| внешнеторговых | | | | | | | | | грузов, проходящих | | | | | | | | | через | | | | | | | | | отечественные | | | | | | | | | порты | | | | | | | | |-----------------------|-------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Тоннаж флота, | млн. т | 11,7 | 11,8 | 12 | 12,4 | 12,4 | 14,9 | | контролируемого | дедвейта | | | | | | | | Россией | | | | | | | | |-----------------------|-------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Объем перевозок | млн. т | 125,1 | 128,4 | 133,6 | 134,7 | 137 | 147 | | грузов флотом, | | | | | | | | | контролируемым | | | | | | | | | Россией | | | | | | | | |-----------------------|-------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Средний возраст | лет | 18,2 | 18,3 | 18,5 | 18,7 | 18,8 | 13,2 | | судов флота | | | | | | | | | морских пароходств | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Для достижения поставленных в подпрограмме целей должны быть осуществлены следующие мероприятия: ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Показатели | Единица | В том числе | | | измерения |--------------------------------------------------------------| | | | 2002 - | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 | | | | 2010 годы | год | год | год | год | год | | | | - всего | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Строительство и | млн. т в | 262 | 2,5 | 22 | 35 | 67 | 135 | | реконструкция | год | | | | | | | | перегрузочных | | | | | | | | | комплексов в | | | | | | | | | морских портах | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | для наливных | -" - | 120 | 1 | 13 | 24 | 30 | 52 | | грузов | | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | для сухих грузов | -" - | 142 | 1,5 | 9 | 11,5 | 37 | 83 | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Строительство | единиц | 249 | 10 | 12 | 16 | 11 | 200 | | транспортных судов |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | | тыс.т | 7629 | 250,3 | 571,7 | 662,4 | 265,6 | 5879 | | | дедвейта | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Строительство | единиц | 55 | 2 | 6 | 7 | 6 | 34 | | аварийно - | | | | | | | | | спасательных, | | | | | | | | | природоохранных, | | | | | | | | | гидрографических, | | | | | | | | | служебно - | | | | | | | | | вспомогательных, | | | | | | | | | дноуглубительных и | | | | | | | | | учебных судов | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ На внутреннем водном транспорте намечается: улучшение материально-технической базы внутреннего водного транспорта, приведение ее в соответствие с требованиями развивающейся российской экономики и современными стандартами: обновление и пополнение транспортного флота внутреннего и смешанного (река-море) плавания, реконструкция существующих речных и устьевых портов; усиление взаимодействия внутреннего водного транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами. Целевыми показателями подпрограммы являются: ----------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | Единица | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 | | | измерения | год | год | год | год | год | год | |-----------------------|-------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Перевозка грузов | млн. т | 117,5 | 126,8 | 133,6 | 140,5 | 148 | 230 | |-----------------------|-------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | в том числе | -"- | 20,4 | 20,5 | 20,8 | 21,5 | 22 | 23,5 | | загранперевозки | | | | | | | | |-----------------------|-------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Перевозка | млн. | 24,6 | 25,5 | 26 | 26,6 | 27,2 | 32 | | пассажиров | человек | | | | | | | |-----------------------|-------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Перевалка грузов в | млн. т | 152,8 | 165 | 174 | 184 | 194 | 267 | | речных портах | | | | | | | | |-----------------------|-------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Добыча нерудных | млн.т | 51 | 53,9 | 55,1 | 57 | 58,4 | 70 | | строительных | | | | | | | | | материалов | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Для достижения поставленных в подпрограмме целей должны быть осуществлены следующие мероприятия: ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Показатели | Единица | В том числе | | | измерения |--------------------------------------------------------------| | | | 2002 - | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 | | | | 2010 годы | год | год | год | год | год | | | | - всего | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Поставки судов | единиц | 159 | 4 | 13 | 14 | 15 | 113 | | смешанного (река - |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | море) плавания | тыс.т | 721,7 | 19,5 | 61,6 | 68,7 | 72,4 | 485,5 | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Поставки судов для | единиц | 30 | - | 3 | 2 | 5 | 20 | | перевозок в районы |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Крайнего Севера | тыс. т | 41 | - | 4 | 3,3 | 6,2 | 27,5 | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Поставки | единиц | 97 | 15 | 10 | 11 | 12 | 49 | | транспортных судов |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | для | тыс. т | 277,4 | 51 | 32,2 | 33,2 | 35,2 | 125,8 | | внутрирегиональных | | | | | | | | | перевозок | | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Поставки буксирных | единиц | 36 | 4 | 3 | 5 | 11 | 13 | | судов |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | | тыс.л.с | 19,4 | 2,8 | 2,4 | 3,2 | 5 | 6 | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Модернизация | единиц | 68 | 15 | 12 | 9 | 11 | 21 | | грузовых судов |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | | тыс. т | 229 | 51 | 39 | 27 | 34 | 78 | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Модернизация | единиц | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 | - | | черпаковых |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | земснарядов | куб. | 4800 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | - | | | м/час | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Модернизация | единиц | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | | пассажирских |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | туристических | тыс. | 1,85 | 0,17 | 0,18 | 0,2 | 0,18 | 1,12 | | теплоходов | пасс. мест | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Строительство | единиц | 23 | 2 | 2 | 2 | 2 | 15 | | скоростных |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | пассажирских судов | тыс. | 1,29 | 0,14 | 0,14 | 0,14 | 0,14 | 0,73 | | | пасс. мест | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Строительство и | млн. т | 13,38 | 0,1 | 0,9 | 1,8 | 1,9 | 8,68 | | реконструкция | в год | | | | | | | | перегрузочных | | | | | | | | | комплексов в речных | | | | | | | | | портах | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ В области модернизации внутренних водных путей будет осуществлено: обеспечение стабильного и надежного функционирования внутренних водных путей и гидротехнических сооружений; обновление флота государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства для проведения путевых работ, обслуживания судоходной обстановки, обеспечения экологических требований и др.; развитие инфраструктуры внутренних водных путей в интересах судоходства, энергетики, водоснабжения городов и других населенных пунктов, сельского хозяйства, а также поддержания экологического равновесия; совершенствование систем связи. Целевыми показателями подпрограммы являются: (тыс.км) ------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 | | | год | год | год | год | год | год | |---------------------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Протяженность | 101,6 | 101,6 | 101,6 | 101,6 | 101,6 | 101,6 | | эксплуатируемых водных | | | | | | | | путей | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | |---------------------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | с гарантированными | | | | | | | | габаритами судовых ходов | 42 | 42,8 | 43 | 43,2 | 43,5 | 57,9 | |---------------------------|----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | с освещаемой обстановкой | 20,8 | 24,4 | 24,6 | 25 | 25,4 | 36,4 | ------------------------------------------------------------------------------------------- Для решения поставленных в подпрограмме задач должны быть осуществлены следующие мероприятия: ------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | Единица | В том числе | | | измерения |--------------------------------------------------------------| | | | 2002 - | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 | | | | 2010 годы | год | год | год | год | год | | | | - всего | | | | | | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Устранение повреждений | тыс. | 184 | 20 | 20 | 20 | 20 | 102 | | бетонных и | куб. | | | | | | | | железобетонных | метров | | | | | | | | конструкций судоходных | | | | | | | | | гидротехнических | | | | | | | | | сооружений | | | | | | | | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Устранение повреждений | тыс. кв. | 571 | 64 | 64 | 64 | 67 | 314 | | откосов и гребней | метров | | | | | | | | плотин и дамб | | | | | | | | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Замена механического и | | | | | | | | | электромеханического | | | | | | | | | оборудования: | | | | | | | | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | основные и аварийно - | единиц | 133 | 20 | 20 | 20 | 20 | 53 | | ремонтные ворота |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | шлюзов | тыс. т | 28,4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 11,4 | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | затворы водопроводных | единиц | 102 | 15 | 15 | 15 | 16 | 41 | | галерей |-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | | тыс. т | 4,46 | 0,66 | 0,66 | 0,66 | 0,7 | 1,78 | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | приводные механизмы | тыс. т | 19,08 | 2,07 | 2,07 | 2,07 | 2,07 | 10,8 | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | опоры ЛЭП, провода и | км | 645 | 72,5 | 72,5 | 72,5 | 72,5 | 355 | | кабели | | | | | | | | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | реконструкция | единиц | 3 | - | 1 | - | - | 2 | | гидроузлов (шлюзов) | | | | | | | | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Модернизация | | | | | | | | | технологической связи: | | | | | | | | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | линии связи | тыс.км | 550 | 62,5 | 62,5 | 62,5 | 62,5 | 300 | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | судовые радиостанции | единиц | 1250 | 125 | 125 | 125 | 125 | 750 | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | АТС (номеров) | тыс. | 40 | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | | | единиц | | | | | | | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Строительство | | | | | | | | | технического флота: | | | | | | | | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | земснаряды | единиц | 9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | самоходные суда | -"- | 64 | 1 | 2 | 3 | 3 | 55 | |------------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | суда экологического | -"- | 27 | 2 | 3 | 3 | 2 | 17 | | назначения | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------- На пассажирском транспорте общего пользования предусматривается: совершенствование структуры парков пассажирских транспортных средств, модернизация и улучшение их технико - эксплуатационных характеристик; строительство и совершенствование сервисных объектов и производственно-технической базы; модернизация технических устройств метрополитенов, обеспечение высокого уровня надежности функционирования систем безопасности пассажиров и персонала; повышение надежности и экономичности транспортных средств за счет сокращения расхода топлива и электроэнергии, снижения трудоемкости технического обслуживания и ремонта, потребности в запасных частях, а также увеличения срока службы и межремонтных пробегов; совершенствование транспортных технологий, комплексная информатизация на базе использования навигационных и телекоммуникационных систем; обеспечение энергосбережения путем проведения организационно - технических мероприятий по сокращению потребления энергии, в том числе за счет расширенного внедрения альтернативных видов топлива, повышения контроля за качеством поставляемых топливно - смазочных материалов, совершенствования нормирования их расхода; осуществление комплекса мер по повышению безопасности движения, уменьшению загрязнения окружающей среды и снижению вредных выбросов в атмосферу. Целевыми показателями подпрограммы являются: улучшение качества услуг на пассажирском транспорте, в том числе стабилизация и поэтапное снижение в ближайшей перспективе норматива наполняемости салонов в часы пик с 8 человек на 1 кв.метр площади салона до 5-6 человек; повышение регулярности движения, увеличение на 10-15 процентов средней эксплуатационной скорости перевозок пассажиров; снижение себестоимости перевозок пассажиров на 13-15 процентов. В области обеспечения безопасности дорожного движения предусматривается: совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения; предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; совершенствование требований, касающихся конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств, и механизмов их реализации; разработка и применение эффективных схем, методов и средств организации дорожного движения; совершенствование правового, информационного, организационного и технического обеспечения контрольно - надзорной деятельности; повышение эффективности аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно - транспортных происшествиях. Важнейший целевой показатель подпрограммы - это снижение уровня аварийности в городах и на дорогах России и сокращение на 30 - 40 процентов числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях. В области совершенствования системы информатизации предусматривается: внедрение единых нормативно-правовых и организационнотехнических стандартов, правил и систем информационного взаимодействия участников транспортного процесса, органов государственного управления транспортом и органов государственной власти на всех уровнях управления; создание системы информационного и технологического взаимодействия отдельных видов транспорта в едином транспортном комплексе страны; проведение мониторинга функционирования и развития транспорта; обеспечение прозрачной информационной среды для инвесторов и участников инновационного процесса на транспорте. В области формирования международных транспортных коридоров предусматривается: согласованное развитие объектов российской транспортной, таможенной и пограничной инфраструктуры, обеспечивающее интеграцию евро-азиатских транспортных систем и беспрепятственное передвижение через национальные границы пассажиров и грузов; освоение новых секторов внутреннего и международного рынков транспортных услуг, транспортное обеспечение приграничного сотрудничества; привлечение транзитных грузов, в том числе крупнотоннажных контейнеров, для перевозки с использованием российских транспортных коммуникаций; гармонизация российских законодательных и нормативных правовых актов с международными нормами; увеличение ежегодных доходов России от экспорта транспортных услуг на 2-3 млрд. долларов США. Реализация подпрограммы к 2010 году должна обеспечить достижение следующих основных показателей функционирования системы международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | Единица | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 | | | измерения | год | год | год | год | год | год | |------------------------|-------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------| | Перевозки российских | млн.т | 596 | 609-615 | 622-635 | 635-655 | 648-675 | 705-766 | | экспортно-импортных | | | | | | | | | грузов | | | | | | | | |------------------------|-------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------| | Перевозки | -"- | 20,8 | 23-24 | 25-26 | 27-29 | 30-32 | 58-60 | | международных | | | | | | | | | транзитных грузов | | | | | | | | |------------------------|-------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------| | в том числе перевозки | тыс. TEU | 30 | 50-70 | 80-110 | 120-150 | 160-200 | 330-400 | | транзитных контейнеров | | | | | | | | |------------------------|-------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------| | Перевозки пассажиров в | млн. чел. | 16 | 16,7-16,9 | 17,7-17,8 | 18,2-18,8 | 19-19,8 | 22-24 | | международном | | | | | | | | | сообщении, кроме | | | | | | | | | государств - | | | | | | | | | участников СНГ | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Для достижения поставленных в подпрограмме целей должны быть осуществлены следующие мероприятия: ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Показатели | Единица | В том числе | | | измерения |--------------------------------------------------------------| | | | 2002 - | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 | | | | 2010 годы | год | год | год | год | год | | | | - всего | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Реконструкция | тыс. км | 21400 | 2940 | 1780 | 2140 | 2060 | 12480 | | железнодорожных | | | | | | | | | линий | | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Реконструкция и | единиц | 17 | 1 | 1 | 1 | 3 | 11 | | строительство | | | | | | | | | железнодорожных | | | | | | | | | станций | | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Строительство, | тыс. км | 2876 | 480 | 460 | 220 | 254 | 1462 | | реконструкция и | | | | | | | | | модернизация | | | | | | | | | автодорог | | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Сооружение | единиц | 1075 | 75 | 88 | 120 | 158 | 634 | | объектов | | | | | | | | | придорожного | | | | | | | | | сервиса | | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Строительство | млн. т | 223,6 | 1,3 | 21,2 | 33,1 | 53,6 | 114,4 | | новых и | | | | | | | | | реконструкция | | | | | | | | | существующих | | | | | | | | | перегрузочных | | | | | | | | | мощностей в | | | | | | | | | морских портах | | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Реконструкция | единиц | 2 | - | - | - | - | 2 | | гидроузлов на | | | | | | | | | внутренних водных | | | | | | | | | путях | | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Создание | млн. т | 6,15 | - | - | 1,3 | 1,4 | 3,45 | | терминалов в | | | | | | | | | речных и устьевых | | | | | | | | | портах | | | | | | | | |-----------------------|-------------|-----------|--------|---------|---------|---------|-----------| | Реконструкция | единиц | 9 | - | 2 | - | 2 | 5 | | аэропортов | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 4. Система программных мероприятий Система программных мероприятий направлена на освоение перспективных объемов перевозок грузов и пассажиров, преодоление сложившихся диспропорций в развитии транспортной системы страны, улучшение состояния ее материально-технической базы, применение современных технологий перевозок, переработки и хранения грузов, повышение качества перевозок пассажиров, расширение набора услуг, предоставляемых грузовладельцам и другим участникам транспортного процесса. Включенные в Программу мероприятия сгруппированы в подпрограммы по отраслевому признаку с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности, а также рационального управления реализацией Программы. Программа включает в себя 11 подпрограмм, 9 из которых сформированы по отраслевому принципу: "Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", "Гражданская авиация", "Единая система организации воздушного движения", "Морской транспорт", "Внутренний водный транспорт", "Внутренние водные пути", "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования" и "Безопасность дорожного движения". Две подпрограммы сформированы по функциональному принципу и направлены на решение проблем, особенно актуальных для отрасли, - "Информатизация" и "Международные транспортные коридоры". В большинстве подпрограмм сформированы сводные целевые проекты и направления деятельности, которые дополняются перечнями более детально проработанных проектов и мероприятий, характеризующихся техническими, технологическими и другими особенностями, позволяющими при необходимости развернуть и конкретизировать сводные проекты. Характеристики конкретных инвестиционных проектов включают в себя цель проекта и его описание, данные об объемах необходимых инвестиций и источниках финансирования, инвестиционной фазе и стадии проектного цикла, оценку экономической эффективности. Программные мероприятия, направленные на организацию научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ, совершенствование нормативной правовой базы, сопровождаются сведениями о целях работ, предполагаемых заказчиках и исполнителях, сроках реализации, стоимости работ и источниках финансирования. Во всех подпрограммах выделяются три основных направления затрат: на инвестиции, научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы и прочие нужды. Ресурсное обеспечение подпрограмм проработано на уровне сводных целевых проектов и направлений деятельности. Более детальные оценки потребностей в ресурсах содержатся в перечнях конкретных проектов и мероприятий. Для характеристики экономической эффективности подпрограмм и Программы в целом используются показатели, позволяющие дать обобщающие оценки общественной, коммерческой и бюджетной эффективности. Железнодорожный транспорт В области реорганизации и развития отечественного локомотиво - и вагоностроения, организации ремонта и эксплуатации пассажирского и грузового подвижного состава программные мероприятия направлены на удовлетворение перспективных потребностей в подвижном составе за счет поставок локомотивов нового поколения, производимых на отечественных заводах, и модернизации существующих с продлением их сроков службы на основе технических решений, обеспечивающих высокую экономичность, современные потребительские, эксплуатационные, экологические характеристики и конкурентоспособность российского транспортного машиностроения, а также снижение себестоимости перевозок. Для обновления парка тягового подвижного состава необходимо в период до 2010 года поставить железнодорожному транспорту 3311 локомотивов нового поколения, включая 81 скоростной пассажирский электровоз, и модернизировать 1441 электровоз и 3865 тепловозов. С учетом прогнозируемого увеличения объемов перевозок потребуются поэтапное наращивание мощностей заводов по производству пригородных электропоездов и поставка начиная с 2006 года до 830 вагонов в год. Общий объем поставок составит 7510 вагонов. В то же время потребуется осуществить модернизацию 2670 единиц подвижного состава. Общая потребность в поставках вагонов дизель-поездов и автомотрис составит 2356 единиц. Мощность предприятий для выпуска этого подвижного состава намечено развить до уровня, обеспечивающего ежегодно, начиная с 2005 года, выпуск 307 вагонов. Для обеспечения грузовых перевозок общий парк грузовых вагонов в 2010 году составит около 615 тыс. единиц. С учетом списания вагонов, выработавших срок службы, потребуется до 2010 года осуществить поставку 228,8 тыс. новых вагонов, включая вагоны с нагрузкой 30 т/ось, и осуществить модернизацию существующего подвижного состава в объеме 122 тыс. единиц. Для удовлетворения указанной потребности в поставках новых вагонов и модернизации существующих предусмотрено обеспечивать развитие заводов, выпускающих новый подвижной состав, заводов Министерства путей сообщения Российской Федерации по ремонту грузовых вагонов, а также техническое переоснащение грузовых вагонных депо. Для обеспечения возрастающих в перспективе объемов пассажирских перевозок и повышения качества предоставляемых услуг предусматривается осуществить поставку новых 9510 пассажирских вагонов с одновременным увеличением доли вагонов повышенной комфортности (купейных и СВ - 5883 единиц), а также пассажирских вагонов локомотивной тяги с высокими конструкционными скоростями. Планируется осуществить капитальный ремонт 2578 вагонов с продлением их срока службы на 12-15 лет. В ходе капитального ремонта предусмотрены полная замена морально и физически устаревшего оборудования и обновление интерьера. Учитывая, что имеющиеся производственные мощности не смогут полностью удовлетворить потребности железных дорог в новых пассажирских вагонах, наряду с наращиванием мощностей на существующих заводах предусматривается развитие промышленной базы на новых площадках для производства новых пассажирских вагонов и вагонов электропоездов. Общие капитальные вложения, необходимые для закупки подвижного состава, развития мощностей промышленных предприятий, а также для технического перевооружения и развития заводов и линейной ремонтной базы, составят 573,5 млрд. рублей, в том числе 58,25 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 121,2 млрд. рублей за счет привлеченных средств собственников подвижного состава. В области электрификации участков железных дорог и переключения грузопотоков с тепловозных на электрифицированные хода намечен ввод около 8 тыс. километров электрической тяги на полигоне, что позволит повысить уровень эксплуатационной работы, увеличить скорость движения, вес и длину поездов, сократить эксплуатационные расходы, повысить уровень экологической чистоты в зоне железных дорог, обеспечить население городов и пригородов наиболее удобным видом транспорта. Предусматривается осуществить в первую очередь перевод на электротягу наиболее загруженных направлений и участков, а также ряда соединительных линий между электрифицированными направлениями. Полигон электрификации включает в себя следующие важнейшие направления: Саратов - Волгоград - Тихорецкая, Волгоград - Астрахань, Беломорск - Свирь, Ртищево - Кочетовка, Вонгуда - Сумской Посад, Старый Оскол - Валуйки, Тюмень - Тобольск - Сургут, Губерово -Сибирцево (завершение электрификации Транссиба) и ряд других. Электрификация предусматривается в основном на переменном токе (около 90 процентов), что обеспечивает снижение стоимости строительства и затрат на внешнее электроснабжение. Основным источником финансирования являются собственные средства транспортных организаций - 75,1 млрд.рублей, а также долевое участие субъектов Российской Федерации - 21 млрд. рублей. В результате электрификации будет высвобождено 1315 тепловозов, обеспечено сокращение потребности в дизельном топливе на 6,8 млн. тонн, эксплуатационный штат сократится на 4,2 тыс. человек. Система мероприятий по обновлению и развитию хозяйства электроснабжения включает в себя: обновление и усиление устройств контактной сети протяженностью 2150 километров; замену дефектных опор; замену отслуживших срок трансформаторов и выпрямительных агрегатов; установку электронных систем учета электроэнергии; строительство резервных ЛЭП протяженностью 1063 километра; внедрение систем телеуправления и замену морально устаревших систем на энергодиспетчерских кругах. В результате этих и других мероприятий будет достигнуто сокращение потерь электроэнергии в контактной сети на 2-3 процента, удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 5 процентов, повысится устойчивость работы электрифицированных линий. Усиление устройств электроснабжения будет осуществлено за счет средств внебюджетных источников в размере 14,3 млрд. рублей. Мероприятия по развитию информационных технологий, модернизации и обновлению устройств связи, автоматики и сетей телекоммуникаций направлены на обеспечение роста эффективности работы железнодорожного транспорта, повышение конкурентоспособности отрасли на рынке транспортных услуг, инвестиционной привлекательности отрасли, безопасности движения поездов, на создание единого информационного пространства. Федеральная информационная среда транспортной системы должна обеспечить эффективное и гибкое взаимодействие органов управления транспортным комплексом, субъектов и пользователей рынка транспортных услуг. Одним из ключевых вопросов формирования единого информационного пространства является создание взаимоувязанной сети связи. В настоящее время ведется активное и широкомасштабное строительство ведомственной сети волоконно - оптической связи. Магистральная цифровая сеть связи общей протяженностью около 35 тыс.километров объединяет железные дороги между собой и связывает их с основными морскими портами. Решается задача выхода на всемирные сети телекоммуникаций с использованием возможностей объединения железнодорожных каналов связи практически на всех пограничных и таможенных пунктах стыковых железнодорожных станций, то есть появляется реальный выход мощного пучка каналов связи с запада на восток и с севера на юг, что обеспечит соединение с сетями телекоммуникаций Польши, Белоруссии, Эстонии, Финляндии, Китая, Японии и других стран. В рамках реализации проекта "Телематика" предусматривается выполнение мероприятий по внедрению следующих систем: автоматизированные системы управления перевозками грузов на основе эффективной модели перевозочного процесса; система управления пассажирскими перевозками; единая корпоративная система управления ресурсами; информационная система управления бизнесом и сервисом; система электронной коммерции, обеспечивающая продажу услуг российских железных дорог, включая интермодальные перевозки; единая корпоративная система управления финансами; многоуровневая система безопасности движения (включая модернизацию устройств железнодорожной автоматики и связи); корпоративная сеть передачи данных на базе цифровой системы телекоммуникации и модернизации магистральных линий связи; единая система управления информационно-вычислительными ресурсами; единая корпоративная система подготовки, управления и защиты персонала. Для выполнения указанных мероприятий в целом в течение 10 лет потребуются инвестиции в размере 231,5 млрд. рублей. Основные направления обновления и развития путевой инфраструктуры базируются на комплексе следующих взаимоувязанных мероприятий: создание и внедрение малообслуживаемых конструкций пути для различных условий эксплуатации и расширение полигона бесстыкового пути; увеличение объема выпуска железобетонных шпал и переводных брусьев, переход на железобетонное подрельсовое основание; создание и внедрение ресурсосберегающих технологий при текущем содержании железнодорожного пути и всех видах его ремонта; реконструкция искусственных сооружений и "оздоровление" земляного полотна; совершенствование средств диагностики и контроля пути; оснащение железных дорог современными, надежными, высокопроизводительными путевыми машинами, обеспечение их ремонта и повышение эффективности их использования. Для решения задач по развитию и усилению материально - технической базы и реорганизации структуры управления путевым хозяйством в целом в течение 10 лет требуются инвестиции в размере 60,2 млрд. рублей. Развитие скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов в России в период до 2010 года предусматривает поэтапное повышение скоростей движения до 160 - 200 км/час на полигоне сети железных дорог протяженностью более 8 тыс. километров, в том числе на направлениях: Москва - Санкт-Петербург (650 километров), Санкт-Петербург - Бусловская (158 километров), Москва - Красное (489 километров), Москва - Нижний Новгород (342 километра), Москва - Ростов (1228 километров). К реконструктивным мероприятиям по развитию скоростного движения, требующим капитальных вложений, отнесены работы по: замене кривых малого радиуса на кривые, соответствующие намеченным максимальным скоростям движения пассажирских поездов; замене составных кривых на однорадиусные кривые; выносу из кривых стрелочных переводов, расположенных на главных путях; замене на главных путях обычных стрелочных переводов на скоростные; реконструкции искусственных сооружений или по строительству новых искусственных сооружений в связи со сдвижкой пути при переустройстве его плана; расширению или переносу пассажирских платформ; реконструкции путевого хозяйства станций в связи с работами по выносу стрелочных переводов из кривых и переустройству пассажирских платформ; реконструкции пешеходных мостов и тоннелей; усилению и реконструкции систем сигнализации и связи; техническому перевооружению и замене устройств систем автоматики и телемеханики; реконструкции устройств тягового и продольного электроснабжения. Стоимость реконструктивных мероприятий по организации скоростного движения на период до 2010 года составит 116,5 млрд. рублей. Следует отметить высокую социальную значимость реализации проекта "Организация скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на сети железных дорог России", позволяющего осуществлять перевозки пассажиров на 1,5-2 тыс.километров практически за то же время, что и авиационным транспортом, при значительно более низкой стоимости предоставляемых услуг, высоком качестве и обеспечении надежности и безопасности перевозок. Организация скоростного и высокоскоростного движения обеспечит поддержание и дальнейшее развитие научнотехнического и интеллектуального потенциала России за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Перспективными направлениями строительства специализированных высокоскоростных магистралей после 2010 года, обеспечивающими скорость движения пассажирских поездов до 350 км/час, могут быть такие направления, как: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Минск - Брест (участок Москва - Красное), Москва - Юг, Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург. Мероприятия по развитию пограничных и предпортовых станций в 2001 - 2010 годах предусматривают: строительство комплексов зданий и сооружений для пограничной и таможенной служб, укладку дополнительных станционных путей для проведения пограничных и таможенных операций; строительство новых и реконструкцию существующих контрольно - пропускных пунктов; сооружение дополнительных приемоотправочных и соединительных внутриузловых путей; строительство пунктов переработки большегрузных контейнеров; строительство новых и развитие существующих станций, обслуживающих порты. На реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры пограничных и предпортовых станций до 2010 года потребуются инвестиции в размере 23,26 млрд. рублей. Мероприятия по внедрению технических средств, повышающих безопасность движения, направлены на использование комплексов технических средств (включая многоканальные регистры, системы локомотивной сигнализации), средств диагностики и дефектоскопии пути, путевой аппаратуры, системы автоматического управления тормозами, аварийно - восстановительных средств и других систем и приборов. На реализацию мероприятий по повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте до 2010 года потребуются инвестиции в размере 61,6 млрд. рублей. Основную долю инвестиций составят затраты на строительство путепроводов взамен железнодорожных переездов. Из общей суммы капитальных вложений, направленных на повышение безопасности движения, долевое участие субъектов Российской Федерации в строительстве путепроводов оценивается в размере 14,85 млрд. рублей, или 24,1 процента. В области охраны природы и обеспечения экологической безопасности основные мероприятия направлены на снижение вредного воздействия на окружающую среду, в том числе на: сокращение выбросов загрязняющих веществ на 15,8 тыс. тонн, из них 4,9 тыс. тонн твердых веществ; перевод новых маневровых тепловозов на водотопливную эмульсию, применение которой позволяет сократить потребление топлива и соответственно снизить выбросы загрязняющих веществ не менее чем на 50 процентов; исключение бактериального загрязнения пассажирских вагонов путем их оснащения экологически чистыми туалетными комплексами замкнутого типа; снижение техногенной нагрузки отрасли на атмосферу за счет ликвидации 39 источников загрязнения, внедрения ресурсосберегающих технологий на 87 объектах и применения пылегазоулавливающего оборудования на 43 предприятиях; снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, внедрение ресурсосберегающих технологий в процесс водоиспользования, а также строительство, реконструкция и наладка канализационных очистных сооружений. На реализацию мероприятий по обеспечению экологической безопасности отрасли до 2010 года потребуются инвестиции в размере 7,3 млрд. рублей. К мероприятиям по развитию сети железных дорог и реконструкции других объектов железнодорожного транспорта относится строительство: железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с материком (507 километров), для освоения грузопотока в размере 5-7 млн. тонн в год с возможным ростом в перспективе до 20 млн.тонн (предусматривается также реконструкция железных дорог острова); линии Ледмозеро - Кочкома (122,4 километра), позволяющей обеспечить перевозку рудного концентрата из Костомукшского горно-обогатительного комбината на металлургические предприятия страны (7 млн. тонн в год); подъездного пути к Чинейскому месторождению руды (65 километров), обеспечивающего доставку руды на ЗападноСибирский металлургический комбинат в объеме 3,5 млн. тонн в год (2005 год), а затем 5,5 млн. тонн в год (2010 год); подъездного пути к Эльгинскому месторождению угля (320 километров) для освоения месторождения и доставки угля потребителям на Дальнем Востоке и поставки на экспорт. Ориентировочный объем финансирования строительства новых линий составляет 252,6 млрд. рублей. Для финансирования строительства подъездного пути к Эльгинскому месторождению могут быть привлечены средства инвесторов и кредиты. Прогнозируемый рост объема перевозок потребует до 2010 года осуществить на отдельных направлениях строительство дополнительных главных путей общей протяженностью 435 километров, что позволит обеспечить доставку грузов в северные районы Западной Сибири для освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений и обеспечит перевозки на подходах к морским портам Черноморского бассейна, вывоз угля из Кузнецкого бассейна. Суммарные инвестиции для выполнения указанных работ составят 8,3 млрд. рублей и будут осуществляться из внебюджетных источников. Для совершенствования эксплуатационной работы, повышения эффективности использования подвижного состава, увеличения среднего веса поезда, совершенствования организации вождения тяжеловесных и длинносоставных грузовых поездов (что позволит сократить эксплуатационные издержки) потребуется наряду с совершенствованием системы управления перевозочным процессом удлинить и уложить дополнительные приемоотправочные пути на важнейших направлениях сети. Затраты на реализацию этих мероприятий, финансирование которых будет осуществляться из внебюджетных источников, составят до 2010 года 20,5 млрд. рублей. Мероприятия по развитию и модернизации пассажирского комплекса осуществляются с целью повышения качества обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах и включают в себя реконструкцию вокзальных комплексов, модернизацию и техническое переоснащение пассажирских парков и станций, а также предприятий, связанных с обслуживанием пассажиров, внедрение автоматизированных систем оплаты, контроля и учета проезда. Общая стоимость работ по модернизации и развитию пассажирского комплекса оценивается ориентировочно в 33 млрд. рублей, включая инвестиции в размере 5 млрд. рублей за счет средств субъектов Российской Федерации, которые будут направлены на реконструкцию вокзалов. Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте направлено на снижение энергопотребления, экономию материальных ресурсов, применение более долговечных материалов с улучшенными эксплуатационными характеристиками, использование импортозамещающих изделий и технических средств. Ориентировочные затраты на реализацию этих и других мероприятий до 2010 года оцениваются в размере 30,5 млрд. рублей и будут финансироваться из внебюджетных источников. В сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ рассматриваются вопросы реорганизации и развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, ремонта и эксплуатации подвижного состава, электрификации железных дорог и обновления хозяйства электроснабжения, внедрения новых информационных технологий, развития высокоскоростного движения, обновления путевой инфраструктуры и др. Затраты на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы оцениваются в 17019,5 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников, на прочие нужды - в 237,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Автомобильные дороги Подпрограмма включает в себя комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, охватывающих основные аспекты деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации. Система мероприятий включает в себя 12 комплексных проектов. В области развития федеральных автомобильных дорог предусматривается строительство и реконструкция 11 тыс. километров автодорог. Главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. В результате протяженность дорог первой категории увеличится к 2010 году до 8 тыс. километров, или почти в 2 раза. К 2010 году основная часть федеральных дорог должна иметь капитальное покрытие, обеспечивающее пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью. Общая протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 году возрастет до 50 тыс. километров. Предусмотрены строительство и реконструкция платных автодорог и мостовых переходов общей протяженностью 3 тыс. километров. В Центральном регионе кроме реконструкции головных участков магистральных дорог "Холмогоры", "Беларусь", "Волга", "Урал" и "Россия" будут модернизированы с расширением до четырех полос движения федеральные магистрали в составе международных транспортных коридоров, завершена реконструкция магистрали "Дон", обеспечивающей выход к крупнейшей в Российской Федерации курортной зоне и морским портам на побережье Черного и Азовского морей, на участке от г.Москвы до г.Воронежа с устройством четырехполосной проезжей части. Будут построены мостовые переходы через р.Волга у г. Кинешмы и в обход г. Ярославля, завершено формирование маршрута Москва - Екатеринбург, в составе которого будет построен ряд объектов, в том числе дорожный обход г. Костромы с мостом через р.Волга. Завершение строительства и реконструкции участков дорог на маршруте граница с Украиной - Курск - Воронеж - Саратов - Уральск обеспечит кратчайший путь из Центральной Европы в Среднюю Азию и будет содействовать укреплению экономических интересов и национальной безопасности нашей страны. В Северо-Западном регионе будет построена кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга, построены и реконструированы подъезды к сооружаемым и модернизируемым портам в Финском заливе на территории Ленинградской области. Это позволит повысить эффективность работы портов в северной части Финского залива и обеспечить автодорожный проезд к стратегически важному порту Кронштадт. Кроме объектов на территории Ленинградской области будут построены объекты на маршрутах Санкт-Петербург - Вологда - Киров - Пермь - Екатеринбург, Санкт-Петербург - Архангельск - Котлас - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь с использованием вводимого в 2001 году мостового перехода через р.Северная Двина у г.Котласа. Крупными объектами на указанных маршрутах являются участки дорог на территории Карелии, Архангельской и Вологодской областей, а также мостовой переход через Кольский залив у г.Мурманска на международном маршруте к Скандинавским государствам. Также будут выполнены работы по повышению технического уровня участков рокадной магистрали вдоль западной границы Российской Федерации на территории Ленинградской и Псковской областей и строительство дорожных обходов гг. Гатчины и Пскова. В Южном регионе кроме работ на федеральных дорогах "Дон" и "Кавказ", которые вместе с магистралью "Каспий" входят в состав международного транспортного коридора "Север - Юг", будет продолжено строительство других важнейших федеральных дорог, обеспечивающих перераспределение и пропуск межрегиональных и международных автомобильных потоков по кратчайшим маршрутам к портам на Черном и Азовском морях и в Закавказье. Многие из этих объектов имеют важное стратегическое и оборонное значение. Среди крупнейших объектов - участки автомобильных дорог Минеральные Воды - Кочубей, Беслан - Владикавказ - граница с Грузией, дорожный обход г.Сочи, а также мостовой переход через р.Волга у г.Волгограда. В Приволжском регионе будет введен в эксплуатацию мостовой переход через р.Волга в г.Ульяновске. Среди других крупных объектов - вторая очередь мостового перехода через р.Волга у г.Саратова. В Уральском регионе будет введен автодорожный обход Казахстана, построены и реконструированы отдельные участки на маршруте Пермь - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск, что позволит осуществлять круглогодичное автомобильное сообщение с городами и населенными пунктами этого региона, в том числе северной его части. В Сибирском регионе главной задачей будет завершение формирования основного транспортного коридора "Восток - Запад", имеющего важное геополитическое и стратегическое значение для нашей страны. Крупнейшими проектами строительства здесь являются дорожные обходы гг.Новосибирска и Красноярска. Необходима также реконструкция участков дорог с низким техническим уровнем в составе межрегиональных маршрутов, обеспечивающих международные перевозки. Продолжится строительство дорог в районах нового освоения на севере Иркутской области, в Эвенкийском автономном округе и других северных территориях, будут реконструированы участки дорог на подходах к государственной границе в южной части региона. В Дальневосточном регионе кроме важнейшей стройки страны - магистрали Чита - Хабаровск будет осуществляться строительство автодорог, обеспечивающих подъезд к портам Дальнего Востока, завоз грузов в Якутию, Магаданскую область и другие северные территории, а также других важнейших дорог, обеспечивающих функционирование экономики региона и решение социальных проблем населения. На развитие федеральных автомобильных дорог планируется выделить 331,8 млрд. рублей, в том числе 331,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. Мероприятия по развитию территориальных автомобильных дорог включают в себя: повышение технического уровня наиболее перегруженных участков дорог со строительством дорожных обходов населенных пунктов; формирование единой автодорожной сети путем строительства участков дорог на границах административных образований, на дорогах, связывающих районные центры с центрами регионов и между собой; обеспечение подъезда к сельским населенным пунктам по дорогам с твердым покрытием. Предусматривается довести удельное количество дорог I, II, III категорий до 20 процентов против 18,3 процента в настоящее время. Протяженность территориальной дорожной сети за счет перевода части ведомственных дорог в сеть дорог общего пользования и строительства новых дорог возрастет до 620 тыс. километров. Всего до 2010 года необходимо построить и реконструировать 61 тыс. километров территориальных дорог. На эти цели предполагается выделить 803,3 млрд. рублей, в том числе 266,9 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 536,4 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства. В числе мероприятий по ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог предусмотрено увеличение ремонтных работ в 2002 - 2005 годах на 4-6 процентов в год с последующим увеличением в 1,6 раза в 2006-2010 годах. Всего намечено отремонтировать 48 тыс. километров федеральных дорог. Всего на ремонт и содержание федеральных дорог намечается выделить до 2010 года 311,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, из них на капитальный ремонт (инвестиции) - 127,2 млрд. рублей и на содержание (прочие нужды) - 184,3 млрд. рублей. В числе мероприятий по ремонту и содержанию территориальных автомобильных дорог предусматривается капитальный ремонт 54,5 тыс. километров дорог. Всего на ремонт и содержание территориальных дорог намечено израсходовать до 2010 года 664,8 млрд. рублей, в том числе 11,7 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета (из них капитальные вложения составят 5,7 млрд. рублей) и 653,1 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (из них капитальные вложения составят 177 млрд. рублей). На модернизацию производственной базы дорожного хозяйства намечено израсходовать до 2010 года 14,1 млрд. рублей, из них 3,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 10,6 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников. Проектом "Повышение безопасности дорожного движения и развитие дорожного сервиса" предусматривается повышение уровня безопасности движения на дорогах и общее уменьшение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 15-20 процентов, а также повышение уровня комфорта для участников дорожного движения. Всего на реализацию программного проекта предполагается израсходовать 20 млрд. рублей, в том числе 0,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 19,5 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников. Проектом "Снижение отрицательного воздействия на окружающую среду" предусматривается сократить на 25-30 процентов негативное влияние автомобильных дорог на население и придорожные экосистемы. Подпрограммой предусмотрены мероприятия по информационному, правовому и научно-техническому обеспечению деятельности дорожного комплекса. Мероприятия по информационному обеспечению включают в себя создание и развитие отраслевой системы связи и информатизации с использованием современных технологий на важнейших федеральных дорогах, в первую очередь входящих в состав международных транспортных коридоров. Затраты на реализацию мероприятий по информационному обеспечению дорожного комплекса составят 7,5 млрд. рублей, из них 7,45 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. Мероприятия по правовому обеспечению включают в себя разработку нормативных правовых актов по коммерческому использованию и развитию платных автомобильных дорог, перевозкам сверхтяжеловесных и крупных габаритных грузов, по землепользованию и др. Объем финансирования мероприятий по правовому обеспечению составит до 2010 года 219,9 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Научно-техническое обеспечение направлено на выполнение поисковых и фундаментальных исследований, прикладных научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартов и нормативов. Прикладные научно-исследовательские работы направлены на совершенствование системы управления дорожным хозяйством, повышение качества дорожных покрытий и др. Опытно-конструкторские работы проводятся с целью создания современной техники для строительства, ремонта и содержания дорог и мостов, а также совершенствования методов и средств диагностики и контроля дорожных работ. Предусмотрена разработка системы стандартов и норм для развития дорожной сети, проектирования дорог и мостов и на дорожно - строительные материалы. На реализацию мероприятий по научно-техническому обеспечению предусмотрено 1,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. Подпрограмма содержит также мероприятия по подготовке кадров и совершенствованию системы управления дорожным хозяйством. На подготовку кадров предусмотрено выделение до 2010 года 1,2 млрд. рублей, в том числе 1,1 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. На совершенствование системы управления дорожным хозяйством намечено выделить 4 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. Гражданская авиация Для реализации поставленных в подпрограмме целей необходимо проведение следующих мероприятий. Намечено обеспечить поставку российским авиакомпаниям 923 новых самолетов и вертолетов основных классов. Предполагается приведение структуры парка воздушных судов в соответствие с современными требованиями рынка перевозок с помощью создания технических и экономических условий для: расширения сферы применения современных типов воздушных судов, находящихся в эксплуатации в авиакомпаниях Российской Федерации (Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ан-124, Ми-8МТ, Ми-26Т и Ка-32); замены на основе финансового лизинга и прямых закупок за счет привлеченных и собственных средств авиакомпаниями Российской Федерации устаревших воздушных судов на самолеты и вертолеты нового поколения (Ил-96М, Ил-96Т, Ту-234, Ту-334, Ту-324, Ан-70Т, Ил-76ТФ, Ми-38, Ка-62, Ан-140, Ми-34, Ми-38, Ка-62, Ка-226). Подпрограммой предусмотрено приобретение российскими авиакомпаниями 923 новых воздушных судов, в том числе пассажирских самолетов - 194 (магистральных) и 306 региональных, грузовых самолетов - 41 магистрального и 38 региональных, вертолетов тяжелых и средних - 131, а также легких - 213. В 2006 - 2010 годах предполагается начать поставки новых региональных самолетов вместимостью 70 и 30 пассажиров и нового сельскохозяйственного самолета. Кроме того, предусматривается поставка как эксплуатантам авиации общего назначения, так и по заявкам авиакомпаний 100 - 120 самолетов вместимостью 5-9 мест. Однако затраты на их приобретение в подпрограмме не учитываются, поскольку предполагается, что их заказ и оплата будут осуществляться по прямым заявкам заказчиков. Общая потребность в инвестициях, необходимых для обеспечения поставок новых воздушных судов, составляет 257,34 млрд. рублей, в том числе 2,45 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета (воздушные суда, тренажеры и учебные классы для учебных заведений). Кроме того, необходимо обеспечить субсидирование из средств федерального бюджета в размере 22,6 млрд. рублей части процентной ставки по коммерческим кредитам на приобретение магистральных воздушных судов нового поколения путем лизинга. В сфере модернизации действующего парка магистральных самолетов по требованиям Международной организации гражданской авиации предусматривается: обеспечение модернизации самолетов Як-42, Ту-154М, Ил-62М с установкой звукопоглощающих конструкций; обеспечение работ по замене двигателей на самолетах Ил-76, Ил-86, Ту-134; обеспечение установки систем предупреждения столкновений в воздухе, сокращенных норм вертикального эшелонирования, зональной навигации. В целом в 2002-2005 годах необходимо обеспечить модернизацию 420 магистральных самолетов. Общие затраты на реализацию проекта составят 90,72 млрд. рублей. Для обеспечения субсидирования части процентной ставки по коммерческим кредитам на замену двигателей также потребуются средства федерального бюджета в размере 723,5 млн. рублей. В сфере развития объектов наземной инфраструктуры предусматривается обеспечение комплексного и сбалансированного развития основных производственных комплексов аэропортов и наращивание производственных мощностей зданий и сооружений объектов наземной инфраструктуры. Реализация основных мероприятий по развитию объектов наземной инфраструктуры позволит повысить к 2010 году их оснащенность до 85 процентов нормативного уровня. В 2002-2010 годах должен быть обеспечен ввод в эксплуатацию 33 искусственных взлетно-посадочных полос, аэровокзалов с общей пропускной способностью 38,4 тыс. пассажиров в час в 37 аэропортах, складов горюче-смазочных материалов общей емкостью 590 тыс. куб. метров, 21 ангара и ангарных корпусов. Должно быть завершено строительство новых комплексов аэропортов в гг. Омске (Федоровка) и Сыктывкаре (Сыктывкар-2), произведена замена светосигнального оборудования в 27 аэропортах, осуществлено строительство грузовых комплексов (терминалов) в 22 аэропортах. Общая потребность в инвестициях, необходимых для развития объектов наземной инфраструктуры в 2002-2010 годах, составляет 53,9 млрд. рублей, в том числе 1,14 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. Инвестиции, выделяемые за счет средств федерального бюджета, предназначены для строительства и реконструкции аэропортов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, а также для реконструкции объектов, находящихся в федеральной собственности. Предусматривается приоритетное развитие аэропортов Московского авиационного узла, аэропортов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера и аэропортов, используемых в системе международных транспортных коридоров. В области развития информатики предусматривается реализация проекта, направленного на обеспечение ввода в строй единой российской системы, осуществляющей резервирование пассажирских перевозок, управление отправками пассажиров и грузов, конкурентоспособной по отношению к зарубежным аналогам на базе развития систем "Сирена-2.3", "Сирена-2000" и "Сирена3". Создание такого информационного комплекса позволит кроме перечисленных функций осуществлять масштабное внедрение интернет - технологий. В настоящее время полностью отработана и внедряется система "Сирена-2.3". Полностью принята и с 2002 года будет готова к внедрению система "Сирена-2000". Уровень обеспеченности территории страны пунктами бронирования и продажи билетов по системе "Сирена 2.3" в 2001 году составляет 75 процентов, а к 2005 год достигнет 100 процентов, по остальным системам он будет увеличиваться с 30 процентов в 2002 году до 85 процентов в 2010 году. Инвестиции для реализации мероприятий данного проекта составляют в 2002-2010 годах 1,9 млрд. рублей (средства внебюджетных источников). В сфере обеспечения безопасного функционирования гражданской авиации предусматриваются меры по достижению устойчивой безопасной работы гражданской авиации на основе: совершенствования государственной системы обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов с учетом человеческого фактора; совершенствования государственной системы обеспечения авиационной безопасности, адаптированной к международным стандартам и требованиям; проведения на предприятиях гражданской авиации мероприятий по совершенствованию системы контроля надежности, организации исследований аварийных и отказавших элементов авиационной техники; реализации на предприятиях и в организациях гражданской авиации системы мер по обеспечению экологической безопасности; реализации в системе обеспечения безопасности полетов принципа главенства требований авиаперевозчика по отношению ко всем иным участникам авиатранспортного процесса; реализации в системе обеспечения авиационной безопасности принципа главенства аэропорта и его требований ко всем иным участникам авиатранспортного процесса. Объем инвестиций, необходимых для обеспечения безопасного функционирования гражданской авиации, составляет 3,65 млрд. рублей, в том числе 390 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. В области нормативно-правового обеспечения гражданской авиации предусматриваются: подготовка проекта федерального закона "Аэропорты России". Закон должен быть подготовлен к первому чтению в I квартале 2002 г.; подготовка проекта федерального закона "Об авиационном лизинге". Закон должен быть подготовлен к первому чтению в I квартале 2002 г.; подготовка проекта федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними". Закон должен быть подготовлен к первому чтению во II квартале 2002 г.; подготовка, согласование и утверждение в Министерстве юстиции Российской Федерации федеральных авиационных правил. В течение 2002-2010 годов должна быть завершена подготовка более 120 федеральных авиационных правил. В области научно-технического обеспечения функционирования гражданской авиации предусматривается проведение научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке: обоснований и технических предложений по новым воздушным судам и авиадвигателям, а также по модернизации действующих типов воздушных судов и авиадвигателей; новых принципов и методологии поддержания летной годности; обоснований по развитию объектов наземной инфраструктуры; методологии и рекомендаций по исследованию авиатранспортных рынков; методологии и принципов безопасного функционирования гражданской авиации; новых информационных технологий; предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы гражданской авиации. Необходимый объем финансирования работ по данному направлению на период 2002-2010 годов составит 936,75 млн. рублей, в том числе 242,75 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Единая система организации воздушного движения В данную подпрограмму включены мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей российских и иностранных авиакомпаний в аэронавигационном обслуживании при полетах в воздушном пространстве Российской Федерации, а также на обеспечение национальной безопасности государства. В области модернизации технического обеспечения действующих и вновь открываемых международных и внутренних воздушных трасс предусматривается существенное повышение степени технической оснащенности современными средствами воздушной и наземной связи, наблюдения и автоматизации управления воздушным движением, отвечающими требованиям Международной организации гражданской авиации, районных центров Единой системы организации воздушного движения в районах Арктики, Крайнего Севера и Сибири, где проходят действующие и вновь открываемые воздушные трассы. Для обеспечения полетов по воздушным трассам планируется поэтапное проведение комплекса технических мероприятий по улучшению связи, наблюдения и автоматизации процессов управления воздушным движением, а также укрупнению районных центров Единой системы организации воздушного движения. Объем инвестиций, необходимых для реализации указанных мероприятий, составляет 2,17 млрд. рублей. Подпрограммой предусмотрено поддержание эксплуатационной готовности и поэтапная модернизация автоматизированных систем управления воздушным движением. Будет осуществлено внедрение систем управления воздушным движением, использующих современное оборудование и программное обеспечение, будет использована также современная технология построения этих систем. Внедрение будет осуществляться поэтапно для центров управления и аэродромных командно-диспетчерских пунктов, радиолокационных подсистем, подсистем связи и передачи данных. Объем инвестиций на реализацию мероприятий составит 3,44 млрд. рублей. Предусмотренное подпрограммой создание укрупненных районных центров управления полетами воздушных судов имеет целью повышение эффективности управления воздушным движением, совершенствование структуры воздушного пространства, техническое оснащение современным оборудованием. Для предполагаемого создания укрупненных районных центров управления полетами воздушных судов необходимо проведение следующего комплекса мероприятий: технико-экономическое обоснование мероприятий по укрупнению районных центров управления полетами воздушных судов; оптимизация количества секторов в существующих районных центрах; укрупнение, техническое переоснащение районов и центров организации воздушным движением с учетом обеспечения требований по безопасности воздушного движения; оптимизация численности диспетчерского состава и инженерно-технического персонала. Объем инвестиций, необходимых для реализации указанных мероприятий, составляет 3,72 млрд. рублей. Для реализации мероприятий по внедрению перспективных средств организации воздушного движения предусматривается использование технологии автоматического зависимого наблюдения - контрактного или адресного и радиовещательного. Технические средства контрактного наблюдения будут использоваться главным образом для обслуживания полетов в океанических и отдаленных континентальных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Оснащаться соответствующим оборудованием будут в основном межконтинентальные воздушные суда, выполняющие полеты по кроссполярным и трансвосточным трассам из Северной Америки в Азию. Внедрение радиовещательного наблюдения в континентальном воздушном пространстве будет осуществляться сначала в районах прохождения транссибирских и трансполярных международных трасс, а затем в других районах. Интенсивное внедрение этого метода наблюдения в Российской Федерации сначала расширит существующую зону перекрытия радиолокационным полем наблюдения и улучшит его характеристики, а затем в соответствии с концепцией Международной организации гражданской авиации по мере накопления опыта эксплуатации комбинированного наблюдения может заменить традиционные средства наблюдения в отдельных районах. Объем инвестиций на реализацию мероприятий составит 1,04 млрд. рублей. При реализации мероприятий по развертыванию наземного сегмента глобальных систем связи, навигации и наблюдения на основе использования космической техники предусматривается внедрение перспективных технических средств и технологий, рекомендованных Международной организации гражданской авиации. При этом будет осуществлено: использование глобальных навигационных систем; создание системы авиационной фиксированной спутниковой связи и подключение к системе международной авиационной мобильной спутниковой |