О ПРИСВОЕНИИ СТАТУСА НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г. ДУБНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Указ. Президент РФ. 20.12.01 1472

              О ПРИСВОЕНИИ СТАТУСА НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ
                ФЕДЕРАЦИИ Г. ДУБНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                 УКАЗ

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          20 декабря 2001 г.
                                N 1472

                                (НТЦС)


     В целях  создания  условий  для  сохранения  и  развития научно -
технического  потенциала  г.Дубны   и   на   основании   представления
Правительства Российской Федерации постановляю:
     1. Присвоить  статус  наукограда  Российской  Федерации   г.Дубне
Московской области на срок до 31 декабря 2025 г.
     2. Утвердить прилагаемые:
     направления научной,     научно-технической    и    инновационной
деятельности,  экспериментальных разработок,  испытаний  и  подготовки
кадров, являющиеся приоритетными для г.Дубны как наукограда Российской
Федерации в 2001 - 2006 годах;
     программу (основные  направления) развития г.Дубны как наукограда
Российской Федерации на 2001 - 2006 годы.
     3. Правительству  Российской Федерации,  правительству Московской
области и администрации  г.Дубны  заключить  соглашение  о  реализации
программы  (основных  направлений)  развития  г.Дубны  как  наукограда
Российской Федерации на 2001 -2006 годы.
     4. Настоящий  Указ  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.

Президент Российской Федерации
                                                              В. Путин
20 декабря 2001 г.
N 1472


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                     Указом Президента
                                                  Российской Федерации
                                               от 20 декабря 2001 года
                                                                N 1472

                             НАПРАВЛЕНИЯ
       научной, научно-технической и инновационной деятельности
     экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров
         являющиеся приоритетными для г.Дубны как наукограда
               Российской Федерации в 2001 - 2006 годах

     Фундаментальные исследования  в   области   физики   элементарных
частиц,  атомного ядра и физики конденсированного состояния вещества с
использованием ядерно-физических методов.
     Разработка и производство ракетной и авиационной техники.
     Разработка и  производство  систем  акустоэлектроники.  Научно  -
техническая    и    инновационная    деятельность,   экспериментальные
разработки,  испытания  в  области   информационнотелекоммуникационных
систем, электроники, атомной энергетики, нетрадиционных возобновляемых
источников  энергии,  новых   материалов   и   химических   продуктов,
мониторинга   природно-техногенной   сферы,  обеспечения  безопасности
продукции, производств и объектов.

     Подготовка кадров в области  гуманитарной,  научно-технической  и
инновационной деятельности.


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                     Указом Президента
                                                  Российской Федерации
                                               от 20 декабря 2001 года
                                                                N 1472

                              ПРОГРАММА
                        (основные направления)
         развития г.Дубны как наукограда Российской Федерации
                         на 2001 - 2006 годы

                               ПАСПОРТ
          программы (основных направлений) развития г.Дубны
       как наукограда Российской Федерации на 2001 - 2006 годы

----------------------------------------------------------------------
| Наименование         - | программа    (основные    направления)    |
| программы              | развития   г.Дубны    как   наукограда    |
|                        | Российской Федерации  на 2001  -  2006    |
|                        | годы                                      |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Основание       для  - | Федеральный    закон     "О    статусе    |
| разработки             | наукограда   Российской    Федерации",    |
| программы              | постановление Правительства Российской    |
|                        | Федерации    от  22 сентября  1999  г.    |
|                        | N 1072  "Об   утверждении    критериев    |
|                        | присвоения муниципальному  образованию    |
|                        | статуса    наукограда     и    Порядка    |
|                        | рассмотрения предложений  о присвоении    |
|                        | муниципальному   образованию   статуса    |
|                        | наукограда   и    прекращении   такого    |
|                        | статуса",  решение   Совета  депутатов    |
|                        | г.Дубны от  16 марта  2000 г.  N РС-5-    |
|                        | 27/12 "О  развитии  города  Дубны  как    |
|                        | наукограда Российской Федерации"          |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Государственный      - | правительство Московской области          |
| заказчик программы     |                                           |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Основные             - | правительство   Московской    области,    |
| разработчики           | администрация г.Дубны                     |
| программы              |                                           |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Основные цели        - | достижение устойчивого бездотационного    |
| программы              | социально-экономического      развития    |
|                        | г.Дубны  как   наукограда   Российской    |
|                        | Федерации и  улучшение качества  жизни    |
|                        | его населения;                            |
|------------------------|-------------------------------------------|
| .                    . | обеспечение   мирового   лидерства   в    |
|                        | фундаментальных научных  исследованиях    |
|                        | и  создании  новых  образцов  ракетной    |
|                        | техники;                                  |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | создание    новых     технологий     и    |
|                        | конкурентоспособной,   в   том   числе    |
|                        | импортозамещающей, высокотехнологичной    |
|                        | продукции  по   приоритетным   научно-    |
|                        | техническим направлениям;                 |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | подготовка     высококвалифицированных    |
|                        | специалистов     для     работы     по    |
|                        | приоритетным        научно-техническим    |
|                        | направлениям                              |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Этапы и сроки        - | первый  этап  (2001  -  2002  годы)  -    |
| реализации             | формирование  организационно-правовых,    |
| программы              | экономических механизмов  программы  и    |
|                        | органов     управления     программой,    |
|                        | создание               инфраструктуры,    |
|                        | обеспечивающей  выполнение  программы,    |
|                        | начало реализации  отдельных  проектов    |
|                        | программы;                                |
|                        | второй  этап  (2003  -  2005  годы)  -    |
|                        | реализация  мероприятий   программы  с    |
|                        | использованием  форм   государственной    |
|                        | поддержки,    формирование     системы    |
|                        | развития наукограда;                      |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | третий этап  (2006 год)  -  завершение    |
|                        | мероприятий  программы   и  оценка  ее    |
|                        | результатов,  создание   условий   для    |
|                        | устойчивого   социально-экономического    |
|                        | развития    города,    разработка    и    |
|                        | утверждение     программы     развития    |
|                        | наукограда на последующий период          |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Перечень   основных  - | завершение  реструктуризации   научно -   |
| мероприятий            | производственного комплекса;              |
| программы              |                                           |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | развитие инфраструктуры  инновационной    |
|                        | деятельности, реализация инновационных    |
|                        | проектов;                                 |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | создание  благоприятных   условий  для    |
|                        | привлечения  инвестиций   и   развития    |
|                        | научно-производственных организаций;      |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | создание единой  информационной  среды    |
|                        | наукограда;                               |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | подготовка кадров;                        |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | отработка  форм   интеграции  научной,    |
|                        | инновационной,   производственной    и    |
|                        | образовательной деятельности;             |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | развитие международного сотрудничества    |
|                        | и внешнеэкономической деятельности;       |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | реализация     программ     социально -   |
|                        | экономического развития города;           |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | передача передового  опыта,  знаний  и    |
|                        | технологий                                |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Исполнители основных - | администрация   г.Дубны,   организации    |
| мероприятий программы  | г.Дубны                                   |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Источники            - | финансирование мероприятий и проектов,    |
| финансирования         | входящих в  программу, производится за    |
| программы              | счет                          средств:    |
|                        | федерального                  бюджета,    |
|                        | бюджета      Московской       области,    |
|                        | бюджета                       г.Дубны,    |
|                        | внебюджетных источников;                  |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | объемы финансирования определяются при    |
|                        | формировании бюджетов  соответствующих    |
|                        | уровней на  очередной  финансовый  год    |
|                        | исходя   из   концепции   межбюджетных    |
|                        | отношений и из сумм налоговых доходов,    |
|                        | собранных на  территории наукограда  и    |
|                        | поступивших в  соответствующие бюджеты    |
|                        | в предыдущем году                         |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Ожидаемые  конечные  - | достижение   устойчивого    социально -   |
| результаты             | экономического развития г.Дубны;          |
| реализации             |                                           |
| программы              |                                           |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | сохранение мирового  уровня проводимых    |
|                        | фундаментальных          исследований,    |
|                        | внедрение   в    производство    новых    |
|                        | разработок     и     технологий     по    |
|                        | приоритетным        научно-техническим    |
|                        | направлениям;                             |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | создание   и    развитие   эффективной    |
|                        | инновационной  среды,   обеспечивающей    |
|                        | продвижение научных  идей и разработок    |
|                        | до конечного рыночного продукта;          |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | создание  устойчивой  налогооблагаемой    |
|                        | базы  роста   бюджетных  доходов  всех    |
|                        | уровней, обеспечивающей  в  том  числе    |
|                        | формирование         сбалансированного    |
|                        | местного бюджета;                         |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | повышение  уровня   и  качества  жизни    |
|                        | жителей города;                           |
|------------------------|-------------------------------------------|
|                        | обеспечение                 подготовки    |
|                        | высококвалифицированных  специалистов,    |
|                        | в том  числе по  приоритетным научно -    |
|                        | техническим направлениям                  |
|------------------------|-------------------------------------------|
| Система организации  - | государственный   заказчик    ежегодно    |
| контроля         за    | докладывает о  результатах  реализации    |
| исполнением            | программы в  Правительство  Российской    |
| программы              | Федерации.  Отчеты   об  использовании    |
|                        | средств,  выделяемых  из  федерального    |
|                        | бюджета,  администрация   г.Дубны   по    |
|                        | согласованию     с      правительством    |
|                        | Московской  области   представляет   в    |
|                        | установленном порядке  в  Министерство    |
|                        | финансов Российской Федерации             |
----------------------------------------------------------------------

           1. Краткая характеристика г.Дубны и его научно -
                     производственного комплекса

     Город Дубна образован в 1956 году.  Численность населения  города
составляет  67,7  тыс.человек,  численность занятых в экономике - 31,2
тыс. человек.
     Специфика г.Дубны состоит в том, что исторически он играл большую
роль  в  международной  политике  и  международном  научно-техническом
сотрудничестве.   Мировую   известность  г.Дубна  получил  в  связи  с
деятельностью на его территории с 1956  года  Объединенного  института
ядерных     исследований    -    международной    межправительственной
научноисследовательской организации,  в  работе  которой  в  настоящее
время участвуют на постоянной основе 18 государств.
     К середине 80-х годов XX века город сложился как  многопрофильный
научно-промышленный   центр,   в   котором   успешно   реализовывались
государственные задачи в  области  фундаментальной  науки,  укрепления
обороноспособности  страны и производства образцов наукоемкой техники.
К  этому  времени   сформировалась   основа   научно-производственного
комплекса  г.Дубны,  который  получил  развитие  в 90-е годы в связи с
созданием новых научно - производственных и инновационных организаций.
     В настоящее  время  в  состав  научно-производственного комплекса
города входят Объединенный институт ядерных исследований*, федеральное
государственное       унитарное      предприятие      "Государственное
машиностроительное конструкторское бюро "Радуга", открытое акционерное
общество  "Дубненский машиностроительный завод",  открытое акционерное
общество  "Приборный  завод  "Тензор",   федеральное   государственное
унитарное   предприятие  "Научно-исследовательский  институт  "Атолл",
государственное  предприятие  "Институт  физико-технических  проблем",
государственное  унитарное  предприятие "Дедал",  закрытое акционерное
общество   "Научно-производственный   центр   "Аспект",   общество   с
ограниченной  ответственностью "Производственное объединение "АпАТэК -
Дубна",  закрытое акционерное  общество  "Научно-технологический  парк
"Дубна"   и   государственное  образовательное  учреждение  Московской
области  "Международный  университет  природы,  общества  и   человека
"Дубна".
     Международный университет природы,  общества и  человека  "Дубна"
осуществляет  подготовку  кадров по прогрессивной системе образования,
предусматривающей формирование  у  студентов  системного  мышления.  В
университете действует аспирантура по пяти направлениям.
     Образовательные программы  в  г.Дубне  также   реализуют   филиал
Московского  государственного  института  радиотехники,  электроники и
автоматики     (технического     университета),      негосударственное
образовательное     учреждение    дополнительного    профессионального
образования      "Образовательный       центр       "Дубна",       два
профессионально-технических   лицея,   учебно-консультационный   центр
Московского государственного университета  сервиса,  28  муниципальных
дошкольных  образовательных  учреждений,  15  муниципальных  и  четыре
негосударственных образовательных учреждения среднего (полного) общего
образования.
-----------------------------
     * Объединенному     институту     ядерных     исследований     не
предусматривваются  средства  федерального  бюджета,  направляемые  на
финансирование мероприятий программы.
     Экономика г.Дубны неразрывно связана с деятельностью  организаций
научно-производственного  комплекса,  в  которых  работают  около 12,5
тыс.человек (около 40 процентов общей численности занятого в экономике
населения). В городе работают 10 академиков и 8 членов-корреспондентов
академий наук, около 300 докторов наук, свыше 800 кандидатов наук.
     Организации научно-производственного  комплекса  города дают 40,8
процента  налоговых  поступлений  в  городской  бюджет,  при  этом   в
последние  годы  наблюдается  тенденция  к  увеличению их доли в общей
сумме поступлений (в 1998 году - 28,6  процента,  в  1999  году  -37,5
процента).  Предприятия малого и среднего бизнеса, четверть из которых
занята разработкой и производством наукоемкой продукции, дают более 45
процентов налоговых поступлений.
     В целом по городу в  течение  последних  трех  лет  в  результате
реализации  городских  и  областных  целевых программ наблюдаются рост
собственных доходов местного бюджета (в 3,5 раза к уровню 1998 года) и
сокращение доли дотаций и субвенций Московской области (с 39 процентов
в 1998 году до 19,3 процента в 2000 году).
     В городе  действует  1090 организаций.  Общий объем реализованной
ими продукции и услуг в 2000 году составил 2111,1  млн.рублей,  в  том
числе   организациями   научно-производственного  комплекса  -  1148,4
млн.рублей (54,4 процента общего объема продукции,  работ,  услуг всех
хозяйствующих субъектов на территории г.Дубны).
     Весь градообразующий  научно-производственный   комплекс   города
расположен в границах муниципального образования "Город Дубна".
     Основные фонды     города      (за      исключением      объектов
жилищно-коммунальной и социальной сферы) составляют 2100 млн.  рублей.
Стоимость   основных   фондов   организаций   научно-производственного
комплекса  -  1533,4 млн.рублей (73 процента стоимости основных фондов
всех хозяйствующих субъектов на территории г.Дубны).
     Предприятия жилищно-коммунального      хозяйства     обеспечивают
содержание жилищного фонда города,  составляющего 1,27 млн.кв.  метров
общей  площади.  На обслуживании и содержании города находятся системы
теплоснабжения,  энергоснабжения,  водоснабжения и канализации,  свыше
680  тыс.кв.метров  муниципальных  дорог,  муниципальный  пассажирский
транспорт.  В результате  реализации  городского  целевого  проекта  и
привлечения  средств  населения  г.Дубна  сегодня  имеет один из самых
высоких уровней телефонизации в стране (23 000 абонентов).

                      2. Характеристика проблемы

     Как и  многие  другие  города  науки,  г.Дубна   формировался   и
развивался вокруг основных градообразующих организаций,  в связи с чем
их  функционирование  и  развитие   города   полностью   зависели   от
финансирования из государственного бюджета.
     Значительное сокращение  объема   бюджетного   финансирования   в
последние  годы  привело к оттоку квалифицированных кадров,  изменению
условий функционирования организаций  и  города,  принявшего  на  себя
заботу  о  содержании  и  обеспечении  деятельности  практически всего
социальнобытового комплекса.
     Государственные предприятия  и созданные на их основе акционерные
общества,   ориентированные   изначально   на    проведение    научных
исследований  и  разработок по государственному заказу,  в начале 90-х
годов оказались перед необходимостью расширения круга потребителей,  а
также  поиска  новых  организационных,  экономических  и правовых форм
развития.
     В ходе  реализации  городских  и  областных  целевых  программ по
сохранению  и  развитию  научно-производственного  потенциала   города
накоплен  опыт  взаимодействия  администрации  г.Дубны,  руководителей
организаций,  правительства Московской области и  федеральных  органов
исполнительной власти.
     Вместе с  тем  остаются   нерешенными   проблемы   финансирования
фундаментальных  исследований,  некоторые  федеральные государственные
предприятия  находятся  в  неустойчивом  финансовом   положении,   что
отражается на социально-экономическом положении города.
     Из-за отсутствия молодых  специалистов  в  ближайшие  годы  может
обостриться     проблема     кадров     в     ведущих     организациях
научнопроизводственного комплекса,  вследствие чего возможна частичная
потеря научно-технического потенциала г.Дубны.
     Попытки решения этих проблем  предприятиями  самостоятельно  либо
при поддержке города и области не дают желаемых результатов. Масштабы,
стоимость и комплексность проблем  требуют  системного  подхода  к  их
решению,     консолидации     финансовых,     научно-производственных,
материальных, кадровых и других ресурсов.

       3. Основные цели программы, этапы и сроки ее реализации

     Основными целями программы являются:
     достижение устойчивого  бездотационного  социально-экономического
развития г.Дубны  как  наукограда  Российской  Федерации  и  улучшение
качества жизни его населения;
     обеспечение мирового   лидерства   в   фундаментальных    научных
исследованиях и создании новых образцов ракетной техники;
     создание новых технологий  и  конкурентоспособной,  в  том  числе
импортозамещающей,   высокотехнологичной   продукции  по  приоритетным
научнотехническим направлениям;
     подготовка высококвалифицированных  специалистов  для  работы  по
приоритетным научно-техническим направлениям.
     При реализации  программы  должен обеспечиваться баланс интересов
Российской Федерации,  Московской области,  муниципального образования
"Город Дубна" и хозяйствующих субъектов на его территории.
     Реализация программы предусматривается в несколько этапов:
     первый этап (2001-2002  годы)  -  формирование  организационно  -
правовых,  экономических  механизмов  программы  и  органов управления
программой,   создание   инфраструктуры,   обеспечивающей   выполнение
программы, начало реализации отдельных проектов программы;
     второй этап (2003-2005 годы) - реализация программных мероприятий
с использованием форм государственной поддержки,  формирование системы
развития наукограда;
     третий этап (2006 год) -  завершение  программных  мероприятий  и
оценка    их    результатов,    создание   условий   для   устойчивого
социальноэкономического  развития  города,  разработка  и  утверждение
программы развития наукограда на последующий период.

                      4. Программные мероприятия

     Программа включает в себя четыре следующие подпрограммы:
     подпрограмма "Развитие  научно-производственной  и  инновационной
деятельности";
     подпрограмма "Образование";
     подпрограмма "Развитие социальной сферы";
     подпрограмма "Создание условий для развития наукограда".

            Подпрограмма "Развитие научно-производственной
                    и инновационной деятельности"

     Целью подпрограммы   является   создание  на  территории  г.Дубны
условий, обеспечивающих комплексное развитие науки и производства.
     В ходе    реализации    подпрограммы   предполагаются   поэтапное
формирование      интегрированных       организационных       структур
научно-производственного комплекса и развитие кооперации.
     Подпрограмма предусматривает         научные         исследования
фундаментального   характера  в  области  ядерной  физики,  прикладные
научные исследования в целях получения  новых  достижений  в  науке  и
технике,  а  также  формирование  условий  и  механизмов инновационной
деятельности,    реализацию    инновационных    проектов,     развитие
инновационного  предпринимательства,  развитие  действующих и создание
новых наукоемких производств.
     Научные исследования  и  разработки предполагается осуществлять в
соответствии с планами организаций научно-производственного  комплекса
г.Дубны   по   направлениям,  являющимся  приоритетными  для  г.Дубны.
Планируется  также   дальнейшее   развитие   международного   научного
сотрудничества,  расширение участия организаций города в федеральных и
региональных научно-технических целевых программах.  При  этом  особое
внимание  будет  уделено  отработке организационных форм международной
научно-технической кооперации,  а также углублению связей с прошедшими
научную   школу   Объединенного   института   ядерных  исследований  и
работающими в настоящее время за рубежом учеными и специалистами.
     В рамках    подпрограммы   планируется   развитие   инновационной
инфраструктуры,  состоящей из  научно-технологического  парка,  центра
экономико-правовых   услуг,   лизинговых   компаний,   центра  деловой
информации,  центра  проектного  финансирования,  торгово-промышленной
палаты города, инновационных предприятий.
     Важное значение придается в подпрограмме созданию  и  поддержанию
благоприятного   инвестиционного   и   налогового   климата   в  целях
привлечения  инвестиций  в  развитие  малого   предпринимательства   в
научно-технической   сфере,   а   также   созданию   новых  наукоемких
производств.
     Мероприятия подпрограммы   предусматривают  реализацию  более  60
инновационных  проектов,  отбор  которых   будет   осуществляться   на
конкурсной  основе.  При  отборе и реализации проектов особое внимание
будет  уделяться  развитию   интеграции   научно-исследовательских   и
промышленных организаций г.Дубны, Московской области и других регионов
Российской Федерации. Выполнение инновационных проектов обеспечит рост
общего объема продукции (работ,  услуг) организаций города более чем в
два раза.  При этом на 21 процент вырастет доля наукоемкой продукции в
общем объеме продукции (работ, услуг).

                      Подпрограмма "Образование"

     Целью подпрограммы  является  создание  целостной образовательной
системы,    реализующей    принцип    непрерывного    образования    и
ориентированной  на  воспитание  разносторонне образованной личности и
целенаправленную подготовку кадров.
     Подпрограмма предусматривает  взаимодействие  систем дошкольного,
среднего  (полного)  общего  и  дополнительного  образования  детей  и
молодежи  с  системами  здравоохранения,  культуры,  социальной защиты
детей    и    молодежи.    Важная    роль     отводится     реализации
воспитательно-оздоровительных программ для детей.
     В сфере   высшего   профессионального   образования   планируется
укрепление  материально-технической  базы  Международного университета
природы,  общества и человека "Дубна",  создание сети его  филиалов  в
Московской   области,   введение   новых  учебных  специальностей  для
подготовки специалистов по приоритетным направлениям науки и техники.
     В целях   интеграции   науки   и   высшего  образования  на  базе
университета  предполагается   организовать   научно-исследовательские
лаборатории  и  институты,  а  также  малые инновационные компании.  В
качестве одного из приоритетных направлений деятельности  университета
планируется  развитие  научного  направления  по  разработке стратегий
(моделей) устойчивого муниципального и регионального развития.
     Для удовлетворения  растущей потребности в образовании,  создания
условий для постоянного повышения квалификации работников  без  отрыва
от  производства  и  освоения  новых  областей  знаний в Международном
университете  природы,  общества  и   человека   "Дубна"   планируются
расширение системы дистанционного образования и развитие библиотечного
комплекса.
     Предусматриваются также организация научных школ,  учебных курсов
и развитие международных студенческих школ.
     Высшими учебными заведениями города во время реализации программы
будет подготовлено не менее 2500 специалистов с  высшим  образованием,
что   позволит   существенно   омолодить  научные  кадры.  Планируется
представить к защите более 300 кандидатских и докторских диссертаций.

               Подпрограмма "Развитие социальной сферы"

     Целью подпрограммы  является  достижение   в   г.Дубне   высокого
качества жизни жителей города.
     Развитие социальной  сферы  в  значительной  степени  зависит  от
развития    научно-производственной    сферы,    обеспечивающей   рост
налогооблагаемой базы города.
     Мероприятия подпрограммы   в   жилищной   и   коммунальной  сфере
предусматривают   разработку   и   реализацию    жилищной    политики,
способствующей       закреплению      молодых      специалистов      и
высококвалифицированных кадров в  организациях  города,  в  том  числе
использование   апробированного   в  городе  механизма  муниципального
жилищного   займа,   реконструкцию   инженерных   сетей   и   объектов
коммунального  хозяйства  с  внедрением  энерго-  и ресурсосберегающих
технологий,  реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства  в
целях  повышения  качества  жилищно-коммунальных услуг,  реконструкцию
автодороги Москва - Дубна.
     Программные мероприятия  в  области здравоохранения направлены на
обеспечение  возможностей  получения  жителями  города  всего  спектра
современных    квалифицированных    лечебно-профилактических    услуг,
укрепление материально-технической  базы  учреждений  здравоохранения,
осуществление  программ,  направленных  на  снижение  заболеваемости и
повышение иммунитета детей и молодежи.
     Подпрограмма предусматривает   мероприятия,   ориентированные  на
сохранение  и  развитие  г.Дубны  как  центра  культуры   Подмосковья,
сохранение       духовно-нравственных       ценностей,      проведение
воспитательнопросветительской  работы,  интеграцию  городских   систем
культуры и образования.
     Подпрограмма предусматривает также осуществление  мероприятий  по
адресной  поддержке социально незащищенных категорий населения города,
обеспечению занятости.
     В результате  выполнения программных мероприятий будут достигнуты
следующие результаты:
     построено 105   тыс.  кв.  метров  жилья,  обеспеченность  жильем
достигнет 20,2 кв. метра общей площади на человека;
     проведена реконструкция городских систем теплоснабжения;
     проведена газификация домов в индивидуальном жилом секторе;
     произведена реконструкция железнодорожных станций Большая Волга и
Дубна;
     начаты работы  по  ремонту  головных гидросооружений канала имени
Москвы и строительству моста через реку Волгу.

       Подпрограмма "Создание условий для развития наукограда"

     Целью подпрограммы   является   создание   условий   и   развитие
информационной инфраструктуры, необходимых для реализации программы.
     Подпрограмма предусматривает формирование нормативно-правового  и
информационного  обеспечения,  способствующего  выполнению мероприятий
программы и развитию города.
     Планируется создание   единой  информационной  среды  наукограда,
основанной на современных информационных технологиях и  представляющей
собой     комплекс    технических    средств    (компьютерные    сети,
оптико-волоконные  линии  связи,  телекоммуникационное  оборудование),
программных   средств   (геоинформационные  системы,  базы  данных)  и
организационно-правовых    механизмов    взаимодействия    и    обмена
информацией.

    5. Основные показатели оценки результатов реализации программы

     Оценка результатов   выполнения   программы   осуществляется   по
следующим показателям:
     бюджетные показатели;
     показатели социально-экономического развития;
     показатели экономического развития;
     показатели развития научно-производственной деятельности.
     К основным бюджетным показателям относятся:
     собственные доходы местного бюджета;
     уровень сбора налогов на территории города в бюджеты всех уровней;
     доход местного бюджета на душу населения (бюджетная обеспеченность).
     К показателям социально-экономического развития относятся:
     численность населения города;
     средняя заработная плата по городу;
     розничный товарооборот;
     обеспеченность жильем;
     общая площадь жилых домов;
     ввод жилья.
     Основными показателями экономического развития города являются:
     численность занятых в экономике;
     объем реализованной продукции;
     средний уровень сбора налогов в бюджеты всех уровней;
     совокупный фонд   оплаты   труда   по  городу,  в  том  числе  по
научнопроизводственному комплексу;
     капитальные вложения,  в  том  числе  по научно-производственному
комплексу.
     К основным     показателям    развития    научно-производственной
деятельности относятся:
     общий объем   выполненных   работ   (услуг),   в   том  числе  по
приоритетным направлениям;
     доля приоритетных направлений в общем объеме выполняемых работ;
     доля наукоемкой продукции в общем объеме производимой продукции;
     доля научно-производственного  комплекса в основных фондах города
(без объектов жилищно-коммунального  хозяйства,  социально-культурного
обеспечения);
     количество занятых в научно-производственном комплексе.
     Данные критерии  позволят оценить результаты выполнения программы
и проанализировать  эффективность  использования  мер  государственной
поддержки при реализации конкретного мероприятия.

                     6. Государственная поддержка

     Программа в   качестве  мер  государственной  поддержки  развития
г.Дубны как наукограда предусматривает:
     выделение средств  федерального  бюджета в порядке,  определяемом
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год;
     выделение средств  бюджета Московской области в течение пяти лет,
ежегодно,  в соответствии с пунктом 4 Порядка рассмотрения предложений
о   присвоении   муниципальному   образованию   статуса  наукограда  и
прекращении такого статуса, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1072.

                 7. Финансовое обеспечение программы

     Основными источниками финансирования программы являются:
     федеральный бюджет;
     бюджет Московской области;
     бюджет г.Дубны;
     внебюджетные источники.
     Объемы финансирования  программы  определяются  при  формировании
бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год исходя из
концепции  межбюджетных  отношений  и  из  сумм   налоговых   доходов,
собранных  на  территории  наукограда  и поступивших в соответствующие
бюджеты в предыдущем году.

                     8. Материальное обеспечение

     В организациях  научно-производственного  комплекса  г.Дубны   не
задействованы   большие   производственные  площади,  не  используются
уникальные испытательные комплексы,  стендовая и лабораторная база.  В
мероприятиях  по  реструктуризации  научно-производственного комплекса
особое внимание уделяется  созданию  новых  наукоемких  производств  и
инновационных   предприятий,  которые  позволят  существенно  повысить
эффективность использования основных фондов.

                       9. Кадровое обеспечение

     Программой предусмотрена   система  подготовки  и  переподготовки
кадров  для  удовлетворения  потребностей  предприятий  и  организаций
научнопроизводственного        сектора,       для       инновационного
предпринимательства, а также кадров по рабочим специальностям, дефицит
которых стал ощущаться в последние годы. Решение задачи переподготовки
кадров позволит также снизить избыток невостребованного персонала.

               10. Организация управления программой и
                   контроль за ходом ее реализации

     Организация управления программой осуществляется  государственным
заказчиком  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации.
Координацию работ по реализации программы осуществляет  наблюдательный
совет.
     Государственный заказчик  ежегодно  докладывает   о   результатах
реализации  программы в Правительство Российской Федерации.  Отчеты об
использовании средств федерального бюджета  администрация  г.Дубны  по
согласованию   с  правительством  Московской  области  представляет  в
установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации.

             11. Оценка результатов выполнения программы

     Оценка результатов  выполнения  программы  осуществляется   путем
сопоставления   фактически   достигнутых   показателей   программы   с
показателями, приведенными в приложении N 1.
     Основными критериями  оценки  эффективности  выполнения программы
являются размер налогов,  поступивших в бюджеты (приложение  N  2),  и
сокращение дефицита бюджета города (приложение N 3).
     Результатом выполнения  программы  будет  достижение  устойчивого
развития г.Дубны,  обеспечивающего покрытие затрат на функционирование
социально-экономической сферы.


                                                        Приложение N 1

                                   к программе (основным направлениям)
                                      развития г. Дубны как наукограда
                                Российской Федерации на 2001-2006 годы

         Контрольные значения основных показателей программы

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|      Показатель       |  Единица    | 2000 год   |  2001 год   |  2002 год  |  2003 год  |  2004 год  |  2005 год   | 2006 год     |
|                       | измерения   |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| I.  Бюджетные показатели            |            |             |            |            |            |             |              |
|-------------------------------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Доход местного        |   рублей    |  4433,7    |   5274,4    |   6161,9   |   7397,6   |   8227,3   |   8903,1    |   9611       |
| бюджета на душу       |   в год     |            |             |            |            |            |             |              |
| населения             |             |            |             |            |            |            |             |              |
|--------------------------------------------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| II. Показатели социально-экономического развития |             |            |            |            |             |              |
|--------------------------------------------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Численность населения |  человек    |  67653     |   67700     |   67745    |   67790    |   67845    |   68000     |  68300       |
| города                |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Средняя заработная    |   рублей    |  2020,6    |   2437,2    |   3142,5   |   3850,7   |   4407,5   |   5902,6    |  7433,4      |
| плата по городу       |  в месяц    |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Розничный             |    млн.     |  395,3     |    550      |    750     |    950     |    1100    |    1400     |   1700       |
| товарооборот          |   рублей    |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Обеспеченность жильем | кв.метров   |   18,8     |     19      |    19,2    |    19.4    |    19,7    |    19,9     |   20,2       |
|                       |     на      |            |             |            |            |            |             |              |
|                       |  человека   |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Общая площадь жилых   |  тыс.кв.    |  1274,2    |   1286,2    |   1301,2   |   1316,2   |   1336,2   |   1356,2    |  1379,2      |
| домов                 |   метров    |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Ввод в эксплуатацию   |   - " -     |   6,5      |     12      |     15     |     15     |     20     |     20      |    23        |
| жилья                 |             |            |             |            |            |            |             |              |
|--------------------------------------------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| III.  Показатели экономического развития         |             |            |            |            |             |              |
|--------------------------------------------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Численность занятых в |  человек    |  31231     |   31337     |   31527    |   32298    |   33019    |   33596     |  34100       |
| экономике             |             |            |             |            |            |            |             |              |
| Объем реализованной   |    тыс.     | 2111100    | 3149776,3   | 4369422,6  | 5822336,3  | 6578091,5  | 7182078,7   |7837157,6     |
| продукции             |   рублей    |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Средний уровень сбора | процентов   |  108,1     |    108      |    108     |    108     |    108     |    108      |   108        |
| налогов в бюджеты     |  к плану    |            |             |            |            |            |             |              |
| всех уровней          |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Совокупный фонд       |    тыс.     |  715490    |  916478,4   | 1188883,2  | 1492438,9  | 1746374,9  |  2379645    |3041747,3     |
| оплаты труда по       |   рублей    |            |             |            |            |            |             |              |
| городу - всего        |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
|    в том числе по     |    тыс.     | 270886,3   |  321829,7   |  385104,8  |  464467,3  |  520348,8  |  568102,5   | 624319,3     |
| научно -              |   рублей    |            |             |            |            |            |             |              |
| производственному     |             |            |             |            |            |            |             |              |
| комплексу             |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Капитальные вложения  |   - " -     |  46200     |   50000     |   75500    |   80700    |   120000   |   140000    |  155000      |
| - всего               |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
|    в том числе по     |    тыс.     |  10100     |  42834,3    |  54158,4   |   29449    |  37748,9   |  20102,6    | 42653,6      |
| научно-               |   рублей    |            |             |            |            |            |             |              |
| производственному     |             |            |             |            |            |            |             |              |
| комплексу             |             |            |             |            |            |            |             |              |
|----------------------------------------------------------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| IV.  Показатели развития научно-производственной деятельности  |            |            |            |             |              |
|----------------------------------------------------------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Общий объем           |    тыс.     | 1312291,6  |  2063283,7  |  3138397,8 |  4436994,9 |  5013536,9 |  5470269,3  | 5930998,7    |
| выполняемых работ     |   рублей    |            |             |            |            |            |             |              |
| (услуг) - всего       |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
|    в том числе по     |   - " -     | 472778,3   |  814997,1   | 1393448,6  | 2200749,5  | 2747418,2  | 3243869,7   |3778046,2     |
| приори   тетным       |             |            |             |            |            |            |             |              |
| направлениям          |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Доля приоритетных     | процентов   |    36      |    39,5     |    44,4    |    49,6    |    54,8    |    59,3     |   63,7       |
| направлений в общем   |             |            |             |            |            |            |             |              |
| объеме выполянемых    |             |            |             |            |            |            |             |              |
| работ (услуг)         |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Доля наукоемкой       |   - " -     |   54,4     |    65,5     |    71,8    |    76,2    |    76,2    |    76,2     |   75,7       |
| продукции в общем     |             |            |             |            |            |            |             |              |
| объеме производимой   |             |            |             |            |            |            |             |              |
| продукции             |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Доля научно -         | процентов   |    73      |     74      |     75     |     76     |     78     |     80      |    82        |
| производственного     |             |            |             |            |            |            |             |              |
| комплекса в основных  |             |            |             |            |            |            |             |              |
| фондах города (без    |             |            |             |            |            |            |             |              |
| объектов жилищно -    |             |            |             |            |            |            |             |              |
| коммунального         |             |            |             |            |            |            |             |              |
| хозяйства и           |             |            |             |            |            |            |             |              |
| социально-культурного |             |            |             |            |            |            |             |              |
| обеспечения)          |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| Количество занятых в  |  человек    |  11000     |   11106     |   11496    |   12007    |   12587    |   13065     |  13435       |
| научно -              |             |            |             |            |            |            |             |              |
| произвдственном       |             |            |             |            |            |            |             |              |
| комплексе - всего     |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
|   от занятых в        | процентов   |   35,2     |    35,4     |    35,8    |    36,4    |    36,8    |     37      |   37,1       |
| экономике             |             |            |             |            |            |            |             |              |
| в том числе:          |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| на государственных    |   - " -     |   8,6      |    8,6      |    8,7     |    8,8     |    8,9     |    8,9      |   8,9        |
| предприятиях научно - |             |            |             |            |            |            |             |              |
| производственного     |             |            |             |            |            |            |             |              |
| комплекса             |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| на негосударственных  |   - " -     |   25,8     |    25,9     |    26,1    |    26,4    |    26,5    |    26,5     |   26,5       |
| крупных предприятиях  |             |            |             |            |            |            |             |              |
| научно -              |             |            |             |            |            |            |             |              |
| производственного     |             |            |             |            |            |            |             |              |
| комплекса             |             |            |             |            |            |            |             |              |
|-----------------------|-------------|------------|-------------|------------|------------|------------|-------------|--------------|
| на малых и средних    | процентов   |   0,8      |    0,9      |     1      |    1,2     |    1,4     |    1,6      |   1,7        |
| предприятиях научно - |             |            |             |            |            |            |             |              |
| производственного     |             |            |             |            |            |            |             |              |
| комплекса             |             |            |             |            |            |            |             |              |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                                   к программе (основным направлениям)
                                      развития г. Дубны как наукограда
                                Российской Федерации на 2001-2006 годы

              Динамика налоговых поступлений по г.Дубне

                                                            (млн.рублей)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                        | 2000 год | 2001-2006  |                             В том числе                              |
|                        |          | годы-всего |                                                                      |
|------------------------|----------|------------|----------------------------------------------------------------------|
|                        |          |            | 2001 год  | 2002 год  | 2003 год  | 2004 год  | 2005 год  | 2006 год |
|------------------------|----------|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|----------|
| Налоговые поступления  |  417,3   |   6381,4   |  628,2    |  822,4    |  1052,8   |  1183,4   |   1290    |  1404,6  |
| по г.Дубне - всего     |          |            |           |           |           |           |           |          |
|   в том числе:         |          |            |           |           |           |           |           |          |
|------------------------|----------|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|--
|     в федеральный      |  182,2   |   3468,8   |  308,5    |  429,4    |  578,1    |  654,4    |  716,1    |  782,3   |
| бюджет                 |          |            |           |           |           |           |           |          |
|------------------------|----------|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|--
|     в бюджет           |   11,8   |    94,5    |   12,4    |   13,8    |   15,1    |   16,4    |   17,7    |   19,1   |
| Московской             |          |            |           |           |           |           |           |          |
|     области            |          |            |           |           |           |           |           |          |
|------------------------|----------|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|--
|     в бюджет г.Дубны   |  223,3   |   2818,1   |  307,3    |  379,2    |  459,6    |  512,6    |  556,2    |  603,2   |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 3

                                   к программе (основным направлениям)
                                      развития г. Дубны как наукограда
                                Российской Федерации на 2001-2006 годы


     Уровень покрытия необходимых расходов собственными доходами

                                                            (млн.рублей)
---------------------------------------------------------------------------------------------------
|   Показатель  |  2000 год  | 2001 год | 2002 год  |  2003 год | 2004 год  | 2005 год | 2006 год |
|---------------|------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------|
| Доходы        |   242,7    |   335,5  |  393,6    |    475,5  |   529,8   |  574,7   |   623,3  |
|---------------|------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------|
| Расходы       |   291,3    |    357   |  413,4    |    493,8  |   542,8   |  582,9   |   623,3  |
|---------------|------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------|
| Дефицит       |    48,6    |   21,5   |   19,8    |    18,3   |    13     |   8,2    |     -    |
|---------------|------------|----------|-----------|-----------|-----------|----------|----------|
| Дефицит       |            |          |           |           |           |          |          |
| (процентов к  |            |          |           |           |           |          |          |
| расходам)     |    16,7    |     6    |   4,8     |     3,7   |    2,4    |   1,4    |     -    |
---------------------------------------------------------------------------------------------------