В ТЕЧЕНИЕ 2006 Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ВМЕСТО КБК НДФЛ ОШИБОЧНО УКАЗЫВАЛА КБК "СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОПС В РФ, ЗАЧИСЛЯЕМЫЕ В ПФР НА ВЫПЛАТУ СТРАХОВОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ". ОБЯЗАН ЛИ БЫЛ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН СООБЩИТЬ О ФАКТЕ ПЕРЕПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ? КАКОЙ ОРГАН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 29.01.07 03-02-07/1-25

            В ТЕЧЕНИЕ 2006 Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ВМЕСТО КБК НДФЛ
        ОШИБОЧНО УКАЗЫВАЛА КБК "СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОПС В РФ,
        ЗАЧИСЛЯЕМЫЕ В ПФР НА ВЫПЛАТУ СТРАХОВОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ
          ПЕНСИИ". ОБЯЗАН ЛИ БЫЛ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН СООБЩИТЬ О
            ФАКТЕ ПЕРЕПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ? КАКОЙ ОРГАН
           УПОЛНОМОЧЕН ПРОИЗВОДИТЬ ЗАЧЕТ (ВОЗВРАТ) ИЗЛИШНЕ
            УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ? ИМЕЮТСЯ ЛИ
           ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНЕЙ ПО НДФЛ В ДАННОМ
              СЛУЧАЕ И ЕСЛИ ДА, ВОЗМОЖЕН ЛИ ИХ ПЕРЕСЧЕТ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          29 января 2007 г.
                           N 03-02-07/1-25

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  и  по  вопросам, входящим в компетенцию Департамента, сообщает
следующее.
     Реквизиты,  предусмотренные Приказом Минфина России от 24.11.2004
N  106н  "Об  утверждении правил указания информации в полях расчетных
документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную
систему  Российской  Федерации",  при  заполнении расчетных документов
разносятся налоговым органом в карточки "Расчеты с бюджетом". Приказом
ФНС  России  от  12.05.2005  N ШС-3-10/201@ утверждены Рекомендации по
порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом".
     Как  следует  из письма, вместо КБК, соответствующего коду "Налог
на  доходы  физических  лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке,
установленной  пунктом  1  статьи 224 Кодекса, за исключением доходов,
полученных   физическими   лицами,   зарегистрированными   в  качестве
индивидуальных  предпринимателей,  частных  нотариусов  и  других лиц,
занимающихся частной практикой", ошибочно указан КБК "Страховые взносы
на   обязательное   пенсионное  страхование  в  Российской  Федерации,
зачисляемые   в   Пенсионный  фонд  Российской  Федерации  на  выплату
страховой  части  трудовой пенсии". Таким образом, по налогу на доходы
физических  лиц,  зачисляемому  на  соответствующий  КБК, образовалась
недоимка,   а   по   страховым   взносам  на  обязательное  пенсионное
страхование - переплата.
     В  соответствии  с  абз.  2  и  3  ст.  2  Федерального закона от
15.12.2001   N   167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в
Российской   Федерации"   (далее   -   Федеральный   закон  N  167-ФЗ)
правоотношения,  связанные  с  обязательным  пенсионным страхованием в
Российской   Федерации  за  счет  средств  бюджета  Пенсионного  фонда
Российской  Федерации,  в  том  числе  за счет средств, направляемых в
бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета
в   соответствии   с   Федеральным   законом  N  167-ФЗ,  регулируются
законодательством  Российской  Федерации.  Правоотношения, связанные с
уплатой  обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование,
в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются
законодательством  Российской  Федерации о налогах и сборах, если иное
не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.
     Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О
внесении  изменений  в  часть первую и часть вторую Налогового кодекса
Российской  Федерации  и  в  отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового
администрирования"  суммы  налогов,  сборов,  пеней,  штрафов, излишне
уплаченные  (взысканные)  до  1 января 2007 г. и подлежащие возврату в
соответствии  со ст. ст. 78, 79 и 333.40 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс), возвращаются налогоплательщику (налоговому
агенту,  плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления
в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
     Пунктом  3  ст.  78  Кодекса  предусмотрено,  что налоговый орган
обязан   сообщить   налогоплательщику   о   каждом  ставшем  известном
налоговому  органу  факте  излишней  уплаты  налога  и  сумме  излишне
уплаченного  налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого
факта.  Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также при
зачете  или  возврате  излишне  уплаченных  сумм налога, поступающих в
государственные  внебюджетные  фонды  (п.  13  ст. 78 Кодекса). Однако
указанной    статьей    не    предусматривалось,    что   ее   правила
распространяются   на  страховые  взносы  на  обязательное  пенсионное
страхование, которые не являются налогом и сбором.
     Статья  25  Федерального  закона  N 167-ФЗ возлагает на налоговые
органы  только  контроль  за  правильностью  исчисления  и  за уплатой
страховых  взносов  на  обязательное пенсионное страхование в порядке,
определяемом   законодательством  Российской  Федерации,  регулирующим
деятельность налоговых органов.
     Федеральным  законом  N 167-ФЗ не определен уполномоченный орган,
который  должен  производить  зачет  (возврат) излишне уплаченных сумм
страховых  взносов  и  порядок его проведения, а также не установлено,
что  зачет  страховых  взносов  на обязательное пенсионное страхование
осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
     Для  обеспечения  законодательного  регулирования  порядка зачета
(возврата)  сумм  излишне уплаченных страховых взносов на обязательное
пенсионное  страхование требуется внести изменения в Федеральный закон
N   167-ФЗ,   направленные   на  определение  органа,  уполномоченного
производить  зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование, и порядка его проведения.
     В  связи  с  тем  что  Федеральным законом N 167-ФЗ не определены
уполномоченный  орган, который должен производить зачет (возврат) сумм
излишне  уплаченных  страховых  взносов,  а  также  порядок проведения
зачета (возврата), споры по вопросу о зачете (возврате) указанных сумм
в настоящее время разрешаются в судебном порядке.
     Обязанность    по    уплате    налога    считается    исполненной
налогоплательщиком  с  момента предъявления в банк поручения на уплату
соответствующего  налога при наличии достаточного денежного остатка на
счете налогоплательщика, а также после вынесения налоговым органом или
судом  в  порядке,  установленном  ст.  78  Кодекса,  решения о зачете
излишне  уплаченных  (взысканных)  сумм налогов (п. 2 ст. 45 Кодекса в
редакции до 01.01.2007).
     Согласно п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате налога с нарушением срока
уплаты  налогоплательщик  уплачивает  пени  в  порядке  и на условиях,
предусмотренных Кодексом.
     Конституционный   Суд   Российской  Федерации  в  Определении  от
04.07.2002  N 202-О указал, что пеня является дополнительным платежом,
направленным  на компенсацию потерь государственной казны в результате
недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
     Кодекс  не предусматривал порядка пересчета пеней в случае подачи
налогоплательщиком  в налоговый орган заявления об исправлении ошибок,
допущенных  им  при  оформлении поручения на уплату налога (основание,
тип   и   принадлежность   платежа,   налоговый   период   или  статус
налогоплательщика).
     Поскольку  положение  п.  7  ст.  45 Кодекса (в ред. Федерального
закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) о пересчете пеней при уточнении платежа
дополнительно  гарантирует  защиту  прав налогоплательщиков (налоговых
агентов, плательщиков сборов), оно в соответствии с п. 3 ст. 5 Кодекса
имеет   обратную   силу  и  распространяется  также  на  поручения  на
перечисление налогов (сборов), при оформлении которых до 1 января 2007
г. допущены вышеуказанные ошибки.
     Порядок  исчисления  и  уплаты  пеней  за  несвоевременную уплату
страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется
ст.  26 Федерального закона N 167-ФЗ, которым не предусмотрен пересчет
пеней в случае, если плательщик допустил ошибку в оформлении поручения
на   перечисление   страхового   взноса   на  обязательное  пенсионное
страхование в бюджетную систему Российской Федерации.
     Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения
по  установлению,  введению  в действие и взиманию налогов и сборов. В
ст.  45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) не
указано,  что  ее  положения  распространяются  на страховые взносы на
обязательное  пенсионное  страхование.  Следовательно,  п. 7 указанной
статьи  не  применяется  в отношении страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
29 января 2007 г.
N 03-02-07/1-25