О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, В ЦЕЛЯХ УЧЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ РАСХОДОВ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ФОРМЫ ПУТЕВОГО ЛИСТА, САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗРАБОТАННОГО И ВЫДАВАЕМОГО НА НЕДЕЛЮ). Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 13.11.06 20-12/100253


                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          13 ноября 2006 г.
                            N 20-12/100253

                                 (Д)


     Управление  Федеральной  налоговой  службы  по  Москве по вопросу
возможности  применения  организацией,  не осуществляющей транспортные
перевозки,  в  целях  учета  для  определения налогооблагаемой прибыли
расходов  на  приобретение  горюче-смазочных материалов формы путевого
листа, самостоятельно разработанного и выдаваемого на неделю, сообщает
следующее.
     Расходы  организации на приобретение ГСМ могут учитываться либо в
составе  материальных  расходов в соответствии с подпунктом 5 пункта 1
статьи  254  Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс),
либо   в   составе   расходов  организации  на  содержание  служебного
транспорта  (подп.  11 п. 1 ст. 264 Кодекса), то есть в зависимости от
назначения используемого транспорта.
     Однако  независимо от их квалификации расходы на приобретение ГСМ
должны  соответствовать  критериям, установленным пунктом 1 статьи 252
Кодекса,  согласно  которой  расходами в целях налогообложения прибыли
признаются   обоснованные   и  документально  подтвержденные  затраты,
осуществленные   налогоплательщиком.   Под   обоснованными   расходами
понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в
денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются
затраты,  подтвержденные  документами,  оформленными  в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     При  этом порядок оформления документов предусмотрен нормативными
правовыми   актами   соответствующих  органов  исполнительной  власти,
которым   в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации
предоставлено  право  утверждать порядок составления и формы первичных
документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
     В  силу  пункта  1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины
гражданского,  семейного и других отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком
они  используются  в  этих  отраслях  законодательства,  если  иное не
предусмотрено Кодексом.
     Так,  в  соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от
21.11.96  N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции,
проводимые    организацией,    должны    оформляться   оправдательными
документами.  Эти  документы  служат первичными учетными, на основании
которых ведется бухгалтерский учет.
     При  этом  согласно  пункту  2  указанной  выше статьи, первичные
учетные  документы  принимаются к учету, если они составлены по форме,
содержащейся   в   альбомах  унифицированных  форм  первичной  учетной
документации,  и только для документов, форма которых не предусмотрена
в этих альбомах, предусмотрены определенные обязательные реквизиты.
     Таким   образом,   если  форма  конкретного  первичного  учетного
документа  предусмотрена  в  альбомах  унифицированных  форм первичной
учетной  документации,  то  для того, чтобы этот документ был принят к
учету  в  качестве  документа, подтверждающего совершение определенной
хозяйственной   операции,   он   должен   быть   составлен  по  форме,
содержащейся в указанных альбомах.
     Постановлением   Госкомстата   России   от   28.11.97  N  78  "Об
утверждении  унифицированных  форм  первичной  учетной документации по
учету  работы  строительных  машин и механизмов, работ в автомобильном
транспорте"  (далее  -  постановление  N 78) утверждены формы путевого
листа для строительных машин, легкового и грузового автомобилей.
     Предусмотренные  постановлением  Госкомстата России формы путевых
листов   в  обязательном  порядке  применяются  специализированными  и
автотранспортными организациями.
     Что  касается  остальных  организаций,  то  согласно  разъяснению
Минфина  России  от  20.02.2006 N 03-03-04/1/129 они могут разработать
свою  форму  путевого  листа  либо  иного  документа,  подтверждающего
произведенные  расходы  в  виде горюче-смазочных материалов, в котором
должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9
Федерального  закона  от  21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а
именно:
     - наименование документа;
     - дата составления документа;
     - наименование организации, от имени которой составлен документ;
     - содержание хозяйственной операции;
     - измерители  хозяйственной  операции  в  натуральном  и денежном
выражении;
     - наименования   должностей   лиц,  ответственных  за  совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления;
     - личные подписи указанных лиц.
     При  этом первичные документы должны составляться таким образом и
с  такой  регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об
обоснованности произведенного расхода.
     Кроме  того,  самостоятельно разработанная форма путевого листа в
обязательном   порядке  должна  содержать  также  информацию  о  месте
следования   автомобиля.   Такие   данные  позволяют  судить  о  факте
использования  автомобиля  сотрудниками организации в служебных целях.
Согласно  названному письму Минфина России путевой лист, не содержащий
в  составе  своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля,
не   подтверждает   осуществленные   налогоплательщиком   расходы   на
приобретение горюче-смазочных материалов.
     Если  организация  использует  самостоятельно разработанную форму
путевого  листа,  его  форма должна быть приведена в учетной политике,
как того требует пункт 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".
     Таким  образом,  организация, не относящаяся к специализированной
либо  автотранспортной,  может  применять самостоятельно разработанную
форму  путевого  листа,  содержащую  все вышеперечисленные показатели,
зафиксировав  ее  применение  в  учетной  политике  на соответствующий
налоговый период.

И.о. заместителя
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
                                                          О.М. Спицына
13 ноября 2006 г.
N 20-12/100253