О МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994-1995 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 29 апреля 1994 г. N 409 (РГ 94-101) В целях дальнейшего развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Феде- рации, 1993, N 20, ст. 1762) Правительство Российской Федерации поста- новляет: 1. Одобрить Федеральную программу государственной поддержки мало- го предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы (в дальнейшем именуется - Федеральная программа). 2. Возложить на Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по анти- монопольной политике и поддержке новых экономических структур функции государственного заказчика Федеральной программы. 3. Министерству финансов Российской Федерации производить финан- сирование Федеральной программы во II квартале 1994 г. в пределах средств, предусмотренных статьей 1 Федерального Закона Российской Фе- дерации "О финансировании расходов из федерального бюджета во II квар- тале 1994 г." от 10 апреля 1994 г. N 1-ФЗ. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин (* * *) ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994-1995 ГОДЫ 1. ВВЕДЕНИЕ Федеральная программа государственной поддержки малого предприни- мательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы (в дальнейшем име- нуется - Федеральная программа) определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малого предпринимательства с учетом его специ- фики и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном уровне и финансироваться в основном за счет централизованных источников. Идеология Федеральной программы базируется на том, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных эконо- мических, юридических, политических и других условий. Отсутствие таких условий сделает поддержку малого предпринимательства неэффективной. Поэтому имеется в виду, что в ближайшее время будут приняты новые и скорректированы действующие нормативные акты, регулирующие предприни- мательскую деятельность, а также проведены другие меры по поддержке предпринимателей. В федеральной программе учитывается и тот факт, что деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Это вписывается в общую концепцию разви- тия хозяйственной и финансовой самостоятельности территориальных обра- зований. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рацио- нальной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе учета особенностей развития данного региона. В свою очередь, регио- нальные органы государственной власти и управления должны определить направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплексы необходимых мероприятий, материально-технические и финансо- вые ресурсы для их реализации за счет региональных источников. Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке ма- лых предприятий является создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффек- тивный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регио- нального и отраслевого уровня должна повысить значение малого бизнеса в народном хозяйстве, привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, в том числе вследствие значительного увеличения числа малых негосударственных предприятий, повышения доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте, усиления конкуренции на региональных и местных рынках. Федеральной программой предусматривается выделение следующих ос- новных направлений и конкретных мероприятий по государственной под- держке малого предпринимательства, осуществляемых на федеральном уров- не: формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предприни- мательства; совершенствование системы финансовой поддержки малого предприни- мательства; создание системы информационного обеспечения малого предпринима- тельства; содействие внешне-экономической деятельности субъектов малого предпринимательства; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, спе- циализирующихся в области малого предпринимательства; мероприятия по государственной поддержке малого предприниматель- ства в регионах Российской Федерации с долевым участием фонда поддерж- ки предпринимательства и развития конкуренции. Совокупность перечисленных направлений и мероприятий Федеральной программы должна обеспечить формирование инфраструктуры малого предп- ринимательства в Российской Федерации; Становление малого бизнеса - достаточно длительный процесс, расс- читанный на ряд лет. На начальных этапах этого процесса наиболее акту- альной является реализация мероприятий по подготовке и повышению ква- лификации кадров, совершенствованию нормативно-правовой базы, развитию финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопар- ков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования произ- водства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и обору- дования. Меры государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе льготы и преимущества, используются, прежде всего, в приоритет- ных областях, предусмотренных постановлением Совета Министров - Прави- тельства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочеред- ных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринима- тельства в Российской Федерации". К ним относятся: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных, промышленных товаров, товаров на- родного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения; инновационная деятельность. Эти приоритеты могут в дальнейшем уточняться. В мероприятиях, осуществляемых на региональном уровне, могут вы- деляться и другие приоритетные сферы деятельности субъектов малого предпринимательства. Малый бизнес призван содействовать решению многих важнейших на- роднохозяйственных проблем, например, трудоустройства демобилизуемых военнослужащих, молодежи, инвалидов, улучшения экологической обстанов- ки и др. Поэтому представляется целесообразным, чтобы в отраслях на- родного хозяйства также предусматривались мероприятия по поддержке и стимулированию малого предпринимательства. Развитие в россии предпринимательства требует совершенствования всей системы правового регулирования экономических отношений. Поэтому необходимо ускорить разработку и принятие нового гражданского кодекса, законодательных актов об акционерных обществах, ценных бумагах, бир- жах, внесение изменений в законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности и др. В целях формирования нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства Федеральной программой предусматривается подготов- ка ряда нормативных актов, отражающих специфику его правового регули- рования. В числе указанных актов - Закон "О государственной поддержке малых негосударственных предприятий в Российской Федерации", в котором должны быть определены категории субъектов малого предпринимательства, пользующиеся государственной поддержкой, охарактеризованы основные формы и методы этой поддержки. Закон должен составить правовую базу для подготовки системы нормативных актов, издаваемых государственными органами для обеспечения поддержки субъектов малого предпринимательст- ва в финансово-кредитной сфере, в области труда и заработной платы, в регулировании отношений объединений малых предприятий с органами влас- ти и управления и т.д. Кроме того, предусмотрена разработка ряда законодательных и нор- мативных актов, направленных на дальнейшее совершенствование системы налогообложения малых предприятий и стимулирование их собственной ин- вестиционной активности. Совершенствование системы финансовой поддержки малого предприни- мательства направлено на стимулирование деятельности банков, фондов, инвестиционных и страховых организаций, непосредственно обслуживающих малый бизнес, а также формирование системы гарантий под кредиты и страхования деятельности субъектов малого предпринимательства. Мероприятия Федеральной программы предусматривают совершенствова- ние деятельности федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства, средства которых формируются за счет бюджетных и внебюджетных источников. Средства Фонда поддержки предпринимательства и развития конкурен- ции могут использоваться и для финансовой поддержки региональных фон- дов, если их ресурсов окажется недостаточно для помощи в реализации региональных программ и проектов, имеющих межрегиональное значение. При этом обоснование проектов должно проводиться по утвержденной Фон- дом методике, а сами проекты должны пройти независимую экспертизу. Поддержка, оказываемая федеральным и другими фондами поддержки предпринимательства, осуществляется, как правило, на принципах долево- го участия в форме кредитования и выдачи гарантий по кредитам. В от- дельных случаях поддержка может оказываться и в форме безвозмездного финансирования, в основном для развития инфраструктуры малого бизнеса. На федеральном уровне финансовая поддержка малого бизнеса будет обеспечиваться в том числе и через систему льгот и преимуществ банкам и страховым организациям, осуществляющим обслуживание малых предприя- тий на льготных условиях. Отдельной группой представлены мероприятия по совершенствованию системы учета и отчетности малых предприятий, направленные на создание объективной информационной среды, используемой как в интересах разви- тия кооперации между субъектами малого предпринимательства, так и в интересах органов исполнительной власти, осуществляющих государствен- ную поддержку, стимулирование и регулирование малого предприниматель- ства. Эти мероприятия позволят обеспечить сопоставимость отчетности малых предприятий с отчетностью других хозяйствующих субъектов и осу- ществление статистического анализа о видах малого предпринимательства, его месте в структуре и продукции секторов экономики, размерах и эф- фективности используемой государственной поддержки. В области содействия внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства намечается ряд мер, направленных на совер- шенствование таможенного и налогового законодательства в интересах развития малого предпринимательства, привлечение иностранных инвести- ций, в том числе в процессе приватизации государственных предприятий, а также оказание необходимой помощи малым предприятиям со стороны заг- ранучреждений Российской Федерации. Развитие малого предпринимательства требует в короткие сроки реа- лизовать меры в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалифи- кации кадров. Решение этой проблемы связано с созданием условий для развития сети учебных заведений, подготовкой преподавательских кадров, обеспечением необходимой учебно-методической литературой,организацией финансирования таких мероприятий. Комплекс мероприятий, осуществляемых на федеральном уровне, включает: переподготовку кадров государственных управленческих структур, подготовку преподавателей для школ и учеб- но-консультационных центров малого бизнеса; разработку и утверждение типовых учебных планов и программ, дифференцированных по уровню подго- товки, отраслевой специализации, срокам обучения; подготовку учебных и методических пособий и ряд других мер. Кроме этого, Федеральной программой предусматриваются разработка и реализация комплекса мер по вовлечению молодежи в цивилизованные формы предпринимательской деятельности на базе соответствующих предп- ринимательских проектов. В связи со структурной перестройкой экономики проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях приобретает особую ак- туальность. В то же время использование преимуществ малых предприятий в ин- вестиционной деятельности наталкивается на проблему их технического переоснащения. Многие малые предприятия пока представляют собой полу- кустарные, примитивно оборудованные производства, поэтому решать слож- ные технологические и экономические проблемы они не в состоянии. Более того, продолжение их функционирования в ряде случаев сопряжено с нера- циональной затратой трудовых, материально-технических и финансовых ре- сурсов. Задача заключается в том, чтобы оказать содействие субъектам ма- лого предпринимательства в оснащении их современным оборудованием и технологиями. при этом нужно учитывать, что малым предприятиям нужны не просто отдельные единицы технологического оборудования, а комплекты машин, инструментов, приборов и др. С учетом этого Федеральной программой предусматривается осущест- вить мероприятия по обеспечению производственно-технологической под- держки малого предпринимательства. Речь идет не только о поставке готовых комплектов, но и о продаже лицензий на изготовление, "ноу-хау", привязанных к маломасштабным про- изводствам. При этом значительную роль должны сыграть лизинг машин, оборудования и производственных помещений. В настоящее время в связи с конверсией оборонной промышленности, обладающей высоким научно-техни- ческим потенциалом, производство комплектов машин для малых предприя- тий должно стать одним из основных направлений этой конверсии. Кроме того, конверсия и переструктурирование производства позволят высвобо- дить производственные площади для их перепрофилирования под нужды ма- лого бизнеса и создать развитую сеть новых субподрядных малых предпри- ятий. Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия будут выступать в качестве поставщи- ков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечить орга- низацию общественного производства на современной основе. 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I I I Стоимость реализации Наименование мероприятий I Исполнители I Срок I мероприятий в млн.руб. I I исполнения I------------------------ I I I 1994 г. 1995 г. всего --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2.1. Подготовка проекта Закона Российской Федерации "О государствен- ГКАП России, Минэкономики май 1994 г. ной поддержке малых негосударственных предприятий" России, Минфин России, Мин- юст России, Госкомпром Рос- сии 2.2. Подготовка проекта Закона Российской Федерации "О внесении из- Минэкономики России, Госком- II кв. 1994 г. менений и дополнений в Закон РСФСР "О предприятиях и предпринима- имущество России, Минюст тельской деятельности" в части государственных гарантий прав пред- России, ГКАП России, Госком- принимателей, а также упрощения порядка регистрации малых предприя- пром России тий и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица 2.3. Подготовка проекта Закона Российской Федерации "О союзах (ассо- ГКАП России, Минэкономики III кв. 1994 г. циациях) малого предпринимательства" России, Минюст России, Тор- гово-промышленная палата Российской Федерации 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 3.1. Подготовка проекта Закона Российской Федерации "Об обществах Минэкономики России, Фонд III кв. 1994 г. взаимного кредитования" поддержки предпринимательст- ва и развития конкуренции при ГКАП России, ГКАП Рос- сии, Банк России, Минюст России 3.2. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Феде- Минфин России, Фонд поддерж- III кв. 1994 г. рации "О системе гарантий под кредиты и страховании деятельности ки предпринимательства и субъектов малого предпринимательства" развития конкуренции при ГКАП России, Росстрахнадзор, ГКАП России, Госкомпром Рос- сии 3.3. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Феде- ГКАП России, Минфин России, III кв. 1994 г. рации "Об инвестиционных компаниях малого предпринимательства" Минэкономики России, Госком- пром России 3.4. Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по Минэкономики России, Минфин I кв. 1995 г. совершенствованию системы налогообложения в интересах субъектов ма- России, Госналогслужба Рос- лого предпринимательства, в том числе на местном уровне сии, Фонд поддержки предпри- нимательства и развития кон- куренции при ГКАП России, ГКАП России 3.5. Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по Минфин России, Фонд поддерж- I кв. 1995 г. совершенствованию государственной поддержки коммерческой банков, ки предпринимательства и ориентированных на кредитование субъектов малого предпринимательства развития конкуренции при ГКАП России, Госналогслужба России, Минэкономики России, ГКАП России, Банк России 3.6. Внесение изменений в Положение о составе затрат по производству Минэкономики России, Рос- III кв. 1994 г. и реализации продукции в части обязательного и добровольного страхо- страхнадзор, Минфин России вания, в том числе деятельности субъектов малого предпринимательства 3.7. Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по ГКАП России, Минэкономики II кв. 1994 г. совершенствованию деятельности Фонда поддержки предпринимательства и России, Минфин России, Гос- развития конкуренции и рациональному использованию его финансовых компром России, Госкомимуще- средств ство России, Фонд поддержки предпринимательства и разви- тия конкуренции при ГКАП России 3.8. Разработка нормативных и методических документов, обеспечиваю- Фонд поддержки предпринима- III кв. 1994 г. щих деятельность фондов поддержки предпринимательства на региональ- тельства и развития конку- ном и местном уровнях ренции при ГКАП России, Мин- экономики России, ГКАП Рос- сии, Госкомпром России Итого: 100,0 - 100,0 Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных меро- приятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экс- пертных работ силами привлекаемых организаций и кол- лективов в пределах смет, утверждаемых государствен- ным заказчиком программы. 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I I I Стоимость реализации Наименование мероприятий I Исполнители I Срок I мероприятий в млн.руб. I I исполнения I------------------------ I I I 1994 г. 1995 г. всего --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4.1. Создание системы информационного обеспечения малого предприни- Госкомпром России, Комитет 1994-1995 гг. 5840,0 3800,0 9640,0 мательства на основе сети региональных информационно-аналитических при Президенте Российской центров, проблемно-ориентированных информационных баз и банков дан- Федерации по политике инфор- ных с использованием унифицированных программных и технических матизации, ФАПСИ, органы ис- средств, развитых сетей передачи данных и ввод ее в эксплуатацию: полнительной власти субъек- 1994 год - в 14 регионах, 1995 год - в 80 регионах тов Российской Федерации с заинтересованными министер- ствами, ведомствами и орга- низациями 4.2. Подготовка и издание сборника действующих нормативных актов в Госналогслужба России, Мин- II кв. 1994 г. области налогообложения с комментариями о порядке их применения к фин России, Минэкономики субъектам малого предпринимательства России, ГКАП России, Фонд поддержки предпринимательст- ва и развития конкуренции при ГКАП России Итого: 5840,0 3800,0 9640,0 Примечание. Выделение ассигнований для создания системы информа- ционного обеспечения предпринимательства связано с необходимостью проведения комплекса договорных опыт- но-конструкторских, проектно-технологических и других работ, а также со значительным объемом затрат на ма- териально-техническое и программное обеспечение реги- ональных информационно-аналитических центров. 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I I I Стоимость реализации Наименование мероприятий I Исполнители I Срок I мероприятий в млн.руб. I I исполнения I------------------------ I I I 1994 г. 1995 г. всего --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5.1. Разработка форм государственной статистической отчетности о хо- Госкомстат России, Минэконо- IV кв. 1994 г. зяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства с со- мики России, ГКАП России, кращенным объемом статистической информации и соответствующего прог- Госкомпром России раммного обеспечения 5.2. Разработка аналитических таблиц выходного статистического бюл- Госкомстат России, Минэконо- III кв. 1995 г. летеня по вопросам хозяйственной деятельности субъектов малого пред- мики России, Госкомпром Рос- принимательства и соответствующего программного обеспечения сии, ГКАП России 5.3. Разработка рекомендаций по вопросам проведения выборочных ре- ГКАП России, Минэкономики III кв. 1994 г. гиональных обследований объектов малого предпринимательства России, Госкомстат России 5.4. Создание системы постоянного наблюдения (мониторинга) за дина- Госкомстат России, Минэконо- IV кв. 1994 г. микой развития малого предпринимательства мики России, ГКАП России, Госкомимущество России, Гос- налогслужба России Итого: 100,0 - 100,0 Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных меро- приятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экс- пертных работ силами привлекаемых организаций и кол- лективов в пределах смет, утверждаемых государствен- ным заказчиком программы. 6. СОДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I I I Стоимость реализации Наименование мероприятий I Исполнители I Срок I мероприятий в млн.руб. I I исполнения I------------------------ I I I 1994 г. 1995 г. всего --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6.1. Подготовка проекта Закона Российской Федерации "О внесении из- МВЭС России, Минюст России, май 1994 г. менений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в Минэкономики России, ГКАП РСФСР" России 6.2. Подготовка проекта Закона Российской Федерации "О свободных Минэкономики России, ГКАП II кв. 1994 г. экономических зонах" с учетом интересов субъектов малого предприни- России, Минфин России, МВЭС мательства России, Минюст России 6.3. Подготовка проекта Указа Президента Российской Федерации "О по- МВЭС России, Минфин России, II кв. 1994 г. рядке освобождения субъектов малого предпринимательства, действующих Банк России в приоритетных направлениях, от обязательной продажи валютной выруч- ки, получаемой за счет экспорта продукции собственного производства (работ, услуг)" 6.4. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Феде- Минэкономики России, Минфин май 1994 г. рации "О порядке использования межправительственных займов и техни- России, МВЭС России, ГКАП ческой помощи иностранных государств, направляемых в Российскую Фе- России, Госкомимущество Рос- дерацию в целях поддержки и развития малого предпринимательства" сии, Госкомпром России 6.5. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Феде- МИД России, МВЭС России сов- II кв. 1994 г. рации "О порядке и условиях предоставления загранучреждениями Рос- местно с заинтересованными сийской Федерации услуг субъектам малого предпринимательства" министерствами и ведомствами 6.6. Разработка нормативных актов в области налогового и таможенного МВЭС России, Госналогслужба III кв. 1994 г. регулирования внешнеэкономической деятельности в интересах развития России, ГТК России, Минэко- малого предпринимательства мики России, ГКАП России 6.7. Разработка нормативных актов по вопросам привлечения иностран- Минэкономики России, Госком- III кв. 1994 г. ных инвестиций в сферу малого предпринимательства в Российской Феде- имущество России, МВЭС Рос- рации, в том числе с учетом процесса приватизации государственных сии, ГКАП России, Минфин предприятий России, Фонд поддержки пред- принимательства и развития конкуренции при ГКАП России, Госкомпром России 6.8. Обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реа- МВЭС России с участием заин- 1994-1995 гг. лизации программ и проектов внешнеэкономической деятельности с уче- тересованных министерств и том приоритетных направлений их деятельности и реальных возможностей ведомств 6.9. Создание банка данных потенциальных иностранных инвесторов для МВЭС России, Госкомпром Рос- III кв. 1994 г. участия в сфере малого предпринимательства в Российской Федерации сии, ГКАП России, Фонд под- держки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России 6.10. Разработка для потенциальных иностранных инвесторов перечня МВЭС России, Госкомпром Рос- III кв. 1994 г. сфер деятельности в Российской Федерации, пользующихся режимом наи- сии, ГКАП России, Фонд под- большего благоприятствования держки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России Итого: 200,0 - 200,0 Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных меро- приятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экс- пертных работ силами привлекаемых организаций и кол- лективов в пределах смет, утверждаемых государствен- ным заказчиком программы. 7. ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I I I Стоимость реализации Наименование мероприятий I Исполнители I Срок I мероприятий в млн.руб. I I исполнения I------------------------ I I I 1994 г. 1995 г. всего --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 7.1. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Феде- ФСЗ России, Минтруд России III кв. 1994 г. рации "О создании системы обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности" 7.2. Разработка критериев и системы сертификации учебных заведений, Российская академия управле- III кв. 1994 г. осуществляющих подготовку и переподготовку кадров государственных ния, Госкомвуз России, Мин- служащих, преподавателей и работников сферы малого предприниматель- образования России, Минтруд ства России 7.3. Организация системы повышения квалификации преподавательского Российская академия управле- III кв. 1994 г. состава и государственных служащих, специализирующихся в области ния, Госкомвуз России, Мин- предпринимательской деятельности образования России, ГКАП России, Минтруд России 7.4. Разработка нормативных актов, направленных на создание льготных Российская академия управле- III кв. 1994 г. условий для деятельности предприятий и организаций, осуществляющих ния, Госкомвуз России, Мин- обучение и переподготовку кадров для сферы малого предпринимательст- фин России, Минэкономики ва России, ГКАП России, Госком- пром России, ФСЗ России 7.5. Разработка и включение в учебные планы средних специальных и Госкомвуз России, Минобразо- III кв. 1994 г. высших учебных заведений программ по основам предпринимательской де- вания России, Академия на- ятельности родного хозяйства при Прави- тельстве Российской Федера- ции, Российская академия уп- равления, Российская эконо- мическая академия им. Плеха- нова 7.6. Разработка, издание и использование в учебном процессе пример- Российская академия управле- III кв. 1995 г. ных учебных программ для повышения квалификации и переподготовки ния, Минэкономики России, кадров в области малого предпринимательства, в том числе по направ- Госкомвуз России, Госкомпром лениям: России, ГКАП России, Миннау- - финансово-кредитная и инвестиционная деятельность в сфере малого ки России, ФСЗ России совме- предпринимательства; стно с заинтересованными ми- - менеджмент в сфере малого предпринимательства; нистерствами и ведомствами, - вопросы сертификации продукции (работ, услуг) в сфере малого а также органами исполни- предпринимательства; тельной власти субъектов - информационное обеспечение малого предпринимательства; Российской Федерации - маркетинг; - консалтинг; - аудит 7.7. Разработка и реализация комплекса мер по вовлечению молодежи в КМФТ России, Госкомвуз Рос- III кв. 1994 г. цивилизованные формы предпринимательской деятельности на базе соот- сии, Минобразования России ветствующих пилотных проектов Итого: 550,0 - 550,0 Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных меро- приятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экс- пертных работ силами привлекаемых организаций и кол- лективов в пределах смет, утверждаемых государствен- ным заказчиком программы. 8. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I I I Стоимость реализации Наименование мероприятий I Исполнители I Срок I мероприятий в млн.руб. I I исполнения I------------------------ I I I 1994 г. 1995 г. всего --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 8.1. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Феде- Минэкономики России, ГКАП III кв. 1994 г. рации "О мерах по обеспечению участия малых негосударственных пред- России, Госкомпром России, приятий в реализации государственных программ и выполнения заказов Роскоммаш, Госкомоборонпром для государственных нужд" России, Миннауки России 8.2. Подготовка проекта Закона Российской Федерации "О лизинге" с Минэкономики России, Госком- II кв. 1994 г. учетом интересов малого предпринимательства имущество России, Минюст России, МВЭС России, Гос- строй России 8.3. Разработка нормативных актов о статусе и порядке функционирова- Миннауки России, Госкомпром IV кв. 1994 г. ния новых организационных элементов инфраструктуры малого предприни- России, ГКАП России, Фонд мательства, в том числе бизнес-инкубаторов, технопарков, технополи- поддержки предпринимательст- сов и др. ва и развития конкуренции при ГКАП России, Фонд содей- ствия развитию малых форм предприятий в научно-техни- ческой сфере 8.4. Разработка нормативных актов о порядке и условиях передачи и Госкомоборонпром России, III кв. 1994 г. использования новых технологий, "ноу-хау" и технологического обору- Миннауки России, Роспатент, дования двойного назначения субъектам малого предпринимательства Роскоммаш, Госкомпром России 8.5. Подготовка и издание сводного перечня (каталога) комплектного Госкомпром России, Госком- III кв. 1994 г. технологического оборудования и машин для сферы малого предпринима- оборонпром России, Роском- тельства, освоенных и находящихся в стадии освоения в отраслях про- маш, Роскомторг, Минэкономи- мышленности, в том числе по направлениям: ки России совместно с заин- - производство, хранение и переработка сельскохозяйственной продук- тересованными министерствами ции; и ведомствами - производство товаров народного потребления; - производство строительных материалов; - строительство жилья и производственных объектов; - торговля, общественное питание и бытовое обслуживание 8.6. Подготовка сводного перечня перспективных опытно-конструкторс- Госкомпром России, Госком- III кв. 1994 г. ких работ (пилотных проектов) по созданию комплектного технологичес- оборонпром России, Роском- кого оборудования и машин для сферы малого предпринимательства, ре- маш, Миннауки России, Фонд комендуемых для включения в состав государственных научно-техничес- содействия развитию малых ких программ форм предприятий в научно- технической сфере 8.7. Разработка рекомендаций по вопросам организации в регионах Рос- Миннауки России, Госкомпром IV кв. 1994 г. сийской Федерации новых организационных элементов инфраструктуры ма- России, ГКАП России, Фонд со- лого предпринимательства, в том числе: действия развитию малых форм - бизнес-инкубаторов; предприятий в научно-техниче- - технопарков; ской сфере, Фонд поддержки - лизинговых фирм; предпринимательства и разви- - производственно-технологических центров тия конкуренции при ГКАП Рос- сии 8.8. Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по Минэкономики России, Фонд III кв. 1994 г. рациональному использованию государственного акционерного общества поддержки предпринимательства "Всероссийский выставочный центр" в целях развития предприниматель- и развития конкуренции при ства на федеральном и региональном уровнях ГКАП России, Госкомпром Рос- сии, ГКАП России Итого: 7880,0 100,0 7880,0 Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных меро- приятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экс- пертных работ силами привлекаемых организаций и кол- лективов в пределах смет, утверждаемых государствен- ным заказчиком программы. Всего по разделам 2-8 Федеральной программы: 14570,0 3900,0 18470,0 9. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ДОЛЕВЫМ УЧАСТИЕМ ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ Значительная часть практических мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства должна быть реализована непос- редственно в регионах Российской Федерации с участием органов управле- ния республик, краев, областей, городов, региональных фондов поддержки предпринимательства и с привлечением объединений предпринимателей и отдельных малых предприятий. В целях организационно-методического обеспечения работ по под- держке малого бизнеса в регионах Минэкономики России совместно с ГКАП России и Госкомпромом России подготовлены и направлены в регионы мето- дические рекомендации по разработке региональных программ поддержки предпринимательства. Региональные программы должны содержать как про- екты и мероприятия, реализуемые непосредственно на региональном уровне за счет местных ресурсов и возможностей, так и мероприятия, имеющие существенное значение для развития экономики региона (группы регионов) и направленные на формирование региональной (межрегиональной) системы поддержки малого бизнеса и соответствующей инфраструктуры. В этой свя- зи представляется необходимым в рамках Федеральной программы реализо- вать в нескольких регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции ряд предп- ринимательских проектов по созданию моделей производственно-технологи- ческой, информационной и кадровой инфраструктуры поддержки предприни- мательства с тем, чтобы отработать механизм их функционирования и распространить этот опыт на другие регионы. Кроме этого, предусматривается и долевое участие Фонда в финанси- ровании ряда региональных программ, а также отдельных высокоэффектив- ных предпринимательских проектов в соответствии с основными направле- ниями его деятельности и с учетом решений Правительства Российской Фе- дерации (постановление Правительства Российской Федерации от 22 декаб- ря 1992 г. N 998 "О социально-экономическом развитии Новгородской об- ласти", постановление Совета Министров - Правительства Российской Фе- дерации от 16 марта 1993 г. N 233 "О мерах по государственной поддерж- ке социально-экономического развития Псковской области", постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1993 г. N 1186 "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 1993-1994 годах"). При отборе и экспертизе таких проектов Фонд предусматривал оказа- ние поддержки только малым предприятиям, работающим в приоритетных от- раслях и видах деятельности, определенных постановлением Совета Ми- нистров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446. При этом учитывались обеспечение высокой эффективности использования кредитных ресурсов и выделение малым предприятиям финансовой помощи на местах. Одним из условий при отборе проектов и программ была также возможность тиражирования типовых проектов, например, по переработке сельскохозяйственной продукции, созданию сети мини-пекарен и других. Из поступивших на 1 февраля 1994 г. в Фонд 28 региональных прог- рамм и более 600 предпринимательских проектов на общую сумму 700 млрд. рублей отобраны в соответствии с указанными выше критериями проекты и программы по основным приоритетам государственной поддержки с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в объеме 191,84 млрд. рублей, в том числе на развитие крестьянских и фермерских хозяйств - 1,6 млрд. рублей. При этом учитывалась оценка оценка регионов, проведенная на основе факторов предпринимательского риска, а также прогнозируемого уровня безработицы, уровня проводимой в регионах работы по поддержке малого предпринимательства. Исходя из этого, намечается оказать кредитную поддержку предпринимателям Мур- манской, Новгородской, Псковской, Тульской, Томской, Нижегородской об- ластей и ряда других регионов на принципах пропорционального долевого участия. 10. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДОЛЕВОМУ УЧАСТИЮ ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994-1995 ГОДЫ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I I I I Стоимость реализации Наименование мероприятий I Регион I Исполнители I Срок I мероприятий в млн.руб. I I I исполне-I------------------------ I I I ния I 1994 г. 1995 г. всего --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 10.1. Дальневосточный международный центр полити- Приморский Администрация Приморского края, Фонд 1995 г. 320,0 280,0 600,0 ки в области малого бизнеса (создание системы про- край поддержки предпринимательства и разви- 320,0 280,0 600,0 изводственно-технологического обучения предпринима- тия конкуренции при ГКАП России, ГКАП телей) России, Минэкономики России, Госкомп- ром России, МИД России, ФСЗ России 10.2. Центр содействия предпринимательству (оснаще- Свердловская Администрация Свердловской области, 1995 г. 300,0 200,0 500,0 ние Центра с целью развития обучения предпринимате- область Фонд поддержки предпринимательства и 300,0 200,0 500,0 лей) развития конкуренции при ГКАП России, ГКАП России, Минэкономики России, Гос- компром России 10.3. Социально-предпринимательский центр (социаль- Ярославская Администрация Ярославской области, 1995 г. 150,0 180,0 330,0 ная реабилитация безработных с оказанием помощи в область Фонд поддержки предпринимательства и 150,0 180,0 330,0 организации собственного дела) развития конкуренции при ГКАП России, ФСЗ России, ГКАП России, Минэкономики России 10.4. Инкубатор малого бизнеса (создание постоянно г. Москва Правительство Москвы, Фонд поддержки 1995 г. 350,0 350,0 700,0 действующей системы подготовки специалистов малого предпринимательства и развития конку- 350,0 350,0 700,0 бизнеса) ренции при ГКАП России, МГУ им. Ломо- носова, ГКАП России, Минэкономики Рос- сии, ФСЗ России 10.5. Инкубатор малого бизнеса (отработка механизма Мурманская Администрация Мурманской области, Фонд 1995 г. 350,0 300,0 650,0 постоянно действующей системы создания и развития область поддержки предпринимательства и разви- 350,0 300,0 650,0 малых предприятий, передача новых технологий) тия конкуренции при ГКАП России, ГКАП России, Минэкономики России, ФСЗ Рос- сии 10.6. Учебно-предпринимательский бизнес-инкубатор с Псковская Администрация Псковской области, Фонд 1995 г. 240,0 200,0 440,0 технопарком "Псков" (передача новых технологий ма- область поддержки предпринимательства и разви- 240,0 200,0 440,0 лым предприятиям, создание дополнительных рабочих тия конкуренции при ГКАП России, ГКАП мест) России, Минэкономики России, ФСЗ Рос- сии 10.7. Балтийский международный научно-технический г. Санкт- Мэрия Санкт-Петербурга, Фонд поддержки 1995 г. 230,0 220,0 450,0 парк (организация и поддержка малых инновационных Петербург предпринимательства и развития конку- 230,0 220,0 450,0 предприятий) ренции при ГКАП России, Миннауки Рос- сии, ГКАП России, Минэкономики России, ФСЗ России 10.8. Центр менеджмента и маркетинга "Прогресс" г. Санкт- Мэрия Санкт-Петербурга, Фонд поддержки 1995 г. 130,0 120,0 250,0 (обучение и подготовка кадров для предприниматель- Петербург предпринимательства и развития конку- 130,0 120,0 250,0 ства) ренции при ГКАП России, ГКАП России, Минэкономики России, ФСЗ России 10.9. Томский научно-технологический парк (передача Томская Администрация Томской области, Фонд 1995 г. 250,0 230,0 480,0 новых технологий, поддержка малых инновационных область поддержки предпринимательства и разви- 250,0 230,0 480,0 предприятий) тия конкуренции при ГКАП России, ГКАП России, Минэкономики России, ФСЗ Рос- сии 10.10. Новгородский бизнес-парк (технологическое Новгородская Администрация Новгородской области, 1995 г. 250,0 410,0 660,0 обеспечение производственной деятельности, отработ- область Фонд поддержки предпринимательства и 250,0 410,0 660,0 ка механизма производственно-технологической под- развития конкуренции при ГКАП России, держки малого предпринимательства) ГКАП России, Минэкономики России, ФСЗ России 10.11. Центры поддержки предпринимательства (созда- г. Рязань Мэрия Рязани, Фонд поддержки предпри- 1995 г. 100,0 100,0 200,0 ние системы производственно-технологической под- нимательства и развития конкуренции 100,0 100,0 200,0 держки и реализации инвестиционных проектов) при ГКАП России, ГКАП России, Минэко- номики России, ФСЗ России Омская Администрация Омской области, Фонд 1995 г. 60,0 140,0 200,0 область поддержки предпринимательства и разви- 60,0 140,0 200,0 тия конкуренции при ГКАП России, ГКАП России, Минэкономики России г. Златоуст Мэрия Златоуста, Фонд поддержки пред- 1995 г. 80,0 60,0 140,0 Челябинской принимательства и развития конкуренции 80,0 60,0 140,0 области при ГКАП России, ГКАП России, Минэко- номики России 10.12. Лизинговые компании (отработка механизма по г. Москва Правительство Москвы, Фонд поддержки 1995 г. 400,0 300,0 700,0 обеспечению оборудованием, "ноу-хау" на лизинговой предпринимательства и развития конку- 400,0 300,0 700,0 основе) ренции при ГКАП России, ГКАП России, Минэкономики России г. Тверь Мэрия Твери, Фонд поддержки предприни- 1995 г. 200,0 200,0 400,0 мательства и развития конкуренции при 200,0 200,0 400,0 ГКАП России, ГКАП России, Минэкономики России 10.13. Инновационный центр (формирование системы г. Москва Правительство Москвы, Фонд поддержки 1995 г. 400,0 300,0 700,0 поддержки предпринимательской инициативы научно- предпринимательства и развития конку- 400,0 300,0 700,0 технических кадров и развития малого инновационного ренции при ГКАП России, Минэкономики бизнеса) России, ФСЗ России Итого: 7620,0 7180,0 14800,0 В том числе из средств Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России: 3810,0 3590,0 7400,0 Примечание. Оценка стоимости пилотных проектов развития инфраструктуры поддержки предпринимательства произведена в соответствии с предложениями исполнителей в текущих ценах 1993 года. Не- обходимость выделения бюджетных ассигнований связана со значительным объемом затрат на материально-техническое обеспечение пилотных проектов по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также на обучение кадров и проведение других мероприятий силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утвержденных государственным заказчиком программы. Финансирование реги- ональных пилотных проектов производится Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции на принципах пропорционального долевого участия Всего в счет средств республиканского бюджета по разделам 2-8 и 10 Федеральной программы 18380,0 7490,0 25870,0 11. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994-1995 ГОДЫ Финансирование Федеральной программы предусматривается осущест- влять за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и других внебюджетных источников. При этом финансирование совместных предпринимательских проектов будет осуществляться по предложению субъ- ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с привле- чением средств их бюджетов. Для эффективного использования федеральных и местных источников финансирования мероприятий по государственной поддержке малого предп- ринимательства важно не только обеспечить их сбалансированность, но и вести работу по привлечению дополнительных средств предпринимательских структур, кредитов банков, облигационных займов, лотерей, иностранных инвестиций, а также применять другие формы поддержки путем долевого участия, поручительства, выдачи гарантий, предоставления под залог имущества. Функции государственного заказчика Федеральной программы возлага- ются на Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, об- разованный в соответствии с решением Правительства Российской Федера- ции от 1 апреля 1993 г. N 268. Указанным Фондом разработана необходимая нормативно-методическая база поддержки и развития предпринимательства, определена его финансо- вая инфраструктура, создается страховая компания, сформирована система его респондентов в большинстве регионов России. В 1993 году Фондом по согласованию с Правительством Российской Федерации выделенные из республиканского бюджета средства использованы на создание банковской и страховой инфраструктуры малого предпринима- тельства, а также оказание финансовой поддержки в реализации регио- нальных программ и отдельных предпринимательских проектов, на которых апробируются различные схемы их кредитования и финансирования. Так, выделены кредитные ресурсы на реализацию предпринимательских проектов по производству товаров народного потребления в Тульской, Белгородской и Московской областях, сельхозпереработки в Смоленской области, на ос- нащение учебно-предпринимательского центра в Псковской области, а так- же целого ряда других. Таким образом, создан необходимый организационный и методический задел, позволяющий в 1994 году в полной мере перейти к выполнению Фон- дом функций государственного заказчика Федеральной программы. Общая стоимость разработки и реализации мероприятий Федеральной программы, включая долевое участие Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в реализации пилотных проектов, а также регио- нальных программ поддержки предпринимательства и отдельных высокоэф- фективных предпринимательских проектов, составляет в 1994 году 210,22 млрд. рублей (в ценах 1993 года). При этом, наряду с выделением ука- занных выше финансовых средств из республиканского бюджета Российской Федерации в 1994 году, ожидается также привлечение финансовых ресурсов из местных источников в объеме не менее 320 млрд. рублей, в том числе более 170 млрд. рублей из местных бюджетов. 12. ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЯХ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1994 ГОДУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА 1994-1995 ГОДЫ (млрд. рублей в ценах 1993 года) Реализация федеральных мероприятий по государс- 18,38 твенной поддержке малого предпринимательства, включая пилотные проекты по развитию региональной инфраструктуры Долевое участие Фонда поддержки предпринимательст- 191,84 ва и развития конкуренции в реализации региональ- ных программ и проектов поддержки предприниматель- ства ---------------------------------------------------------------------- Итого: 210,22 |