О ПОДПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ. Постановление. Правительство РФ. 17.11.01 797


Страницы: 1  2  


модернизацию производства.
     Привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной
инфраструктуры  -  одна  из  основных  целей работы по реформе системы
тарифного регулирования.
     Для развития  экономических  механизмов  тарифного  регулирования
необходимо обеспечить единую методологическую базу  для  регулирования
тарифов   на   федеральном,   региональном   и  муниципальном  уровне.
Необходимо  установить  единые  принципы  государственного   тарифного
регулирования,  увязывающие  изменения  тарифов  на  газ  (федеральный
уровень) и электрическую энергию (региональный уровень)  с  изменением
тарифов   на   тепловую   энергию,   водоснабжение   и   водоотведение
(муниципальный уровень),  а также возможностью потребителей (населения
и бюджетных организаций) оплатить услуги по новым тарифам.
     Эффективное регулирование    предприятий    жилищно-коммунального
хозяйства  должно  основываться на системе,  состоящей из трех частей.
Первая  часть  -  определение  целей  деятельности  этих   предприятий
(формирование  их производственной и инвестиционной программ),  вторая
часть -  решение  вопросов  формирования  и  утверждения  тарифов  как
средства  финансового  обеспечения указанных программ и третья часть -
проведение мониторинга  предприятий  жилищно-коммунального  хозяйства.
Эти  три  компонента  в  совокупности  обеспечивают  органам  местного
самоуправления   возможность   реализовать   свои    обязанности    по
качественному обеспечению населения коммунальными услугами.
     Определение целей  предприятий  жилищно-коммунального   хозяйства
должно  основываться  на  разработанных  перспективных схемах развития
систем теплоснабжения и водоснабжения городов  и  населенных  пунктов.
Система   тарифного   регулирования   должна  обеспечивать  выполнение
производственной и инвестиционной программ  предприятия,  утверждаемых
на очередной период тарифного регулирования, в том числе:
     стимулировать предприятия   жилищно-коммунального   хозяйства   к
снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;
     способствовать привлечению     инвестиций      в      предприятия
жилищно-коммунального хозяйства;
     обеспечивать предприятиям     жилищно-коммунального     хозяйства
формирование необходимого объема финансовых ресурсов;
     учитывать формирование конкурентных отношений в ряде  подотраслей
жилищно-коммунального хозяйства;
     иметь механизмы,  позволяющие снизить политизированность процесса
установления тарифов на коммунальные услуги.
     Помимо создания экономических механизмов,  которые  стимулировали
бы  предприятия жилищнокоммунального хозяйства самостоятельно выявлять
резервы снижения издержек на предоставление коммунальных услуг, должен
быть  предусмотрен  механизм  выявления заведомо нерациональных затрат
как  элемент  процедуры  тарифного  регулирования.  В  частности,  при
принятии   решения   об  установлении  тарифов  должны  использоваться
результаты комплексных обследований  предприятий  жилищнокоммунального
хозяйства,  включая  проведение  независимых  экспертиз и проверок (за
счет бюджетных средств).
     Процесс формирования   тарифов   на  коммунальные  услуги  должен
заключаться  в  поиске  компромисса  между  техническими  задачами   и
финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом
потребителей.
     Система регулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства
должна  обеспечивать  прогнозируемость  и  предсказуемость   изменения
тарифов.  Установление  тарифов  должно  производиться на определенный
срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом
регулирования   тарифов,   устанавливаемых   на  федеральном  (газ)  и
региональном (электроэнергия) уровнях.  Это требование предусматривает
достижение следующих результатов:
     создание ситуации определенности  в  отношении  будущих  денежных
потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него;
     проведение в  течение  регулируемого   периода   мероприятий   по
снижению  издержек  и  расходование  полученных  в результате экономии
средств на возврат заемных средств;
     достижение экономической    определенности    для    потребителей
коммунальных услуг.
     Установление срока  действия тарифа должно дополняться в условиях
нестабильной  экономики  определением  внешних   факторов,   изменение
которых  должно  приводить к обязательному автоматическому перерасчету
тарифа или изменению производственной программы предприятия.
     Как минимальное требование,  тарифы на коммунальные услуги должны
быть фиксированными в  течение  финансового  года,  а  ожидаемый  рост
тарифов   на   газ  и  электроэнергию,  за  которым  следует  пересчет
коммунальных тарифов,  должен закладываться в параметры бюджетов  всех
уровней в рамках бюджетного процесса.
     Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать публичность
процесса  формирования тарифов.  Это необходимо для достижения доверия
со стороны потребителей коммунальных услуг,  а  также  для  достижения
баланса   интересов  в  процессе  регулирования  тарифов.  Публичность
системы должна обеспечить необходимое  методическое  и  информационное
взаимодействие  между отдельными элементами этой системы:  процедурами
мониторинга деятельности предприятий жилищно-коммунального  хозяйства,
подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов,  их утверждения
и вступления в силу.
     Важным фактором эффективного тарифного регулирования должно стать
повышение профессионализма  регулирующего  органа.  В  соответствии  с
законодательством   Российской  Федерации  регулирование  деятельности
муниципальных  предприятий  осуществляется  в   пределах   компетенции
органов  местного  самоуправления.  В  региональных  центрах и крупных
городах   органы   местного   самоуправления   способны   сформировать
профессиональные   регулирующие   органы  или  привлечь  к  их  работе
высококвалифицированных   специалистов   в   рамках   межведомственных
комиссий.  Для  малых муниципальных образований целесообразно передать
функцию  по  регулированию  предприятий  коммунальной   инфраструктуры
организациям   регионального  уровня,  что  должно  повысить  качество
принимаемых решений.
     Необходимо изменить  систему бухгалтерского учета на предприятиях
жилищно-коммунального     хозяйства,     обеспечивающих      снабжение
энергетическими  ресурсами,  для  того  чтобы  перейти  от сложившейся
практики  минимизации  налоговых  платежей  к   практике   обеспечения
прозрачности  и  стимулирования  инвестиций в сектор ресурсоснабжения.
Следует обеспечить раздельный учет постоянных и  переменных  затрат  с
целью  формирования  двухставочных тарифов на тепловую энергию и воду.
Это позволит снизить сезонные колебания в платежах, уменьшит оборотные
средства    предприятий    теплоснабжения,   повысит   их   финансовую
устойчивость.
     По мере    установления    индивидуальных    приборов   учета   и
регулирования  потребления  основных  коммунальных  услуг   необходимо
осуществлять  переход  от оплаты по нормативам потребления к оплате на
основе показаний приборов учета.
     Введение раздельного  учета производства тепловой энергии и услуг
по ее передаче позволит создать предпосылки для формирования локальных
рынков  тепловой  энергии путем разделения монопольной транспортировки
тепловой  энергии  и  конкурентного  производства,  что   предполагает
юридическое  выделение и передачу в управление различным хозяйствующим
субъектам муниципальных теплосетей  и  источников  тепла.  Эта  задача
имеет  большое практическое значение,  поскольку в большинстве крупных
муниципальных образований есть достаточно большой избыток мощности  по
тепловой   энергии,   и   в   этой   ситуации  существует  объективная
экономическая возможность покупать тепловую энергию у  более  дешевого
производителя.
     Решение данной  проблемы  будет  способствовать  формированию   в
большинстве  крупных городов России локальных рынков тепловой энергии,
стоимость  которой  будет   определяться   с   учетом   стоимости   ее
транспортировки   по  муниципальным  теплосетям.  Локальные  источники
тепловой  энергии  могут  использоваться  на   территориях   с   малой
плотностью   застройки,  при  сложном  рельефе  местности,  в  местах,
удаленных от крупных  источников  тепловой  энергии,  когда  стоимость
услуг   по   передаче   этой  энергии  сопоставима  со  стоимостью  ее
производства.
     В период   реализации  проектов  реконструкции  за  счет  заемных
средств  важной  задачей  для   обеспечения   эффективного   тарифного
регулирования  должно  стать  создание  правовой  основы для включения
платежей по погашению основной суммы долга в себестоимость продукции и
услуг  предприятий жилищно-коммунального хозяйства (внесение изменений
и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации).

      Приватизация и концессия в жилищно-коммунальном комплексе

     В целях  повышения  эффективности  работы  предприятий  жилищно -
коммунального  хозяйства,  качественного  улучшения  деятельности   по
управлению  жилищным  фондом и объектами коммунальной инфраструктуры в
муниципальных    образованиях    необходимо     провести     поэтапное
преобразование   муниципальных   унитарных   жилищно-эксплуатационных,
ресурсоснабжающих,   специализированных   и    управляющих    жилищных
предприятий   в   открытые   акционерные  общества.  Существующее  для
унитарных предприятий право  хозяйственного  ведения  не  создает  для
организаций  других  организационноправовых  форм  равных конкурентных
условий в борьбе за рынок управления  коммунальной  инфраструктурой  и
жилищным  фондом.  Приватизация  муниципальных  унитарных  предприятий
обеспечит равные юридические права для всех участников рынка,  а также
будет   способствовать   созданию  условий  для  привлечения  частного
капитала в жилищную сферу.
     В состав  акционерного  капитала  ресурсоснабжающих   организаций
могут  включаться производственные сооружения,  системы диспетчерского
управления,  устройства,  оборудование и приборы, складские помещения.
Объекты  сетевой коммунальной инфраструктуры целесообразно сохранить в
муниципальной собственности.
     Акционирование и приватизация муниципальных унитарных предприятий
должны проходить параллельно с  применением  концессионных  механизмов
управления   объектами   коммунальной   инфраструктуры.  Невозможность
формирования конкуренции на рынке компенсируется конкуренцией за рынок
на   основе   концессионных   соглашений,  которые  реализуются  путем
заключения  договоров   на   право   осуществления   различного   рода
хозяйственной   деятельности   с   передачей   объектов  муниципальной
инфраструктуры   в   эксплуатацию   и   управление   российскому   или
иностранному хозяйствующему субъекту (управляющей компании).
     В зависимости от экономического содержания могли  бы  заключаться
следующие виды договоров концессионного типа:
     договор, содержащий условия о выполнении работ (оказании услуг) с
использованием объекта, находящегося в муниципальной собственности;
     договор, содержащий условия об управлении объектом, находящимся в
муниципальной собственности;
     договор, содержащий  условия  аренды  объекта,   находящегося   в
муниципальной собственности;
     договор по модели "строительство - эксплуатация - передача";
     договор по  модели  "строительство  -  владение  - эксплуатация -
передача";
     договор концессии    объектов,    находящихся   в   муниципальной
собственности.
     Для развития концессионных схем привлечения инвестиций необходимо
создание нормативноправовой базы для урегулирования вопросов концессии
в жилищно-коммунальном хозяйстве.
     Переход на использование новых норм хозяйственных отношений между
муниципалитетами    и    управляющими    компаниями,   предусмотренных
действующим  законодательством  и  учитывающих  особенности   рыночных
взаимоотношений,  будет  способствовать  снижению  рисков деятельности
управляющих компаний и повысит гибкость муниципалитетов в отношениях с
концессионерами.

         3. Государственная поддержка модернизации жилищно -
           коммунального комплекса и привлечение инвестиций
                             в эту сферу

     Государственная поддержка   модернизации    жилищно-коммунального
комплекса на основе современных технологий и материалов осуществляется
по двум направлениям.
     Первое направление  предусматривает срочное привлечение бюджетных
ресурсов и ресурсов международных кредитных организаций  под  гарантии
Российской   Федерации,   субъектов  Российской  Федерации  и  органов
местного самоуправления для  финансирования  наиболее  приоритетных  и
эффективных  инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном комплексе.
Предполагается софинансирование этих проектов со стороны предприятий.
     Второе направление  -  стратегическое  - предусматривает создание
финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала
посредством    заемного   финансирования   и   прямых   инвестиций   в
жилищно-коммунальный комплекс,  в том числе  под  государственные  или
муниципальные гарантии,  создание системы рефинансирования кредитов за
счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии  средств
вторичных   инвесторов   и  других  механизмов.  На  этом  направлении
предполагается формирование внешних  условий  для  минимизации  рисков
инвестирования,    а    также    процедур    предоставления   заемного
финансирования.
     Меры, предусмотренные   в   рамках   второго  направления,  имеют
долгосрочный характер и направлены на создание  устойчивого  рыночного
механизма привлечения капитала в жилищно-коммунальный комплекс. Эффект
от  реализации  этих  мер  может  быть  получен  в  2006-2010   годах.
Предполагается,  что  апробированные  в  этот период механизмы будут в
дальнейшем развиваться и совершенствоваться.

            Мобилизация бюджетных ресурсов для обеспечения
          устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса

     Обеспечение устойчивой  и  надежной  работы жилищно-коммунального
комплекса требует принятия  экстренных  мер  бюджетной  поддержки  для
проведения  неотложных  ремонтных  и  восстановительных работ в первую
очередь за счет средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и
местных  бюджетов.  Предполагается,  что  консолидированные  бюджетные
ресурсы будут направлены на решение задач модернизации и  технического
переоснащения   объектов   инженерной   инфраструктуры   и   внедрение
современных  энергосберегающих   технологий   в   жилищно-коммунальном
комплексе.   Для   этих   целей  будут  также  использованы  средства,
предоставляемые  Международным  банком  реконструкции  и  развития   и
Европейским банком реконструкции и развития.
     Средства федерального бюджета должны направляться  на  реализацию
межрегиональных   проектов,  а  также  на  модернизацию  и  завершение
строительства  крупных   объектов,   имеющих   важное   значение   для
обеспечения жизнедеятельности регионов.
     Эти проекты должны быть направлены на:
     ликвидацию кризисного     состояния     систем    теплоснабжения,
водоснабжения  и  канализации,  если   существует   угроза   нарушения
функционирования   систем   жизнеобеспечения,   которая   может  иметь
отрицательные последствия для жизни и здоровья населения;
     модернизацию или   завершение   строительства  крупных  объектов,
обеспечивающих  решение  задачи  снабжения  коммунальными  услугами  и
имеющих  определяющее значение для жизнедеятельности региона,  если их
финансирование невозможно без участия федерального бюджета;
     решение проблемы     ресурсного     обеспечения    предоставления
коммунальных услуг, имеющей значение для нескольких регионов.
     Органам исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
органам местного самоуправления и  предприятиям  жилищно-коммунального
комплекса,  реализующим программы реформирования жилищно-коммунального
комплекса и обеспечивающим софинансирование проектов  по  модернизации
жилищно-коммунального  комплекса  за  счет  средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов, средств предприятий и заемных
средств, может в различной форме оказываться поддержка из федерального
бюджета.
     Структура финансирования мероприятий подпрограммы по модернизации
жилищно-коммунального  комплекса  (без  учета  международных  программ
Международного  банка  реконструкции  и  развития и Европейского банка
реконструкции и развития) состоит из двух частей:
    средства федерального  бюджета,  предоставляемые в различной форме
субъектам  Российской  Федерации,  органам  местного   самоуправления,
предприятиям  жилищно-коммунального хозяйства,  осуществляющим проекты
по модернизации жилищно-коммунального комплекса;
    средства бюджетов   субъектов   Российской   Федерации  и  местных
бюджетов,  средства   предприятий   жилищно-коммунального   хозяйства,
дополнительно  привлеченные  средства частных кредиторов,  в том числе
под гарантии  субъектов  Российской  Федерации  или  органов  местного
самоуправления.
    Участие в подпрограмме при финансировании за счет заемных  средств
требует  обязательной оценки кредитоспособности заемщика - предприятия
жилищно-коммунального комплекса или органа местного  самоуправления  и
обоснованности проектных   предложений   по   модернизации  жилищно  -
коммунального комплекса.  Условия  предоставления  бюджетных  кредитов
должны  быть согласованы с условиями получения кредитов Международного
банка реконструкции и развития и Европейского  банка  реконструкции  и
развития.
     Условия получения кредитов и финансовая  структура  международной
части  подпрограммы  определяются  соглашением  российской  стороны  и
иностранных партнеров в рамках реализации конкретного займа.

        Финансирование затрат на реформирование и модернизацию
                   жилищно-коммунального комплекса *

--------------------------------------------------------------------------------------
| Источники финансирования      |    Объем     |         В том числе                 |
|                               |  средств -   |                                     |
|                               |    всего     |                                     |
|                               | (млн.рублей) |                                     |
|-------------------------------|--------------|-------------------------------------|
|                               |              |  I этап   |   II этап   |    III    |
|                               |              |  (2002-   |    (2004-   |   этап    |
|                               |              |   2003    |     2005    |  (2006-   |
|                               |              |   годы)   |    годы)    |   2010    |
|                               |              |   в том   |             |   годы)   |
|                               |              |   числе   |             |           |
|                               |              | 2002 год  |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
| Размер средств - всего        |      510470  |    108800 |     114260  |   287410  |
|                               |              |     49900 |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
|     в том числе:              |              |           |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
| федеральный бюджет            |        4930  |       630 |       1160  |     3140  |
|                               |              |       200 |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
|     из них:                   |              |           |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
|  средства на реформирование и |        4110  |       250 |        800  |     3060  |
|  модернизацию                 |              |         0 |             |           |
|  жилищно-коммунального        |              |           |             |           |
|  комплекса                    |              |           |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
|  софинансирование             |         820  |       380 |        360  |       80  |
|  инвестиционных проектов      |              |       200 |             |           |
|  международных финансовых     |              |           |             |           |
|  организаций                  |              |           |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
| средства бюджетов субъектов   |      500080  |    105640 |     110700  |   283740  |
| Российской Федерации, местных |              |    48370  |             |           |
| бюджетов и предприятий        |              |           |             |           |
| жилищно-коммунального         |              |           |             |           |
| комплекса, включая            |              |           |             |           |
| внебюджетные заемные средства |              |           |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
| средства займов международных |        5460  |      2530 |       2400  |      530  |
| финансовых организаций        |              |      1330 |             |           |
|                               |              |           |             |           |
--------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------
     * Конкретные  объемы средств,  направления и формы финансирования
за счет средств федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской
Федерации  и местных бюджетов устанавливаются при утверждении бюджетов
на соответствующий год.

        Роль органов государственной власти и органов местного
        самоуправления в формировании условий для привлечения
              инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс

     Возможность привлечения    в    жилищно-коммунальный     комплекс
долгосрочных   инвестиционных  ресурсов  определяется  в  значительной
степени тем огромным потенциалом ресурсосбережения,  которым  обладает
сегодня жилищно-коммунальный комплекс.
     Экономическая привлекательность    ресурсосберегающих    проектов
состоит  в  том,  что  в качестве источника погашения заемных средств,
взятых  на  реализацию   проекта,   могут   использоваться   средства,
сэкономленные  в  результате сокращения себестоимости предоставления и
потребления    коммунальных    услуг.    Модернизация     коммунальной
инфраструктуры   приведет  к  существенному  сокращению  себестоимости
коммунальных услуг,  а модернизация жилищного  фонда  -  к  сокращению
потребления энергетических и материальных ресурсов и, следовательно, к
получению значительного экономического эффекта от инвестиций.
     Органы государственной  власти  и  органы местного самоуправления
должны создать условия для привлечения в жилищно-коммунальный комплекс
инвестиционных   ресурсов  коммерческих  банков  или  иных  источников
заемных средств в первую очередь путем реструктуризации  и  ликвидации
задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, обеспечения
прозрачности в сфере корпоративного  и  финансового  управления  этими
предприятиями,  снижения  рисков инвестирования и отработки механизмов
привлечения заемных средств.
     Собственник имущества   муниципальных   предприятий   имеет   все
необходимые  полномочия  для  проведения  преобразований,  результатом
которых  будет  снижение  риска  инвестирования  в  эти  предприятия и
повышение их кредитоспособности  (тарифное  регулирование,  договорные
отношения  и  т.д.).  Регулирующие  органы имеют полномочия (с помощью
проведения независимых аудиторских проверок и установления нормативных
требований)  добиться  большей  прозрачности  в сфере корпоративного и
финансового управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
     Органы государственной  власти  и органы местного самоуправления,
заинтересованные  в  создании  условий  для  привлечения  долгосрочных
заемных ресурсов для финансирования крупных инвестиционных проектов по
модернизации жилищно-коммунального комплекса,  которые не  могут  быть
профинансированы  за  счет  текущих  доходов  предприятий  или за счет
средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации
и   местных   бюджетов,  могли  бы  на  первом  этапе  взять  на  себя
предоставление  бюджетных  гарантий   для   привлечения   кредитов   и
осуществить организационные меры по разработке стандартов,  процедур и
форм обеспечения привлечения заемных средств.
     Эти меры  позволят  в перспективе сформировать рыночные механизмы
привлечения долгосрочных частных инвестиций и их  возврата  в  течение
длительного периода за счет текущих доходов предприятий или бюджетов.

Механизмы участия  органов  государственной  власти и органов местного
       самоуправления        в        привлечении        предприятиями
       жилищно-коммунального  комплекса  частных  долгосрочных заемных
       ресурсов

     Решение стратегической   задачи   привлечения   частных   заемных
ресурсов  для  модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса
требует  развития  механизмов  участия   в   этом   процессе   органов
государственной власти и органов местного самоуправления.
     Проекты по   модернизации   жилищно-коммунального   комплекса   в
перспективе  должны  финансироваться  как  за счет заемных ресурсов (в
первую очередь частных кредиторов),  так и за счет бюджетных  средств,
предоставляемых на безвозвратной основе.
     Система финансирования  проектов  по  модернизации   и   развитию
жилищно-коммунального  комплекса должна определять процедуры получения
финансовых средств как для предприятий жилищнокоммунального хозяйства,
так и для органов власти всех уровней.
     В общем виде система финансирования проектов  по  модернизации  и
развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры может предусматривать два
варианта получения средств.
     Первый из  них  предусматривает  получение  на  возвратной основе
средств  из  бюджета  или  от  частного  кредитора   путем   выявления
приемлемого  уровня  долговой нагрузки,  которую может нести заявитель
конкретного  проекта.  В  первую  очередь   должна   быть   обеспечена
возможность получения кредитных ресурсов на необходимый срок.
     Возможны следующие способы привлечения заемных средств:
     привлечение предприятиями   жилищно-коммунального  комплекса  или
муниципальными образованиями кредитных средств коммерческих банков  на
финансирование проектов;
     выпуск и размещение на рынке  проектных  облигаций  предприятиями
жилищно-коммунального комплекса, осуществляющими модернизацию;
     выпуск муниципальных  облигаций  в  целях  использования  заемных
средств на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса;
     предоставление предприятию    жилищно-коммунального     комплекса
кредита  из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета
на рыночных условиях (в особых случаях - из федерального бюджета).
     Второй вариант  предусматривает  предоставление  на безвозвратной
основе бюджетных средств на реализацию  конкретных  проектов  за  счет
средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  или  (и)  местных
бюджетов, в исключительных случаях - федерального бюджета.
     Разделение механизмов  по  предоставлению  средств  на возвратной
основе  и  по   предоставлению   бюджетных   финансовых   средств   на
безвозвратной  основе имеет своей целью повышение прозрачности системы
финансирования       инвестиционных        проектов        предприятий
жилищно-коммунального  комплекса  и ее устойчивости в силу возможности
независимого функционирования.  Кроме этого, предоставление средств на
возвратной  основе  (на  рыночных  условиях)  создает  предпосылки для
замены  бюджетного  финансирования  привлечением   частных   кредитных
инвестиций,   на  первом  этапе  -  под  гарантии  бюджетов,  а  также
специально создаваемых гарантийных структур.
     Необходимо разработать  четкие  критерии  для  принятия решения о
том,  какие проекты по  модернизации  жилищно-коммунального  комплекса
могут быть профинансированы за счет бюджетных средств, предоставляемых
предприятиям в  первую  очередь  на  безвозвратной  основе.  Одним  из
возможных   критериев  является  поддержка  на  безвозвратной  основе,
которую должны получать,  прежде всего, те проекты, которые при прочих
равных условиях требуют минимальной бюджетной поддержки по отношению к
общему объему финансирования, а большая часть проекта финансируется за
счет средств самого предприятия или частных заемных средств.
     Для обеспечения     возможности     привлечения     предприятиями
жилищно-коммунального   комплекса   средств  коммерческих  банков  или
размещения  облигаций  для  финансирования  проектов  по  модернизации
жилищно-коммунального  комплекса могут быть созданы специализированные
гарантийные агентства (далее именуются - гарантийные агентства).
     Основной задачей   гарантийных   агентств   должна   быть  выдача
поручительств по кредитам коммерческих банков на реализацию одобренных
гарантийными  агентствами  проектов,  в  том  числе  по  кредитам  для
специализированных организаций, предоставляющих энергосервисные услуги
(установка и обслуживание счетчиков тепла и воды,  модернизация систем
отопления  зданий  и  т.п.).   Конечной   целью   деятельности   таких
гарантийных  агентств  должно быть снижение стоимости кредитных и иных
заемных ресурсов.
     На первоначальной    стадии   работы   по   оценке   проектов   и
кредитоспособности   заемщиков   будут   производить   непосредственно
гарантийные агентства.  В результате будут разработаны методика оценки
проектов по модернизации и развитию жилищно-коммунального комплекса  и
предприятий-заемщиков, а также стандарты кредитования этих проектов со
стороны коммерческих банков.
     В результате  привлечения  коммерческих  банков  к участию в этой
схеме финансирования проектов должны быть отработаны  критерии  отбора
банков,   по   кредитам   которых   будут   выдаваться  поручительства
гарантийных агентств. Впоследствии работу по оценке кредитоспособности
инициаторов проектов будут выполнять сами коммерческие банки.
     Кредитные договора коммерческих банков,  по  которым  гарантийные
агентства   будет  выдавать  поручительства,  а  также  вся  остальная
документация,  сопровождающая  сделку,  будет   стандартизована.   Это
позволит   создать   предпосылки  для  формирования  вторичного  рынка
кредитов,   создания   системы   их   рефинансирования   или   системы
перестрахования рисков.
     Деятельность указанных гарантийных агентств и их специализация на
проектах жилищнокоммунального комплекса даст возможность лучше оценить
специфические риски,  свойственные  этим  проектам  и,  следовательно,
создаст  возможность  для  привлечения  частного капитала в эту сферу.
Стандартные  требования  гарантийных   агентств   к   проектам   будут
способствовать   повышению   уровня   знаний   и  навыков  предприятий
жилищно-коммунального  комплекса  -  инициаторов  проектов  в  области
подготовки инвестиционных предложений и бизнес-планов.  Предполагаемые
в дальнейшем механизмы рефинансирования или перестрахования рисков  по
кредитам    или   займам,   выданным   на   реализацию   муниципальных
инфраструктурных    проектов,    будут    способствовать     повышению
эффективности использования частного заемного капитала.
     В результате единовременных затрат бюджетных средств на  создание
гарантийных  агентств  может быть сформирована устойчивая и прозрачная
система финансирования  за  счет  заемных  средств  проектов  в  сфере
жилищно-коммунального  комплекса.  Будучи  основанной на использовании
рыночных механизмов  и  привлечении  частных  кредитных  ресурсов  она
сможет   способствовать   не   только   решению  проблем  модернизации
жилищно-коммунального комплекса,  но и развитию рынка ценных  бумаг  и
укреплению банковской системы.

                VII. Механизм реализации подпрограммы

     В реализации   подпрограммы   предусматривается  участие  органов
государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления.
     Подпрограмма направлена  на  консолидацию  бюджетных  средств,  а
также   средств   предприятий   для   решения   задачи    модернизации
жилищно-коммунального  комплекса,  а также на повышение инвестиционной
привлекательности жилищно-коммунального комплекса  и  снижение  рисков
инвестирования  с целью привлечения в эту сферу частных инвестиционных
ресурсов.
     К задачам органов государственной власти относятся:
     создание законодательной, нормативно-правовой и методической базы
для  реформирования жилищно-коммунального комплекса,  проведения работ
по его модернизации и привлечению частных инвестиций;
     предоставление средств  федерального  бюджета  на  финансирование
межрегиональных  и   особо   важных   проектов   по   модернизации   и
технологическим   преобразованиям  жилищно-коммунального  комплекса  и
тесно связанных с ним ресурсообеспечивающих энергетических  комплексов
на  безвозвратной  и  возвратной  основах,  предоставление гарантий по
привлечению заемных финансовых  средств  от  международных  финансовых
организаций,  а также иные формы поддержки привлечения частных заемных
средств;
     софинансирование реализации  программы адресной социальной защиты
населения по оплате жилья и коммунальных услуг;
     создание и поддержка эффективных механизмов использования средств
федерального бюджета для достижения целей подпрограммы;
     методическое руководство  проведением  эксперимента  по  введению
персонифицированных  социальных  счетов  граждан  в   ряде   субъектов
Российской Федерации и подведение его итогов;
     организация и проведение информационной работы среди населения;
     обеспечение контроля  за реализацией подпрограммы с целью анализа
ситуации, обобщения положительного и отрицательного опыта;
     организация взаимодействия  с  органами  государственной власти и
местного  самоуправления   с   целью   координации   хода   реализации
подпрограммы   в   субъектах   Российской  Федерации  и  муниципальных
образованиях.
     На уровне  субъектов  Российской  Федерации  и  органов  местного
самоуправления осуществляются следующие задачи:
     развитие законодательной  и  нормативной  базы  по реформированию
жилищно-коммунального комплекса в  рамках  установленных  Конституцией
Российской Федерации полномочий;
     обеспечение предусмотренных подпрограммой преобразований в рамках
формируемой  на  федеральном уровне нормативной правовой базы с учетом
местных особенностей и передового опыта;
     проведение эксперимента     по    введению    персонифицированных
социальных счетов граждан в ряде субъектов Российской Федерации;
     предоставление средств  бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов на модернизацию  жилищно-коммунального  комплекса  на
безвозвратной  и  возвратной  основе,  предоставление  гарантий и иные
формы поддержки привлечения заемных финансовых ресурсов;
     финансирование за  счет бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов (при частичном софинансировании за счет  федерального
бюджета)  программы  адресной  социальной  защиты  населения по оплате
жилья и коммунальных услуг;
     апробирование и  развитие рыночных механизмов привлечения средств
частных инвесторов для модернизации жилищно-коммунального комплекса.

               VIII. Ресурсное обеспечение подпрограммы

     Ресурсное обеспечение  подпрограммы  определяется  условиями   ее
реализации в течение 2002-2010 годов.
     Затраты на  реализацию  подпрограммы  складываются   из   затрат,
связанных    с   модернизацией   жилищно-коммунального   комплекса   и
предоставлением    гражданам    льгот    и    субсидий    на    оплату
жилищнокоммунальных услуг.
     Затраты на   модернизацию   жилищно-коммунального   комплекса   в
основном   ориентированы   на  проведение  работ  по  реконструкции  и
обновлению  систем   жизнеобеспечения   населенных   пунктов   (систем
теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).
     Общая потребность в затратах на модернизацию сетевого хозяйства и
генерирующих мощностей теплоснабжения,  а также на модернизацию систем
водоснабжения и канализации составит 510,47 млрд. рублей.
     Оценка необходимого   объема   работ   по   сетевому   хозяйству,
модернизации мощностей  систем  тепло-,  водоснабжения  и  канализации
приведена в приложении N 1.
     Приоритетными направлениями указанных работ являются:
     завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах
теплоснабжения;
     замена котлов  в  модернизируемых  котельных  на  котлы  с  более
высоким коэффициентом полезного действия;
     использование современных  изолирующих  материалов  при  передаче
тепловой энергии;
     использование модульных и блочных котельных;
     использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в
системах тепло- и водоснабжения.
     Наряду с  указанными  инженерными   мероприятиями   на   объектах
жилищно-коммунальной  инфраструктуры  требуется  проведение  следующих
работ по модернизации жилищного фонда:
     ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
     установка в домах  приборов  учета  потребления  ресурсов:  воды,
газа, тепловой энергии, электричества;
     ремонт и  оптимизация  внутренних  систем  отопления  и  горячего
водоснабжения;
     улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
     повышение эффективности работы лифтового оборудования;
     использование экономичных  приборов  освещения  и   санитарно   -
технического оборудования.
     Модернизация жилищного фонда,  внедрение альтернативных локальных
источников тепловой энергии приведут к снижению потребности в тепловой
энергии и  снизят  потребность  в  ремонте  и  модернизации  некоторых
котельных и тепловых сетей.
      Тем самым  общая   потребность   в   финансовых   средствах   на
модернизацию   жилищно-коммунального  комплекса  может  быть  частично
компенсирована затратами на модернизацию жилищного фонда. В результате
общая потребность в затратах может оказаться ниже расчетной.  Снижение
потребности в бюджетном финансировании подпрограммы может быть  учтено
при  формировании  бюджетов на соответствующий год в период реализации
подпрограммы.
      Общая оценка    потребности    в    затратах   на   модернизацию
жилищно-коммунального комплекса по основным направлениям  модернизации
систем теплоснабжения, а также водоснабжения и канализации приведена в
приложении N 2.
      Потребность в  средствах  на предоставление гражданам субсидий и
льгот при оплате  жилья  и  коммунальных  услуг  покрывается  за  счет
средств бюджетов всех уровней.
      По предварительной  оценке,  при  переходе   к   полной   оплате
населением  жилья и коммунальных услуг около 14 млн.  семей с наиболее
низкими доходами будут иметь право на получение субсидий.  Потребность
в  средствах  на  предоставление  адресных субсидий составит начиная с
2004 года около 40 млрд. рублей ежегодно.

           Финансирование затрат на предоставление субсидий
          при оплате населением жилищно-коммунальных услуг*

--------------------------------------------------------------------------------------
| Источники финансирования      |    Объем     |         В том числе                 |
|                               |  средств -   |                                     |
|                               |    всего     |                                     |
|                               | (млн.рублей) |                                     |
|-------------------------------|--------------|-------------------------------------|
|                               |              |  I этап   |   II этап   |    III    |
|                               |              |  (2002-   |    (2004-   |   этап    |
|                               |              |   2003    |     2005    |  (2006-   |
|                               |              |   годы)   |    годы)    |   2010    |
|                               |              |   в том   |             |   годы)   |
|                               |              |   числе   |             |           |
|                               |              | 2002 год  |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
| Жилищные   субсидии    -      |  332000      | 52000     | 80000       | 200000    |
| всего                         |              | 22000     |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
|     в том числе               |              |           |             |           |
|     за счет средств:          |              |           |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
| федерального бюджета          |   45000      | 10000     | 10000       |  25000    |
|                               |              |  5000     |             |           |
|-------------------------------|--------------|-----------|-------------|-----------|
| бюджетов субъектов            |  287000      | 42000     | 70000       | 175000    |
| Российской Федерации и        |              | 17000     |             |           |
| местных бюджетов              |              |           |             |           |
--------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------
     * Потребность   в  средствах  на  реализацию  программы  жилищных
субсидий уточняется на  основании  прогноза  на  соответствующий  год.
Конкретные объемы средств и направления финансирования за счет средств
федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации   и
местных  бюджетов  будут  устанавливаться  при утверждении бюджетов на
соответствующий год.

     Средства на предоставление льгот  отдельным  категориям  граждан,
которым  льготы  сохраняются  вне  зависимости  от  уровня их доходов,
составят в 2002-2010 годах от 1,2 до 2,5 млрд. рублей ежегодно.
     Средств федерального  бюджета,  необходимых  для компенсации всех
установленных    законодательством    Российской    Федерации    льгот
военнослужащим  и приравненным к ним категориям лиц,  потребуется 10,5
млрд.  рублей в 2002 году и 11,5 млрд.  рублей ежегодно в 2003 -  2010
годах.  Часть  этих  средств  будет направлена на компенсацию льгот по
оплате  жилищнокоммунальных  услуг.   В   течение   срока   реализации
подпрограммы  возможна  замена  этих льгот соответствующим увеличением
денежного довольствия военнослужащих.
     Необходимые расходы  на  социальную  защиту  населения при оплате
жилья  и  коммунальных  услуг  и  на  обеспечение  устойчивой   работы
жилищно-коммунального хозяйства приведены в приложении N 3.

         Источники покрытия затрат на модернизацию жилищно -
          коммунального комплекса и предоставление гражданам
        льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

     Источниками покрытия затрат на модернизацию жилищно-коммунального
комплекса являются средства бюджетов всех уровней,  а  также  средства
предприятий жилищно-коммунального хозяйства, частные заемные средства.
     Необходимые расходы   на    модернизацию    жилищно-коммунального
комплекса приведены в приложении N 4.

     Источниками покрытия затрат, связанных с предоставлением жилищных
субсидий, а также установленных законодательством Российской Федерации
льгот,  являются  средства  федерального  бюджета,  бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов.
     Средства федерального бюджета будут выделяться на:
     обеспечение поддержки проведения мероприятий  по  модернизации  и
реформированию жилищнокоммунального комплекса - от 0,2 млрд. рублей до
0,89 млрд. рублей ежегодно;
     софинансирование обязательств    по    предоставлению   гражданам
жилищных субсидий за счет средств  фонда  софинансирования  социальных
расходов и (или) фонда компенсаций - до 5 млрд. рублей ежегодно;
     погашение части   средств   займов    международных    финансовых
организаций    и   софинансирование   соответствующих   инвестиционных
проектов.
     За счет  средств  федерального бюджета будут также осуществляться
расходы по общему  управлению  реализацией  подпрограммы,  мониторингу
проведения  и  оценки  проектов,  содействию  в  проведении  тендеров,
нормативно-правовому   и    методическому    обеспечению    реализации
подпрограммы  государственным  заказчиком.  Научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы будут финансироваться за  счет  средств,
предусмотренных на эти цели федеральной целевой программой "Жилище" на
2002-2010 годы.
     Финансирование мероприятий    подпрограммы    за   счет   средств
федерального  бюджета  будет  уточняться  при  подготовке  бюджета  на
соответствующий     год.     Величина     необходимых    расходов    в
жилищно-коммунальном хозяйстве в значительной степени  будет  зависеть
от  изменения  тарифов  на электроэнергию и газ.  В связи с этим объем
финансирования  за  счет  средств  федерального  бюджета  должен  быть
скоординирован  с  программами  реструктуризации  электроэнергетики  и
газовой промышленности.
     Предполагается, что  основные  бюджетные  средства  на реализацию
подпрограммы  будут  выделяться  из  бюджетов   субъектов   Российской
Федерации и местных бюджетов.  Конкретные объемы средств и направления
финансирования  инвестиционных  проектов  будут  устанавливаться   при
утверждении бюджетов на соответствующий год.
     Важнейшими перспективными  источниками  финансирования   проектов
модернизации  и  развития жилищно-коммунального комплекса должны стать
частные инвестиции, которые после 2010 года станут преобладающими.

         IX. Организация   управления   реализацией   подпрограммы   и
                      контроль за реализацией

     Организация управления  реализацией  подпрограммы  и  контроль за
ходом ее реализации возлагаются на Государственный комитет  Российской
Федерации по строительству и жилищнокоммунальному комплексу.
     Государственный заказчик подпрограммы осуществляет  свои  функции
во    взаимодействии   с   заинтересованными   федеральными   органами
исполнительной  власти,  органами  исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     Бюджетная заявка  на  выделение  ассигнований   из   федерального
бюджета    для    финансирования    подпрограммы   разрабатывается   и
представляется  в  установленном  порядке  государственным  заказчиком
подпрограммы.
     Государственный заказчик организует информационно-разъяснительную
работу  среди населения через печатные и электронные средства массовой
информации,  а  также  путем  проведения   выставок,   конференций   и
семинаров.
     Для информационного  обеспечения  реализации   подпрограммы   при
органе,  ответственном  за  реализацию  федеральной  целевой программы
"Жилище",  создается   постоянная   рабочая   группа   по   проведению
информационно-разъяснительной работы.
     Оценка реализации  подпрограммы  производится  ежеквартально,   а
также по итогам года.
     Органы исполнительной  власти  субъектов   Российской   Федерации
ежеквартально,  а  также  по  итогам  года,  до 1 марта,  представляют
государственному заказчику сводную информацию о результатах выполнения
мероприятий подпрограммы.
     Государственный заказчик  совместно  с  органами   исполнительной
власти    субъектов   Российской   Федерации   и   органами   местного
самоуправления анализирует и корректирует ход  выполнения  мероприятий
подпрограммы,  ежегодно докладывает об этом в Правительство Российской
Федерации  и  вносит  предложения  по   совершенствованию   реализации
подпрограммы.

          X. Оценка     эффективности     и    социально-экономических
                 последствий реализации подпрограммы

     Оценка эффективности   и   социально-экономических    последствий
реализации   подпрограммы   будет   производиться  с  помощью  системы
показателей. Примерная система показателей приведена в приложении N 5.
     Ответственность за предоставление информации и расчет индикаторов
целесообразно возложить  на  органы  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации.
     Государственным заказчиком  подпрограммы   будет   направлена   в
регионы электронная версия системы индикаторов с методикой их расчета.
Результаты обобщения (оценка изменений от года к  году,  необходимость
уточнения    поставленных   задач)   будут   представляться   органом,
ответственным за реализацию федеральной целевой программы "Жилище",  в
Правительство  Российской  Федерации  и в органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
     Успешная реализация подпрограммы позволит:
     улучшить качество       жилищно-коммунального        обслуживания
потребителей,   обеспечить  надежность  работы  инженерно-коммунальных
систем   жизнеобеспечения,   комфортность   и   безопасность   условий
проживания граждан;
     повысить эффективность работы  предприятий  жилищно-коммунального
хозяйства  и  снизить  затраты  на предоставление жилищно-коммунальных
услуг;
     ликвидировать критический   уровень   износа  основных  фондов  в
жилищно-коммунальном  комплексе  и  довести  уровень  износа   до   30
процентов;
     повысить хозяйственную       самостоятельность        предприятий
жилищно-коммунального  хозяйства  и  их  ответственность  за  качество
обслуживания потребителей;
     обеспечить эффективное  сочетание хозяйственной самостоятельности
конкурирующих   предприятий    жилищно-коммунального    хозяйства    и
государственного  регулирования  деятельности  локальных  естественных
монополистов,  развитие  предпринимательской   активности   и   защиту
интересов потребителей;
     создать экономический    механизм,    стимулирующий     экономное
использование  предприятиями  энергетических и материальных ресурсов и
сокращение  нерационального   потребления   коммунальных   услуг   при
гарантированном   и   бесперебойном   их   предоставлении,  сокращение
потребностей  в  инвестициях   на   развитие   мощностей   предприятий
жилищно-коммунального комплекса.


                                                        Приложение N 1

                         к подпрограмме "Реформирование и модернизация
                            жилищно-коммунального комплекса Российской
                              Федерации" федеральной целевой программы
                                            "Жилище" на 2002-2010 годы

            Расчет потребности в объемах работ по модерниз
          ации систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального
                    комплекса Российской Федерации

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                        | Единица      | 2002-2010  |                                  В том числе                             |
|                        | измерения    |   годы -   |                                                                          |
|                        |              |   всего    |                                                                          |
|------------------------|--------------|------------|--------------------------------------------------------------------------|
|                        |              |            | 2002  | 2003  |  2004 | 2005  |  2006  | 2007  |  2008  |  2009  |  2010 |
|                        |              |            | год   | год   |  год  |  год  |  год   |  год  |  год   |   год  |  год  |
|------------------------|--------------|------------|-------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| Сети        тепловые,  | км           |  61980     |  6800 |  6800 |  6800 |  6800 |  6800  |  6800 |  6800  |  7190  |  7190 |
| включая   центральные  |              |            |       |       |       |       |        |       |        |        |       |
| тепловые пункты        |              |            |       |       |       |       |        |       |        |        |       |
|------------------------|--------------|------------|-------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| Котельные              | Гкал/ч       | 201240     | 22220 | 22220 | 22220 | 22220 | 22220  | 22220 | 22220  | 22850  | 22850 |
| отопительные           |              |            |       |       |       |       |        |       |        |        |       |
|------------------------|--------------|------------|-------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| Сети водоснабжения     | км           |  73600     |  7180 |  7180 |  7180 |  7180 |  8832  |  8832 |  8832  |  9192  |  9192 |
|------------------------|--------------|------------|-------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| Водоочистные           | тыс.куб.     |  27000     |  2638 |  2638 |  2638 |  2638 |  3240  |  3240 |  3240  |  3364  |  3364 |
| сооружения             | м      в     |            |       |       |       |       |        |       |        |        |       |
|                        | сутки        |            |       |       |       |       |        |       |        |        |       |
|------------------------|--------------|------------|-------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| Сети канализации       | км           |  19700     |  1795 |  1795 |  1795 |  1795 |  2364  |  2364 |  2364  |  2714  |  2714 |
|------------------------|--------------|------------|-------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| Станции       очистки  | тыс.куб.     |  23000     |  2300 |  2300 |  2300 |  2300 |  2760  |  2760 |  2760  |  2760  |  2760 |
| сточных вод            | м      в     |            |       |       |       |       |        |       |        |        |       |
|                        | сутки        |            |       |       |       |       |        |       |        |        |       |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                         Приложение N 2

                          к подпрограмме "Реформирование и модернизация
                            жилищно-коммунального комплекса Российской
                              Федерации" федеральной целевой программы
                                            "Жилище" на 2002-2010 годы

            Оценка объема затрат на модернизацию объектов
      инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса
                         Российской Федерации
                                                                                     (млрд.рублей)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                           | 2002-2010  |                                  В том числе                             |
|                           |   годы -   |                                                                          |
|                           |   всего    |                                                                          |
|---------------------------|------------|--------------------------------------------------------------------------|
|                           |            | 2002  | 2003  |  2004 | 2005  |  2006  | 2007  |  2008  |  2009  |  2010 |
|                           |            | год   | год   |  год  |  год  |  год   |  год  |  год   |   год  |  год  |
|---------------------------|------------|-------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| Системы теплоснабжения    | 300,37     |  33   | 33    |  33   |  33   |  33    |  33   |   34   |  34    | 34,37 |
|---------------------------|------------|-------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| Системы водоснабжения и   |  210,1     | 20,81 | 20,81 | 20,81 | 20,81 | 24,9   | 24,9  | 24,96  |  26    | 26,1  |
| канализации               |            |       |       |       |       |        |       |        |        |       |
|---------------------------|------------|-------|-------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| ВСЕГО                     | 510,47     | 53,81 | 53,81 | 53,81 | 53,81 | 57,9   | 57,9  | 58,96  |  60    | 60,47 |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание. Предполагается,  что наряду с инженерными работами на
объектах  коммунальной  инфраструктуры будут финансироваться работы по
модернизации жилищного фонда.  Модернизация жилищного фонда приведет к
снижению   потребности   в  услугах,  связанных  с  теплоснабжением  и
водоснабжением,  что повлечет уменьшение объема затрат на модернизацию
некоторого  количества сетей и сооружений.  Аналогичная ситуация будет
складываться в случае внедрения  альтернативных  локальных  источников
тепловой   энергии,   что  снизит  потребность  в  модернизации  части
котельных и тепловых сетей.


                                                        Приложение N 3

                         к подпрограмме "Реформирование и модернизация
                            жилищно-коммунального комплекса Российской
                              Федерации" федеральной целевой программы
                                            "Жилище" на 2002-2010 годы

           Финансирование затрат на обеспечение социальной
           защиты населения при оплате жилья и коммунальных
              услуг  и на обеспечение устойчивой работы
                   жилищно-коммунального комплекса

                                                        (млрд. рублей)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Виды средств, направляемых на   | 2000 год   | 2001 год  |  2002  |  2003  |  2004   |  2005  |   2006  |   2007  |    2008  |   2009   |  2010  |  2002-   |
|       социальную защиту         | (базисные  | (базисные |   год  |   год  |   год   |   год  |   год   |   год   |     год  |   год    |  год   |   2010   |
|       при оплате жилья и        | цифры)     | цифры)    |        |        |         |        |         |         |          |          |        |  годы -  |
|    коммунальных услуг и на      |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |  всего   |
| обеспечение устойчивой работы   |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|     жилищно-коммунального       |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|           комплекса             |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|---------------------------------|------------|-----------|--------|--------|---------|--------|---------|---------|----------|----------|--------|----------|
|   Размер бюджетных  средств  -  |   143,1    |  127,7    |  114,5 |  102,5 |  102,5  |  102,5 |  102,5  |  102,5  |    102,5 |  102,5   | 102,5  |  934,5   |
|   всего                         |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|---------------------------------|------------|-----------|--------|--------|---------|--------|---------|---------|----------|----------|--------|----------|
|   в том числе:                  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   жилищные субсидии*            |     3      |    9      |   22   |   30   |   40    |   40   |    40   |    40   |     40   |    40    |   40   |   332    |
|---------------------------------|------------|-----------|--------|--------|---------|--------|---------|---------|----------|----------|--------|----------|
|   предоставление льгот (с 2001  |   24,7     |   20,6    |   2,5  |    2   |   1,8   |   1,7  |   1,6   |   1,5   |     1,4  |   1,3    |  1,2   |    15    |
|   г. -  кроме военнослужащих и  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   приравненных к ним категорий  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   граждан)                      |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|---------------------------------|------------|-----------|--------|--------|---------|--------|---------|---------|----------|----------|--------|----------|
|   предоставление         льгот  |     -      |    8      |  10,5  |  11,5  | 11,5**  | 11,5** |  11,5** |  11,5** |   11,5** |  11,5**  | 11,5** |  102,5   |
|   военнослужащим             и  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   приравненных      к      ним  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   категориям граждан***         |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|---------------------------------|------------|-----------|--------|--------|---------|--------|---------|---------|----------|----------|--------|----------|
|   бюджетные            дотации  |   95,4     |    65     |  40,8  |   14   |    -    |    -   |    -    |    -    |      -   |    -     |   -    |   54,8   |
|   предприятиям       жилищно -  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   коммунального хозяйства       |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|---------------------------------|------------|-----------|--------|--------|---------|--------|---------|---------|----------|----------|--------|----------|
|     затраты,   покрываемые  за  |    20      |    15     |    7   |    -   |    -    |    -   |    -    |    -    |      -   |    -     |   -    |    7     |
|   счет           перекрестного  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   субсидирования   тарифов   и  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   расходов    предприятий    и  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   организаций  на   содержание  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   государственного   жилищного  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   фонда                         |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|---------------------------------|------------|-----------|--------|--------|---------|--------|---------|---------|----------|----------|--------|----------|
|    экономия  бюджетных средств  |    --      |   10,1    |  31,7  |   45   |  49,2   |  49,3  |   49,4  |   49,5  |    49,6  |   49,7   |  49,8  |  423,2   |
|   от     реформы     жилищно -  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
|   коммунального комплекса ****  |            |           |        |        |         |        |         |         |          |          |        |          |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     * При отсутствии опережающего роста тарифов на электроэнергию.  В
случае роста тарифов на электроэнергию в реальном выражении в 2 раза к
2005 году   потребность   в   жилищных   субсидиях   возрастет  до  38
млрд.рублей.
     ** Возможен перевод льгот в форму денежного довольствия.
     *** Включает   средства   на   компенсацию   всех   установленных
законодательством льгот.
     **** Разница   между   расходами   бюджета   в   2000   году    и
соответствующими  расходами  за последующие годы за вычетом увеличения
потребности учреждений бюджетной сферы (10,4 млрд. рублей в 2001 году,
15,6 млрд.  рублей в 2002 году и 20,6 млрд. рублей в 2003-2010 годах -
экспертная оценка).


                                                        Приложение N 4

                         к подпрограмме "Реформирование и модернизация
                            жилищно-коммунального комплекса Российской
                              Федерации" федеральной целевой программы
                                            "Жилище" на 2002-2010 годы

            Объемы финансирования затрат на реформирование
            и модернизацию жилищно-коммунального комплекса

                                                         (млрд. рублей)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                      | 2002-2010  |                                 В том числе                             |
|        Объемы финансирования         |   годы -   |                                                                         |
|                                      |   всего    |                                                                         |
|--------------------------------------|------------|-------------------------------------------------------------------------|
|                                      |            | 2002  | 2003 |  2004 | 2005  |  2006  | 2007  |  2008  |  2009  |  2010 |
|                                      |            | год   | год  |  год  |  год  |  год   |  год  |  год   |   год  |  год  |
|--------------------------------------|------------|-------|------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| Общий объем  средств за  счет  всех  |   510,47   | 49,9  | 58,9 | 57,56 | 56,7  | 56,13  | 56,16 | 58,18  |  58,37 | 58,57 |
| источников финансирования*           |            |       |      |       |       |        |       |        |        |       |
|     из них:                          |            |       |      |       |       |        |       |        |        |       |
|--------------------------------------|------------|-------|------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|-------|
| средства федерального бюджета        |    4,93    | 0,2   | 0,43 |  0,51 | 0,65  |  0,58  |  0,5  |  0,5   |  0,67  |  0,89 |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     * Средства  федерального  бюджета,  бюджетов субъектов Российской
Федерации,   местных   бюджетов,   предприятий   жилищно-коммунального
хозяйства и заемные средства. Конкретный объем средств устанавливается
в рамках бюджетов на соответствующий год.


                                                        Приложение N 5

                         к подпрограмме "Реформирование и модернизация
                            жилищно-коммунального комплекса Российской
                              Федерации" федеральной целевой программы
                                            "Жилище" на 2002-2010 годы

          Система показателей оценки реализации подпрограммы

-----------------------------------------------------------------------
|        Предмет оценки          |            Показатели              |
|--------------------------------|------------------------------------|
| Повышение эффективности        | динамика себестоимости и роста     |
| функционирования жилищно -     | тарифов на услуги жилищно -        |
| коммунального хозяйства        | коммунального хозяйства;           |
|                                | уровень бюджетных расходов на      |
|                                | дотации предприятиям жилищно -     |
|                                | коммунального комплекса;           |
|                                | снижение удельных издержек на      |
|                                | оказание жилищно-коммунальных      |
|                                | услуг                              |
|--------------------------------|------------------------------------|
| Качество жилищно -             | количество аварий в системах       |
| коммунального комплекса        | инженерного обеспечения;           |
|                                | уровень износа систем инженерного  |
|                                | обеспечения;                       |
|                                | объем капитально                   |
|                                | отремонтированных и                |
|                                | реконструированных инженерных      |
|                                | объектов                           |
|--------------------------------|------------------------------------|
| Энергоресурсосбережение в      | объем затрат на энергосберегающие  |
| жилищно-коммунальном           | мероприятия в жилищно -            |
| хозяйстве                      | коммунальном хозяйстве и           |
|                                | экономический эффект от их         |
|                                | реализации                         |
|--------------------------------|------------------------------------|
| Внедрение приборов учета       | внедрение приборов учета воды,     |
| потребляемых ресурсов          | газа, тепловой энергии             |
|--------------------------------|------------------------------------|
| Финансирование объектов        | общий объем текущего               |
| коммунальной инфраструктуры    | финансирования;                    |
|                                | общий объем инвестиций в системы   |
|                                | теплоснабжения, а также            |
|                                | водоснабжения и водоотведения (по  |
|                                | каждой системе) за счет            |
|                                | внебюджетных и бюджетных средств   |
|                                | всех уровней                       |
|--------------------------------|------------------------------------|
| Уровень оплаты населением      | доля платежей населения в общих    |
| жилья и коммунальных услуг     | затратах на оказание коммунальных  |
|                                | услуг;                             |
|                                | доля платежей населения в общих    |
|                                | затратах на текущее содержание и   |
|                                | капитальный ремонт жилищного       |
|                                | фонда и инженерных систем          |
|--------------------------------|------------------------------------|
| Финансирование льгот и         | объем средств, выделенных из       |
| субсидий по оплате жилья и     | бюджетов всех уровней на           |
| коммунальных услуг             | предоставление населению льгот и   |
|                                | субсидий;                          |
|                                | число получателей льгот и          |
|                                | субсидий                           |
|--------------------------------|------------------------------------|
| Развитие концессионных         | перечень концессионных соглашений  |
| механизмов управления          |                                    |
| коммунальной инфраструктурой   |                                    |
-----------------------------------------------------------------------

Страницы: 1  2