Страницы: 1 2 работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором. Размеры доплат в процентах к тарифной ставке (окладу) за условия труда на работах с тяжелыми и вредными условиями и на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями установлены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78. Доплаты и надбавки, указанные в разделе VI ТК РФ "Оплата и нормирование труда", в том числе, за условия труда на работах с тяжелыми и вредными условиями и на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одним из основных направлений в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Данное положение закреплено также в статье 210 ТК РФ. Согласно статье 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. При этом следует учитывать, что в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, наряду с компенсациями, предусмотренными статьей 219 ТК РФ, в обязательном порядке должна быть регламентирована оплата труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, предусмотренная статьей 147 ТК РФ, которая подлежит обложению налогом. 9.2. Подлежат налогообложению: 9.2.1. Компенсационные выплаты, не установленные законодательством Российской Федерации, а также суммы компенсационных выплат, выплаченные сверх норм, установленных в соответствии с законодательством. 9.2.2. Компенсационные выплаты работникам предприятий, учреждений и организаций, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, осуществляемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.04.1993 N 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" и приказом Федеральной службы занятости России от 26.05.1993 N 67. 9.2.3. Выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно. 9.2.4. Надбавки за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), начисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу и предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, которые учитываются в составе среднего заработка. 10. При применении подпункта 3 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует учитывать, что: 10.1. Не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, оказываемой налогоплательщиками физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации. 10.2. Под стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством следует понимать события и явления, факт наступления которых подтвержден соответствующими документами (решение органов государственной власти, справки из ДЭЗ, СЭС, органов МВД России и др.). 10.3. При выделении материальной помощи в связи со смертью работника или члена его семьи необходимы заявление работника (члена его семьи) и копия свидетельства о смерти работника или члена его семьи (при необходимости -копии документов, подтверждающих родство: свидетельство о браке или рождении). 11. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 238 НК РФ установлено, что суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, не подлежат налогообложению в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации. При применении указанной нормы следует учитывать следующее. Основными условиями для невключения указанных выплат в иностранной валюте в налоговую базу по налогу является финансирование организаций из федерального бюджета, а также направление (командирование) работника (военнослужащего) на работу (службу) за границу. При этом под работниками понимаются физические лица, работающие по трудовым договорам (контрактам). 11.1. Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 238 НК РФ не распространяются на суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые указанными организациями в пользу российских граждан, нанятых на работу на территории иностранного государства и работающих там по трудовым договорам (контрактам), гражданскоправовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, либо авторским договорам. 11.2. Суммы оплаты труда и другие суммы, выплачиваемые российским гражданам (в том числе командированным) в российской валюте, подлежат налогообложению. 11.3. Следует учитывать, что обособленные подразделения российских организаций за границей не являются самостоятельными юридическими лицами, не исполняют обязанности по уплате налога, следовательно, уплата налога производится самой российской организацией по месту постановки на учет в налоговых органах в Российской Федерации. При этом показатели сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу работников, в том числе и в пользу находящихся на работе за пределами Российской Федерации, отражаются организацией в расчетах по авансовым платежам и налоговой декларации, представляемых также по месту нахождения головной организации. Так, с выплат, производимых в российской валюте гражданам Российской Федерации (включая военнослужащих), направленным в обособленные подразделения российских организаций за границей, а также в войсковые части и организации Минобороны России, ФПС России и т.д., дислоцированные на территории государств - участников СНГ, налог (авансовые платежи) должен уплачиваться той организацией, которая направила граждан Российской Федерации за границу, и уплата налога (авансовых платежей) должна производиться на территории Российской Федерации. 11.4. На суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые штатным работникам (гражданам Российской Федерации), направленным на работу за границу, а также другим гражданам Российской Федерации, временно пребывающим на территории иностранного государства и работающим по трудовым договорам (контрактам), договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам, заключенным с представительством российской организации за рубежом, финансирование которых не осуществляется за счет средств федерального бюджета, налог начисляется в общеустановленном порядке. 11.5. В случае если российская организация, как имеющая так и не имеющая представительства на территории иностранного государства, осуществляет выплаты или вознаграждения по трудовому договору, договору гражданско-правового характера, авторскому договору иностранному гражданину, постоянно проживающему на территории этого иностранного государства, то на такие выплаты (вознаграждения) налог не начисляется. 12. При применении подпункта 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует учитывать, что налогоплательщики при исчислении налога не учитывают сумму взносов, перечисляемых страховой организации по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее 1 года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц. Следует иметь в виду, что если налогоплательщик производит оплату медицинского обслуживания физических лиц - работников напрямую лечебному учреждению, то стоимость такой оплаты подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Не подлежат налогообложению суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно: на случай наступления смерти застрахованного лица; на случай утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Следует учитывать, что по договору добровольного страхования могут быть предусмотрены выплаты страховой суммы по нескольким страховым случаям. Так, например, по договору добровольного страхования жизни могут быть предусмотрены следующие страховые случаи: "дожитие застрахованного лица до окончания срока действия договора"; "смерть застрахованного лица в результате несчастного случая на производстве"; "возмещение ущерба застрахованному лицу в результате наступления несчастного случая на производстве". В этом случае не подлежат налогообложению суммы страховых взносов по указанному договору в части покрытия страховым .!%a/%g%-(%, рисков, поименованных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ (в данном случае - "смерть застрахованного лица в результате наступления несчастного случая на производстве" и "возмещение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей"), только при условии, что в этом договоре выделены суммы вносимых налогоплательщиком страховых взносов по рискам, не подлежащим налогообложению в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Страховые взносы, уплачиваемые по риску - "дожитие работника до окончания срока действия такого договора", подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Следует учитывать, что начиная с 1 января 2002 года суммы страховых взносов, уплачиваемых налогоплательщиками по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на случай утраты им трудоспособности, подлежат налогообложению, если наступление страхового случая не связано с исполнением работником трудовых обязанностей. 13. При применении подпункта 9 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует учитывать, что не подлежат налогообложению суммы возмещения стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемые налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 325 ТК РФ и статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненные к ним местностях". В соответствии с указанными законами лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска. Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов. Возмещение стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно производится работнику только по основному месту работы. При отнесении местностей к районам Крайнего Севера и приравненных к ним районам следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029. 14. При применении подпункта 10 пункта 1 статьи 238 НК РФ необходимо учитывать следующее. В соответствии со статьями 21 и 24 Федерального закона от 19.09.1997 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов, а их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Указанные комиссии действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Председатель такой комиссии занимает должность в ней на постоянной (штатной) основе. Член избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом решающего голоса может работать в ней на постоянной (штатной) основе. Указанным лицам, а также работникам аппаратов комиссий устанавливается денежное содержание и, соответственно, на оплату труда этих лиц избирательные комиссии начисляют налог в общеустановленном порядке. Членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным на период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту этой работы. В этих случаях налог также уплачивается по месту основной работы, а на выплаты и вознаграждения, производимые членам избирательных комиссий, осуществляющим свою деятельность в них не на постоянной основе, налог не начисляется. Члены комиссий с правом совещательного голоса назначаются в эту комиссию зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением или блоком. Член комиссии с правом совещательного голоса работает в ней не на постоянной основе и вознаграждение за работу получает за счет средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных фондов объединений и блоков, которое не подлежит налогообложению. На суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, налог не начисляется. Не начисляется налог и на суммы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний. 15. При применении подпункта 12 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует учитывать, что не подлежит налогообложению стоимость льгот по бесплатному проезду, установленная законодательством Российской Федерации, например, для: работников предприятий и учреждений железнодорожного транспорта в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте". Порядок и условия предоставления указанной льготы определены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.1996 N 729 "О порядке и условиях бесплатного проезда на федеральном железнодорожном транспорте работников этого вида транспорта"; студентов, обучающихся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; граждан, занятых на работах с химическим оружием в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием". Суммы возмещения стоимости льгот по проезду, не установленные законодательством Российской Федерации, подлежат налогообложению в установленном порядке. 16. Норма, указанная в подпункте 13 пункта 1 статьи 238 НК РФ, подлежит применению по отношению только к тем членам профсоюзной организации, которые связаны с ней договорными отношениями и получают выплаты как члены профсоюза, так как исходя из содержания статьи 236 НК РФ выплаты, производимые в пользу лиц - членов профсоюза, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, производимые, в том числе за счет членских профсоюзных взносов профсоюзной организации, не признаются объектом налогообложения. На выплаты, производимые за счет членских взносов членам профсоюзной организации, не состоящим с ней в трудовых отношениях, ограничение в размере 10000 рублей, установленное данным подпунктом, не распространяется. 17. При применении подпункта 14 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует учитывать, что не подлежат налогообложению выплаты в натуральной форме только товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей в размере до 1000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо-работника за календарный месяц, у работодателя в том месяце, в котором они были начислены. При применении указанной нормы налогоплательщики должны производить начисление сельскохозяйственной продукции или товаров для детей в натуральной форме в соответствующем денежном эквиваленте. В случае если организация произвела начисление выплат в денежном выражении в одном отчетном периоде (месяце), а выдачу работникам произвела в другом отчетном периоде (месяце) сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, то на такие выплаты данная норма не распространяется. 18. В соответствии с пунктом 2 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период, по каждому из следующих оснований: суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Следует иметь в виду что указанная норма в части ограничения выплат в размере 2000 рублей в отношении бывших работников и (или) членов их семей не применяется, поскольку выплаты и иные вознаграждения, производимые налогоплательщиками в пользу лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, не признаются объектом налогообложения. 19. При применении статьи 239 НК РФ следует иметь в виду, что согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Таким образом, при принятии решения об отказе от использования льготы налогоплательщик представляет в налоговые органы заявление в письменной форме об отказе применения им преимущества (льготы), установленного статьей 239 НК РФ. В случае, если налогоплательщик отказывается от предоставленной НК РФ льготы после начала календарного года, то он должен произвести уплату налога за весь налоговый период (включая предшествующие отчетные периоды). Учитывая, что налоговым периодом по единому социальному налогу согласно статье 240 НК РФ является календарный год, уплата налога должна быть произведена за весь календарный год. При этом, с учетом статьи 75 НК РФ, налогоплательщик помимо причитающихся к уплате за предшествующие отчетные периоды сумм единого социального налога, обязан уплатить соответствующие суммы пеней. 20. При применении подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ следует иметь в виду, что под работниками - инвалидами понимаются физические лица, являющиеся инвалидами I, II, III группы и работающие только по трудовым договорам. На вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II, III группы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и авторским договорам льготы, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ, не распространяются. 20.1. При применении подпункта 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ следует иметь в виду следующее. Правомерность использования организациями льготы, предусмотренной вышеуказанным подпунктом, подтверждается при представлении ими в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по единому социальному налогу списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико - социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида). В соответствии с пунктом 28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок. Так, инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. В случае если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник получает инвалидность в течение месяца, то налоговая льгота применяется начиная с 1 числа того месяца, в котором получена инвалидность. Когда работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет право на получение инвалидности в течение месяца, то с 1 числа этого же месяца налогоплательщик не имеет права на использование налоговой льготы. Указанная льгота не распространяется на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся работодателями по отношению к работникам - инвалидам I, II или III группы. 20.2. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ следует иметь в виду, что от уплаты налога освобождаются следующие категории работодателей - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника, работающего только по трудовым договорам: а) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения. В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, и их структурные подразделения должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. К законным представителям инвалидов относятся: один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель; б) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов. В случае изменения численности работающих инвалидов и их фонда заработной платы в фонде оплаты труда производится перерасчет по налогу за соответствующий период; в) учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Льготы по уплате налога предоставляются учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов на основании учредительных документов (решение учредителя о создании организации, устав, положение), в которых должны содержаться сведения о собственнике имущества данной организации (реестра акционеров), при наличии в учредительных документах организации записи о том, что они созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям. Указанные льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 884 "Об утверждении товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога". Статьей 181 НК РФ определен перечень подакцизных товаров и минерального сырья, подлежащих налогообложению. 21. При применении подпункта 3 пункта 1 статьи 239 НК РФ необходимо учитывать следующее. 21.1. Индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, освобождаются от уплаты единого социального налога в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода. Определение дохода дано в статье 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц" и "Налог на прибыль" НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 248 "Порядок определения доходов. Классификация доходов" главы 25 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. Пунктом 1 статьи 249 "Доходы от реализации" главы 25 НК РФ определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг), от реализации имущества и имущественных прав. Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Таким образом, положения подпункта 3 пункта 1 статьи 239 НК РФ распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, объектом налогообложения которых является валовая выручка, т.е. доход. При этом следует иметь в виду, что на сумму льготы (100 000 рублей) уменьшается не валовая выручка, а налоговая база, определяемая как произведение валовой выручки на коэффициент 0,1. 21.2. Члены крестьянских (фермерских) хозяйств, являющиеся инвалидами I, II или III группы, освобождаются от уплаты единого социального налога в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода. 21.3. В случае если в результате освидетельствования индивидуальный предприниматель получает инвалидность, то налоговая льгота применяется начиная с 1 числа того месяца, в котором получена инвалидность. Индивидуальные предприниматели льготируются в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение налогового периода. В этом случае налоговым органом в общеустановленном порядке производится перерасчет авансовых платежей по налогу. При этом в расчете должна учитываться налоговая льгота пропорционально времени, в течение которого он находился на инвалидности. Соответственно, если индивидуальный предприниматель в результате переосвидетельствования теряет инвалидность, то он не имеет права на использование налоговой льготы с 1 числа того месяца, в котором он утратил инвалидность. Например: предполагаемый доход инвалида III группы на 2002 год составит 500000 рублей. Налоговая льгота составляет 100000 рублей. С 10 сентября 2002 года индивидуальный предприниматель теряет право на инвалидность. Налоговая льгота составит (100000 : 12) х 8 = 66666 рублей. Налоговая база составит 500000 - 66666 = 433334 рубля. 22. При применении пункта 2 статьи 239 НК РФ следует учитывать, что согласно статье 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При наличии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, следует руководствоваться нормами международного договора в части пенсионного, социального обеспечения и медицинской помощи иностранных граждан и лиц без гражданства. При отсутствии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством применение вышеуказанных норм регулируется законодательством Российской Федерации. 22.1. При применении абзаца 1 пункта 2 статьи 239 НК РФ следует учитывать, что в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с международным договором, законодательством Российской Федерации, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, то они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования. 22.2. При применении абзаца 2 пункта 2 статьи 239 НК РФ следует учитывать, что в случае, если условиями договора, заключенного между налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, и иностранными гражданами и лицами без гражданства, закреплено положение о том, что данные иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов, то лицо (работодатель) вправе не начислять налог на выплаты в пользу таких работников. При этом условия договора не должны противоречить законодательству Российской Федерации. В соответствии с законодательством налог не начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства: в федеральный бюджет, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам; в фонды обязательного медицинского страхования - временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам; в Фонд социального страхования Российской Федерации - как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам. Таким образом, в указанных договорах между налогоплательщиками, поименованными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, и вышеуказанными иностранными гражданами и лицами без гражданства не может быть закреплено право на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. 22.2.1. Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Закона СССР от 24.06.1981 N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" под иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются иностранные граждане, которые имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел Российской Федерации. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Российской Федерации. Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является их статус как постоянно проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан на получение базовой части трудовой пенсии неразрывно связано с обязанностью производить уплату налога в федеральный бюджет. Лица (работодатели), осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и финансово - хозяйственной деятельности, уплачивают налог в федеральный бюджет, только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации. При этом следует учитывать, что правовое положение и пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации регламентируется законодательством Российской Федерации, в частности: Законом СССР от 24.06.1981 N 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР"; Правилами пребывания иностранных граждан на территории СССР (Российской Федерации), включая порядок оформления документов на право жительства на территории Российской Федерации иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, определенными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.04.1991 N 212; Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 N 2146. С целью выяснения факта возникновения для лица (работодателя) обязанности производить уплату налога в федеральный бюджет за иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ, необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в Российской Федерации (вид на жительство с правом постоянного проживания и отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации или наличие у него свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации). При этом в соответствии со статьей 11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает. Требование о необходимости установления статуса иностранного гражданина и, соответственно, распространение для лица обязанности по уплате налога относится также и к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств - участников Содружества Независимых Государств. Таким образом, налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам. 22.2.2. Статьей 8 Закона Российской Федерации от 28.07.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" установлено, что иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Статьей 8 вышеуказанного Закона медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения иностранных граждан медицинской помощью постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1998 N 1488 утверждено "Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации". Налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, начисляется: на выплаты, производимые иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и по гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам; на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по трудовым договорам. Налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, не начисляется: на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, а также авторским договорам. 22.2.3. В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" к застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Из содержания указанных нормативных актов следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и, соответственно, на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации. На выплаты, производимые иностранным гражданам, как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, налог в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляется. 22.3. Налог начисляется на вознаграждения, выплачиваемые налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ по авторским договорам иностранным гражданам, только в части, направляемой в федеральный бюджет и в фонды обязательного медицинского страхования и только постоянно проживающим на территории Российской Федерации. 23. При применении ставок налога, указанных в пункте 1 статьи 241 НК РФ, следует иметь в виду, что при отнесении налогоплательщиков к сельскохозяйственным товаропроизводителям следует руководствоваться статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", в соответствии с которой к сельскохозяйственному товаропроизводителю, в частности, относится юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции. Таким образом, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся юридические лица, основными видами экономической деятельности которых согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004 - 93) являются "Сельское хозяйство" и "Рыболовство" и занимающиеся либо производством и сбытом, либо производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции (то есть имеет место полный производственный цикл). Организации, занимающиеся только переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции (молокозаводы, мясокомбинаты, хлебокомбинаты и др.) не относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям и должны применять ставки налога, установленные пунктом 1 статьи 241 НК РФ (первая таблица). При определении объема производимой продукции применяются цены, по которым сельскохозяйственным товаропроизводителем производится реализация продукции. При этом удельный вес сельскохозяйственной продукции для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной (рыбной) продукции определяется в стоимостном выражении в процентах от общего объема выручки, полученной по всем видам деятельности ежемесячно нарастающим итогом. Например: для определения размера ставки налога за март месяц 2002 г. удельный вес сельскохозяйственной продукции в общем объеме произведенной продукции определяется по результатам работы за январь - март 2002 г. При отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005- 93. Налогоплательщиками единого социального налога признаются организации, следовательно, если организация (включая ее обособленные подразделения) не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, то для обособленного подразделения, занимающегося производством сельскохозяйственной продукции, не могут быть применены ставки налога, установленные пунктом 1 статьи 241 НК РФ для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и наоборот, если организация (включая ее обособленные подразделения) признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, то она вправе применять ставки, установленные для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, для обособленного подразделения, не занимающегося производством сельскохозяйственной продукции. 24. При применении пункта 2 статьи 241 НК РФ следует учитывать, что данная норма распространяется на все категории налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам. При расчете накопленной с начала года налоговой базы в среднем на одно физическое лицо средняя численность работников определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, а именно в среднюю численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, год) с начала года, включается: среднесписочная численность работников; средняя численность внешних совместителей; средняя численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Средняя численность работников округляется до целых единиц. Для целей исчисления и уплаты налога расчет права на применение регрессивных ставок налога производится ежемесячно в целом по организации. Поскольку к расчету принимаются выплаты, формирующие налоговую базу, определенную статьей 237 НК РФ, то численность инвалидов и соответствующие им выплаты учитываются в расчете, независимо от того, превысили выплаты в их пользу 100000 рублей или нет. Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по авторским договорам, и соответствующая численность этих лиц при расчете условия на право применения регрессивных ставок налога не учитываются, так как численность физических лиц, с которыми заключены авторские договоры, не поименована в Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения. При этом если налогоплательщик имеет право на применение регрессивных ставок налога, то он применяет их ко всем выплатам, вознаграждениям по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, превышающим 100 000 рублей, исчисленным нарастающим итогом с начала года. При расчете налога по работнику - инвалиду применяется та ставка налога (в том числе и регрессивная), которая соответствует начисленным в его пользу выплатам и вознаграждениям. При этом налогообложению подлежит налоговая база, уменьшенная на сумму льгот, установленных в соответствии со статьей 239 НК РФ. 25. При применении пункта 3 статьи 241 НК РФ необходимо учитывать следующее. При исчислении налога с доходов членов крестьянских (фермерских) хозяйств независимо от того, в какой форме оно зарегистрировано, применяются ставки налога, установленные пунктом 3 статьи 241 НК РФ. Право на применение регрессивных ставок налога возникает у члена крестьянского (фермерского) хозяйства, если его налоговая база (доход) превышает 100 000 рублей. Если в крестьянском (фермерском) хозяйстве работают физические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей), привлекаемые по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, то с выплат и иных вознаграждений, начисленных этим физическим лицам, исчисление налога производится главами крестьянских (фермерских) хозяйств - сельскохозяйственными товаропроизводителями по ставкам, установленным второй таблицей пункта 1 статьи 241 НК РФ, а главами крестьянских (фермерских) хозяйств, не являющихся сельскохозяйственными производителями - по ставкам, установленным первой таблицей пункта 1 статьи 241 НК РФ. 26. При применении пункта 4 статьи 241 НК РФ следует иметь в виду следующее. Регрессивная ставка налога для адвокатов применяется в том случае, когда налоговая база конкретного адвоката для исчисления налога будет превышать предельные суммы, установленные для соответствующих интервалов налоговой базы (100000 рублей, 300000 рублей и 600000 рублей). Пример: Налоговая база адвоката, с которой уплачивается налог - 400000 рублей. У адвоката отсутствуют основания для применения налоговых льгот. ----------------------------------------------------------------------- | Интервалы | Налоговая | Ставки налога | Сумма налога | | налоговой базы | база | | | |---------------------|-----------|-----------------|-----------------| | от 300001-600000 | 400000 | 25200 + 3,6 % | | | рублей | | с суммы, | | | | | превышающей | | | | | 300000 рублей | | |---------------------|-----------|-----------------|-----------------| | В том числе: | | | | |---------------------|-----------|-----------------|-----------------| | 300000 рублей | 300000 | 25200 рублей | 25200 рублей | | Свыше 100000 | 100000 | 3,6 % с суммы, | 3600 рублей | | рублей | | превышающей | | | | | 300000 рублей | | |---------------------|-----------|-----------------|-----------------| | | | Итого: | 28800 рублей | ----------------------------------------------------------------------- При исчислении единого социального налога коллегиями адвокатов (ее учреждениями) за адвокатов, являющихся инвалидами, необходимо иметь в виду следующее. Распределение дохода адвоката по интервалу налоговой базы осуществляется коллегиями адвокатов (их учреждениями) исходя из фактически полученных адвокатом доходов. При этом обложению подлежит налоговая база, уменьшенная на сумму льгот. Пример: Налоговая база адвоката - инвалида составила 400000 рублей. Сумма льготы составляет 100 000 рублей. Налоговая база, с которой уплачивается единый социальный налог, составляет 300000 рублей (400000 рублей - 100000 рублей). ----------------------------------------------------------------------- | Интервалы | Налоговая | Ставки налога | Сумма налога | | налоговой базы | база | | | |---------------------|-----------|-----------------|-----------------| | от 300001- 600000 | 300000 | 25200 + 3,6 % | | | рублей | (400000 - | с суммы, | | | | 100000 | превышающей | | | | | 300000 рублей | | |---------------------|-----------|-----------------|-----------------| | В том числе: | | | | |---------------------|-----------|-----------------|-----------------| | 300000 | 200000 | 25200 рублей | 30000-25200 | | | | | 200000-х, где | | | | | х=16800 рублей | |---------------------|-----------|-----------------|-----------------| | Свыше 300000 | 100000 | 3,6 % с суммы, | 3600 рублей | | | | превышающей | | | | | 300000 рублей | | |---------------------|-----------|-----------------|-----------------| | | | Итого: | 20400 рублей | ----------------------------------------------------------------------- В данном случае фактически полученный доход адвоката (400000 рублей) относится к интервалу налоговой базы от 300001 рубля до 600000 рублей. При этом со 100000 рублей (как суммы, превышающей 300000 рублей) налог исчисляется по ставке 3,6 процента. Во избежание завышения суммы налога, подлежащего уплате с налоговой базы адвоката в сумме 200000 рублей, а также имея в виду, что фиксированная ставка 25200 рублей соответствует налоговой базе 300000 рублей, сумма налога определяется из пропорции: ---------------------------------------------------------------------- | 300000 рублей - 25200 рублей | | 200000 рублей - Х | ---------------------------------------------------------------------- Таким образом, с налоговой базы 200000 рублей уплате подлежит налог в сумме 16800 рубля. Аналогичный порядок расчета распространяется на все категории налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу работников, у которых возникает право на применение регрессивных ставок при исчислении налога. 27. При применении статьи 243 НК РФ необходимо учитывать следующее. Налогоплательщики (включая налогоплательщиков, не имеющих счетов в учреждении банков, а также производящих выплату зарплаты из выручки) производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца. 27.1. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, на сумму начисленных ими за тот же период авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Сумма налогового вычета не может превышать сумму авансового платежа по налогу, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. 27.2. Налоговая база по налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, организациями, перечисленными в статье 239 НК РФ, определяется исходя из ставки, рассчитанной как одна вторая ставки, установленной для расчета налога в федеральный бюджет, установленной для данной категории налогоплательщиков статьей 241 НК РФ, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога. В организациях, которые полностью освобождены от уплаты налога, будет начисляться и уплачиваться только сумма страховых взносов в ПФР. При исчислении и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) необходимо учитывать следующее. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по налогу, установленные главой 24 НК РФ, при этом налоговые льготы, установленные статьей 239 НК РФ, при расчете страховых взносов не учитываются. Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что тарифы, предусмотренные пунктом 2 данной статьи, применяются страхователями - лицами, производящими выплаты физическим лицам, в том случае, если соблюдены требования, установленные пунктом 2 статьи 241 НК РФ. Для целей исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчет права на применение регрессивных тарифов страховых взносов производится ежемесячно в целом по организации. Для этого налогоплательщики ежемесячно рассчитывают накопленную с начала года величину налоговой базы по налогу в среднем на одно физическое лицо, деленную на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде. Если полученная величина составит сумму менее 2500 рублей, то до конца налогового периода страховые взносы исчисляются и уплачиваются по максимальным ставкам тарифов, определенных статьями 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Порядок уплаты налога по обособленным подразделениям, установленный пунктом 29 настоящих Методических рекомендаций, применяется и в отношении уплаты организациями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" от уплаты страховых взносов освобождаются налогоплательщики, указанные в пункте 2 статьи 245 НК РФ. 28. При применении пункта 6 статьи 243 НК РФ следует учитывать, что: В соответствии с пунктом 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, уплата налога может производиться в суммах, округленных до целых рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции. Сумма налога подлежит включению в состав прочих расходов организации в соответствии со статьей 264 НК РФ. 29. При применении пункта 8 статьи 243 НК РФ необходимо учитывать следующее. Налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения (в том числе находящиеся в различных субъектах Российской Федерации), не имеющие отдельного баланса, расчетного счета, не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, производят уплату налога централизованно по месту своего нахождения. В этом случае такие организации представляют налоговые декларации по налогу, расчеты по авансовым платежам также по месту своего нахождения. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога, а также представляют налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам по месту своего нахождения. Следует учитывать, что если организация имеет в своем составе обособленные подразделения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 241 НК РФ расчет условия на право применения регрессивных ставок налога производится по организации в целом, независимо от исполнения обособленными подразделениями обязанности организации по уплате авансовых платежей по налогу и страховых взносов. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обособленными подразделениями вышеуказанных обязанностей организаций, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, несет организация. 30. При применении статьи 244 НК РФ следует учитывать, что: 30.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 244 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей по налогу на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ, за исключением адвокатов, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данных налогоплательщиков за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 244 НК РФ. 30.2. Расчет авансовых платежей по налогу для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, производится налоговым органом исходя из налоговой базы (произведение валовой выручки и коэффициента 0,1) и ставок налога, указанных в пункте 3 статьи 241 НК РФ, на основании данных о валовой выручке. В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ при получении патента в налоговом органе индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ). В целях реализации данной нормы приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18 утверждена Книга учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и Порядок отражения в ней хозяйственных операций. Согласно предпоследнему абзацу пункта 4 приказа Минфина России от 15.03.1996 N 27, при занятии гражданами одновременно несколькими видами деятельности патент должен быть оплачен отдельно по каждому виду деятельности с соответствующими размерами стоимости каждого из патентов. В данном случае для расчета авансовых платежей производится суммирование налоговых баз по каждому виду деятельности. 30.3. С 1 января 2002 года плательщики единого налога на вмененный доход уплачивают налог в порядке, установленном главой 24 НК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ налогоплательщики единого налога на вмененный доход обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). 30.4. Расчет авансовых платежей по налогу с доходов всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства на текущий налоговый период производится налоговыми органами исходя из налоговой базы крестьянского (фермерского) хозяйства за предыдущий налоговый период и ставки налога, установленной пунктом 3 статьи 241 НК РФ. Налоговое уведомление на уплату налога с доходов всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства направляется главе крестьянского (фермерского) хозяйства. 30.5. Расчет налога по итогам налогового периода с доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства может быть произведен главой крестьянского (фермерского) хозяйства централизованно за всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства на основании данных о доходах каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом для правильного исчисления налога главе крестьянского (фермерского) хозяйства целесообразно вести по каждому члену крестьянского (фермерского) хозяйства, в пользу которого производилось распределение дохода, учет доходов, налоговой базы, налоговых льгот, начисленных сумм авансовых платежей. 30.6. Если индивидуальный предприниматель одновременно осуществляет различные виды деятельности, как с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, так и по ранее установленной системе налогообложения, расчет авансовых платежей по налогу производится налоговыми органами исходя из налоговых баз от всех видов деятельности. 30.7. При применении пункта 6 статьи 244 НК РФ следует иметь в виду, что исчисление и уплата налога с доходов адвокатов имеет ряд особенностей. Адвокаты отнесены к налогоплательщикам, уплачивающим налог с доходов от профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Обращаем внимание, что пунктом 4 статьи 241 НК РФ для адвокатов не установлены ставки налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации. Более того, согласно пункту 1 статьи 245 НК РФ адвокаты наряду с индивидуальными предпринимателями отнесены к налогоплательщикам, не исчисляющим и не уплачивающим налог, в том числе в добровольном порядке, в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с этим на коллегии адвокатов (их учреждения), в части адвокатов, не распространяются нормы пунктов 2 и 5 статьи 243 НК РФ, регламентирующие расчеты с Фондом социального страхования Российской Федерации и порядок представления установленной отчетности по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации. 31. Нормы и положения, касающиеся порядка начисления и уплаты налога налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения или переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, применяются до вступления в силу федеральных законов, устанавливающих иной порядок налогообложения указанных налогоплательщиков. Страницы: 1 2 |