ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА НА 2007 - 2009 ГОДЫ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА 5 февраля 2007 г. N 24 (Д) С целью развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Федеральной службы финансово-бюджетного надзора приказываю: Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2007 - 2009 годы. Руководитель С.Ю.ПАВЛЕНКО 5 февраля 2007 г. N 24 УТВЕРЖДЕНА Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 5 февраля 2007 года N 24 КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА НА 2007 - 2009 ГОДЫ Постоянно возрастающий объем информационного обмена в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор), информационное взаимодействие Росфиннадзора с государственными органами исполнительной власти, необходимость обеспечения защиты информации при передаче сведений конфиденциального характера и информационной безопасности при осуществлении Росфиннадзором функций, определенных в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278, выводит в разряд первоочередных задачу создания в 2007 - 2009 гг. единой информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора (далее - ИТКС Росфиннадзора). 1. Актуальность создания ИТКС Росфиннадзора Информационно-телекоммуникационная инфраструктура (далее - ИТ-инфраструктура) Росфиннадзора в ее текущем состоянии представляет собой разрозненные сегменты информационных систем и технических средств, предназначенных для решения локальных задач, и является сдерживающим фактором для повышения эффективности деятельности Росфиннадзора, что выражается в том числе: - в замедлении процессов принятия управленческих решений вследствие недостаточной эффективности организации документооборота и ограниченных возможностей оперативного получения необходимой информации; - в сложности осуществления контроля выполнения текущих контрольно-надзорных мероприятий без фиксации результатов в единой информационной системе, а также в сложности контроля исполнения поручений; - в трудоемкости производственных процессов: планирования контрольно-надзорных мероприятий; подготовки к проведению контрольно-надзорных мероприятий; подготовки отчетных материалов по результатам контрольно-надзорных мероприятий; реализации материалов контрольно-надзорных мероприятий, участие в которых предполагает значительные временные затраты работников Росфиннадзора. Анализ данных, полученных в результате обследования объектов ИТ-инфраструктуры Росфиннадзора - информационных систем и технических средств, а также изучение программно-аппаратной архитектуры действующей системы передачи и обработки данных в центральном аппарате Росфиннадзора и схем взаимодействия, показали актуальность задач по проектированию и созданию ИТКС Росфиннадзора. 2. Основные требования к созданию ИТКС Выполненные в 2005 - 2006 гг. проектные работы по созданию Автоматизированной системы планирования и сопровождения контрольной и надзорной деятельности Росфиннадзора и системного проекта информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора создали предпосылки для выполнения в 2007 - 2009 гг. работ по созданию ИТКС Росфиннадзора. 2.1. Ввод в эксплуатацию Автоматизированной системы планирования и сопровождения контрольной и надзорной деятельности Росфиннадзора. Проектные работы по созданию Автоматизированной системы планирования и сопровождения контрольной и надзорной деятельности Росфиннадзора (далее - Автоматизированная система) завершены. Исполнитель - ООО "Гарант-Парк-Интернет" представил отчетные материалы и готовый к эксплуатации программно-аппаратный комплекс из 5 серверов и установленного на них общесистемного и специализированного программного обеспечения. Согласованный план ввода Автоматизированной системы в эксплуатацию предполагает: - тестовую работу по обучающей программе с клоном Автоматизированной системы в шести территориальных управлениях Росфиннадзора; - доработку по результатам тестирования методических рекомендаций по работе с Автоматизированной системой; - работу по обучающей программе с тестовой версией Автоматизированной системы во всех территориальных управлениях Росфиннадзора в период до 31.03.2007; - работу с рабочей версией Автоматизированной системы во всех территориальных управлениях Росфиннадзора: подготовку к планированию деятельности на 2008 год; ввод информации в период до 30.06.2007. По результатам тестирования будет проведен анализ вопросов, замечаний, предложений и формализация задач на поддержку и развитие Автоматизированной системы в 2007 году, в том числе: - перенос в интегрированную базу данных Автоматизированной системы информации по контрольным мероприятиям: программы проверок; акты проверок; предписания, представления и другие документы по реализации материалов контрольных мероприятий, накопленные в территориальных управлениях Росфиннадзора; - создание интерактивных сервисов (форумы, конференции). По мере наполнения и актуализации информационной базы данных Автоматизированной системы становится возможной аналитическая работа: проведение выборок и создание отчетов. Работы по планированию контрольной и надзорной деятельности Росфиннадзора на 2008 год должны выполняться с использованием инструментария, предоставляемого Автоматизированной системой. 2.2. Создание ИТКС Росфиннадзора. Ввод в эксплуатацию Автоматизированной системы не решит в полной мере задачу развития информационного обеспечения деятельности Росфиннадзора, пока не будут решены вопросы быстрой и безопасной передачи данных в рамках территориально распределенной организационной структуры Росфиннадзора. При этом имеется ввиду, что Автоматизированная система является частью информационной инфраструктуры, а именно: информационной средой, которая объединяет специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных управлениях Росфиннадзора, и, одновременно, инструментом для работы. С этой точки зрения создание информационно-телекоммуникационной системы Росфиннадзора, актуальность которой обосновывается в результатах работы, выполненной ФГУП ЦИТиС, надо рассматривать как объединение информационной (Автоматизированная система и прочие прикладные программные продукты, используемые для автоматизации производственных процессов) и телекоммуникационной (телекоммуникационные узлы, транспортная сеть, средства защиты информации) составляющих с использованием современных информационных технологий и средств вычислительной техники. К основным задачам, которые должны быть решены при создании ИТКС Росфиннадзора, можно отнести: 1) построение центрального информационно-телекоммуникационного центра (далее - ИТЦ), отвечающего всем современным требованиям, который на первом этапе обеспечит гарантированный высокоскоростной электронный документооборот и доступ всех корпоративных пользователей сети к Автоматизированной системе, а на последующих этапах позволит расширить состав предоставляемых сервисов (например, путем внедрения средств IP-телефонии и видеоконференц-связи); 2) реализация функций защищенного электронного документооборота как в рамках внутренней ЛВС, так и в рамках обмена информацией с территориальными управлениями (организация VPN); 3) использование для организации обмена с территориальными управлениями сети общего пользования Интернет; расширение полосы пропускания канала доступа в Интернет как минимум до 100 Мб/сек.; 4) внедрение средств IР-телефонии; 5) внедрение средств видеоконференц-связи. 2.3. Стратегия реализации проекта создания ИТКС Росфиннадзора. Основным принципом при разработке системного проекта ИТКС Росфиннадзора было создание собственного независимого современного инструмента управления деятельностью Росфиннадзора. Именно с этих позиций рассматривалось объединение имеющихся разрозненных информационных продуктов и телекоммуникационных средств на единой информационной платформе, применение современных алгоритмов информационного взаимодействия со смежными структурами государственных органов исполнительной власти и коммерческими организациями, закладывались перспективы дальнейшего развития системы. 3. Система электронного документооборота Как правило, система электронного документооборота (далее - СЭД) предназначена для использования ее сотрудниками, осуществляющими работу с входящей и исходящей корреспонденцией, внутренними документами, а также осуществляющими контроль исполнения документов, и позволяет автоматизированными средствами решить наиболее актуальные делопроизводственные задачи: - ускорение прохождения (на этапах создания, согласования, регистрации, рассмотрения и исполнения) документов при работе с корреспонденцией; - обеспечение своевременной подготовки и направления ответов организации на запросы внешних корреспондентов; - исключение многократного тиражирования документов на компьютерах пользователей и сетевых ресурсах организации; - разгрузка трафика корпоративной сети благодаря устранению необходимости множественной рассылки одного документа; - сокращение ошибок доставки документов (поручений) при реализации (выполнении) заданных процедур прохождения конкретного документа (поручения) к каждому исполнителю; - налаживание и упрощение контроля за исполнительской дисциплиной и использованием трудовых ресурсов за счет автоматизированного отслеживания маршрута движения документов и исполнения поручений; - исключение потери документов; - проведение мониторинга процедур прохождения документов и поручений и анализа эффективности организации делопроизводства, и их оптимизация за счет осуществления статистического анализа исполнения поручений и формирования необходимых отчетов; - совершенствование средств надежного централизованного хранения и эффективного поиска документов. Вместе с тем важно понимать, что СЭД - это не только электронная канцелярия, но и среда создания, эволюции и движения документов в электронном виде, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Эффект от внедрения СЭД делится на две части: прямой эффект от внедрения системы, связанный с экономией средств на материалы (бумага, расходные материалы для оргтехники), рабочее время сотрудников и т.д., и косвенный эффект, связанный с теми преимуществами для функционирования организации, которые дает СЭД (прозрачность управления, контроль исполнительской дисциплины, возможность накопления знаний и др.). И хотя косвенный эффект оценить в общем случае очень сложно, тем не менее, этот эффект может существенно превышать непосредственную экономию от внедрения СЭД в виде неизрасходованной бумаги или уменьшения трудозатрат. Наличие конкурентного рынка систем электронного документооборота предполагает возможность выбора готового, настраиваемого под конкретные задачи программного продукта, и возможность внедрения СЭД в центральном аппарате Росфиннадзора (как минимум в виде пилотного проекта в нескольких управлениях) уже в 2007 году. 4. Механизмы реализации ИТКС Росфиннадзора Создание территориально-распределенной ИТ-системы, какой является ИТКС Росфиннадзора, предполагает применение системного подхода как в реализации проекта в целом, так и при поэтапном внедрении функционально завершенных объектов ИТ-инфраструктуры, и представляется осуществимым в рамках опытно-конструкторской работы, выполняемой под управлением системного интегратора, определяемого по итогам открытого конкурса. Принимая во внимание сложность и многообразие задач, которые предстоит решать в ходе создания, а затем и управления ИТКС Росфиннадзора, представляется целесообразным привлечение на условиях аутсорсинга ИТ-организаций для оказания консультационных услуг по системной интеграции и управлению ИТ-инфраструктурой Росфиннадзора. Мероприятия, включенные в этапы создания ИТКС Росфиннадзора и представленные в настоящих Предложениях, предполагают реализацию технических решений с применением минимально достаточного комплекта системообразующего оборудования и программного обеспечения, которое с течением времени будет не заменяться, а дополняться аналогичными элементами системы, что позволит защитить инвестиции и построить гибкую масштабируемую по производительности и иерархии информационно-телекоммуникационную систему. |