О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 16.12.04 12-4-7/3968

               О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
                     ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                          16 декабря 2004 г.
                            N 12-4-7/3968

                                 (Д)


     Департамент  валютного  регулирования  и валютного контроля Банка
России  рассмотрел  запрос о порядке применения Федерального закона от
28  июля  2004 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма" и сообщает следующее.

     По первому и второму вопросам.
     В    соответствии   со   статьей   5   Федерального   закона   "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и  финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (далее по
тексту   -   Федеральный  закон)  кредитные  организации  относятся  к
организациям,  осуществляющим операции с денежными средствами или иным
имуществом  и  на  основании  пункта  1  статьи  7 Федерального закона
обязаны  документально  фиксировать  и  представлять  в уполномоченный
орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции,
сведения  по  подлежащим  обязательному контролю операциям с денежными
средствами  или  иным имуществом, в том числе вид операции и основания
ее  совершения,  дату  совершения  операции с денежными средствами или
иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
     Согласно   п.  1.1  статьи  6  Федерального  закона,  в  редакции
Федерального  закона  "О  внесении  изменений  в  Федеральный закон "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и  финансированию  терроризма", сделка с недвижимым имуществом
подлежит   обязательному   контролю,   если   сумма,  на  которую  она
совершается,  равна  или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в
иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
     В  соответствии  с  п.  4  указанной  статьи  Федерального закона
сведения  об  операциях  с  денежными  средствами или иным имуществом,
подлежащих  обязательному  контролю,  представляются непосредственно в
уполномоченный   орган   организациями,   осуществляющими  операции  с
денежными   средствами  или  иным  имуществом.  Данную  норму  следует
рассматривать    как    общую,    адресованную    всем   организациям,
осуществляющим  операции с денежными средствами или иным имуществом, в
том числе и кредитным организациям.
     Следовательно,  по  нашему  мнению,  кредитная организация должна
сообщать  в  уполномоченный  орган  сведения  о  сделках  с недвижимым
имуществом,  предусмотренных п. 1.1 статьи 6 Федерального закона, если
из   представленных  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  клиентом  документов кредитной организации стало известно о
совершении такой сделки.
     Также  следует  иметь  в  виду, что Положением Банка России от 20
декабря   2002  года  N  207-П  "О  порядке  представления  кредитными
организациями   в   уполномоченный   орган  сведений,  предусмотренных
Федеральным   законом   "О   противодействии  легализации  (отмыванию)
доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма", с
изменениями, внесенными Указанием Банка России от 17.08.2004 N 1490-У,
установлен код вида такой операции, подлежащей обязательному контролю,
как сделка с недвижимым имуществом (код 8001).
     При этом анализ пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона позволяет
сделать  вывод о том, что обязательному контролю подлежат любые сделки
с  недвижимым  имуществом,  в  том  числе  сделки, в которых кредитная
организация  выступает  стороной  по  договору  и  предметом  договора
является обременение недвижимого имущества (залог, аренда и т.п.).

     По третьему вопросу.
     Согласно  статье  5  Федерального  закона  кредитные  организации
отнесены   к   организациям,   осуществляющим   операции  с  денежными
средствами или иным имуществом.
     При   этом  в  соответствии  со  статьей  7  Федерального  закона
(подпункт 4 пункта 1 и пункт 3) организации, осуществляющие операции с
денежными  средствами или иным имуществом, обязаны, по общему правилу,
представлять  в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим
обязательному  контролю,  т.е.  по  операциям,  указанным  в  статье 6
Федерального закона.
     Статья  7.1 Федерального закона устанавливает права и обязанности
иных  лиц,  не  являющихся  организациями,  осуществляющими операции с
денежными   средствами   и  иным  имуществом,  и  распространяется  на
адвокатов,   нотариусов   и  лиц,  осуществляющих  предпринимательскую
деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
     При   этом  статья  7.1  Федерального  закона  содержит  перечень
операций,  сведения  о  которых  указанные  лица при наличии оснований
полагать,   что  указанные  операции  осуществляются  или  могут  быть
осуществлены  в  целях  легализации  (отмывания)  доходов,  полученных
преступным  путем, или финансирования терроризма, обязаны направлять в
уполномоченный орган.
     Таким  образом,  кредитные  организации  не  обязаны направлять в
уполномоченный  орган  сведения  об  операциях, указанных в статье 7.1
Федерального закона.
     В то же время следует отметить, что такая обязанность у кредитных
организаций   возникает,   когда   в   результате   применения  правил
внутреннего  "противолегализационного"  контроля кредитная организация
приходит  к  выводу, что проводимая операция является подозрительной и
принимает решение о направлении о ней сведений в уполномоченный орган.

     По четвертому вопросу.
     В   соответствии  с  Федеральным  законом  кредитные  организации
осуществляют внутренний контроль - деятельность по выявлению операций,
подлежащих   обязательному  контролю,  и  иных  операций  с  денежными
средствами  или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием)
доходов,  полученных  преступным  путем,  и финансированием терроризма
(статья 3 Федерального закона).
     Полагаем,  что  днем  выявления  подозрительной  операции следует
считать  день,  в  который  в результате применения правил внутреннего
"противолегализационного"   контроля  кредитной  организацией  принято
окончательное решение о признании операции клиента подозрительной.
     В  соответствии  с  пунктом  3  статьи  7  Федерального закона не
позднее  рабочего  дня,  следующего  за днем выявления таких операций,
кредитная  организация  обязана представить соответствующие сведения в
уполномоченный орган.

Заместитель
директора Департамента
                                                        Т.А.АРТАМОНОВА
16 декабря 2004 г.
N 12-4-7/3968