О ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2005 Г. N 184-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА" И НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 21 февраля 2007 г. N 66-СФ (Д) Заслушав и обсудив вопрос о проблемах, связанных с реализацией Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее. Принятие на федеральном уровне предельных индексов в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволило снизить размеры платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2006 году по сравнению с размерами, утвержденными органами местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в конце 2005 года на 2006 год. По данным Федеральной службы по тарифам, изменение размеров платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в субъектах Российской Федерации в 2006 году по сравнению с 2005 годом составляет 117 процентов против 132 процентов в 2005 году. Вместе с тем в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса в настоящее время имеется ряд серьезных проблем. Все еще не обеспечен баланс приемлемости для населения величины тарифов и обеспечения финансовой устойчивости жилищно-коммунальной отрасли. Уровень платежей граждан по установленным тарифам на жилищно-коммунальные услуги составляет от 67 до 90 процентов от экономически обоснованных затрат. Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по сдерживанию роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги путем выделения из бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий муниципальным образованиям, не удается достичь уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Отсутствие указанных денежных средств ведет к росту дебиторской задолженности организаций - поставщиков коммунальных услуг, задержке расчетов с кредиторами за поставку сырья и топлива, срыву сроков проведения капитальных и текущих ремонтов, усугубляет и без того крайне низкий уровень материально-технического состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Сложившаяся ситуация с установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги не позволяет и в 2007 году довести тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения до уровня возмещения экономически обоснованных затрат организаций коммунального комплекса. Без участия всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в финансировании жилищно-коммунального хозяйства какая-либо системная модернизация этой отрасли не представляется возможной. Софинансирование частными компаниями проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" является важным фактором эффективной реализации этой Программы. Однако развитие частно-государственного партнерства сдерживают следующие обстоятельства: отсутствие реальных инвестиционных проектов и низкая готовность проектно-сметной документации и технико-экономических обоснований проектов модернизации жилищно-коммунального хозяйства и нового строительства. При этом проблема усугубляется отсутствием профессионально подготовленных управленцев коммунальной сферы и связанной с этим неготовностью программ развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований и генеральных планов развития этих образований. Отсутствуют также источники финансирования на местном уровне работ по подготовке этих планов; неразработанность правового механизма софинансирования проектов в рамках федеральных целевых программ; действующие критерии отбора субъектов Российской Федерации и проектов модернизации коммунальной инфраструктуры для софинансирования непосильны для большинства муниципальных образований и связаны с большими рисками для частных инвесторов. Критическая ситуация складывается в системах теплоснабжения регионов. Изношенность основных фондов по субъектам Российской Федерации составляет от 40 до 75 процентов. Кроме того, отсутствие целостной нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения теплоснабжающих предприятий и потребителя, создает возможность для принятия необоснованных решений по установлению тарифов в регионах. Поступающая из субъектов Российской Федерации информация свидетельствует о том, что увеличение тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг значительно снижает уровень жизни населения. В целях обеспечения эффективной координации мер, осуществляемых в экономике и социальной сфере, и недопущения снижения уровня жизни населения Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Предложить Правительству Российской Федерации: рассмотреть вопрос об увеличении объема средств Федерального фонда софинансирования социальных расходов, направляемых в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации; предусмотреть в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" выделение субъектам Российской Федерации средств для компенсации убытков организациям жилищно-коммунального комплекса, возникающих в результате ограничения роста тарифов на товары и услуги этих организаций в соответствии с установленными Федеральной службой по тарифам предельными индексами максимально возможного изменения; рассмотреть вопрос о целевом финансировании за счет средств федерального бюджета разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; рассмотреть вопрос о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности с частичным погашением долгов организаций жилищно-коммунального комплекса; осуществлять мониторинг устанавливаемых цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и проверку их обоснованности; разработать порядок установления социальной нормы потребления электроэнергии, обеспечивающей минимально необходимые потребности граждан, а также порядок установления стоимости электроэнергии в пределах социальной нормы, увязав изменение стоимости с реальными доходами населения; рассмотреть вопрос о внесении изменения в подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" и установить федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов (вместо 22 процентов); установить дифференцированные по категориям населения (городское, сельское) федеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; обеспечить при определении федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг научно обоснованный учет природно-климатических условий и связанных с ними социально-экономических факторов в субъектах Российской Федерации; завершить в 2007 году работу над проектами нового Федерального закона "Об энергосбережении" и Федерального закона "О теплоснабжении". 2. Предложить Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать трехстороннюю рабочую группу для разработки указанных проектов федеральных законов. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать гласность при формировании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.МИРОНОВ 21 февраля 2007 г. N 66-СФ |