В ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ РАБОТАЕТ ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ СТАТУС ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩЕГО НА ТЕРРИТОРИИ РФ. ДАННЫЙ ГРАЖДАНИН ПРЕБЫВАЕТ НА ТЕРРИТОРИИ РФ БОЛЕЕ 320 ДНЕЙ В ГОДУ НА ОСНОВАНИИ ВИЗЫ, ВЫДАВАЕМОЙ КАЖДЫЙ РАЗ НА 180 ДНЕЙ. ВП. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 21.11.06 21-11/101890@

             В ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ РАБОТАЕТ
         ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ СТАТУС ВРЕМЕННО
           ПРЕБЫВАЮЩЕГО НА ТЕРРИТОРИИ РФ. ДАННЫЙ ГРАЖДАНИН
         ПРЕБЫВАЕТ НА ТЕРРИТОРИИ РФ БОЛЕЕ 320 ДНЕЙ В ГОДУ НА
          ОСНОВАНИИ ВИЗЫ, ВЫДАВАЕМОЙ КАЖДЫЙ РАЗ НА 180 ДНЕЙ.
        ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УМЕНЬШИТЬ ЕСН НА СУММУ СТРАХОВЫХ
        ВЗНОСОВ В ПФР, УПЛАЧЕННЫХ ЗА ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА?
       КАКОВ ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          21 ноября 2006 г.
                           N 21-11/101890@

                                 (Д)


     В   соответствии   с   пунктом   1  статьи  236  НК  РФ  объектом
налогообложения   ЕСН  для  организаций-налогоплательщиков  признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц
по   трудовым   и  гражданско-правовым  договорам,  предметом  которых
является    выполнение   работ,   оказание   услуг   (за   исключением
вознаграждений,   выплачиваемых  индивидуальным  предпринимателям),  а
также по авторским договорам.
     С  1  января  2003  года налогоплательщики-организации с выплат и
вознаграждений,  начисленных  по  указанным  выше  договорам  в пользу
иностранных   граждан,   осуществляют   исчисление   и  уплату  ЕСН  в
общеустановленном порядке.
     На  основании  пункта  2  статьи  243  НК  РФ  сумма  ЕСН  (сумма
авансового  платежа  по  ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет,
уменьшается  налогоплательщиками  на  сумму  начисленных ими за тот же
период  страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на
обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм,
исчисленных  исходя  из  тарифов  страховых  взносов,  предусмотренных
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
     В   пункте   1  статьи  7  Закона  N  167-ФЗ  предусмотрено,  что
застрахованными   лицами   по  обязательному  пенсионному  страхованию
являются,  в  частности,  иностранные граждане и лица без гражданства,
постоянно или временно проживающие на территории РФ, если они работают
по  трудовому  договору  или  договору гражданско-правового характера,
предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также
по авторскому договору.
     Таким  образом,  иностранный  гражданин,  имеющий статус временно
пребывающего  на  территории  РФ,  не является застрахованным лицом, и
соответственно  на выплаты в пользу данного физического лица страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
     Следовательно,  с  сумм  выплат  и  вознаграждений, начисленных в
пользу   иностранного  гражданина,  работающего  на  территории  РФ  и
имеющего    статус    временно    пребывающего   на   территории   РФ,
налогоплательщик   уплачивает  ЕСН  в  общеустановленном  порядке  без
применения налогового вычета, предусмотренного пунктом 2 статьи 243 НК
РФ.
     Страховые   взносы  на  обязательное  пенсионное  страхование  не
отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и не являются
составной частью ЕСН.
     В  соответствии  со  статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы -
это  индивидуально  возмездные  обязательные  платежи,  уплачиваемые в
бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых
является   обеспечение   права   гражданина  на  получение  пенсии  по
обязательному  пенсионному  страхованию в размере, эквивалентном сумме
страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
     Конституционный  суд  РФ в определениях от 05.02.2004 N 28-0 и от
04.03.2004  N  49-0 разъясняет следующее. В отличие от налога, платежи
которого  не  имеют  адресной  основы,  характеризуются индивидуальной
безвозмездностью,   безвозвратностью   и   не   персонифицируются  при
поступлении  в  бюджет,  страховые  взносы  на обязательное пенсионное
страхование  отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку
при  поступлении  в  бюджет  Пенсионного  фонда РФ персонифицируются в
разрезе  каждого  застрахованного лица и учитываются на индивидуальных
лицевых  счетах,  открытых  каждому  застрахованному  лицу  в  органах
Пенсионного  фонда РФ. Причем учтенные на индивидуальном лицевом счете
страховые    взносы    формируют    страховое   обеспечение,   которое
выплачивается  застрахованному лицу при наступлении страхового случая,
а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных
на  индивидуальном  лицевом счете страховых взносов, которые за период
его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
     Данные   отличительные   признаки  налогов  и  страховых  взносов
обусловливают   их   разное   целевое   предназначение   и   различную
социально-правовую  природу  и  не  позволяют  рассматривать страховой
взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
     Таким   образом,  положения  статей  78  и  79  НК  РФ  не  могут
применяться  при  осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование.
     Кроме  того,  согласно  Указаниям  о порядке применения бюджетной
классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2005 N
152н,  администраторы  поступлений  в  бюджет осуществляют контроль за
правильностью   исчисления,   полнотой   и   своевременностью  уплаты,
взыскание  и  принятие  решений о зачете (возврате) излишне уплаченных
(взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов.
     Вместе  с  тем  положения  Закона  N  167-ФЗ  расщепляют  функции
администрирования   страховых   взносов   на  обязательное  пенсионное
страхование  между  двумя ведомствами - ФНС России и Пенсионным фондом
РФ.
     Согласно  статье  25  Закона  N  167-ФЗ контроль за правильностью
начисления  и  уплатой  страховых  взносов  на обязательное пенсионное
страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом
законодательством  РФ,  регулирующим деятельность налоговых органов, а
взыскание   недоимки  по  страховым  взносам  и  пеням  осуществляется
органами Пенсионного фонда РФ в порядке, предусмотренном статьями 25 и
25.1 Закона.
     При  этом  Законом  N  167-ФЗ  не определен орган, который должен
производить  зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов
и порядок проведения зачета или возврата.
     Таким   образом,   правовые   основания  для  проведения  зачетов
(возвратов)  излишне  уплаченных  страховых  взносов  на  обязательное
пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют.
     При  этом  в  настоящее время разрабатывается проект федерального
закона   о  внесении  изменений  в  Закон  N  167-ФЗ,  который  должен
установить  порядок  проведения  зачета  (возврата) излишне уплаченных
сумм  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное  страхование  и
определить  орган  федеральной  исполнительной  власти, уполномоченный
проводить эту работу.

Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный
советник 2-го класса
                                                           С.Х. Аминев
21 ноября 2006 г.
N 21-11/101890@