О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КВАЛИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Письмо. Федеральная таможенная служба. 12.02.07 01-06/4703

               О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
         ПО КВАЛИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                ПИСЬМО

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                          12 февраля 2007 г.
                             N 01-06/4703

                                 (Д)


     Направляем   для   использования   в   практической  деятельности
Методические    рекомендации    по    квалификации    административных
правонарушений,   предусмотренных  статьей  15.25  Кодекса  Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России).
     В  соответствии  с  частью  3 статьи 22 Федерального закона от 10
декабря  2003  г.  N  173-ФЗ  "О  валютном  регулировании  и  валютном
контроле"   (далее   -  Закон)  таможенные  органы  являются  агентами
валютного контроля.
     Согласно  пункту  80  части 2 статьи 28.3 КоАП России должностные
лица   агентов  валютного  контроля  вправе  составлять  протоколы  об
административных  правонарушениях,  предусмотренных статьей 15.25 КоАП
России,  в  соответствии  с  задачами и функциями, возложенными на них
федеральными законами либо иными нормативными правовыми актами.
     Согласно  пункту  7  статьи  403  Таможенного  кодекса Российской
Федерации  контроль за валютными операциями, связанными с перемещением
товаров  и  транспортных  средств  через таможенную границу Российской
Федерации, является функцией таможенных органов.
     В  соответствии  с  частью  4  статьи  28.3  КоАП России перечень
должностных   лиц   таможенных   органов,   уполномоченных  составлять
протоколы  по  статье  15.25  КоАП России, устанавливается ФТС России.
Данный перечень предусмотрен Приказом ФТС России от 15 марта 2005 г. N
198  "О  должностных  лицах  таможенных  органов Российской Федерации,
уполномоченных     составлять     протоколы     об    административных
правонарушениях    и    осуществлять   административное   задержание",
вступившим в силу с 19.04.2005.
     Исходя из изложенного, должностные лица таможенных органов вправе
возбуждать  дела  об административных правонарушениях, предусмотренных
статьей   15.25  КоАП  России,  при  обнаружении  достаточных  данных,
указывающих   на   нарушения   валютного  законодательства  Российской
Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования, совершенные на
территории  Российской  Федерации при осуществлении валютных операций,
связанных   с   перемещением  товаров  и  транспортных  средств  через
таможенную границу Российской Федерации.
     В  случае  выявления  иных  нарушений  валютного законодательства
Российской   Федерации   и   актов  органов  валютного  регулирования,
совершенных  на  территории  Российской  Федерации,  информацию  о них
следует  передавать  в  соответствии  с  частью  9  статьи 23 Закона в
установленном  порядке  в  орган  валютного  контроля,  уполномоченный
применять   санкции  за  данные  нарушения,  -  Росфиннадзор  или  его
территориальные органы.
     Материалы  о  нарушениях  валютного  законодательства  Российской
Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования, совершенных за
пределами   территории  Российской  Федерации,  либо  об  обоснованных
подозрениях о наличии таких нарушений следует представлять в налоговые
органы  в  соответствии  со  статьей  9  Соглашения  о  сотрудничестве
Федеральной   налоговой   службы   и  Федеральной  таможенной  службы,
заключенного 14.07.2005.

Заместитель руководителя
генерал-майор таможенной службы
                                                           В.М.МАЛИНИН
12 февраля 2007 г.
N 01-06/4703


                                                            Приложение

                                                   к письму ФТС России
                                               от 12 февраля 2007 года
                                                          N 01-06/4703

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
           ПО КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
      ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 15.25 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                 ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

     Статьей  15.25  Кодекса  Российской Федерации об административных
правонарушениях  (далее  - КоАП России) установлена ответственность за
нарушение  валютного  законодательства  Российской  Федерации  и актов
органов валютного регулирования.
     Объектом   правонарушений,  предусмотренных  статьей  15.25  КоАП
России,  выступают  публичные правоотношения по обеспечению реализации
единой   государственной   валютной   политики,   устойчивости  валюты
Российской   Федерации  и  стабильности  внутреннего  валютного  рынка
Российской Федерации.
     Объективную  сторону  правонарушений,  ответственность за которые
предусмотрена  статьей  15.25  КоАП  России,  образуют  противоправные
деяния  (действия  или  бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в
нарушение   норм   права,   установленных  валютным  законодательством
Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
     Частью  1  статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность
за осуществление незаконных валютных операций.
     Согласно  диспозиции части 1 статьи 15.25 КоАП России незаконными
валютными  операциями являются валютные операции, запрещенные валютным
законодательством   Российской   Федерации,   или  валютные  операции,
осуществленные    с    невыполнением   установленных   требований   об
использовании  специального  счета  и  требований  о резервировании, а
равно  списание  и  (или)  зачисление  денежных  средств, внутренних и
внешних  ценных  бумаг  со  специального счета и на специальный счет с
невыполнением установленного требования о резервировании.
     В   настоящее  время  требования  об  обязательном  использовании
специальных  счетов  и  требования  о резервировании не установлены, в
связи  с  чем  часть  1  статьи 15.25 КоАП России может быть применена
только  в случае осуществления валютных операций, запрещенных валютным
законодательством Российской Федерации.
     Статьей  9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном
регулировании  и валютном контроле" (далее - Закон) запрещены валютные
операции  между  резидентами, за исключением операций, предусмотренных
указанной статьей, а также частями 6 и 6.1 статьи 12 и частью 3 статьи
14 Закона.
     Частью  3  статьи  10  Закона  установлено, что валютные операции
между  нерезидентами  на  территории  Российской  Федерации  в  валюте
Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские
вклады),   открытые  на  территории  Российской  Федерации.  Из  этого
следует,  что расчеты между нерезидентами в наличной валюте Российской
Федерации на территории Российской Федерации запрещены.
     В   соответствии   с  частью  2  статьи  14  Закона  расчеты  при
осуществлении   валютных  операций  могут  производиться  юридическими
лицами  -  резидентами  только через банковские счета в уполномоченных
банках, за исключением расчетов:
     - с   физическими   лицами  -  нерезидентами  в  наличной  валюте
Российской  Федерации  по договорам розничной купли-продажи товаров, а
также   расчеты  при  оказании  физическим  лицам  -  нерезидентам  на
территории  Российской  Федерации  транспортных,  гостиничных и других
услуг, оказываемых населению;
     - с   нерезидентами   в  наличной  иностранной  валюте  и  валюте
Российской  Федерации  за  обслуживание  воздушных  судов  иностранных
государств  в  аэропортах,  судов  иностранных  государств  в речных и
морских  портах,  а  также при оплате нерезидентами аэронавигационных,
аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации;
     - в  наличной  иностранной  валюте  и  наличной валюте Российской
Федерации  с нерезидентами за обслуживание воздушных судов юридических
лиц  -  резидентов  в  аэропортах  иностранных государств, судов таких
юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных
транспортных  средств  таких юридических лиц во время их нахождения на
территориях   иностранных   государств,  а  также  при  оплате  такими
юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и
иных   обязательных  сборов  на  территориях  иностранных  государств,
связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц;
     - с  находящимися  за  пределами  территории Российской Федерации
физическими    лицами    -    резидентами,    а    также    филиалами,
представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных
в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими
лицами-нерезидентами   по  договорам  перевозки  пассажиров,  а  также
расчеты   в   иностранной  валюте  и  валюте  Российской  Федерации  с
находящимися  за пределами территории Российской Федерации физическими
лицами  -  резидентами и физическими лицами-нерезидентами по договорам
перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных,
домашних    и    иных    нужд,    не    связанных   с   осуществлением
предпринимательской деятельности.
     Кроме  того,  юридические лица - резиденты вправе без ограничений
осуществлять   валютные   операции   со   средствами,  зачисленными  в
соответствии  с  Законом  на  счета  (во вклады), открытые в банках за
пределами  территории  Российской  Федерации,  за исключением валютных
операций   между   резидентами,   за  исключением  валютных  операций,
указанных в части 6.1 статьи 12 Закона.
     Из изложенного следует, что запрещенными являются такие операции,
как  расчеты  юридических  лиц - резидентов с нерезидентами в наличной
валюте  Российской  Федерации  и  иностранной валюте при купле-продаже
товаров,  не  относящейся к розничной торговле и не осуществляемой при
обслуживании  транспортных  средств в случаях, перечисленных в части 2
статьи 14 Закона.
     Частью   3   статьи   14  Закона  установлено,  что  расчеты  при
осуществлении  валютных  операций  производятся  физическими  лицами -
резидентами   через  банковские  счета  в  уполномоченных  банках,  за
исключением  валютных  операций, перечень которых приведен здесь же, а
также  операций,  не связанных с передачей имущества и оказанием услуг
на   территории   Российской   Федерации,  с  использованием  средств,
зачисленных  в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в
банках за пределами территории Российской Федерации.
     В  указанном  перечне  отсутствуют  и,  соответственно,  являются
запрещенными   валютные   операции  физических  лиц  -  резидентов  на
территории   Российской   Федерации,   связанные   с   расчетами  (вне
зависимости  от  суммы  сделки)  с  нерезидентами  в  наличной  валюте
Российской  Федерации  и  иностранной валюте при купле-продаже товаров
(за  исключением  приобретения и отчуждения в целях коллекционирования
единичных  денежных  знаков  и  монет),  оказании  услуг,  в  т.ч. при
осуществлении предпринимательской деятельности.
     Статья   14   Закона  устанавливает  требования  к  осуществлению
валютных  операций  резидентами.  В  связи с этим участие в расчетах с
резидентами  нерезидентов  нарушением  Закона  со стороны последних не
является.  Вместе  с  тем  при  доказывании  наличия  вины резидента в
нарушении  положений  статьи  14  Закона  необходимо  установить,  что
субъект  правонарушения  знал  или  должен  был  и  мог  знать, что он
осуществляет валютную операцию с нерезидентом.
     При  выявлении  достаточных  данных,  указывающих  на  совершение
резидентами  незаконных  расчетов  в  наличной  валюте  на  территории
Российской  Федерации,  должностным  лицам  таможенных органов следует
возбуждать  дела об административных правонарушениях по части 1 статьи
15.25  КоАП  России  в  случае,  если  указанные  расчеты проведены по
внешнеэкономическим   сделкам,   заключенным   российскими  лицами,  в
соответствии  с  которыми товары перемещаются через таможенную границу
Российской Федерации.
     Согласно  статье  15  Закона  единовременный  вывоз из Российской
Федерации  <*>  физическими лицами наличной иностранной валюты и (или)
валюты  Российской  Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10000
долларов  США,  не  допускается,  за исключением случаев, когда валюта
сверх  установленной  нормы вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных
или переведенных в Российскую Федерацию.
--------------------------------
     <*> Определение вывоза товаров с таможенной территории Российской
Федерации  дано  в  пункте  9)  части  1 статьи 11 Таможенного кодекса
Российской Федерации.

     В   случае   вывоза  физическим  лицом  с  таможенной  территории
Российской  Федерации  иностранной  валюты  и  (или) валюты Российской
Федерации  в сумме, превышающей 10000 долларов США <*>, при отсутствии
у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов),
подтверждающих   ввоз  или  перевод  в  Российскую  Федерацию  валюты,
вывозимой  из  Российской  Федерации  сверх установленной нормы, вывоз
валюты  квалифицируется  по  части  1  статьи  15.25  КоАП  России как
осуществление      валютной     операции,     запрещенной     валютным
законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
     <*>   В   том  числе  в  случае  подачи  пассажирской  таможенной
декларации на сумму, превышающую норму вывоза валюты.

     Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25
КоАП     России,     являются     граждане,    лица,    осуществляющие
предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и
юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.
     Частью  4 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за
невыполнение  резидентом в установленный срок обязанности по получению
на  свои  банковские  счета в уполномоченных банках иностранной валюты
или   валюты   Российской   Федерации,   причитающихся  за  переданные
нерезидентам  товары,  выполненные  для нерезидентов работы, оказанные
нерезидентам  услуги  либо  за  переданные нерезидентам информацию или
результаты  интеллектуальной  деятельности, в том числе исключительные
права на них.
     Данная  обязанность  и срок ее выполнения - срок, предусмотренный
внешнеторговым  договором  (контрактом), - установлены частью 1 статьи
19 Закона.
     В  соответствии  с  пунктом  26  статьи  2 Федерального закона от
08.12.2003   N   164-ФЗ  "Об  основах  государственного  регулирования
внешнеторговой   деятельности"   товар   -  это  являющиеся  предметом
внешнеторговой   деятельности   движимое   имущество,   отнесенные   к
недвижимому   имуществу  воздушные,  морские  суда,  суда  внутреннего
плавания  и  смешанного  (река-море) плавания и космические объекты, а
также электрическая энергия и другие виды энергии.
     Пунктом  2  статьи  19  Закона  установлен исчерпывающий перечень
случаев,  в  которых  резиденты вправе не зачислять на свои банковские
счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской
Федерации.  В  Законе  отсутствует  разрешение  не  зачислять денежные
средства,  причитающиеся  за  переданные нерезиденту товары, в связи с
уплатой неустоек (штрафов, пеней), переуступкой требования.
     В   случае,  если  в  соответствии  с  условиями  внешнеторгового
договора  (контракта) продавцу-резиденту причитаются денежные средства
за  переданный  нерезиденту  товар  за  вычетом  банковских расходов и
комиссий,  то  незачисление  на счет данного резидента предусмотренных
внешнеторговым     договором     (контрактом)    сумм    комиссионного
вознаграждения  и  банковских расходов в иностранной валюте или валюте
Российской   Федерации   не   будет   являться   нарушением  валютного
законодательства   Российской   Федерации.   Например,   при   наличии
соответствующего  условия во внешнеторговом договоре (контракте) может
быть  признано  обоснованным  неполучение денежных средств, являющихся
комиссией  иностранных  банков  за  проведение  банковских операций по
переводу денежных средств.
     На  сумму денежных средств, причитающихся резиденту за переданные
нерезиденту  товары,  может  влиять  изменение  количества  и качества
поставленного   покупателю   товара  относительно  количества  товара,
заявленного  в ГТД, и качества товара, исходя из которого определялась
заявленная  в  ГТД  цена  товара,  если риски утери или порчи товара в
соответствии   с   условиями  договора  несла  российская  сторона.  В
частности,  представляется обоснованным недополучение денежных средств
относительно  заявленной  в  ГТД  цены  товаров,  вызванное следующими
обстоятельствами:
     а)  уменьшение количества товаров вследствие естественного износа
или   убыли  при  нормальных  условиях  перевозки,  транспортировки  и
хранения,   а   также   вследствие   наличия  несливаемых  остатков  в
транспортном средстве;
     б) невывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации -
при   подтверждении  такого  невывоза  таможенным  органом  Российской
Федерации;
     в)   изменение   состояния   товаров   вследствие   изменения  их
естественных    свойств    при    нормальных    условиях    перевозки,
транспортировки   и  хранения  -  при  подтверждении  качества  товара
экспертизой, проведенной при передаче товара покупателю.
     Кроме того, на сумму денежных средств, причитающихся резиденту за
переданные  нерезиденту  товары,  может  влиять  изменение  сведений о
количестве  и  качестве  поставленного  покупателю товара относительно
количества  товара,  заявленного  в  ГТД, и качества товара, исходя из
которого  определялась  заявленная  в  ГТД  цена  товара,  если  такое
изменение  вызвано  разницей  методик их определения или погрешностями
методов  измерения  и  подтверждено  актом  экспертизы,  проведенной в
соответствии с условиями договора.
     Также  не  могут  признаваться  административным правонарушением,
предусмотренным  частью 4 статьи 15.25 КоАП России, случаи неполучения
денежных   средств  за  переданные  нерезиденту  товары,  связанные  с
возвратом  резиденту  ранее  переданного  товара  в  контрактные сроки
получения  денежных средств за данный товар или в сроки, установленные
в  соглашении  о  возврате  товара,  при условии, что такое соглашение
заключено в контрактные сроки получения денежных средств.
     Состав  административного правонарушения, предусмотренного частью
4  статьи  15.25  КоАП России, отсутствует, если после вывоза товара с
таможенной  территории Российской Федерации, когда риски его утери или
порчи  в  соответствии  с условиями договора несла российская сторона,
товар  оказался  уничтоженным,  безвозвратно  утерянным, его состояние
ухудшилось  вследствие  аварии  либо действия непреодолимой силы, либо
товары  выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных
действий  органов  или  должностных  лиц иностранного государства. При
подтверждении   данных   обстоятельств   торгово-промышленной  палатой
государства,   в   котором   они  возникли,  или  российским  торговым
представительством   в   этом  государстве  непоступление  выручки  от
экспорта товара может быть признано обоснованным.
     Пунктом  1  статьи  19  Закона установлено, что резиденты обязаны
обеспечить  получение  от  нерезидентов  на  свои  банковские  счета в
уполномоченных   банках   иностранной  валюты  или  валюты  Российской
Федерации,  причитающейся  за переданные нерезидентам товары, в сроки,
предусмотренные   внешнеторговыми   договорами   (контрактами).  Таким
образом,  при  определении  срока поступления выручки в первую очередь
необходимо  исходить  из условий договора, в том числе при определении
порядка  исчисления  периода  времени,  в  течение которого покупатель
должен  оплатить  товар, и даты (момента), с которой (которого) должен
исчисляться  данный  период  времени.  Начало  исчисления срока оплаты
товара   может   не   совпадать   с   датой  фактического  пересечения
экспортируемым товаром таможенной границы Российской Федерации.
     Согласно  пункту  1  статьи  486  Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК России), если договором не определен срок оплаты
товара,  покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после
передачи ему продавцом товара. В случае, когда договором предусмотрена
оплата товара после его передачи покупателю (продажа товара в кредит -
статья  488  ГК  России),  но  срок  оплаты  договором не определен, в
соответствии  со  статьей 314 ГК России обязательство по оплате товара
должно  быть исполнено в разумный срок после его возникновения (т.е. с
момента  исполнения  обязанности  передать  товар).  Продажа  товара в
кредит  является видом коммерческого кредитования и, следовательно, на
продажу   товаров   в   кредит  распространяются  правила  о  займе  в
соответствии  с  пунктом  2  статьи  823 ГК России. В связи с этим при
определении разумного срока оплаты товара, проданного в кредит, исходя
из положений пункта 1 статьи 810 ГК России, следует считать его равным
30  дням  с  момента  возникновения  обязательства  по  оплате товара.
Аналогичный  подход  применим  и  к  договорам на импорт товаров, если
договором не определен срок поставки товара после его оплаты.
     Определяющим   с  точки  зрения  принятия  решения  о  соблюдении
резидентом  валютного  законодательства является факт передачи товаров
от  продавца  покупателю,  а  не  факт  вывоза  товаров  с  таможенной
территории   Российской   Федерации.   Невывоз  товаров  с  таможенной
территории  Российской  Федерации  не  всегда освобождает резидента от
обязанности  обеспечить  получение  от  нерезидента на свои банковские
счета  в  уполномоченных  банках  денежных  средств,  причитающихся за
переданные    нерезиденту    товары,    в    сроки,    предусмотренные
внешнеторговыми  договорами  (контрактами).  При  определении  момента
исполнения   обязанности   продавца   по  передаче  товара  необходимо
руководствоваться  гражданским  законодательством, в частности статьей
458 ГК России <*>.
--------------------------------
     <*>  Например,  резидент  заключил  контракт на экспорт товара на
условиях  поставки  "CIF-Копенгаген" (Инкотермс-2000). Момент перехода
права  собственности  в  контракте  не  указан. В качестве применимого
права  определено  национальное право Российской Федерации. При базисе
поставки  "CIF-пункт  назначения"  продавец  не несет обязательства по
передаче  товара  покупателю  в  пункте  назначения,  а  обязан только
погрузить  товар  на  борт судна в порту отгрузки в установленную дату
или срок, товар передается без обязательства доставки. В данном случае
днем  передачи  признается  дата сдачи товара перевозчику для отправки
покупателю,  и  с этой даты у продавца-резидента возникает обязанность
обеспечить  выполнение  требования,  установленного  пунктом 1 части 1
статьи 19 Закона.

     Таким  образом, для возбуждения дела по части 4 статьи 15.25 КоАП
России   необходимо   и   достаточно   установить  следующие  факты  и
обстоятельства:
     - товар   передан  в  соответствии  с  условиями  внешнеторгового
договора (контракта) резидентом нерезиденту;
     - денежные  средства,  причитающиеся  за  переданные  нерезиденту
товары,   не   получены  в  предусмотренные  внешнеторговым  договором
(контрактом) сроки.
     Получение  с  нарушением  сроков,  предусмотренных внешнеторговым
договором  (контрактом), денежных средств за товары, еще не переданные
нерезиденту  (предварительная  оплата  или  оплата  против отгрузки до
передачи  товара  покупателю), нарушением требований части 1 статьи 19
Закона не является.
     Частью  5  статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность
за   невыполнение  резидентом  в  установленный  срок  обязанности  по
возврату   в   Российскую   Федерацию   денежных  средств,  уплаченных
нерезидентам  за  не  ввезенные  на  таможенную  территорию Российской
Федерации   (не   полученные   на   таможенной  территории  Российской
Федерации)  товары,  невыполненные  работы, неоказанные услуги либо за
непереданные  информацию или результаты интеллектуальной деятельности,
в том числе исключительные права на них.
     Данная  обязанность  установлена  частью  1 статьи 19 Закона, при
этом  указанную  обязанность  резиденты  обязаны  выполнять только при
осуществлении  внешнеторговой  деятельности  (это  следует  из первого
абзаца части 1 статьи 19 Закона).
     В  соответствии  со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 N
164-ФЗ   "Об  основах  государственного  регулирования  внешнеторговой
деятельности" под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность
по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами,
информацией  и  интеллектуальной  собственностью.  В  свою  очередь, к
внешней торговле товарами данная статья относит импорт и (или) экспорт
товаров.  При  этом  импорт  товара  -  это  ввоз товара на таможенную
территорию  Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе,
а экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории Российской
Федерации без обязательства об обратном ввозе.
     Таким  образом,  требования  статьи 19 Закона распространяются на
резидентов   при  исполнении  ими  сделок,  результатом  осуществления
которых  должен  являться  и/или  является  ввоз  товара на таможенную
территорию   Российской  Федерации  либо  вывоз  товара  с  таможенной
территории  Российской  Федерации,  а  также  сделок в области внешней
торговли услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
     Статья  19  Закона не распространяется на резидентов, заключивших
договора,  не  предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию
Российской   Федерации,   по   условиям   которых   товары  передаются
нерезидентом  резиденту  за пределами таможенной территории Российской
Федерации <*>.
--------------------------------
     <*>   Например,   договор   может   предусматривать  приобретение
резидентом    товара    у    нерезидента   на   условиях   FCA-Варшава
(Инкотермс-2000).  В этом случае нерезидент считается выполнившим свои
обязательства  по  поставке  товара  с  момента  предоставления товара
резиденту  в  названном  в договоре месте поставки. Такой договор, как
правило, не предусматривает срок ввоза товара на таможенную территорию
Российской  Федерации,  срок получения товара на таможенной территории
Российской   Федерации  или  срок  возврата  денежных  средств  за  не
ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные
на  таможенной  территории  Российской  Федерации) товары. Резидентом,
заключившим  указанный  договор,  статья  19  Закона  нарушена быть не
может, даже в случае несоблюдения нерезидентом срока поставки товара.

     Вместе с тем в случае, когда внешнеторговый договор устанавливает
срок  передачи нерезидентом товара на таможенной территории Российской
Федерации и в этот срок товар еще не получен резидентом, хотя и ввезен
на  таможенную  территорию  Российской Федерации, денежные средства за
товар не возвращены в Российскую Федерацию в предусмотренный договором
срок,   налицо   невыполнение  резидентом  обязанности,  установленной
статьей 19 Закона.
     Возврат  в  Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенные
на  таможенную  территорию  Российской  Федерации  (не  полученные  на
таможенной   территории   Российской  Федерации)  товары  должен  быть
осуществлен  в  сумме  фактически  уплаченных нерезидентам (полученных
нерезидентами)   денежных  средств,  то  есть  без  вычета  банковских
расходов и комиссий.
     Для  возбуждения  дела  по  части  5  статьи  15.25  КоАП  России
необходимо и достаточно установить следующие факты и обстоятельства:
     - денежные  средства  перечислены  нерезиденту  и не возвращены в
Российскую   Федерацию   в   сроки,   предусмотренные  внешнеторговыми
договорами  (контрактами)  для  их  возврата,  а  в  случае отсутствия
таковых  в  контракте  -  для  ввоза (получения) товаров на таможенную
территорию Российской Федерации;
     - товары не ввезены на таможенную территорию Российской Федерации
(не  получены  от  нерезидента  на  таможенной  территории  Российской
Федерации)   в   сроки,   предусмотренные  внешнеторговыми  договорами
(контрактами).
     Вместе   с  тем,  если  товары  ввезены  в  Российскую  Федерацию
(переданы  резиденту  на таможенной территории Российской Федерации) с
нарушением    срока,    предусмотренного    внешнеторговым   договором
(контрактом), но в срок, установленный договором для возврата денежных
средств,  событие  правонарушения,  предусмотренного  частью  5 статьи
15.25  КоАП  России,  отсутствует. Если ввоз товаров состоялся позднее
указанных  сроков,  то  невозвращение  в эти сроки ранее перечисленных
денежных  средств за данные товары свидетельствует о наличии признаков
административного  правонарушения,  предусмотренного  частью  5 статьи
15.25 КоАП России.
     Состав     административного     правонарушения    в    действиях
импортера-резидента  отсутствует, если до истечения контрактного срока
импортируемые  товары  до  ввоза  на  таможенную территорию Российской
Федерации  в  момент,  когда риски несла российская сторона, оказались
уничтоженными,    безвозвратно    утерянными    вследствие    действия
непреодолимой  силы,  недостачи,  произошедшей  в  силу  естественного
износа  или  убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения,
либо   товары   выбыли   из  владения  российской  стороны  вследствие
неправомерных   действий  органов  или  должностных  лиц  иностранного
государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных
средств  оказался  невозможным  вследствие действия непреодолимой силы
или  неправомерных  действий  органов или должностных лиц иностранного
государства.
     При     доказывании    субъективной    стороны    правонарушений,
предусмотренных  частями  4  и  5 статьи 15.25 КоАП России, необходимо
устанавливать   меры,   предпринятые  резидентом  в  целях  исполнения
возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:
     а) на стадии предконтрактной подготовки:
     - выяснение    через    торгово-промышленную   палату,   торговое
представительство,  официальные  органы  страны  иностранного партнера
либо иными способами его надежности и деловой репутации;
     б) на стадии заключения контракта:
     - внесение  в договор способа обеспечения исполнения обязательств
в  зависимости  от надежности и деловой репутации партнера (банковская
гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);
     - применение  таких  форм  расчета по договору, которые исключают
риск неисполнения контрагентом обязательств по договору;
     - разработка  механизма разрешения возможных разногласий с четким
указанием   сроков   досудебных  способов  защиты  нарушенных  прав  и
указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
     - использование страхования коммерческих рисков;
     в)  после  неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом
обязательств:
     - ведение  претензионной работы (переписка с иностранной стороной
по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
     - предъявление  после  ответа  на  претензию  или истечения срока
ответа  искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании
с контрагента причитающейся суммы.
     Продление   контрактных   сроков   получения   денежных  средств,
причитающихся  за  переданные нерезиденту товары, либо сроков возврата
денежных  средств  за  непереданные  резиденту товары путем заключения
дополнения    к    внешнеторговому    договору    (контракту)    может
свидетельствовать  об отсутствии события правонарушения в случае, если
указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.
     Санкции  частей  4  и  5 статьи 15.25 КоАП России предусматривают
наложение  административного  штрафа  в  размере  от трех четвертых до
одного  размера  суммы  денежных  средств,  не  зачисленных на счета в
уполномоченных   банках,   не  возвращенных  в  Российскую  Федерацию,
соответственно.   Таким   образом,   возникает  вопрос  о  влиянии  на
административно-правовую  оценку  деяния  факта  зачисления (возврата)
денежных  средств  в  ходе  производства  по  делу об административном
правонарушении.
     Деяния,  предусмотренные  частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России,
совершаются  в  форме  бездействия  и  являются  оконченными  в  день,
следующий  за  последним днем периода, предоставленного для выполнения
соответствующей  обязанности, когда налицо совокупность всех признаков
составов  правонарушений.  С  этого  же  дня исчисляется срок давности
привлечения к административной ответственности.
     Следовательно,  в  силу  пункта  3 части 1 статьи 3.5 КоАП России
административный  штраф  должен  рассчитываться  на  момент  окончания
административного правонарушения, исходя из суммы денежных средств, не
зачисленных  в  установленный  срок  на счета в уполномоченных банках,
либо  суммы  денежных  средств, не возвращенных в установленный срок в
Российскую Федерацию.
     Таким   образом,   зачисление   денежных   средств   на   счет  в
уполномоченном  банке  или  возврат  их  в  Российскую Федерацию после
возбуждения  дела об административном правонарушении не должно вести к
прекращению производства по делу, а учитываются лицом, рассматривающим
дело   об   административном   правонарушении,   как   обстоятельство,
смягчающее административную ответственность.
     При  совершении деяния, предусмотренного диспозицией частей 4 или
5  статьи  15.25  КоАП России, дело об административном правонарушении
возбуждается  по  каждому  случаю невыполнения резидентом обязанности,
установленной  статьей  19  Закона (по каждому случаю нарушения сроков
расчетов  (ввоза  товаров), предусмотренных внешнеторговыми договорами
(контрактами)).
     Субъектами  правонарушений,  предусмотренных частями 4 и 5 статьи
15.25  КоАП  России,  являются только резиденты - лица, осуществляющие
предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и
юридические лица.
     Частью  6  статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность
за  несоблюдение  установленных  порядка или сроков представления форм
учета  и  отчетности  по  валютным операциям, нарушение установленного
порядка  использования  специального  счета  и  (или)  резервирования,
нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо
нарушение  установленных сроков хранения учетных и отчетных документов
или паспортов сделок.
     В  соответствии  с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона резиденты и
нерезиденты,  осуществляющие в Российской Федерации валютные операции,
обязаны  вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по
проводимым    ими    валютным   операциям,   обеспечивая   сохранность
соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со
дня  совершения  соответствующей  валютной операции, но не ранее срока
исполнения договора.
     В  соответствии  с  частью 4 статьи 5 Закона единые формы учета и
отчетности  по  валютным  операциям,  порядок и сроки их представления
устанавливает   Банк   России.  Банком  России  издана  Инструкция  от
15.06.2004   N   117-И   "О   порядке   представления   резидентами  и
нерезидентами   уполномоченным  банкам  документов  и  информации  при
осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками
валютных  операций  и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция
117-И).
     При  осуществлении  таможенного оформления и таможенного контроля
таможенные органы могут выявлять нарушения установленных единых правил
оформления   паспортов  сделок,  например,  когда  при  декларировании
товаров   в  таможенный  орган  представлена  копия  паспорта  сделки,
оформленного (переоформленного) с нарушением установленных сроков <*>,
форма  которого  не соответствует установленной Банком России или одна
или   несколько  граф  которого  заполнены  с  нарушением  требований,
установленных в приложении 4 к Инструкции 117-И.
--------------------------------
     <*>  Срок  оформления  паспорта  сделки  установлен  пунктом 3.14
Инструкции  117-И, срок его переоформления - пунктом 3.15.1 Инструкции
117-И.

     Дело  об  административном правонарушении по части 6 статьи 15.25
КоАП России возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления
паспорта сделки.
     Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25
КоАП   России,   являются   резиденты   -   должностные   лица,  лица,
осуществляющие   предпринимательскую   деятельность   без  образования
юридического лица, и юридические лица.
     Частью  7 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за
нарушение  установленного  порядка  ввоза  и  пересылки  в  Российскую
Федерацию   и  вывоза  и  пересылки  из  Российской  Федерации  валюты
Российской  Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме,
за  исключением  случаев,  предусмотренных  статьями  16.3 и 16.4 КоАП
России.
     В   настоящее   время   часть  7  статьи  15.25  КоАП  России  не
применяется.
     В статье 15 Закона установлены случаи, когда наличная иностранная
валюта,   валюта   Российской  Федерации,  дорожные  чеки,  внешние  и
внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию
таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
     В  случае  недекларирования  либо  недостоверного  декларирования
физическими  лицами  иностранной  валюты  и  (или)  валюты  Российской
Федерации,  перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
и  подлежащих обязательному письменному декларированию, указанные лица
подлежат ответственности, предусмотренной статьей 16.4 КоАП России.
     В  случае  недекларирования  юридическими лицами по установленной
форме  иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также
в  случае  недекларирования  физическими  или  юридическими  лицами по
установленной   форме  внешних  и  (или)  внутренних  ценных  бумаг  в
документарной  форме,  дорожных  чеков,  перемещаемых через таможенную
границу  Российской Федерации и подлежащих декларированию путем подачи
письменной    таможенной    декларации,    указанные   лица   подлежат
ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП России.
     Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг, являющихся предметом
административного  правонарушения,  определяется  на  день  совершения
административного  правонарушения  по правилам, установленным валютным
законодательством    Российской    Федерации    для    расчета   суммы
резервирования по валютной операции.
     Пересчет  иностранной  валюты,  а  также  стоимости  внутренних и
внешних  ценных  бумаг  в  валюту Российской Федерации производится по
действующему на день совершения административного правонарушения курсу
Центрального банка Российской Федерации.