О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 09.02.07 16-ФЗ

Оглавление


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                     О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ



     Принят Государственной Думой       19 января 2007 года
     Одобрен Советом Федерации          2 февраля 2007 года

                      Статья 1. Основные понятия

     В  целях  настоящего  Федерального  закона используются следующие
понятия:
     1)   акт  незаконного  вмешательства  -  противоправное  действие
(бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной
деятельности  транспортного  комплекса,  повлекшее за собой причинение
вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу
наступления таких последствий;
     2)   категорирование   объектов   транспортной  инфраструктуры  и
транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом
степени   угрозы  совершения  акта  незаконного  вмешательства  и  его
возможных последствий;
     3)   компетентные   органы  в  области  обеспечения  транспортной
безопасности    -    федеральные    органы    исполнительной   власти,
уполномоченные   Правительством   Российской   Федерации  осуществлять
функции  по  оказанию  государственных  услуг  в  области  обеспечения
транспортной безопасности;
     4)    обеспечение    транспортной   безопасности   -   реализация
определяемой    государством    системы    правовых,    экономических,
организационных   и   иных   мер   в  сфере  транспортного  комплекса,
соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
     5)   объекты   транспортной   инфраструктуры   -  технологический
комплекс,  включающий  в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние
водные   пути,   контактные   линии,  автомобильные  дороги,  тоннели,
эстакады,   мосты,  вокзалы,  железнодорожные  и  автобусные  станции,
метрополитены,  морские  торговые, рыбные, специализированные и речные
порты,  портовые  средства,  судоходные  гидротехнические  сооружения,
аэродромы,  аэропорты,  объекты  систем  связи, навигации и управления
движением   транспортных   средств,   а   также   иные  обеспечивающие
функционирование    транспортного    комплекса   здания,   сооружения,
устройства и оборудование;
     6)  оценка  уязвимости  объектов  транспортной  инфраструктуры  и
транспортных  средств  -  определение  степени  защищенности  объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения
актов незаконного вмешательства;
     7)    перевозчик    -   юридическое   лицо   или   индивидуальный
предприниматель,  принявшие  на себя по договору перевозки транспортом
общего  пользования  обязанность  доставить  пассажира,  вверенный  им
отправителем  груз,  багаж,  грузобагаж  из пункта отправления в пункт
назначения,  а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на
его получение лицу (получателю);
     8)   специализированные   организации   в   области   обеспечения
транспортной   безопасности   -   юридические   лица,  аккредитованные
компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности
в  порядке,  устанавливаемом  Правительством Российской Федерации, для
проведения  оценки  уязвимости  объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств;
     9)   субъекты   транспортной   инфраструктуры   -  юридические  и
физические   лица,  являющиеся  собственниками  объектов  транспортной
инфраструктуры  и  транспортных  средств  или  использующие их на ином
законном основании;
     10)  транспортная  безопасность - состояние защищенности объектов
транспортной   инфраструктуры   и   транспортных   средств   от  актов
незаконного вмешательства;
     11)  транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в
целях   торгового   мореплавания   или   судоходства,  железнодорожный
подвижной  состав,  подвижной  состав  автомобильного и электрического
городского    наземного    пассажирского   транспорта   в   значениях,
устанавливаемых транспортными кодексами и уставами;
     12)  транспортный  комплекс  -  объекты  и  субъекты транспортной
инфраструктуры, транспортные средства;
     13)  уровень  безопасности  -  степень защищенности транспортного
комплекса,  соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного
вмешательства.

                 Статья 2. Цели и задачи обеспечения
                      транспортной безопасности

     1.   Целями   обеспечения   транспортной   безопасности  являются
устойчивое  и  безопасное  функционирование  транспортного  комплекса,
защита   интересов   личности,   общества   и   государства   в  сфере
транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
     2.   Основными  задачами  обеспечения  транспортной  безопасности
являются:
     1)  нормативное  правовое  регулирование  в  области  обеспечения
транспортной безопасности;
     2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
     3)  оценка  уязвимости  объектов  транспортной  инфраструктуры  и
транспортных средств;
     4)   категорирование   объектов   транспортной  инфраструктуры  и
транспортных средств;
     5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной
безопасности;
     6)  разработка  и  реализация  мер  по  обеспечению  транспортной
безопасности;
     7)  подготовка  специалистов  в  области обеспечения транспортной
безопасности;
     8)   осуществление  контроля  и  надзора  в  области  обеспечения
транспортной безопасности;
     9)  информационное,  материально-техническое и научно-техническое
обеспечение транспортной безопасности.

       Статья 3. Принципы обеспечения транспортной безопасности

     Основными   принципами   обеспечения   транспортной  безопасности
являются:
     1) законность;
     2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
     3)  взаимная  ответственность  личности, общества и государства в
области обеспечения транспортной безопасности;
     4) непрерывность;
     5) интеграция в международные системы безопасности;
     6)  взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов
государственной власти и органов местного самоуправления.

           Статья 4. Обеспечение транспортной безопасности

     1.  Обеспечение  транспортной  безопасности объектов транспортной
инфраструктуры   и   транспортных   средств  возлагается  на  субъекты
транспортной     инфраструктуры,     если    иное    не    установлено
законодательством Российской Федерации.
     2.  Объекты  транспортной инфраструктуры и транспортные средства,
обеспечение    транспортной    безопасности   которых   осуществляется
исключительно    федеральными    органами    исполнительной    власти,
определяются  федеральными  законами,  нормативными  правовыми  актами
Правительства Российской Федерации.
     3.  Государственный  контроль  и  надзор  в  области  обеспечения
транспортной  безопасности осуществляются уполномоченными федеральными
органами  исполнительной  власти  в  соответствии  с законодательством
Российской Федерации.

          Статья 5. Оценка уязвимости объектов транспортной
            инфраструктуры и транспортных средств от актов
                      незаконного вмешательства

     1.  Порядок  проведения  оценки  уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры  и  транспортных  средств  устанавливается  федеральным
органом  исполнительной  власти,  осуществляющим  функции по выработке
государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта,  по  согласованию  с  федеральным  органом  исполнительной
власти  в  области  обеспечения  безопасности  Российской  Федерации и
федеральным  органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке     государственной    политики    и    нормативно-правовому
регулированию в сфере внутренних дел.
     2.  Оценка  уязвимости  объектов  транспортной  инфраструктуры  и
транспортных  средств  проводится  специализированными организациями в
области   обеспечения   транспортной   безопасности,  организациями  и
подразделениями  федерального  органа  исполнительной власти в области
обеспечения  безопасности  Российской  Федерации и федерального органа
исполнительной    власти,   осуществляющего   функции   по   выработке
государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
внутренних  дел,  с  учетом  требований  по  обеспечению  транспортной
безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять
правовое  регулирование  в  сфере  государственного  регулирования цен
(тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
     3. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры   и  транспортных  средств  утверждаются  компетентными
органами в области обеспечения транспортной безопасности.
     4.  Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов
транспортной    инфраструктуры   и   транспортных   средств   являются
информацией  ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной
оценки  уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств,  указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона,
являются сведениями, составляющими государственную тайну.

           Статья 6. Категорирование объектов транспортной
                инфраструктуры и транспортных средств

     1.  Количество  категорий  и  критерии  категорирования  объектов
транспортной  инфраструктуры  и транспортных средств устанавливаются в
порядке,   определяемом  федеральным  органом  исполнительной  власти,
осуществляющим   функции   по  выработке  государственной  политики  и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию
с  федеральным  органом  исполнительной  власти  в области обеспечения
безопасности  Российской Федерации, федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому   регулированию   в   сфере   внутренних  дел,  и
федеральным  органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке     государственной    политики    и    нормативно-правовому
регулированию в сфере экономического развития.
     2.   Категорирование   объектов   транспортной  инфраструктуры  и
транспортных  средств  осуществляется компетентными органами в области
обеспечения транспортной безопасности.
     3.   Категорированные   объекты   включаются  в  реестр  объектов
транспортной  инфраструктуры  и транспортных средств, ведение которого
осуществляют  компетентные  органы  в области обеспечения транспортной
безопасности    в   порядке,   устанавливаемом   федеральным   органом
исполнительной    власти,    осуществляющим   функции   по   выработке
государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта.

         Статья 7. Уровни безопасности объектов транспортной
                инфраструктуры и транспортных средств

     1.  В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности
устанавливаются   различные   уровни   безопасности   в   транспортном
комплексе.
     2.  Перечень  уровней  безопасности  и  порядок их объявления при
изменении  степени  угрозы совершения акта незаконного вмешательства в
деятельность  транспортного  комплекса  устанавливаются Правительством
Российской Федерации.

    Статья 8. Требования по обеспечению транспортной безопасности

     Требования  по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие
уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального
закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных   средств   устанавливаются   Правительством   Российской
Федерации  по представлению федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего   функции  по  выработке  государственной  политики  и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию
с  федеральным  органом  исполнительной  власти  в области обеспечения
безопасности  Российской Федерации, федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому   регулированию   в   сфере   внутренних  дел,  и
федеральным  органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке     государственной    политики    и    нормативно-правовому
регулированию  в  сфере  экономического развития. Указанные требования
являются  обязательными  для  исполнения всеми субъектами транспортной
инфраструктуры.

        Статья 9. Планирование и реализация мер по обеспечению
           транспортной безопасности объектов транспортной
                инфраструктуры и транспортных средств

     1.   На   основании  результатов  проведенной  оценки  уязвимости
объектов  транспортной  инфраструктуры и транспортных средств субъекты
транспортной    инфраструктуры    разрабатывают    планы   обеспечения
транспортной   безопасности  объектов  транспортной  инфраструктуры  и
транспортных  средств.  Указанные планы предусматривают систему мер по
обеспечению  транспортной  безопасности.  Порядок разработки указанных
планов  устанавливается  федеральным  органом  исполнительной  власти,
осуществляющим   функции   по  выработке  государственной  политики  и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию
с  федеральным  органом  исполнительной  власти  в области обеспечения
безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
     2.   Планы   обеспечения   транспортной   безопасности   объектов
транспортной   инфраструктуры   и  транспортных  средств  утверждаются
компетентными    органами    в    области   обеспечения   транспортной
безопасности.
     3.  Сведения,  содержащиеся  в  планах  обеспечения  транспортной
безопасности   объектов  транспортной  инфраструктуры  и  транспортных
средств,   являются   информацией   ограниченного  доступа.  Сведения,
содержащиеся  в  планах обеспечения транспортной безопасности объектов
транспортной  инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части
2  статьи  4  настоящего  Федерального  закона,  являются  сведениями,
составляющими государственную тайну.
     4.   Реализация   планов  обеспечения  транспортной  безопасности
объектов    транспортной   инфраструктуры   и   транспортных   средств
осуществляется  субъектами  транспортной  инфраструктуры, а в случаях,
предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации,  субъектами
транспортной   инфраструктуры  совместно  с  органами  государственной
власти   или   органами  местного  самоуправления  либо  исключительно
органами государственной власти.

             Статья 10. Ограничения при приеме на работу,
               непосредственно связанную с обеспечением
                      транспортной безопасности

     1.   На   работу,   непосредственно   связанную   с  обеспечением
транспортной безопасности, не принимаются лица:
     1)  имеющие  непогашенную  или  неснятую  судимость за совершение
умышленного преступления;
     2)  состоящие  на  учете в учреждениях органов здравоохранения по
поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
     3)  досрочно прекратившие полномочия по государственной должности
или   уволенные   с   государственной   службы,   в   том   числе   из
правоохранительных  органов, органов прокуратуры или судебных органов,
по  основаниям,  которые в соответствии с законодательством Российской
Федерации  связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или
систематическим    нарушением   дисциплины,   совершением   проступка,
порочащего  честь  государственного служащего, утратой доверия к нему,
если   после  такого  досрочного  прекращения  полномочий  или  такого
увольнения прошло менее чем три года;
     4)  в  отношении  которых  по результатам проверки, проведенной в
соответствии  с  Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N
1026-1  "О  милиции",  имеется  заключение  органов  внутренних  дел о
невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной
с  объектами,  представляющими  повышенную  опасность  для  жизни  или
здоровья человека, а также для окружающей среды.
     2.   Перечень   работ,   профессий,  должностей,  непосредственно
связанных  с  обеспечением  транспортной безопасности, устанавливается
Правительством Российской Федерации.

           Статья 11. Информационное обеспечение в области
                      транспортной безопасности

     1.   В   целях  осуществления  мер  по  обеспечению  транспортной
безопасности федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции  по  выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию  в  сфере  информационных  технологий и связи, создается
единая государственная информационная система обеспечения транспортной
безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.
     2.  Информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи,
состоит,  в  том  числе,  из  автоматизированных  централизованных баз
персональных   данных   о   пассажирах.  Такие  базы  формируются  при
осуществлении следующих видов перевозок:
     1) внутренние и международные воздушные перевозки;
     2) железнодорожные перевозки в дальнем следовании;
     3)   международные   перевозки   морским,   внутренним  водным  и
автомобильным транспортом;
     4)   перевозки  железнодорожным,  морским,  внутренним  водным  и
автомобильным   транспортом   по   отдельным  маршрутам,  определенным
Правительством  Российской  Федерации  по  представлению  федерального
органа  исполнительной  власти,  осуществляющего  функции по выработке
государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта,  по  согласованию  с  федеральным  органом  исполнительной
власти  в  области  обеспечения  безопасности  Российской  Федерации и
федеральным  органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке     государственной    политики    и    нормативно-правовому
регулированию в сфере внутренних дел.
     3. Автоматизированные централизованные базы персональных данных о
пассажирах формируются на основании информации, предоставленной:
     1) субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками;
     2) федеральными органами исполнительной власти;
     3)   иностранными   государствами   и   организациями   в  рамках
международного  сотрудничества  по  вопросам  обеспечения транспортной
безопасности.
     4.  Информационные  ресурсы единой государственной информационной
системы  обеспечения  транспортной  безопасности  являются информацией
ограниченного доступа.
     5.  При  оформлении  проездных  документов  (билетов)  передаче в
автоматизированные   централизованные   базы   персональных  данных  о
пассажирах подлежат следующие данные:
     1) фамилия, имя, отчество;
     2) дата и место рождения;
     3)  вид  и номер документа, удостоверяющего личность, по которому
приобретается проездной документ (билет);
     4)  пункт  отправления, пункт назначения, вид маршрута следования
(беспересадочный, транзитный);
     5) дата поездки.
     6.    Порядок    формирования    и   ведения   автоматизированных
централизованных   баз  персональных  данных  о  пассажирах,  а  также
предоставления    содержащихся    в    них    данных   устанавливается
Правительством Российской Федерации.
     7.    Субъект    транспортной   инфраструктуры   или   перевозчик
иностранного   государства,  являющиеся  собственниками  транспортного
средства,  которое  выполняет  международные  перевозки  пассажиров  в
Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или) через территорию
Российской   Федерации,   либо   использующие  его  на  иных  законных
основаниях,  обеспечивают  передачу  данных,  содержащихся в проездных
документах   (билетах),  в  автоматизированные  централизованные  базы
персональных  данных о пассажирах в соответствии с Федеральным законом
от  27  июля  2006  года  N  152-ФЗ "О персональных данных", настоящим
Федеральным   законом,   если   международными  договорами  Российской
Федерации не установлено иное.
     8.   Контроль   за   соблюдением   порядка   передачи   сведений,
предусмотренных     настоящей     статьей,     в    автоматизированные
централизованные  базы персональных данных о пассажирах осуществляется
федеральным  органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере транспорта.

        Статья 12. Права и обязанности субъектов транспортной
         инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения
                      транспортной безопасности

     1.  Субъекты  транспортной  инфраструктуры  и  перевозчики  имеют
право:
     1) в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных
органов  исполнительной  власти  информацию  по  вопросам  обеспечения
транспортной безопасности;
     2)   вносить   в   федеральный   орган   исполнительной   власти,
осуществляющий   функции   по  выработке  государственной  политики  и
нормативно-правовому  регулированию  в  сфере  транспорта, федеральный
орган   исполнительной   власти  в  области  обеспечения  безопасности
Российской   Федерации  и  федеральный  орган  исполнительной  власти,
осуществляющий   функции   по  выработке  государственной  политики  и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, предложения
по обеспечению транспортной безопасности.
     2. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны:
     1)   незамедлительно   информировать   в  порядке,  установленном
федеральным  органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке     государственной    политики    и    нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении
актов    незаконного    вмешательства    на    объектах   транспортной
инфраструктуры и транспортных средствах;
     2)   выполнять   предписания,   постановления   должностных   лиц
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении
нарушений   требований  по  обеспечению  транспортной  безопасности  в
соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона;
     3)  оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении
актов  незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий,
установлении причин и условий их совершения.
     3.  Субъекты  транспортной  инфраструктуры  и  перевозчики  несут
ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной
безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     Настоящий  Федеральный  закон  вступает  в  силу по истечении ста
восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
Москва, Кремль
9 февраля 2007 г.
N 16-ФЗ
Оглавление