О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ. Письмо. Федеральная налоговая служба. 24.10.06 21-4-04/448@

                          О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          24 октября 2006 г.
                            N 21-4-04/448@

                                 (Д)


     Федеральная  налоговая  служба рассмотрела письмо и сообщает, что
ввиду  множественности  обозначенных  в  нем  вопросов  данное  письмо
требовало детальной проработки.
     По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
     Статьей  394  Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее -
Кодекс) установлен максимальный размер налоговых ставок для исчисления
земельного  налога, при этом ставка в размере 0,3 процента установлена
в     отношении    земельных    участков,    отнесенных    к    землям
сельскохозяйственного   назначения   или   к   землям  в  составе  зон
сельскохозяйственного  использования  в  поселениях и используемых для
сельскохозяйственного   производства,   занятых   жилищным   фондом  и
объектами  инженерной  инфраструктуры  жилищно-коммунального комплекса
или  предоставленных  для жилищного строительства, предоставленных для
личного   подсобного   хозяйства,   садоводства,   огородничества  или
животноводства;   а  ставка  в  размере  1,5  процента  установлена  в
отношении прочих земельных участков.
     Закон  города  Москвы  от  24.11.2004  N  74 "О земельном налоге"
определил   налоговую  ставку  в  размере  0,3  процента  в  отношении
земельных    участков,    отнесенных    к   землям   в   составе   зон
сельскохозяйственного     использования     и     используемых     для
сельскохозяйственного   производства,   а  также  земельных  участков,
предоставленных  для  ведения  личного  подсобного хозяйства и дачного
хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, кроме того,
определил   ставку  в  размере  0,1  процента  в  отношении  земельных
участков, занятых автостоянками долговременного хранения.
     По  смыслу статьи 394 Кодекса данные категории земельных участков
относятся к категории прочих земельных участков.
     Таким  образом,  индивидуальные  предприниматели  при  заполнении
раздела   2  налоговой  декларации  по  земельному  налогу  по  данным
категориям   земельных  участков  должны  руководствоваться  следующим
порядком:  по  строке  030  должен  быть указан код категории земель -
003002000100  (прочие  земельные участки), а по строке 220 указывается
налоговая ставка в размер 0,3 либо 0,1 процента.
     Присвоение   данным   категориям   земель   отдельных   кодов  не
целесообразно,   так   как   информация,   содержащаяся   в  налоговых
декларациях,  представляемых  индивидуальными  предпринимателями,  при
формировании отчета 5 МН отражается в графе для юридических лиц.
     В  отношении  предложений,  указанных  в  основной  части письма,
сообщаем следующее.
     1.  Пунктом  2 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база
определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на
земельный  участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются
разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
     Пунктом  5  статьи  391  Кодекса  определено,  что налоговая база
уменьшается  на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на
одного   налогоплательщика   на   территории   одного   муниципального
образования  (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
в   отношении   земельного   участка,  находящегося  в  собственности,
постоянном   (бессрочном)   пользовании  или  пожизненном  наследуемом
владении  определенных  в  данном  пункте статьи 391 Кодекса категорий
налогоплательщиков.
     При  исчислении  земельного налога доля налогоплательщика в праве
на  земельный  участок  должна  применяться  к  кадастровой  стоимости
земельного участка, а не к не облагаемой налогом сумме.
     Данное  положение  реализовано  в  программе  ПК  "ЭОД",  поэтому
уточнение   алгоритма  расчета  земельного  налога  в  этой  части  не
требуется.
     2.  Глава  31  "Земельный  налог"  Кодекса прямо не устанавливает
зависимость  уменьшения  налоговой базы на не облагаемую налогом сумму
(вычет)  от количества календарных месяцев, в которых налогоплательщик
имел право на налоговый вычет.
     Таким образом, учитывая пункт 7 статьи 3 Кодекса, налоговый вычет
применяется  вне  зависимости от периода владения земельным участком и
периода   времени,   когда  у  налогоплательщика  появилось  право  на
уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму.
     3.  В ПК "ЭОД" реализовано, что в случае превышения не облагаемой
налогом  суммы кадастровой стоимости земельного участка налоговая база
равна нулю.
     4.  В  информационных ресурсах по расчету земельного налога могут
быть   предусмотрены   дополнительные  функции,  позволяющие  собирать
какую-либо   статистическую   информацию   о   земельных   участках  и
налогоплательщиках,  включая размер налога, не поступившего в бюджет в
результате реализации прав налогоплательщиками на вычет и льготы.
     5.  В  отношении  пунктов  4,  6,  7  и  9  основной части письма
сообщаем,   что   данные   предложения   были   учтены   при  внесении
корректировок  в  алгоритм расчета земельного налога, реализованного в
ПК "ЭОД".
     6.  Вопросы об обязанности уплаты земельного налога организациями
и  физическими лицами, не оформившими правоподтверждающие документы на
фактически используемые земельные участки, и о порядке уплаты налога в
случае   отсутствия  кадастровой  стоимости  земельного  участка  были
разъяснены  письмами  ФНС  России  от  02.03.2006  N  ГВ-14-21/33дсп и
Минфина  России  от  12.05.2006  N  03-06-01-02/21,  от  06.06.2006  N
03-06-02-02/75 (разъяснения доведены до налоговых органов письмами ФНС
России от 21.07.2006 N ММ-6-21/714 и от 18.07.2006 N ММ-6-21/684@).
     В  отношении  вопроса  об  обязанности  уплаты  земельного налога
организациями и физическими лицами, не оформившими правоподтверждающие
документы  на  фактически  используемые  земельные участки, необходимо
иметь в виду следующее.
     Статьей  8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении
изменений  в  часть  вторую  Налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые  другие законодательные акты Российской Федерации, а также о
признании  утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае
отсутствия   в  Едином  государственном  реестре  прав  на  недвижимое
имущество  и  сделок с ним сведений о существующих правах на земельные
участки  налогоплательщики  определяются  на основании государственных
актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю
и  выданных  как  физическим,  так и юридическим лицам до вступления в
силу  Федерального  закона  от  21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации  прав  на  недвижимое  имущество  и сделок с ним", либо на
основании актов, изданных органами государственной власти или органами
местного   самоуправления   в  рамках  их  компетенции  и  в  порядке,
установленном  законодательством,  действующим  в  месте издания таких
актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
     К таким документам относятся:
     - Свидетельство  о  государственной  регистрации  права по форме,
утвержденной  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
18.02.1998    N   219   "Об   утверждении   Правил   ведения   Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
     - Свидетельство   о   праве  собственности  на  землю  по  форме,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1767
"О  регулировании  земельных  отношений  и развитии аграрной реформы в
России";
     - Государственный   акт   на   право   собственности   на  землю,
пожизненного    наследуемого   владения,   бессрочного   (постоянного)
пользования  землей  по  формам,  утвержденным  Постановлением Совмина
РСФСР  от 17.09.91 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на
право  собственности  на  землю,  пожизненного  наследуемого владения,
бессрочного (постоянного) пользования землей;
     - Свидетельство   о   праве  собственности  на  землю  по  форме,
утвержденной  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
19.03.92   N   177   "Об   утверждении   форм  свидетельства  о  праве
собственности  на  землю, договора аренды земель сельскохозяйственного
назначения     и     договора     временного     пользования    землей
сельскохозяйственного назначения";
     - акты,  изданные  органами  государственной  власти или органами
местного   самоуправления   (постановления,  распоряжения,  решения  и
другие)   в   рамках   их   компетенции  и  в  порядке,  установленном
законодательством,  действующим  в месте издания таких актов на момент
их издания, о предоставлении земельных участков.
     Таким  образом,  земельный  налог  уплачивается  по тем земельным
участкам,   в  отношении  которых  на  организации  и  физических  лиц
зарегистрированы  указанные  права  либо  имеются соответствующие акты
(постановления,  распоряжения,  решения  и  другие), изданные органами
государственной   власти   или  органами  местного  самоуправления,  о
предоставлении земельных участков.
     По   вопросу   уплаты   земельного  налога  в  случае  отсутствия
кадастровой  стоимости  земельного  участка  следует руководствоваться
позицией   Минфина   России,  изложенной  в  письме  от  06.06.2006  N
03-06-02-02/75,  доведенном  до  управлений  ФНС  России  по субъектам
Российской Федерации (письмо ФНС России от 18.07.2006 N ММ-6-21/684@).
     Указанным   письмом   Минфина  России,  в  частности,  сообщалось
следующее.
     Если  результаты  государственной  кадастровой  оценки  земель по
состоянию  на 1 января календарного года не утверждены в установленном
порядке  до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков
авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.
     В  отношении  таких  земельных  участков  налогоплательщик обязан
представить  в  налоговые  органы  по истечении налогового (отчетного)
периода  "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым
платежам).
     После  утверждения результатов государственной кадастровой оценки
земель  по  состоянию  на 1 января соответствующего налогового периода
налогоплательщик   обязан   в   соответствии  со  статьей  81  Кодекса
представить   уточненную   налоговую   декларацию  за  соответствующий
налоговый  период,  а  в  случае если кадастровая стоимость земельного
участка  доведена  до  налогоплательщика  до  окончания  срока  уплаты
авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то -
и  уточненные  налоговые  расчеты  по  авансовым платежам по налогу за
первый  и  второй  кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых
платежей.
     Что  касается  вопроса  о  порядке  уплаты  земельного  налога за
земельные   участки,   фактически  используемые  жилищно-строительными
кооперативами,  товариществами собственников жилья в период отсутствия
государственного  кадастрового  учета, то в рамках статьи 34.2 Кодекса
ФНС России направило запрос в Минфин России.
     После  получения  официальных  разъяснений  данная  позиция будет
доведена до налоговых органов в установленном порядке.

Главный
государственный советник
налоговой службы
                                                             В.В.ГУСЕВ
24 октября 2006 г.
N 21-4-04/448@