ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ КАК НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПО НДФЛ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.12.06 03-05-01-04/328

             ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА
           РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ КАК НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПО НДФЛ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          7 декабря 2006 г.
                          N 03-05-01-04/328

                              (ФР 07-01)


     Вопрос:   ЗАО,  профессиональный  участник  рынка  ценных  бумаг,
пользуясь своим правом, полученным после вступления в силу с 1 августа
2004  года  Федерального закона N 58-ФЗ от 29.06.2004 г., который внес
изменения,   в   частности,   в   ст.   21  НК  РФ,  согласно  которой
"налогоплательщики  имеют право: ... получать от Министерства финансов
Российской  Федерации  письменные  разъяснения  по вопросам применения
законодательства  Российской  Федерации о налогах и сборах...", просит
дать  разъяснение по вопросу налогообложения доходов физических лиц по
операциям с ценными бумагами.
     Ситуация  1.  ЗАО,  профессиональный участник рынка ценных бумаг,
заключила  договор  брокерского  обслуживания  на рынке ценных бумаг с
гражданином  Л.,  зарегистрированным  в  качестве  предпринимателя без
образования  юридического  лица.  В  подтверждение  своего  статуса Л.
предъявил  Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя
N  4737  (16:50:10) от 8.02.1999 г. (приложение N 1) и патент на право
применения  упрощенной  системы налогообложения AM 44 N 858938 на 2002
год (приложение N 2).
     Предприниматель   в   течение  2002  года  совершал  операции  по
покупке-продаже ценных бумаг на организованном рынке.
     Руководствуясь  статьей  227  гл.  23  ч.  2  НК  РФ,  в  которой
говорится,  что  "физические  лица, зарегистрированные в установленном
действующим     законодательством     порядке     и     осуществляющие
предпринимательскую  деятельность  без образования юридического лица -
по  суммам  доходов,  полученных  от осуществления такой деятельности,
самостоятельно   исчисляют   суммы   налога,   подлежащие   уплате   в
соответствующий бюджет...", ЗАО расчет и удержание налога на доходы от
купли-продажи  ценных  бумаг  с  предпринимателя  не производила, а по
окончании  налогового  периода подала сведения о полученном совокупном
доходе  предпринимателем Л. в налоговую инспекцию по месту регистрации
предприятия.
     В  ходе  выездной налоговой проверки деятельности ЗАО возник спор
по вопросу налогообложения индивидуальных предпринимателей.
     Налоговая инспекция считает, что "системное заключение физическим
лицом   сделок  с  ценными  бумагами  через  посредника  (брокера)  не
квалифицируется   как   занятие   предпринимательской   деятельностью.
Предпринимательской  деятельностью  является оказание самим физическим
лицом  посреднических  услуг  по купле-продаже ценных бумаг. Исходя из
вышеизложенного  и  в нарушение пп. 1 п. 3 ст. 24 и п. 6 ст. 226 НК РФ
ЗАО  не  удержало и не перечислило в бюджет налог на доходы физических
лиц".
     В  Свидетельстве о государственной регистрации предпринимателя Л.
оговорен  перечень  видов деятельности, которые он осуществляет. Одним
из  видов  деятельности  предпринимателя  является  "покупка и продажа
ценных бумаг", именно на данный вид деятельности он и получил патент.
     Кроме  того, Л. ознакомил ЗАО с письмом МНС РФ N 22-2-16/297-з426
от  26.02.2002г.  (приложение  N  3), на основании которого он получил
патент,  хотя  первоначально  ему  в  этом  было  отказано.  В  письме
говорится:   "В  качестве  подтверждения  государственной  регистрации
индивидуальному  предпринимателю выдается свидетельство установленного
образца,   в   котором   указываются   те   виды   предпринимательской
деятельности, которые он вправе осуществлять в целях получения дохода.
     К   таким   видам  деятельности  может  быть  отнесена  любая  не
запрещенная   действующим  законодательством  Российской  Федерации  и
указанная    в    свидетельстве    о    государственной    регистрации
индивидуального    предпринимателя   деятельность,   направленная   на
систематическое  извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров,   выполнения   работ   и   оказания  услуг,  в  том  числе  и
деятельность,   осуществляемая   на   основе   заключенных   договоров
купли-продажи имущества (ценных бумаг).
     Исходя из изложенного, а также учитывая установленные Федеральным
законом   для   субъектов  малого  предпринимательства  ограничения  в
применении  данного налогового режима, индивидуальные предприниматели,
осуществляющие  на  основе свидетельства о государственной регистрации
деятельность,   направленную   на   извлечение   доходов   от   сделок
купли-продажи  (ценных  бумаг),  вправе  применять  упрощенную систему
налогообложения,  учета  и отчетности на общих основаниях при условии,
что  их  деятельность  не  является  профессиональной  на рынке ценных
бумаг,   а   сами   предприниматели  не  зарегистрированы  в  качестве
профессиональных участников рынка ценных бумаг".
     По  вопросу  налогообложения  предпринимателей,  о применении ими
упрощенной   системы   налогообложения   на  рынке  ценных  бумаг  ЗАО
неоднократно обращалась в УМНС РФ по РТ.
     В  позиции  УМНС  РФ  по  РТ наблюдается явное противоречие между
ответами,  данными  по  этому  вопросу  в разные периоды времени, хотя
принятие Налогового кодекса не внесло никаких существенных изменений в
порядок налогообложения предпринимателей.
     По порядку:
     1.  Нами  20.07.2000 г. был сделан письменный запрос N 623 в УМНС
РФ   по  РТ,  в  котором  была  описана  ситуация  (приложение  N  4):
"предприниматель,   применяющий  упрощенную  систему  налогообложения,
заключил   с   ЗАО"   два   договора   на  брокерское  обслуживание  и
доверительное  управление  его  имуществом.  Был  задан  вопрос:  "Под
действие  патента  по  упрощенной  системе  налогообложения,  учета  и
отчетности  будут  подпадать все доходы предпринимателя по операциям с
ценными  бумагами  (по  договору  брокерского  обслуживания и договору
доверительного управления)?".
     Мы   получили  письменный  ответ  УМНС  РТ  N  02-05-15/10027  от
08.08.2000г., в котором говорится, что "купля-продажа с использованием
услуг  брокеров  и  сдача  ценных  бумаг  в  доверительное  управление
являются   реализацией   права  распоряжения  имуществом  и  не  могут
рассматриваться  как  два  отдельных вида деятельности. Следовательно,
под  действие  патента,  выданного  на  вид  деятельности  "операции с
ценными  бумагами", подпадут все доходы предпринимателя по операциям с
ценными бумагами (по договору на брокерское обслуживание и по договору
доверительного управления)" (приложение N 5).
     2.  В  июне  2001  г.  был  сделан  письменный  запрос  N  359 от
06.06.2001г.  также  по  налогообложению  предпринимателей в несколько
мест (приложение N 6).
     В  данном  письме  говорилось:  "...некоторые инспекции МНС РФ по
районам    Республики   Татарстан   отказывают   в   выдаче   патентов
предпринимателям  на применение упрощенной системы налогообложения для
совершения   операций   на   рынке   ценных   бумаг,  требуя  лицензии
профессионального  участника  на  осуществление  деятельности на рынке
ценных бумаг.
     Сделки   по  купле-продаже  ценных  бумаг  вправе  совершать  как
профессиональные  участники  рынка ценных бумаг, так и инвесторы через
профессиональных участников.
     ...Профессиональный  участник  рынка ценных бумаг, осуществляющий
свою  деятельность  на основании лицензии, самостоятельно выступает на
рынке  ценных  бумаг,  осуществляя  указанные  в  Законе  (N  39-ФЗ от
22.04.1996г.    "О    рынке    ценных   бумаг")   виды   деятельности,
предприниматель  же  вправе  заключить  с  профессиональным участником
договор на комплексное обслуживание на рынке ценных бумаг...
     Отказ  налоговых  органов  в  выдаче  патентов  предпринимателям,
совершающим  сделки  на  рынке  ценных  бумаг, противоречит налоговому
законодательству, а именно:
     1)   ст.   18   НК   РФ,   согласно  которой  упрощенная  система
налогообложения... регламентируется Кодексом, а не решениями инспекций
МНС РФ на местах;
     2)  Федеральному  закону N 222-ФЗ от 29.12.1995 г. "Об упрощенной
системе  налогообложения,  учета  и  отчетности  для  субъектов малого
предпринимательства":
     - действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
распространяется на предпринимателей независимо от вида осуществляемой
деятельности (п. 1 ст. 2);
     - под  действие  упрощенной системы не подпадают профессиональные
участники рынка ценных бумаг (п. 2 ст. 2);
     - предприниматели  имеют  право  перейти  на  упрощенную  систему
налогообложения    в    соответствии   с   порядком,   предусмотренным
вышеуказанным Законом (п. 3 ст. 2), который не предусматривает наличия
лицензии".
     МНС РФ не ответило на наше письмо, а переадресовало его в УМНС РФ
по РТ.
     Ответ   УМНС  РФ  по  РТ  N  03-01-07/3/14950  от  18.10.2001  г.
(приложение  N 7) звучит так: "Главой 2 ФЗ РФ от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ
"О рынке ценных бумаг" определен закрытый перечень видов деятельности,
осуществлять  которые  в  качестве  профессиональных  участников рынка
ценных  бумаг  могут  физические  лица,  зарегистрированные в качестве
предпринимателей.  К таким видам деятельности согласно названной главе
отнесены,   в  частности,  брокерская  деятельность,  деятельность  по
управлению  ценными бумагами и деятельность по организации торговли на
рынке  ценных  бумаг.  Иные  сделки  по  купле и продаже ценных бумаг,
совершаемые  физическими  лицами на рынке ценных бумаг, производятся в
рамках  гражданско-правовых  отношений,  в  связи  с  чем не требуется
регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Исходя  из  вышеизложенного,  налоговый  орган  не имеет права вынести
решение  о  выдаче  патента  на  право  применения  упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности".
     Региональное  отделение в РТ Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг   письмом   N   2170/04   от  22.06.01  ответило  нам:  "Порядок
лицензирования  лиц,  зарегистрированных  в качестве предпринимателей,
действующим законодательством не определен" (приложение N 8).
     Из  НАУФОР мы получили следующий ответ (N 1011 от 29.06.2001 г.):
"Федеральным   законом,   регулирующим  случаи  и  порядок  применения
упрощенной      системы      налогообложения      субъектов     малого
предпринимательства,  является  Федеральный  закон  от 29 декабря 1995
года   N  222-ФЗ  "Об  упрощенной  системе  налогообложения,  учета  и
отчетности для субъектов малого предпринимательства".
     В  соответствии с п. 1 ст. 1 данного закона "право выбора системы
налогообложения,  учета  и  отчетности,  включая  переход к упрощенной
системе     налогообложения,    предоставляется    субъектам    малого
предпринимательства  на добровольной основе в порядке, предусмотренном
настоящим Федеральным законом.
     Кроме  того,  в  соответствии  с  п. 2 ст. 2 Закона N 222-ФЗ "под
действие  упрощенной  системы  налогообложения,  учета и отчетности не
подпадают  ...  профессиональные  участники рынка ценных бумаг...", и,
следовательно,  наличие  лицензии  профессионального  участника  рынка
ценных  бумаг  у  субъекта  малого  предпринимательства  исключает его
переход   на   упрощенную   систему  налогообложения  субъекта  малого
предпринимательства (приложение N 9).
     Ответ УМНС РФ по РТ, на наш взгляд, противоречит позиции, которая
была высказана в письме МНС РФ предпринимателю.
     Поэтому    по    данному    вопросу   ЗАО   в   своих   действиях
руководствовалась  письмом  МНС  РФ N 22-2-16/297-з426 от 26.02.2002г.
предпринимателю  Л.,  во-первых,  как  вышестоящего органа, во-вторых,
считая его правильным и не противоречащим законодательству.
     В связи с возникшим спором ЗАО самостоятельно направило запрос по
налогообложению  предпринимателей  в  МНС  РФ  N  715 от 02.07.2004 г.
(приложение N 10).
     Письмом  N  04-3-01/500  от  11.08.2004  г. (приложение N 11) был
получен    ответ,    в   котором   говорится:   "...физические   лица,
зарегистрированные   в   качестве   предпринимателей  без  образования
юридического   лица,  у  которых  в  свидетельстве  о  государственной
регистрации  был указан такой вид деятельности, как операции с ценными
бумагами, обязаны были получить лицензию.
     ...Физическое    лицо,    заключившее   договор   на   брокерское
обслуживание  принадлежащих  ему  на праве собственности ценных бумаг,
выступает  именно  в  качестве  физического  лица  - собственника этих
собственных  бумаг, а не профессионального участника. При этом наличие
у   него   свидетельства  о  государственной  регистрации  в  качестве
индивидуального   предпринимателя  никакого  значения  при  совершении
сделок с его ценными бумагами не имеет.
     Таким  образом,  получение  данным  физическим  лицом  доходов от
сделок  с  принадлежащими ему на праве собственности ценными бумагами,
проводимых  через  организацию-посредника,  не может квалифицироваться
как получение доходов от занятия предпринимательской деятельностью.
     ...Организация,   являющаяся  профессиональным  участником  рынка
ценных  бумаг,  в  случае  заключения  договора на оказание брокерских
услуг  клиенту  -  физическому  лицу  независимо  от  наличия  у  него
свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя,  а  также  патента  на  право  применения  упрощенной
системы  налогообложения, учета и отчетности, выступает по отношению к
этому  лицу налоговым агентом, ...на которого возложены обязанности по
исчислению,  удержанию  и  перечислению  в  бюджет  налога  на  доходы
физических лиц с доходов данного физического лица...".
     Ответы  УМНС  и  МНС  РФ  "...не  стыкуются с той ситуацией, что,
несмотря  на  ...  норму,  действующую  в  Законе  (39-ФЗ) до внесения
изменений,  физические  лица-предприниматели  никоим  образом не могли
реально  получить  лицензию  на  осуществление  перечисленных в законе
видов  профессиональной  деятельности  на  рынке  ценных бумаг. Данная
процедура  не  была  начата  и  не  проводилась ФКЦБ РФ по отношению к
физическим  лицам. Таким образом, свидетельства на предпринимательскую
деятельность регистрирующими органами выдавались, а право осуществлять
ее  ограничивалось  (разрешалось)  лицензией,  которую  получить  было
нельзя.  Норма  одного законодательства не работает из-за отсутствия у
ФКЦБ РФ (ФСФР РФ) нормативной базы по лицензированию физических лиц и,
соответственно, практической возможностью получить лицензию.
     Если  налоговые  органы  по-прежнему  указывают  на необходимость
лицензирования  индивидуальных предпринимателей, не является понятным,
зачем   вообще   выдавались   свидетельства,  если  даже  при  наличии
свидетельства   и  при  предполагаемом  самостоятельном  осуществлении
операций  физическое лицо из-за отсутствия лицензии не могло выступать
индивидуальным  предпринимателем  в  отношении  ценных  бумаг" (Письмо
НАУФОР N 651 от 11.10.2004 г., приложение N 13).
     Данное письмо НАУФОР было получено в ответ на наш запрос N 944 от
24.08.2004 г. (приложение N 12).
     Ситуация  2.  ЗАО,  профессиональный участник рынка ценных бумаг,
заключило  договор  брокерского  обслуживания  на рынке ценных бумаг с
гражданином  С.,  зарегистрированным  в  качестве  предпринимателя без
образования   юридического   лица.   В  подтверждение  своего  статуса
гражданин  С.  предъявил Свидетельство о государственной регистрации N
18264  от  9  января  2001  года,  в  котором  оговорен перечень видов
деятельности,  которые  он  осуществляет  (приложение  N 14). Одним из
видов   его   деятельности  являются  "операции  с  ценным  бумагами".
Упрощенную систему налогообложения предприниматель С. не применяет.
     Согласно  вышеуказанному  письму  МНС  РФ  N  22-2-16/297-з426 от
26.02.2002  индивидуальные  предприниматели,  осуществляющие на основе
свидетельства о государственной регистрации деятельность, направленную
на  извлечение  доходов от сделок купли-продажи (ценных бумаг), вправе
применять  упрощенную  систему  налогообложения, учета и отчетности на
общих  основаниях,  при  условии,  что  их  деятельность  не  является
профессиональной  на  рынке  ценных  бумаг,  а сами предприниматели не
зарегистрированы  в  качестве профессиональных участников рынка ценных
бумаг", но это не является обязательным требованием.
     Руководствуясь  ст.  227  гл. 23 ч. 2 НК РФ, в которой говорится,
что  "физические  лица, зарегистрированные в установленном действующим
законодательством   порядке   и   осуществляющие   предпринимательскую
деятельность  без  образования  юридического лица - по суммам доходов,
полученным  от  осуществления  такой  деятельности  ... самостоятельно
исчисляют   суммы   налога,   подлежащие   уплате   в  соответствующий
бюджет...",  ЗАО  расчет и удержание налога на доходы от купли-продажи
ценных  бумаг  с  предпринимателя  С.  не  производила, а по окончании
налогового  периода  подала  сведения  о  полученном совокупном доходе
предпринимателем   С.  в  налоговую  инспекцию  по  месту  регистрации
предприятия.
     Вся дальнейшая ситуация аналогична.
     Ситуация  3.  В  ЗАО  обратился П. в целью заключения договора на
брокерское обслуживание для осуществления сделок с ценными бумагами на
организованном  рынке.  В  подтверждение  своего  статуса П. предъявил
Свидетельство  о  государственной  регистрации предпринимателя N 18425
(16:50:06)   от   16.01.2001г.   Упрощенную   систему  налогообложения
предприниматель не применяет.
     В Свидетельстве предпринимателя среди видов его деятельности есть
такой   вид,  как  "осуществление  сделок  с  ценными  бумагами  через
профессиональных участников рынка ценных бумаг" (приложение N 15).
     Каким  же  образом данная формулировка деятельности соотносится с
доводами налоговых органов, приведенными выше.
     Исходя  из  вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что у МНС
России  нет  четкой  позиции  по  данному  вопросу, т.к. ответ, данный
предпринимателю Л., на наш взгляд, противоречит ответу, данному ЗАО.
     Мы  не  можем  согласиться  с  позицией МНС России, высказанной в
письме   N   04-3-01/500   от   11.08.2004г.,  т.к.  считаем  ситуацию
неоднозначной по нескольким причинам:
     1.   В   качестве   подтверждения   государственной   регистрации
индивидуальному  предпринимателю выдается свидетельство установленного
образца,   в   котором   указываются   те   виды   предпринимательской
деятельности, которые он вправе осуществлять в целях получения дохода.
     К  таким  видам  деятельности  согласно  ст.  2  ГК РФ может быть
отнесена    любая    самостоятельная,   не   запрещенная   действующим
законодательством  Российской  Федерации и указанная в свидетельстве о
государственной     регистрации     индивидуального    предпринимателя
деятельность,  направленная  на  систематическое извлечение прибыли от
пользования  имуществом,  продажи товаров, выполнения работ и оказания
услуг,   в   том   числе  и  деятельность,  осуществляемая  на  основе
заключенных  договоров купли-продажи имущества (ценных бумаг). Товаром
признаются  любые вещи, реализуемые по договорам купли-продажи. Ценные
бумаги  согласно ст. 128 ГК РФ являются вещью. То есть деятельность по
реализации  ценных  бумаг  не  является  исключением,  являясь по сути
деятельностью  по  продаже  товаров.  Кроме  того, в ГК РФ не делается
оговорки  о  том, принадлежит ли товар (ценные бумаги) предпринимателю
на праве собственности или это товар другого лица.
     2.  В Налоговом кодексе РФ не содержится ясно выраженного запрета
на  то,  что  профессиональным участникам - источникам выплаты доходов
нельзя    рассматривать    физических    лиц,   зарегистрированных   в
установленном     законодательством     порядке    и    осуществляющих
предпринимательскую  деятельность  без  образования юридического лица,
как  предпринимателей,  т.е.  лиц  "самостоятельно  исчисляющих  суммы
налога,  подлежащего  уплате  в  соответствующий  бюджет". Этот запрет
высказывается  только в комментариях и разъяснениях налоговых органов,
довольно противоречивых.
     3.   Физические  лица-предприниматели  никоим  образом  не  могли
реально  получить лицензию на осуществление перечисленных в Главе 2 ФЗ
РФ   от   22.04.1996   г.   N  39-ФЗ  "О  рынке  ценных  бумаг"  видов
профессиональной  деятельности на рынке ценных бумаг. Данная процедура
не  была  начата  и  не  проводилась ФКЦБ РФ по отношению к физическим
лицам.    Таким    образом,   свидетельства   на   предпринимательскую
деятельность регистрирующими органами выдавались, а право осуществлять
ее  ограничивалось  (разрешалось)  лицензией,  которую  получить  было
нельзя.
     4.  Происходит  двойное  налогообложение  доходов физических лиц,
зарегистрированных   в   качестве   предпринимателей   и   применяющих
упрощенную  систему  налогообложения, учета и отчетности, что является
прямым нарушением их прав.
     Надо  отметить,  что  за проверяемый период 2001-2003 год в адрес
ЗАО   не   поступило   ни   одного  запроса  из  налоговых  органов  о
предоставлении  документов, подтверждающих расходы тех лиц, которых мы
рассматривали  в  качестве  предпринимателей для перерасчета налога на
доходы.  Из  этого следует, что налоговые органы сочли действия ЗАО не
противоречащими законодательству.
     Правомерно  ли утверждение ИМНС о том, что в нарушение пп. 1 п. 3
ст.  24 и п. 6 ст. 226 НК РФ ЗАО не удержало и не перечислило в бюджет
налог  на  доходы  с  доходов  физических  лиц,  зарегистрированных  в
качестве предпринимателей?
     Приложения:
     1.  Свидетельство  о государственной регистрации предпринимателя,
осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, N
4737 (16:50:10) от 08.021999г. (копия).
     2. Патент на право применения упрощенной системы налогообложения,
учета  и отчетности физическим лицом, занимающимся предпринимательской
деятельностью  без  образования  юридического  лица  N  AM  858938  от
24.05.2002 г. (копия).
     3. Письмо МНС РФ N22-2-16/297з426 от 26.02.2002г. (копия).
     4. Письмо ЗАО N 623 в УМНС РФ по РТ от 20.07.2000г. (копия).
     5. Письмо УМНС РТ N 02-05-15/10027 от 08.08.2000г. (копия).
     6. Письмо ЗАО N 359 от 06.06.2001 г. (копия).
     7.  Письмо  УМНС  РФ  по  РТ  N 03-01-07/3/14950 от 18.10.2001 г.
(копия).
     8.  Письмо  Регионального  отделения в РТ Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг N 2170/04 от 22.06.01 г. (копия).
     9. Письмо НАУФОР N 1011 от 29.06.2001 г. (копия).
     10. Письмо ЗАО в МНС РФ N 715 от 02.07.2004г. (копия).
     11. Письмо МНС РФ N 04-3-01/500 от 11.08.2004г. (копия).
     12. Письмо ЗАО в НАУФОР N 944 от 24.08.2004г. (копия).
     13. Письмо НАУФОР N 651 от 11.10.2004г. (копия).
     14.  Свидетельство  о государственной регистрации предпринимателя
С.,  осуществляющего  свою  деятельность  без образования юридического
лица, N 18264 (16:50:04) от 09.01.2001 г. (копия).
     15.  Свидетельство  о государственной регистрации предпринимателя
П. N 18425 (16:50:06) от 16.01.2001г. (копия).

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел  письмо  ЗАО по вопросу налогообложения доходов, полученных
физическими   лицами   -   индивидуальными   предпринимателями,   и  в
соответствии  со  статьей 34-2 Налогового кодекса Российской Федерации
разъясняет следующее.
     В  соответствии  с  подпунктом  1  пункта 1 статьи 227 Налогового
кодекса   Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)  физические  лица,
зарегистрированные   в   установленном  действующим  законодательством
порядке   и   осуществляющие   предпринимательскую   деятельность  без
образования  юридического  лица, самостоятельно исчисляют и уплачивают
налог  на доходы физических лиц, исходя из сумм доходов, полученных от
осуществления такой деятельности.
     Однако,  статьей  214-1  Кодекса  установлен  специальный порядок
налогообложения  доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с
финансовыми  инструментами срочных сделок, базисным активом по которым
являются  ценные  бумаги  и,  в частности, исчисление и уплата налога,
которая  не  зависит  от  того,  осуществляет  ли  физическое  лицо  -
получатель   дохода   операции   с   ценными   бумагами   в   качестве
индивидуального предпринимателя или нет.
     В  соответствии  со  статьей  214-1  Кодекса  налоговыми агентами
признаются  брокеры,  доверительные управляющие, управляющие компании,
осуществляющие   доверительное   управление  имуществом,  составляющим
паевой  инвестиционный  фонд,  или  иные лица, совершающие операции по
договору   поручения,   по   иному   подобному   договору   в   пользу
налогоплательщика - физического лица.
     Таким   образом,   если   организация   относится   к   одной  из
вышеуказанных  категорий лиц, она является налоговым агентом и обязана
исчислить,  удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога на
доходы физических лиц в бюджет в соответствии с положениями статьи 226
Кодекса.
     При  этом,  в  соответствии  со  статьей 230 Кодекса на налоговых
агентов  возложена  обязанность  по  ведению учета доходов, полученных
физическими  лицами  в  налоговом  периоде,  а  также  представлению в
налоговый орган сведений о доходах физических лиц.
     Таким  образом,  по  доходам,  полученным  физическими  лицами по
операциям  с  ценными  бумагами  на  основании договоров на брокерское
обслуживание,   доверительное   управление   и   т.д.,  заключенных  с
организацией,  являющейся  профессиональным  участником  рынка  ценных
бумаг,  такая  организация  является налоговым агентом и независимо от
статуса физического лица обязана вести учет доходов, полученных от нее
физическими  лицами  в  налоговом  периоде,  исчислять,  удерживать  и
перечислять  в  бюджет  сумму  налога  на  доходы  физических  лиц  на
основании  статьи  226 Кодекса, а также представлять в налоговый орган
сведения о доходах, выплаченных таким лицам.

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Министерства финансов
Российской Федерации
                                                         С.В. Разгулин
7 декабря 2006 г.
N 03-05-01-04/328