О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 20 февраля 2007 г. N 108-ПП (ПРМ) Реализованная в 2004 - 2006 гг. Городская целевая программа "Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве" обеспечила повышение квалификации свыше 100 тысяч руководителей и специалистов сферы малого предпринимательства. Однако с изменением экономической и социальной ситуации в процессе перехода к развитой рыночной экономике существующая система подготовки кадров требует совершенствования. Целью этой работы должно стать сбалансированное сочетание массовой бизнес-подготовки кадров для малого предпринимательства и целевой переподготовки руководителей и квалифицированных специалистов малых предприятий различных отраслевых секторов сферы малого предпринимательства. Предусмотренные расходы должны обеспечить внедрение новых высокопродуктивных образовательных технологий, позволяющих гибко реагировать на изменения в экономической среде и в законодательстве Российской Федерации, учитывать динамику изменений в городском хозяйстве и, в конечном итоге, обеспечивать достижение целевых показателей Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг., включая удвоение вклада малого предпринимательства в формирование валового регионального продукта в 2009 году. В целях организационного, нормативного и методического обеспечения дальнейшего совершенствования образовательной системы для малого предпринимательства в городе Москве в 2007-2009 гг. Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить работу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы по выполнению Городской целевой программы "Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве на 2004-2006 годы" и утвердить отчет о выполнении указанной программы (приложение 1). 2. Согласиться с предложением Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы о дальнейшем проведении работ по развитию образовательной системы для малого предпринимательства в рамках реализации Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. для обеспечения комплексного достижения ее целевых показателей. 3. Признать необходимым переход к экономически и социально обоснованному распределению затрат на обучение кадров для малого предпринимательства между средствами бюджета города Москвы и средствами самофинансирования обучения за счет предприятий и обучаемых. Утвердить структуру финансирования по основным направлениям обучения кадров для малого предпринимательства (приложение 2). 4. Утвердить в качестве специализированных целевых показателей мероприятий по развитию образовательной системы для малого предпринимательства: - обеспечение показателя устойчивого роста числа успешно работающих малых предприятий с 208,3 тысяч единиц в 2007 году до 225,3 тысяч в 2009 году кадровой поддержкой посредством обучения, повышения квалификации, переподготовки, организации стажировок для малого предпринимательства в количестве не менее 30 тысяч человек; - достижение в 2009 году объема самофинансирования обучения до 40% от объема бюджетного финансирования; - достижение увеличения удельного веса молодежи среди обучаемых с 10% в 2007 году до 30% в 2009 году. 5. Установить перечень целевых групп граждан, нуждающихся в подготовке, повышении квалификации и переподготовке, обучение которых может проводиться за счет средств Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.: - учредители организаций - субъектов малого предпринимательства Москвы, индивидуальные предприниматели, включенные в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы; - руководители и специалисты организаций, относящихся к числу субъектов малого предпринимательства Москвы; - военнослужащие, увольняемые в запас, и члены их семей; - начинающие предприниматели, в том числе из состава незанятого населения и учащейся молодежи; - руководители и специалисты некоммерческих негосударственных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность; - сотрудники организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в городе Москве; - преподаватели и консультанты, участвующие в образовательных проектах для малого предпринимательства; - женщины, вышедшие из отпуска по уходу за ребенком, или лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. 6. С учетом целей, задач и показателей национального проекта "Образование", Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг., Городской целевой программы развития образования "Столичное образование - 4" на 2005-2007 гг. считать приоритетными следующие направления развития образовательной системы для малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.: 6.1. Первичная подготовка кадров для малого предпринимательства: - обучение основам предпринимательской деятельности начинающих предпринимателей, в том числе с использованием системы дистанционного бизнес-образования; - внедрение на факультативной основе начального бизнес-образования в школах и колледжах города Москвы; - образовательная поддержка развития предпринимательской инициативы молодежи; - образовательная поддержка лиц, имевших длительный перерыв в профессиональной деятельности по социально значимым причинам (воспитание детей, уход за больными и т.п.) и выразивших желание участвовать в предпринимательской деятельности. 6.2. Переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства: - обучение предпринимателей для организации и развития хозяйственной деятельности в социальной сфере, в сферах жилищно-коммунального хозяйства и предоставления бытовых услуг населению; - обучение предпринимателей в сфере высокотехнологичных производств; - обучение предпринимателей и специалистов управлению качеством, повышению конкурентоспособности малого предпринимательства; - обучение предпринимателей и специалистов для работы в сфере управления инновациями, интеллектуальной собственностью и их коммерциализации. 6.3. Развитие механизмов повышения эффективности системы обучения кадров для малого предпринимательства: - мониторинг и анализ потребностей в квалифицированных кадрах для малого предпринимательства города Москвы по отраслевому и профессиональному признаку; - повышение квалификации специалистов организаций инфраструктуры малого предпринимательства, в том числе венчурных и микрофинансовых организаций; - организация курсов повышения квалификации преподавателей, участвующих в образовательных проектах для малого предпринимательства города Москвы и проведение их аттестации; - переход к реализации образовательных программ в комплексе с последующим содействием трудоустройству слушателей; - развитие конкурсных механизмов в реализации программ обучения кадров для малого предпринимательства; - обеспечение эффективного соотношения бюджетного обеспечения образовательных проектов с результатами их реализации; - развитие интерактивных форм самообразования предпринимателей через систему дистанционного бизнес-образования; - совершенствование учебного процесса на основе внедрения методик интерактивного обучения, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей обучаемых (в том числе с использованием профориентационного тестирования). 7. В целях организационного, методического и экспертно-аналитического обеспечения развития образовательной системы для малого предпринимательства в городе Москве возложить на Межотраслевой совет по проблемам подготовки кадров для рыночной экономики функции координатора взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, учебных заведений, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в городе Москве и других заинтересованных организаций в сфере обучения кадров для малого предпринимательства. 8. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы: 8.1. Во II квартале 2007 г. определить критерии оценки эффективности мероприятий по обучению кадров для малого предпринимательства и представить их на согласование в Департамент экономической политики и развития города Москвы. 8.2. Во исполнение пункта 2.3.3 плана мероприятий Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. "Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства" во II квартале 2007 г. разработать и утвердить план мероприятий по развитию образовательной системы для малого предпринимательства в 2007-2009 гг., обеспечивающий достижение специализированных целевых показателей (п.4) и отвечающий критериям оценки эффективности мероприятий (п.8.1). 8.3. До 1 марта 2007 г. сформировать при Государственно - общественном координационном совете по подготовке квалифицированных кадров руководителей, специалистов и рабочих в сфере малого предпринимательства, созданном при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, комиссию по экспертизе образовательных проектов, реализуемых в рамках Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. 8.4. В первом полугодии 2007 г. обеспечить внедрение в практику обучения специалистов для малого предпринимательства (в том числе работников организаций, управляющих многоквартирными домами) механизмов дистанционного тестирования и итоговой оценки профессиональной компетенции обучаемых на основе использования программно-аппаратных средств и учебно-тренировочных полигонов. 8.5. В I квартале 2008 г. по итогам статистического исследования 2007 года среди малых предприятий и индивидуальных предпринимателей подготовить перечень приоритетных специальностей и скорректировать программу проведения мероприятий по развитию образовательной системы с учетом потребностей субъектов малого предпринимательства. 8.6. Ежегодно проводить исследования потребностей малого предпринимательства города Москвы в квалифицированных кадрах с целью корректировки тематики обучения и уточнения численности обучаемых и профиля их деятельности. 8.7. В 2007 году разработать механизмы добровольной аккредитации образовательных учреждений, участвующих в реализации образовательных проектов для малого предпринимательства. 8.8. При разработке учебных программ подготовки кадров для малого предпринимательства включать вопросы по изучению экологических требований и природоохранного законодательства. 9. Департаменту образования города Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы продолжить адресную образовательную поддержку учащихся и студентов, проявивших способности к предпринимательской деятельности, и обеспечить: 9.1. Проведение в IV квартале 2007 г. научно-практической конференции "Проблемы и перспективы внедрения программно-аппаратных комплексов (по типу "Учебная виртуальная фирма") в образовательный процесс профильных школ и колледжей города Москвы". 9.2. Совместно с префектурами Северного и Северо-Восточного административных округов города Москвы, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы создание в 2007 году на базе Государственного образовательного учреждения Колледжа предпринимательства N 11, Некоммерческого образовательного учреждения "Городской учебно-информационный центр подготовки и повышения квалификации персонала, условий и охраны труда работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы", Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Строительного колледжа N 12 ресурсных центров для малого предпринимательства с учебно-тренировочным полигоном для подготовки специалистов компаний, управляющих многоквартирными домами в городе Москве. 9.3. Организацию в 2007 году курсов повышения квалификации для учителей школ и преподавателей колледжей, ведущих курс/спецкурс "Основы предпринимательской деятельности" в школах и колледжах города, а также привлечение успешно действующих предпринимателей к участию в реализации курса в рамках исполнения пункта 6.3.1 постановления Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 696-ПП "О молодежном предпринимательстве в городе Москве". 10. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы ежеквартально направлять в Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы предложения по персональному составу и тематике обучения целевых учебных групп представителей субъектов малого предпринимательства, работающих в соответствующих сферах городского хозяйства, с целью разработки специальных учебных программ и организации их конкурсной реализации. 11. Ввести 100 % бюджетное финансирование на: - подготовку специалистов для созданных малых инновационных предприятий с долевым участием города Москвы; - обучение женщин, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, или лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, с целью вовлечения их в предпринимательскую деятельность; - повышение квалификации и проведение аттестации преподавателей и консультантов, участвующих в образовательных проектах для малого предпринимательства. 12. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказать содействие исполнителям мероприятий (п.8.2) в размещении информации о проводимых мероприятиях на средствах наружной рекламы в соответствии с правовыми актами города Москвы. 13. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы: 13.1. Оказать содействие в освещении мероприятий по подготовке кадров для малого предпринимательства в Москве на московских теле- и радиоканалах. 13.2. Обратиться к ОАО "Городская телевизионная компания "ТВ "Столица", ООО "Школьник ТВ" с предложением о размещении цикла образовательных программ по тематике, предусмотренной планом мероприятий (п.8.2). 14. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы в I квартале 2007 г. разработать мероприятия по психологической подготовке лиц, вышедших из отпуска по уходу за ребенком. 15. Принять предложение Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас" Министерства обороны Российской Федерации (ФГУП "ВЦПО" МО РФ) о совместной организации учебного бизнес-инкубатора для содействия практической реализации предпринимательских проектов увольняемых в запас военнослужащих и членов их семей в структурах малого предпринимательства на территории города Москвы. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы в I квартале 2007 г. подготовить и обеспечить подписание соглашения с ФГУП "ВЦПО" МО РФ по указанному вопросу. 16. Просить Совет ректоров вузов Москвы и Московской области рассмотреть возможность подготовки согласованных предложений по корректировке государственных требований к образовательным программам переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий для внесения в Министерство образования и науки Российской Федерации. 17. Предложить Московскому фонду подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (МФПК) до 1 апреля 2007 г. с целью концентрации его работы на учебно-методическом и организационно-аналитическом обеспечении деятельности по подготовке кадров для малого предпринимательства внести в установленном порядке изменения в направления работы и правоустанавливающие документы о создании и деятельности МФПК для передачи отдельной организации функций содействия развитию инновационной деятельности. 18. В связи с выполнением Городской целевой программы "Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве на 2004-2006 годы" признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 634-ПП "О Городской целевой программе "Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве на 2004-2006 годы". 19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Вышегородцева М.М. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в III квартале 2007 г. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 20 февраля 2007 г. N 108-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 108-ПП Отчет о выполнении Городской целевой программы "Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве на 2004-2006 годы" -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Подпрограммы: | | | 1. Развитие управления | | СОДЕРЖАНИЕ | 2. Подготовка финансистов-практиков | | ПРОГРАММЫ | 3. Основы правовых знаний | | | 4. Информационные технологии | | | 5. Инновационная деятельность, экологический менеджмент и экологический аудит | | | 6. Кадры жилищно-коммунальной реформы | | | 7. Организационное, техническое, методическое, информационно-аналитическое | | | обеспечение системы подготовки кадров | |------------|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ОСНОВНЫЕ | | | ЦЕЛИ | Развитие малого предпринимательства на основе целенаправленной подготовки специалистов | | МЕРОПРИЯТИЙ| по приоритетным направлениям предпринимательской деятельности | | ПРОГРАММЫ | | |------------|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ОЖИДАЕМЫЕ | Совершенствование общедоступной системы обучающих услуг и консалтинга для малого | | РЕЗУЛЬТАТЫ | предпринимательства с использованием новых информационных технологий. Подготовка свыше | | | 100 тысяч специалистов в различных сферах предпринимательской деятельности | |------------|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | РЕСУРСНОЕ | ИСТОЧНИК | 2004 | 2005 | 2006 | ВСЕГО | | ОБЕСПЕЧЕНИЕ|-----------------|-----------------------|--------------------------|--------------------------|-----------------------| | (млн.руб./ | | план| факт |Кол-во | план | факт | Кол-во | план | факт | Кол-во | БЮДЖЕТ | Количество | | человек) | | | |обученных| | | обученных| | | обученных| | обученных | | |-----------------|-----|-------|---------|-------|-------|----------|-------|-------|----------|----------|------------| | | БЮДЖЕТ, в т.ч. |131,0| 131,0 | 25910 | 131,0 | 131,0 | 25940 | 138,0 | 134,0 | 26460 | 396,0 | 78310 | | | подпрограммы: | | | | | | | | | | | | | |-----------------|-----|-------|---------|-------|-------|----------|-------|-------|----------|----------|------------| | | 1. Развитие | | | | | | | | | | | | | | управления |23,0 | 23,0 |4400 | 23,0 | 23,0 | 4400 | 23,0 | 23,0 | 4400 | 69,0 | 13200 | | |-----------------|-----|-------|---------|-------|-------|----------|-------|-------|----------|----------|------------| | | 2. Подготовка | | | | | | | | | | | | | | финансистов - | | | | | | | | | | | | | | практиков | 32,0| 32,0 |8330 | 32,0 | 32,0 | 8330 | 32,0 | 32,0 | 8330 | 96,0 | 24990 | | |-----------------|-----|-------|---------|-------|-------|----------|-------|-------|----------|----------|------------| | | 3.Основы | | | | | | | | | | | | | | правовых знаний |5,0 | 5,0 |2000 | 5,0 | 5,0 | 2000 | 5,0 | 5,0 | 2000 | 15,0 | 6000 | | |-----------------|-----|-------|---------|-------|-------|----------|-------|-------|----------|----------|------------| | | 4. | | | | | | | | | | | | | | Информационные | 22,0| 22,0 | 5200 | 22,0 | 22,0 | 5200 | 22,0 | 22,0 | 5200 | 66,0 | 15600 | | | технологии | | | | | | | | | | | | | |-----------------|-----|-------|---------|-------|-------|----------|-------|-------|----------|----------|------------| | | 5.Инновационная |10,0 | 10,0 | 2000 | 10,0 | 10,0 | 2000 | 10,0 | 10,0 | 2000 | 30,0 | 6000 | | | деятельность, | | | | | | | | | | | | | | экологический | | | | | | | | | | | | | | менеджмент и | | | | | | | | | | | | | | экологический | | | | | | | | | | | | | | аудит | | | | | | | | | | | | | |-----------------|-----|-------|---------|-------|-------|----------|-------|-------|----------|----------|------------| | | 6.Кадры жилищно |18,0 | 18,0 | 3600 | 18,0 | 18,0 | 3600 | 21,0 | 21,0 | 4200 | 57,0 | 11400 | | | - коммунальной | | | | | | | | | | | | | | реформы | | | | | | | | | | | | | |-----------------|-----|-------|---------|-------|-------|----------|-------|-------|----------|----------|------------| | | 7. | | | | | | | | | | | | | | Организационное,| | | | | | | | | | | | | | техническое, | | | | | | | | | | | | | | методическое, | | | | | | | | | | | | | | информационно - | | | | | | | | | | | | | | аналитическое | | | | | | | | | | | | | | обеспечение | | | | | | | | | | | | | | системы |21,0 |21,0 | 380 | 21,0 |21,0 | 410 | 25,0 | 21,0 | 330 | 63,0 | 1120 | | | подготовки | | | | | | | | | | | | | | кадров | | | | | | | | | | | | | |-----------------|-----|-------|---------|-------|-------|----------|-------|-------|----------|----------|------------| | | Дополнительно | | | | | | | | | | | | | | привлечено | | | | | | | | | | | | | | средств и | | | | | | | | | | | | | | обучено за счет | | | | | | | | | | | | | | внебюджетных | | | | | | | | | | | | | | источников |17,7 |38,401 | 8037 | 17,7 |43,496 | 8736 | 18,9 | 42,767| 8474 | 124,664 | 25247 | | |-----------------|-----|-------|---------|-------|-------|----------|-------|-------|----------|----------|------------| | | ИТОГО |148,7|169,401| 33947 | 148,7 |174,496| 34676 | 156,9 |176,767| 34934 | 520,664 | 103557 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 108-ПП Структура финансирования по основным направлениям обучения кадров для малого предпринимательства ------------------------------------------------------------------------- | N | Основные направления обучения и | Условия | |п/п| вспомогательные мероприятия | финансирования | |---|------------------------------------------------|------------------| | | Обучение предпринимателей,руководителей и | 50% - бюджетная | | | специалистов МП на основе моделей и | субсидия, | | | технологий, обеспечивающих учет | 50% - средства | | 1 | индивидуальных особенностей обучаемых и | обучаемых | | | выработку индивидуальных образовательных | | | | траекторий, основанных на профориентационном | | | | тестировании. | | |---|------------------------------------------------|------------------| | | Подготовка начинающих предпринимателей из | 100% - бюджетное | | 2 | числа учащейся молодежи,проявившей | финансирование | | | способности к предпринимательской | | | | деятельности, и содействие их трудоустройству. | | |---|------------------------------------------------|------------------| | | Подготовка кадров для МП, работающих в | 70% - бюджетная | | | приоритетных и социально значимых отраслях | субсидия, | | 3 | городского хозяйства, включая оперативное (под | 30% - средства | | | конкретный заказ) обучение предпринимателей, | предприятий и | | | руководителей и специалистов малых предприятий | обучаемых | | | в интересах городского хозяйства города | | | | Москвы. | | |---|------------------------------------------------|------------------| | | Проведение практических тренингов и | 50% - бюджетная | | 4 | стажировок по обмену опытом, межрегиональных | субсидия, | | | и международных семинаров, конференций, | 50% - средства | | | круглых столов. | предприятий | |---|------------------------------------------------|------------------| | | Проведение экспресс - семинаров по актуальным | 50% - бюджетная | | 5 | вопросам предпринимательской деятельности | субсидия, | | | (налогообложение, правовые вопросы, | 50% - средства | | | бухгалтерский учет, внешнеэкономическая | предприятий | | | деятельность). | | |---|------------------------------------------------|------------------| | | Проведение сплошного анкетирования обучаемых, | 100% - бюджетное | | 6 | анализ полученных статистических данных. | финансирование | |---|------------------------------------------------|------------------| | 7 | Подготовка специалистов для инновационных | 100% - бюджетное | | | предприятий с долевым участием города. | финансирование | |---|------------------------------------------------|------------------| | | Организация зарубежных стажировок по обмену | 50% - бюджетная | | 8 | опытом в сфере малого предпринимательства. | субсидия, | | | | 50% - средства | |---|------------------------------------------------|------------------| | 9 | Дистанционное обучение. | 100% - бюджетное | | | | финансирование | |---|------------------------------------------------|------------------| | | Обучение женщин, вышедших из отпуска по | | |10 | уходу за ребенком, или лиц, фактически | 100% - бюджетное | | | осуществляющих уход за ребенком и | финансирование | | | находящихся в отпуске по уходу за ребенком, | | | | включая проведение консультаций и | | | | психологических тренингов. | | |---|------------------------------------------------|------------------| | | Повышение квалификации сотрудников | | |11 | организаций инфраструктуры поддержки малого | 100% - бюджетное | | | предпринимательства, преподавателей и | финансирование | | | консультантов, участвующих в образовательных | | | | проектах для малого предпринимательства. | | |---|------------------------------------------------|------------------| | | Организационное, методическое, материально- | | | | техническое, информационно-аналитическое | | | | обеспечение системы подготовки кадров. | | |12 | Организация учета лиц и организаций, | 100% - бюджетное | | | получивших поддержку по линии подготовки | финансирование | | | кадров, в информационных ресурсах Системы | | | | информационного обеспечения малого | | | | предпринимательства. | | ------------------------------------------------------------------------- |