировать единый подход к формированию финансовых потребностей всех регулируемых предприятий. Мероприятие 3.2.2. Доработать регламент работы РЭК с целью обеспечения при регулировании тарифов учета интересов всех заинтересованных сторон (регулируемых предприятий, потребителей, органов власти г. Москвы, инвесторов). Рекомендации по исполнению: Необходимо зафиксировать в нормативных документах РЭК объективные и субъективные условия, которые могут инициировать процесс рассмотрения тарифов. Процедура установления тарифов должна быть открыта для всех заинтересованных сторон, при установлении тарифов должны определяться сроки их действия, что снизит экономическую неопределенность для предприятий, потребителей и инвесторов, срок действия тарифов должен соответствовать сроку выполнения производственной и инвестиционной программы предприятия. Целесообразно включить в состав Наблюдательного (экспертного) совета РЭК представителей общественных организаций потребителей и сделать заседания РЭК открытыми для всех заинтересованных сторон, в т.ч. населения. Мероприятие 3.2.3. Разработать и внедрить двуставочные тарифы на коммунальные услуги. Рекомендации по выполнению: Необходимо установить двуставочные тарифы, когда постоянная часть тарифа соответствует объему постоянных издержек, связанных с предоставлением соответствующих услуг потребителю, переменная часть - объему переменных издержек. В случае, если у потребителя нет прибора учета, то для расчета ежемесячного платежа вместо фактического потребления необходимо использовать нормативы потребления соответствующих услуг. Мероприятие 3.2.4. Устанавливать регулируемым предприятиям тарифы (в реальном выражении) на длительный срок (2-4 года), разработать методику индексации тарифов в течение периода регулирования. Рекомендации по выполнению: Система регулирования коммунальных предприятий должна стимулировать их к снижению издержек. Стимул к повышению эффективности деятельности и сокращению издержек следует создать за счет установления регулируемому предприятию тарифов (в реальном выражении) на достаточно долгий срок. В пределах этого периода регулирования предприятие имеет возможность проводить мероприятия по снижению издержек и использовать полученную экономию по своему усмотрению. В рамках регулируемого периода должна проводиться индексация тарифа в соответствии с определенным индексом цен: либо тариф автоматически должен индексироваться при росте цен на сырье, материалы, энергоносители и т.д., либо предприятие должно подавать заявку на пересмотр тарифа каждый раз при изменении цен на используемые ресурсы. Фиксация тарифов в реальном выражении подразумевает проведение их индексации в соответствии с уровнем инфляции в стране. В условиях российской экономики индексация тарифов коммунальным предприятиям по любому из существующих индексов нецелесообразна, так как скачки цен на используемые в производстве ресурсы могут быть столь велики, что никакой из существующих статистических индексов не сможет адекватно их отразить. Регулирующий орган должен при установлении тарифа фиксировать основные статьи затрат регулируемого предприятия (структуру тарифа), и в случае наступления событий, приводящих к изменению данных статей, проводить автоматическую индексацию тарифов. Процедуру автоматической индексации необходимо проводить при изменении стоимости ресурсов, цены на которые являются регулируемыми и устанавливаются на региональном и федеральном уровне, а также при росте рыночных цен на те ресурсы, спрос на которые со стороны предприятия является неэластичным. Данная процедура должна проводиться в случае, если результирующий тариф для регулируемого предприятия изменится незначительно (например, не более чем на 10 - 15 %). Значительный рост издержек по не зависящим от регулируемого предприятия причинам должен являться причиной для подачи заявки на пересмотр тарифов. Задача 3.3. Разработка системы мониторинга деятельности коммунальных предприятий Цель создания системы мониторинга состоит в том, чтобы собственник имущества регулируемых государственных предприятий имел возможность осуществлять оперативный контроль за тем, как регулируемые предприятия достигают целей и задач, сформулированных в производственной и инвестиционной программах. Кроме этого, одной из задач мониторинга является отслеживание того, каким образом деятельность всех регулируемых предприятий (как государственных, так и частных) отражается на состоянии другой собственности г. Москвы. Ввиду того, что часть предприятий являются получателями дотаций из бюджета города, система мониторинга за их деятельностью должна отслеживать целевое использование этих средств. В рамках мероприятий по мониторингу регулируемые предприятия должны предоставлять информацию в структурное подразделение мэрии г. Москвы, уполномоченное проводить данную работу. Там данная информация должна проходить первичную проверку с помощью системы индикаторов. В случае выхода индикатора за допустимые пределы необходимо выявить причины этого отклонения. Структурные подразделения мэрии, проводящие мониторинг деятельности регулируемых предприятий, должны иметь возможность инициировать заседание регулирующего органа. Представители структурных подразделений мэрии должны являться членами Наблюдательного (экспертного) совета при РЭК. Мероприятие 3.3.1. Разработать положение о мониторинге регулируемых предприятий по видам их деятельности. Рекомендации по выполнению: Эту работу необходимо начинать с определения целей мониторинга за деятельностью коммунальных предприятий. Цель проведения мониторинга - отслеживание реализации регулируемым предприятием утвержденной производственной и инвестиционной программы, а также обеспечение соблюдения законных интересов и прав всех заинтересованных сторон (регулируемого предприятия, мэрии г. Москвы, потребителей, инвестора). Составными частями системы мониторинга за деятельностью коммунальных предприятия должны стать: а) экспертиза деятельности коммунальных предприятий (в том числе аудиторские проверки); б) система мер по предоставлению информации регулируемыми предприятиями регулирующему органу; в) регулярные проверки целевого использования бюджетных средств. Мероприятие 3.3.2. Разработать систему индикаторов для проведения анализа информации по мониторингу регулируемых предприятий. Рекомендации по выполнению: Оценка информации, собираемой в рамках мониторинга, проводится при помощи системы индикаторов, разрабатываемой индивидуально для каждого коммунального предприятия. Индикаторы - показатели, по которым можно судить о том, в какой мере регулируемые предприятия реализуют утвержденную производственную и инвестиционную программу (т.е. добиваются поставленных собственником имущества целей), соблюдают ли они стандарты качества и какое влияние на потребителей (население) и имущество г. Москвы оказывает деятельность как государственных, так и частных коммунальных предприятий. При разработке и утверждении системы индикаторов следует учитывать следующие требования: - существенность: индикаторы должны быть нацелены на принятие адекватных оперативных решений; - своевременность и регулярность: информация должна поступать с такой периодичностью, которая позволит своевременно принимать необходимые решения, минимизировать ущерб от неблагоприятных изменений и максимизировать эффект от использования появляющихся возможностей; - полнота: набор индикаторов должен обобщенно характеризовать состояние коммунальных предприятий, не упуская важных аспектов; - адекватность: набор индикаторов должен учитывать специфику деятельности каждого регулируемого предприятия; - достоверность: должна существовать возможность объективного измерения значений индикаторов (численного либо по принципу да/нет); - совместимость: набор индикаторов должен вписываться в существующую систему информационных потоков, что позволит удешевить и упростить процедуру информационного обмена. Система индикаторов должна охватывать следующие основные аспекты деятельности предприятий. 1. Операционная деятельность предприятий. Основные оцениваемые индикаторы включают в себя: - соблюдение условий договоров на поставку ресурсов (объем и структура реализации, соблюдение стандартов качества и т.д.); - эффективность использования ресурсов (только для государственных предприятий). В орган, осуществляющий мониторинг, должна поступать следующая информация: протоколы разногласий (в случае несоблюдения условий договоров на поставку ресурсов, прежде всего в отношение количества и качества ресурсов) либо информация о том, что условия договоров соблюдаются, а также индикаторы производственной эффективности предприятия. 2. Финансовое состояние (только для государственных предприятий). Основные оцениваемые индикаторы включают в себя показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости. Оценка производится на основе баланса, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности, расшифровки финансовых потоков, а также величины и структуры фактической себестоимости и прибыли. Методика использования индикаторов в целях анализа и принятия решений разрабатывается регулирующим органом и утверждается премьером Правительства Москвы. Эта методика должна быть открыта для всех заинтересованных сторон, включая регулируемые предприятия и потенциальных инвесторов. В методике должны указываться рекомендуемый диапазон значений каждого индикатора, а также типовые оперативные решения, которые могут быть приняты в случае, если наблюдаемые значения индикаторов выходят за рамки рекомендуемого диапазона. Задача 3.4. Реформировать систему предоставления льгот по оплате коммунальных услуг населению и отдельным промышленным потребителям. Реализация данной задачи подразумевает исполнение нормативно-правовых актов федерального уровня, которыми устанавливались льготы по оплате коммунальных услуг для отдельных категорий потребителей. В данных нормативно-правовых актах устанавливаются источники возмещения льгот - федеральный и региональные бюджеты. Кроме этого, необходимо установить две категории потребителей по уровню тарифов: население, промышленность и приравненные к ней потребители с отменой льготных цен и тарифов; не принимать решений о предоставлении отдельным категориям потребителей льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания источников их финансирования. Мероприятие 3.4.1. Ликвидировать систему перекрестного субсидирования на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Рекомендации по выполнению: Переход на единый тариф подразумевает повышение тарифов для населения, поэтому данное мероприятие можно разделить на несколько стадий, в течение которых проводить постепенное сокращение перекрестного субсидирования. Возможен и другой вариант - единовременная ликвидация перекрестного субсидирования, сопровождающаяся дополнительными мерами социальной защиты наименее обеспеченных граждан. В качестве такой меры (наряду с программой жилищных субсидий) могла бы стать доплата к пенсии для пенсионеров, равная величине повышения ставок оплаты. Величину данной доплаты можно было бы сокращать до нуля в течение 1-2 лет. Мероприятие 3.4.2. Обеспечить обязательное указание источника возмещения соответствующих выпадающих доходов предприятий от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг населению и отдельным промышленным потребителям. Рекомендации по выполнению: Предоставление льгот отдельным категориям промышленных потребителей без указания источника их возмещения означает, что данные льготы оплачиваются всеми остальными потребителями коммунальных услуг. Поддерживать таким способом отдельные предприятия, пусть даже и очень важные для мэрии г. Москвы, представляется некорректным. Необходимо выделить с бюджете средства на компенсацию предоставленных льгот либо предоставить предприятиям вместо льгот дотации. В случае предоставления льгот населению необходимо аналогичным образом определить источники возмещения данных льгот в бюджете. Кроме этого, целесообразно преобразовать льготы, возмещение которых должно проводиться из бюджета г. Москвы, в доплаты в денежной форме тем гражданам, которые имеют право на получение данных льгот. III. ИНДИКАТОРЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ------------------------------------------------------------------------- | Индикаторы по направлениям | Измерение | | | индикаторов | |-----------------------------------------------------------------------| | Политика оплаты жилищных и коммунальных услуг | |-----------------------------------------------------------------------| | Обеспечение реальной структуры оплаты жилищных | Да / Нет | | услуг населением с учетом всех составляющих | | | затрат. Для этого платежи населения должны | | | включать накопления на капитальный ремонт, | | | затраты по страхованию жилья, для | | | государственного и муниципального жилья - плату | | | за наем | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 100 % оплата населением услуг, связанных с | % оплаты | | текущим содержанием муниципального и | услуг | | государственного жилищного фонда | населением | |-----------------------------------------------------------------------| | Формирование управляющих жилищных организаций | | (служб заказчика) в качестве полноценных | | хозяйствующих субъектов | |-----------------------------------------------------------------------| | Наличие договоров на управление жилищным фондом | Да / Нет | | между органами государственной власти Москвы | | | (префектурой, районной управой) и управляющей | | | организацией (жилищной организацией) | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Финансирование деятельности по управлению | Да / Нет | | (вознаграждение управляющей организации) из | | | стоимости жилищных (эксплуатационных) и | | | коммунальных услуг | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Наличие экономической мотивации управляющей | Да / Нет | | организации к оптимизации стоимости | | | жилищнокоммунальных услуг и повышению их качества | | |-----------------------------------------------------------------------| | Развитие рыночных механизмов организации | | работ по предоставлению жилищно-коммунальных услуг | |-----------------------------------------------------------------------| | Разделение ответственности - собственника | Да / Нет | | жилищного фонда за определение целей управления и | | | источников финансирования поставленных целей; | | | управляющей организации - за планирование и | | | организацию работ, обеспечивающих реализацию | | | поставленных целей; подрядных организаций - за | | | качество выполнения работ, заказанных управляющей | | | организацией | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Формирование договоров на текущее обслуживание | | | жилищного фонда с учетом: | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Реальных условий финансирования жилищной сферы на | Да / Нет | | местах (предусматривающих возможность изменения | | | условий финансирования и конкретного перечня | | | работ, подлежащего выполнению) | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Указания стоимости работ по содержанию и ремонту | Да / Нет | | жилищного фонда | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Указания перечня работ | Да / Нет | |---------------------------------------------------|-------------------| | Наличия необходимых приложений к договору | Да / Нет | | (адресный список, др.) | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Наличия системы контроля и оплаты подрядных работ | Да / Нет | | в зависимости от качества исполнения (оценка | | | качества, штрафные санкции) | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Условия передачи подрядчикам служебных нежилых | Да / Нет | | помещений в безвозмездное пользование | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Обязательный конкурсный отбор подрядных | Доля жилищного | | организаций для выполнения работ по обслуживанию | фонда, | | и ремонту (включая капитальный) муниципального | обслуживаемого на | | жилищного фонда в городах | конкурсной основе | | | (% от всего | | | жил. фонда) | |---------------------------------------------------|-------------------| | Наличие нормативной базы проведения конкурсов по | | | отбору подрядных организаций по обслуживанию и | | | ремонту жилищного фонда: | | |---------------------------------------------------|-------------------| | - наличие документа, регламентирующего порядок | Да / Нет | | проведения конкурса; | | |---------------------------------------------------|-------------------| | - условие размещения информации о конкурсе в СМИ: | Да / Нет | | местных (районных), центральных (городских); | | |---------------------------------------------------|-------------------| | - обеспечение условий равного доступа к | Да / Нет | | государственному финансированию для предприятий | | | любых форм собственности, предоставляющих | | | жилищно-коммунальные услуги населению | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Стимулирование, развитие и поддержка участия | Доля жилищного | | предприятий любых форм собственности в конкурсах | фонда, | | на обслуживание и ремонт жилищного фонда | обслуживаемого | | | частными | | | компаниями по | | | конкурсу | |---------------------------------------------------|-------------------| | Объявление претендентам стартовой цены договора | Снижение | | подряда | стоимости услуг в | | | результате | | | проведения | | | конкурсов, % | |-----------------------------------------------------------------------| | Совершенствование договорных отношений по | | предоставлению жилищно-коммунальных услуг | |-----------------------------------------------------------------------| | Наличие договоров, заключаемых с: | Охват | | - нанимателями | договорами, | |---------------------------------------------------|-------------------| | - арендаторами жилых помещений; | % | |---------------------------------------------------|-------------------| | - собственниками и владельцами жилых и | Доля | | нежилых помещений; | жил.фонда, | |---------------------------------------------------| обслуживае | | - арендаторами нежилых помещений; | мого на | |---------------------------------------------------| договорной | | - подрядными организациями; | основе, % | |---------------------------------------------------| | | - ресурсоснабжающими организациями | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Совершенствование договоров между управляющей | | | жилищной организацией и ресурсоснабжающими | | | предприятиями с учетом обеспечения возможности | | | эффективного контроля за количеством и качеством | Да / Нет | | поставляемых услуг (ресурсов) и оплаты по факту | | | их поставки | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Переход на прямые расчеты за коммунальные услуги | Да / Нет | | между ресурсоснабжающими организациями и | % охвата | | юридическими лицами - собственниками и | | | владельцами жилых и нежилых помещений, а также | | | физическими лицами - собственниками нежилых | | | помещений с отдельным вводом | | |-----------------------------------------------------------------------| | Формирование профессионального конкурентного | | управления жилищным фондом | |-----------------------------------------------------------------------| | Конкурсный отбор управляющей организации | Проведение | | | конкурсов | | | по управлению | | | государственным | | | муниципальным | | | жилищным фондом | |-----------------------------------------------------------------------| | Формирование кондоминиумов и создание товариществ | | собственников жилья | |-----------------------------------------------------------------------| | Формирование и технический учет кондоминиумов с | Да / Нет | | передачей земельных участков в общую долевую | | | собственность (или постоянное бессрочное | | | пользование) домовладельцев | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Создание товариществ собственников жилья на | Доля ТСЖ, | | стадии строительства жилых домов, если они | созданных | | строятся с использованием государственных | на стадии | | инвестиций | строительства | |---------------------------------------------------|-------------------| | Тарифное регулирование | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Наличие у регулируемых предприятий | Да/Нет | | производственных и инвестиционных программ, | | | согласованных с органами власти г. Москвы | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Наличие порядка согласования производственных и | Да/Нет | | инвестиционных программ для государственных и | | | частных коммунальных предприятий в органах | | | исполнительной власти г. Москвы | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Наличие договора на управление государственным | Да/Нет | | имуществом коммунальных предприятий | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Наличие методик составления заявок на пересмотр | Да/Нет | | тарифов для регулируемых предприятий | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Передача всех полномочий по регулированию тарифов | Да/Нет | | на коммунальные услуги РЭК г. Москвы | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Доработка регламента работы РЭК, позволяющего | Да/Нет | | учитывать при установлении тарифов интересы всех | | | заинтересованных сторон, обеспечивающего | | | открытость процедуры регулирования | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Установление двуставочных тарифов на коммунальные | Да/Нет | | услуги | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Установление для регулируемых предприятий тарифов | Да/Нет | | (в реальном выражении) на длительный срок (2-4 | | | года), наличие механизма индексации тарифов в | | | течение регулируемого периода | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Наличие системы мониторинга регулируемых | Да/Нет | | коммунальных предприятий по видам деятельности | | |---------------------------------------------------|-------------------| | Ликвидация перекрестного субсидирования | Да/Нет | |---------------------------------------------------|-------------------| | Обеспечение источника возмещения выпадающих | Да/Нет | | доходов предприятий от предоставления льгот по | | | оплате коммунальных услуг | | ------------------------------------------------------------------------- VI. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Успешное внедрение мероприятий Программы в значительной мере зависит от своевременности, доступности и доходчивости информации о текущем состоянии жилищного фонда, коммунальных объектов, материальных потребностях жилищно-коммунального хозяйства города, текущих результатах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления города по ее выполнению. На первом этапе необходимо развернуть информационно - разъяснительную кампанию о целях и содержании Программы, провести ее презентацию и в дальнейшем проводить ежегодные конференции, посвященные итогам реализации Программы с участием депутатов Московской городской думы, представителей Правительства Москвы, жилищной инспекции, префектур, районных управ, управляющих, ресурсоснабжающих, ремонтно-эксплуатационных и специализированных организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, общественных организаций потребителей, средств массовой информации. Основные направления информационного обеспечения призваны поддерживать: - своевременность и полноту выполнения мероприятий Программы; - содержание решений органов государственной власти города (в том числе территориальных и отраслевых), органов местного самоуправления о жилищно-коммунальном обслуживании населения, организации деятельности жилищно-коммунального хозяйства, планируемые и фактические результаты их исполнения; - текущие результаты деятельности органов государственной власти и местного самоуправления города, управляющих, ресурсоснабжающих, ремонтно-эксплуатационных и специализированных организаций по выполнению Программы; - показатели функционирования городских предприятий жилищно - коммунального хозяйства; - информирование потребителей жилищно-коммунальных услуг об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; - информирование потребителей жилищно-коммунальных услуг о соответствии жилищных и коммунальных услуг действующим стандартам, требованиям безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и его имуществу, периодичность осмотров коммунального оборудования и выполнения работ, предельные сроки устранения аварий и неисправностей, а также о нормативных актах, устанавливающих эти требования; - действующие полные тарифы на каждый вид жилищных и коммунальных услуг, их составляющие, размеры ставок, установленных для населения, порядок оплаты, условия изменения оплаты при нарушении установленных стандартов; - уменьшение социальной напряженности в связи с поэтапным переходом к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг, порядок адресной социальной защиты малоимущих граждан; - мониторинг льгот на жилищно-коммунальные услуги: категории граждан, имеющих права на льготы, нормативные основания предоставления и размеры льгот, виды льготируемых жилищно-коммунальных услуг; начало и окончание периода предоставления льгот, порядок подтверждения права на льготы, организации, ответственные за реализацию льгот и т.п. Максимальная гласность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства города может быть достигнута при использовании следующих основных методов информационного обеспечения: - регулярные сообщения во всех московских средствах массовой информации (газете "Тверская, 13", других городских, окружных, межрайонных и районных газетах, телеканале "ТВ Центр" и районных студиях кабельного телевидения, радиоканалах) по всем направлениям информационного обеспечения Программы. Дублировать распространение этих сообщений через электронные средства информации; - ведение постоянных рубрик в печатных изданиях, регулярных тематических теле- и радиопередач, рассчитанных как на все население города, так и на отдельные категории и группы населения; - просвещение потребителей в области защиты их прав на полное, своевременное и качественное жилищно-коммунальное обслуживание; - создание справочной службы по вопросам жилищно-коммунального обслуживания населения, действующей не только в рабочие, но и в выходные дни. Работа службы поможет населению получить информацию о ходе и перспективах реформы, должна обеспечить оперативный сбор информации о недостатках деятельности управляющих (жилищных), ремонтно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих и специализированных организаций, выявит направления контроля за деятельностью исполнителей жилищно-коммунальных услуг; - выпуск и распространение тематических методических и справочных материалов по проблемам реформы для специалистов жилищно-коммунального хозяйства и населения; - осуществление формирования и распространения в сети Интернет информационных ресурсов города, административных округов и районов по всем аспектам проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. |