О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В РАСХОДАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ И ОБЛОЖЕНИИ НДФЛ И ЕСН ЗАТРАТ НА ДОСТАВКУ РАБОТНИКОВ К МЕСТУ РАБОТЫ И ОБРАТНО ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 4 декабря 2006 г. N 03-03-05/21 (ФР 07-01) Вопрос: ООО просит Вас дать точное и аргументированное письменное разъяснение по поводу налогового учета затрат на перевозку сотрудников к месту работы и обратно. Основной вид деятельности - производство обуви (общепринятая система налогообложения). Часть работников состоит в штате нашего предприятия, а часть привлекается по договору предоставления персонала. Коллективный договор в организации не заключался. Бесплатный провоз к месту работы и обратно предусмотрен трудовыми договорами и Положением по оплате труда, принятым на предприятии. Ввиду нехватки персонала должной квалификации в районе своего местоположения наша организация вынуждена привлекать специалистов, проживающих в других населенных пунктах, находящихся на расстоянии от 5 до 35 км от города, в котором расположены наши производственные цеха. Предприятие приобрело автобус и осуществляет на нем бесплатную доставку до места работы и обратно сотрудников, работающих с 7 ч 00 мин. до 19 ч 00 мин. и проживающих в других населенных пунктах (городах, поселках и т.д.). Затраты на данные перевозки (ГСМ, амортизация автобуса, заработная плата водителя и др.) относятся нашим предприятием к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, согласно п. 25 ст. 255 и п. 26 ст. 270 гл. 25 НК РФ. В доход работников данные суммы не включаются. Также у предприятия имеется микроавтобус "Газель", на котором бесплатно доставляются к месту работы служащие, работающие с 8 ч 00 мин. до 17 ч 00 мин. и проживающие в пределах города, в котором расположено наше предприятие. С работы данные сотрудники добираются до дома самостоятельно на транспорте общего пользования, но предприятие оплачивает им этот проезд исходя из количества фактически отработанных дней и стоимости разового контрольного билета на основании приказа руководителя предприятия, табелей учета рабочего времени и заявлений работников. Суммы указанной доплаты на проезд включаются в доход работников с начислением ЕСН и удержанием НДФЛ. Затраты на данные перевозки (ГСМ, амортизация микроавтобуса, заработная плата водителя и др.) и доплата на проезд относятся нашим предприятием к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, согласно п. 25 ст. 255 и п. 26 ст. 270 гл. 25 НК РФ. Правомерно ли мы поступаем? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо и сообщает следующее. В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Однако, согласно пункту 26 статьи 270 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Учитывая изложенное, считаем, что организация вправе отнести на расходы затраты, с# связанные # перевозкой рабочих, если данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства и предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. По нашему мнению, расходы организации по доставке работников на работу и оплате проезда от места работы до дома в черте города не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. При этом пунктом 3 статьи 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков - организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника. Учитывая, что любые выплаты, производимые налогоплательщиком в пользу физических лиц, не связанных с ним указанным в пункте 1 статьи 236 Кодекса договорами, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, то стоимость доставки до места работы и обратно сотрудников другой организации, работающих у налогоплательщика на основании договора о предоставлении персонала, не подлежит налогообложению единым социальным налогом. В случае, если доставка сотрудников до места работы и обратно связана с режимом работы предприятия, местоположением, то есть, если сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, то предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, то есть оплата такой доставки работников будет считаться обычными производственными расходами организации. В противном случае, предусмотренные трудовыми договорами стоимость доставки сотрудников до места работы и обратно, а также оплата организацией проездных билетов сотрудников подлежат налогообложению единым социальным налогом с учетом пункта 3 статьи 236 Кодекса. Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. Таким образом, оплата организацией проезда работников до места работы и обратно, а также оплата проездных билетов работников, при условии, что работники имеют возможность добираться до места работы и обратно на общественном транспорте самостоятельно, признается доходами работников, полученными в натуральной форме. Соответственно стоимость указанной оплаты подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. При отсутствии рейсов общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации С.В. Разгулин 4 декабря 2006 г. N 03-03-05/21 |