О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 05.12.2006). Постановление. Правительство Москвы. 28.03.06 219-ПП

Оглавление


Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  



           О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ
                   ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ
                       (Редакция на 05.12.2006)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                           28 марта 2006 г.
                               N 219-ПП

                                (ЮИАИ)




     С  целью  реализации Закона города Москвы от 11 июля 2001 г. N 34
"О  государственных целевых программах в городе Москве", постановлений
Правительства  Москвы от 11 января 2005 г. N 3-ПП "О совершенствовании
практики  разработки  и реализации городских целевых программ в городе
Москве",  от  4  октября  2005  г. N 760-ПП "Об Экологической доктрине
города  Москвы"  и  для  улучшения  экологической  обстановки в городе
Москве Правительство Москвы постановляет:
     1.  Принять  к  сведению,  что  в  ходе  реализации постановления
Правительства  Москвы  от  25  февраля  2003  г.  N  102-ПП "О Целевой
среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 годы"
существенно    расширена   нормативная   правовая   база   в   области
природопользования  и  охраны  окружающей  среды  и  решены  отдельные
экологические проблемы:
     - приняты  Законы  города Москвы "О государственном экологическом
контроле  в  городе  Москве",  "Об  экологическом мониторинге в городе
Москве",  "О  комплексном  природопользовании  в  городе  Москве", "Об
отходах производства и потребления в городе Москве";
     - утверждены   постановлениями   Правительства   Москвы:  Порядок
контроля   за   состоянием   почв   и  качеством  завозимых  в  Москву
почвогрунтов;  Целевая  долгосрочная программа по восстановлению малых
рек  и  водоемов  города Москвы на период до 2010 года; мероприятия по
восстановлению  естественных  растительных  сообществ; Методика оценки
вреда, причиненного окружающей среде загрязнением, засорением (включая
затопление  судов)  поверхностных  водных  объектов,  расположенных на
территории города Москвы;
     - выбросы  от стационарных источников уменьшились на 4 тыс. тонн;
на  газообразное  топливо  переведены  два  городских автотранспортных
предприятия;  около  200  тысяч  автомобилей используют газ в качестве
моторного    топлива;   введены   в   эксплуатацию   36   стационарных
газозаправочных станций;
     - проведены  работы  по берегоукреплению и очистке реки Яузы и ее
притоков  общей  протяженностью  2,5 км, а также рек Сетуни, Чермянки,
Лихоборки;  восстановлены с применением природоприближенных технологий
16 прудов и 5 родников;
     - введены  в  эксплуатацию  мусоросжигательные  заводы N 2 и N 4,
мусороперегрузочная  станция  мощностью  100 тыс. тонн твердых бытовых
отходов  (ТБО) в год; введена в действие общегородская система сбора и
переработки   автотранспортных   средств,   подлежащих  утилизации,  -
"Авторециклинг";
     - за   трехлетний  период  в  городе  высажено  более  390  тысяч
деревьев, более 1320000 кустарников, отремонтировано и создано газонов
на  площади  более 2430 га, площадь городских цветников увеличилась до
596 тыс. кв. м;
     - на  территориях  природного  парка "Москворецкий", комплексного
заказника "Петровско-Разумовское" и памятника природы "Серебряный Бор"
проводились  мероприятия  по  реинтродукции  редких  видов  растений и
животных;
     - создана   общегородская   система   экологического  мониторинга
воздушного  бассейна  европейского  уровня,  насчитывающая  28  постов
автоматического   контроля   за   загрязнением  атмосферного  воздуха;
разработана программа мониторинга почв; для оперативного регулирования
на экологические правонарушения создана Единая диспетчерская служба;
     - проведена системная работа в области экологического образования
и  просвещения, в том числе прошли профессиональную переподготовку 385
учителей    -    организаторов    экологического    образования    для
общеобразовательных   учреждений   города  Москвы;  создана  постоянно
действующая   выставочно-экспозиционная   площадка,   где   проводятся
семинары  и  экскурсии для специалистов, методистов-экологов, учащихся
общеобразовательных  учреждений  города,  представителей  общественных
организаций  по  вопросам  охраны  окружающей  среды  и  рационального
природопользования.
     2. Утвердить Целевую среднесрочную экологическую программу города
Москвы на 2006-2008 годы (далее - Программа) согласно приложению.
     3. Определить приоритетными следующие направления природоохранной
деятельности:
     - снижение  негативного воздействия автотранспорта на атмосферный
воздух  города  и  усиление контроля за объемами выбросов загрязняющих
веществ   промышленными   предприятиями   и   предприятиями  тепло-  и
электроэнергетики;
     - реабилитация  почвенного  покрова  в  ходе  сокращения  площади
производственных территорий, подлежащих реорганизации;
     - улучшение  качества поверхностных и подземных вод, реабилитация
водных   объектов  города  Москвы  с  применением  природоприближенных
технологий;
     - сокращение зон шумового дискомфорта;
     - энерго- и ресурсосбережение;
     - увеличение  доли  вторичных  ресурсов,  извлекаемых  из отходов
производства и потребления;
     - защита   и   расширение   "зеленых   зон",  увеличение  площади
природного  комплекса  на 258,14 га; развитие системы особо охраняемых
природных территорий города (создание новых 18 ООПТ), завершение работ
по   восстановлению  биоразнообразия  на  особо  охраняемых  природных
территориях;
     - усиление   роли  экологического  образования  и  просвещения  в
образовательных учреждениях, в средствах массовой информации;
     - развитие и совершенствование системы экологического мониторинга
природной среды.
     4. Утвердить основные целевые показатели реализации Программы:
     4.1.  Снижение  валовых  выбросов  в  атмосферу  к 2008 г., в том
числе:
     - от  стационарных источников - на 18,3% (со 100 тыс. тонн в 2005
г. до 81,6 тыс. тонн в 2008 г.);
     - от  автотранспорта - на 15% (со 105 тыс. тонн в 2005 г. до 89,5
тыс.  тонн  в 2008 г.), в том числе оксида углерода - на 15,7%, оксида
азота - 10,2%, суммарного углеводорода - 11,1%.
     4.2.    Снижение    повторяемости    превышения    среднесуточных
концентраций по оксиду углерода с 11% в 2005 г. до 9% в 2008 г.
     4.3.  Снижение  индекса  загрязнения  атмосферы  (по  5  основным
загрязнителям:  оксид  углерода,  диоксид  азота,  оксид  азота, озон,
формальдегид - с 6,1 в 2005 г. до 5,5 в 2008 г.).
     4.4.  Восстановление водных объектов города Москвы общей площадью
более 250 га, в том числе:
     - 39 прудов (2005 г. - 20);
     - 28 родников (2005 г. - 6).
     4.5.  Реабилитация  городских почв к 2008 г. на площади 66 кв. км
(2005 г. - 2,6 кв. км).
     4.6. Сокращение объемов захоронения бытовых отходов коммунального
жилого фонда к 2008 г. до 54% (2005 г. - 86%).
     4.7. Увеличение объемов переработки:
     - крупногабаритного  мусора  коммунального жилого фонда к 2008 г.
до 20% (2005 г. - 1%);
     - отходов  производства и производственного потребления к 2008 г.
до 30% (2005 г. - 20%);
     - опасных  производственных  отходов 1-3 классов опасности к 2008
г. до 29% (2005 г. - 14%);
     - снятого  с эксплуатации автотранспорта ("Авторециклинг") к 2008
г. до 100% (2005 г. - 54%);
     - отходов строительства и сноса к 2008 г. до 70% (2005 г. - 45%).
     4.8.  Увеличение  площади озелененных территорий за счет создания
новых  объектов озеленения к 2008 г. до 656,5 га, что на 64,8% больше,
чем в 2005 г. (2005 г. - 398,4 га).
     4.9.  Увеличение площади цветочного оформления к 2008 г. до 883,2
тыс.  кв.  м (2005 г. - 690,0 тыс. кв. м), что составляет 3,5 кв. м на
одного жителя города Москвы.
     4.10.  Увеличение  количества ООПТ к 2008 г. до 31 общей площадью
19335,1  га,  что  на  23,9%  больше, чем в 2005 г. (2005 г. - 13 ООПТ
общей площадью 15599,8 га).
     5. Утвердить:
     5.1.  Департамент  природопользования  и  охраны окружающей среды
города Москвы в качестве головного заказчика - координатора Программы.
     5.2.   Департамент   градостроительной   политики,   развития   и
реконструкции города Москвы, Департамент науки и промышленной политики
города  Москвы,  Департамент  образования  города  Москвы, Департамент
жилищно-коммунального   хозяйства  и  благоустройства  города  Москвы,
Департамент    топливно-энергетического   хозяйства   города   Москвы,
Департамент транспорта и связи города Москвы, Комитет по архитектуре и
градостроительству    города   Москвы,   Управление   по   организации
обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города
Москвы,  префектуры  административных округов города Москвы в качестве
государственных  заказчиков Программы в пределах выделенных финансовых
средств.
     6.  Установить,  что показатели финансового обеспечения Программы
уточняются  ежегодно при формировании бюджета города Москвы и Адресной
инвестиционной программы города Москвы.
     7.  Департаменту  природопользования  и  охраны  окружающей среды
города  Москвы  в  срок  до 1 февраля года, следующего за отчетным, по
результатам  реализации  мероприятий Программы вносить на рассмотрение
Правительства Москвы предложения по актуализации мероприятий Программы
с учетом динамики достижения целевых показателей.
     8.   Консультативному   экологическому  совету  при  Мэре  Москвы
ежегодно давать оценку реализации мероприятий Программы.
     9.   Государственным   заказчикам   (п.   5.2)   и  ответственным
исполнителям Программы:
     9.1.  В  месячный срок назначить лиц, ответственных за выполнение
мероприятий   и   представление   отчетной  информации  на  весь  срок
реализации Программы.
     9.2.  Ежеквартально  не  позднее  15  числа месяца, следующего за
отчетным  кварталом,  представлять  в Департамент природопользования и
охраны  окружающей  среды  города  Москвы информацию о ходе выполнения
мероприятий   Программы  с  указанием  качественных  и  количественных
показателей выполнения мероприятий, а также финансовых затрат.
     10. Государственным заказчикам Программы (п. 5.2) ежегодно:
     10.1.  До  1  марта  по  согласованию  с  головным  заказчиком  -
координатором   Программы  представлять  в  Департамент  экономической
политики и развития города Москвы заявки на финансирование мероприятий
Программы следующего финансового года.
     10.2. До 1 сентября представлять в Департамент природопользования
и  охраны  окружающей  среды  города  Москвы  плановые  показатели  на
реализацию  мероприятий  Программы,  предусмотренные в проекте бюджета
города Москвы на следующий финансовый год.
     11.    Департаменту    финансов   города   Москвы,   Департаменту
экономической  политики  и  развития  города  Москвы  по  предложениям
государственных   заказчиков   Программы  (п.  5.2),  согласованным  с
Департаментом  природопользования  и  охраны  окружающей  среды города
Москвы,  предусматривать  в  инвестиционных  программах  2007-2008 гг.
ассигнования  для  финансирования  мероприятий  Программы  по  статьям
бюджетной   классификации   и   в   пределах   лимитов,  установленных
государственным заказчикам.
     12.  Департаменту науки и промышленной политики города Москвы при
формировании   тематических   планов   Программы   прикладных  научных
исследований  и  проектов  в  интересах города Москвы на 2006-2008 гг.
включать  в пределах лимитов финансирования подпрограммы "Экология" по
заявкам  Департамента  природопользования  и  охраны  окружающей среды
города   Москвы   прикладные   научные  исследования,  предусмотренные
Программой.
     13.  Возложить  ответственность на государственных заказчиков (п.
5.2)   и   ответственных   исполнителей   Программы  за  достоверность
представляемой   информации   об   использовании  финансовых  средств,
выделяемых на реализацию Программы (п. 9.2).
     14. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации
города  Москвы  во взаимодействии с Департаментом природопользования и
охраны   окружающей   среды   города  Москвы  организовать  проведение
социологического исследования по экологической тематике в соответствии
с  утвержденным  планом проведения социологических исследований в 2006
г.
     15.  Департаменту  природопользования  и  охраны окружающей среды
города Москвы:
     15.1.  Совместно  с  Комитетом  по  телекоммуникациям и средствам
массовой  информации города Москвы, с участием ОАО "ТВ Центр" в первом
полугодии  2006  г.  представить  предложения  по  созданию  программы
экологической направленности на ТВЦ.
     15.2.  В  установленном  порядке  принимать  участие в разработке
проектов  федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов
в области охраны окружающей среды и природопользования.
     15.3.  В  IV  квартале  2006  г.  разработать проект федерального
закона  о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и
Кодекс  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях в
части  введения  ответственности за производство, хранение, реализацию
моторного топлива, не соответствующего предъявляемым требованиям.
     15.4. Активизировать работу по реализации основных мероприятий по
повышению   эффективности   экологического  просвещения,  утвержденных
постановлением  Правительства  Москвы  от  12 июля 2005 г. N 492-ПП "О
мероприятиях  по  повышению эффективности экологического просвещения в
городе Москве".
     15.5.   До   1   декабря  2006  г.  представить  согласованные  с
Департаментом  экономической  политики  и  развития  города  Москвы  и
Департаментом  финансов  города  Москвы предложения о целесообразности
утверждения  и введения методики расчета и учета эколого-экономических
показателей развития города Москвы.
     15.6.   Совместно  с  государственными  заказчиками  (п.  5.2)  и
ответственными исполнителями Программы ежегодно:
     - до   1  марта  представлять  отчет  о  выполнении  Программы  в
Департамент   экономической   политики   и   развития  города  Москвы,
Департамент финансов города Москвы;
     - в   I  квартале  докладывать  Мэру  Москвы  о  ходе  выполнения
Программы.
     16. Комплексу социальной сферы города Москвы:
     16.1.   Ежегодно   представлять   для   включения  в  Программные
мероприятия  по  созданию и содержанию зеленых насаждений на 2006-2008
годы  предложения  по  реконструкции  озелененных территорий городских
парков культуры и отдыха.
     16.2.  Совместно  с  Управлением  по организации обезвреживания и
переработки  отходов производства и потребления города Москвы ускорить
выпуск   распорядительного   документа   об   организации   утилизации
медицинских отходов.
     17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы Бочина Л.А.

И.о. Мэра Москвы
                                                            В.И. Ресин
28 марта 2006 г.
N 219-ПП


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                 от 28 марта 2006 года
                                                              N 219-ПП


            ЦЕЛЕВАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
                   ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ

                          Паспорт Программы

---------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование      | Целевая среднесрочная экологическая программа города            |
| Программы         | Москвы на 2006-2008 годы                                        |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------|
| Основание         | 1. Закон города Москвы от 27.04.2005 N 14                       |
| для разработки    | "О Генеральном плане города Москвы (основные направления        |
| Программы         | градостроительного развития города Москвы)".                    |
|                   | 2. Поручение Мэра Москвы от 04.04.2005 N 4-19-5971/5.           |
|                   | 3. Постановление Правительства Москвы от 25.02.2003             |
|                   | N 102-ПП "О Целевой среднесрочной экологической                 |
|                   | программе города Москвы на 2003-2005 годы".                     |
|                   | 4. Постановление Правительства Москвы от 04.10.2005             |
|                   | N 760-ПП "Об Экологической доктрине города Москвы"              |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------|
| Государственный   | Департамент природопользования и охраны окружающей среды        |
| заказчик -        | города Москвы - головной заказчик - координатор                 |
| координатор       | Программы.                                                      |
| Программы         | Персональный руководитель Программы - министр                   |
|                   | Правительства Москвы, руководитель Департамента                 |
|                   | природопользования и охраны окружающей среды города             |
|                   | Москвы Бочин Леонид Арнольдович                                 |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------|
| Государственные   | Департамент природопользования и охраны окружающей среды        |
| заказчики         | города Москвы;                                                  |
| Программы         | Департамент образования города Москвы;                          |
|                   | Департамент транспорта и связи города Москвы;                   |
|                   | Департамент жилищно-коммунального хозяйства                     |
|                   | и благоустройства города Москвы;                                |
|                   | Департамент экономической политики и развития города            |
|                   | Москвы;                                                         |
|                   | Департамент градостроительной политики, развития                |
|                   | и реконструкции города Москвы;                                  |
|                   | Департамент науки и промышленной политики города Москвы;        |
|                   | Департамент топливно-энергетического хозяйства города           |
|                   | Москвы;                                                         |
|                   | Комитет по архитектуре и градостроительству города              |
|                   | Москвы;                                                         |
|                   | Управление по организации обезвреживания и переработки          |
|                   | отходов производства и потребления города Москвы;               |
|                   | префектуры административных округов города Москвы               |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------|
| Разработчики      | Департамент природопользования и охраны окружающей среды        |
| Программы         | города Москвы;                                                  |
|                   | ГУ города Москвы "Бюро экономического анализа                   |
|                   | экологических проектов"                                         |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------|
| Цели Программы    | - совершенствование системы охраны окружающей среды;            |
|                   | - повышение экологической безопасности хозяйственной            |
|                   | деятельности;                                                   |
|                   | - улучшение экологической обстановки в городе Москве            |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------|
| Основные          | Исполнители, выбираемые на конкурсной основе                    |
| исполнители       | в соответствии с действующим законодательством                  |
| Программы         | о размещении заказов на поставки товаров, выполнение            |
|                   | работ и оказание услуг для государственных                      |
|                   | и муниципальных нужд                                            |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------|
| Основные задачи   | - расширение и совершенствование нормативной, правовой          |
| Программы         | базы в области охраны окружающей среды;                         |
|                   | - сокращение объемов захоронения отходов;                       |
|                   | - увеличение объемов переработки отходов;                       |
|                   | - экологическая реабилитация прудов, родников и малых           |
|                   | рек;                                                            |
|                   | - повышение безопасности и надежности систем                    |
|                   | водоотведения;                                                  |
|                   | - снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;           |
|                   | - снижение негативного экологического воздействия               |
|                   | от автотранспорта на отдельных зонах города;                    |
|                   | - завершение инвентаризации зеленых насаждений;                 |
|                   | - благоустройство и озеленение территорий природного            |
|                   | комплекса;                                                      |
|                   | - образование особо охраняемых природных территорий;            |
|                   | - восстановление на особо охраняемых природных                  |
|                   | территориях редких птиц и животных;                             |
|                   | - проектирование и создание систем локального                   |
|                   | экологического мониторинга на промышленных предприятиях;        |
|                   | - ведение мониторинга природных сред;                           |
|                   | - повышение уровня экологического образования                   |
|                   | и просвещения;                                                  |
|                   | - пропаганда бережного отношения к природному комплексу;        |
|                   | - разработка и внедрение системы просветительских               |
|                   | мероприятий на особо охраняемых природных территориях;          |
|                   | - повышение уровня экологической безопасности населения         |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------|
| Сроки и этапы     | 2006-2008 годы,                                                 |
| реализации        | в т.ч. по этапам:                                               |
| Программы         | 1 этап - 2006 год;                                              |
|                   | 2 этап - 2007 год;                                              |
|                   | 3 этап - 2008 год                                               |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------|
| Перечень разделов | 1. Система управления промышленными и бытовыми отходами.        |
| Программы         | 2. Сохранение и развитие природных и озелененных                |
|                   | территорий города. Реабилитация, восстановление                 |
|                   | и повышение устойчивости системы природных и озелененных        |
|                   | территорий города. Цветочное оформление.                        |
|                   | 3. Охрана почвенного покрова города.                            |
|                   | 4. Развитие инфраструктуры водохозяйственного комплекса.        |
|                   | Охрана и восстановление водных объектов.                        |
|                   | 5. Защита воздушного бассейна от выбросов стационарных          |
|                   | и передвижных источников. Защита территории от шумового         |
|                   | загрязнения.                                                    |
|                   | 6. Экологический мониторинг и учет источников                   |
|                   | негативного воздействия на компоненты окружающей среды.         |
|                   | 7. Экологическое образование и просвещение. Пропаганда          |
|                   | бережного отношения к природному комплексу. Повышение           |
|                   | уровня экологической культуры учащихся. Формирование            |
|                   | экологической культуры населения.                               |
|                   | 8. Экология человека                                            |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------|
| Финансовое        | Общий объем финансирования Программы -                          |
| обеспечение       | 64986,8 млн. рублей, в т.ч. по годам и источникам               |
| Программы         | финансирования:                                                 |
|                   |-----------------------------------------------------------------|
|                   | По источникам       |Объем финансирования, в т.ч. по годам      |
|                   | финансирования      |(млн. руб.)                                |
|                   |                     |-------------------------------------------------|
|                   |                     |всего          |2006 г.   |2007 г.   |2008 г.    |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Бюджет города       | 15544,75      |   4753,26|   5180,22|    5611,27|
|                   | Москвы              |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Целевой             |  2593,04      |    578,54|    919,08|    1095,42|
|                   | бюджетный           |               |          |          |           |
|                   | территориальный     |               |          |          |           |
|                   | экологический       |               |          |          |           |
|                   | фонд                |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Целевой             |   330,80      |     62,50|     73,90|     194,40|
|                   | бюджетный фонд      |               |          |          |           |
|                   | развития            |               |          |          |           |
|                   | территорий          |               |          |          |           |
|                   | города Москвы       |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Федеральный         |  1182,0       |     82,0 |    480,0 |     620,0 |
|                   | бюджет              |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Внебюджетные        | 45336,21      |  13730,8 |  17453,81|   14151,6 |
|                   | (привлеченные)      |               |          |          |           |
|                   | источники           |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Итого <*>           | 64986,8       |  19207,1 |  24107,01|   21672,69|
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | --------------------------------                                      |
|                   | <*> Объемы финансирования уточняются ежегодно                         |
|                   | при формировании бюджета города Москвы на очередной                   |
|                   | финансовый год.                                                       |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Объем финансирования Программы по разделам:                           |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | По источникам       |Объем финансирования, в т.ч. по годам            |
|                   | финансирования      |(млн. руб.)                                      |
|                   |                     |-------------------------------------------------|
|                   |                     |2006 г.        |2007 г.   |2008 г.   |всего      |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Система управления промышленными и бытовыми отходами                  |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | НИОКР               |    13,70      |      3,0 |    -     |      16,70|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Средства            |   737,96      |   1207,55|   1188,41|    3133,92|
|                   | Адресной            |               |          |          |           |
|                   | инвестиционной      |               |          |          |           |
|                   | программы           |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | ЦБТЭФ               |     3,0       |    -     |    -     |       3,0 |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Привлеченные        |  4832,0       |   9180,0 |   7188,0 |   21200,0 |
|                   | средства            |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Прочие расходы      |     1,5       |     52,0 |    -     |      53,5 |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Итого               |  5588,16      |  10442,55|   8366,41|   24407,12|
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Сохранение и развитие природных и озелененных                         |
|                   | территорий города. Реабилитация, восстановление                       |
|                   | и повышение устойчивости системы природных и озелененных              |
|                   | территорий города. Цветочное оформление                               |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | ЦБТЭФ               |   215,71      |    320,41|    473,32|    1009,44|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | ЦБФРТ               |    32,0       |      3,90|     64,40|     100,30|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Прочие расходы      |   486,79      |    578,67|    806,87|    1872,33|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Итого               |   734,5       |    902,98|   1344,59|    2982,07|
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Охрана почвенного покрова города                                      |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | НИОКР               |     -         |      0,70|      0,10|       0,80|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Средства            |     7,57      |     19,68|     15,67|      42,92|
|                   | Адресной            |               |          |          |           |
|                   | инвестиционной      |               |          |          |           |
|                   | программы           |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | ЦБТЭФ               |    10,7       |     13,5 |      6,8 |      31,0 |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Привлеченные        |   152,0       |    302,50|    153,0 |     607,50|
|                   | средства            |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Прочие расходы      |    -          |      5,7 |      6,6 |      12,3 |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Итого               |   170,27      |    342,08|    182,17|     694,52|
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Развитие инфраструктуры водохозяйственного комплекса.                 |
|                   | Охрана и восстановление водных объектов                               |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Средства            |    -          |    383,60|    383,60|     767,20|
|                   | Адресной            |               |          |          |           |
|                   | инвестиционной      |               |          |          |           |
|                   | программы           |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | ЦБТЭФ               |   168,50      |    422,50|    476,0 |    1067,0 |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | ЦБФРТ               |    30,0       |     70,0 |    130,0 |     230,0 |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Привлеченные        |    82,0       |    480,0 |    620,0 |    1182,0 |
|                   | средства            |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Прочие расходы      |  1568,6       |    843,0 |    936,50|    3348,10|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Итого               |  1849,10      |   2199,10|   2546,10|    6594,30|
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Защита воздушного бассейна от выбросов стационарных                   |
|                   | и передвижных источников. Защита территории от шумового               |
|                   | загрязнения                                                           |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | НИОКР               |    12,50      |      7,50|    -     |      20,0 |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Средства            |  1413,05      |    850,0 |    950,0 |    3213,05|
|                   | Адресной            |               |          |          |           |
|                   | инвестиционной      |               |          |          |           |
|                   | программы           |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | ЦБТЭФ               |    10,90      |      0,80|    -     |      11,70|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | ЦБФРТ               |     0,50      |    -     |    -     |       0,50|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Привлеченные        |  8746,80      |   7970,91|   6810,20|   23527,91|
|                   | средства            |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Прочие расходы      |   437,15      |   1121,35|   1240,35|    2798,85|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Итого               | 10620,90      |   9950,56|   9000,55|   29572,01|
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Экологический мониторинг и учет источников негативного                |
|                   | воздействия на компоненты окружающей среды                            |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | ЦБТЭФ               |    81,30      |     73,80|     67,90|     223,0 |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Прочие расходы      |    71,04      |    105,47|     81,67|     258,18|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Итого               |   152,34      |    179,27|    149,57|     481,18|
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Экологическое образование и просвещение. Пропаганда                   |
|                   | бережного отношения к природному комплексу. Повышение                 |
|                   | уровня экологической культуры учащихся. Формирование                  |
|                   | экологической культуры населения                                      |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | ЦБТЭФ               |          88,43|     88,07|     71,40|     247,90|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Привлеченные        |          -    |      0,40|      0,40|       0,80|
|                   | средства            |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Прочие расходы      |           3,40|      2,0 |      1,50|       6,90|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Итого               |          91,83|     90,47|     73,30|     255,60|
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Возможность финансирования мероприятий представлена                   |
|                   | в 3 вариантах: реалистическом (базовом),                              |
|                   | оптимистическом, пессимистическом:                                    |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | Объемы              |     2006 г.   |2007 г.   |2008 г.   |всего      |
|                   | финансирования      |               |          |          |           |
|                   | Программы по        |               |          |          |           |
|                   | вариантам           |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Реалистический      |       19207,1 |  24107,01|  21672,69|   64986,8 |
|                   | (базовый)           |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Оптимистический     |       38962,75|  16250,55|  15190,88|   70404,18|
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Пессимистический    |        5516,88|   6578,0 |   7367,42|   19462,30|
|-------------------|---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
| Ожидаемые         | Показатель          |     2005 год  |2006 год  |2007 год  |2008 год   |
| результаты        |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
| реализации        | Снижение валовых    |               |          |          |           |
| Программы         | выбросов в          |               |          |          |           |
|                   | атмосферу (тыс. т), |               |          |          |           |
|                   | в том числе:        |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - от стационарных   |         100   |     96,3 |     89,9 |      81,6 |
|                   | источников на 18,3% |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - от автотранспорта |         105   |    101,9 |     96,5 |      89,5 |
|                   | на 15% (в том       |               |          |          |           |
|                   | числе: оксида       |               |          |          |           |
|                   | углерода на 15,7%,  |               |          |          |           |
|                   | оксида азота на     |               |          |          |           |
|                   | 10,0%, суммарного   |               |          |          |           |
|                   | углерода на 11,1%)  |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Снижение            |          11   |     10,6 |      9,9 |       9   |
|                   | повторяемости       |               |          |          |           |
|                   | превышения          |               |          |          |           |
|                   | среднесуточных      |               |          |          |           |
|                   | концентраций (%) по |               |          |          |           |
|                   | оксиду углерода на  |               |          |          |           |
|                   | 2%                  |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Снижение индекса    |           6,1 |      5,9 |      5,7 |       5,5 |
|                   | загрязнения         |               |          |          |           |
|                   | атмосферы (по 5     |               |          |          |           |
|                   | основным            |               |          |          |           |
|                   | загрязнителям:      |               |          |          |           |
|                   | оксид углерода,     |               |          |          |           |
|                   | диоксид азота,      |               |          |          |           |
|                   | оксид азота, озон,  |               |          |          |           |
|                   | формальдегид)       |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Восстановление      |               |          |          |           |
|                   | водных объектов     |               |          |          |           |
|                   | города Москвы (шт.) |               |          |          |           |
|                   | общей площадью 250  |               |          |          |           |
|                   | га, в том числе:    |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - пруды             |          20   |     23   |     30   |      39   |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - родники           |           6   |     10   |     18   |      28   |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Реабилитация        |           2,6 |     15,3 |     37,5 |      66   |
|                   | городских почв (кв. |               |          |          |           |
|                   | км)                 |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Сокращение объемов  |          86   |     79   |     68   |      54   |
|                   | захоронения бытовых |               |          |          |           |
|                   | отходов             |               |          |          |           |
|                   | коммунального       |               |          |          |           |
|                   | жилого фонда (%)    |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Увеличение объемов  |               |          |          |           |
|                   | переработки (%):    |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - крупногабаритного |           1   |      5   |     11   |      20   |
|                   | мусора              |               |          |          |           |
|                   | коммунального       |               |          |          |           |
|                   | жилого фонда        |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - отходов           |          20   |     22   |     25   |      30   |
|                   | производства и      |               |          |          |           |
|                   | производственного   |               |          |          |           |
|                   | потребления         |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - опасных           |          14   |     17   |     22   |      29   |
|                   | производственных    |               |          |          |           |
|                   | отходов 1-3 классов |               |          |          |           |
|                   | опасности           |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - снятого с         |          54   |     63   |     79   |     100   |
|                   | эксплуатации        |               |          |          |           |
|                   | автотранспорта      |               |          |          |           |
|                   | ("Авторециклинг")   |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - отходов           |          45   |     51   |     62   |      70   |
|                   | строительства и     |               |          |          |     <*>   |
|                   | сноса               |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Увеличение площади  |         398,4 |    470,8 |    530,1 |     656,5 |
|                   | озелененных         |               |          |          |           |
|                   | территорий за счет  |               |          |          |           |
|                   | создания новых      |               |          |          |           |
|                   | объектов озеленения |               |          |          |           |
|                   | (га)                |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Увеличение площади  |         690,0 |    728,6 |    796,3 |     883,2 |
|                   | цветочного          |               |          |          |     <**>  |
|                   | оформления          |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Увеличение          |               |          |          |           |
|                   | количества ООПТ:    |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - количество (шт.)  |          13   |     20   |     25   |      31   |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | - общая площадь     |       15599,8 |  17533,7 |  18984,7 |   19335,1 |
|                   | (га)                |               |          |          |           |
|                   |---------------------|---------------|----------|----------|-----------|
|                   | Проведение ежегодно |           9   |     12   |     12   |      12   |
|                   | не менее 12         |               |          |          |           |
|                   | экологических       |               |          |          |           |
|                   | праздников (шт.)    |               |          |          |           |
|                   |-----------------------------------------------------------------------|
|                   | --------------------------------                                      |
|                   | <*> 70% - максимально возможный объем переработки                     |
|                   | отходов строительства и сноса.                                        |
|                   | <**> Что составляет 3,5 кв. м на одного жителя города                 |
|                   | Москвы                                                                |
|-------------------|-----------------------------------------------------------------------|
| Система           | Управление и контроль за реализацией Программы                        |
| организации       | осуществляет головной заказчик - координатор Программы -              |
| управления        | Департамент природопользования и охраны окружающей среды              |
| и контроля        | города Москвы. Департамент природопользования и охраны                |
| за исполнением    | окружающей среды города Москвы представляет ежегодно                  |
| Программы         | отчет о выполнении Программы:                                         |
|                   | в Департамент экономической политики и развития города                |
|                   | Москвы:                                                               |
|                   | - до 1 марта - за отчетный год;                                       |
|                   | - до 15 ноября - за 9 месяцев т.г. и об ожидаемом                     |
|                   | выполнении за год.                                                    |
|                   | Мэру Москвы - в I квартале                                            |
---------------------------------------------------------------------------------------------

                               Введение

     Опыт  реализации  городских  программ в области охраны окружающей
среды  диктует необходимость систематического и комплексного подхода к
решению городских экологических задач.
     Программный  подход  в  городе  Москве используется с начала 90-х
годов.  Первой  городской  экологической  программой стала Комплексная
экологическая    программа    Москвы,    утвержденная   постановлением
Правительства  Москвы от 27.09.1994 N 860 "О Комплексной экологической
программе Москвы".
     В  1999  г.  базовым экологическим документом города Москвы стала
Концепция   обеспечения   экологической  безопасности  города  Москвы,
одобренная  Экологическим  консультативным  советом  при  Мэре  города
Москвы.  Концепция определила стратегические направления экологической
политики Москвы в увязке с эколого-градостроительным развитием.
     В  соответствии  с  Концепцией на 2003-2005 годы была разработана
Целевая   среднесрочная   экологическая  программа  города  Москвы  на
2003-2005  годы,  систематизировавшая  природоохранные  мероприятия по
всем сферам окружающей среды, а также в региональном разрезе.
     С целью продолжения работ по улучшению экологической обстановки в
городе  Москве,  а  также  реализации  системного  подхода  в  области
природопользования    и   охраны   окружающей   среды   постановлением
Правительства  Москвы  от 04.10.2005 N 760-ПП утверждена Экологическая
доктрина  города  Москвы  -  основополагающий  экологический  документ
города до 2010 года.
     Многообразие   существующих  экологических  проблем  в  различных
сферах  жизнедеятельности  и  областях  городского  хозяйства, а также
необходимость  решения  первостепенных задач в тесном взаимодействии с
органами  власти всех уровней, с государственными и негосударственными
организациями  создает необходимость продолжения решения экологических
проблем программными методами.

                   Принципы формирования Программы

     Настоящая  Программа  является  основным  базовым  документом для
разработки  планов,  программ  и  проектов  обеспечения  экологической
безопасности  административных  округов  и  города  Москвы  в  целом в
области   природопользования  и  охраны  окружающей  среды  на  период
2006-2008 гг.
     Система  мероприятий  Программы  реализует  основные  направления
градостроительного   развития   города   Москвы,  отражает  приоритеты
экологической  политики,  определенные  Экологической доктриной города
Москвы,   и   обеспечивает  преемственность  с  Целевой  среднесрочной
экологической  программой  на  2003-2005  годы, связана с действующими
городскими и федеральными программами.
     Целевая  среднесрочная  экологическая  программа города Москвы на
2006-2008   годы   базируется   на   основных   задачах,  определенных
Генеральным планом развития города Москвы, утвержденным Законом города
Москвы от 27.04.2005 N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные
направления градостроительного развития города Москвы)".
     Программа  сформирована  с учетом результатов анализа принятых за
последние 5 лет документов в области охраны окружающей среды, с учетом
целевых   показателей,   а   также  опыта  реализации  ранее  принятых
Правительством Москвы городских программ.
     Программа  основана  на принципе единого управления и координации
деятельности всех городских служб, участвующих в ее реализации.
     Система   управления  Программой  позволяет  обеспечивать  анализ
выполнения  мероприятий,  а  также  принимать  оперативные  меры по их
корректировке.
     Мероприятия  Программы направлены на поэтапное достижение целевых
количественных   показателей,   определенных  Экологической  доктриной
города Москвы.
     Мероприятия Программы сгруппированы по 8 разделам, сформированным
по  основным традиционным проблемам, существующим в области окружающей
среды:
     - Система управления промышленными и бытовыми отходами;
     - Сохранение   и  развитие  природных  и  озелененных  территорий
города.  Реабилитация, восстановление и повышение устойчивости системы
природных и озелененных территорий города. Цветочное оформление;
     - Охрана почвенного покрова города;
     - Развитие  инфраструктуры водохозяйственного комплекса. Охрана и
восстановление водных объектов;
     - Защита   воздушного   бассейна   от   выбросов  стационарных  и
передвижных источников. Защита территории от шумового загрязнения;
     - Экологический   мониторинг   и   учет   источников  негативного
воздействия на компоненты окружающей среды;
     - Экологическое  образование  и просвещение. Пропаганда бережного
отношения  к  природному  комплексу.  Повышение  уровня  экологической
культуры учащихся. Формирование экологической культуры населения;
     - Экология человека.
     Каждый раздел содержит пояснительную записку с указанием основных
проблем    в   соответствующей   области,   достигнутых   результатов,
перспективных  задач  и  целевых показателей. Кроме того, представлены
конкретные  мероприятия,  которые должны быть выполнены для достижения
запланированных  показателей,  основание  их  включения  в  Программу,
ответственные   исполнители  и  конечный  результат  (приложение  1  к
Программе).   По  каждому  разделу  рассчитано  ресурсное  обеспечение
мероприятий Программы (приложение 2 к Программе).
     В   число   мероприятий   включены   нормативные  законодательные
разработки,  обеспечивающие  перспективное  стратегическое развитие по
соответствующим   секторам   охраны   окружающей  среды,  методическое
обеспечение  природоохранной  деятельности по направлениям, разработка
планов  мероприятий  и  перечень  практических  работ,  обеспечивающих
достижение    запланированных   конкретных   измеряемых   показателей,
характеризующих эффективность выполнения Программы.

                 Экономическое обеспечение Программы

     Экономическое  обеспечение  Программы  построено  по  3  основным
направлениям:   расчет   потребности   в   финансировании  мероприятий
Программы  и  взаимоувязка  источников  покрытия  этих  расходов; учет
экономической   эффективности   программных   мероприятий;  увеличение
доходов   бюджета   и   усиление   роли   фискальных   инструментов  в
природоохранной политике.

                  Объемы и источники финансирования
                        мероприятий Программы

     Традиционно    финансирование    расходов    на   природоохранные
мероприятия  в Москве осуществляется по нескольким разделам городского
бюджета:
     - Охрана окружающей среды;
     - Жилищно-коммунальное хозяйство;
     - Наука и промышленная политика;
     - Национальная экономика;
     - Образование;
     - Транспорт.
     Ежегодно   в  Адресной  инвестиционной  программе  города  Москвы
предусматриваются мероприятия в области охраны окружающей среды.
     Одним  из  источников финансирования природоохранной деятельности
является  Целевой  бюджетный территориальный экологический фонд города
Москвы,  в  котором аккумулируются целевые средства на природоохранные
мероприятия.
     Кроме   того,   в   финансовом   обеспечении   Программы   учтены
внебюджетные  инвестиции,  которые  рассчитаны  как  вложения  частных
предприятий   в   природоохранное   оборудование   и   их  расходы  на
восстановление   и   охрану   окружающей   среды.   На  финансирование
мероприятий Программы также планируется привлечь средства федерального
бюджета.
     Во  многих  крупных  городах  расходы  на охрану окружающей среды
составляют  до  3% бюджетных ассигнований. За последние 3 года расходы
бюджета города Москвы на охрану окружающей среды не превышали 1,5%.
     Планируемая   доля   расходов  городского  бюджета  в  реализации
мероприятий  Программы  с  учетом  целевых бюджетных фондов составляет
18,5 млрд. рублей (в том числе Адресная инвестиционная программа - 7,2
млрд. рублей), в том числе по годам: 2006 г. - 5,4 млрд. рублей (в том
числе Адресная инвестиционная программа - 2,2 млрд. рублей), 2007 г. -
6,2 млрд. рублей (в т.ч. Адресная инвестиционная программа - 2,5 млрд.
рублей),  2008  г.  - 6,9 млрд. рублей (в т.ч. Адресная инвестиционная
программа - 2,5 млрд. рублей).
     Программа  устанавливает задания для исполнителей мероприятий как
в  натуральном  выражении,  так  и  по  финансовым  затратам исходя из
реального объема выделяемых им бюджетных ассигнований.
     Привлеченные средства:
     - на основе проведенных инвестиционных конкурсов;
     - в  рамках  выполнения  обязательств  по  оснащению современными
газоочистными сооружениями объектов теплоэнергетического комплекса.

                Экономическая эффективность Программы

     При  оценке экономических показателей природоохранных мероприятий
недостаточно   учитывать   только  расходы  и  натуральные  показатели
сокращения     негативного     воздействия.    Необходимо    оценивать
предотвращенный  экономический  ущерб, снижение экологических издержек
будущих   поколений.   Кроме   того,   для  экологических  мероприятий
характерна "запаздывающая" эффективность, когда результаты от того или
иного мероприятия могут появиться только через несколько лет.
     Это   относится   к   мероприятиям,  направленным  на  реализацию
экономических   инструментов  стимулирования  повышения  экологической
безопасности,   предусматривающих   поэтапное   снижение   негативного
воздействия  экологически  опасных производств и внедрение современных
экологичных  технологий,  разработке  законодательных  актов в области
охраны окружающей среды.
     Государственная  поддержка, введение приоритета использования для
городских  нужд  продукции,  полученной на предприятиях по переработке
отходов,  в  т.ч.  введение  соответствующих требований при размещении
городского  заказа,  заключении  государственных контрактов и развития
предусмотренного  в  Программе селективного сбора отходов, увеличивает
привлекательность  создания  рентабельных  производств  по переработке
отходов  и получения вторичной продукции, имеющей спрос на рынке, что,
в  свою  очередь,  приводит  к  снижению  расходов  города  на  вывоз,
переработку  и  захоронение  отходов.  Это  же  относится и к введению
механизмов  залоговой  стоимости  тары  и  упаковки  при производстве,
продаже   различной  продукции  и  реализации  принципа  многократного
использования тары.
     Реализация  энергосберегающих  мероприятий, кроме экологического,
имеет  экономический  эффект  за счет сокращения объемов потребляемого
топлива и повышения эффективности его использования.
     В  2006-2008  годах  предстоит реформировать инструмент платности
природопользования.     Размеры    платежей    должны    стимулировать
природопользователей   снижать   объемы   негативного   воздействия  и
выполнять  природоохранные  мероприятия.  Необходимо  создать систему,
когда  снизить  объем  загрязнений  и модернизировать оборудование для
природопользователя будет дешевле, чем заплатить в бюджет штраф.
     Возврат  полномочий  в  области экологического контроля позволяет
активизировать     использование    механизмов    возмещения    вреда,
актуализировать методики расчета вреда и его взыскания.
     Экологическое  просвещение  и  пропаганда,  введение добровольной
экологической сертификации должны быть направлены на расширение спроса
на  экологичную  продукцию. Экологический фактор должен стать одним из
определяющих  при  позиционировании основных товаров (особенно пищевой
продукции)  на рынке. Информационная поддержка спроса на экологическую
продукцию  позволит  расширить  сегмент  экологически ориентированного
производства.

                Усиление роли фискальных инструментов
                      в природоохранной политике

     Учитывая,   что   субъектам  Российской  Федерации  с  2006  года
возвращены  полномочия  по  администрированию  платежей  за негативное
воздействие  на  окружающую среду, в городе будет создана служба учета
за  полнотой,  правильностью  и  своевременностью  платы за негативное
воздействие.   В   настоящее   время   на   учете  состоит  менее  10%
природопользователей - потенциальных плательщиков.
     При  этом  в  Москве  зарегистрировано свыше 700 тыс. юридических
лиц,  являющихся  потенциальными  плательщиками.  Предстоит масштабная
адресная  индивидуальная  работа  с  каждым плательщиком. Будет создан
банк  данных природопользователей-плательщиков, организована работа по
учету источников негативного воздействия на окружающую среду г. Москвы
и ведению лицевых счетов плательщиков.
     Будет   разработан   механизм   взыскания   платы  за  негативное
воздействие,  в  т.ч.  в судебном порядке, реализованы вновь введенные
положения   КоАП   об   ответственности  за  невнесение  экологических
платежей.

             Управление Программой и контроль реализации

     Программа     предусматривает     персональную    ответственность
исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
     Реализация  Программы  обеспечивается  комплексом  мероприятий по
правовому,    организационному,    финансовому,    информационному   и
методическому  обеспечению.  Для  единого подхода к выполнению системы
программных мероприятий, целенаправленного и эффективного расходования
финансовых  средств,  выделенных  на  реализацию Программы, необходимо
четкое взаимодействие между всеми исполнителями Программы:
     - головным     заказчиком-координатором     Программы    является
Департамент   природопользования  и  охраны  окружающей  среды  города
Москвы;
     - персональным   руководителем  Программы  является  руководитель
головного заказчика - координатора Программы;
     - общее   управление   и   контроль   за   реализацией  Программы
осуществляет  заказчик-координатор  Программы  во главе с персональным
руководителем Программы;
     - координация  деятельности  заказчиков  и исполнителей Программы
осуществляется на основе заключения договоров.


             Основные направления экологической политики
                            города Москвы

     Период  реализации  Целевой среднесрочной экологической программы
города   Москвы   на  2003-2005  годы  характеризовался  кардинальными
изменениями  городской политики в области охраны окружающей среды. Это
было связано как с реорганизацией федеральных природоохранных органов,
так   и  с  совершенствованием  нормативной  законодательной  базы  на
федеральном  и  московском  уровнях.  За  эти годы в Москве принят ряд
правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды:
     - Закон  города  Москвы  от  12.05.2004  N  32 "О государственном
экологическом контроле в городе Москве";
     - Закон  города  Москвы  от  20.10.2004  N  65  "Об экологическом
мониторинге в городе Москве";
     - Закон города Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства
и потребления в городе Москве";
     - Закон  города  Москвы  от  06.07.2005  N 37 "О схеме развития и
размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве";
     - Закон   города   Москвы   от  02.03.2005  N  9  "О  комплексном
природопользовании в городе Москве".
     Постановления Правительства Москвы, утверждающие:
     - Порядок  контроля  за  состоянием  почв  и качеством ввозимых в
Москву почвогрунтов (от 27.07.2004 N 514-ПП);
     - Концепцию  по  восстановлению  малых  рек  и  русловых водоемов
города Москвы (от 17.06.2003 N 450-ПП);
     - Целевую  долгосрочную  программу  по восстановлению малых рек и
водоемов  города  Москвы  на  период  до  2010  года  (от 28.09.2004 N
666-ПП);
     - основные    мероприятия    по    восстановлению    естественных
растительных  сообществ  и  увеличению  численности редких животных на
ООПТ регионального значения (от 02.03.2004 N 116-ПП);
     - Методику    оценки   вреда,   причиненного   окружающей   среде
загрязнением,  засорением  (включая  затопление  судов)  поверхностных
водных   объектов,  расположенных  на  территории  города  Москвы  (от
22.07.2003 N 564-ПП);
     - Порядок  привлечения  внебюджетных  средств  для  экологической
реабилитации  и  содержания  территорий  природного  комплекса  города
Москвы (от 07.06.2005 N 397-ПП).
     В  связи  с  возрастающей  антропогенной  нагрузкой на компоненты
природного   комплекса   совершенствование   нормативно-правовой  базы
приобретает  первостепенное  значение.  Необходимы дальнейшее развитие
механизмов    правового   регулирования   предупреждения   негативного
воздействия   на  состояние  окружающей  среды  города,  разработка  и
утверждение   методик   и   правил.   В   рамках   реализации  Целевой
среднесрочной  экологической программы города Москвы на 2006-2008 годы
запланирована разработка важных для города проектов законов:
     - "Об  объектах животного мира города Москвы" и подзаконных актов
в области охраны и использования объектов животного мира;
     - абзац утратил силу.
     - "О   внесении   изменений  и  дополнений  в  Кодекс  Российской
Федерации об административных правонарушениях";
     - "О   внесении   изменений   в  некоторые  законодательные  акты
Российской    Федерации"    (в    части    совершенствования   функций
государственного мониторинга окружающей среды).
     В  целях улучшения экологической обстановки в городе, обеспечения
эффективного    функционирования   действующего   законодательства   в
Программе  предусмотрена  разработка  подзаконных  актов, в том числе:
методических   рекомендаций   по  оценке  экологической  эффективности
различных    природоохранных    мероприятий,   методик   регулирования
градостроительной   деятельности   и   методики  прогноза  загрязнения
компонентов природного комплекса.

                     Перечень разделов Программы

              Раздел 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ
                         И БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ

     Ежегодно  в  Москве  образуется  порядка  22,0 млн. тонн отходов.
Объемы образования отходов по фракциям представлены в таблице 1.

                                                             Таблица 1

-----------------------------------------------------------
|Виды отходов               |Объем ежегодно образующихся  |
|                           |отходов, млн. тонн           |
|---------------------------|-----------------------------|
|Всего                      |            22,2             |
|---------------------------|-----------------------------|
|В т.ч.:                    |                             |
|---------------------------|-----------------------------|
|твердые бытовые отходы     |             2,8             |
|(ТБО) в жилом фонде        |                             |
|---------------------------|-----------------------------|
|крупногабаритный мусор     |             0,8             |
|(КГМ) в жилом фонде        |                             |
|---------------------------|-----------------------------|
|ТБО и КГМ нежилого фонда   |             1,4             |
|---------------------------|-----------------------------|
|строительные               |             2,0             |
|---------------------------|-----------------------------|
|строительные грунты        |             9,3             |
|(в т.ч. загрязненные)      |(в т.ч. загрязненные - 7)    |
|---------------------------|-----------------------------|
|медицинские                |             0,24            |
|---------------------------|-----------------------------|
|производства               |             1,8             |
|---------------------------|-----------------------------|
|биологические              |             0,2             |
|---------------------------|-----------------------------|
|древесно-растительные      |             0,16            |
|---------------------------|-----------------------------|
|осадки очистных сооружений |             3,5             |
-----------------------------------------------------------

     Средний   прирост   объемов   образования  городских  отходов  на
протяжении 10-15 лет устойчиво составляет 3-4% в год. При таких темпах
общий объем отходов производства и потребления к 2010 году превысит 23
млн. тонн.
     Правительством  Москвы  проводится  планомерное  создание системы
промышленной  переработки отходов производства и потребления. В городе
ежегодно  вводится  в  эксплуатацию  в среднем по 2 объекта санитарной
очистки. Динамика развития инфраструктуры санитарной очистки города за
период 2000-2005 годов представлена в таблице 2.

                                                             Таблица 2

-----------------------------------------------------------
|2000 г.   |- МСЗ N 2 (СВАО);                             |
|          |- организована централизованная система сбора |
|          |и переработки люминесцентных (ртутных) ламп   |
|----------|----------------------------------------------|
|2001 г.   |Сортировочный комплекс на МПС (Сигнальный     |
|          |проезд)                                       |
|----------|----------------------------------------------|
|2002 г.   |Производство по переработке отходов кино-     |
|          |и фотопроизводств и электронного лома         |
|----------|----------------------------------------------|
|2003 г.   |- база мусоровозов в "Котляково";             |
|          |- МПС на Остаповском проезде                  |
|----------|----------------------------------------------|
|2004 г.   |- МПС (брикетирование) в "Котляково", МСЗ N 4 |
|          |(ВАО)                                         |
|----------|----------------------------------------------|
|2005 г.   |- цех переработки шлака МСЗ N 2;              |
|          |- цех переработки изношенных автопокрышек;    |
|          |- отделение сортировки в "Котляково";         |
|          |- вновь открыт полигон "Икша"                 |
-----------------------------------------------------------

     В  настоящее  время для обеспечения санитарной очистки территории
города  от отходов производства и потребления из-за дефицита мощностей
по  их  промышленной  переработке  требуется  вывоз значительной части
отходов  для  захоронения  на  полигонах,  расположенных  в Московской
области.  При  этом,  по  данным  природоохранных  органов  Московской
области,  эксплуатационный ресурс существующих полигонов ограничен 5-7
годами (в Южном секторе Московской области - 2-3 годами).
     В  сложившейся  ситуации  надежность  системы  санитарной очистки
города  Москвы  на  долгосрочную  перспективу  может быть обеспечена в
основном  за  счет  увеличения доли промышленной переработки отходов и
снижения  объема  отходов,  подлежащих  вывозу  и  захоронению. Однако
развитие  технической  базы  промышленной  переработки отходов за счет
строительства новых объектов санитарной очистки сдерживается дефицитом
земельных  участков  для  их  размещения,  удовлетворяющих требованиям
СНиП.
     Учитывая   сложность   отвода   в   городе   новых  участков  под
строительство,  в целях повышения эффективности использования объектов
санитарной  очистки  прорабатывается  возможность  увеличения мощности
действующих  и  проектируемых  объектов  до  максимально допустимой по
техническим и экологическим критериям.
     При   этом,  учитывая  приоритетность  объектов  с  точки  зрения
обеспечения   санитарно-эпидемиологической   безопасности   территорий
города,  а  также решения задачи ресурсо- и энергосбережения, в первую
очередь  были  выбраны  объекты по переработке ТБО и крупногабаритного
мусора   (КГМ)  жилого  сектора  и  отходов,  содержащих  значительное
количество ценного сырья.
     В   настоящее   время   термической   переработке   с  выработкой
теплоэлектроэнергии   подвергается   около   15%  ТБО  жилого  сектора
(генерируемая  мощность  -  15  мВт).  Около  1  млн.  тонн  ТБО (35%)
поступает   на  городские  мусороперегрузочные  и  мусоросортировочные
станции, где ТБО подвергаются переработке: прессованию, брикетированию
и  сортировке  ("Котляково").  Прямой  вывоз  на  полигоны  Московской
области  составляет  50%,  общий  вывоз  -  порядка 85%. Информация об
утилизации ТБО представлена в таблице 3.

                                                             Таблица 3

-----------------------------------------------------
|Вид утилизации ТБО             |Объем, тыс. тонн   |
|-------------------------------|-------------------|
|Промышленная переработка       |       1358        |
|(МСЗ И МПС), всего             |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|  В т.ч.:                      |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|  Термическая переработка,     |        386        |
|  всего                        |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|    В т.ч.:                    |                   |
|---------------------------------------------------|
|Мусоросжигательные заводы (МСЗ)                    |
|---------------------------------------------------|
|    МСЗ N 2                    |        158        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МСЗ N 4                    |        228        |
|-------------------------------|-------------------|
|  Сортировка                   |        972        |
|  на мусороперегрузочных       |                   |
|  станциях (МПС), всего        |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|    В т.ч.:                    |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПС N 1                    |         72        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПС N 2                    |        100        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПС N 3                    |        300        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПС N 4                    |        100        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПС N 6                    |        100        |
|-------------------------------|-------------------|
|    МПК N 7                    |        300        |
|-------------------------------|-------------------|
|Селективный сбор в коммунальном|         16        |
|секторе                        |                   |
|-------------------------------|-------------------|
|Прямой вывоз ТБО на полигоны   |       1423        |
|-------------------------------|-------------------|
|Прямой вывоз КГМ на полигоны   |        800        |
|-------------------------------|-------------------|
|Всего в 2005 году              |       3597        |
-----------------------------------------------------

     За  счет  ввода  в  эксплуатацию  строящихся  заводов  N  1 и N 3
мощность по термической переработке ТБО к 2008 году возрастет до 50%.
     При  анализе  сложившейся  в  городе системы обращения с отходами
выявлены следующие проблемы:
     - дефицит мощностей промышленной переработки отходов;
     - отсутствие   свободных   территорий   для  размещения  объектов
санитарной  очистки  города,  в  том  числе объектов сбора, заготовки,
сортировки, перегрузки, переработки и обезвреживания отходов;
     - недостаточное финансирование отрасли;
     - недостаточная мощность существующих полигонов;
     - сложность отвода земельных участков под полигонное захоронение;
     - отсутствие единой системы учета производителей отходов.
     Основными  методами  утилизации  муниципальных  отходов  остаются
вывоз  на полигоны: из общего объема отходов доля ТБО, захороненных на
полигонах, составляет 85% и мусоросжигание - 15% (с учетом КГМ).
     Анализ международного опыта в области утилизации ТБО показал, что
доля  промышленной переработки в среднем составляет 40-50%. Информация
об утилизации ТБО в странах Западной Европы, США и Японии представлена
в таблице 4.

                                                             Таблица 4

------------------------------------------------------------
|Страна            |Термическая        |Захоронение, %     |
|                  |переработка, %     |                   |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Австрия           |        48         |        36         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Бельгия           |        55         |        27         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Германия          |        43         |        34         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Люксембург        |        50         |        50         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Нидерланды        |        45         |        42         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|США               |        30         |        55         |
|------------------|-------------------|-------------------|
|Япония            |        74         |        15         |
------------------------------------------------------------

     Ориентируясь  на зарубежный опыт, Москва начала развивать систему
селективного  сбора отходов в жилых районах. По данным на декабрь 2005
г.,  в  34 районах города установлено 2709 специальных контейнеров для
сбора   вторичного  сырья,  действуют  61  стационарный  пункт  и  213
мобильных  пунктов  приема вторичного сырья. В 2005 году собрано более
60  тыс.  тонн  вторсырья,  извлеченного  из отходов жилого и нежилого
секторов,  в  т.ч.  более  15  тыс.  тонн - от объектов муниципального
жилья.  В  2005 году началась работа по внедрению системы селективного
сбора  в  школах Южного административного округа города Москвы. Так, в
школах   и   дошкольных   учреждениях  района  Орехово-Борисово  Южное
установлено 120 контейнеров для селективного сбора вторичного сырья.
     Ежегодно  в столице наращиваются мощности по приему, размещению и
переработке  промышленных  отходов.  Динамика переработки промышленных
отходов представлена в таблице 5.

                                                             Таблица 5

-------------------------------------------------------------------
|Вид отходов                     |Динамика наращивания мощности   |
|                                |по переработке отходов по годам,|
|                                |тыс. тонн                       |
|                                |--------------------------------|
|                                |2003 г.   |2004 г.  |2005 г.    |
|--------------------------------|----------|---------|-----------|
|Осадки очистных сооружений      |  10,9    | 12,2    |   13,2    |
|и грунтов, загрязненных         |          |         |           |
|нефтепродуктами                 |          |         |           |
|--------------------------------|----------|---------|-----------|
|Обезвреживание и переработка    |  14,7    | 22,4    |   30      |
|токсичных отходов (отработанные |          |         |           |
|электролиты, шламы, химические  |          |         |           |
|реактивы, лекарственные         |          |         |           |
|препараты, отходы гальванических|          |         |           |
|производств)                    |          |         |           |
|--------------------------------|----------|---------|-----------|
|Отходы кино- и фотопроизводств  |   2,3    |  2,9    |    2,9    |
|--------------------------------|----------|---------|-----------|
|Отходы и лом электронной        |   0,27   |  0,30   |    0,32   |
|и электротехники                |          |         |           |
-------------------------------------------------------------------

     В городе отмечается постоянная динамика роста сбора и переработки
ртутьсодержащих отходов. Организовано 1200 пунктов приема и временного
хранения  отработанных  люминесцентных  ламп.  За период 2003-2005 гг.
собрано и переработано около 9 тыс. тонн ртутьсодержащих отходов.
     Наращиваются   мощности  по  утилизации  и  переработке  отходов.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  


Оглавление