ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ" ПБУ 13/2000 (РЕДАКЦИЯ НА 18.09.2006). Приказ. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.10.00 92Н

Оглавление

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
              "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ" ПБУ 13/2000
                       (Редакция на 18.09.2006)

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 октября 2000 г.
                                N 92н

                                (ЮИАИ)


   

     Во  исполнение  Программы  реформирования  бухгалтерского учета в
соответствии   с  международными  стандартами  финансовой  отчетности,
утвержденной  Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 6
марта 1998 г. N 283, приказываю:
     1.  Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету "Учет
государственной помощи" ПБУ 13/2000.
     2.   Положение  по  бухгалтерскому  учету  "Учет  государственной
помощи"  ПБУ  13/2000  применяется  в отношении подлежащих признанию в
бухгалтерском  учете бюджетных средств, предоставленных после 1 января
2001  г.,  а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января 2001
г., в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 г.

Министр финансов
Российской Федерации
                                                              А.КУДРИН
16 октября 2000 г.
N 92н

----------------------------------------------------------------------
     По  заключению  Минюста  России  от  20  ноября 2000 г. N 9898-ЮД
Приказ  Минфина  России  от  16  октября  2000 г. N 92н не нуждается в
государственной регистрации.


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                        Приказом Министерства финансов
                                                  Российской Федерации
                                               от 16 октября 2000 года
                                                                 N 92н


                              ПОЛОЖЕНИЕ
        ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ"
                             ПБУ 13/2000

                          I. Общие положения

     1.  Настоящее  Положение  устанавливает  правила  формирования  в
бухгалтерском   учете   информации   о   получении   и   использовании
государственной   помощи,  предоставляемой  коммерческим  организациям
(кроме  кредитных  организаций),  являющимся  юридическими  лицами  по
законодательству   Российской   Федерации   (далее   организации),   и
признаваемой    как   увеличение   экономической   выгоды   конкретной
организации  в результате поступления активов (денежных средств, иного
имущества).
     2.  При  применении  настоящего  Положения  не  рассматриваются в
качестве  экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся
регионах,   установление   ограничений  на  деятельность  конкурентов,
занимающих   доминирующее   положение   на   рынке   и  осуществляющих
монополистическую   деятельность   и   т.п.  действия,  которые  могут
оказывать  влияние  на  общие  хозяйственные  условия, в которых ведет
деятельность организация.
     3.  Настоящее  Положение не применяется в отношении экономической
выгоды, связанной с:
     государственным регулированием цен и тарифов;
     применением   соответствующих   правил   налогообложения  прибыли
(предоставление  налоговых  льгот,  отсрочки  или  рассрочки по уплате
налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
     участием  Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных    образований   в   уставных   (складочных)   капиталах
юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
     4.   Исходя   из   настоящего  Положения  в  бухгалтерском  учете
формируется  информация  о  государственной  помощи, предоставленной в
форме  субвенций,  субсидий  (далее  субвенции  и  субсидии  именуются
бюджетные  средства),  бюджетных  кредитов  (за  исключением налоговых
кредитов,  отсрочек  и рассрочек по уплате налогов и платежей и других
обязательств),  включая  предоставление  в  виде ресурсов, отличных от
денежных  средств  (земельные  участки,  природные  ресурсы  и  другое
имущество),  и  в  прочих  формах. Информация о государственной помощи
формируется  независимо  от  вида  предоставленных  ресурсов  (в  виде
денежных  средств  или  (и)  в  виде  ресурсов,  отличных  от денежных
средств).
     Для  целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются
на:
     средства  на  финансирование  капитальных  расходов,  связанных с
покупкой,  строительством  или  приобретением  иным путем внеоборотных
активов  (основных  средств  и др.). Предоставление этих средств может
сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение
определенных  видов активов, их местонахождение или сроки приобретения
и владения;
     средства  на  финансирование  текущих  расходов.  К ним относятся
бюджетные  средства,  отличные  от  предназначенных  на финансирование
капитальных расходов.

                      II. Учет бюджетных средств

     5.  Организация  принимает  бюджетные  средства, включая ресурсы,
отличные  от  денежных  средств,  к  бухгалтерскому  учету при наличии
следующих условий:
     имеется  уверенность,  что  условия  предоставления  этих средств
организацией  будут  выполнены.  Подтверждением могут быть заключенные
организацией   договоры,  принятые  и  публично  объявленные  решения,
технико-экономические   обоснования,   утвержденная   проектно-сметная
документация и т.п.;
     имеется  уверенность,  что  указанные  средства  будут  получены.
Подтверждением  могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление
о   бюджетных  ассигнованиях,  лимитах  бюджетных  обязательств,  акты
приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
     6.  В  случае предоставления организации государственной помощи в
виде  ресурсов,  отличных  от  денежных  средств  (земельные  участки,
природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к
бухгалтерскому   учету   в  сумме,  равной  стоимости  полученных  или
подлежащих   получению  активов.  Стоимость  активов,  полученных  или
подлежащих  получению,  определяется  организацией  исходя из цены, по
которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость
таких же или аналогичных активов.
     7.   Бюджетные   средства,  принятые  к  бухгалтерскому  учету  в
соответствии   с   пунктом   5   настоящего  Положения,  отражаются  в
бухгалтерском   учете  как  возникновение  целевого  финансирования  и
задолженности  по  этим  средствам.  По  мере  фактического  получения
средств  соответствующие  суммы  уменьшают задолженность и увеличивают
счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
     Если  бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере
фактического   получения   ресурсов,   то  с  возникновением  целевого
финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных
вложений и т.п.
     8.   Бюджетные  средства  списываются  со  счета  учета  целевого
финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
     Одновременно  по  внеоборотным  активам,  приобретенным  за  счет
бюджетных   средств   и   подлежащим   согласно  действующим  правилам
амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
     9.   Списание   бюджетных   средств   со   счета  учета  целевого
финансирования производится на систематической основе:
     суммы  бюджетных средств на финансирование капитальных расходов -
на  протяжении  срока  полезного  использования  внеоборотных активов,
подлежащих  согласно  действующим  правилам амортизации, или в течение
периода   признания   расходов,   связанных   с   выполнением  условий
предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов,
не  подлежащих  амортизации  согласно  действующим  правилам. При этом
целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов
при  вводе  объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим
отнесением   в   течение   срока   полезного   использования  объектов
внеоборотных  активов  в размере начисленной амортизации на финансовые
результаты организации как прочие доходы;
     суммы  бюджетных  средств  на финансирование текущих расходов - в
периоды    признания   расходов,   на   финансирование   которых   они
предоставлены.  При  этом целевое финансирование признается в качестве
доходов  будущих  периодов  в  момент  принятия к бухгалтерскому учету
материально-производственных   запасов,   начисления  оплаты  труда  и
осуществления  других  расходов  аналогичного  характера с последующим
отнесением     на     доходы    отчетного    периода    при    отпуске
материально-производственных  запасов  в  производство  продукции,  на
выполнение   работ   (оказание   услуг),  начисления  оплаты  труда  и
осуществления других расходов аналогичного характера.
     Если   выделение   бюджетных   средств   связано   с  выполнением
определенных  условий,  то  период,  в  течение  которого производится
списание   суммы   со  счета  учета  целевого  финансирования,  должен
определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
     10.  Бюджетные  средства, предоставленные в установленном порядке
на  финансирование  расходов,  понесенных  организацией  в  предыдущие
отчетные  периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким
средствам  и  увеличение финансового результата организации как прочие
доходы.
     11.  Любые  условные обязательства и условные активы, связанные с
признанными  в  бухгалтерском учете организации бюджетными средствами,
рассматриваются  в  соответствии  с Положением по бухгалтерскому учету
"Условные  факты  хозяйственной  деятельности"  ПБУ  8/98  (утверждено
Приказом  Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 57н, зарегистрирован в
Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1675).
     12.  Если  организация фактически получила бюджетные средства, но
достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления
этих   средств,  отсутствует,  то  в  бухгалтерском  учете  отражаются
возникновение  целевого финансирования и поступление денежных средств,
капитальных вложений и т.п.
     Эти  суммы  учитываются  как  целевое финансирование до получения
достаточных  подтверждений  того,  что организация выполнит условия их
предоставления.
     13.  Если  в  отчетном  году  возникают обстоятельства, в связи с
которыми  организация  должна  возвратить  ресурсы, признанные ранее в
этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 настоящего
Положения,   то  в  бухгалтерском  учете  производятся  исправительные
записи.
     14.  Если  в  отчетном  году  возникают обстоятельства, в связи с
которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве
государственной  помощи  в  предыдущие  годы,  то на сумму, подлежащую
возврату, производится запись:
     в  части  предоставленных  бюджетных  средств  на  финансирование
капитальных   расходов   -  в  уменьшение  целевого  финансирования  и
возникновение  задолженности  по их возврату. Одновременно уменьшаются
финансовые   результаты   организации   и   восстанавливается  целевое
финансирование  на сумму амортизации основных средств и нематериальных
активов,  которая  была начислена, и несписанной суммы доходов будущих
периодов;
     в  части бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в
уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их
возврату.  Если  сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий
остаток  целевого  финансирования или такой остаток отсутствует вовсе,
то  в  бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых
результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.
     15.  Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от
вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы,
отличные  от  денежных  средств),  а  также  способа предоставления их
(фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).

              III. Учет бюджетных кредитов и прочих форм
                        государственной помощи

     16.  Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в
бухгалтерском  учете  в  общем  порядке,  принятом  для  учета заемных
средств.
     17.  Если  при  предоставлении  бюджетных  кредитов на возвратной
основе  предусматривается,  что  при  выполнении  определенных условий
организация   освобождается   от   возврата   полученных  ресурсов,  и
существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти
условия,  то  такие  средства  учитываются  в  порядке,  установленном
настоящим Положением для учета бюджетных средств.
     18.  Предоставленная  организации  выгода,  которая не может быть
обоснованно  оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной
основе,  предоставление  гарантий,  беспроцентные  займы  или  займы с
пониженным  процентом  и  др.),  а  также  не  может  быть отделена от
нормальной    хозяйственной    деятельности   организации   (например,
государственные   закупки),   для   целей   раскрытия   информации   в
бухгалтерской  отчетности  считается  прочими  формами государственной
помощи.
     19.   Прочие   формы   государственной   помощи   в   случае   их
существенности  для  характеристики финансового положения и финансовых
результатов    деятельности    организации    подлежат   раскрытию   в
бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.

         IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

     20.   Остаток   средств   по   счету   учета   средств   целевого
финансирования  в  части предоставленных организации бюджетных средств
отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов"
либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".
     21.  Суммы  бюджетных  средств,  признанные в бухгалтерском учете
организации  согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов
на  счете  учета  финансовых  результатов, отражаются в составе прочих
доходов как активы, полученные безвозмездно.
     Суммы   бюджетных   средств,  признанные  в  бухгалтерском  учете
организации  в  прошлые  годы согласно пункту 8 настоящего Положения в
качестве  доходов,  но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14
настоящего Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов
в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в
отчетном году.
     22.  В  бухгалтерской  отчетности организации подлежит раскрытию,
как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:
     характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском
учете в отчетном году;
     назначение и величина бюджетных кредитов;
     характер   прочих   форм   государственной   помощи,  от  которых
организация прямо получает экономические выгоды;
     не   выполненные   по   состоянию   на   отчетную   дату  условия
предоставления   бюджетных   средств   и  связанные  с  ними  условные
обязательства и условные активы.

Оглавление