О ПРИСВОЕНИИ СТАТУСА НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г. ДУБНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 20 декабря 2001 г. N 1472 (НТЦС) В целях создания условий для сохранения и развития научно - технического потенциала г.Дубны и на основании представления Правительства Российской Федерации постановляю: 1. Присвоить статус наукограда Российской Федерации г.Дубне Московской области на срок до 31 декабря 2025 г. 2. Утвердить прилагаемые: направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для г.Дубны как наукограда Российской Федерации в 2001 - 2006 годах; программу (основные направления) развития г.Дубны как наукограда Российской Федерации на 2001 - 2006 годы. 3. Правительству Российской Федерации, правительству Московской области и администрации г.Дубны заключить соглашение о реализации программы (основных направлений) развития г.Дубны как наукограда Российской Федерации на 2001 -2006 годы. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В. Путин 20 декабря 2001 г. N 1472 УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2001 года N 1472 НАПРАВЛЕНИЯ научной, научно-технической и инновационной деятельности экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров являющиеся приоритетными для г.Дубны как наукограда Российской Федерации в 2001 - 2006 годах Фундаментальные исследования в области физики элементарных частиц, атомного ядра и физики конденсированного состояния вещества с использованием ядерно-физических методов. Разработка и производство ракетной и авиационной техники. Разработка и производство систем акустоэлектроники. Научно - техническая и инновационная деятельность, экспериментальные разработки, испытания в области информационнотелекоммуникационных систем, электроники, атомной энергетики, нетрадиционных возобновляемых источников энергии, новых материалов и химических продуктов, мониторинга природно-техногенной сферы, обеспечения безопасности продукции, производств и объектов. Подготовка кадров в области гуманитарной, научно-технической и инновационной деятельности. УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2001 года N 1472 ПРОГРАММА (основные направления) развития г.Дубны как наукограда Российской Федерации на 2001 - 2006 годы ПАСПОРТ программы (основных направлений) развития г.Дубны как наукограда Российской Федерации на 2001 - 2006 годы ---------------------------------------------------------------------- | Наименование - | программа (основные направления) | | программы | развития г.Дубны как наукограда | | | Российской Федерации на 2001 - 2006 | | | годы | |------------------------|-------------------------------------------| | Основание для - | Федеральный закон "О статусе | | разработки | наукограда Российской Федерации", | | программы | постановление Правительства Российской | | | Федерации от 22 сентября 1999 г. | | | N 1072 "Об утверждении критериев | | | присвоения муниципальному образованию | | | статуса наукограда и Порядка | | | рассмотрения предложений о присвоении | | | муниципальному образованию статуса | | | наукограда и прекращении такого | | | статуса", решение Совета депутатов | | | г.Дубны от 16 марта 2000 г. N РС-5- | | | 27/12 "О развитии города Дубны как | | | наукограда Российской Федерации" | |------------------------|-------------------------------------------| | Государственный - | правительство Московской области | | заказчик программы | | |------------------------|-------------------------------------------| | Основные - | правительство Московской области, | | разработчики | администрация г.Дубны | | программы | | |------------------------|-------------------------------------------| | Основные цели - | достижение устойчивого бездотационного | | программы | социально-экономического развития | | | г.Дубны как наукограда Российской | | | Федерации и улучшение качества жизни | | | его населения; | |------------------------|-------------------------------------------| | . . | обеспечение мирового лидерства в | | | фундаментальных научных исследованиях | | | и создании новых образцов ракетной | | | техники; | |------------------------|-------------------------------------------| | | создание новых технологий и | | | конкурентоспособной, в том числе | | | импортозамещающей, высокотехнологичной | | | продукции по приоритетным научно- | | | техническим направлениям; | |------------------------|-------------------------------------------| | | подготовка высококвалифицированных | | | специалистов для работы по | | | приоритетным научно-техническим | | | направлениям | |------------------------|-------------------------------------------| | Этапы и сроки - | первый этап (2001 - 2002 годы) - | | реализации | формирование организационно-правовых, | | программы | экономических механизмов программы и | | | органов управления программой, | | | создание инфраструктуры, | | | обеспечивающей выполнение программы, | | | начало реализации отдельных проектов | | | программы; | | | второй этап (2003 - 2005 годы) - | | | реализация мероприятий программы с | | | использованием форм государственной | | | поддержки, формирование системы | | | развития наукограда; | |------------------------|-------------------------------------------| | | третий этап (2006 год) - завершение | | | мероприятий программы и оценка ее | | | результатов, создание условий для | | | устойчивого социально-экономического | | | развития города, разработка и | | | утверждение программы развития | | | наукограда на последующий период | |------------------------|-------------------------------------------| | Перечень основных - | завершение реструктуризации научно - | | мероприятий | производственного комплекса; | | программы | | |------------------------|-------------------------------------------| | | развитие инфраструктуры инновационной | | | деятельности, реализация инновационных | | | проектов; | |------------------------|-------------------------------------------| | | создание благоприятных условий для | | | привлечения инвестиций и развития | | | научно-производственных организаций; | |------------------------|-------------------------------------------| | | создание единой информационной среды | | | наукограда; | |------------------------|-------------------------------------------| | | подготовка кадров; | |------------------------|-------------------------------------------| | | отработка форм интеграции научной, | | | инновационной, производственной и | | | образовательной деятельности; | |------------------------|-------------------------------------------| | | развитие международного сотрудничества | | | и внешнеэкономической деятельности; | |------------------------|-------------------------------------------| | | реализация программ социально - | | | экономического развития города; | |------------------------|-------------------------------------------| | | передача передового опыта, знаний и | | | технологий | |------------------------|-------------------------------------------| | Исполнители основных - | администрация г.Дубны, организации | | мероприятий программы | г.Дубны | |------------------------|-------------------------------------------| | Источники - | финансирование мероприятий и проектов, | | финансирования | входящих в программу, производится за | | программы | счет средств: | | | федерального бюджета, | | | бюджета Московской области, | | | бюджета г.Дубны, | | | внебюджетных источников; | |------------------------|-------------------------------------------| | | объемы финансирования определяются при | | | формировании бюджетов соответствующих | | | уровней на очередной финансовый год | | | исходя из концепции межбюджетных | | | отношений и из сумм налоговых доходов, | | | собранных на территории наукограда и | | | поступивших в соответствующие бюджеты | | | в предыдущем году | |------------------------|-------------------------------------------| | Ожидаемые конечные - | достижение устойчивого социально - | | результаты | экономического развития г.Дубны; | | реализации | | | программы | | |------------------------|-------------------------------------------| | | сохранение мирового уровня проводимых | | | фундаментальных исследований, | | | внедрение в производство новых | | | разработок и технологий по | | | приоритетным научно-техническим | | | направлениям; | |------------------------|-------------------------------------------| | | создание и развитие эффективной | | | инновационной среды, обеспечивающей | | | продвижение научных идей и разработок | | | до конечного рыночного продукта; | |------------------------|-------------------------------------------| | | создание устойчивой налогооблагаемой | | | базы роста бюджетных доходов всех | | | уровней, обеспечивающей в том числе | | | формирование сбалансированного | | | местного бюджета; | |------------------------|-------------------------------------------| | | повышение уровня и качества жизни | | | жителей города; | |------------------------|-------------------------------------------| | | обеспечение подготовки | | | высококвалифицированных специалистов, | | | в том числе по приоритетным научно - | | | техническим направлениям | |------------------------|-------------------------------------------| | Система организации - | государственный заказчик ежегодно | | контроля за | докладывает о результатах реализации | | исполнением | программы в Правительство Российской | | программы | Федерации. Отчеты об использовании | | | средств, выделяемых из федерального | | | бюджета, администрация г.Дубны по | | | согласованию с правительством | | | Московской области представляет в | | | установленном порядке в Министерство | | | финансов Российской Федерации | ---------------------------------------------------------------------- 1. Краткая характеристика г.Дубны и его научно - производственного комплекса Город Дубна образован в 1956 году. Численность населения города составляет 67,7 тыс.человек, численность занятых в экономике - 31,2 тыс. человек. Специфика г.Дубны состоит в том, что исторически он играл большую роль в международной политике и международном научно-техническом сотрудничестве. Мировую известность г.Дубна получил в связи с деятельностью на его территории с 1956 года Объединенного института ядерных исследований - международной межправительственной научноисследовательской организации, в работе которой в настоящее время участвуют на постоянной основе 18 государств. К середине 80-х годов XX века город сложился как многопрофильный научно-промышленный центр, в котором успешно реализовывались государственные задачи в области фундаментальной науки, укрепления обороноспособности страны и производства образцов наукоемкой техники. К этому времени сформировалась основа научно-производственного комплекса г.Дубны, который получил развитие в 90-е годы в связи с созданием новых научно - производственных и инновационных организаций. В настоящее время в состав научно-производственного комплекса города входят Объединенный институт ядерных исследований*, федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Радуга", открытое акционерное общество "Дубненский машиностроительный завод", открытое акционерное общество "Приборный завод "Тензор", федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт "Атолл", государственное предприятие "Институт физико-технических проблем", государственное унитарное предприятие "Дедал", закрытое акционерное общество "Научно-производственный центр "Аспект", общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "АпАТэК - Дубна", закрытое акционерное общество "Научно-технологический парк "Дубна" и государственное образовательное учреждение Московской области "Международный университет природы, общества и человека "Дубна". Международный университет природы, общества и человека "Дубна" осуществляет подготовку кадров по прогрессивной системе образования, предусматривающей формирование у студентов системного мышления. В университете действует аспирантура по пяти направлениям. Образовательные программы в г.Дубне также реализуют филиал Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета), негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Образовательный центр "Дубна", два профессионально-технических лицея, учебно-консультационный центр Московского государственного университета сервиса, 28 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 15 муниципальных и четыре негосударственных образовательных учреждения среднего (полного) общего образования. ----------------------------- * Объединенному институту ядерных исследований не предусматривваются средства федерального бюджета, направляемые на финансирование мероприятий программы. Экономика г.Дубны неразрывно связана с деятельностью организаций научно-производственного комплекса, в которых работают около 12,5 тыс.человек (около 40 процентов общей численности занятого в экономике населения). В городе работают 10 академиков и 8 членов-корреспондентов академий наук, около 300 докторов наук, свыше 800 кандидатов наук. Организации научно-производственного комплекса города дают 40,8 процента налоговых поступлений в городской бюджет, при этом в последние годы наблюдается тенденция к увеличению их доли в общей сумме поступлений (в 1998 году - 28,6 процента, в 1999 году -37,5 процента). Предприятия малого и среднего бизнеса, четверть из которых занята разработкой и производством наукоемкой продукции, дают более 45 процентов налоговых поступлений. В целом по городу в течение последних трех лет в результате реализации городских и областных целевых программ наблюдаются рост собственных доходов местного бюджета (в 3,5 раза к уровню 1998 года) и сокращение доли дотаций и субвенций Московской области (с 39 процентов в 1998 году до 19,3 процента в 2000 году). В городе действует 1090 организаций. Общий объем реализованной ими продукции и услуг в 2000 году составил 2111,1 млн.рублей, в том числе организациями научно-производственного комплекса - 1148,4 млн.рублей (54,4 процента общего объема продукции, работ, услуг всех хозяйствующих субъектов на территории г.Дубны). Весь градообразующий научно-производственный комплекс города расположен в границах муниципального образования "Город Дубна". Основные фонды города (за исключением объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы) составляют 2100 млн. рублей. Стоимость основных фондов организаций научно-производственного комплекса - 1533,4 млн.рублей (73 процента стоимости основных фондов всех хозяйствующих субъектов на территории г.Дубны). Предприятия жилищно-коммунального хозяйства обеспечивают содержание жилищного фонда города, составляющего 1,27 млн.кв. метров общей площади. На обслуживании и содержании города находятся системы теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения и канализации, свыше 680 тыс.кв.метров муниципальных дорог, муниципальный пассажирский транспорт. В результате реализации городского целевого проекта и привлечения средств населения г.Дубна сегодня имеет один из самых высоких уровней телефонизации в стране (23 000 абонентов). 2. Характеристика проблемы Как и многие другие города науки, г.Дубна формировался и развивался вокруг основных градообразующих организаций, в связи с чем их функционирование и развитие города полностью зависели от финансирования из государственного бюджета. Значительное сокращение объема бюджетного финансирования в последние годы привело к оттоку квалифицированных кадров, изменению условий функционирования организаций и города, принявшего на себя заботу о содержании и обеспечении деятельности практически всего социальнобытового комплекса. Государственные предприятия и созданные на их основе акционерные общества, ориентированные изначально на проведение научных исследований и разработок по государственному заказу, в начале 90-х годов оказались перед необходимостью расширения круга потребителей, а также поиска новых организационных, экономических и правовых форм развития. В ходе реализации городских и областных целевых программ по сохранению и развитию научно-производственного потенциала города накоплен опыт взаимодействия администрации г.Дубны, руководителей организаций, правительства Московской области и федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы финансирования фундаментальных исследований, некоторые федеральные государственные предприятия находятся в неустойчивом финансовом положении, что отражается на социально-экономическом положении города. Из-за отсутствия молодых специалистов в ближайшие годы может обостриться проблема кадров в ведущих организациях научнопроизводственного комплекса, вследствие чего возможна частичная потеря научно-технического потенциала г.Дубны. Попытки решения этих проблем предприятиями самостоятельно либо при поддержке города и области не дают желаемых результатов. Масштабы, стоимость и комплексность проблем требуют системного подхода к их решению, консолидации финансовых, научно-производственных, материальных, кадровых и других ресурсов. 3. Основные цели программы, этапы и сроки ее реализации Основными целями программы являются: достижение устойчивого бездотационного социально-экономического развития г.Дубны как наукограда Российской Федерации и улучшение качества жизни его населения; обеспечение мирового лидерства в фундаментальных научных исследованиях и создании новых образцов ракетной техники; создание новых технологий и конкурентоспособной, в том числе импортозамещающей, высокотехнологичной продукции по приоритетным научнотехническим направлениям; подготовка высококвалифицированных специалистов для работы по приоритетным научно-техническим направлениям. При реализации программы должен обеспечиваться баланс интересов Российской Федерации, Московской области, муниципального образования "Город Дубна" и хозяйствующих субъектов на его территории. Реализация программы предусматривается в несколько этапов: первый этап (2001-2002 годы) - формирование организационно - правовых, экономических механизмов программы и органов управления программой, создание инфраструктуры, обеспечивающей выполнение программы, начало реализации отдельных проектов программы; второй этап (2003-2005 годы) - реализация программных мероприятий с использованием форм государственной поддержки, формирование системы развития наукограда; третий этап (2006 год) - завершение программных мероприятий и оценка их результатов, создание условий для устойчивого социальноэкономического развития города, разработка и утверждение программы развития наукограда на последующий период. 4. Программные мероприятия Программа включает в себя четыре следующие подпрограммы: подпрограмма "Развитие научно-производственной и инновационной деятельности"; подпрограмма "Образование"; подпрограмма "Развитие социальной сферы"; подпрограмма "Создание условий для развития наукограда". Подпрограмма "Развитие научно-производственной и инновационной деятельности" Целью подпрограммы является создание на территории г.Дубны условий, обеспечивающих комплексное развитие науки и производства. В ходе реализации подпрограммы предполагаются поэтапное формирование интегрированных организационных структур научно-производственного комплекса и развитие кооперации. Подпрограмма предусматривает научные исследования фундаментального характера в области ядерной физики, прикладные научные исследования в целях получения новых достижений в науке и технике, а также формирование условий и механизмов инновационной деятельности, реализацию инновационных проектов, развитие инновационного предпринимательства, развитие действующих и создание новых наукоемких производств. Научные исследования и разработки предполагается осуществлять в соответствии с планами организаций научно-производственного комплекса г.Дубны по направлениям, являющимся приоритетными для г.Дубны. Планируется также дальнейшее развитие международного научного сотрудничества, расширение участия организаций города в федеральных и региональных научно-технических целевых программах. При этом особое внимание будет уделено отработке организационных форм международной научно-технической кооперации, а также углублению связей с прошедшими научную школу Объединенного института ядерных исследований и работающими в настоящее время за рубежом учеными и специалистами. В рамках подпрограммы планируется развитие инновационной инфраструктуры, состоящей из научно-технологического парка, центра экономико-правовых услуг, лизинговых компаний, центра деловой информации, центра проектного финансирования, торгово-промышленной палаты города, инновационных предприятий. Важное значение придается в подпрограмме созданию и поддержанию благоприятного инвестиционного и налогового климата в целях привлечения инвестиций в развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере, а также созданию новых наукоемких производств. Мероприятия подпрограммы предусматривают реализацию более 60 инновационных проектов, отбор которых будет осуществляться на конкурсной основе. При отборе и реализации проектов особое внимание будет уделяться развитию интеграции научно-исследовательских и промышленных организаций г.Дубны, Московской области и других регионов Российской Федерации. Выполнение инновационных проектов обеспечит рост общего объема продукции (работ, услуг) организаций города более чем в два раза. При этом на 21 процент вырастет доля наукоемкой продукции в общем объеме продукции (работ, услуг). Подпрограмма "Образование" Целью подпрограммы является создание целостной образовательной системы, реализующей принцип непрерывного образования и ориентированной на воспитание разносторонне образованной личности и целенаправленную подготовку кадров. Подпрограмма предусматривает взаимодействие систем дошкольного, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей и молодежи с системами здравоохранения, культуры, социальной защиты детей и молодежи. Важная роль отводится реализации воспитательно-оздоровительных программ для детей. В сфере высшего профессионального образования планируется укрепление материально-технической базы Международного университета природы, общества и человека "Дубна", создание сети его филиалов в Московской области, введение новых учебных специальностей для подготовки специалистов по приоритетным направлениям науки и техники. В целях интеграции науки и высшего образования на базе университета предполагается организовать научно-исследовательские лаборатории и институты, а также малые инновационные компании. В качестве одного из приоритетных направлений деятельности университета планируется развитие научного направления по разработке стратегий (моделей) устойчивого муниципального и регионального развития. Для удовлетворения растущей потребности в образовании, создания условий для постоянного повышения квалификации работников без отрыва от производства и освоения новых областей знаний в Международном университете природы, общества и человека "Дубна" планируются расширение системы дистанционного образования и развитие библиотечного комплекса. Предусматриваются также организация научных школ, учебных курсов и развитие международных студенческих школ. Высшими учебными заведениями города во время реализации программы будет подготовлено не менее 2500 специалистов с высшим образованием, что позволит существенно омолодить научные кадры. Планируется представить к защите более 300 кандидатских и докторских диссертаций. Подпрограмма "Развитие социальной сферы" Целью подпрограммы является достижение в г.Дубне высокого качества жизни жителей города. Развитие социальной сферы в значительной степени зависит от развития научно-производственной сферы, обеспечивающей рост налогооблагаемой базы города. Мероприятия подпрограммы в жилищной и коммунальной сфере предусматривают разработку и реализацию жилищной политики, способствующей закреплению молодых специалистов и высококвалифицированных кадров в организациях города, в том числе использование апробированного в городе механизма муниципального жилищного займа, реконструкцию инженерных сетей и объектов коммунального хозяйства с внедрением энерго- и ресурсосберегающих технологий, реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства в целях повышения качества жилищно-коммунальных услуг, реконструкцию автодороги Москва - Дубна. Программные мероприятия в области здравоохранения направлены на обеспечение возможностей получения жителями города всего спектра современных квалифицированных лечебно-профилактических услуг, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, осуществление программ, направленных на снижение заболеваемости и повышение иммунитета детей и молодежи. Подпрограмма предусматривает мероприятия, ориентированные на сохранение и развитие г.Дубны как центра культуры Подмосковья, сохранение духовно-нравственных ценностей, проведение воспитательнопросветительской работы, интеграцию городских систем культуры и образования. Подпрограмма предусматривает также осуществление мероприятий по адресной поддержке социально незащищенных категорий населения города, обеспечению занятости. В результате выполнения программных мероприятий будут достигнуты следующие результаты: построено 105 тыс. кв. метров жилья, обеспеченность жильем достигнет 20,2 кв. метра общей площади на человека; проведена реконструкция городских систем теплоснабжения; проведена газификация домов в индивидуальном жилом секторе; произведена реконструкция железнодорожных станций Большая Волга и Дубна; начаты работы по ремонту головных гидросооружений канала имени Москвы и строительству моста через реку Волгу. Подпрограмма "Создание условий для развития наукограда" Целью подпрограммы является создание условий и развитие информационной инфраструктуры, необходимых для реализации программы. Подпрограмма предусматривает формирование нормативно-правового и информационного обеспечения, способствующего выполнению мероприятий программы и развитию города. Планируется создание единой информационной среды наукограда, основанной на современных информационных технологиях и представляющей собой комплекс технических средств (компьютерные сети, оптико-волоконные линии связи, телекоммуникационное оборудование), программных средств (геоинформационные системы, базы данных) и организационно-правовых механизмов взаимодействия и обмена информацией. 5. Основные показатели оценки результатов реализации программы Оценка результатов выполнения программы осуществляется по следующим показателям: бюджетные показатели; показатели социально-экономического развития; показатели экономического развития; показатели развития научно-производственной деятельности. К основным бюджетным показателям относятся: собственные доходы местного бюджета; уровень сбора налогов на территории города в бюджеты всех уровней; доход местного бюджета на душу населения (бюджетная обеспеченность). К показателям социально-экономического развития относятся: численность населения города; средняя заработная плата по городу; розничный товарооборот; обеспеченность жильем; общая площадь жилых домов; ввод жилья. Основными показателями экономического развития города являются: численность занятых в экономике; объем реализованной продукции; средний уровень сбора налогов в бюджеты всех уровней; совокупный фонд оплаты труда по городу, в том числе по научнопроизводственному комплексу; капитальные вложения, в том числе по научно-производственному комплексу. К основным показателям развития научно-производственной деятельности относятся: общий объем выполненных работ (услуг), в том числе по приоритетным направлениям; доля приоритетных направлений в общем объеме выполняемых работ; доля наукоемкой продукции в общем объеме производимой продукции; доля научно-производственного комплекса в основных фондах города (без объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурного обеспечения); количество занятых в научно-производственном комплексе. Данные критерии позволят оценить результаты выполнения программы и проанализировать эффективность использования мер государственной поддержки при реализации конкретного мероприятия. 6. Государственная поддержка Программа в качестве мер государственной поддержки развития г.Дубны как наукограда предусматривает: выделение средств федерального бюджета в порядке, определяемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год; выделение средств бюджета Московской области в течение пяти лет, ежегодно, в соответствии с пунктом 4 Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1072. 7. Финансовое обеспечение программы Основными источниками финансирования программы являются: федеральный бюджет; бюджет Московской области; бюджет г.Дубны; внебюджетные источники. Объемы финансирования программы определяются при формировании бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год исходя из концепции межбюджетных отношений и из сумм налоговых доходов, собранных на территории наукограда и поступивших в соответствующие бюджеты в предыдущем году. 8. Материальное обеспечение В организациях научно-производственного комплекса г.Дубны не задействованы большие производственные площади, не используются уникальные испытательные комплексы, стендовая и лабораторная база. В мероприятиях по реструктуризации научно-производственного комплекса особое внимание уделяется созданию новых наукоемких производств и инновационных предприятий, которые позволят существенно повысить эффективность использования основных фондов. 9. Кадровое обеспечение Программой предусмотрена система подготовки и переподготовки кадров для удовлетворения потребностей предприятий и организаций научнопроизводственного сектора, для инновационного предпринимательства, а также кадров по рабочим специальностям, дефицит которых стал ощущаться в последние годы. Решение задачи переподготовки кадров позволит также снизить избыток невостребованного персонала. 10. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации Организация управления программой осуществляется государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации. Координацию работ по реализации программы осуществляет наблюдательный совет. Государственный заказчик ежегодно докладывает о результатах реализации программы в Правительство Российской Федерации. Отчеты об использовании средств федерального бюджета администрация г.Дубны по согласованию с правительством Московской области представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации. 11. Оценка результатов выполнения программы Оценка результатов выполнения программы осуществляется путем сопоставления фактически достигнутых показателей программы с показателями, приведенными в приложении N 1. Основными критериями оценки эффективности выполнения программы являются размер налогов, поступивших в бюджеты (приложение N 2), и сокращение дефицита бюджета города (приложение N 3). Результатом выполнения программы будет достижение устойчивого развития г.Дубны, обеспечивающего покрытие затрат на функционирование социально-экономической сферы. Приложение N 1 к программе (основным направлениям) развития г. Дубны как наукограда Российской Федерации на 2001-2006 годы Контрольные значения основных показателей программы -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатель | Единица | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | | | измерения | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | I. Бюджетные показатели | | | | | | | | |-------------------------------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Доход местного | рублей | 4433,7 | 5274,4 | 6161,9 | 7397,6 | 8227,3 | 8903,1 | 9611 | | бюджета на душу | в год | | | | | | | | | населения | | | | | | | | | |--------------------------------------------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | II. Показатели социально-экономического развития | | | | | | | |--------------------------------------------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Численность населения | человек | 67653 | 67700 | 67745 | 67790 | 67845 | 68000 | 68300 | | города | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Средняя заработная | рублей | 2020,6 | 2437,2 | 3142,5 | 3850,7 | 4407,5 | 5902,6 | 7433,4 | | плата по городу | в месяц | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Розничный | млн. | 395,3 | 550 | 750 | 950 | 1100 | 1400 | 1700 | | товарооборот | рублей | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Обеспеченность жильем | кв.метров | 18,8 | 19 | 19,2 | 19.4 | 19,7 | 19,9 | 20,2 | | | на | | | | | | | | | | человека | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Общая площадь жилых | тыс.кв. | 1274,2 | 1286,2 | 1301,2 | 1316,2 | 1336,2 | 1356,2 | 1379,2 | | домов | метров | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Ввод в эксплуатацию | - " - | 6,5 | 12 | 15 | 15 | 20 | 20 | 23 | | жилья | | | | | | | | | |--------------------------------------------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | III. Показатели экономического развития | | | | | | | |--------------------------------------------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Численность занятых в | человек | 31231 | 31337 | 31527 | 32298 | 33019 | 33596 | 34100 | | экономике | | | | | | | | | | Объем реализованной | тыс. | 2111100 | 3149776,3 | 4369422,6 | 5822336,3 | 6578091,5 | 7182078,7 |7837157,6 | | продукции | рублей | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Средний уровень сбора | процентов | 108,1 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | | налогов в бюджеты | к плану | | | | | | | | | всех уровней | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Совокупный фонд | тыс. | 715490 | 916478,4 | 1188883,2 | 1492438,9 | 1746374,9 | 2379645 |3041747,3 | | оплаты труда по | рублей | | | | | | | | | городу - всего | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | в том числе по | тыс. | 270886,3 | 321829,7 | 385104,8 | 464467,3 | 520348,8 | 568102,5 | 624319,3 | | научно - | рублей | | | | | | | | | производственному | | | | | | | | | | комплексу | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Капитальные вложения | - " - | 46200 | 50000 | 75500 | 80700 | 120000 | 140000 | 155000 | | - всего | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | в том числе по | тыс. | 10100 | 42834,3 | 54158,4 | 29449 | 37748,9 | 20102,6 | 42653,6 | | научно- | рублей | | | | | | | | | производственному | | | | | | | | | | комплексу | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | IV. Показатели развития научно-производственной деятельности | | | | | | |----------------------------------------------------------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Общий объем | тыс. | 1312291,6 | 2063283,7 | 3138397,8 | 4436994,9 | 5013536,9 | 5470269,3 | 5930998,7 | | выполняемых работ | рублей | | | | | | | | | (услуг) - всего | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | в том числе по | - " - | 472778,3 | 814997,1 | 1393448,6 | 2200749,5 | 2747418,2 | 3243869,7 |3778046,2 | | приори тетным | | | | | | | | | | направлениям | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Доля приоритетных | процентов | 36 | 39,5 | 44,4 | 49,6 | 54,8 | 59,3 | 63,7 | | направлений в общем | | | | | | | | | | объеме выполянемых | | | | | | | | | | работ (услуг) | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Доля наукоемкой | - " - | 54,4 | 65,5 | 71,8 | 76,2 | 76,2 | 76,2 | 75,7 | | продукции в общем | | | | | | | | | | объеме производимой | | | | | | | | | | продукции | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Доля научно - | процентов | 73 | 74 | 75 | 76 | 78 | 80 | 82 | | производственного | | | | | | | | | | комплекса в основных | | | | | | | | | | фондах города (без | | | | | | | | | | объектов жилищно - | | | | | | | | | | коммунального | | | | | | | | | | хозяйства и | | | | | | | | | | социально-культурного | | | | | | | | | | обеспечения) | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | Количество занятых в | человек | 11000 | 11106 | 11496 | 12007 | 12587 | 13065 | 13435 | | научно - | | | | | | | | | | произвдственном | | | | | | | | | | комплексе - всего | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | от занятых в | процентов | 35,2 | 35,4 | 35,8 | 36,4 | 36,8 | 37 | 37,1 | | экономике | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | на государственных | - " - | 8,6 | 8,6 | 8,7 | 8,8 | 8,9 | 8,9 | 8,9 | | предприятиях научно - | | | | | | | | | | производственного | | | | | | | | | | комплекса | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | на негосударственных | - " - | 25,8 | 25,9 | 26,1 | 26,4 | 26,5 | 26,5 | 26,5 | | крупных предприятиях | | | | | | | | | | научно - | | | | | | | | | | производственного | | | | | | | | | | комплекса | | | | | | | | | |-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------| | на малых и средних | процентов | 0,8 | 0,9 | 1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,7 | | предприятиях научно - | | | | | | | | | | производственного | | | | | | | | | | комплекса | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 к программе (основным направлениям) развития г. Дубны как наукограда Российской Федерации на 2001-2006 годы Динамика налоговых поступлений по г.Дубне (млн.рублей) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2000 год | 2001-2006 | В том числе | | | | годы-всего | | |------------------------|----------|------------|----------------------------------------------------------------------| | | | | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |------------------------|----------|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|----------| | Налоговые поступления | 417,3 | 6381,4 | 628,2 | 822,4 | 1052,8 | 1183,4 | 1290 | 1404,6 | | по г.Дубне - всего | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | |------------------------|----------|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-- | в федеральный | 182,2 | 3468,8 | 308,5 | 429,4 | 578,1 | 654,4 | 716,1 | 782,3 | | бюджет | | | | | | | | | |------------------------|----------|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-- | в бюджет | 11,8 | 94,5 | 12,4 | 13,8 | 15,1 | 16,4 | 17,7 | 19,1 | | Московской | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | |------------------------|----------|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-- | в бюджет г.Дубны | 223,3 | 2818,1 | 307,3 | 379,2 | 459,6 | 512,6 | 556,2 | 603,2 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 3 к программе (основным направлениям) развития г. Дубны как наукограда Российской Федерации на 2001-2006 годы Уровень покрытия необходимых расходов собственными доходами (млн.рублей) --------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатель | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |---------------|------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------| | Доходы | 242,7 | 335,5 | 393,6 | 475,5 | 529,8 | 574,7 | 623,3 | |---------------|------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------| | Расходы | 291,3 | 357 | 413,4 | 493,8 | 542,8 | 582,9 | 623,3 | |---------------|------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------| | Дефицит | 48,6 | 21,5 | 19,8 | 18,3 | 13 | 8,2 | - | |---------------|------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------| | Дефицит | | | | | | | | | (процентов к | | | | | | | | | расходам) | 16,7 | 6 | 4,8 | 3,7 | 2,4 | 1,4 | - | --------------------------------------------------------------------------------------------------- |