О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ 0 ПРОЦЕНТОВ И ВОЗМЕЩЕНИИ НДС ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)). Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 05.06.02 ШС-6-14/793

 
                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                            5 июня 2002 г.
                            N ШС-6-14/793

                                 (Д)

 
     В целях    повышения    эффективности    доказывания    в   судах
неправомерности возмещения налога на добавленную  стоимость  (далее  -
НДС)  по  экспортным  операциям  Министерство  Российской Федерации по
налогам и сборам сообщает следующее.
     Письмом Заместителя   председателя   Высшего   Арбитражного  Суда
Российской Федерации Бойкова О.В. от 17.04.2002 N С5-5/уп-342 обращено
внимание  Министра  Российской  Федерации  по налогам и сборам Букаева
Г.И.  на  крайне  слабую   доказательственную   базу,   представляемую
налоговыми   органами   в  арбитражные  суды  по  делам,  связанным  с
возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг).
     Одновременно отмечено  следующее.  В  настоящее время отсутствует
законодательное закрепление отказа в возмещении налога на  добавленную
стоимость (далее - НДС) при неперечислении поставщиком соответствующей
суммы налога в бюджет.  В связи с этим отказ в удовлетворении  исковых
требований  налогоплательщиков  - экспортеров о возмещении уплаченного
НДС,  предъявляемых с соблюдением порядка,  определенного статьей  165
Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  возможен  лишь  в  случае
установления в ходе судебного разбирательства факта недобросовестности
конкретного лица. При этом в соответствии с правилами судопроизводства
доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном
случае - налогового органа).
     Кроме того,   Конституционный   Суд   Российской   Федерации    в
определении  от  25.07.2001  N 138-О указал,  что по смыслу положения,
содержащегося в  пункте  7  статьи  3  Налогового  кодекса  Российской
Федерации,   в   сфере   налоговых   отношений   действует  презумпция
добросовестности налогоплательщиков.
     Следовательно, представление  отдельной  налоговой  декларации  и
документов,  обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов  и
возмещения  НДС  по  экспортным  операциям,  является  основанием  для
вынесения  налоговым  органом  решения  о   правомерности   применения
налоговой ставки и возмещения налога только в отношении добросовестных
налогоплательщиков.
     Определением Конституционного   Суда   Российской   Федерации  от
25.07.2001   N   138-О    предусмотрено,    что    для    установления
недобросовестности  налогоплательщиков  налоговые  органы  вправе  - в
целях  обеспечения  баланса  государственных  и  частных  интересов  -
осуществлять  необходимую  проверку  и предъявлять в арбитражных судах
требования,  обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски
о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства
всего полученного по таким сделкам,  как это предусмотрено в пункте 11
статьи  7  Закона  Российской  Федерации  от  21.03.1991  N  943-1  "О
налоговых органах Российской Федерации".
     Учитывая изложенное, в случае представления налогоплательщиками в
налоговые органы налоговой  декларации  и  документов,  обосновывающих
право  на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС при
экспорте товаров (работ,  услуг),  налоговые органы в соответствии  со
статьей  176 Налогового кодекса Российской Федерации проводят проверку
обоснованности применения налоговой ставки  0  процентов  и  налоговых
вычетов. В ходе проверки налоговые органы обязаны исследовать вопрос о
наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности.
     При выявлении   фактов,  свидетельствующих  о  недобросовестности
налогоплательщика,     налоговые     органы     обязаны     доказывать
недобросовестность      налогоплательщика      путем     представления
подтверждающих    документов    при    рассмотрении    судами    исков
налогоплательщиков,   связанных   с   возмещением  НДС  по  экспортным
операциям,  и исков налоговых органов  о  признании  недействительными
сделок  как  заключенных с целью,  противной основам правопорядка,  то
есть с целью незаконного  изъятия  денежных  средств  из  федерального
бюджета  либо  уклонения  от  конституционной  обязанности  по  уплате
налогов.
     Одновременно Министерство   Российской  Федерации  по  налогам  и
сборам обращает внимание,  что неперечисление НДС в бюджет поставщиком
налогоплательщика  -  экспортера  свидетельствует о недобросовестности
налогоплательщика в совокупности с другими фактами.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
                                                          С.Н. ШУЛЬГИН
5 июня 2002 г.
N ШС-6-14/793