О РАБОТЕ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА 14 февраля 2007 г. N 0100/1541-07-32 (Д) В связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) внесены следующие изменения. Пункт 2 статьи 44 Закона дополнен абзацем следующего содержания: "Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора должностными лицами органов строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации". При этом контрольные мероприятия в рамках выполнения Закона проводятся органами Роспотребнадзора при осуществлении надзорных мероприятий за соответствием санитарно-эпидемиологической обстановки требованиям санитарного законодательства за условиями питания, проживания и труда рабочих, занятых на строительстве объекта, при выявлении случаев пищевых и профессиональных отравлений, расследовании случаев профессиональных заболеваний, массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, также при рассмотрении жалоб и заявлений физических и юридических лиц на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил при производстве строительных работ. При этом в случае выявления негативного влияния строящегося объекта на условия проживания населения, состояние окружающей человека среды, водоснабжение, канализацию, очистку территории следует принимать меры, направленные на их устранение, в соответствии с действующим законодательством. Поскольку к полномочиям Роспотребнадзора и его территориальных органов Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) не отнесено осуществление деятельности по надзору за проектами строительства объектов, строящимися объектами и приемкой их в эксплуатацию, считаем целесообразным обратить особое внимание на осуществление санитарно-эпидемиологического надзора на стадии отвода земельного участка с целью исключения или минимизации неблагоприятных последствий в будущем. На основании пункта 3 статьи 12 Закона предоставление земельных участков для строительства объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Для целей отвода земельных участков под объекты различного функционального назначения рассмотрению подлежат материалы по оценке факторов среды обитания: инсоляции и освещенности, физическим факторам (шум, вибрация, электромагнитные излучения), загрязненности атмосферного воздуха, почвы, радиологические исследования, необходимые для оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в районе их размещения с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения в установленном порядке. В связи с новой редакцией Кодекса и Закона функции по экспертизе проектов строительства объектов (проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий) осуществляются органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы. Однако санитарно-эпидемиологической (гигиенической) экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологических заключений подлежит проектная документация, не подпадающая под действие статьи 49 Кодекса, в том числе проекты перепланировки квартир и помещений общественного и производственного назначения, проекты переоборудования (замены оборудования), изменения технологических процессов, проекты инженерных схем территорий и зданий, проекты санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны источников водоснабжения, ПДВ, ПДС и др. На основании положений Кодекса и Закона в новой редакции органы Роспотребнадзора не осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами строительства, подпадающими под действие статьи 49 Кодекса. Заключение о соответствии законченного строительством таких объектов санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам не выдается, участие в государственной приемке не принимается. После ввода в действие объекта санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с требованиями Закона и Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Статьей 12 Закона установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Кодексом предусмотрена следующая процедура подготовки, утверждения и согласования схем территориального планирования. Статьей 11 Кодекса установлен порядок подготовки и утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, статьей 15 - порядок подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, статьей 20 - подготовка и утверждение схем территориального планирования муниципального района. На основании положений пункта 10 статьи 11, пункта 8 статьи 15, пункта 8 статьи 20 Кодекса органы государственной власти Российской Федерации вправе представлять предложения в схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципального района, которые подлежат опубликованию в порядке официального опубликования нормативных правовых актов и иных официальных документов и размещаются на официальных сайтах в сети "Интернет". Таким образом, согласно указанным положениям Кодекса Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы вправе в пределах своей компетенции рассматривать проекты схем территориального планирования и представлять в порядке, установленном статьей 11 Кодекса, предложения по их изменению. Статьей 27 Кодекса предусмотрен механизм совместной подготовки проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 804 утверждено "Положение о совместной подготовке проектов документов территориального планирования, а также о составе, порядке создания и деятельности комиссии по совместной подготовке проектов документов территориального планирования". Положение определяет порядок совместной подготовки проектов документов территориального планирования, предусмотренных статьей 9 Кодекса, в целях обеспечения устойчивого развития территорий путем комплексного решения вопросов градостроительства. Согласно пункту 2 положения подготовка проектов документов может осуществляться совместно. Орган, получивший предложение о совместной подготовке проектов документов, в течение 30 дней с даты его поступления должен сообщить о своем согласии на совместную подготовку проектов документов или об отказе от нее (с обоснованием). Отказ от совместной подготовки проектов документов или непоступление ответа в установленный срок не препятствует повторному обращению органа, инициирующего совместную подготовку проектов документов. Аналогичными правами Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы наделены при рассмотрении проекта генерального плана поселения, генерального плана городского округа (статьи 24, 25 Кодекса). При рассмотрении схем территориального планирования и проектов генеральных планов следует учитывать, что указанные документы должны разрабатываться с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, соответствующих санитарным правилам (статья 12 Закона). Таким образом, в соответствии со статьей 51 Закона надзор за соответствием нормативов санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам относится к полномочиям Федеральной службы. Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО 14 февраля 2007 г. N 0100/1541-07-32 |